На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Стоимость товара и его цена

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3 
1. Стоимость товара и его цена…………………………………………………. 5 
1.1. Понятие и содержание стоимости товара……………………………...….. 5 
1.2. Величина стоимости товара ……………………………………………….13 
1.3. Понятие и сущность цены товара………………………………………… 16 
2. Содержание и функции закона стоимости…………………………………. 23 
3. Представления западных экономистов о стоимости и цене товара……….27

3.1. Теории западных  экономистов о стоимости и  цене товара………………27
3.2. Взаимосвязь  категорий стоимость и ценность  в теориях западных экономистов…………………………………………………………………...…32
Заключение ………………………………………………………………………36 
Список использованной литературы …………………………………………..38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Д. Рикардо отмечал: ничто не порождает так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость». Экономическая теория имеет дело с понятиями стоимость, полезность, ценность. Субординация этих понятий свидетельствует о том, что стоимость товара образуют затраты труда на его производство. Величина же стоимости определяется количеством труда, необходимым для производства данного товара.
     Развитие  взглядов на меру стоимости таково: А.Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Д.Рикардо – рабочее время для производства товара в худших условиях производства; К.Маркс – общественно-необходимое рабочее время – время на производство продукта при общественно-нормальный условиях производства (среднем уровне умелости и интенсивности труда).
          Ценность отличается от стоимости  тем, что дает ответ на вопрос  не только о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы.
     Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов использовался термин «ценность», а не «стоимость».
     Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей. По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо становится менее полезным.
     Рассмотрению  именно этих понятий и явлений  и пойдёт речь в данной контрольной работе.
     Предметом данной работы является экономические  категории стоимость и цена товара.
     Целью данной контрольной работы является рассмотрение сущности таких экономических  категорий, как стоимости и цены товара, эволюция взглядов на эти категории.
     Задачами  контрольной работы являются:
    рассмотрение понятия и содержания стоимости и цены товара;
    рассмотрение закона стоимости и его функций;
    обзор основных представлений западных экономистов о стоимости и цене товара.
     При написании работы были использованы следующие методы: описательный, исторический, логический, сравнительный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Стоимость товара и его цена.
 
      Понятие и содержание стоимости  товара
 
     Долгое  время в экономической жизни  людей господствовало натуральное  производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром [№3, 150].
     Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью. Продукт, предназначенный для собственного потребления, не может выступать в качестве товара. Купленная вещь, в свою очередь, перестает быть товаром. Она становится или средством производства или предметом потребления в зависимости от того, для каких целей используется. Если для производственного потребления, то это средства производства, если для личного — то это предметы потребления.
     Поэтому быть или не быть товаром — это  не естественное, а общественное свойство вещи. Только будучи предназначенной для продажи вещь приобретает особую экономическую форму — превращается в товар.
     Действительно, чтобы вещь купили на рынке, она должна быть полезной, причем полезной не для производителя данной вещи, а для покупателя. Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость [№6, 232].
     Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.
     Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).
     Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми он обладает. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы.
     Потребительная  стоимость реализуется в процессе потребления товара и проявляется  лишь в отношении человека к вещи, она не выражает никаких общественных отношений, т.е. отношений между людьми. Потребительная стоимость качественно различает товары, делает их несопоставимыми между собой, не позволяет количественно сравнивать товары.
     Для того чтобы вещь купили, требуются не только ее естественные свойства, связанные с качеством вещи, а общественные свойства вещи, связанные с тем, что она предназначена для обмена. Поскольку товар предназначен для продажи и покупки, он должен обладать способностью обмениваться на другие товары. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает их объективное равенство для обмена, поскольку товаровладельцы не могут субъективно приравнивать один товар к другому в любых пропорциях. Основой соизмеримости товаров при обмене могут быть только общие свойства, независимо от их качественной разнородности. В качестве такого общего свойства может выступать лишь труд, затраченный на их производство. Ведь все они есть продукты человеческого труда. Он воплощается в стоимости товара. Способность товара обмениваться на другой товар выражает наличие у каждого из них такого свойства, как стоимость [№9, 202].
     На  поверхности экономической жизни  общества, при купле-продаже товаров стоимость проявляется как меновая стоимость, т. е. как количественное соотношение, пропорция, в которой потребительная стоимость одного товара обменивается на потребительную стоимость другого товара или на деньги как меру стоимости. Меновая стоимость выражает способность товаров на рынке в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другие товары. Пропорции рыночного обмена товаров не случайны. В их основе лежат различия в затратах труда на производство тех или иных товаров.
     В данном случае имеются в виду не определенные, конкретные виды труда, которые качественно различны между  собой и которые обусловливают  особенности конкретных потребительных стоимостей, а труд в физиологическом смысле, т. е. затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека.
     «Если отвлечься от потребительной стоимости  товарных тел, - писал К. Маркс, - то у  них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости» [№1, 102].
     Меновая стоимость товара - это выражение стоимости одного товара в другом или форма стоимости, т. е. особый способ выражения стоимости товара. Форма стоимости изменяется в зависимости от ступеней исторического развития обмена. Выделяют следующие формы стоимости:
     1) простая, или случайная, форма  стоимости. На ранних ступенях  развития первобытного общества происходит только случайный, эпизодический обмен.
     Форма стоимости, при которой стоимость  одного товара выражается в другом единичном товаре, называется простой формой стоимости. Простая форма стоимости включает в себя два товара. Первый товар играет активную роль. Он выражает свою стоимость посредством своего отношения ко второму товару и представляет собой относительную форму стоимости. Второй товар играет пассивную роль, служит материалом для выражения стоимости первого товара. Он противостоит первому товару в качестве равной стоимости, или эквивалента. Он представляет собой эквивалентную форму стоимости.
     Никакой товар не может выразить свою стоимость  в самом себе. Его стоимость  выражается посредством другого  товара. Поэтому относительная форма стоимости невозможна без эквивалентной формы. Но и эквивалентная форма стоимости, в свою очередь, невозможна без относительной формы.
     С другой стороны, два элемента простой  формы стоимости взаимно исключает  друг друга. Каждый товар в данном меновом отношении играет роль либо относительной, либо эквивалентной формы стоимости. Он не может быть одновременно и той, и другой. Относительная и эквивалентная формы стоимости - это два полюса меновой стоимости.
     Содержание  обмена состоит в том, что через  обмен товарами люди (или целые общины) обмениваются своим трудом. Относительной стоимостью называется стоимость товара, выраженная в определенном количестве товара-эквивалента. Ее величина определяется следующими обстоятельствами:
    при неизменной стоимости одного товара относительная стоимость другого товара изменяется прямо пропорционально изменениям его собственной стоимости;
    при неизменной стоимости одного товара его относительная стоимость изменяется обратно пропорционально стоимости другого товара;
    при одновременных изменениях стоимости обоих товаров их относительные стоимости изменяются в зависимости от характера и степени изменения их стоимости;
    при одновременных изменениях стоимости обоих товаров в одинаковом направлении и в одинаковой степени их относительные стоимости остаются неизменными [№10, 251].
     Товар-эквивалент, как и любой товар, имеет свою особую потребительную стоимость. Однако роль товара-эквивалента состоит не в том, что он является потребительной стоимостью, а в том, что в нем выражается стоимость другого товара.
     Следовательно, для другого товара товар-эквивалент выступает как воплощение стоимости. Можно сформулировать следующие особенности эквивалентной формы стоимости:
    потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления своей противоположности - стоимости.
    конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности - абстрактного труда. Товар-эквивалент как потребительная стоимость есть продукт конкретного труда;
    частный труд, содержащийся в товаре-эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности - общественного труда.
     Противоречие  между потребительной стоимостью и  стоимостью товара, между конкретным и абстрактным трудом, между частным и общественным трудом получает внешнее проявление в простой форме обмена. В меновом отношении двух товаров - первый товар непосредственно выступает как потребительная стоимость, как продукт конкретного, частного труда, а второй товар противостоит ему как непосредственное воплощение стоимости, как результат абстрактного, общественного труда.
     Люди  перешли постепенно от случайного обмена к регулярному. Этому способствовало развитие разделения труда. На этой основе исторически сложились более развитая форма обмена и форма стоимости.
     2) полная, или развернутая, форма стоимости. Развернутая форма стоимости отличается от простой тем, что при ней предметами обмена являются многочисленные продукты общественного труда, а не два единичных продукта. Поэтому каждому товару, находящемуся в относительной форме стоимости, противостоит множество товаров-эквивалентов [№10, 252].
     Развернутая форма стоимости имела существенные недостатки:
    стоимость каждого товара не получала законченного выражения, так как число товаров-эквивалентов с развитием обмена могло бесконечно увеличиваться;
    стоимость товара не имела единообразного, общезначимого выражения, а получала многообразное и разнородное выражение. 
    Меновые пропорции сравнивать было нелегко;

    обмен одного товара на другие товары оказывался часто не возможным. Произведенный товар имел потребительную стоимость не для всех, а только для части членов общества [№2, 148].
     По  мере развития обмена из всей товарной массы стали стихийно выделяться отдельные товары. Они стали играть на местном рынке роль главных предметов обмена, общих эквивалентов. На них менялось все.
     С течением времени все члены общества стали выражать стоимость своих товаров в каком-то одном товаре, который в силу этого превращался во всеобщий эквивалент. Тем самым на смену развернутой форме стоимости пришла новая форма обмена.
     3) всеобщая форма стоимости. Она  характеризуется тем, что стоимость всех товаров выражается в одном всеобщем эквиваленте.
     При всеобщей форме стоимости множеству  товаров, находящихся в относительной форме стоимости, противостоит один всеобщий эквивалент. Однако роль всеобщего эквивалента не закрепилась сразу исключительно за одним товаром. Она выполнялась то одним, то другим товаром. Причем на различных местных рынках и на каждом из них в различное время всеобщим эквивалентом служили разные товары.
     В результате дальнейшего развития обмена из двух или нескольких товаров, игравших попеременно роль всеобщего эквивалента, выделился один товар, который стал играть эту роль уже постоянно. Так возникла новая, самая развитая форма стоимости - денежная форма стоимости.
     Денежная  форма стоимости самая развитая и прогрессивная форма стоимости. Это обусловлено тем, что всеобщий эквивалент сросся с натуральной формой золота. В этой форме все обыкновенные товары находятся в относительной форме стоимости. А в эквивалентной форме находится только золото. Закрепление денежной формы стоимости за золотом стало возможным потому, что оно раньше противостояло другим товарам как обыкновенный товар [№10, 253].
     Переход всеобщего эквивалента к золоту, а в ряде стран и к серебру, объясняется рядом обстоятельств. Видное место среди них занимают природные свойства золота и серебра. Они легко делятся и соединяются, хорошо сохраняются, при небольшом объеме и весе обладают высокой стоимостью. Но природные свойства не придают этим металлам свойств и функций всеобщего эквивалента. Они приобретают их в силу отношений обмена, когда все товары выражают свои стоимости в золоте. Именно поэтому золото (и серебро) приобрело свойства и функции денег [№4, 138].
     Таким образом, стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость. Каждый товар имеет две стороны - потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость и стоимость товара составляют единство, и одна без другой существовать не могут: если товар утрачивает свою потребительную стоимость, он вместе с ней утрачивает и стоимость. Товар как единство потребительной стоимости и стоимости по природе своей двойствен, противоречив.
     Различия  между потребительной стоимостью и  стоимостью заключаются в следующем:
     1. потребительная  стоимость товара определяется  его естественными свойствами, стоимость  - общественными отношениями;
     2. потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми;
     3. потребительная стоимость существует  во всяком обществе, стоимость  - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях;
     4. потребительная стоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми [№12, 288].
     Двойственность  товара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не является потребительной стоимостью, производитель  заинтересован в реализации его  стоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара как стоимости может произойти только в том случае, если товар будет признан как общественно полезная вещь, станет общественной потребительной стоимостью.
     Двойственность  товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя - труд каждого из них является одновременно конкретным и абстрактным.
     Конкретный труд - это труд определенного вида, характеризующийся применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций и определенными профессиональными знаниями, приемами и навыками работников. Конкретный труд является источником потребительных стоимостей. Он существует на всех этапах развития общества, во всех общественно-экономических формациях, так как обеспечивает любое общество всеми необходимыми для его существования благами.
     Вместе  с тем в физиологическом смысле любой труд - это затраты человеческой энергии: мускульной, нервной, умственной. Такой качественно однородный труд, выступающий как простая затрата  физиологической энергии человека (или любой другой энергии) без конкретной формы проявления этой затраты, называется абстрактным трудом. Воплощенный в товаре абстрактный труд есть его стоимость.
     Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфическая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая общественные производственные отношения между обособленными товаропроизводителями [№5, 173].
     Таким образом, стоимость выражает исторически  определенные производственные отношения  людей, при которых взаимный обмен деятельностью происходит на основе обмена товаров в соответствии с затратами абстрактного труда на их производство. 

      Величина  стоимости товара
 
     Рабочее время, которое затрачивает на производство товаров отдельный товаропроизводитель, называется индивидуальным рабочим временем. Однако стоимость товара не может определяться этим временем.
     Величина  стоимости товара измеряется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда. Под общественно необходимыми затратами труда понимаются средние затраты рабочего времени у тех товаропроизводителей, которые производят основную массу продукции данного вида, работая в общественно нормальных условиях производства, при средней квалификации работника и средней интенсивности труда. Эти затраты и выступают в качестве того общественного норматива, который формирует стоимость товара и учитывается при определении пропорций обмена одного товара на другой.
     Если  бы стоимость товара определялась овеществленным в этом товаре индивидуальным трудом товаропроизводителя, то самый ленивый был бы самым богатым, поскольку бы он тратил больше других времени на изготовление товара. При продаже товаров по индивидуальным затратам труда он получил бы больше дохода, чем более прилежные работники, на что общество, естественно, пойти не может. Кроме того, сами товары оказались бы несопоставимыми при обмене, поскольку индивидуальные затраты труда у различных товаропроизводителей на производство одного и того же товара, как правило, не совпадают. В результате было бы невозможно осуществлять обмен товаров на эквивалентно-возмездной основе. Поэтому обмен результатами деятельности в товарном производстве осуществляется не на основе фактически затраченного времени тем или иным производителем, а путем приведения неодинаковых по величине индивидуальных затрат их труда к общественно-необходимым затратам, выступающим в качестве общественного норматива эквивалентного возмещения затрат при обмене одного товара на другой [№7, 235].
     Действительно, лишь общественно необходимое рабочее время может выступать в роли общественного норматива при рыночной оценке труда, в который производители товаров должны укладываться, если хотят участвовать в создании стоимости этих товаров и извлекать прибыль. Лишние затраты труда не создают стоимости, т. е. не признаются рынком, отсекаются им формировании стоимости товаров, где при их обмене предполагается эквивалентное возмещение затрат.
     Если  труд тратится на производство продукции, которая не пользуется спросом покупателя из-за того, что она не отвечает его потребностям, то этот труд также не участвует в формировании стоимости продукции. Более того, общество не признает и те затраты труда, которые пошли на производство продукции, произведенной сверх общественной потребности в ней. Труд создает стоимость лишь в той мере, в какой он соответствует структуре общественной потребности и способен удовлетворить эту потребность. Тем самым механизм формирования стоимости продукции как бы ставит экономические барьеры перед бесполезным растрачиванием общественного труда, бесхозяйственностью, выпуском не пользующейся спросом продукции, и в этом его огромное экономическое значение.
     На  величину стоимости товара оказывает  влияние и степень сложности труда, для выполнения которого необходимо предварительное обучение.
     Сложный труд следует рассматривать как  умноженный или возведенный в степень простой труд, поскольку в него входят затраты труда, необходимые для обучения. Труд, вооруженный знаниями, создает большую стоимость, чем простой труд, "не обремененный" этими знаниями [№8, 148].
     Конечно, пропорции обмена зависят не только от стоимости вещи и соответственно от общественно-необходимых затрат на производство товаров, но и от субъективной оценки покупателем свойств того или иного товара. Но она влияет не на стоимость товара, которая является его объективным свойством, а на его цену, на отклонение последней вверх или вниз от стоимости, на ценность вещи в глазах потребителя в зависимости от предельной полезности для данного потребителя этой вещи, их редкости и степени насыщенности ими рынка, но не на стоимость этой вещи.
     Величина  стоимости единицы товара обратно  пропорциональна производительности труда, которая измеряется затратами труда на единицу продукции или количеством потребительных стоимостей (продукции) производимых в единицу времени. Более производительный труд за данный промежуток времени всегда создает большую стоимость, чем менее производительный. Если растет производительность труда, то увеличивается количество единиц продукции, произведенное за данное количество рабочего времени. В результате снижается стоимость единицы продукции, и наоборот. Стоимость продукции растет, если падает производительность труда. Величина же общей стоимости всех товаров не зависит от производительности труда. Она остается неизменной на данный отрезок времени [№10, 251].
     Иная  зависимость стоимости и интенсивности  труда, которая измеряется затратами труда в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Величина стоимости общей массы товаров растет прямо пропорционально уровню интенсивности труда, т. е. массе затраченного труда. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продукции и создает большую величину стоимости в единицу времени. Величина же стоимости единицы продукции не зависит от роста интенсивности труда. Она остается прежней, поскольку сохраняется прежняя величина общественно необходимых затрат труда на единицу продукции. 

      Понятие и сущность цены товара
 
     Цена - это историческая экономическая категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения.
     Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К.Марксом. Он предложил  ставшее классическим определение  цены как денежного выражения стоимости: «Цена, взятая сама по себе, есть не что иное, как денежное выражение стоимости». «Цена товара есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».
     Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.
     Цена  товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.
     Величина  цены товара определяется:
     1.      стоимостью самого товара;
     2.      стоимостью денежного материала (золота);
     3.      соотношением спроса и предложения.
     Превышение  спроса над предложением вызывает повышение  величины цены над стоимостью, а  превышение предложения над спросом  ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества [№11, 176].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.