На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие сферы туризма на территории муниципального образования «Город Вологда»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
     СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ
    Филиал  СЗАГС в г. Вологде 
 
 
 
 

    КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Развитие  сферы туризма  на территории муниципального образования  «Город Вологда» 
 
 

    Дисциплина: Система государственного и муниципального управления. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Студента 4 курса  2 группы
                                                                              Специальность 080504
                                                                              «Государственное  и 
                                                                               муниципальное управление»
                                                                               Рытенковой Натальи  Владимировны
                                                                              Преподаватель к.и.н., доцент Приятелев  В.В.
                                                                              Оценка___________________________________
                                                                              Подпись__________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вологда
     2010 год.
     Оглавление. 

   Введение………………………………………………………………..….3
   Глава 1. Теоретические основы развития сферы  туризма
             1.1. Сущность и содержание туризма…………………………..…5
             1.2. Факторы социально – экономического развития
                    сферы туризма в регионе………………………………...……9
             1.3. Органы, регулирующие развитие сферы туризма в
                   городе Вологде …………………………………………………17
   Глава 2. Анализ ситуации и оценка потенциала развития
   туризма на территории муниципального образования  «Город Вологда»
            2.1. Анализ внешних условий, влияющих на развитие
                   туризма в городе Вологде……………………………………...25
            2.2. Характеристика ресурсного обеспечения развития
                 туризма на территории муниципального образования
                «Город Вологда»…………………………………………………..28
           2.3. Основные цели и задачи стратегии развития сферы
                туризма в г. Вологда……………………………………………...35
   Глава 3. Основные направления по
   Заключение………………………………………………………………...42
   Список  литературы………………………………………………………..43
   Приложения………………………………………………………………..45 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой  по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей.
     В сфере туризма тесно переплетены  интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Однако в настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это весьма низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
     Развитие  российского внутреннего и въездного  туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как на туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.
     Эти проблемы невозможно решить без поддержки  государственных органов власти. Полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по туризму. Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", последние изменения в который были внесены 30 декабря 2008 года. Несмотря на то, что вопросы реализации государственной политики в области туризма подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.
     Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов  по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма.
     В последние годы и в России стали  уделять больше внимания развитию регионального  туризма. Перспективы развития туристского  комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
     Развитие  индустрии туризма в регионах играет важную роль в решении социальных проблем. Благодаря его развитию создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, повышается уровень образования, совершенствуется система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информации и др.
       Цель курсовой работы: проследить  тенденции развития сферы туризма на территории муниципального образования «Город Вологда»
     Объект  исследования: работа туристических  учреждений.
     Предмет исследования: процессы, влияющие на развитие регионального туризма.
     Задачи  данной работы:
    Рассмотреть теоретические основы развития сферы туризма
    Дать анализ ситуации и оценить потенциал развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда»
 
 
 
     Глава 1. Теоретические  основы развития сферы туризма
     1.1. Сущность и содержание  туризма. 

     Для того, чтобы установить значение туризма  и полнее описать сферу его  деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме[12].
     1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
     2. Организации, предоставляющие туристам  товары и услуги. Это предприниматели,  которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
     3. Местные органы власти. Рассматривают  туризм как важный фактор экономики,  связанный с доходами, которые  местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
     4. Принимающая сторона. Местное  население, воспринимающее туризм  в первую очередь как фактор  занятости населения. Для этой  группы важным является результат  взаимодействия с туристами, в  том числе иностранными.
     Таким образом, туризм может быть определен  как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов  власти и местного населения в  процессе туристской деятельности[12].
     Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны.
     К сопряженным видам бизнеса также  можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы  обслуживания и др[4].
     Путешествия и туризм – два неразрывно связанных  понятия, которые характеризуют  определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. При этом всегда присутствует перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
     Таким образом, путешествие – это перемещение  людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств  передвижения и временных промежутков, именуется путешественником.
     В отличие от путешествия туризм –  категория, испытывающая сильное влияние  экономики и обладающая двойственностью  внутренней природы явления, т.к. туризм – это и особый, массовый род  путешествий, и деятельность по организации  и осуществлению этих путешествий.
     Туризм  – временное перемещение людей  с места своего постоянного проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.
     Туризм  сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах  превратилась в бурно развивающуюся  индустрию. В настоящее время  каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд. [3].
     Ежедневные  расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до 5 млрд. долларов в день.
     Практики  российской туристской индустрии возлагают большие надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично направляют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.
     Туризм  в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется[19].
     Экономика связана с извлечением оптимальной  выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять  психологические и физические потребности  человека.
     В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
     Экономики туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы[3].
     В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды 
(путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания[1].

     Туризм  как товар реализуется в форме  услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской  стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказаны либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), нематериальные 
(непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от их потребления[8].

     Тур представляет собой комплекс различных  услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
     Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения, 
Совокупность услуг и товаров туристского назначения называется «туристский продукт». Турпродукт включает[8]:

     туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.д.);
     туристско-экскурсионные  услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.);
     товары  туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, проспекты, сувениры и т.д.).
     Туризм  можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
     Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, например, туристы из других стран получают свои доходы у себя на родине, а путешествуя по России, расходуют деньги, вкладывая их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стане в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.
     Туристский  экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
     Туристский  импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом денег  туристом из данной страны.
     Когда туристы из России совершают путешествия  в другие страны, это становится туримпортом в экономику России. Деньги, потраченные в России иностранными гражданами, являются туримпортом для экономики тех стран.
     При туристском экспорте направление денежного  потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при  экспорте товаров данные потоки направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что - то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении[8].
     Поскольку в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение), то можно сделать вывод, что туризм – это межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию.
     Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
     Туристская  индустрия – это совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, предприятий  общественного питания, средств  развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков[8].
     Необходимо  обеспечить туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому, в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
     Экономика туризма представляет собой систему  отношений, возникающих в сфере  туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления  результатов туристской деятельности. [3]
     Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
     Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень  и масштабы ее развития. Масштабы зависят от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от ее реализации – с другой. 

     1.2. Факторы социально  – экономического  развития сферы  туризма в регионе. 

     Социально-экономическое  развитие туристских регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов [5]:
     1)  рыночного — взаимопроникновение  региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия во Всемирную торговую организацию;
     2)  конкурентного — усиление конкуренции  на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества выпускаемого туристского продукта и реализации различного рода инновационных проектов;
     3) производственного — постепенный  переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства туристского продукта, что подразумевает: замену массового производства туристского продукта индивидуальным (мелкосерийным), вертикальной организации труда — горизонтальной, низкой индивидуальной ответственности — соучастием персонала в производственном процессе создания туристского продукта[5].
     Эти факторы ведут от территориальной  дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к дифференцированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.
     Таким образом, факторы, благоприятные в  настоящее время для размещения в регионе организаций индустрии туризма, в последующем способствуют созданию дополнительных возможностей для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем, т.е. они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития туристких регионов в будущем.
     Необходимо  учитывать, таким образом, воздействие  этих изменений на конкурентоспособность  и региональных организаций, и туристских регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции, другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных отраслях, специфических сферах.
     Таким образом, актуальным является вопрос о том, какие факторы должны в первую очередь учитывать региональные организации индустрии туризма и какие факторы должны использовать регионы для повышения своей конкурентоспособности.
     Большое количество факторов, оказывающих влияние на развитие туристских регионов, предопределяют их разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных факторов. Для этого в теории и практике менеджмента туризма используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация.
     У разных авторов (Александрова  А.Ю., Нестеров  П.М., Морозова Т.Г., и др) существуют разные подходы [2;17; 14; ] к выделению критериев, на основании которых можно группировать факторы.
     Авторы  предложили и обосновали классификацию  на основании следующих критериев: по способу развития; по отношению к среде функционирования туристского региона; по способу влияния на функционирование и развитие туристского региона; по способу измерения.
     По  способу развития все факторы  социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона целесообразно разбить на две большие группы: статические и динамические [16;17; 6].
     К статическим факторам относится  совокупность природно-климатических факторов, которые имеют непреходящее, постоянное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические условия региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах  (целебные источники, пещеры и т.д.).
     Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории, культуры и т.д.) тоже в значительной степени можно отнести к статическим.
     К динамическим относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы, которые могут иметь различную оценку, их значение меняется во времени и пространстве.
     По  отношению к среде функционирования туристского региона классификация  фактов показывает, что, как и всякая экономическая система, туристский регион имеет внутреннюю и внешнюю среду [2; 13], которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.
     Для качественной характеристики и оценки динамики внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих: производственно-ресурсный потенциал региона; структуру регионального рынка; кадровый потенциал региона; региональный бюджет; стратегию развития региона, а также факторы, непосредственно воздействующие на региональный туризм, к которым относятся материально-технические факторы, а именно развитие средств размещения, транспорта, предприятий питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д[19].
     К внутренним относятся факторы, характеризующие  функционирование туристского рынка:
     процессы  спроса, предложения и распределения (особенностью современного периода  развития экономики является превращение  спроса на туристские продукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);
     возрастание роли сегментации рынка (усложнение туристских потребностей обусловливает возникновение не только совершенно новых сегментов в туристском спросе, но и значительное число смешанных форм туризма). Сегментирование туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, что обусловливают такие факторы, как усложнение структуры потребностей человека, а также растущее значение отдыха и туризма в жизни общества.
     В настоящее время в мире насчитывается  свыше 300 видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности людей;
     повышение значения координации деятельности в туризме и активизация процессов  глобализации (для процесса глобализации бизнеса характерно: исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей; экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг, использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты);
     привлечение средств массовой информации и связей с общественностью к продвижению, рекламе и реализации разрабатываемых туристских продуктов;
     подготовка  кадров (увеличение численности работников, занятых в туризме; развитие профессионально-квалификационной структуры; повышение значения профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);
     возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке будет действовать ограниченное количество крупных операторов и значительное количество малых туристских фирм (турагентов); сможет осуществляться эффективная реализация туристского продукта на основе профессионального маркетинга, что соответственно потребует повышения квалификации персонала).
     Внешняя среда туристского региона прямого  воздействия включает взаимосвязи со следующими партнерами:
     внешними  поставщиками товаров и услуг;
     внешними  потребителями;
     регионами-конкурентами;
     финансовыми организациями;
     транспортными предприятиями.
     Среда косвенного воздействия на туристский регион может включать группы факторов влияния[19]:
     общеэкономические. Среди факторов этой группы наиболее значимым является уровень доходов  населения. Очевидно, что туристская активность находится в зависимости от выделяемой на отдых части доходов, возрастания (снижения) доли средств, выделяемых обществом на покрытие расходов на туризм и путешествия.
     На  развитие туризма значительное влияние  оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации мировой экономики, происходящие во всех отраслях мировой^ экономики. Опосредованно эти тенденции способствует росту деловой активности населения, появлению и развитию новых видов делового туризма. В то же время такие явления, как ужесточение таможенных и визовых формальностей, увеличение въездных и других сборов, финансовая нестабильность (инфляция и т.п.), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма; общеполитические.
     Стабильная  политическая обстановка в туристском регионе — необходимое условие успешного функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся у этого государства с другими государствами, в частности с поставщиками туристов; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе; научно-технические.
     В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу сокращается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.
     При обслуживании туристов используются современные  компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать оптимальный туристский продукт для индивидуального клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных, более совершенных технологий обслуживания туристов; демографические[19].
     Данная  группа факторов включает: возраст  населения региона, увеличение числа  работающих женщин и соответствующее изменение доходов семей, рост количества одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост количества бездетных пар в составе населения региона, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплачиваемых командировок и введение более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию и осознание туристских возможностей. Также к демографическим факторам можно отнести повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения, следствием чего является стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
     По  способу влияния на функционирование и развитие туристского региона  в отечественной экономической  литературе [13; 2] традиционно выделяют позитивные (экстенсивные, интенсивные), а также негативные (сдерживающие) группы факторов.
     К позитивным экстенсивным факторам относятся: рост численности работников; увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов; строительство новых объектов инфраструктуры туризма.
     Позитивные  интенсивные факторы — повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса; повышение корпоративной культуры, культуры обслуживания клиентов, качества обслуживания потребителей; индустриализация, технологизация и компьютеризация регионального туризма; рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов и т.д.
     К негативным факторам, отрицательно влияющим на развитие туристского региона, относятся: кризисы; рост внешней задолженности; политическая нестабильность; рост цен на предметы потребления; безработица, забастовки, криминогенная обстановка; финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют); сокращение объемов личного потребления; неблагополучие экологической ситуации; банкротство туристских фирм; ужесточение туристских формальностей; невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
     Примером  влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может служить фактор террористической угрозы, который, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире.
     По  способу измерения в зарубежной теории и практике в настоящее время принято разделять факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона на две большие группы: так называемые жесткие и мягкие[19].
     Под «жесткими» понимаются количественно  измеряемые факторы:
     ориентированные на производственные ресурсы (земля, персонал, капитал);
     ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);
     установленные государством налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки.
     К наиболее часто используемым «жестким»  факторам относятся: расходы на услуги со стороны; расходы на энергию; цена земельных участков; уровень заработной платы, включая отчисления на соци-альныенужды; наличие соответствующих трудовых ресурсов; транспортное положение и транспортные связи; транспортные издержки; наличие телекоммуникаций; наличие технологий и ноу-хау; покупательная способность населения; территориальное расположение, близость рынков; нагрузка на окружающую среду; инфраструктурное оснащение, эффект синергии.
     «Мягкие»  факторы касаются прежде всего количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды туристского региона, «дружественности» его экономике. В качестве «мягких» факторов целесообразно выделить:
     стабильность  политической ситуации;
     стабильность  общественного климата;
     региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
     качество  системы образования и профессиональной подготовки кадров;
     оснащение региона вузами, исследовательскими организациями;
     наличие факторов, ориентированных на производство туристских услуг, а также экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг;
     отношение к экономике основных действующих  лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму  и профсоюзов, региональных и муниципальных  администраций, политиков);
     качество  жизни в регионе (качество жилья, экономическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).
     Соотношение между отдельными факторами социально-экономического развития туристских регионов и их значимость находятся в постоянном движении, однако целесообразно выделить ряд тенденций, которые сохранятся в ближайшее время.
     Важнейшей тенденцией является то, что значение «жестких» факторов размещения снизилось в пользу «мягких». Именно «мягкие» факторы все чаще становятся условиями социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона. В ходе постоянного развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В тоже время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль в развитии туристского региона.
     По  группе «жестких» факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики  от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (туристские и прочие услуги) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.).
     Среди «мягких» факторов определяющий вес получает стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных кадров. Важным фактором развития туристского региона становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа туристского региона, его положительной репутации.
     Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного туристского региона. С точки зрения конкретного региона более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.
     Таким образом, управленческому звену  организаций индустрии туризма, работникам региональных органов власти необходимо адекватно оценивать реальные факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона, а также проводить постоянную работу по выявлению современных тенденций их дальнейшего совершенствования. Для этого из всей совокупности факторов выделяют главные, действующие в конкретном туристском регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения конкретной организации индустрии туризма.
     Анализ  современных тенденций формирования факторов социально-экономического развития и конкурентоспособности туристских регионов показал, что в настоящее время особенно актуальна работа по оценке и позитивному воздействию на «мягкие» факторы социально-экономического развития региона. Поэтому усилия региональных органов управления, заинтересованных в развитии туристского региона, должны быть направлены на улучшение производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, создание и поддержание его имиджа как средства привлечения инвестиций в развитие туризма и всего региона в целом. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, реализуемый на внутреннем международном туристском рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3. Органы, регулирующие  развитие сферы  туризма в городе  Вологде. 

     Одной из перспективных отраслей экономики сегодня признают туризм во всех его формах и видах. Развитие и усложнение экономических отношений в обществе требует определенного участия государства в регулировании этих отношений.
   Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности являются:
    обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
    охрана окружающей природной среды;
    создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
    развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
   Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
   Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
    определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
    нормативного правового регулирования в сфере туризма;
    разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
    содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
    защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
    содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
    развития научных исследований в сфере туризма;
    стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
    формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
    информационного обеспечения туризма;
    создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
    оказания государственных услуг в сфере туризма;
    взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
   Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.
   Федеральным органом исполнительной власти на территории муниципального образования «город Вологда» является департамент по международным, межрегиональным связям и туризму.
   Первый  заместитель Губернатора области, Виноградов Николай Леонидович, является начальником департамента.
      
        Основными задачами департамента являются:
 

организация и развитие межрегиональных и внешних связей со странами СНГ и дальнего зарубежья, создание системы экономических взаимоотношений на договорной основе.
 
формирование программ развития социально-экономического, научно-технического и культурного  сотрудничества с субъектами Российской Федерации.

 
обеспечение в пределах своей компетенции  реализации прав Вологодской области  как субъекта Российской Федерации  в сфере международных и межрегиональных связей.

 
обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной государственной  власти области, общественных организаций, выставочно-ярмарочных центров, других организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности.
 
 
 

    Функциями департамента являются: 

осуществление в установленном порядке представительства  и реализации интересов Вологодской области по вопросам международной деятельности в федеральных органах исполнительной власти, а также в отношениях с представительствами иностранных государств, аккредитованных в Российской Федерации, с международными иностранными фондами и организациями. 
 
координация деятельности структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной государственной власти области по осуществлению межрегионального и международного сотрудничества, контроль за выполнением межрегиональных и международных соглашений и договоров. 

организация в  пределах своей компетенции непосредственных международных контактов области
 
представление по поручению Губернатора  области и Правительства области  интересов области на двусторонних и многосторонних переговорах с  иностранными представителями по вопросам международных связей. 
  
участие в подготовке проектов международных и межрегиональных соглашений совместно со структурными подразделениями Правительства области и органами исполнительной государственной власти области, разработка механизма их реализации. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия таких соглашений и внесение их на рассмотрение Губернатору области, в Правительство области. 
 
организационное обеспечение пребывания в Вологодской области официальных делегаций по распоряжениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и по приглашению Правительства области.                   
.         
 

оформление  в установленном порядке приглашений  иностранным гражданам, въезжающим с деловыми и гуманитарными целями на территорию Вологодской области по инициативе структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной государственной власти области. 
 
подготовка и согласование проектов постановлений Правительства области, постановлений и распоряжений Губернатора области по вопросам международных и межрегиональных связей области, приему иностранных и российских делегаций.                
. 
  
участие по поручению Губернатора области и Правительства области в работе Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.             
. 
 
разработка проектов областных и участие в разработке федеральных программ по вопросам, относящимся к компетенции департамента.             
. 
 
согласование и утверждение в установленном порядке ежегодных перечней международных, российских и межрегиональных мероприятий, на которых планируется организация экспозиций области с финансированием из областного бюджета; согласование базовой экспозиции области, подготовка рекомендаций по формированию выставочных экспозиций Вологодской области. 
 
формирование ежегодного Плана выставочно-ярмарочных мероприятий. 
 
оказание содействия структурным подразделениям Правительства области и органам исполнительной государственной власти области в организации областных выставок-ярмарок.                                
. 
  
подготовка и участие в проведении всероссийских, межрегиональных и областных выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых на территории области, а также организация участия Вологодской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях в субъектах Российской Федерации и за ее пределами. 
  
подготовка заявки на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности Правительства области для учета при формировании бюджета Вологодской области. 
  
организация работы областной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности. 
 
оказание методической и консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам, относящимся к компетенции департамента.                           
. 
  
создание справочно-информационной и методической базы по вопросам, отнесенным к компетенции департамента, а также подготовка необходимых аналитических материалов, составление текущих и перспективных планов работы департамента.                                 
. 
  
рассмотрение в установленном порядке писем, жалоб, обращений юридических и физических лиц по вопросам, относящимся к компетенции департамента.
 
 

    Заместитель начальника департамента Плеханов Юрий Николаевич является председателем Комитета по туризму.
 Управление  Комитетом осуществляется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и Вологодской области.
Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый на должность Губернатором области по представлению первого заместителя Губернатора области, координирующего деятельность Комитета, из кадрового резерва или на конкурсной основе и освобождаемый от должности Губернатором области.
Председатель  Комитета подчиняется Губернатору  области и его первому заместителю, осуществляющему координацию деятельности Комитета.
Председатель  Комитета по вопросам, отнесенным законодательством  Российской Федерации и Вологодской  области к его компетенции, действует на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.
Председатель  Комитета должен действовать в интересах  представляемого им Комитета добросовестно  и разумно.
 Председатель  Комитета выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Комитета:
      действует без доверенности от имени Комитета, представляет его интересы в государственных органах, организациях;
      по согласованию с первым заместителем Губернатора области, осуществляющим координацию деятельности Комитета, утверждает смету расходов Комитета в пределах ассигнований, утвержденных в областном бюджете на его содержание;
      утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс;
      в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Положением, распоряжается имуществом Комитета;
      заключает договоры, выдает доверенности;
      открывает счета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы;
      издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех государственных гражданских служащих и работников Комитета;
      определяет структуру Комитета, численность, квалификационный и штатный составы и представляет их на утверждение Правительству области, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих и работников Комитета;
      утверждает должностные регламенты (должностные инструкции) государственных гражданских служащих и работников Комитета, осуществляет контроль за действиями подчиненных ему структурных подразделений;
      применяет к государственным гражданским служащим и работникам Комитета меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с действующим законодательством;
      обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины.
 
    Основные задачи комитета:
     
обеспечение в пределах своей компетенции  реализации прав Вологодской области  как субъекта Российской Федерации  в сфере туризма.                            
.  
 
определение приоритетных направлений развития туризма, повышение эффективности использования существующих объектов инфраструктуры, создание условий для ее развития и обновления.                   
.                                                                
 
проведение мероприятий, направленных на привлечение инвестиций и повышение экономической эффективности сферы туризма.                                 
.  

контроль  и координация туристской деятельности на территории области.   

    Основные функции комитета: 

разработка  проектов постановлений и распоряжений Губернатора области, постановлений  Правительства области, законов  области, нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности комитета. 
 
подготовка предложений, изменений и заключений по проектам федеральных и областных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования сферы туризма и организации туристской деятельности.                      
. 
 
разработка концепций, целевых комплексных программ и мероприятий по развитию туризма в области.                             
. 
 
разработка аналитических и обзорных материалов о состоянии туризма в области для представления Губернатору области, органам государственной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований области.                           
.
 
разработка и реализация мероприятий  поддержки и развития внутреннего, въездного, социального и оздоровительного туризма как приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности.  
 
разработка, реализация и контроль за исполнением мероприятий областной целевой программы «Великий Устюг-родина Деда Мороза».           
. 
 
подготовка предложений по совершенствованию деятельности в сфере туризма в муниципальных образованиях области с учетом их особенностей и состояния экономики территорий.                         
.  
 
комплексный анализ, долгосрочное и среднесрочное планирование и прогнозирование тенденций развития сферы туризма, обоснование целей и приоритетов ее развития.                     
. 
 
 проведение экспертной оценки влияния туризма на экономику муниципальных образований и области в целом.                             
 
 
 проведение мониторинга состояния туристской сферы на территории области.  
 
разработка пакета инвестиционных проектов и предложений по развитию туристской индустрии области и их продвижение на российском и зарубежном туристских и инвестиционных рынках.                 
. 
 
разработка мероприятий по включению туристских маршрутов Вологодской области в единое пространство Европейской части России.        
.  
 
разработка новых туристских маршрутов и развитие перспективных туристских дестинаций (территории приема, объединенные туристскими ресурсами) на территории области.                       
. 
 
 разработка мероприятий по эффективной работе туристских предприятий. 
. внедрению новых технологий.                                  .  
 
разработка и реализация в установленном порядке мероприятий по обеспечению безопасности туристов совместно с соответствующими специализированными службами.                
. 
 
реализация полномочий Вологодской области как акционера в хозяйственных обществах, созданных в сфере туризма.                                
. 
 
разработка программ и проведение в установленном порядке мероприятий по обучению и подготовке кадров для сферы туризма.                       
. 
 
координация деятельности ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских возможностей Вологодской области (туристско-информационный центр)».  
 
проведение семинаров, конференций, туристских выставок, организация издания рекламно-информационных материалов с целью популяризации и продвижения брендов Вологодской области на российский и зарубежные рынки.  
 
осуществление координации межрегиональных и международных связей в области туризма, содействие их расширению.                    
. 
 
участие в работе международных Ассоциаций, Форумов и Союзов, в реализации международных программ в области туризма.                  
.  
 
участие в составе делегаций, направляемых в российские регионы и иностранные государства, для решения вопросов компетенции комитета.
.
участие в работе межведомственных, экскурсионно-методических комиссий, координационных, научно-консультативных и экспертных советов по проблемам туризма. [4] 
 
 

     Глава 2. Анализ ситуации и  оценка потенциала развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда». 

     2.1. Анализ внешних  условий, влияющих  на развитие туризма в городе Вологде. 

     Стратегия развития сферы туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее – город Вологда) до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом задач, стоящих перед городом, основывается на комплексной оценке тенденций и проблем развития туристского рынка в регионе и определяет приоритеты его развития в городе Вологде[18].
       Стратегия развития является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов в сфере туризма на территории города Вологда.
     Развитие  индустрии туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Благодаря его развитию создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, повышается уровень образования, совершенствуется система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информации и др.
     Кроме того, развитие туризма оказывает  стимулирующее действие и на различные  секторы экономики (транспорт, связь, торговлю) способствует увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну страны.
     Туризм  сочетает в себе функции рекреации  и культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и  сопутствует любой деятельности на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего населения и пр.). В последние годы в России произошло серьезное переосмысление роли туризма в формировании экономики регионов и страны в целом, он стал восприниматься как неотъемлемая ее часть, способная стать основой развития территорий.
     Имеющиеся у города Вологды предпосылки  позволяют говорить о наличии  значительного потенциала, способного внести существенный вклад в становление  конкурентоспособности нашего города на мировом рынке туристских услуг.
     В целях рационального использования  потенциала города Вологды, как туристского  центра, для обеспечения конкурентоспособности  и в рамках «Стратегического плана  развития муниципального образования  «Город Вологда» на период до 2015 года», утвержденного решением Вологодской городской Думой от 17 ноября 2008 года № 960,  разработана стратегия развития туризма на долгосрочную перспективу.
     Схожесть  путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.