На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Учет выбытия основных средств

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Производственно – хозяйственная деятельность предприятий  обеспечивается не только за счет использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают  средства труда и материальные условия процесса труда.
          Средства труда  – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
          Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
          Целью данной работы является изучение нормативной законодательной  базы по учету основных средств, определение  основных операций по выбытию основных средств, а также правильность определения финансового результата от операций по выбытию основных средств.
          В последние годы значительно изменилась нормативная  база по бухгалтерскому учету основных средств, что внесло существенные изменения в технику и методологию учета основных средств.
    Основные  средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей  совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
    На  протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.
    Предприятия имеют право владения, пользования  и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать  другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Учет выбытия основных средств
    1.1 Основные средства, как объект бухгалтерского учета
    Для идентификации активов организации  в качестве основных средств необходимо учитывать их определения, содержащиеся в нормативных актах по бухгалтерскому учету, принимая во внимание, что указанные определения имеют отдельные различия.
    Согласно  пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
    Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
    а) объект предназначен для использования  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Участие в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) присуще всем основным средствам: производственного и непроизводственного назначения. Отличие состоит в том, что результат использования производственных основных средств продается сторонним потребителям, а результаты использования непроизводственных основных средств могут потребляться внутри организации на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью;
    б)  использование в течение длительного  времени, то есть срока полезного  использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. (п. 4 в ред. Приказа Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н)
    в) организацией не предполагается последующая  перепродажа данных активов. Если приобретенный товар или изготовленная силами организации продукция формально относится к основным средствам (автотранспортные средства, здания, оборудование и др.), то указанные активы принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от цели приобретения или изготовления:
    - если они будут использоваться  для производства продукции (работ,  услуг) или для управленческих  нужд, то подлежат учету в составе  основных средств;
    - если они приобретены для перепродажи,  то принимаются к учету в качестве товаров по дебету счета 41 «Товары»;
    - если они являются результатом  производственной деятельности  и предназначены для продажи, то учитываются в качестве готовой продукции по дебету счета 43 «Готовая продукция»;
    г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
    Состав  основных средств определен в  пункте 5 ПБУ 6/01. К основным средствам относятся:  здания,  сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
    В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
    Основные  средства, предназначенные исключительно  для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
      Единицей бухгалтерского учета  основных средств является инвентарный  объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
    При определении состава каждого  инвентарного объекта следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. № 359. В данном документе указан состав объектов классификации, которые по приведенному в ОКОФ определению соответствуют понятию инвентарного объекта в бухгалтерском учете.
    Для организации учета и обеспечения  контроля за сохранностью основных средств  каждому инвентарному объекту основных средств при принятии к бухгалтерскому учету присваивается соответствующий инвентарный номер. Присвоение номера производится независимо оттого, находится объект в эксплуатации, в запасе или на консервации.
    В тех случаях, когда инвентарный  объект состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, и каждая из этих частей учитывается как самостоятельный объект, каждой части присваивается инвентарный номер.
    Объект  основных средств, поступивший в  организацию по договору аренды, может  учитываться у арендатора по инвентарному номеру, присвоенному ему арендодателем.
    Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в данной организации.
    Инвентарные номера по выбывшим объектам основных средств не присваиваются вновь поступившим объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия. Такой порядок препятствует возникновению возможных ошибок при отражении операций, относящихся к выбывшим и поступившим объектам.
    Номер, присвоенный инвентарному объекту, может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.
    Инвентарные номера указываются в первичных  документах, на основании которых в бухгалтерском учете отражается движение основных средств (поступление, выбытие, внутренне перемещение и др.).
    Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
    Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным задачам, имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учётных регистров.
    На  постановку учета основных средств оказывает влияние их классификация.
    В организациях применяется единая типовая  классификация основных средств, которая  предусматривает их группировку  по следующим признакам:
    Отраслям  народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.), что позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
    По  назначению основные средства организации  подразделяются на промышленно - производственные; производственного назначения других отраслей; непроизводственные основные средства.
    По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.
    К основным средствам относятся также  капитальные вложения на коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включается в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым  в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
    В составе основных средств учитываются  находящиеся в собственности  организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
    Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учёта.
    По  степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
    В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
    Принадлежность  соответствующего объекта к той  или иной группе устанавливается согласно первичной учетной документации (технические паспорта, инструкции по эксплуатации и т.п.)
    По  возможности погашения стоимости  соответствующего объекта: амортизационный (машины, оборудование и пр.) и не амортизационные (земельные участки, объекты природопользования и пр.).
    В текущем учете выделяют три вида оценки основных средств: первоначальную, остаточную, восстановительную стоимость основных средств.
    Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
    Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.
    Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства  основных средств  в современных условиях (при современных ценах, современной технике  и т.п.).
    1.2 Документальное оформление  операций по выбытию  основных средств
    Документирование  хозяйственных операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и пунктами 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
    Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
    Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации. Если по отдельным операциям форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то организация самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующую форму (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Разрабатываемые организацией формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:
    наименование документа;
    дату составления документа;
    наименование организации, от имени которой составлен документ;
    содержание хозяйственной операции;
    измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
    наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    личные подписи указанных лиц и их расшифровки (в том числе и на документах, созданных с применением средств вычислительной техники).
    Альбом  унифицированных форм первичной  документации по учету основных средств  разработан Госкомстатом России на основании  постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №835 «О первичных учетных документах» и утвержден постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее Постановление Госкомстата № 7). Унифицированные формы, утвержденные этим документом, начали применяться с марта 2003 года, а до этого следовало использовать формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а.
    Порядок ликвидации и списания с баланса  объектов основных средств установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003г. № 91н.
    1) Создание комиссии.
    Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта  основных средств, возможности и  эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
    В компетенцию комиссии входит:
    осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
    установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
    выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
    возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
    осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
    составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).
    Составление акта на списание основных средств - результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
    - Акт о списании объекта основных  средств (кроме автотранспортных средств) - форма № ОС-4;
    - Акт о списании автотранспортных средств - форма № ОС-4а;
    Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) - форма № ОС-4б.
    Акт составляется в двух экземплярах  с указанием данных, характеризующих  объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
    В показателях граф "Первоначальная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
    - по объектам основных средств,  проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
    - по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на  дату принятия к бухгалтерскому  учету. 
    В показателях граф "Сумма начисленной  амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
    Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
    - в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма № ОС-4);
    - в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных  средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма № ОС-4а);
    - в разделе 2 "Сведения о поступлении  материальных ценностей от списания  объектов основных средств" (форма № ОС-4б).
    Оприходование материальных ценностей. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
    Отметка в инвентарной карточке (книге). На основании оформленных актов  на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
    Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 утверждены следующие формы для учета наличия и движения объектов основных средств:
    Инвентарная карточка учета объекта основных средств - форма № ОС-6;
    Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств - форма № ОС-6а;
    Инвентарная книга учета объектов основных средств - форма № ОС-6б (для малых предприятий).
    Указанные формы ведутся в бухгалтерии  в одном экземпляре.
    Прием, перемещение объектов основных средств  внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
    Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);  Акт о приеме-передаче здания (сооружения); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для  выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
    Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке. Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
    - по форме № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
    - по форме № ОС-1а - для зданий, сооружений;
    - по форме № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.
    Реквизит "Государственная регистрация прав" заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним. В формах № ОС-1 и № ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.
    В случаях приобретения объектов через  сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется. В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации. Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре. В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), - сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.
    Данные  приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
    1.3 Учет операций  по выбытию основных  средств
    Минфин России Приказом от 12.12.2005 № 147н и Приказом от 18.09.2006 № 116н внес существенные изменения в порядок учета основных средств. Этот документ изменил практически все нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Это и условие признания объектов в качестве основных средств, и порядок определения первоначальной стоимости, и классификация объектов основных средств, и многое другое.
    В соответствии с новой редакцией  п. 29 ПБУ 6/01 с бухгалтерского учета  должны списываться не только основные средства, которые физически выбывают из организации, но и те, которые не способны приносить экономические выгоды в будущем. Перечень случаев выбытия основных средств приведен в абзаце 2 п. 29: Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:
    продажи,
    прекращения использования вследствие морального или физического износа,
    ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
    передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
    передачи по договору мены, дарения;
    внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
    выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации;
    частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции
    в иных случаях. К иным случаям относится выбытие основных средств в бухгалтерском учете, которые физически из организации не выбывают, но не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
    В любом случае выбытия основных средств  перед бухгалтером стоят следующие  задачи:
    правильно исчислить затраты, связанные с передачей или ликвидацией объекта;
    определить недоамортизируемую часть;
    обоснованно исчислить и отразить на счетах недоамортизируемую величину ликвидируемого объекта, распределяемую между организацией, прочими дебиторами и виновными лицами;
    правильно и полно исчислить финансовый результат;
    определить полноту исчисления обязательств перед бюджетом по отдельным видам налогов по операциям, связанным с продажей, безвозмездной передачей основных средств.
    Выбытие объекта основных средств в случае продажи
    Необходимость продажи основного средства может  возникнуть у организации по разным причинам: объект может выйти из строя и организации его проще  продать, чем отремонтировать; организация  перепрофилирует производство и  оборудование перестает использоваться; оборудование морально устарело; организации просто нужны деньги. Причины могут быть самыми различными.
    В результате реализации основных средств  организация не только избавляется  от ненужного ей основного средства, но и уменьшает сумму налога на имущество, поскольку даже в том случае, если основное средство не используется по назначению, налог на имущество продолжает начисляться.
    Реализация  объекта основных средств является одним из частных случаев выбытия основных средств, которые постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для управленческих нужд организации.
    Стоимость основного средства, выбывающего  в результате продажи, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
    При реализации основных средств организация  получает доход, который согласно пункту 30 ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами.
    Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к прочим расходам в  соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99. В  состав расходов включается остаточная стоимость основного средства, затраты на его демонтаж, транспортировку, упаковку и так далее. Работы, связанные с реализацией основных средств, могут быть выполнены как силами самой организации, так и силами сторонних организаций. В случае привлечения сторонних организаций стоимость оказанных ими услуг и выполненных работ отражается организацией по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60.
    Согласно  пункту 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы  от списания с бухгалтерского учета  объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.
    Для учета выбытия основных средств  целесообразно к счету 01 открыть  отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться остаточная стоимость реализуемого основного средства. По дебету этого субсчета будет отражаться первоначальная стоимость реализуемого объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту будет отражаться сумма начисленной амортизации также с учетом проведенных переоценок.
    При выбытии объекта основного средства, в том числе в результате продажи, сумма накопленной за время эксплуатации этого объекта амортизации в соответствии с Планом счетов списывается в кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств». По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основного средства списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». Сумма причитающаяся с покупателя (с учетам НДС) Д-т 62  К-т 91; Начислен НДС  Д-т 91  К-т 68
    Доход от реализации основного средства отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» на отдельном субсчете «Прочие доходы», а расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91 на субсчете «Прочие расходы».
    Выбытие объекта основных средств в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа
    При списании объекта основных средств, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений (амортизация по таким основным средствам не начисляется), по причине морального или физического износа его первоначальная стоимость списывается за счет средств добавочного капитала. То есть за счет тех средств, которые служили источником финансирования при приобретении этого основного средства.
    По  мнению автора, при списании объекта, по которому амортизация не начислялась, нет никакой необходимости формировать промежуточную проводку с использованием субсчета «Выбытие основных средств». Поэтому первоначальная стоимость таких основных средств списывается с кредита счета 01 непосредственно в дебет счета 83 «Добавочный капитал».  
     Кроме того, при выбытии основного средства некоммерческая организация также должна списать сумму износа, начисленную при эксплуатации этого имущества по забалансовому счету 010 «Износ основных средств».      
     Списание же стоимости объекта основных средств, приобретенного за счет прибыли от предпринимательской деятельности и используемого для ее осуществления (по таким основным средствам начисляется амортизация), по причине морального или физического износа отражается в бухгалтерском учете на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету учета основных средств.

    При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная стоимость  объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации.  
     По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов.      В случае, когда при выбытии объекта основных средств организация получает доходы в виде материальных ценностей (детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы, полученные в результате демонтажа (разборки) объекта), указанные материальные ценности приходуются на счета учета имущества по текущей рыночной стоимости на дату списания объекта основных средств в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

             Выбытие объекта  основных средств  в случае  выявления  недостачи и порчи  активов при их  инвентаризации
    Учтенные  на балансе организации объекты  основных средств могут быть утрачены вследствие недостач, хищений, краж, порчи. Для определения размера понесенного ущерба организации проводят инвентаризацию. Обязанность проводить инвентаризацию в случае выявления фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества установлена в пункте 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете.
    Инвентаризация  основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. Обязательным является включение в состав комиссии материально-ответственного лица.
      До начала инвентаризации осуществляется  проверка наличия и состояния  инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.
    Результаты  инвентаризации отражаются в учете  и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация. Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости. В учете производятся следующие записи:
    Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 «Основные средства» - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
    Д-т 02   К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;
    Д-т 94   К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - отражена остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств.
    Недостачи имущества и потери от его порчи  подлежат возмещению виновными лицами. Ценности могут быть вверены работнику на основании договора о полной материальной ответственности. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать ущерб при недостаче и порче имущества в полном размере.
    Учет  расчетов с работниками по установленным  при инвентаризации недостачам ведется с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». На сумму недостачи в оценке по остаточной стоимости в учете производится запись:
    Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Сумма НДС по утраченным объектам основных средств, уплаченная поставщикам и принятая в установленном порядке к налоговому вычету, должна быть восстановлена и уплачена в бюджет, так как в данном случае имеет место непроизводственное использование ценностей. Восстановление ранее принятого к вычету НДС отражается в учете такой записью:
    Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    Разница между рыночной и остаточной стоимостью объекта основных средств (включая  сумму восстановленного «входного» НДС) подлежит учету в составе доходов будущих периодов до момента погашения недостачи виновником: Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостающим ценностям» Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению руководителя. Распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба. Работник, виновный в причиненном ущербе, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. При несогласии работника, взыскание осуществляется в судебном порядке (ст. 248 Трудового кодекса РФ).
    Недостача погашается путем внесения денежных средств в кассу или удержания из заработной платы. Трудовым кодексом РФ также предусмотрено возмещение материального ущерба путем передачи равноценного имущества.
    Если  виновные лица не установлены то делается запись Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Передачи  в виде вклада в  уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд
    Если  основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал акционерного общества, то в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона РФ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости передаваемого основного средства должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки, произведенная учредителями акционерного общества и советом директоров, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
    Если  основное средство вносится в счет вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, то необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 15 Федерального закона РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с этим пунктом денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества, утверждается единогласным решением общего собрания участников общества. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой не денежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, то такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким не денежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.                                  Одним из способов выбытия основных средств является его передача в уставный капитал другой организации. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, для отражения операций, связанных с внесением вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, предназначен счет 58 «Финансовые вложения»/субсчет «Паи и акции». На счете 91 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток), который в бухгалтерском учете отражается в составе операционных доходов (расходов) как доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций (п.7 ПБУ 9/99, п.11 ПБУ 10). В бухгалтерском учете организации внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации отражается следующими проводками:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.