На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политическое развитие современного Казахстана

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан 

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА  

ФАКУЛЬТЕТ  ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНая работа

 
по дисциплине «Политология»
на тему: «Политическое развитие современного Казахстана»  
 
 
 

Выполнила: студентка 
гр.
Мерингер  Е.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск
2011 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….……….3

   1   Реформа политической системы Казахстана (1991-2006 гг.)………………5
    2   Система государственной власти в Республике Казахстан………………...8
   3 Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане…………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…….…………………………………………………..…….....27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В течение всей истории человеческого  общества политика оказывала и оказывает  существенное влияние на судьбы народов  и стран. Политика затрагивает все  сферы общественной жизни, в ней  рассматриваются интересы различных  социальных групп, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. В мировом политическом процессе происходит движение народов и государств по пути демократии, построения современного гражданского общества и правового государства. В политику вовлекаются миллионы людей, видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики.
     В современном мире политическая деятельность является неотъемлемой частью жизни  любого государства. Правильно продуманная политика обеспечивает непрерывное развитие страны.
     Вполне  обоснованно будет сказать, что  по шаблонному пути не могут идти все  государства мира. Каждая страна выбирает свой собственный путь политического  развития в зависимости от ряда воздействующих факторов.
     К настоящему времени мы можем говорить о том, что критическая точка  в становлении казахстанской  государственности уже пройдена. Обеспечены международное признание  и гарантии суверенитета, территориальной  целостности нашего государства. Казахстан является членом ряда международных организаций.
     Конституция Казахстана юридически оформила становление  сильной президентской республики и распределение полномочий между  ветвями власти. Сформированы институты  гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации.
     Еще более важным является то, что за последние годы произошел психологический  перелом в сознании граждан. Ностальгия по бывшему СССР уступила место новой  гражданской идентификации с казахстанской государственностью. Адаптация населения к суверенитету Казахстана проходила непростым путем. Согласно социологическим опросам, после подписания Беловежского соглашения подавляющее большинство населения республики практически сразу восприняло перенос политического центра из Москвы в столицу Казахстана. Свои ожидания наши люди напрямую связывали теперь уже с руководством Казахстана. И это — огромное достижение. В XX веке многие страны азиатского региона, затем латиноамериканского, африканского континентов, объявив о политических переменах, не смогли пройти этап социалъно -психологической адаптации населения к реформам. В результате общества разрывались противоречиями и откатывались назад.
     В истории нового независимого Казахстана можно отметить несколько этапов, которые определили эволюцию его политического режима. За годы независимости была создана президентская моноцентрическая политическая система, позволившая провести социально-экономические реформы, сохранив национальное согласие и стабильность в обществе. (Конституция 1995г.). В этот период произошла международная идентификация Казахстана, кардинально отличившая его от соседей. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году позволило ему приобрести международную узнаваемость и известность. Политика многовекторности, проводимая президентом Н.Назарбаевым, позволила расширить сотрудничество с РФ, США, КНР, активно работать в структурах СНГ, ШОС, «Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, - отмечал Н.Назарбаев, - не в праве замыкаться на узко региональных проблемах. Это было бы непонятно не только у нас в стране, но и за её пределами. Будущее Казахстана и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе.
     Тема  данной контрольной работы – политическое развитие современного Казахстана.
     Цель  работы направлена на выделение основных политических реформ Казахстана 1991-2006 гг., определение системы государственной власти Республики, формирование представления о новой государственной идеологии нашей страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реформа политической системы  Казахстана (1991-2006 гг.)
 
     16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал  независимое развитие. За последние  17 лет Республика претерпела множество  изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана.
     Казахстан выбрал путь, направленный на строительство  суверенного, демократического, правового  государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели.
     Переход к демократии начался в сложных  условиях: страна переживала системный  социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.
     В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.
     На  первом этапе (1990 - 1993) основные изменения  были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.
     В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.
     На  втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.
     На  третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс  создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.
     Нынешний  этап развития (с сентября 1998) характеризуется  усилением и ростом демократической  составляющей политической системы страны.
     Он  начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений  в Конституцию и другие законодательные  акты, расширившие полномочия Парламента.
     Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства.
     Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который  впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года.
     За  время своего существования ВС избирался  тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех  пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.
     Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному  и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным.
     Принципиальные  перемены начались с 1990 года, в марте  которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные  выборы в высший законодательный  орган республики в условиях еще  достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы.
     ВС  двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма  в Казахстане.
     Во-первых, ВС принял закон, согласно которому в  стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным  голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
     Во-вторых, ВС принял декларацию «О государственном  суверенитете Казахской ССР», в которой  впервые была закреплена неделимость  и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект  международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.
     28 января 1993 года ВС РК принял  первую постсоветскую Конституцию  Казахстана, завершившую становление  суверенитета республики и продолжившую  утверждение подлинной демократии  и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.
     Однако  в Конституции 1993 года, как и в прежней, ВС был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску.
     Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в  республике. В выборах приняли  участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.
     ВС  тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.
     В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая  Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.
     В соответствии с законодательством  Казахстана на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена  половина состава сената (верхняя  палата парламента).
     Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые  в Центральной Азии состоялись выборы в мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность  избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.
     Выборы  в мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями.
     Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.
     Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах  ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.
     В условиях Казахстана, где большинство  населения мыслило категориями  «казарменного социализма» и  у многих была развита философия  социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология - это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе была дана оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана - достичь реальной независимости и сохранить стабильность. 

    Система государственной  власти в Республике Казахстан
 
     Согласно  ст. 1 Конституции Республика Казахстан  является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
     По  характеру взаимоотношений высших органов власти форму правления  Казахстана можно охарактеризовать как смешанную республику, однако ч. 1 ст. 2 Конституции устанавливает президентскую форму правления.
     Статья 3 Конституции РК закрепляет принцип  разделения властей: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов  в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.”
     Республика  Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы  внешнеэкономической деятельности.
     Стратегические  цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились  к следующему:
    развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;
    создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;
    обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;
    заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;
     повышение политического веса Казахстана в  мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека.
     Центрально  место в системе государственных  органов Казахстана принадлежит  главе государства – Президенту, избираемому посредством прямых выборов при тайном голосовании  сроком на 7 лет. Он определяет основные направления внутригосударственной и внешней политики, представляет Казахстан как внутри страны, так и на международной арене. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти перед народом.
     Президент Казахстана обращается с ежегодным  посланием к народу о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики республики. Назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана. Подписывает представленный Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, назначает и освобождает от должности Премьер – министра республики, ведет переговоры и подписывает международные договоры республики. Подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Казахстане; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; в соответствии с Конституцией и законодательством Казахстана объявляет введение чрезвычайного положения. Исключительно большими полномочиями глава государства наделен в области нормотворчества. Прежде всего, Президент издает указы и распоряжения на основе и во исполнения Конституции и законов Казахстана.
      Схема системы государственной власти представлена в таблице 1. 

     Таблица 1 –Система государственной власти
Законодательная власть Исполнительная  власть Судебная власть
Парламент РК Правительство РК Верховный суд  РК
Сенат Мажилис
Центральные органы исполнительной власти Суды
Маслихаты Акиматы  
 
     Президент РК, согласно ст. 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
     Основным  документом, обеспечивающим деятельность Президента РК, является Конституционный  закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733 «О Президенте Республики Казахстан».
     Президент обладает широкими полномочиями, в  том числе в области исполнительной власти, но главой исполнительной власти не является. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения.
     Указами Президента республики:
    осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента республики;
    решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной Конституцией и законами ответственности органов власти перед народом Казахстана;
    осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
    принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Республики Казахстан.
     Силу  нормативных правовых актов, издаваемых Президентом республики, могут иметь  только указы.
     Распоряжения  Президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов  и указов Президента.
     Распоряжениями  Президента республики:
    осуществляется решение вопросов административно- распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
    в соответствии с компетенцией Президента республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
     Законодательная власть Республики Казахстан
     Парламент является высшим законодательным органом  Республики Казахстан.
     Основной  документ, согласно которому осуществляется деятельность Парламента РК – Конституционный  закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
     Парламент РК состоит из двух палат: Сената и  Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената.
     Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.
     Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов  Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. После чего закон подписывается Президентом РК и публикуется в СМИ. Кроме законов Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению.
     Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляет Правительство РК.
     Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.
     В состав Правительства входят члены  Правительства – Премьер-министр  республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики.
     Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной  политики и осуществление управления и координации в установленной сфере деятельности.
     Правительство на основе и во исполнение Конституции, законов, актов Президента, иных нормативных  правовых актов издает нормативные  и индивидуальные постановления. Постановления  Правительства подписываются Премьер-министром республики.
     Премьер-министр  республики издает распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
     Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
     Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.
     Верховный суд РК – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
     Как указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. N 3: “Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции”.
     Особое  положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.
     Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.
     Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает  до:
    подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;
    ратификации международных договоров Республики на их соответствие Конституции.
     Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает:
    официальное толкование норм Конституции;
    до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.
     Итоговое  решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в  силу иных решений определяется Конституционным Советом.
     От  классического Конституционного суда Конституционный совет РК отличается тем, что на итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его  части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:
    выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
    преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
     При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается. Таким образом, он не является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства и, соответственно, не является органом судебной власти.
     Существующая  в настоящее время система  государственной власти обеспечивает эффективное функционирование и  контроль всех основных сфер жизнедеятельности  в Республике. 

    Формирование  новой государственной  идеологии и становление  многопартийности в Казахстане
 
      Годы  существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли  существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.
      Государственная идеология как система концептуально  оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Идеология необходима государству на каждом этапе его строительства, так как она заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.
      Как и другие страны переходного периода, Казахстан с обретением независимости  столкнулся с проблемами определения  новой государственной идеологии. Условно процесс формирования основ новой идеологии Казахстана можно разделить на три основных этапа.
      Первый  этап (1991–1995 гг.) характеризовался разрушением  старой идеологической системы и  определением контуров новой государственной идеологии. В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими институтами. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов. Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.
      На  этом этапе шло постепенное разрушение идентификационных ценностей советской  политической системы. На формирование идентификационных предпочтений жителей страны большое воздействие начинали оказывать их национально-этнические ориентации. Одновременно происходил отказ граждан от их идентификации с существовавшими ранее крупными институтами советской системы: коммунистической партией, комсомолом и политическим строем в целом. В связи с появлением новых общественно-политических движений и организаций происходила дифференциация интересов.
      Наряду  с разрушением старой системы, в  данный период активно создавалась новая политическая система. При этом вопрос стоял о переоценке роли идеологии не только во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающему сплачивание и направление политической воли людей. Кроме того, Казахстан находился на сложном транзитном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии.
      Провозглашение  Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально меняется угол зрения на мир, народ и его историю и предпринимаются попытки дать направление идеологическому развитию общества.
      В связи с этим в 1992 г. была обнародована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», а в 1993 г. подготовлена и озвучена концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», в которой были выделены следующие цели и направления:
      • обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;
      • развитие общества, обеспечивающего  достаточный уровень благосостояния всех граждан;
      • развитие этнической самобытности и  сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;
      • углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.
      Данные  концепции, по сути, являлись одними из первых документов, в которых делалась попытка сформулировать основные идейные  направления Казахстана на тот период.
      Таким образом, на данном этапе становления  идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы  прекратившего свое существование  СССР. С другой, появились новые  идентификационные ориентиры, связанные  с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.
      Второй  этап (1995–1997 гг.) характеризовался внедрением в общественную жизнь либерально-демократических  ценностей и активным обсуждением  в стране проблем формирования государственной  идеологии Казахстана. На данном этапе происходила системная либерализация общественно-политической жизни, выражавшаяся в установлении частной собственности, открытии возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического самовыражения, развития неправительственных организаций, негосударственных средств массовой информации (СМИ) и т.д.
      Либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и определить дальнейшие направления осуществления  политических реформ.
      Наряду  с активной демократизацией общества, в стране широко шел поиск национальной идеи.
      В поиске предстала дилемма – должна ли быть новая идеология государственной  или она должна быть национальной?
      Сторонники  первого подхода свою точку зрения обосновывали тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную  идеологию. Представители второго подхода под национальной идеологией понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной идеологии в ранг государственной они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаясь только лишь в национальных рамках. Согласно их точке зрения, в основу национальной идеологии должны быть положены либеральные идеи западных мировоззрений, которые будут восприняты казахстанской общественностью с пониманием. В свою очередь, отмечалось, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции. В конечном счете, главным проблемным узлом дискуссий стал поиск объединяющей идеи.
      Несмотря  на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии, в республике были определены некоторые  ключевые ценности, на которых могла  бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности –  права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.
      Закрепление статуса независимости в республике сопровождалось рядом разнообразных  реформ. Постепенно назревала необходимость выработки и реализации идеологии, которая стала бы системообразующим фактором новых общественных реформ.
      Для решения вопросов, обозначившихся в  духовно-идеологической сфере, был  создан Национальный Совет по государственной  политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.
      В концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому  воспитанию молодого поколения. Одними из основополагающих были названы следующие: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм.
      На  данном этапе в казахстанском  обществе существовало два подхода  к определению государственной  идеологии: с одной стороны, это возврат к прошлому, обращение к традициям; с другой стороны, это способность к развитию, изменению, наполнению новым историческим содержанием.
      Безусловно, в условиях Казахстана, переживающего  транзитный период, подобное смешение было неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр категории традиции, а затем делает их содержательными. Однако в этом есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей нынешним и будущим задачам.
      Третий  этап (1997 г. – по настоящее время) характеризуется новым толчком  в формировании идеологической основы развития Казахстана.
      На  данном этапе политических преобразований в Казахстане увеличивается потребность  в дальнейшей демократизации политической системы, выработке системного подхода  к осуществлению дальнейших политических реформ и придании им динамизма. При этом потребность начала приобретать все более оформленный системный характер.
      В 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым  была озвучена Стратегия развития Казахстана до 2030 г., которая четко определила основные направления идеологического развития страны на долгосрочный период. Стратегия «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.