На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса

 
     Материал взят с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/ . Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте автора. 
 
 
 

Билет № 1

1. Человек, индивид,  личность.

     Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
     Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
     Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
    —     Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
    —     Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие 
    одного индивида от другого.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.
     Формирование  человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. 
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д. 
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. 
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Личность  и ее структура   
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся  в многообразных деятельностях (Леонтьев).  
   Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).  
   Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).  
   И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.    

Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения  и коммуникации.  
   А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.  
   К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.   

Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, характеризующее  человека в качестве объекта и  субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.   
Среди многих работ  по теории личности, ее структуре в  психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.    
А.Г. Ковалев  ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении  и строении как вопрос о синтезе  сложных структур:   
- темперамента (структуры природных свойств),    
- направленности (система потребностей, интересов,  идеалов),   
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).    
Все эти структуры  возникают из взаимосвязи психических  свойств личности, характеризующих  устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.   
В.Н. Мясищев  единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).   
С этой точки  зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.   
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:    
1. Социально  обусловленные особенности (направленность, моральные качества).   
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся  ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).    
3. Индивидуальные  особенности различных психических  процессов (внимание, память).   
4. Биологически  обусловленные особенности (темперамент,  задатки, инстинкты и т.п.).   
1 и 2 - социально  обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.    
Все 4 стороны  личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.    
По Ганзену  в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

 
2. Государство, его  основные признаки. Формы правления.

Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.   
Термин государство может быть использован в двух значениях:

- для выделения  страны как географического образования
- для обозначения  особой организации политической  власти, существующей в стране
      Признаки  государства:
1) Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.
2) Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории.
3) Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.
4) Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.
5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.
5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.
      Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние.
Для цивилизованных государств к этим функциям относятся:
      Внутренние  функции:
- охрана конституционного  строя, права и свобод граждан,  обеспечения законности и правопорядка
- экономическая  - обеспечение поступательного хозяйственного  развития общества
- социальная - создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие граждан
- финансового  контроля, установления и сбора  налогов
- деидеологизации  - создание условий для идеологического  многообразия в стране
      Внешние функции:
- обеспечение  обороноспособности страны
- борьба за  мир, международную безопасность  и экологическое выживание
- развитие взаимовыгодного  всестороннего сотрудничества со  всеми государствами
- урегулирование  межгосударственных конфликтов  на основе международных актов
Формы правления
Структура и  полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют форму правления в государстве.
     Форма правления — порядок формирования и структура высших органов государственной власти, распределение компетенции между высшими органами государственной власти
Существует две основные формы правления — монархия и республика.
     Монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха.
     Современная монархия представлена в абсолютной и парламентской формах.
—  Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает на государственные должности высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.
—  Парламентская монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав правительства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.
     Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту, наряду с ними существуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления.
     Республика  по форме может быть:
-     парламентской (власть принадлежит парламенту),
-     президентской (власть принадлежит президенту), 
смешанной (власть принадлежит и парламенту, и президенту).

Билет № 2

1. Потребности человека.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
      Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.
Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.  
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

            Классификация потребностей:
а) по субъектам (носителям потребностей):
      - индивидуальные
      - групповые
      - коллективные
б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены)
- физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма; 
- материальные - для создания необходимых условий существования; 
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества; 
- духовные - для саморазвития и самоутверждения.

      Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия  и т.п.
      Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п.
      Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п.
      Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и  т.п.
в) по сферам деятельности:
      - труда
      - общения
      - рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)
          Возможности удовлетворения человеческих потребностей:
      - ограничены имеющимися природными  ресурсами
      - не должны противоречить нравственным  нормам общества
      - должны быть разумными и реальными
См. Пирамиду Маслоу
      

2. Правовое государство,  его основные признаки.

Правовое  государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. 
     Правовое  государство строится на принципах:
- верховенства (господства) закона;
- полного соответствия  прав и свобод общепринятым  нормам международного права;
- равенства всех  перед законом независимо от  занимаемой должности;
- гарантии прав  и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;
- недопустимости  ограничения прав и свобод, за  исключением случаев, предусмотренных
  международными  актами и Конституцией;
- ответственности  должностных лиц за посягательство  на права и свободы граждан;
- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;
- разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную;
- отсутствие  существенных противоречий между  ветвями власти;   - сильная  судебная власть;
- беспрепятственная  деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;
- соблюдение  принципа «разрешено все, что  не запрещено»;  
- достаточно  высокая правовая культура населения.
            Функции правового государства:
      а) Внутренние:
- охрана прав  и свобод граждан;  обеспечение  равноправия граждан
- защита интересов  общества на основе законности
- выбор научно  обоснованного пути развития  общества
- создание условий  для беспрепятственной реализации  гражданами своих способностей и дарований
- постоянное  совершенствование системы социального  обеспечения граждан
- защита разнообразных  форм собственности
- обеспечение  развития рыночной экономики,  исключающей монополизм
- улучшение условий  и охрана труда граждан
- реализация  политического и идеологического плюрализма
- обеспечение  цивилизованных форм политического  противоборства за власть
- охрана и  приумножение духовных ценностей  общества
      б) Внешние:
- борьба за  мир и мирное сосуществование
- оборона страны  от нападения извне
- экономическое  сотрудничество с др. странами  в интересах общества
- охрана окружающей  среды в мировом масштабе
- соблюдение  международных нормативно-правовых  актов. соглашения и договоров
      Верховенство  закона означает:
- главенство  закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не
  использует  право как «кнут и пряник»,  а само подчиняется закону)
- закон ценен  сам по себе, а его исполнение  обязательно для всех, вне зависимости  от тех целей,
  которые  ставят перед собой люди
- закон не  делает различий между людьми - перед законом все равны
- закон не  карает за намерения, он вмешивается  только тогда, когда действия (или бездействие)
  противоречат  его «духу» и главным образом  «букве». 

Билет № 3

1. Способности человека.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).  
   Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.  
   
Эмпирические признаки способностей:  
   1. Уровень продуктивной деятельности;  
   2. Скорость научения;  
   3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);  
   4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);  
   5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.  
   Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня 
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.  
   
Виды способностей:
- общие - связаны  с условиями ведущих форм человеческой  деятельности;
- специальные  - связаны с условиями отдельной  деятельности.  
   
Условия развития способностей:  
   1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;  
   2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);  
   3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:  
   - простая деятельность - снижение интересов;  
   - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.  
   
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).  
   
Талант - это способность к достижению высшего порядка.  
   
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:  
   - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;  
   - осознание способности;  
   - включенность способности в характер.  
   
Показатели одаренности:  
   - темп и легкость усвоения материала;  
   - широта переноса;  
   - время проявления;  
   - соотношение результатов с условиями.  
   
Факторы, влияющие на развитие способностей:  
   - исходная предпосылка - врожденные задатки;  
   - время выявления;  
   - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;  
   - всестороннее развитие интересов и способностей;  
   - соперничество и сотрудничество.

 
2. Право, его роль  в жизни человека  и общества.

     Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.
     Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.
     Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.
     Государство достигает своих целей путем  реализации внутренних и внешних  функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.
     Право воздействует на государство при  его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.
     Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы  вмешательства в частную жизнь  граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.
     Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.
     Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
     Система современного российского права  складывается из следующих отраслей:
      конституционное (государственное),
      административное,
      финансовое,
      гражданское,
      семейное,
      трудовое,
      право социального обеспечения,
      экологическое,
      уголовное,
      уголовно-процессуальное,
      гражданское процессуальное,
      уголовно-исполнительное.
Назначение и сущность права 
Нормативно-правовой акт
 

Билет № 4

1. Человек и культура.

     Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности  людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
     Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).
     В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".
     Как международный термин и общее  понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:
     - cultio - возделывание, обрабатывание (почвы,  какого-либо сырого продукта);
     - cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
     - cultus - попечение, забота, образование,  воспитание, изучение, поклонение а  также - вероисповедание.
     Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
     На  каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?
     Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.
     Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.
     В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.
     Но  материальная и духовная культура имеют  не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и  связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
     По  отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
     С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.
     Культура  постоянно изменяется, находится  в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что  на смену устаревшим материальным и  духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.
     Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.
Формы культуры:
а) элитарная, или  высокая - создается привилегированной  частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся  в искусстве людей;
б) народная, или  национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Типология видов культуры может  основываться на сферах своего проявления:
- художественная  культура,
- политическая  культура,
- управленческая культура,
- культура поведения  (этикет),
- педагогическая  культура и т.п.

 
2. Юридическая ответственность,  ее виды.

     Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.
    Эти последствия  могут быть различны:
      личные (смертная казнь, лишение свободы);
      имущественные (штраф, конфискация имущества);
      престижные (выговор, лишение наград);
      организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
      их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).
Виды  юридической ответственности:
•                     Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновного дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины властью руководителя (работодателя), с которым правонарушитель состоит в трудовых правоотношениях. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение.
•                     Административная ответственность выражается в применении компетентными государственными органами и судом мер административного взыскания к лицам, совершившим посягательства на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания - штраф, конфискация, исправительные работы, арест и др.
•                     Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.
•                     Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Вред возмещается путем признания права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения.
•                     Уголовную ответственность несут физические лица за деяния, характеризующиеся наиболее высокой степень общественной опасности и запрещенные Уголовным кодексом. Наказания отличают применение наиболее жестких мер к правонарушителям - штраф, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др.
Обстоятельства, исключающие юридическую  ответственность.
1. Невменяемость (недееспособность). Не может быть субъектом права, а следовательно, нести юридическую ответственность физическое лицо, которое вследствие болезненного состояния психики не может осознавать характер своих действий либо руководить ими.
2. Необходимая оборона. Она имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, интересов общества и государства от общественно опасного посягательства. Не является преступлением причинение при этом вреда посягающему лицу, если не было допущено превышение пределов необходимой обороны.
3. Задержание преступника. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании, если иными средствами его задержать было невозможно и при этом не допущено превышения необходимых для этого мер.
4. Крайняя необходимость. Не влечет уголовной ответственности причинение вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
5. Физическое и психическое принуждение. Не является преступлением причинение вреда в результате физического или психического принуждения, если вследствие такового лицо не могло руководить своими действиями.
6. Обоснованный риск. Не является преступлением причинение вреда при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели, если иначе таковая не могла быть достигнута и при этом не было заведомо угрозы для жизни многих лиц, экологической катастрофы или общественного бедствия.
7. Исполнение приказа или распоряжения не влечет уголовной ответственности для лица, исполнившего обязательный для него приказ, если тот не был заведомо незаконным. Ответственности подлежит лицо, издавшее незаконный приказ.
8. Малозначительность. Не является преступлением действие (бездействие ) формально содержащее признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
9. Самозащита гражданских прав. Предусмотрена уголовным законодательством в качестве оснований, исключающих уголовную ответственность.
Преступление
Уголовная ответственность несовершеннолетних 

Билет № 5

1. Взаимосвязь природы  и общества.

     Частью  мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились  определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
      Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).              
       - (в узком смысле) - совокупность  естественных условий существования  человеческого общества, на которую  прямо или косвенно воздействует  человечество.
      Обычно  именно это понятие подразумевается  при рассмотрении системы «Общество - природа».
- Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).
- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.
- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.
- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.
      Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.
     Взаимодействие  общества и природы рассматривается  в двух направлениях:
     - во-первых, воздействие природы на  общество,
     - во-вторых, воздействие общества  на природу.
     В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.
     Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
      Основные  формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование - использование полезных свойств  природных ресурсов в целях  удовлетворения  экономических и  духовных потребностей человека;
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения,  истощения, разрушения объектов ОПС;
- обеспечение  экобезопасности - защищенность  жизненно-важных интересов объектов  безопасности   (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной   деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Правовая защита природы

 
2. Конституция РФ. Основы  конституционного  строя РФ.

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.
     Первой  конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.
     В истории Российской Федерации насчитывалось  пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.
     Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее  действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.
      Принципы  российского конституционного права:
- демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления
- высшая ценность - права и свободы человека
- источник власти - многонациональный народ
- разделение  властей и самостоятельность  органов ветвей власти
- конституция  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории
      Конституция России:
- определяет  основы конституционного строя
- определяет  государственное устройство
- регулирует  образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов
- устанавливает  избирательную систему
- фиксирует права, свободы и обязанности граждан
- устанавливает  символы государства
- определяет  компетенцию высших гос. органов
- определяет  основы правосудия
            Недостатки  Конституции России:
- по Конституции,  в России установлена так называемая  французская, «смешанная» (президентско-парламентская) модель организации власти, которую считают не очень удачной, т.к. слабыми полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма
- неурегулированность отношений между центром и регионами
- чрезмерно сложная  процедура принятия поправок
- слишком широк  перечень причин, по которым прав  и свободы могут быть отменены  «в целях защиты конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»
- высказываются  опасения о том, что у властей  остается возможность наступления  на права граждан, т.к. среди  прав, которые могут быть «отменены  в случае введения чрезвычайного положения», оказались такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, гарантии государственной защиты прав и свобод
- самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента, т.к. ему придаются не только права исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти.
   К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).
    По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:
      принципы - основы организации государственной власти;
      принципы организации и функционирования гражданского общества;
      принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;
      принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.
Конституционный строй РФ

Билет № 6

1. Особенности межличностных  отношений.

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
      Типы  межличностных взаимодействий:
- между двумя  индивидами (муж и жена, учитель  и ученик, два товарища)
- между тремя  индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя  и более людьми (певец и его  слушатели)
- между многими  и многими людьми (между членами  неорганизованной толпы)
      Формальные  межличностные отношения:
- переговоры  о приеме на работу;
- беседа директора  с родителями ученика
- отношения между  должностными лицами в служебное время
- назначение  деловой встречи по телефону
      Неформальные  межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с  приятелями на пикник;
- туристический  поход;
- знакомство  с соседом
- беседа с  приятелем по телефону.
     Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.
     Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).
     Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.
     Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.
     Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.
Причины межличностных конфликтов:
    - неумение  сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.
    - негативные  чувства: зависть, корысть и  т.п.
    - возрастные
    - из-за различных  представлений по принципиальным  вопросам
    - из-за различных  ценностных ориентаций в современной жизни
    - из-за невоспитанности,  бестактности, взаимного неуважения 
    - по «эффекту заражения» (от одного к другому)

 
2. Правонарушение, виды  правонарушений.

   Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям. 
     
Основные признаки правонарушения
     1) это определенный волевой акт поведения, конкретное
деяние, которое выражается:
    в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
    в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).
   2)  это такое поведение человека, которое противоречит нормам  права. Правонарушение прежде  всего посягает на интересы  других лиц, находящихся под  защитой закона (например, право  собственности и др.) Сущность  правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права.
   3) это  виновное поведение субъектов  права. Вина - психическое отношение  правонарушителя к своему противоправному  поведению - в виде умысла либо  неосторожности.
   4) это  поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций.
   5) правонарушение  влечет за собой применение  мер государственного принуждения.   

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.
     Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.   

     Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания. 

Билет № 7

1. Общение. Культура  общения.

      Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
      Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных  отношений. Через общение человек:
      - получает знания об окружающем  мире
      - происходит передача опыта
      - усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
      - усваивает правила и нормы  поведения
      - учится оценивать поступки других  людей
      - формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту  и др.
      Виды  общения:
- между реальными  субъектами (напр. между двумя людьми)
- реального субъекта  с иллюзорным партнером, которому  как бы присваиваются несвойственные  ему 
  качества  субъекта (напр. с животными)
- реального субъекта  с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом  др. человека)
- между воображаемыми  партерами (напр. общение художественных  персонажей)
     Для установления нормальных взаимоотношений  между людьми важное значение имеет  культура общения.
     Древние заповеди гласят:
      «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:
- доверие к  тому, с кем общаешься
- вера в то, что он хороший человек, расположен  к тебе и готов общаться
- уважение к  тому, с кем общаешься
- признание того, что он равен тебе и с  ним надо общаться бережно  и вежливо  

                 Переговоры - обмен мнениями с деловой целью.
Позиция Мягкая Твердая Принципиальная
Участники Друзья Соперники Нейтральные
Цель Соглашение Победа Мудрое решение
Способ Делают уступки Требуют уступок Ищут соглашение
Манера Мягкость к  людям и проблемам Твердость и  к людям и к проблемам Мягкость к  людям, но твердость к проблемам
Прием Доверяют друг другу Подозревают друг друга Действуют независимо от симпатий
   
Правила ведения спора, полемики, дискуссии.
    - вступая в  дискуссию, необходимо представлять  предмет спора;
    - в споре  не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;
    - не навязывать  прямо и грубо свою точку  зрения коллегам,  надо уметь  найти удачное сочетание   
      понимающей  и атакующей интонаций;
    - грамотно  и четко ставить вопросы;
    - точно формулировать  главные доводы;
    - не горячиться, проявлять выдержку и самообладание,  сохранять спокойствие;
    - глупо возражать  против разумных и обоснованных  доводов;
    - разговор  вести в дружеском спокойном  тоне; 
    - не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.

 
2. Права человека. Защита  прав человека.

Право человека- это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
 Свобода человека- это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.).
     Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., - записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений. Одно из главных отличий демократических форм политического развития состоит именно в том, что эти формы предполагают предоставление широких прав и свобод всем слоям населения, в то время как недемократические и антидемократические формы политического развития или резко ограничивают, или полностью исключают многие права и свободы граждан.
     Права человека - продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) - продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах.
      Все права человека условно разделены на три группы:
1-я группа - «ограждающие»  права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.
2-я группа  – предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.
3-я группа – обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.
Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. В 1977 г. при ООН учрежден Комитет по правам человека.
В РФ с начала 1994 г.Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).Такие же уполномоченные избираются и во всех субъектах Российской Федерации. В задачу уполномоченных входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.
Для защиты своих  прав надо умело и активно использовать средства защиты прав и свобод человека, такие, как жалобы и обращения в вышестоящие инстанции, а если это не помогает, обращаться в суд.
Гарантии конституционных прав и свобод
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"(извлечение)
Гражданский процесс
Уполномоченный по правам человека 

Билет № 8

1. Малая группа. Человек  в группе.

      Человек не может жить в полном одиночестве.
      Социальная  группа — объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
      Все группы людей можно разделить  на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).  

      Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.