На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дефицит бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное агентство по образованию
   Государственное образовательное учреждение
   Высшего профессионального образования 
   Дагестанский  государственный технический университет 

   Факультет «Информационные  системы»
   Кафедра «Экономическая теория» 
 

   

   по  экономике 

   На  тему: "Дефицит бюджета"
   Автор работы: Манцаев Т.Д. группа И-011 факультет ИС.
   Специальность: "Прикладная информатика в экономике"
   Руководитель: Юсуфова А.М.
   Работа  защищена. Оценка _______________  

   Махачкала 2011
 

   
Содержание
Введение 5
1. Бюджетный дефицит и государственный долг: понятие, сущность 7
1.1 Понятие и виды  бюджетного дефицита 7
1.2 Концепции регулирования  бюджетного дефицита 12
1.3 Сущность и виды  государственного  долга 15
2. Причины возникновения задолженности государства и 21
2.1 Причины возникновения  бюджетного дефицита 21
2.2 Способы сокращения  бюджетного дефицита  и пути его 24
2.3 Государственный  долг: причины возникновения  и последствия 30
Заключение 34
Список литературы 36 

    
 

Введение

 
   Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики является государственный  бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее  звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы) в  их действии.
   Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет - часть сводного финансового плана  страны, имеющий силу закона, так  как проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом (в рыночных странах: парламент  страны, штата или муниципальное  собрание).
   Государственный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда  денежных средств государства. Как  только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их балансирования. Бюджетный  дефицит, - превышение расходов над  доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства  развитых стран.
   Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует  рассмотрения его как объективной  экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому  в данной работе необходимо рассмотреть  теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды.
   Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.
   Долговое  финансирование бюджетных дефицитов  порождает государственный долг, который определяется как сумма  задолженности страны своим или  иностранным юридическим и физическим лицам.
   Главная цель данной курсовой заключается в  выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления, раскрытие понятия государственного долга, анализ его динамики и возможные  способы управления этими показателями.
   В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетного дефицита, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего  и внешнего. Рассматриваются различные  точки зрения на определение данной экономической категории. Во второй главе определяются причины возникновения  задолженности государства и  основные источники ее покрытия.
   Материалом  для данной работы служили конкретные показатели бюджета,  различные статистические материалы, предоставленные Министерством  финансов и Министерством статистики и анализа РФ. Также при написании  данной работы была использована современная  экономическая литература, статьи периодической  печати и материал, опубликованный в Internet.
 

1. Бюджетный дефицит  и государственный  долг: понятие, сущность

 
1.1 Понятие и виды  бюджетного дефицита 

   Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для  финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной. Соответствие их называется “балансом дохода".
   В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами - дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета.
   В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом".
   Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превысили доходы. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
   Если  обозначить государственные расходы  буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T, то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.
   Характерным для бюджетного дефицита РФ является несоответствие плановых показателей  на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок  Закона о бюджете.
   Одна  из основных проблем в данной области - эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся  на грани выживания, и реального  возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета  доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать  расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе  налоговой, дисциплины и подрыву  авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных  источников, то она является весьма актуальной.
   В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую  политику - политику бюджетного дефицита.
   Признание эффективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует  рассмотрения ее как объективной  экономической категории и изучения законов ее развития.
   Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
   Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с  целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства.
   Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово - хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. в этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно - финансовой системы, корректировке бюджетной  политики.
   В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом  чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и прочее), когда средств  и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
   Различным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют различные типы бюджетных  дефицитов или излишков. Изменение  величины сальдо государственного бюджета  может происходить как на основе действия так называемых "встроенных стабилизаторов" экономики (циклический  дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой  политики (структурный дефицит).
   Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система  налогообложения, система государственных  трансфертов (в том числе страхование  по безработице) и система участия  в прибылях.
   Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко  оценивается как разность между  фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени  циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
   Характеризуя  виды бюджетных дефицитов, стоит  упомянуть, что в теории различают  активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением  государственных доходов в результате падения экономической активности.
   В экономической литературе можно  встретить следующие понятия:
    операционный дефицит, который представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;
    первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени;
    квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
   К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями  избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным  долгом, а также финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки  пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты  рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным  Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.
   Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и  государственного долга, что нередко  делается целенаправленно, а так  же в рамках "жесткого" курса  на ежегодно сбалансированный бюджет. 
 
 
 

1.2 Концепции регулирования  бюджетного дефицита 

   Первая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До "Великой депрессии" 30-х годов  ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно  считался желанной целью государственных  финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  ежегодно балансируемый бюджет в  основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность  фискальной политики государства, имеющей  антициклическую, стабилизирующую  направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый  бюджет на самом деле углубляет колебания  экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с  длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления  в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее  сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример, как стремление ежегодно балансировать  бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что  следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод: ежегодно балансируемый  бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной  поправки, предусматривающей ежегодное  балансирование бюджета.
   Вторая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в  ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и  одновременно стремиться сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован  в ходе экономического цикла. Попробуем  обосновать это. Для того, чтобы противостоять  спаду, правительство должно снизить  налоги и увеличить правительственные  расходы, тем самым сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема  правительство повышает налоги и  правительственные расходы. Возникающее  на этой основе положительное сальдо (saldo — расчёт, остаток) бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в дано концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть не одинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
   Третья  концепция связана с идеей, так  называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей о  сбалансировании бюджета - на ежегодной  или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных  финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим  и все возрастающим государственным  долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные  с государственными дефицитами или  излишками, малозначимы в сравнении  с более нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежного  хозяйства страны. Такая политика предполагает:
    наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
    контроль над развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
    выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
   Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов  бюджетный дефицит во Франции  составлял 9,6% от ВВП, в США - 11,6%, в  ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2%. Однако, при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для "богатых" в экономическом отношении стран.
 

1.3 Сущность и виды  государственного  долга 

   Государственный долг - это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мирах, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
   В соответствии с традиционной точкой зрения, государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и  сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство  экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Риккардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской  точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
   Как снижение налогов и бюджетный  дефицит повлияют на состояние экономики  с традиционной точки зрения?
   Снижение  налогов, финансируемое правительством за счет займов, будет оказывать  воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу  же вызовет рост потребительских  расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики, как  в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
   На  протяжении краткосрочного периода  увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту  объема производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти  из-за обострения конкуренции между  инвесторами в связи со снижением  объема сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции, и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам  будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
   В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением  налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней  задолженности. Поэтому объем национального  продукта снизиться, а доля в нем  внешнего долга возрастет. Трудно оценить  конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения  улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно повысится и  темп инфляции. Тяжелое бремя последствий  такого бюджетного дефицита ляжет в  основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.
   Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Какую же реакцию  может вызвать снижение налогов  у думающих о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель  понимает, что наличие в настоящее  время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом  за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается  и постоянный доход потребителя, а, следовательно, и потребление.
   Общий принцип заключается в том, что  сумма государственного долга равна  сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие  налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных  расходов за счет долга равносильно  их финансированию за счет налогов. Эта  точка зрения, известная как рикардианское  равенство, названа так в честь  выдающегося экономиста 19 века Давида Риккардо, поскольку он первым обратил  внимание на этот теоретический аргумент.
   Вывод из равенства Риккардо заключается  в том, что финансируемое за счет долга снижение налогов не изменяет потребление. Домашние хозяйства сберегают  прирост располагаемого дохода для  оплаты предстоящего в будущем повышения  налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен  по величине снижению государственных  сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных  сбережений - остаются неизменными. Поэтому  снижение налогов не приводит к тем  последствиям, на которые указывает  традиционный анализ.
   Однако  из логики анализа равенства Риккардо не следует, что любые изменения  в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объема государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает  налоги сегодня потому, что оно  планирует уменьшить государственные  закупки в будущем. Если потребитель  считает, что это снижение налогов  не вызовет роста налогов в  будущем, он будет считать себя более  обеспеченным и увеличит расходы  на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных  расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку  это предполагает, что через некоторое  время налоги уменьшатся.
   Различают внутренний и внешний государственный  долг.
   Внутренний  государственный  долг - это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам. В развитых странах его определяют как общий объем непогашенных государственных ценных бумаг.
   Внешний государственный  долг - это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
   Внутренний  долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются  на различные сроки, поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так  как дата их погашения наступает  очень быстро, но проценты по таким  займам очень высокие. Большинство  экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как  это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность  профинансировать его путем повышения  налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
   Рассмотрим  взаимосвязь между внутренним государственным  долгом и бюджетным дефицитом. Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом (BDt), который  можно рассчитать по формуле:
BDt= (G-T) +rD, (1)
где D - государственный долг, r - средняя  реальная ставка процента, выплачиваемая  по государственному долгу.
   В данном случае рассматривают реальные величины, так как в условиях высокой  инфляции номинальные значения бюджетного дефицита долга завышены, и их динамика может не совпадать с изменением реальных величин. Например, номинальный  дефицит будет возрастать, а реальный падать, если темп инфляции станет обгонять темп роста номинального дефицита.
   Уравнение (1) показывает, на какую сумму увеличивается  государственный долг в текущем  году. Его можно переписать следующим  образом:
   ?D= (G-T) +rD. (2)
   Именно  сумму денег ?D должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился долг. Если в текущем году имелся излишек бюджета (Т>G), то государственный долг уменьшится.
   Уравнение (2) также показывает, что даже если в текущем году бюджет будет сбалансирован (G=Т), то государственный долг все  равно будет возрастать в связи  с необходимостью выплаты процентов. Этого можно избежать только в  случае, когда излишек бюджета  будет больше или равен процентам  по государственному долгу:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.