На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ мирового рынка молока

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение                                                                                                 3
Глава 1.   Теоритические особенности молочной
перерабатывающей  промышленности в Республике Беларусь.                  4
      Состояние молочной перерабатывающей промышленности в
Республике  Беларусь.                                                                               4
      Проблемы развития перерабатывающих предприятий
молочного подкомплекса.                                                                        8
Глава    2. Состояние молочной продукции на мировом уровне.            11
2.1    Спрос и предложение молока в мире.                                             11
2.2    Потребление молока и молочных продуктов.                                  15
Глава   3.   Перспективы развития отрасли молочного
скотоводства  в Республике Беларусь.                                                      19
Заключение                                                                                            24
Список  использованных источников                                                      25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ
      С развитием мирового хозяйства и расширением государственных и межрегиональных отношений, внешнеэкономическая деятельность стала занимать ведущее место в мировой экономике. В Республике Беларусь после получения статуса независимого и суверенного государства внешнеэкономическая деятельность приобрела большое значение. Для предприятий внешнеэкономическая деятельность означает расширение возможностей в выборе наиболее эффективных путей для решения своих стратегических целей. Значительное внимание внешнеэкономической деятельности стало уделяться и в агропромышленном комплексе. В целях наращивания объемов внешнеторговой деятельности АПК и обеспечения стабильного роста положительного сальдо Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. предусматривается: рост объемов экспорта товарной продукции АПК, произведенной из отечественного сырья (мясо и мясопродукты, яйца, овощи, сахар, молоко и молокопродукты, картофель, льноволокно); формирование на республиканском и региональном уровнях эффективной маркетингово-информационной системы, обеспечивающей продвижение возрастающих объемов товарной продукции агропромышленного комплекса на зарубежные рынки; обеспечение минимально необходимых объемов импорта сельскохозяйственной продукции, производство которой в условиях республики экономически нецелесообразно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  особенности молочной перерабатывающей промышленности в Республике Беларусь
1.1 Состояние молочной перерабатывающей промышленности в Республике Беларусь
    . В Республике Беларусь социально – экономические преобразования, осуществляемые в связи с переходом на рыночную экономику, пока не принесли существенных положительных результатов, более того, наблюдается падение производства и снижение ресурсного потенциала [12,с.15].
    Как отмечают ученые по потреблению большинства  видов молочных продуктов Беларусь не только отстает от передовых стран, ее показатели ниже рекомендуемых норм рационального потребления. Потребление  молока и молокопродуктов на душу населения уменьшилось с 367 кг. в 1995 г. до 233 кг. -  в 2008 г. Основным фактором, определяющим потребление молокопродуктов, является низкая платежеспособность населения. Она обусловливает низкий спрос на новые продукты, имеющие более высокие цены (йогурты, сыры, продукты с биодобавками) [11,с.608].
    Произведенное в республике молоко перерабатывается на 112 предприятиях с мощностью переработки  от 1,5 (Ганцевичский МЗ) до 781,3 т/см (Глубокский молочно - консервный комбинат) при  среднереспубликанском показателе 108,9 т/см (в величине производственных мощностей учитываются только мощности по производству готовой продукции  и не учитываются объемы молока, проходящие первичную обработку-охлаждение, очистку). Тенденция снижения производства молока во всех категориях хозяйств повлекла за собой и резкое уменьшение его  переработки и выпуска готовой  продукции. Максимальный уровень заготовок  и переработки молока приходится на 1990 г. В 2008 г. падение объемов производства по сравнению с 1990 г. составило 45,9 % [5,с.27].
    Хотя  производство сыра в 2008 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 24,2 %, а масла животного осталось на том же уровне, нельзя говорить о кардинальных изменениях в структуре производства. Увеличение производства сыра в этот год не говорит об определенной долгосрочности стратегии развития молочной отрасли, а является, скорее всего, адекватной реакцией предприятий на установленные государством ограничения рентабельности на цельномолочную продукцию и масло животное, при отсутствии таких ограничений на сыр. Поскольку производство цельномолочной продукции и масла животного на многих предприятиях убыточно, то маслосырзаводы и сыркомбинаты, то есть предприятия, имеющие мощности по производству сыров, увеличивают объемы их производства, чтобы за счет сыров покрыть издержки по всем видам молочной продукции и тем самым улучшить экономическое положение предприятий.
    Состояние сырьевых зон предприятий молочной промышленности несколько лучше, чем  в мясной отрасли. Зоны более компактны  и устойчивы, но есть вопросы, требующие незамедлительного решения уже сегодня [3,с.32-35].
    Снижение  производства цельномолочной продукции  в целом по Республике Беларусь в  основном объясняется уменьшением  объемов закупок молока. Так, если в1992 г. объем закупок молока по Республике Беларусь составлял 4057,7 тыс. т, то в  2008 г. - 2620,8 тыс. т (уменьшился на 35,4 %). Такое положение создалось в больше степени из-за вывода из строя ряда районов   по причине загрязненности пашни радионуклидами (Брагинский, Хойникский, Чечерский и другие районы) и снижения поголовья скота.
    В Республике Беларусь потребление молока и молочных продуктов в 2006 г. составляло 334 кг в год на душу населения, что значительно выше, чем в России (221 кг), Казахстане (211 кг), Украине (210 кг). Но это потребление, ниже рекомендуемых норм на 15 %.
    Согласно  данным Комитета цен Министерства экономики  РБ в ноябре месяце 2008 г. (на 30.11.08 г.) розничная цена на молоко 1,5-3,2 % жирности (л) в Беларуси составляла 0,5 долл. США, в Смоленской области России-,2-2,23 долл. (в 4,0- 4,46 раза выше), в Москве- 2,40долл. (в 4,8 раз), на Украине-1,5- 3 долл. (в 3 - 6 раз). [9,с.52].
    Политика  Беларуси на внешнем рынке ориентирована  на экспорт в Россию и другие государства  СНГ с осуществлением импорта  преимущественно из стран СНГ [5,с.26].
    В республике функционирует 105 ОАО по переработке молока, участниками  которых являются более 2000 сельскохозяйственных организаций.
    На  этапе адаптации ОАО к рынку  особое значение приобретает их эффективная  работа. В 2008 г. объем переработки молока составил 3006,8 тыс. т и увеличился по сравнению с 2005 г. на 22,3 %. Наибольший темп роста отмечается по Гомельской области - на 20%, наименьший - по Витебской области - 5,7  %. Объемы переработки молока тесно связаны с объемами контрактации. В 2008 г. хозяйствами-участниками поставлено 4650 тыс. т молока, что на 1,2 % больше, чем в 2007 г. Поставки населения составляют 17,6 % общего объема.
    Основное  количество молока, поступившего на переработку, используется на производство масла  и цельномолочной продукции. (табл. 1) 
 

    Таблица 1. Производство основных видов молочной продукции
Вид молочной продукции 2000 2007 2008 2009
Животное  масло, тыс. т 65,1 66,7 65,1 64,3
Цельномолочная  продукция в пересчете на молоко, тыс. т 962,5 906,8 907,9 926,0
Жирные  сыры, тыс. т 41,0 47,8 45,2 52,6
    
    Источник: сайт Министерства статистики и анализа РБ [10].
    В целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в молочной продукции и экономии сырья ОАО  увеличили объемы производства продукции  с пониженным содержанием жира. Так, нежирная продукция в 2008 г. составила 139033 т и возросла по сравнению с объемами 2007 г. на 7872 т или на 6,0 %. В разрезе областей рост достигнут в Гомельской области (47 %), Гродненской (32,2 %), Брестской (2,8 %).
    Основная  часть молочного сырья, поступившего на переработку, используется в первую очередь на производство масла и  цельномолочной продукции. В 2008 г. структура использованного сырья по сравнению с 2007 г. изменилась в сторону увеличения расхода молока на производство цельномолочной продукции и сыров и уменьшения производства масла. Сокращение объемов поставки молочного сырья на переработку существенно повлияло на уменьшение производства практически всех видов конечных молочных продуктов. Так, объем производства масла животного, цельномолочной продукции, нежирной продукции и казеина в 2008 г. снизился соответственно на 29,6, 1,2, 67,6, 39,8 % к уровню 2007 г., увеличилось лишь производство сыра жирного и нежирного (с 530 и 59 до 562 и 87 т соответственно [10].
    Техническое обновление предприятий – одна из актуальнейших задач в республике, на решение которой направлена “Программа развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса на 2005 – 2010 годы”, одобренная правительством [6,с.48].
    Ее  цель – создание организационно –  экономических условий для повышения  эффективности агропромышленного  производства на основе модернизации и реконструкции, специализации  и концентрации производства, расширения ассортимента, повышения конкурентоспособности  продукции и развития экспортного  потенциала.
    В результате удешевления себестоимости, улучшения качества и упаковки поставки на экспорт вырастут на 15 – 20 %. Планируется  также увеличить выход продукции  с 1 т перерабатываемого сырья  как минимум на 3 %.
    Предприятия мясной и молочной промышленности разработали  и представили для экспертизы 30 инвестиционных проектов по реконструкции  и техническому перевооружению своих  производств, из которых прошли государственную  экспертизу и получили положительное  заключение бизнес – планы 21 предприятия.
    Таким образом, предприятия прошедшие  конкурсный отбор и получившие положительное  заключение Министерства экономики  и Министерства финансов, должны получать кредитные ресурсы с погашением процентных ставок за счет средств  республиканского бюджета.
    В настоящее время предприятия  оплачивают процентные ставки за счет собственных средств, что отрицательно влияет на своевременность расчетов с сельхозпроизводителями и населением.
    Прекращение кредитования ведет к несвоевременной  оплате за изготовленное оборудование по заключенным контрактам, что грозит уплатой штрафных санкций и срывом поставок оборудования. В результате предприятия несут дополнительную финансовую нагрузку и модернизация производств в настоящее время  ведется за их собственные средства [8,с.35-41]. 
 
 
 
 

1.2 Проблемы развития  перерабатывающих  предприятий молочного  подкомплеса.
    Анализ  показателей развития молочной промышленности за последние несколько лет выявил ряд экономических проблем их функционирования [6,с.12].
    Характерное для животноводства снижение поголовья  коров и, что самое худшее, снижение их продуктивности привело к сокращению валового производства молока. Это  породило экономические проблемы функционирования перерабатывающих предприятий молочной промышленности, которые обусловлены, главным образом, падением производства молока в хозяйствах общественного  и частного секторов. Поэтому обострилась  проблема сезонности поставок молочного  сырья и значительной недогрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий, которые используются на 50-60 %. Следствием неполной загрузки производственных мощностей предприятий  явился спад производства и высокая  ресурсоемкость выпускаемой молочной продукции, нерациональная структура  ассортимента, рост себестоимости продукции  и другие негативные явления [12,с.69].
    В отраслях перерабатывающей промышленности сложилось весьма неблагоприятное  положение с техническим обновлением  производства. Около 50 % действующего оборудования устарело физически и морально, степень  износа основных производственных фондов достигает 60 – 70 %. Коэффициент их обновления за 2006-2007 гг. составил не более 9 %, что  в 3 - 4 раза ниже нормативных требований. Автоматизация технологического процесса действующего оборудования составляет не более 10 % [9,с.45].
    Из-за высокого износа оборудования предприятия  много времени затрачивают на его ремонт и отладку. Для изготовления оборудования нередко применяют  металлы, подверженные коррозии, что  приводит к быстрому выходу его из строя.
    Российские  ученые в результатам своих исследований сделали вывод, что повышение  отпускных цен на молочные продукты происходит в первую очередь из-за постоянного роста цен на вспомогательные  материалы, оборудование и запасные части к нему, энергоносители, транспортные услуги. По этой причине постоянно  снижается доля затрат на сырье при  производстве всех основных видов молочной продукции. Авторы утверждают, что на рост цен существенно влияет и  неполная загруженность производственных мощностей предприятий прежде всего  из-за необеспеченности материальными  ресурсами. Низкое использование мощностей приводит к росту затрат на производство единицы продукции, ведет к росту отпускных цен на готовую продукцию.
    В настоящее время производство молока в сельском хозяйстве стало невыгодным. Переработчики стараются снизить  цены на сырье, производители сельскохозяйственной техники и комбикормов, напротив, постоянно повышают отпускные цены на свои товары. В результате сложившегося диспаритета цен на производимое молоко и покупаемую сельскохозяйственную технику крестьянину необходимо искать более выгодные пути реализации своей продукции. Это приводит к  созданию в хозяйствах предприятий  малой мощности по переработке молока с последующей самостоятельной  его реализацией.
    Уменьшение  численности дойных коров в общественном животноводстве сопровождается увеличением  их количества, а также удойности  в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Последние стараются  приобрести породистых высокопродуктивных животных, выдоенное молоко быстро перерабатывают или охлаждают и  реализуют. Однако молоко из этих хозяйств часто не попадает на молочные заводы, а используется на выпойку телят. В лучшем случае его сепарируют с  целью производства масла, обезжиренное молоко скармливают скоту. В этом случае трудно не согласиться,  что  это крайне расточительно для  нашей страны, поскольку на корм идет лучший животный белок.
    Остро стоит проблема, связанная с качеством  продукции. Несмотря на повышенные закупочные цены на молоко высокого качества, но в  силу финансовых трудностей, зачастую недостаточной оснащенности ферм специализированным оборудованием и аппаратурой, низкого  уровня заработной платы работников, не соблюдением ими элементарных требований санитарии, нарушения технологического процесса, значительное количество молока поставляется хозяйствами на перерабатывающие предприятия вторым сортом и часть  несортовым.
    В молочной промышленности крупные и  средние молокоперерабатывающие предприятия  республики расположены в основном в городах и райцентрах, удалены  значительно от ферм и животноводческих комплексов. Этим обусловлены существенные потери молока, снижение качества поставляемого  молока, а, следовательно, и вырабатываемых продуктов. [1,с.59-63].
    Многие  авторы, занимающиеся исследованиями в области молочной промышленности, считают, что структура выпускаемой  продукции несовершенна. В молочной промышленности Беларуси около 60 % молока используется на производство высокожирных молочных продуктов. По этой причине не достает молока на выработку творога и творожных изделий, пастеризованного и стерилизованного молока, кисломолочных и диетических продуктов, сырков и йогуртов, которые занимают небольшой удельный вес в общем объеме производства [2,с.37].
    Основные  объемы выпускаемой молочной продукции  имеет повышенное содержание жира, что увеличивает расход молока на единицу готовой продукции. Особенно мало вырабатывается мороженного, йогуртов, молочных десертов. Наиболее трудоемкими  остаются процессы производства сыров, творога. [5,с.29].
    Современные  экономические условия функционирования предприятий АПК требуют рыночно  ориентированной системы маркетинга. На предприятиях молочной промышленности в этой работе практически отсутствует  комплексный подход, организационное  и материально-техническое обеспечение  является недостаточным.
    Проблема  сбыта продукции становится все  более сложной. Мало знать спрос  и произвести молочную продукцию, необходимо ее реализовать [5,с.86].
    Большинство исследователей согласны с мнением, что неудовлетворительное состояние  производственной базы молокоперерабатывающих предприятий в последние годы также связано и с недостаточной  инвестиционной активностью. При этом инвестиции в отрасли направлялись преимущественно на поддержку производства, а не на его обновление. Внедрение  инноваций было и остается на низком уровне. [4,с.121]
    Таким образом,  наличие данных проблем  существенно тормозит процесс развития молочной промышленности и в настоящее  время необходимо уделить им большое  внимание, а также искать пути решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Состояние молочной продукции на мировом уровне
2.1 Спрос и предложение молока в мире 

     Наиболее  высокими темпами отрасль развивалась  в странах Азии, а также в  Австралии и Новой Зеландии. Так, в сельскохозяйственном сезоне 2003–2004 гг. Новая Зеландия получила молока на 5% больше, чем в 2002 году. Несколько хуже обстоят дела в Австралии, где жаркая погода в некоторых частях страны не даст восстановиться молочной отрасли после позапрошлого, очень засушливого года. Но, тем не менее, рост показателей составил 1–2%. В конкретных цифрах производство молока составило в Австралии 10,6 млн.. тонн, а в Новой Зеландии – 15 млн.. тонн. В молочной отрасли двух стран происходит расширение стада. Австралия и Новая Зеландия производят всего 4% мирового количества молока, но их доля в экспорте молочной продукции составляет 35%. Доля Австралии в мировом рынке производства молока с 2002 года уменьшилась с 17 до 11
     Политика  сдерживания производства молока проводится в США, Канаде, Японии и в странах Евросоюза. В Канаде произошло умеренное падение производства в соответствии с динамикой внутреннего спроса. США остаются в группе ведущих мировых экспортеров обезжиренного сухого молока и различных ценных молочных белковых соединений
     В большинстве стран Восточной Европы объем продукции не возрастал в 2003-2004 гг. Надои в расчете на корову расли, а вот поголовье сокращалось. Скорое вступление некоторых стран региона в ЕС вынудило некоторые из них (например, Польшу и Венгрию) серьезное внимание уделить повышению качества продукции, чтобы соответствовать высоким стандартам Западной Европы. В Болгарии и Румынии при финансовой поддержке правительств были созданы механизмы содействия росту качества продукции.
     В Индии молока было получено в 2003–2004 гг. (апрель/март) более 90 млн. тонн. В целом в этой стране рост надоев и производства молока объясняется улучшением кормовой базы и генетики животных.
     За  первые 7 месяцев 2008 года показатели ЕС по экспорту почти всех молочных продуктов  остались ниже показателей за соответствующий  период прошлого года. Лишь экспорт  цельного сухого молока и казеина  был выше, чем за аналогичный период 2007 года. С января по июль в третьи страны было экспортировано сыра, самого значимого по объемам экспорта товара среди молочных продуктов, 320 тыс. тонн, что на 7% меньше, чем за 7 месяцев  прошлого года.
     Между тем, показатели экспорта масла показывают драматическое снижение. 82 тыс. тонн продукта, что меньше половины количества прошлого года, было вывезено из Европейского Содружества за указанный период. Зато цельное сухое молоко из ЕС пользовалось в третьих странах популярностью. Так, с января по июль на мировом рынке было продано на 51 тыс. тонн больше (в целом 292 тыс. тонн), чем за соответствующий период прошлого года.
     В 2006 году производство всех видов молока в мире составило 644 млн. т, что на 11,7 млн. т больше, чем в 2005 году, а  в 2005 году – на 12,1 млн. т больше, чем  в 2004. Основная доля произведенного молока приходится на коровье. В общем объеме производства молока оно составляет 84%, буйволиное – 12,5%. Производство козьего  и овечьего молока практически не растет и стабилизировалось на уровне 12,5 млн. т и 8,6 млн. т соответственно. Производство других видов молока не превышает 1,3 млн. т в год.
     Основными регионами роста производства молока являются страны Юго-Восточной Азии, среди которых наибольшими ежегодными приростами выделяются Китай, Индия  и Пакистан. На протяжении последних  лет постоянно увеличивается  производство молока в США, Бразилии, Аргентине, Мексике и Казахстане. В странах ЕС, в том числе  в Германии, Нидерландах, Испании, Франции, Италии.
     Ведущими  странами по производству молока всех видов являются Индия и США, в которых в 2006 году надои составили около 91 млн. т и 82,8 млн. т.
     В Центральной и Восточной Европе есть некоторые излишки в производстве молочных продуктов (в основном в  Украине и Беларуси, частично в  странах Балтии). Все остальные  регионы при невысоком потреблении  молочных продуктов характеризуются  недостаточной обеспеченностью  ими. Потенциальная потребность  внутреннего рынка может оказаться  больше, чем фактические возможности. И с учетом того, что основной прирост потребления молочных продуктов  прогнозируется в странах Азии, где  самообеспечение невысокое, именно они будут поглощать весь мировой  прирост производства. Это самый  перспективный рынок в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 – Молоко и молочные продукты (в  пересчете на молоко), млн. т.1
Страна Производство Импорт Экспорт
2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007
Китай 32,3 38,4 45,3 4,4 4,8 5,1 0,8 0,8 0,8
Индия 95,1 98,4 101,4 - - - 0,6 0,7 0,8
Пакистан 29,7 30,6 31,8 0,1 0,1 0,1 - - -
Азия 216,2 227,8 240,3 21,8 23,6 23,7 4,5 4,4 4,5
Аргентина 10,1 10,8 11,7 0,1 0,1 0,1 1,7 2,2 2,5
Бразилия 24,7 25,5 26,3 0,5 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3
США 80,3 82,5 83,5 2,3 2 2 4,6 4,7 4,8
ЕС 146,9 145,5 154,2 2 2 2 13,7 12,8 12,7
Россия 31,1 31,2 31,4 2,2 2,6 2,7 0,3 0,2 0,2
Украина 13,7 13,3 13,4 0,1 0,1 0,1 1,4 1,1 1,1
Океания 24,7 25,1 24,5 0,7 0,7 0,7 15,2 17,4 17,4
Всего в мире 642,3 656,8 674,6 43,6 45,2 45,5 45,4 47,5 48
 
     Таблица 2 – Основные экспортеры молочной продукции2
в тыс. тонн. 2006 2007 2008  
(прогноз)
Цельное сухое молоко
Всего в мире 1849 1739 1714
Новая Зеландия 645 680 612
ЕС (без  учета 
внутренней торговли)
412 379 379
Аргентина 210 95 100
Австралия 169 116 116
Обезжиренное  сухое молоко
всего в мире 1159 1085 1033
США 287 255 275
Новая Зеландия 316 241 208
Австралия 184 134 129
ЕС 84 170 120
Масло
В мире всего 902 865 704
Новая Зеландия 386 361 299
ЕС 253 210 105
Австралия 81 66 58
Белоруссия 54 58 63
Сыр
Всего в мире 1621 1679 1672
ЕС 582 595 598
Новая Зеландия 299 309 278
Австралия 209 216 202
Белоруссия 83 79 88
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Потребление молока и молочных продуктов 

     Потребление молочных продуктов в мире резко  выросло с ростом интереса к этому  сегменту в таких странах, как  Индия и Китай, а это огромные рынки. Во всем мире существует дефицит молока, именно сырья. Поэтому динамика цен будет всегда в сторону увеличения.
     В июне 2007 года в Европе отменили экспортные субсидии на все молочные продукты. Рост спроса на молочные продукты вместе с отменой субсидий в ЕС привел к росту цен во всем мире.
     В большинстве стран, особенно в тех, которые недавно вступили в ЕС, а также в России, Украине, Хорватии, Китае, странах Южной Америки  и Юго-Восточной Азии потребление  молочных продуктов (главным образом  сыров) увеличивается. Потребление  сливочного масла, наоборот, имеет тенденцию  к снижению. Потребление питьевого  цельного молока на душу населения  в развитых странах высокое, а  в последние годы оно растет и  в тех странах, где социально-экономическое  положение улучшается.
     В стоимости потребительской корзины  доля молока и молочных продуктов  – 16%. В настоящее время абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко – 23 кг на человека в год, на втором месте – кисломолочные  продукты – 8,6 кг.
     Среди фасованной творожной продукции  наиболее популярны у россиян  глазированные сырки – их хотя бы 1 раз в 3 месяца потребляют 40,7% жителей  страны, разнообразные творожные  массы предпочитают 35,8%, пудинги  – 4,5% населения России. Российский молочный рынок на четверть зависит  от импорта, поэтому для нас важно, какова обстановка у зарубежных продавцов. В мае-июне сырое молоко и в  России, и в странах Евросоюза, в пересчете на рубли, продавалось  примерно по 8 рублей за литр. К октябрю  закупочная цена на молоко-сырье в  ЕС поднялась до 13 рублей за литр, а  у нас в стране, по данным Росстата, до 11,5 рубля за литр».
     В результате производители стали покупать сырье в Беларуси, где закупочные цены на молоко ниже почти в два раза, чем в РФ. По данным ИКАР, розничные цены на молочную продукцию в РФ и ранее опережали цены в Беларуси в 1,5–2 раз, а осенью 2007 года разрыв увеличился еще на 20–30%. В ноябре 2007 года в Беларуси закупочные цены на молоко были повышены в среднем на 25%. Такое решение было принято с учетом складывающейся конъюнктуры внешнего рынка в целях компенсации удорожания используемых в сельхозпроизводстве топливно-энергетических и материально-технических ресурсов, улучшения финансового состояния сельхозорганизаций. В связи с повышением закупочных цен были увеличены и предельные отпускные цены на молочные продукты, так как основное сырье занимает в структуре себестоимости молочной продукции более 70%, и увеличение цены на сырье не может не сказываться на ценах на готовую продукцию. В итоге осенью расходы производителей на сырье резко выросли.
     В ноябре средняя цена молока у сельских хозяев в европейском центре России достигла уже 16 рублей за литр, а в  некоторых случаях переработчики  вынуждены закупать его по 18 рублей за литр. В 2006 году в аналогичный  период цена на молоко была 10–12 руб. Для  сравнения, в Германии средняя закупочная цена сырого молока в ноябре 2007 года колебалась от 0,39 до 0,44 евро/л, в 2006 году в это же время – 0,29 евро/л. Рост цены на сырое молоко не означает, что  прибыль производителей сырого молока автоматически выросла на 40–50%. Часть  дополнительной выручки ушла на комбикорма, цена на которые выросла на 70% по сравнению с летом 2006 года, удобрения  – на 100–200% за три года, запчасти и горюче-смазочные материалы».
     Увеличение  расходов на сырье привело к повышению  цен на готовую продукцию. Такая  ситуация сложилась не только на российском рынке, но и во всем мире: спрос на молоко значительно превысил предложение. Во второй половине года мы столкнулись  с беспрецедентным ростом цен  на сырое молоко на мировом и российском рынках, наша закупочная цена на сырое  молоко, по сравнению с прошлым  годом, выросла на 34,3% в рублевом эквиваленте (41,2% в долларовом эквиваленте) в третьем квартале 2007 года и на 17,3% в рублевом эквиваленте (24% в долларовом) за первые девять месяцев 2007 года. Несмотря на такой резкий рост стоимости сырого молока, валовая маржа в бизнес-подразделении  «Молоко» снизилась весьма незначительно  – до 30,1% в первые девять месяцев 2007 года с 30,8% в аналогичный период прошлого года».
     Различия  между рынками молочных продуктов, различных стран на планете, связаны  с различиями в спросе населения  разных стран на эти продукты. Особенности  спроса потребителей отражают их экономическое  положение, кулинарный опыт и привычки питания. Уровень дохода, доступность  молока и его цена являются основными  факторами, определяющими различие уровней спроса на молочную продукцию  в разных странах (рис.1). Например, высокая стоимость транспортировки и предпочтения местного населения ограничивают развитие международного рынка для ферментированных молочных напитков и йогуртов. 
 

     Таблица 3 – Потребление молока и сыра в разных странах мира в расчете  на душу населения3
Страна Жидкое молоко (кг в расчете на душу населения) Сыр (кг в расчете  на душу населения)
Китай 3 0
ЮАР 30 1,8
Мексика 40 2
Аргентина 60 8
Литва 59 12
Польша 61 12,5
Великобритания 110 10,5
Австралия 100 11
США 85 15,5
ЕС 90 19
Франция 100 25
Греция 70 29
Финляндия 175 16
 
     Потребление жидкого молока на душу населения  растет высокими темпами во многих странах со срдним уровнем дохода, например в странах Латинской  Америки. Потребление молочных продуктов  на душу населения в Мексике сейчас превосходит уровень потребления  Японии, но все еще остается меньше половины уровня потребления Японии, но все еще остается меньше половины уровня США и стран Западной Европы. Молочные продукты, включая сухое  молоко, остаются роскошью для потребителей в странах с низким и средним  уровнями доходов.
     Сильные отличия в структуре потребления  молочных продуктов могут присутствовать также внутри каждой страны или региона  по разным причинам, включая этнические и культурные особенности. Эти особенносмти хорошо заметны в Европе. Например, Финляндия отличается заметно высоким  потреблением жидкого молока и сыра в расчете на душу населения. Франция  и Греция отличаются гораздо более  высокой долей потребления мягких сыров, чем остальные страны ЕС. Потребление  сыра в расчете на душу населения  в США, хотя и выросло за последние  три десятилетия, но все же остается ниже, чем в странах ЕС.
     В разных странах изменения в розничной  торговле молочными продуктами характеризуются  совершенно разными темпами в  связи с ростом доходов и увеличением  городского населения. Пропаганда через  СМИ, а также появление новых  видов каналов реализации способствуют росту продаж в странах, где молочные продукты только-только начинают находить своих потребителей. Например, в Китае потребление молочных продуктов растет со скоростью 15% в год. Сети супермаркетов помогают ускорить этот рост потребления, предоставляя потребителям доступ к широкому выбору продуктов и брендов. Правительство страны способствует изменению структуры спроса, пропагандируя потребления молока в школах как средство для улучшения рациона детского питания. На других растущих рынках развивающихся стран рост рынка молочных продуктов составляет более 10% в год (рис.2). 

     Молоко (л/чел.)
     
     Рисунок 1 – Потребление молока снижается  в странах с высоким уровнем  доходов населения и растет в  развивающихся странах4 

     
     Рисунок 2 – Среднегодовой рост розничных  продаж молочных продуктов, 1998–2004 гг.5
Глава 3. Перспективы развития отрасли молочного  скотоводства в Республике Беларусь 

         Конкурентоспособность продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей.
       Конкурентоспособность продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических  операций и составляющая выбора средств  и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой  совокупность качественных и стоимостных  признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей. Критериями оценки конкурентоспособности продукции на внешнем рынке следует считать факторы, которые определяют его конъюнктуру:
       • наличие потребителя данного  вида продукции;
       • количество конкурентов, которые выпускают  аналогичную продукцию;
       •объемы производства и реализации продукции предприятий-конкурентов в целом и в сфере деятельности украинского предприятия;
       •важность для конкурентов обладания тем сегментом рынка, которым овладел или планируется овладеть отечественным предприятием;
       • основные направления конкурентной борьбы на внешнем рынке;
       •оценка стратегической деятельности конкурентов;
       •политика горизонтальной интеграции;
       • разнообразие методов конкуренции (цены, качество, технологический уровень, дизайн продукции, сервисные услуги, имидж предприятия, товарный знак и т.п);
       • стабильность на продукцию, которую имеет предприятие на каждом сегменте рынка.
       В современных условиях на мировом  рынке на смену ценовой конкуренции  пришла неценовая, то есть конкуренция  технического и качественного уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает низшие цены, а тот, кто предлагает высшее качество, поскольку  продукция с лучшим качеством  значительно более эффективна в  использовании. Однако при этом роль цены не уменьшается, она всегда была и будет выступать самым влиятельным  критерием максимизации прибыли.
       Конкурентность экспортной продукции характеризуют показатели спроса на нее, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на внешнем рынке. Кроме этого, на уровень конкурентоспособности продукции указывают такие экономические показатели, как:
       1) динамика экспорта продукции  в стоимостном и натуральном  воссоздании (превышение темпов  роста стоимостного объема продукции  с учетом инфляционного повышения  цен над ростом ее физического  объема свидетельствует о повышении  спроса на нее);
       2) отношение прибыли от реализации  продукции на внешнем рынке  к объему ее экспорта (увеличение  такого показателя указывает  на повышение конкурентоспособности  продукции);
       3) отношение объемов реализации  экспортной продукции к стоимости  материально-производственных запасов  (уменьшение этого показателя  свидетельствует о замедлении  оборотности запасов через снижение  спроса па продукцию или увеличение  материальных запасов);
       4) отношение объемов реализации  экспорта к нереализованной экспортной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует о снижении спроса или перепроизводстве экспортной продукции);
       5) отношение объемов реализации  экспорта к дебиторской задолженности,  которое отображает объемы коммерческих  кредитов, предоставленных иностранным  покупателям (чем высший спрос  на экспортную продукцию, тем  низший размер кредита, меньшая  дебиторская задолженность);
       6) «портфель» иностранных заказов,  объем которого характеризует  уровень спроса на продукцию  отечественных предприятий;
       7) загрузка производственных мощностей  изготовлениям продукции на экспорт  (снижение спроса вызывает уменьшение  данного показателя);
       8) объемы и направления капиталовложений (показатель воспроизводит степень  направления капитальных инвестиций  на производство более перспективных и конкурентоспособных видов продукции).
       С точки зрения покупателей, конкурентоспособным  считается товар, в котором отношение  полезного эффекта к расходам на его приобретение и использование  является максимальным в сравнении  с аналогами. При определении  конкурентоспособности продукции  нужно выходить из таких основных методологических принципов:
       • конкурентоспособность продукции  оценивается путем сравнения  двух или больше аналогов, что предопределяет относительность данного показателя;
       • при оценке конкурентоспособности  продукции учитываются не все  свойства, а лишь те, которые вызывают интерес иностранного потребителя, удовлетворяя его потребности;
       • уровень конкурентоспособности  определяется для отдельного вида продукции  с учетом конкретных условий ее реализации и потребления, то есть для конкретного  рынка сбыта или его сектору.
       На  конкурентоспособность экспортной продукции влияет ряд факторов:
       • экономических, что характеризуют  основные экономические и потребительские  свойства продукции (цену, себестоимость, уровень спроса, на нее и тому подобное) и воспроизводятся в  показателях общих расходов на приобретение продукции и эксплуатационных расходов за срок ее службы;
       •классифицирующих (параметров назначения), которые используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу за рядом признаков (видом продукции, ее назначением, содержанием, новизной);
       •юридических или нормативно правовых, которые определяют правовую защищенность продукции на внешнем рынке;
       •технологических, которые определяют технические свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами выпуска продукции, которая отвечает стандартам и нормам, действующим в избранной для экспорта стране;
       •эстетичных, которые отображают выразительность и совершенство внешнего вида продукции, особенности ее восприятия, потребителями в процессе эксплуатации (насыщенность цветов, дизайн, удобство, в использовании);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.