На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология и социология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология  глобальных проблем  современности 
Введение
   Одна  из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят  за рамки интересов различных  классов и общественных систем, и  от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.
    Задачи  экологического образования и воспитания следующие:
    . Формирование  научных представлений о взаимодействии  Человечества с Миром природы,  о закономерности, эволюции природы  как глобальной системы, о законах развития научной мысли, рассматриваемой как планетное явление;
    . Воспитание  ценностных ориентаций и нравственно-эстетических  идеалов экологического характера;
    . Развитие  интеллектуальных способностей  к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков целесообразного практического взаимодействия человека с природой – экологической деятельности. 

    Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частью содержания основного, среднего, специального и высшего образования. В принятых решениях международных конгрессов по проблемам окружающей среды отмечено, что именно экологическое образование выступает главным средством конструктивного преобразования и совершенствования сознания современного человека. Формирование экологического мышления и экологического сознания – главная задача гуманизации и гуманитаризации современного образования и просвещения. 

    понятие глобальных проблем  современности
 
      Сам термин «глобальные проблемы» вошел  в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного анализа темы прежде всего будет рассмотрено содержание понятия «глобальные проблемы». По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием «глобальные». Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы «глобальной» состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе. 

    Эти критерии имеют важное значение для  классификации глобальных проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них  не совсем ясно, в чем причина  возникновения глобальных проблем, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин «глобальный» имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. 

    Рассмотрим  значение данного термина. Значит одним  из критериев глобальности может  служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Видимо, данный критерий необходим, но далеко не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем. Согласно второму значению термина «глобальный», это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты. Наконец, признак всеобщности глобальных проблем реализуется в синтетическом взаимодействии ранее указанных признаков, но главное в таком новом критерии как смешанная социо-природная сущность глобальных проблем, объединяющих в единый комплекс как общественные так и естественные по своему происхождению процессы. Смешанная социоприродная сущность глобальных проблем служит решающим критерием глобальности. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности. Лишь наличие биосоциальных или социоприродных аспектов в содержании этих проблем дает право рассмотреть их как глобальные. Итак, система критериев глобальности означает, что глобальность - это единство пространственного географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирноисторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости.  

     «Глобальные  проблемы - современные проблемы  существования и развития человечества  в целом - предотвращение мировой  термоядерной войны и обеспечение  мира для всех народов; преодоление  разрыва в уровне социально-экономического  развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания необходимости международного сотрудничества»  

    Очевидна  неполнота, а главное, неточность, данного определения, где не видно основного - объективности в появлении глобальных проблем, вытекающей из нового этапа научно-технической революции. А ведь это принципиально, так как сегодня и в научной и в политической литературе вполне распространено мнение о возможности для России избежать соприкосновения с глобализацией. Некоторые политики даже публикуют серии статей под лозунгом: «Нет империалистической глобализации!». Думается, что важно и другое замечание, а именно: глобальные процессы, объективно нарастая, развиваются неравномерно, а не являются следствием неравномерности общественного развития, т.е. путается причина и следствие. Этот подход с тех пор, когда марксистская идеология все противоречия современности стремилась объяснить неравномерностью развития капиталистических стран. Определение кочевало из учебников в словари, потерялись сноски на классиков и решения партсъездов, но само определение осталось. Что в принципе весьма для нынешней политической науки в России. Важно и другое: требуется особая понятийная ясность, когда мы используем понятия «проблемы» (наиболее часто упоминающиеся) и «процессы». О чем же мы все-таки говорим, когда рассматриваем вопросы глобализации, - о проблемах или процессах? Для этого полезно рассмотреть иные трактовки.  

    Можно использовать, например, определение  политолога В.А. Мальцева: «Глобальные  проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены  между собой, с региональными  и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».  

    В связи  с таким в общем-то общепризнанным определением встает немало вопросов, особенно конкретного политического  характера. Прежде всего потому, что  мы, в России, еще только выходим на уровень практического принятия решений. А раз так, то оказывается, например, что большинство авторов (даже когда называют это явление процессом), имеют в виду проблему. Так, в учебнике политологии (авт.: Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов: Политология, «Юристъ», 1999) в специальном параграфе «Глобальные процессы формирования современного миропорядка» (стр. 444) написано: «На рубеже третьего тысячелетия основными проблемами, стоящими перед человечеством, вне всякого сомнения, являются те, от которых зависит его существование, судьбы всех народов. Такие проблемы принято называть глобальными.  

    В другом учебнике по политологии - В.А. Мальцева - делается попытка определения, из которой также видно, что автор  очевидно ставит знак равенства между  понятиями процесса и проблемы: «Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. (В.А. Мальцев. Основы политологии. М. 1997, стр.461).  

    Иными словами, эти авторы ставят знак равенства между двумя понятиями – «проблема» и «процесс». Такая трактовка, на самом деле, влечет за собой совершенно иное восприятие, иной анализ. Именно поэтому следует обратить внимание на принципиальную разницу между ними.  

    Проблема (от греческ. problema - задача) в широком  смысле этого понятия - сложный, теоретический  или практический вопрос, требующий, как правило, адекватной теории для  своего решения. Процесс (от лат. processus - продвижение) - это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо.  

    Эта разница важна потому, что отличая  процесс от проблемы, мы можем сделать, важнейший вывод во-первых, о том, что некая глобальная проблема появилась  в результате неких процессов, становящихся (или уже ставших) глобальными. Иными словами, глобальная проблема, как правило, не возникает «вдруг». Она становится следствием развития общества, может быть увидена до того как превратится в проблему, требующую решения. Можно также, во-вторых, предположить, что некие глобальные процессы пока еще не стали глобальными проблемами, но, вероятно, могут ими стать. Сегодня, например, такой глобальный проблемой (и не только для России) может быть стать катастрофический рост внешней задолженности, или подмена Североатлантическим союзом функций Совета безопасности ООН. В-третьих, глобальные процессы в отличие от глобальных проблем не всегда создают непосредственную угрозу человечеству. Они, безусловно, влияют на развитие человечества. И влияют, как правило, по нарастающей. Но это влияние может не только не нести угрозы, но, более того, сказываться позитивно на развитии человечества. Либо нести в себе как отрицательные, так и положительные черты. Например, глобальный процесс роста значения образования, превращение образования в ведущую производительную силу, в отрасль экономики, обладающей эффективностью, в т.ч. и рентабельностью. По сути дела меняется сам предмет воздействия, когда основные усилия инвестиций вкладываются уже не в средства производства, а в человека. В-четвертых, Россия отнюдь не всегда может решать глобальные проблемы, хотя бы потому, что у нее просто нет ресурсов. А главное, что этого сегодня делать может быть и не нужно. Иными словами вовлеченность, степень участия России в решение мировых глобальных проблем должна быть внимательно изучена. Например, насколько Россия сегодня может считать себя ответственной за происходящее во всех регионах мира. А может быть, с учетом наших приоритетов и возможностей, пересмотреть ряд своих внешнеполитических обязательств и амбиций? В-пятых, процесс, а тем более процессы, могут и должны идти неравномерно. Как следствие - неравномерность экономического развития. Более того, процесс, в т.ч. и глобальный может останавливаться и даже идти вспять. С проблемой это допустить сложно. Проблемы, как правило, сами по себе не решаются. Что же касается глобальных процессов, то можно, например, предположить, что опережающие темпы экономического развития США, характерные в последнее десятилетие, отнюдь не обязательно сохранятся и в будущем десятилетии. Как и лидерство в информатике и связи (если, например, допустить, что найдется умное правительство у какого-нибудь развитого государства, обладающего запасом фундаментальных исследований и НИОКР, которое захочет «перескочить» через технологические этапы). В-шестых, среди глобальных процессов трудно выделить главный (например, экономический, финансовый, международный), хотя авторы и считают, что основной процесс глобализации все-таки научно-технический, еще конкретнее - информационно-коммуникационный.  

    Так, например, одним из важнейших глобальных процессов, влияющих на человеческую цивилизацию, является информатизация человечества. Как важнейшая часть - интернетализация. Последствия этого процесса во всех областях - военной, политической, культурной, экономической - трудно переоценить. По мере усиления с конца 80-х годов, процесс интернетализации прошел несколько стадий - охватил научную и военную элиту США, вышел за пределы этой страны, наконец, превратился в глобальный процесс. Уже в конце 90-х годов многие политики и ученые увидели, что в результате его лавинообразного роста могут появляться не только положительные, но и отрицательные проблемы глобального характера для человечества. В ноябре 1999 года, например, в рамках ЕЭС проходила конференция, на которой политические и экономические лидеры стран Западной Европы весьма обеспокоено анализировали будущие глобальные проблемы, связанные с распространением интернет. Были предприняты и решительные меры для устранения его негативных последствий. Примечательно, что российские ученые и политики, исследующие тему глобальных проблем в 90-е годы, даже не назвали процесс информатизации в качестве возможной глобальной угрозы. Иными словами налицо отставание российской элиты в осмыслении, сущности и последствий глобализации. Этот разрыв превращается в пропасть, когда речь идет о практических шагах. 

    Итак, глобальные проблемы представляют собой  причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире. Этот тезис станет более понятным при рассмотрении причин возникновения глобальных проблем современности. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма т.е. в ХVП - ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира.  

    Экологическая психология: ее сущность и значение
     
    Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. Следует подчеркнуть, что экологическое  сознание включает целую палитру  интеллектуально-эмоциональных аспектов синтетического понимания мира: отражение, созерцание, познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление, чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научное мировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к миру природы, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картины мира. Таким образом, психологический аспект сознания гораздо шире, многограннее, богаче социально-философских аспектов сознания. Это первая методологическая особенность экологической психологии как новой междисциплинарной области знаний. Вторая особенность – природа рассматривается не как окружающая среда, а как Мир Природы, как целостный живой организм, как совокупность природных объектов, взятых в их многообразии, единстве и уникальности. Третья методологическая особенность экологической психологии – субъектное восприятие Мира Природы – восприятие природных феноменов как живых субъектов. Четвертая особенность экологической психологии – в ней используется понятийный аппарат психологии личности, психологии развития, социальной психологии, исторической психологии, возрастной психологии, медицинской и педагогической психологии. 

    Самое характерное и существенное в  новой дисциплине, на наш взгляд, это
    – применение психологической модели познания к  изучению экологического сознания в его различных аспектах. Психологическая модель познания включает следующие утверждения: человек – это личность как целостная уникальная система социально значимых качеств; основной способ бытия личности – развитие; возможности личностного развития безграничны. Как показал Б.Г.
    Ананьев, психологическое познание человека становиться в современных условиях одной из самых общих моделей  человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры; саму эту структуру тем более невозможно понять без системы отношений человека к обществу и к природе, звеном котрых он является. Задачи экологической психологии следующие: 

    . Анализ  развития экологического сознания  в процессе социогенеза (в мировой культуре в целом); 

    . Разработка  типологии экологического сознания; 

    . Анализ  развития экологического сознания  в онтогенезе; 

    . Анализ  механизмов формирования и функционирования  экологического сознания; 

    . Анализ  индивидуальной и групповой специфики экологического сознания и его развития; 

    . Разработка  принципов и методов диагностики  экологического сознания у разных  групп населения. 

    Главная цель элективного курса экологическая  психология – представить и показать феномен экологического сознания как новый тип мышления, как одну из ведущих тенденций развития современной науки в целом, как теоретическую и практическую стратегию деятельности человечества в целях устойчивого развития общества. 

    Идея  природы – это важнейший регулятивный принцип, задающий исходные методологические и онтологические концептуальные модели, которым ученые следуют в своих поисках. Эти регулятивные принципы играют роль социально- психологической и философско - теоретической стратегии, воплощающейся в научно – исследовательских программах. Природа в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм и качеств. Природа в более узком смысле – это объект исследований, объект естествознания и предмет художественного изображения. Основными характеристиками природы как всеобщего универсума являются: универсальность, законосообразность, развитие, самоорганизация, самодостаточность. Одной из главных тенденций современного этапа взаимодействия человечества и природы выступает переход от идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским концепция ноосферы. 

    В современном  естествознании происходит переход  к изучению сложных систем. В связи  с новым радикальными преобразованиями в естествознании ХХ- го века возникает  проблема формирования нового типа сознания и нового мировоззрения, отражающего как современное знание о природе, так и реальные жизненные способности людей. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин и
    И.Стенгерс совершенно справедливо отметили: «Наше  видение природы претерпевает радикальные  изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы осознаем, что живем в плюралистическом мире». Многие специалисты отмечают факт возрождения феномена натуралистического сознания в научных, социально – психологических и философско – этико – эстетических концепциях природы. Натуралистическое сознание – это историческая традиция изучения природы, имеющая своими источниками античное мышление, мировосприятие эпохи Нового Времени и основные идеи века Просвещения. Натуралистическое сознание – это инвариантная компонента естественно – научных исследований.
    Натуралистическое – это специфическое мировоззрение  естествоиспытателя, порождаемое непосредственным контактом с природой основанное на почтении к
    Природе, на благоговейном отношении к  ней, на любви к природе. Благоговение перед Миром Природы, согласно натуралистическому мировосприятию – это жизненное  важнейшее ощущение, пронизывающее  жизнь и научную деятельность естествоиспытателя. Философы связывают этот феномен сознания с возрождением натурфилософского типа мышления. Но, тем не менее, с точки зрения экологической психологии, натуралистическое сознание – это один из видов экологического типа сознания: он включает психологический настрой личности, манеру чувствовать и думать, многогранное осмысление проблемы взаимодействия Человечества и Природы. «Это – необходимая компонента мироощущения, отражающая строй души, сопричастной природе, включающий ощущение человеком себя как живого существа в ряда других существ, а также в ряду других естественных тел Вселенной. Путь к Космосу преодолен для человека, воспринимающего себя как природное существо». 

    Эстетическая  теория Хогарта включает следующие  принципы: 

    . Природа  выше всех произведений искусства; 

    . Природа  – это образец Прекрасного,  источник Прекрасного; 

    . Форма  может быть прекрасной только  тогда, когда соответствует внутренней  цели художника; 

    . Сущность  красоты в природе – в гармоническом  сочетании единства и многообразия;
    . Красота  природы проявляется в е6динстве  простоты и сложности 

    (предпочтение  волнообразной или волнистой  линии в противовес прямой  линии). 

    В этой теории Красоты Природы мы сразу  узнаем главные признаки природы  как самоорганизующейся великой  Системы Мира. Трактат английского представителя реализма У.Хогарта «Анализ красоты» демонстрирует натуралистическое миропонимание XVIII-го века. Вместо принципа симметрии и строгой пропорциональности У.Хогарт выставил принцип многообразия и особого изящества изогнутой линии» (48, 130). Глаз получает наслаждение от извилистых аллей, змеящихся речек и всех предметов, форма которых составлена главным образом волнообразными и змеевидными линиями. Глаз заставляет нас следовать за красотой организованной сложной формы. Истинная красота природы, писал Хогарт, проявляется в следующих её реалистичных качествах: целесообразности, многообразии, единстве, простоте, сложности, соответствии частей общему замыслу, гармонии формы и содержания, величине
    (48, ч. 122). Красивые формы должны быть огромнейших размеров, считал
    У.Хогарт, чтобы поражать и восхищать наше сознание. Как торжественно выглядит роща высоких деревьев, большие храмы, пирамиды и Храмы Солнца в
    Египте! «Красота сложности заключается  в изобретении изогнутых форм.
    Подобных старинным головным уборам, которыми украшают головы сфинксов».
    Таким образом, можно сказать, что натуралистическое  сознание действительно является историческим инвариантом естественно-научного познания Мира
    Природы и художественного изображения  Величия Натуры. 

    Рефлексия – это специфическое свойство человеческого мышления, которое  выступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных  видов деятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительной деятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительной деятельности началось с 1956 г. В работах И.С.Ладенко и Г.П.Щедровицкого.
    Основное  внимание обращалось на рефлексию в  процессах порождения нового знания, на её механизм в условиях выделения  новых задач. В таких исследованиях сформировался предмет генетической логики, как раздел науки, занимающейся вопросами механизмов новых логических образов мышления. В работах Г.П.Щеровицкого рефлексия определяется как механизм развития мыследеятельности. В теории интеллектуальных систем И.С.Ладенко рефлексия определяется как механизм самоорганизации сложных интеллектуальных систем.
    В 70-е  и 80-е годы ХХ века в отечественной  психологии сформировался новый  раздел – психология рефлексии (работы Н.Г.Алексеева, В.А.Лефевра,
    В.В.Давыдова, А.З.Зака, Я.А.Пономарева, Л.В.Григоровской,
    Согласно  новой модели, мышление осуществляется при взаимодействии четырех его  уровней: операционального, предметного, рефлексивного, личностного. Мыслительный процесс рассматривается как  целостная организация качественно различных направлений познавательной деятельности (рис.1).
    Уровни  различаются по тем объектам, на которые направлено творческое мышление. На операциональном уровне мысль  фиксируется на отдельных конкретных действиях. На предметном уровне движение мысли направлено на анализ конкретной действительности. Рефлексивный уровень обеспечивает переосмысление личностью собственной практической и теоретической деятельности. И.Н.семенов определяет рефлексию как один из главных системообразующих факторов творческого процесса мышления, который реализуя коммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляет смысловую регуляцию его интеллектуально-содержательного плана. 

    ------------------------- VI личностный уровень 

    ------------------------- III рефлексивный уровень 

    --------------------------II предметный уровень 

    -------------------------- I операциональный уровень рис. 1 

    Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной деятельности, так как оно предполагает такое  отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая Великая Система Мира.
    Экологическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление личностью своего места во Вселенной и в картине Природы Земли
    (мировоззренческая  рефлексия0; осознание проблемы взаимодействия
    Человечества  и Биосферы (Природы) (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая  рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная, интеррогативная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно- организационная рефлексия) и т.д. Экологическая психология, как новая междисциплинарная концепция экологического сознания, представляет обширный материал для изучения различных видов рефлексивного мышления. Осознание человеком себя как Личности в глобальной системе Природы и всего Космоса – это целостная система различных механизмов рефлексивного мышления. 

    Исследование  проблемы социогенеза экологического сознания позволяет выявить, с одной стороны, культурно-исторические источники современного экологического сознания; с другой стороны – выяснить психолого- педагогические особенности формирования экологического сознания в мировой культуре. В этом плане развитие экологического сознания характеризуется по трем параметром: 

    1. Психологическая  противопоставленность или включенность (человек господствует над природой  или он – её составная часть); 

    2. «Объектное-субъектное»  восприятие природы (природа воспринимается или как объект воздействия, или как субъект взаимодействия); 

    3. «Прагматический-непрагматический»  характер взаимодействия 

    (природа  – материальная ценность; или  же она служит для удовлетворения  духовных потребностей). 

    Экологические проблемы в их теоретическом и практическом аспектах выстраиваются в основном вокруг концепции взаимодействия Человечества и
    Природы. 

    Из  всех видов экологического знания исторически  и семантически раньше других родилась экология человека. Тип мышления в  направлении «География человека – экология человека – социология» сформировался в трудах А.Конта в
    1873 г.  Под названием «Биология человека»  это научное направление развивалось  в работах И.И.Мечникова, например, его «Этюды о природе человека»  (1903 г.). Именно биологи, а конкретно Э.Геккель, определяют экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде (1866 г.). Социальная экология зародилась в работах А.Конта, развитых Д.Миллем и
    Г.Спесером, как раздел биологической экологии, исследующий общественных животных. В рмках биологической экологии современные исследователи выделяют: физиологическую экологию (экологию особей); популяционную экологию, экологию сообществ (биоценозов); экологию биогеоценозов (учение об экосистемах), биосферологию. Самостоятельно существует глобальная экология – учение о закономерностях развития экосферы Земли как планеты, взаимодействующей с Космосом. Д.С.Лихачев ввел термин «Экология культуры» для обозначения научной дисциплины, исследующей культурную среду обитания человека (вещественно-культурные и духовные ценности), закономерности её функционирования и воздействия на людей.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.