На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Регулирование рынка труда в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                           Институт Управления 
 

               Микроэкономика 
 
 
 

            Контрольная работа на тему:
                                                                                                                               

         Регулирование рынка труда в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                Выполнила: 
 

Проверил:   

                                                   

                                                      
 
 
 
 
 

                                                   2011
                                                                                                                    
                                       СОДЕРЖАНИЕ  
 
 

Введение ……………………………………………………………………..3
                                                                                                                
Глава 1. Понятие рынка труда и его структура    
1.1 Понятие  рынка труда…………………………………………………….4                                                                        
1.2 Структура  рынка труда ………………………………………………….5 

Глава 2. Современное состояние рынка труда России
2.1 Особенности  российского рынка труда…………………………………9
2.2 Регулирование рынка труда в России ………………………………….12
2.3 Решение проблем функционирования рынка труда …………………..13
                                                                                                      
Заключение ……………………………………………………………………16
                                                                                                        
Список использованной литературы ………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-2-
ВВЕДЕНИЕ
    Рынок трудa, как экономическая категория, долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
     Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие - остаются, в настоящее время, мало изученными.
    Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
                                               
 

-3-
Глава 1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА
      ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА
    Рынок труда, как и рынки капиталов,  товаров,  ценных  бумаг  и  т.д.,
является составной  частью рыночной  экономики.  На  нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или
индивидуальные,  по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
      Рынок  труда  представляет  собой  систему   общественных   отношений,
отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс  интересов между присутствующими на  рынке  силами:  предпринимателями,  трудящимися  и государством. 
  Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. 
     В широком смысле, рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.
      Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
     Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных c обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу.
     Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата.
     -4-
     В результате действия этого механизма  устанавливается уровень и
пропорции занятости, величина заработной платы, размеры  и структура безработицы.  

1.2 СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА
     Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости  от целей анализа. В данном пункте мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых  для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка  труда в широком смысле.
     По  выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:
     1) субъекты рынка труда;
     2) экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые  субъектами;
     3) рыночный механизм (спрос и предложение  рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
     4) безработица и социальные выплаты,  связанные с ней;
     5) рыночная инфраструктура.
     Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок  труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных  компонентов.
     Субъекты  рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
     Наемные работники – это участники  общественного производства, продающие  свою рабочую силу собственнику средств  производства или организатору производства – менеджеру (который сам может  быть наемным управляющим у собственника средств производства.
     -5-
      Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.
     Государство как субъект рыночных отношений  представлено федеральными, региональными  органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей  силы оно выполняет следующие  функции:
     – социально-экономическая, связанная  с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
     – законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
     – регулирование рынка труда косвенными методами;
     – защита прав всех субъектов рынка  труда;
     – многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.
     Степень выполнения указанных функций зависит  от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.
     Второй  компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для  нормального функционирования рынка  необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения  между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности  для реализации способностей к труду  всех участников рыночных отношений, предусматривали  бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.
     -6-
     Такие нормы записаны в Конституции  Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» (1991г.) (с  изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.)*, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.
    Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
     Рынок труда, как и любой  товарный рынок, развивается по  законам спроса и предложения.
    Спрос на рабочую силу отражает  потребность экономики в определенном  количестве работников на данный  период времени, и выражается  в физических лицах или в  среднегодовом исчислении. Спрос  на труд возникает в силу  наличия рабочих мест.
    Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении зарплаты  спрос на труд возрастает.
    Иначе обстоит дело с функцией  предложения труда. Она, также,  зависит от величины заработной  платы, получаемой за производительные  услуги. Предложение рабочей силы  – это потребность различных  групп трудоспособного населения  в получении работы по найму  и на этой основе – источника  средств существования.
    Безработица и социальные выплаты, связанные c ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет
-7-
к высвобождению  части работников, к появлению  безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «O занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п.
    Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
     Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.).
     Фонд  занятости, так же государственная  служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов c заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.
     Центры  подготовки и переподготовки рабочей  силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться  в состав занятого населения.
     -8-
     Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный  выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
     Рынок труда в России еще не сформировался, но все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что  рынок труда, хотя и несовершенный, в России есть. O нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике. 

Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА РОССИИ
2.1 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО  РЫНКА ТРУДА
     Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет
собой многослойную структуру, образуемую двумя  взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции  резервов рабочей силы, организации  и регулирования, характером влияния  на эффективность производства и  положение трудящихся. По этим признакам  российский рынок труда можно  подразделить на "открытый" и "скрытый".
     Открытый рынок труда в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями. Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места
     -9-
в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями.
     Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но, имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.
     Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.
     Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.
     Рынок труда в России еще до сих пор функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов
-10-
рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования  в становлении рыночного механизма  распределения и перераспределения  рабочей силы, основанного на стоимостных  отношениях.
     Российский рынок плохо организован. Отсутствует адекватная его природе инфраструктура, призванная:
    подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;
    осуществлять привентивную работу по содействию занятости для предотвращения "перегрева" свободного рынка труда;
    координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей.
     Отсутствует достаточная по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.
     В формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.
     Тем не менее за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.
-11- 

2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ТРУДА В РОССИИ
     Органы  государственного регулирования рынка  труда являются составной частью системы регулирования занятости.
     Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти»* на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.
     Положением  о Минтруде, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации  от 23 апреля 1997 г., № 480*, предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной  службы занятости населения и  службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном  порядке руководство деятельностью  органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда  – Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов)).
     Минтруд России создает свои территориальные органы по вопросам занятости населения, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров и другие территориальные органы.
     Свою деятельность Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
     -12-
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  и иными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы.
     Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются: разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения; повышению уровня жизни и доходов населения; развитию социального страхования, кадрового потенциала; совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства; организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда; обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы; совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения; осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности. 

2.3 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 

     На  рубеже 2008-2009 годов государство приняло  целый ряд важных решений, связанных  с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намечены к  принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная  государством впервые кризисные  месяцы, вполне могла изменить привычный  ход работы российского рынка  труда, направив его реакцию по иному  руслу, чем прежде.
     -13-
     Как ни парадоксально, но в большинстве  случаев действия государства скорее разгоняли безработицу, нежели способствовали ее снижению:
    в конце 2008 года размер минимальной заработной платы был повышен до 4330 рублей. Следствием этого могло стать выталкивание из занятости в безработицу части работников с низкой производительностью.
    в конце 2008 года началось 30%-ое повышение оплаты труда бюджетников. В той мере, в какой предприятия не бюджетного сектора конкурируют с государством за одни и те же группы работников, это может обернуться для них заметным удорожанием рабочей силы. Как следствие, обозначившаяся в ходе кризиса тенденция к сокращению занятости, приобретет еще большие масштабы;
    на 2009 год оказалось запланировано сокращение численности вооруженных сил на 200 тысяч человек. Поскольку не все из тех, кто попадет под это сокращение, смогут сразу найти работу или же отправятся на пенсию, его результатом станет возросший приток в безработицу (впрочем, количественно этот эффект едва ли будет очень значительным);
    с 2009 года были уменьшены квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
    с 2009 года максимальный размер пособий по безработице был повышен до 4900 рублей. Это привело к заметному увеличению коэффициента возмещения (соотношения между пособием по безработице и заработной платой безработных на последнем месте работы
    аналогичный, но только еще более сильный эффект могли иметь поправки, внесенные в конце 2009 года в Закон о занятости. В результате этих поправок безработные, уволившиеся по собственному желанию, были практически уравнены в правах с безработными,
    -14-
    уволенными по сокращению штатов. Теперь безработным, уволившимся по собственному желанию, должны также выплачиваться пособия, исчисляемые в процентном отношении к заработной плате по последнему месту их работы, тогда как до этого они могли претендовать лишь на пособие в минимальном размере (в настоящее время оно составляет 850 рублей).
    с 2009 году в рамках ГСЗ начал работу общероссийский банк вакансий.
    в условиях кризиса новые импульсы получила тенденция к ужесточению инфорсмента трудового законодательства, набиравшая силу на протяжении всех 2000-х годов. Пока до конца не ясно, как именно это повлияет на ситуацию на рынке труда.
    Помимо перечисленных шагов, правительством была разработана и принята специальная антикризисная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Программа адресована не столько безработным, сколько "работникам, находящимся под риском увольнения" - намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – свыше 200 тыс. человек); организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – порядка 1 млн. человек; сюда же относятся меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений); содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (предполагаемый охват – около 50 тыс. человек); содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (предполагаемый охват – 15 тыс. человек).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.