На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Порядок составления отчета о движении денежных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Назначение  отчета о движении денежных  средств.
2. Порядок составления отчета о движении денежных средств
2.1. Структура отчета о движении денежных средств.
2.2. Методы составления отчета о движении денежных средств.
2.3. Автоматизация составления отчета о движении денежных средств.
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность дает информацию для принятия управленческих решений. Формирование бухгалтерской отчетности является одной из главных задач бухгалтерского учета, а отчет о движении денежных средств является одной из составляющих бухгалтерской финансовой отчетности.
В России данный отчет не является обязательным, а рассматривается лишь как часть  пояснений к годовой отчетности и может не представляться в составе промежуточной отчетности, по МСФО же данная форма является основной и должна представляться за каждый период, за который составляется финансовая отчетность.
Данный  отчет необходим как руководителям  для контроля над денежными потоками, так и сторонним инвесторам и акционерам, которые на основании этого отчета могут делать выводы об управлении ликвидностью фирмы, о ее доходах и способности фирмы привлекать значительные суммы денежных средств.
Отчет о движении денежных средств подразделяет денежные поступления и выплаты на три основные категории: текущая деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Группировка потоков денежных средств по этим трем категориям позволяет отразить влияние каждого из трех основных направлений деятельности фирмы на денежные средства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры и содержания отчета о  движении денежных средств, а основными  задачами – изучение назначения, общей  структуры отчета, правил заполнения каждого раздела отчета и сравнения особенностей формы №4 в МСФО и в российских стандартах. 
 
 
 

1.Назначение  отчета о движении  денежных средств
Данные, содержащиеся в отчете о движении средств, дополняют информацию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках информацией о способности организации привлекать и использовать денежные средства. Если баланс отражает финансовое положение организации на определенный момент (конец отчетного периода), то отчет о движении средств поясняет изменения, происшедшие с денежными средствами за период от одной даты составления отчетности до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности организации, которая является основным фактором, изменяющим состояние денежных средств.
В мировой  практике отчет о движении денежных средств стал одним из основных документов бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку информация о движении денежных средств организации полезна в качестве базы для оценки ее способности привлекать и использовать денежные средства.
Все показатели, характеризующие денежные поступления  и выплаты, объединены в три подраздела:
  ·  движение денежных средств по текущей деятельности;
  ·  движение денежных средств по инвестиционной деятельности;
  ·  движение денежных средств по финансовой деятельности.
Суммарное воздействие трех денежных потоков  определяет изменение за период, которое  выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств.
Сведения  о движении денежных средств, учитываемых  на соответствующих счетах учета  денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных счетах, валютных, специальных счетах, отражают нарастающим итогом с начала года в валюте Российской федерации.
В случае наличия денежных средств в иностранной  валюте сначала составляют расчет в  этой валюте по каждому её виду, затем данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитывают по курсу Центробанка России на дату составления отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.
При формировании данных отчета о движении денежных средств необходимо иметь в виду следующее:
  ·  Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели, в соответствии с предметом и целями такой деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работа, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.;
  ·  Инвестиционной является деятельность организации, связанная с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и иных ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.
Сведения  о движении денежных средств, связанных  с инвестиционной деятельностью, особенно важны, поскольку они отражают расходы, произведенные в отношении ресурсов, которые, как предполагается, создадут в будущем прибыль и движение денежных средств.
  ·  Финансовой считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций.
В отчете о движении денежных средств, в каждом разделе сначала отражаются показатели, характеризующие поступление денежных средств, а затем – их расход. Информация о расходе денежных средств отражается в круглых скобках.
При представлении  данных о движении денежных средств  в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в каждой указанной части деятельности должны быть приведены чистые денежные средства от продажи товаров, продукции, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, получение авансов, бюджетных средств и средств иного целевого финансирования, кредитов, займов, дивидендов, процентов по финансовым вложениям и прочим поступлениям, направление денежных средств на оплату товаров, продукции, работ, услуг, на оплату труда, на отчисления в государственные внебюджетные фонды, на выдачу авансов, на финансовые вложения, на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам, на расчеты с бюджетом, на оплату процентов по полученным кредитам и займам и прочие выплаты и перечисления.
Следует иметь в виду, что в расшифровках движение денежных средств, связанное  с выплатой (получением) процентов и дивидендов, а также с результатами чрезвычайных обстоятельств, должно раскрываться раздельно. Данные о движении денежных средств в связи с налогом на прибыль и другими аналогичными обязательными платежами должны отражаться в отчете раздельно в составе данных по текущей деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с инвестиционной или финансовой деятельностью.
При поступлении  денежных средств от продажи иностранной  валюты (включая обязательную продажу) на счета в кредитных организациях или в кассу соответствующие суммы отражают в составе данных по текущей деятельности как поступление денежных средств от продажи основных средств и иного имущества. При этом сумму проданной иностранной валюты включают в данные, характеризующие расходование денежных средств по текущей деятельности, по соответствующему направлению расходования.
При приобретении иностранной валюты перечисленные  денежные средства включают данные по текущей деятельности по соответствующему направлению. Поступление приобретенной  иностранной валюты отражают также по текущей деятельности раздельно или в составе других поступлений (кроме как от продажи основных средств и иного имущества).
Также при заполнении формы №4 следует  обратить внимание на следующие особенности:
  1.  Выплата дивидендов отражается как расходы по текущей деятельности, поэтому и налоги, удерживаемые с сумм выплачиваемых дивидендов и перечисляемые в бюджет, также отражаются в разделе «Движение денежных средств по текущей деятельности» по строке «Денежные средства, направленные на расчеты по налогам и сборам»
  2.  Перечисленные денежные средства на приобретение иностранной валюты следует отражать как движение денежных средств по текущей деятельности, выбирая строки в зависимости от целей приобретения валюты. Например, если иностранная валюта приобретается для целей отплаты товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов, то оборот по сумме израсходованных средств отражается в отчете о движении денежных средств только один раз, а не дважды – вначале отток рублевых средств для приобретения валюты, а затем отток валюты для приобретения оборотных активов.
В качестве суммы дохода или расхода следует  отражать сумму, полученную путем умножения  суммы приобретенной валюты на курс этой валюты на 31 декабря отчетного  года. Возникающая при этом разница между рублевой суммой, перечисленной на приобретение валюты, и суммой, полученной вышеуказанным способом, отражается в зависимости от арифметического знака как прочие доходы или прочие расходы по текущей деятельности.
Таким образом, решается проблема двойного счета рублей и валюты, которая искажала реальные денежные потоки, так как при направлении средств на приобретение валюты реального оттока денежных средств не возникает, а изменяется только «название» денег.
  3. Аналогичная ситуация с движением денежных средств при продаже иностранной валюты. В форме №4 следует отражать сумму, эквивалентную сумме, поступившей иностранной валюты, пересчитанной по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Разница между суммой фактически поступивших рублевых средств от продажи валюты на расчетный счет отражается как прочие расходы или доходы по текущей деятельности.Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» утверждена приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н. Как и другие формы бухгалтерской отчетности, она является рекомендуемой. Это значит, что организации на основе типового образца разрабатывают собственную форму и утверждают ее при формировании учетной политики либо используют образец, рекомендованный Минфином, и при необходимости удаляют из него ненужные строки. Решение об использовании формы Минфина должно быть зафиксировано в учетной политике. В отчете о движении денежных средств представляются данные прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств.
Данные  этого отчета должны характеризовать  изменения в финансовом положении  организации в разрезе каждого  вида деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  

2.1 Структура отчета о движении денежных средств  

Отчет состоит из трех разделов: движение денежных средств в результате операционной деятельности, движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности и движение денежных средств в результате финансовой деятельности, а также нескольких «итоговых» строк. Необходимо обратить внимание на два немаловажных нюанса, которые могут сыграть значительную роль при заполнении этой отчетной формы.
Во-первых, при проведении подобной классификации  необходимо помнить, что она достаточно условна. Ведь если предприятие создано исключительно для занятия инвестиционной деятельностью (например, купли-продажи ценных бумаг), то для него такая деятельность будет являться операционной и найдет отражение при заполнении раздела I. Продажа же «обычным» производственным предприятием части акций, которыми оно владеет, является составной частью его инвестиционной деятельности. Расход и поступление денежных средств, в результате такой операции должны найти отражение в разделе II.
Во-вторых, поскольку основанием для заполнения отчета являются показатели, как бухгалтерского учета, так и других форм финансовой отчетности, «нестыковок» в связи с разделением операций между соответствующими видами деятельности не возникнет только в том случае, если предприятие правильно ведет бухгалтерский учет.
Например, предприятие приобрело и реализовало  в отчетном периоде два векселя, то есть осуществило операцию, имеющую  непосредственное отношение к инвестиционной деятельности.
В бухгалтерском  учете такая операция должна отражаться на счетах «Доход от реализации финансовых инвестиций» и «Себестоимость реализованных финансовых инвестиций», в Отчете о финансовых результатах — в строках «Прочие доходы» и «Прочие расходы», а в Отчете о движении денежных средств — в строках «Реализация финансовых инвестиций» и «Приобретение финансовых инвестиций». Кроме того, если существует дебиторская или кредиторская задолженность, связанная с осуществлением этой операции, это тоже соответствующим образом будет учтено при составлении Отчета о движении денежных средств. Но на практике часто можно встретить иной подход к отражению в учете подобных операций (чаще он характерен для тех предприятий, которые сталкиваются с такими «нестандартными» для себя операциями очень редко и в большинстве случаев не по своей воле).
Например, доход от реализации векселей может быть отражен как доход от реализации прочих оборотных активов. Соответственно, расходы, связанные с осуществлением такой операции, найдут свое отражение в составе прочих расходов операционной деятельности. Таким же образом заполняется и Отчет о финансовых результатах. При составлении Отчета о движении денежных средств бухгалтер пытается применить к такой операции правильный подход, расценивая ее как инвестиционную деятельность. Здесь и начинают сказываться те или иные издержки «не совсем правильного» отражения такой операции в бухгалтерском учете, что мешает бухгалтеру выйти на правильный результат при заполнении формы № 3. Для того, чтобы избежать таких нестыковок, достаточно попросту сохранить при составлении Отчета о движении денежных средств тот подход, который был применен к соответствующей операции изначально.
Заполнение  отчета начинается с перенесения в «Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения» показателя Отчета о финансовых результатах.
Дальнейшее заполнение Отчета о движении денежных средств, по сути, будет направлено на то, чтобы определенным способом проследить влияние на соотношение показателей «Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения и «Чистое движение денежных средств за отчетный период» тех изменений, которые произошли в структуре активов, обязательств и собственного капитала предприятия за отчетный период.
Для этого  необходимо получить три своего рода промежуточных результата, алгебраическая сумма которых и является чистым движением денежных средств за отчетный период: «Чистое движение денежных средств от операционной деятельности», «Чистое движение денежных средств от инвестиционной деятельности» и «Чистое движение денежных средств от финансовой деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы составления отчета о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств необходим  как руководителям для контроля над денежными потоками, так и  сторонним инвесторам и акционерам, которые на основании этого отчета могут делать выводы об управлении ликвидностью фирмы, о ее доходах и способности фирмы привлекать значительные суммы денежных средств. Проанализируем основные принципы составления отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО.
Правила составления отчета о движении денежных средств установлены МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств", согласно которому отчет должен содержать информацию о денежных потоках компании в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Для составления отчета в части операционной деятельности МСФО 7 допускает использование двух методов: прямого и косвенного. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом.
Прямой  метод составления  отчета.
При использовании прямого метода раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и валовых денежных платежей. Информация об основных видах денежных поступлений и платежей может быть получена:
  1. Из учетных записей компании.
  2. Путем корректировки продаж, себестоимости продаж (доходов в виде процентов, расходов на выплаты процентов и аналогичных расходов для финансовых учреждений) и других статей в отчете о прибылях и убытках с учетом:
  - изменений в запасах и операционной  кредиторской и дебиторской задолженностях в течение периода;
  - других не денежных статей;
  - прочих статей, ведущих к возникновению  инвестиционных или финансовых  денежных потоков.
Из учетных  записей в этом случае специалисты, ответственные за формирование отчетности, анализируют учетные регистры по движению денежных средств и классифицируют денежные потоки по видам деятельности (операционной, финансовой или инвестиционной) и по статьям движения денежных средств («Закупка товаров», «Выплата зарплаты», «Погашение кредитов» и т. д.).
Путем корректировки статей отчета.
Большинство предприятий ежедневно осуществляют огромное количество денежных операций, поэтому их довольно трудно анализировать  и классифицировать. Проще принять  за основу данные, уже отраженные в  учете по методу начисления, которые использовались при составлении отчета о прибылях и убытках и баланса.
При составлении  отчета о движении денежных средств  нужно исключить влияние не денежных статей («Амортизация», «Резервы») и  учесть изменение активов, капитала и обязательств компании.
Косвенный метод составления  отчета
Согласно  МСФО 7 при использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток корректируются с учетом результатов  операций не денежного характера, любых  отсрочек или начислений прошлых  периодов или будущих операционных денежных поступлений платежей и статей доходов или расходов, связанных с инвестиционными или финансовыми потоками денежных средств. Косвенный метод раскрывает движение денежных средств от операционной деятельности (чистый приток или отток), а валовые поступления и выбытия денежных средств не анализируются и соответственно не классифицируются по статьям движения денежных средств.
Корректировки чистой прибыли во многом схожи с  корректировками доходов и расходов на суммы, рассчитанные по кассовому методу при построении отчета о движении денежных средств прямым методом. Но поскольку в данном случае за основу берется чистая прибыль, необходимы дополнительные корректировки.
Согласно  стандарту МСФО при подготовке отчета о движении денежных средств рекомендуется использовать прямой метод.
Но мне, честно говоря, это не совсем понятно  — гораздо удобнее использовать косвенный метод. К тому же он дает наглядное представление об изменении  оборотного капитала компании. При  выборе метода составления отчета нужно исходить из того, для кого этот отчет готовится (для инвестора, банка, собственника). На практике приходи лось сталкиваться с ситуацией, когда отчет о движении денежных средств, подготовленный косвенным методом, некоторые банки не понимали и просили использовать более традиционную для российских компаний методику.
Практика  показывает, что отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом, более понятен и лучше  воспринимается руководителями и акционерами, не являющимися профессиональными финансистами.
Немаловажным  фактором при выборе метода составления  отчета о движении денежных средств  является доступность данных, удовлетворяющих  основным требованиям МСФО. Зачастую информацию, необходимую для заполнения статей раздела "Операционная деятельность" прямым методом, очень сложно выделить из совокупного денежного потока компании. Кроме того, при выборе метода нужно руководствоваться следующим принципом — затраты на получение информации не должны превышать ценность этой информации.
Согласно МСФО 7 отчет о движении денежных средств должен объяснять причины изменения сумм денежных средств и их эквивалентов. К денежным средствам относятся наличные деньги и вклады до востребования, а к эквивалентам — краткосрочные высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности. К ним могут быть отнесены, например, инвестиции в финансовые инструменты (за исключением банковских овердрафтов).
Кроме того, в соответствии с МСФО в примечании к отчету о движении денежных средств должна раскрываться информация об операциях не денежного характера, оказывающих значительное влияние на инвестиционную и финансовую деятельность компании. Примерами таких операций являются эмиссия акций с целью приобретения активов, конвертация долговых обязательств в акции (трансформация долга в капитал), заключение договора аренды на значительную сумму (приобретение актива на условиях капитальной аренды), а также товарообменные (бартерные) сделки.
Для проведения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия в отечественной и зарубежной практике широко используются различные формы отчетности – бухгалтерская (баланс предприятия), финансовая (отчет о прибылях и убытках) и налоговая (по видам налогов). Помимо них важная роль отводится отчету о движении денежных средств и отчету о движении собственного капитала.
Однако  основной недостаток такого подхода  заключается в том, что та или  иная форма отчетности анализируется  обособленно и без привязки к другим формам. Получается, что эти формы существуют как бы сами по себе, хотя взаимосвязь между формами через общие элементы очевидна, но выражена довольно слабо. В то же время современному предпринимателю, инвестору и акционеру, а также директору предприятия и руководителю финансово-экономической службы необходимо знать все о своем бизнесе исключительно в оперативном режиме – в данный момент времени. Традиционные формы отчетности для этого явно не подходят. И не только потому, что довольно громоздки и составляются раз в квартал. Главное - они не позволяют воссоздать целостную картину финансовой ситуации, поскольку каждая из этих форм характеризует лишь отдельные стороны и аспекты деятельности предприятия. А поэтому для оперативного анализа нужен не набор форм отчетности, а всего лишь один емкий по содержанию и обобщению документ.
Таким документом мог бы стать шахматный  бухгалтерский баланс, поскольку  представляет собой единый информационный источник, составляется на одном и  том же предприятии, с учетом одних и тех же хозяйственных операций. Этому балансу, прежде всего, присуща системность, а поэтому в нем можно выделить различные формы отчетности в увязке друг с другом. Но шахматный баланс не приспособлен для чтения и, тем более, для анализа, довольно специфичен и не удобен в применении.
Кроме того, разнообразие форм отчетности, их особенности и содержание, с одной  стороны, а также умение их заполнять, читать и анализировать, с другой стороны, требуют определенных навыков  и знаний из финансового менеджмента, бухгалтерского и налогового учета.
Разумеется, целесообразность существования таких  форм отчетности не подвергается сомнению, поскольку их наличие объективно обусловлено. Но так ли эти формы  доступны, читабельны и понятны, прежде всего, директору предприятия, акционерам и инвесторам, а в более широком смысле – неспециалистам в области бухгалтерского учета? Ответ очевиден: потеря системности и разобщенность этих форм в силу прозрачности связующих звеньев, сложности при заполнении и работе с ними не способствуют пониманию финансово-экономического состояния предприятия.
Необходимо  отметить, что в зарубежной практике была осуществлена попытка воссоединения  форм отчетности с целью укрепления взаимосвязи между ними и упрощения  анализа финансово-экономического состояния предприятия. Эта обобщенная форма известна как «Матрица Мобли». В результате получается сводный документ, в котором бухгалтерский баланс предприятия увязывается и с отчетом о прибылях и убытках, и с отчетом о движении денежных средств, а в качестве компенсатора выступает регулирующий столбец, причем эти формы отчетности изображаются вертикально. Взаимосвязь между формами становится наглядной, видны общие элементы, входящие в разные формы отчетности.
При этом любые изменения в одной форме, безусловно, приводят к изменениям и в других формах. Но тем не менее, таблица «Мобли» не получила широкого применения, несмотря на оригинальность идеи. Основной недостаток, на наш взгляд, состоит в определенной искусственности данной таблицы, сложностях заполнения, в понимании экономического смысла регулирующего столбца.
Вследствие  этого необходима разработка унифицированного аналитического баланса как единого  документа, с помощью которого можно  осуществлять анализ финансово-экономического состояния и управление экономикой предприятия в реальном режиме времени. В свою очередь, его формат, содержание и практическое назначение должны отвечать следующим требованиям:
  1) данный баланс является сводным  документом внутренней отчетности, анализа и аудита (оценка состояния  бизнеса по видам деятельности, подразделениям, отдельным бизнес - единицам);
  2) составляется на базе бухгалтерской  информации и в оперативном  режиме времени (автоматизированный  контроль, учет и анализ данных  за любой период времени –  день, неделя, месяц, квартал, год);
  3) содержит актуальную информацию (своевременная обработка входящих  данных с учетом достигнутого  уровня их аналитики и детализации);
  4) дает представление о размещении  имущества предприятия (движение  активов и капитала, выявление  ошибок, отклонений и диспропорций);
  5) воссоединяет официальные формы  отчетности (с сохранением их  индивидуальности, но с отдельными  редакционными изменениями);
  6) раскрывает существующую взаимосвязь  между формами отчетности (общие  элементы и связующие звенья);
  7) ориентирован на неспециалистов в области бухгалтерского учета (компактность, читабельность, простота составления);
  8) используется при принятии управленческих  решений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.