На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реформирование  электроэнергетики  России в контексте  мировой энергетики  

Следующий шаг  был самым радикальным. Правительство  объявило новый курс на построение не регулируемого энергорынка, то есть рынка, который, как надеялись его  создатели, будет саморегулироваться. Довольно долго велись дебаты о судьбе государственного предприятия «ECNZ», но в 1995 г. с приходом к власти консерваторов  настал и его черед. Предприятие  сначала разделили на две государственные  компании, затем продали часть  генерирующих станций, включая тепловую станцию Таранаки в частные руки. При этом, учитывая все еще доминирующее положение «ECNZ», на компанию возложили  ряд ограничений.
Транспортная  же компания «Транс Пауэр» всецело  зависела от государства, устанавливавшего тарифы на передачу электроэнергии. Сама структура новозеландского рынка  мало отличалась от скандинавского или  аргентинского. Главным же отличием было отсутствие государственного регулирования. Предполагалось достаточно сознательное саморегулирование субъектами рынка.
В результате Веллингтон остался без электроэнергии, большая  часть госслужащих отправилась  на весьма долгие каникулы, а в Новой  Зеландии появился Регулятор с достаточно широким кругом полномочий. 
Такие вот уроки  «свободного конкурентного рынка». Прежде всего, любая реформа требует  тщательной и серьезной предварительной  проработки. Ни одна реформа не проводится вне разработанного заранее правового  поля. Реформа как таковая не является панацеей и не гарантирует немедленного притока инвестиций ни извне, ни со стороны местного капитала, без соблюдения других требований (прежде всего четкого  налогового законодательства и законов, гарантирующих сохранность инвестиций). Реструктурирование и повышение  эффективности в отрасли отнюдь не означает проведение повальной приватизации.
 

2 Электроэнергетика  в России
2.1 Обзор электроэнергетической  отрасли Российской Федерации
Электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики России и одной из нескольких естественных монополий. В настоящее  время в России функционируют  более 700 тепловых и гидравлических электростанций и 9 атомных. Имеющийся  производственный потенциал полностью  обеспечивает тепловой и электрической  энергией промышленные предприятия  и население России. Основными  субъектами единой энергетической системы  России являются:
• РАО « России »;
• 74 региональные энергокомпании, осуществляющие поставки электрической и тепловой энергии  потребителю на всей территории Российской Федерации ;
• 34 крупные  электростанции - филиалы или дочерние предприятия РАО « России »;
• 9 атомных электростанций (8 станций находятся под контролем  государственного предприятия)
• более 300 организаций, обслуживающих основной технологический  процесс и развитие в ЕЭС России.  
Электроэнергетическая отрасль России занимает 4 место  в мире по установленной мощности после США, Китая и Японии. Общая  установленная мощность российских электростанций в 2001 году составляет 213,9 млн. кВт. Установленная мощность электростанций холдинга РАО ЕЭС составляет 155,1 млн. кВт (72,5% от общей установленной  мощности электростанций России). Основными  видами топлива, используемыми при  производстве электроэнергии, являются газ, уголь, мазут. В настоящий момент доля газа в общей структуре топливного баланса России составляет более 60%, около 35% - уголь и 5% - мазут.
Поскольку в  последние годы в газовой промышленности появились негативные тенденции, связанные  с падением объемов добычи, недостаточным  финансированием новых месторождений  газа, то в ближайшие годы продолжится  сокращение поставок газа тепловым электростанциям. Соответственно будет увеличена  доля угля в топливном балансе.
В целом по России можно отметить положительную тенденцию  к увеличению выработки электроэнергии. Так, начиная с 1998 года, наблюдается  прирост производства электроэнергии после восьмилетнего снижения, в 1999 году рост составил 102,3% к уровню 1998 года, а в 2000 году -103,5%.
Несмотря на то, что формально региональные энергетические компании являются независимыми, фактически регулирование тарифов происходит под влиянием региональных органов  власти. Местные органы власти имеют  право, действуя в интересах потребителей, рекомендовать региональным комиссиям  запретить резкое повышение тарифов. Вследствие этого, проводимая РЭК политика сдерживания тарифов на энергию  при одновременном росте цен  в других отраслях промышленности привела  к тому, что темпы роста тарифов  для промышленных потребителей в  целом по России отстают от темпов роста индекса цен в промышленности. С августа 1998 г. по декабрь 2000 г. рост цен в промышленности составил 276,2%, а повышение тарифов на электроэнергию для крупных промышленных потребителей - 181,2%. За тот же период рост потребительских цен составил 279,9%, а тарифов на электроэнергию для населения - 233,4%. Но можно отметить, что в 2001 году ситуация с тарифами несколько улучшилась. В течение года тарифы повышались несколько раз. Средний тариф на электроэнергию вырос на 38% по сравнению с предыдущим годом, а тариф на тепло повысился на 26%.
На сегодняшний  момент очень остро стоит вопрос состояния основных производственных мощностей в электроэнергетике. По данным РАО ЕЭС России в 2001 году износ производственных мощностей  достиг 40%, в том числе линий  электропередачи - 35,6%. подстанций - 63,1%, зданий и сооружений -23,1%, устройств  релейной защиты и автоматики - 44%. Практически  выработали свой ресурс 25% энергоблоков и более 40% не блочного оборудования. В целом же по России износ основных фондов составляет 52%. Почти треть  электроэнергии в стране вырабатывается на оборудовании, технические нормы  которого закладывались в 30-40 годы. Срок службы целого ряда генерирующих объектов находится в пределах 50 - 60 лет. Сохранение в работе устаревшего  оборудования увеличивает количество аварийных ситуаций, отражается на надежности работы электрических станций, приводит к увеличению расходов топлива и затрат на ремонты оборудования, увеличиваются потери электроэнергии в сетях.
Главной проблемой  электроэнергетики является замена морально и физически изношенного  технологического оборудования. Финансовое положение предприятий электроэнергетической  отрасли, несмотря на положительные  сдвиги в 1999 -2001 годах, остается достаточно тяжелым. Существует несколько основных причин, существенно влияющих на финансовое состояние энергокомпаний.
1. в течение  2001 года происходило увеличение  тарифов на тепло - и электроэнергию  для потребителей и увеличение  цен на газ, уголь, мазут.  Поэтому фактически финансовый  результат энергокомпаний от  увеличения тарифов нивелировался  растущими ценами на топливо.  Кроме того, препятствием к улучшению  состояний АО - является государственное  регулирование тарифов на тепло  и электроэнергию.
2. Высокая кредиторская  и дебиторская задолженности  энергетических предприятий поставщикам  и подрядчикам, в том числе  за топливо, по расчетам с  бюджетом и внебюджетными фондами,  по заработной плате значительно  влияет на финансовое состояние  отрасли. В течение 5 лет с  1994 по 1999 год кредиторская задолженность  РАО ЕЭС возросла в 20,8 раза, дебиторская - в 22,1 раза. В связи  с этим многие предприятия  электроэнергетики оказались в  трудном финансовом положении.  Основными группами неплательщиков  остаются потребители, получающие  средства из местных бюджетов, оптовые потребители и объекты  жилищно-коммунального хозяйства.  Задолженность федеральных потребителей  в течение 2001 г. снизилась почти  в 2 раза, однако значительной  осталось задолженность Министерства  обороны - 1,5 млрд. руб. (без учета  пени). В январе 2002 г. оплата текущего  энергопотребления военных частей  практически не производилась.  Причина - отсутствие утвержденных  лимитов потребления топливно-энергстических  ресурсов, из-за чего невозможно  заключение договоров на энергоснабжение  и их регистрация в Казначействах.  Кроме того, Минобороны изначально  планировало направить на расчеты  с энергетиками в январе с.г. 433 млн. руб., в то время как  прогнозируемый объем энергопотребления  этой группы потребителей в  январе -1,6 млрд. руб.
Для обеспечения  нормальных расчетов предприятий ЖКХ  с АО-энерго в РАО "ЕЭС России" в течение последних 2-х лет  действует практика заключения специальных  Соглашений о взаимодействии РАО "ЕЭС  России" и администраций регионов по стабилизации поставок энергии и  обеспечению условий прохождения  ОЗМ, а также нормализации расчетов за энергию. Эти документы содержат обязательства по обеспечению полной оплаты текущего потребления и погашению  накопленной задолженности. К началу 2002 г. такие Соглашения действуют  в 42 регионах РФ. Однако полностью указанные  Соглашения выполняются администрациями  только 3-х регионов: Ивановской обл., Республики Дагестан и Республики Бурятия. Низкий уровень собираемости платежей с потребителей, низкий процент расчетов денежными средствами, приводит к  нехватке оборотных средств энергопредприятий, к образованию задолженностей перед  поставщиками топлива, перед работниками  предприятий отрасли.
Но, несмотря на данные негативные факторы в 2000-2001 годах  наметились положительные сдвиги в  финансовом состоянии энергопредприятии. Самым значительным моментом можно  считать доведение текущих расчетов с потребителями за полученную энергию  до 100% и реструктуризацию дебиторской  задолженности, благодаря чему, уровень  собираемости платежей составил 96%, а  расчеты денежными средствами - 83%.
В январе-июне 2002 г. среднее значение частоты электрического тока в ЕЭС России составило 50,0 Гц. Единая энергосистема России в 1 полугодии 2002 г. 4344 часа 00 минут или 100% календарного времени работала с нормативной  частотой электрического тока, определенной ГОСТ 13109-97.
График 1

Продолжительность работы ЕЭС России с нормативной  частотой электрического тока (49,8-50,2) за 6 месяцев 1999-2002 годов
 

Таблица 8
Показатели Физический  объем Сумма к  оплате Оплачено
всего % к уровню 12 мес. 2001 г млрд. руб. % к уровню 12 мес. 2000 г млрд. руб. % к отпущенной
Отпущено  электроэнергии 579,8 млрд. кВт 100,3 426,7 126,8 435,7 102,1
Отпущено  тепловой энергии 418,4 млн. Гкал 97,2 107,9 118,6 109,1 101,1
Всего оплачено энергии     534,6 125,0 544,9 101,9
Итоги продаж энергии собственным  потребителям Холдингом РАО "ЕЭС России" за 12 месяцев 2002 года
Уровень платежей за использованную энергию за 12 месяцев 2002 года в целом по Холдингу составил 102% (в 2001 году – 104 %).
График 2
Итоги реализации энергии за 2001 и 2002гг.

Дебиторская задолженность  сократилась на 14% (в 2001 году – 18 %) и  составила 1,8 месяца от среднегодового начисления (в 2001 году – 2,6 мес.).
Доля денежных средств в общей оплате потребленных энергоресурсов составила 99,4 % (в 2001 году – 99,4 %).
 

Таблица 9
Отрасль Уровень оплаты от начислений, %
Динамика уровня оплаты по сравнению с 12 месяцами 2001г.% ("+" – рост,
"-"-сниж.)
Изменение дебиторской задолженности за 12 месяцев 2002 г., % ("+"–рост,
"-"-сниж.)
Тоже за 12 месяцев 2001 года, % ("+"–рост, "-"-сниж.)
Промышленность  102 -1 -24 -28
Сельское хозяйство
107 -2 -13 -12
Лесное  хозяйство 102 -7 -40 -18
Транспорт и связь 102 -3 -60 -59
Строительство 101 -1 -22 -14
ЖКХ 101 -3 -4 -11
Население 97 0 11 9
Прочие  отрасли 103 -4 -20 -18
Уровень платежей за использованную энергию и изменение  дебиторской задолженности по основным отраслям и группам потребителей за 12 месяцев 2002 года
В 2002 году уровень реализации энергии ОПП  составил всего 100,3%, доля задолженности  ОПП в общей задолженности  потребителей в течение 2002 года увеличилась  с 26% до 30%.
Всего в  течение 2002 года доля задолженности  за энергию потребителей, финансируемых  из местного бюджета, предприятий ЖКХ  и ОПП в общей задолженности  потребителей увеличилась с 55 % до 60%.
Таблица 10
Средний тариф на электроэнергию для потребителей коп/кВтч 69,11
Тариф на электроэнергию для населения % к среднему тарифу январь 2003/ декабрь 2002.  январь 2003/ 1990 коп/кВтч 


раз
56,96 
82,4 
104,4 
22078
Тариф на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью > 750 кВа % к среднему тарифу январь 2003/ декабрь 2002. январь 2003/ 1990 коп/кВтч 


раз
71,33 
103,2 
106,3 
43152
Тарифы  на электроэнергию
 

Все энергокомпании, входящие в Холдинг РАО "ЕЭС  России", разделены на семь объединенных энергосистем по территориальному признаку, оперативное управление которых  осуществляется Представительствами  РАО "ЕЭС России".
Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2002 года по Представительствам РАО "ЕЭС России" представлены в таблице 10.
Таблица 10
Регион Причитается к  оплате за 12 месяцев 2001 г.,  
млн. рублей
Оплачено,  
млн. рублей
% оплаты Суммарная задолженность на конец периода, 
млн. рублей
РАО "ЕЭС  России" 534 626 544 944 101,9 79 542
ЦЕНТРЭНЕРГО 151 231 154 491 102,2 19 583
СЕВЗАПЭНЕРГО 57 731 58 149 100,7 6 141
ВОЛГАЭНЕРГО 54 599 56 080 102,7 12 758
ЮЖЭНЕРГО 27 704 28 179 101,7 4 153
УРАЛЭНЕРГО 135 154 137 955 102,1 17 825
СИБИРЬЭНЕРГО 70 106 70 845 101,1 7 599
ВОСТОКЭНЕРГО 38 100 39 245 103,0 11 482
Итоги продаж энергии за 12 месяцев 2002 года
 

2.2 Структура РАО «ЕЭС России»

 
 
               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.3 Причины  необходимости реформирования
Первый  этап рыночных реформ в электроэнергетике  России был проведен в начале-середине 90-х годов, и его результатами стало введение в отрасли новой  системы хозяйственных отношений, адекватных рыночной экономике. Коммерциализация и корпоратизация предприятий отрасли привели к созданию рынка электроэнергии, внедрению экономических принципов ценообразования, формированию рыночных субъектов - энергетических компаний, а их частичная приватизация открыла возможности для прихода частного капитала в электроэнергетику.
Вместе  с тем, на начальном этапе реформирования было сохранено доминирующее влияние  государства на функционирование и  развитие отрасли, которое осуществлялось как через имущественные механизмы (контрольные пакеты акций энергокомпаний), так и через систему тотального регулирования цен на оптовом  и розничных рынках электроэнергии. Существенный дисбаланс между интересами государства и бизнеса в этой ситуации был вынужденной мерой  в первые годы формирования новой  экономической среды, однако его  сохранение в дальнейшем привело  к появлению целого ряда негативных тенденций в электроэнергетике;
-необоснованный  рост производственных и инвестиционных  затрат при отсутствии реальных  антизатратных стимулов на рынке;
-ухудшение  финансового состояния компаний  из-за политики госрегулирования (сдерживания цен электроэнергии, перекрестного субсидирования), а также неплатежей;
-сохранение  низкой инвестиционной привлекательности  отрасли и отсутствие значительных  внешних инвестиций.
Началом второго этана в реформировании стало принятие в 1997 г. Указа Президента РФ № 427. Однако необходимость интенсификации процесса преобразований потребовала  разработки детальной программы  реформирования электроэнергетики, основные положения которой были одобрены Правительством РФ летом 2001 г.
Необходимость второго этапа реформирования связана  с совершенствованием существующей системы хозяйственных отношений, которая должна обеспечить повышение  эффективности работы электроэнергетики, а также инвестиционной привлекательности  бизнеса, создать благоприятные  условия для развертывания масштабного  инвестиционного процесса в отрасли, жизненно необходимого в условиях начавшегося  экономического роста.
Идея  реформирования российской электроэнергетики  возникла из ответов на самые простые  и очевидные вопросы - кто, сколько, кому и за что платит. Сегодня  РАО "ЕЭС России" является монополистом в сфере энергоснабжения и  представляет собой финансово-производственный холдинг, в состав которого входят региональные энергокомпании, крупные федеральные  электростанции, а также межсистемные электрические сети. Контрольный  пакет акций (52%) РАО "ЕЭС России" принадлежит  государству. Государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.
Искусственно  заниженные тарифы на электроэнергию были до недавнего времени одним  из основных стимулов экономического роста России. Правительство устанавливает тарифы и имеет серьезные основания для сохранения такого положения вещей. Российские власти хотят быть уверенными в том, что российские семьи не останутся без света, а фирмы и предприятия смогут продолжать работу. Население России такое положение устраивает, чего не скажешь о РАО СЭС, российском энергетическом гиганте. РАО ЕЭС находится в плену у правительства, владеющего контрольным пакетом акций. В результате энергохолдинг лишается финансовых средств, техническое состояние оборудования ухудшается. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия в скором времени столкнется с энергетическим кризисом.
Энергетическая  отрасль напрямую связана с политикой  во всем мире, в особенности это  касается России, пребывающей в настоящий  момент в середине пост коммунистического  периода. Дебаты по вопросам реформы  сталкивают интересы федерального правительства  с интересами губернаторов. Москва определяет оптовые тарифы на электроэнергию, а губернаторы устанавливают  розничные цены. Они заинтересованы в сохранении настоящего положения  вещей, поскольку намерены защитить те отрасли промышленности, которые  находятся под их контролем. Кроме  того, они заинтересованы в поддержании  низких цен на электричество для  населения, которое платит в среднем 2 $ в месяц, чтобы в домах горел  свет. А $2 - это средняя цена бутылки  водки не самого высокого качества.
Существующая  сегодня в энергетике хозяйственная  система не устраивает ни одного из ее участников. Рядовые потребители  не довольны тем, что с каждым годом  они платят за электричество больше, и за эти деньги им никто не может  гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. Отключения электроэнергии стали нормой российской жизни. Поиск  виновных неизбежно приводит к региональной энергокомпании, которая "кивает" на региональные власти и подконтрольные им энергетические комиссии, якобы  в популистских целях устанавливающие заведомо дефицитный тариф. Власти в свою очередь переводят ответственность на региональную энергосистему, которая, по их мнению, требует слишком много денег и тратит их не экономно. Как ни парадоксально, правы обе стороны. Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, действительно не покрывает всех затрат региональных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. А региональные энергосистемы действительно не заинтересованы сокращать свои издержки.
Не довольно положением в энергетике и государство. Приоритетными задачами для России являются развитие рыночной экономики  и стабильный экономический рост. Энергетика же сегодня является одной  из последних отраслей, где сохранились  рудименты советской экономической  модели. И эта модель не имеет  внутренних резервов, механизмов и  предпосылок для того, чтобы развиваться. Сегодня мы, потребители электричества  и тепла, проедаем промышленный ресурс, накопленный Советским Союзом. Все  ныне работающие электростанции, все  линии электропередачи достались  нам в наследство от советских  времен. Используемый нами потенциал  электроэнергетики не вечен, уже  сегодня даже в самых благополучных  энергосистемах европейской части  России общий уровень износа оборудования перевалил за отметку в 50 процентов.
В прошедшем  году из-за ограниченных вводов нового оборудования продолжалась эксплуатация оборудования, отработавшего нормативные  и парковые сроки. При существующих темпах замены и реновации свойств  металла к 2005 году парковый ресурс выработает 38%, или 74,4 млн. кВт, генерирующего оборудования. Оставшиеся мощности смогут обеспечить только внутренние потребности страны в электроэнергии при сохранении ее на уровне 1998 года.
В дальнейшем деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. К 2020 году средняя наработка  теплосилового оборудования высокого давления составит 85% от паркового срока  службы. Оборудование среднего давления к этому сроку отработает 90% срока  службы.
Число отказов  котельного оборудования в последние  годы сохраняется на уровне 1,8-1,9 тысячи в год. Наиболее часто (85-90%) повреждались поверхности нагрева котлов. Около 65% повреждений связано с исчерпанием  ресурса работы и с недостатками в эксплуатации. Примерно 20-25% повреждений  поверхностей нагрева связано с  недостатками в ремонте.
На сегодняшний  день значительный износ имеют роторы высокого давления, изготовленные из стали 34ХМА, турбин, работающих при  параметрах пара Р=9 МПа, Т=500 С.При значении паркового ресурса этих роторов 270 тыс. ч многие из них превысили  этот срок службы (до 500 тыс. ч). Кроме  того, турбины на эти параметры  пара создавались в 50-е годы и  ранее, когда металлургическое производство крупных поковок было несовершенно, а применявшиеся методы контроля не позволяли выявить опасные  дефекты. После 40-50 лет эксплуатации исходные дефекты становятся очагами  зарождения эксплуатационных трещин. По результатам контроля роторов  из стали 34ХМА почти в каждом втором роторе выявляются дефекты, ограничивающие его дальнейшую эксплуатацию. Еще  более опасная ситуация складывается с эксплуатацией роторов турбин мощностью 500-1200 МВт. Парковый ресурс этих турбин из-за высокого уровня эксплуатационных напряжений составляет 100 тыс. ч. Наработка  многих роторов этого типа приближается к парковому ресурсу. Темп накопления повреждений в ближайшие годы будет опережать соответствующие  показатели для турбин меньшей мощности.
Основными причинами выхода из строя оборудования являются:
1.   Длительное старение металла энергетического оборудования из-за отсутствия замен физически изношенного.
2.   Недостаточный, а в отдельных случаях некачественный, контроль состояния металла.
3.   Эксплуатация длительно работающего металла в маневренных режимах.
Разговоры о строительстве новых электростанций или достройке еще советских  объектов относятся к области  фантастики. Уже через 3-4 года в подавляющем  большинстве краев и областей России начнутся процессы необратимого физического разрушения производящих электричество и тепло генераторов  и котлов, линий электропередачи  и тепловых сетей. Среднегодовой  ввод генерирующих мощностей в нашей  стране в 1981-1990 годах составлял 5000 МВт, в Китае ежегодно на протяжении последних 15 лет этот показатель составляет 17 000 МВт. В России в 2002 году планируется  ввод новых генерирующих мощностей  общим объемом 890 МВт. Российское правительство  сегодня серьезно обеспокоено сложившейся  в энергетике ситуацией: эта отрасль  может стать реальным тормозом растущей экономики России.
Прогнозы  экономического развития России, по словам М. Касьянова, говорят о том, что  с 2005 года имеющиеся генерирующие мощности начнут выходить из строя, а потребности  в электроэнергии заметно возрастут. Развитие промышленности и потребление энергии в частном секторе потребует увеличения имеющихся мощностей, что немедленно приведет к разрыву между генерирующими мощностями и потребностями экономики.
Мы вынуждены  будем закупать электроэнергию в  том же Китае, а это уже угроза национальной безопасности и независимости  России.
Чтобы избежать этой ситуации, Правительство, по мнению М. Касьянова, должно принимать меры уже сейчас, начиная модернизацию отрасли. Для решения этих проблем  нужны десятки миллиардов рублей, которые не может дать российский бюджет. Между тем в стране есть свободный внутренний частный капитал, в мире существуют финансовые институты  и компании, занимающиеся инвестированием  в энергетику. Но привлечение этих инвестиций в российскую энергетику невозможно. Эта отрасль у нас  не является бизнесом, а энергопредприятии  не являются нормальными бизнес структурами  и не отвечают даже минимальным требованиям  финансовой прозрачности и прибыльности, которые предъявляют инвесторы.
В сложившейся  ситуации можно оставить все как  есть, и заложить деньги на инвестиции, например в тариф. Наверное, таким  образом, мы решим проблему инвестиций в энергетику, но решим ее крайне не эффективно:
энергетики  будут стоять с протянутой рукой, и требовать все больше и больше денег на свои нужды, а тариф будет  расти еще более быстрыми темпами, чем сейчас. Полученные таким образом  средства, как любые деньги не заработанные, а "подаренные" сверху, расходоваться  будут не эффективно. Все это мы уже проходили в советское  время. К тому же износ фондов вовсе  не является единственной проблемой  отрасли. Есть ещё оптовые перепродавцы, фактически представляющие собой лишнее звеном между поставщиком и потребителем электроэнергии и задолжавших энергетикам  сотни миллионов рублей. Имеет  место влияние политического  и человеческого фактора на такой  чисто экономический процесс  как формирование цены на электроэнергию. До сих пор сохраняется практика перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители вынуждены дотировать население и переплачивать за электроэнергию, что в ряде случаев делает их продукцию не конкурентоспособной. Наконец, у энергетиков отсутствует реальная мотивация сокращать издержки, а у потребителей - ценить и экономить электричество, а значит, более бережно относится к природным ресурсам, которые являются топливом для электростанций.
По оценкам  РАО ЕЭС, чтобы привлечь инвестиции в российскую энергетическую отрасль, необходимо, чтобы к 2005 году оптовые цены на электричество выросли вдвое. По мнению Филиппа Воробьева из Кембриджского центра по анализу развития электроэнергетической отрасли, российской энергетической отрасли в ближайшие десять лет понадобятся инвестиции в размере от $20 млрд. до $50 млрд. Действующие энергетические мощности в восемьдесят гигаватт (на сегодняшний день это половина всей энергетической мощности России), должны быть изъяты из эксплуатации в ближайшие 20 лет по причине износа оборудования. В то же время 120 гигаватт энергетических мощностей должны быть введены в эксплуатацию. 120 гигаватт энергомощностсей - это больше чем современные энергетические потребности Франции. Если инвестиций в российскую энергетическую отрасль не последует, Россию столкнется с дефицитом электроэнергии в период 2003-2008 гг., Многие российские регионы уже остались без электричества. 
Очевидно, что необходима структурная перестройка  всей работы энергетической отрасли  России, а не "прикладывание пластыря" к каждой отдельной проблеме. Правительство  уже предприняло шаги, чтобы избежать этих далеко не радостных последствий. Российский премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление о  реформе энергетики в июле 2001 года.
2.4 Основные направления  рыночных реформ  в электроэнергетике  России
В условиях рыночной экономики управление функционированием  и развитием электроэнергетики  должно строиться с учетом особенностей отрасли. Электроэнергетика является:
• важнейшей  инфраструктурной частью экономики, обеспечивающей производство электроэнергии (которая  практически не заменяема другими  энергоносителями), а также значительной части централизованного тепла;
• крупнейшим потребителем топливных ресурсов с  набольшими возможностями их взаимозамещения, играющим ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса  страны и регионов;
• сложнейшей технической системой с жесткими законами функционирования и высокой  централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и  передачи электроэнергии;
• большой  экономической системой, объединяющей множество хозяйственных субъектов различных форм собственности, которые осуществляют коммерческую деятельность на рынках электрической и тепловой энергии, являющихся одними из крупнейших по объему реализации.
Таким образом, для эффективной работы электроэнергетики  необходимо обеспечить оптимальный  баланс межотраслевых (народнохозяйственных), системных и корпоративных требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон, вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса (в широком смысле этого слова, включая менеджмент энергокомпаний, их собственников, а также прочих частных инвесторов). При этом необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и перспективной деятельности в электроэнергетике.
Оперативно-хозяйственная  деятельность охватывает весь спектр технико-экономических вопросов текущего функционирования электроэнергетики, включая эксплуатацию существующих производственных фондов для выработки  электроэнергии и тепла (генерация), их передачи по сетям (транспорт и  распределение), а также реализацию потребителям (сбыт). Ключевыми элементами системы оперативно-хозяйственной  деятельности являются рынки энергетической продукции, функционирование которых  обеспечивает передачу электроэнергии и тепла от компаний-производителей перепродавцам и конечным потребителям.
Основным  требованием государства к функционированию электроэнергетики является надежность энергоснабжения экономики, которая  в значительной степени зависит  от управляемости технологических  процессов производства и передачи электроэнергии, обеспечения баланса  производства и потребления в  каждый момент времени на каждом участке  сети. Исходя из этого, контроль за системами  диспетчеризации, транспорта и распределения  электроэнергии является приоритетным для обеспечения государственных  интересов в рамках оперативно-хозяйственной  деятельности. Важно отметить, что  данные секторы отрасли относятся  к сфере естественной монополии, что также требует участия  государства в их экономическом  регулировании.
Основным критерием  оперативно-хозяйственной деятельности с точки зрения бизнеса является максимизация коммерческого эффекта, прибыли и доходности собственных  генерирующих и транспортных активов. В то же время внешнее (государственное) регулирование рынка, как правило, создает жесткие ограничения  на прибыльность компаний. Поэтому  интересы бизнеса в электроэнергетике  естественным образом ориентированы  на ту часть оперативно-хозяйственной  деятельности, в которой принципиально  возможно сокращение государственного регулирования экономических процессов. Прежде всего, это относится к  секторам генерации и сбыта электроэнергии, которые не являются естественными  монополиями, и их функционирование может быть организовано на де регулированной, конкурентной основе.
Перспективная деятельность в электроэнергетике  ориентирована на решение стратегических задач развития производственной базы отрасли, модернизации существующих и  создания новых фондов (генерирующих и транспортных мощностей) в соответствии с тенденциями спроса на электроэнергию и тепло. Основными составляющими  перспективной деятельности являются:
• формирование  правильных инвестиционных  приоритетов  на основе прогнозирования отрасли и отбор инвестиционных проектов;
• организация  и управление инвестиционным процессом, включающие в себя аккумулирование  необходимых инвестиционных ресурсов, их распределение по объектам капитальных  вложений, контроль эффективного использования  средств при сооружении объектов и эффективную реализацию созданных  производственных фондов.
На развитие электроэнергетики в рыночной среде  влияют долгосрочные интересы государства  и бизнеса, которые определяют масштабы их участия в перспективной деятельности и распределение функций в  сфере плакирования и финансирования инвестиций.
Так, вне зависимости  от особенностей хозяйственной среды, основным требованием, определяющим развитие отрасли, является обеспечение стратегической устойчивости электроснабжения, то есть гарантированное в долгосрочной перспективе надежное и эффективное удовлетворение растущего потребительского спроса. Это условие составляет основу государственной энергетической политики, и, таким образом, усиливает степень влияния государства в управлении развитием электроэнергетики.
Требование стратегической устойчивости формирует четкую систему  государственных инвестиционных приоритетов, которая не ограничивается сетевой  инфраструктурой, но также с необходимостью предполагает реализацию целого ряда инвестиционных решений в секторе  генерации, включая:
-     развитие крупных объектов межсистемного значения (в том числе, объектов, участвующих в регулировании режимов), которые вместе с системообразующими ЛЭП высокого напряжения формируют интегрирующую технологическую основу отрасли;
-     развитие технологий, обеспечивающих рационализацию структуры потребления первичных энергоресурсов, предусмотренную Энергетической Стратегией (снижение доли газа), за счет развития угольных ТЭС, АЭС, а также объектов нетрадиционной энергетики;
-     повышение производственной эффективности отрасли за счет масштабного внедрения прогрессивных технологий производства электроэнергии, и поддержки НТП;
-     повышение экологической безопасности отрасли путем внедрения улучшенных способов очистки выбросов, особенно на угольных ТЭС, и использования экологически "чистых" производственных технологий (например, котлы с ЦКС).
В отличие от государственных приоритетов, предпочтения бизнеса в перспективной   деятельности   продиктованы   корпоративными   стратегическими интересами. В их основе лежит максимизация ожидаемого дохода за счет увеличения доли рынка, снижения затрат и т.д., а формирование инвестиционных приоритетов прямо связано с коммерческой эффективностью развития бизнеса,
Задача обеспечения  устойчивого баланса между требованиями государства и бизнеса является центральной в процессе рыночного  реформирования электроэнергетики. Необходимо отметить, что ее решение представляется особенно сложным в сфере организации  перспективной деятельности, где  интересы государства существенно  выше и гораздо сильнее пересекаются с бизнес интересами компаний и инвесторов, прежде всего, в секторе генерации, порождая потенциальные конфликты  и требуя создания эффективных механизмов их урегулирования,
Либерализация оперативно-хозяйственной деятельности в секторе производства электроэнергии неизбежно отразится и на условиях организации перспективной деятельности по развитию генерирующих мощностей, которая  также будет в значительной мере переориентирована на обеспечение  долгосрочных интересов бизнеса:
1). Рост числа  хозяйственно самостоятельных поставщиков  электроэнергии:
генерирующих  компаний (ГК), образованных в ходе реструктуризации РАО «СЭС России» и АО-энерго, а также независимых производителей электроэнергии (НПЭ) приведет к усилению децентрализации в принятии инвестиционных решений, которые будут опираться  на параметры корпоративных стратегий  развития бизнеса компаний.
2).  Необходимость  масштабного  привлечения  частных  инвестиций  и соответствующее усиление позиций частного капитала в управлении генерирующими компаниями приведет к росту коммерческой мотивации в принятии инвестиционных решений, доминированию критериев коммерческой эффективности проектов при формировании корпоративных стратегий развития ГК и тем более НПЭ.
3). С прекращением  регулирования цен на рынке  государство лишается мощного  рычага управления инвестиционным  процессом через регулирование  тарифов электроэнергии, включая  размер целевых инвестиционных  средств для производителей электроэнергии. Кроме того, последовательное снижение  доли участия государства в  капитале генерирующих компаний  существенно сокращает потенциал  использования имущественных механизмов  влияния на стратегию развития  бизнеса генерирующих компаний. Таким образом, в результате  реформирования произойдет существенное  ослабление возможностей прямого  государственного влияния на  инвестиционные решения генерирующих  компаний.
Новые тенденции  в управлении развитием отрасли, формирующиеся при дерегулировании  инвестиционного процесса, объективно затрудняют реализацию государственных  приоритетов в секторе генерации, направленных на обеспечение стратегической устойчивости электроснабжения. Большинство  проектов, отвечающих стратегическим интересам государства, будут иметь  более низкие показатели коммерческой эффективности и конкурентоспособности  по сравнению с инвестиционными  альтернативами, рассматриваемыми компаниями при формировании своей инвестиционной программы и, следовательно, могут  иметь небольшие шансы быть реализованными с точки зрения бизнеса.
Для того чтобы  обеспечить согласование долгосрочных государственных и корпоративных  интересов при реорганизации  перспективной деятельности в секторе  генерации, необходимо создать условия, при которых государство и  частный капитал будут выступать  как равноправные участники инвестиционного  процесса. Это потребует формирования новой системы управления развитием  генерирующих мощностей, состоящей  из двух уровней:
-         корпоративного, который будет образован самостоятельными хозяйственными субъектами (генерирующими компаниями, независимыми производителями электроэнергии). Основной задачей на этом уровне станет обеспечение устойчивого развития бизнеса и повышение его долгосрочной эффективности в соответствии с корпоративными стратегиями;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.