На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и  аудита 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине: «Аудит»  

на  тему: Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Выполнила студентка
Группы  ЭКБу-11  поток 3-07  шифр  316                                     Злобина Е.О. 2
  
 

                                                                                     
Преподаватель:                                           Н.Н. Попкова                                 2
                                (подпись преподавателя)                                                                       (дата) 
 

                                                                                                                                                      2 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Организационно-экономическая  характеристика МУП «Жилстройсервис»……………………………………………………………  
4
2. Методика  аудита расчётов с поставщиками  и подрядчиками ………… 10
    2.1. Нормативное регулирование организации учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………………………….
 
10
    2.2. Источники  информации для проверки учёта  расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………………………….
 
11
    2.3. Планирование  аудиторской проверки учёта расчётов  с поставщиками и подрядчиками………………………………………….
 
13
    2.3.1. Оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, определение  риска необнаружения………………………
 
13
      2.3.2. Оценка существенности в аудите……………………………... 16
      2.3.3. Составление плана и программы  аудита……………………… 17
    2.4. Содержание  аудиторских процедур проверки  учёта расчётов с поставщиками  и подрядчиками…………………………………………
 
28
3. Результаты  выборочного аудиторского обследования учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками  в Слободском МУП «Жилстройсервис».  
43
Выводы  и предложения ……………………………………………………... 45
Заключение…………………………………………………………………… 46
Библиографический список источников информации…………………….. 48
Приложения…………………………………………………………………... 50
 
 

Введение
     Выбранная тема «Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками» является актуальной по причине невозможности производственного процесса без взаимодействия со сторонними организациями. Любая организация осуществляющая деятельность не может функционировать односторонне. Поставщики и подрядчики составляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики. Организаций осуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядных организаций (подрядчиков).Все организации как коммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.
     Целью курсовой работы является изучение методики и организации аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также изучение практических аспектов применения стандартов проведения аудиторских процедур на примере МУП «Жилстройсервис».
     Задачами  курсовой работы являются:
    изучение организационно–экономической характеристики исследуемого предприятия и его учетной политики;
    изучение и анализ научно-экономической и нормативной информации, относящейся к теме курсовой работы;
    изучение методов и приёмов аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками;
    проведение выборочного аудиторского обследования расчётов с поставщиками и подрядчиками на практическом примере;
    разработка и  обоснование предложений по совершенствованию учёта.
 
      Объектом  исследования является  Слободское Муниципальное унитарное предприятие «Жилстройсервис».
      Предмет исследования – аудит расчётов с  поставщиками и подрядчиками в МУП  «Жилстройсервис».
     Источники информации: нормативно-законодательные акты по учету расчетов на предприятиях, учебно-методическая литература, бухгалтерские регистры  и отчетность исследуемого предприятия. 
 
 

1. Организационно-экономическая характеристика МУП «Жилстройсервис». 

     Муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛСТРОЙСЕРВИС», в дальнейшем именуемое «Предприятие», создано в соответствии с Федеральным законом № 161 ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Гражданским кодексом РФ, распоряжением Главы города Слободского Кировской области № 1005 от 20 июня 2005 года.
     Имущество предприятия находится в собственности  муниципального образования «город Слободской».
      Учредителем предприятия является муниципальное  образование «город Слободской».
      Устав, утверждённый учредителем, является единственным учредительным документом Предприятия.
      Официальное сокращенное наименование Слободского  Муниципального унитарного предприятия  «Жилстройсервис» :                МУП «Жилстройсервис».
      Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия, права открывать в установленном порядке расчётный и другие счета, в том числе валютные в банках на территории РФ. Предприятие вправе иметь штампы  и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
      Слободское  МУП «Жилстройсервис» осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами РФ, распоряжениями Главы города Слободского, настоящим уставом.
      Слободское МУП «Жилстройсервис» действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования и несет ответственность, установленную законодательством РФ, за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, и другими юридическими и физическими лицами.
      Предприятие от своего имени приобретает имущественные  и неимущественные права и  несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном  суде в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, а также не несет ответственности по обязательствам Муниципального образования «Город Слободской», его органов. Муниципальное образование «Город Слободской», его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. МУП «Жилстройсервис» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
      Место  нахождение Слободского МУП «Жилстройсервис»: 613150, Кировская область, г. Слободской, ул. Советская 14.
Уставный  фонд МУП «Жилстройсервис» составляет 100 000 рублей  и   формируется из следующего имущества:
    Автокран КС 4572 №413 реестровый номер 02/140, балансовая стоимость 272 тыс. руб., остаточная стоимость 79155 руб.
    АГП 2204 №643 А – ВЫШКА реестровый номер 02/192, балансовая стоимость 172 тыс. руб., остаточная стоимость 20845 руб.
      Целями  создания предприятия являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
      Для достижения указанных целей Слободское МУП «Жилстройсервис» осуществляет следующие основные виды деятельности:
    эксплуатация и обслуживание муниципального жилищного фонда;
    выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на договорных началах для предприятий и учреждений независимо от форм собственности, при условии обеспечения этих работ материальными и финансовыми ресурсами;
    оказание платных услуг организациям и частным лицам путем предоставления автотранспорта, грузоподъемных и других механизмов;
    коммерческая и посредническая деятельность;
    оказание платных услуг организациям и частным лицам.
      Предприятие строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, организациями  и гражданами во всех сферах хозяйственной  деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений, контрагентов.
      Предприятие свободно в выборе форм и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных  взаимоотношений с другими предприятиями, которые не противоречат действующему законодательству, настоящему Уставу и Договору о закреплении имущества.
      Для выполнения уставных целей предприятие  имеет право самостоятельно:
    приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счёт имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;
    продавать, передавать в залог, сдавать в аренду или вносить в виде вклада имущество в порядке и пределах, установленных действующим законодательством РФ, ГК РФ и Договором о закреплении имущества;
    осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ;
    осуществлять материально – техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы;
    осуществлять все виды коммерческих сделок путём заключения прямых договоров с юридическими и физическими лицами, в соответствии с действующим законодательством;
    планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из спроса потребителей на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;
    получать и использовать прибыль, оставшуюся после уплаты налогов и обязательных платежей;
    определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, структуру и штатное расписание;
    устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращённый рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с действующим законодательством;
    в установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников предприятия, на техническое и социальное развитие.
     МУП «Жилстройсервис» осуществляет ведение  книги учёта доходов и расходов в электронном виде с использованием компьютерной программы «1С:Бухгалтерия».
     Налоговый учёт ведётся в соответствии с  главой 26.2 НК РФ «Упрощённая система  налогообложения». Объектом налогообложения  признаются доходы уменьшенные на величину расходов.
     Бухгалтерский учёт в части учёта основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей ведётся в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. №129 – ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Бухгалтерский  и налоговый учёт в организации осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением общества.
     Ответственными  за организацию бухгалтерского и  налогового учёта являются: за организацию  бухгалтерского и налогового учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций – директор организации; за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности – главный бухгалтер организации.
     Организация использует типовые формы первичных документов, утверждённые Госкомстатом России и содержащиеся в Альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. Формы, не содержащиеся в Альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, утверждаются генеральным директором отдельными приказами.
     Лица, имеющие право подписи первичных  документов:
    Директор – Репин Михаил Владимирович;
    Главный бухгалтер – Ивашкина Марина Вячеславовна;
    Главный инженер – Бохан Николай Николаевич.
      Рабочий план счетов бухгалтерского и налогового учёта финансово – хозяйственной деятельности предприятия, утверждённый приказом №94н от 31.10.2000г. Министерством финансов Российской Федерации.
      Отчётным  годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
      Учёт  основных средств ведётся в соответствии с ПБУ 6/01 «Учёт основных средств, утверждённый Приказом Минфина России от 03.03.2001 №26н (с изм. и доп. От 27.11.2006).
      Для целей бухгалтерского учёта к  основным средствам относится имущество  стоимостью более 20 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев. Учёт основных средств ведётся на счёте 01 «Основные средства».
      Амортизация объектов основных средств производится по линейному способу в соответствии с группами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации  от 01.01.2002 №1, ежемесячно.
      Первоначальная  стоимость основных средств определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено  такое имущество в соответствии с п. 8 ст.250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов. Подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.
      Учёт  основных средств ведётся в рублях и копейках.
      Для целей налогового учёта приобретаемые основные средства относятся на текущие затраты равномерно в течение всего отчётного года.
      Учёт  нематериальных активов в организации  ведётся в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов», утверждённым Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. №153н. Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договоров уступки прав и т. п.
      В составе НМА учитываются объекты, соответствующие требованиям ПБУ 14/2007 и ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ, срок эксплуатации которых превышает один год.
      Организация не производит переоценку НМА.
      Срок  полезного использования НМА  ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению.
      Износ по НМА отражается в составе затрат. Износ объектов НМА, используемых в  коммерческих целях, отражается ежемесячно, начиная со следующего месяца после месяца их введения в эксплуатацию.
      Износ для целей бухгалтерского и налогового учёта начисляется линейным способом.
      В случае невозможности определения  срока полезного использования  НМА износ для целей бухгалтерского учёта не устанавливается, а для налогового учёта устанавливается из расчёта 10 лет (но не более срока деятельности организации).
      Для целей налогового учёта приобретаемые  НМА относятся на текущие затраты  равномерно в течение всего отчётного  года.
      Учёт  МПЗ производится в соответствии с ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», утверждённым Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. №44н (с изм. и доп. От 26.03.2007). Налоговый учёт материальных расходов определяется в соответствии со ст. 254 НК РФ.
      Материалы при их поставке на учёт оцениваются  в размере фактических затрат по их приобретению. В организации  материальные ценности приходуются  на балансовом счёте 10 «Материалы»  по цене приобретения с учётом всех расходов.
      Оценка  материалов при их выбытии производится по способу средней себестоимости или «ФИФО». Количество добытого полезного ископаемого определяется расчётным методом. Готовую продукцию отражают в бухгалтерском балансе по фактической полной производственной себестоимости.
      Товары, приобретённые для перепродажи, оцениваются при их постановке на учёт в размере затрат по их приобретению, но без учёта расходов по их доставке, которые относятся на расходы на продажу.
      В составе МПЗ учитываются также  предметы: специальный инструмент, специальные приспособления и спецодежда. Списание стоимости специального инструмента, специального приспособления и спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев и стоимостью до 20 000 руб. производится единовременно в момент её передачи работнику.
      Для целей налогового учёта приобретаемые  ТМЦ списываются на расходы, учитываемые  при расчёте единого налога в  момент их фактической оплаты.
      Производится  раздельный учет по следующим видам  деятельности  или объектам учёта:
    строительство;
    оказание авто услуг ;
    текущий ремонт жилья;
    капитальный ремонт жилья;
    ветхое жильё;
    аварийная служба;
    содержание жилищного фонда;
    суб. аренда;
    техническое обслуживание;
    услуги населению;
    производство бетона, растворов, изготовление из металла и дерева, а также добытый песок, производство брусчатки;
    оказание услуг по электролаборатории.
      Учёт  затрат на производство ведётся на сч. 26 (общественные работы), сч. 20 (основное производство). Расходы собираемые по Д-ту сч. 26 (общехозяйственные расходы) распределяются между видами работ, услуг, продукции пропорционально прямой заработной плате, расходы собираемые по Д-ту сч. 20(основное производство «транспортный цех») осуществляются путём распределения затрат на 20 сч. (основное производство) пропорционально отработанным маш./часам.
      В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учёта и отчётности производится:
    Инвентаризация материальных остатков на складе перед сдачей годовой отчётности (4 квартал).
    Инвентаризация кассы – не реже 2-х раз в год, а так же в случае передачи денежных средств другому материально-ответственному лицу.
    Внезапные инвентаризации кассы и материально-производственных запасов – по решению директора.
    инвентаризация основных средств – один раз в три года.
    Обязательная инвентаризация – в случаях, предусмотренных ст. 12 Закона № 129-ФЗ.
      Расходы будущих периодов учитываются на сч. 97 «Расходы будущих периодов», списываются  на затраты равными частями в  течение срока их потребления.
      При выявлении дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности (3 года ст. 196 НК РФ) и которая не обеспечена юридически полноценными документами и соответствующими гарантиями, по распоряжению руководителя списываются на результаты хозяйственной деятельности. Эта задолженность отражается за балансом в течение 5 лет для которой истёк срок исковой давности (3 года ст. 196 НК РФ), по распоряжению руководителя списывается на результаты хозяйственной деятельности.
      В подотчёт суммы выдаются следующим  работникам:
    Долматов Василий Васильевич;
    Береснева Светлана Леонидовна;
    Малыгина Надежда Юрьевна;
    Бохан Николай Николаевич
      На  командировочные расходы круг лиц  не ограничен. Авансовые отчёты о  произведённых расходах должны быть представлены на утверждение в течение 3-х дней после возвращения из командировки и в конце месяца после получения из кассы на хозяйственные нужды, а в конце года независимо от  их получения 31 декабря. 

2. Методика аудита  расчётов с поставщиками  и подрядчиками. 

2.1. Нормативное регулирование  организации учёта  расчётов с поставщиками  и подрядчиками.
     К поставщикам и подрядчикам относятся  организации, поставляющие сырье и  другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные  виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие  разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и многое другое).
     Общее правовое и методологическое руководство  бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством  финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.
     К основным документам, регулирующим расчеты  с поставщиками и подрядчиками, можно  отнести:
Первый  уровень
    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 №696.
    Гражданский кодекс РФ, части 1-2 – в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419).
    Налоговый кодекс РФ, ч.1-2.
    Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
Второй  уровень
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г.)
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)
    Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации»          (ПБУ 9/99) ;
    Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации»         (ПБУ 10/99) ;
 
 
 
Третий  уровень
    Методические указания «о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ №67н от 22 июля 2003г.)
    Методические указания «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина РФ №49 от 13 июня 1995г.)
    «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.).
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31 октября 2000г.).
Четвертый уровень
    Устав организации.
    Учетная политика организации.
 
2.2. Источники информации для проверки учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. 

     Основная  цель проверки – установить соответствие совершённых операций по расчётам с  поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность  отражения этих операций в бухгалтерской  отчётности.
     Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершённых сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчёты с поставщиками. Предмет договоров данной группы – приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчёты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определённой работы и сдача её результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В
первую очередь  это разница в используемых приёмах  сбора аудиторских доказательств  и порядке построения аудиторской  выборки.
     В ходе аудита данного раздела учёта  подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщиками и подрядчиками и подрядчиками претензии; списанные безнадёжные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истёкшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к её взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину её возникновения.
     В случае, если среди контрагентов предприятия  есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту. Следует  выяснить, как ведётся учёт курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчёт остатков по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» на отчётную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учёте отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учёту и после этой даты.
     При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта, все операции по расчётам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении учёта с использованием автоматизированной обработки данных – все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учёта.
      Данные  синтетического и аналитического учёта  расчётов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчётах:
    с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчётным документам, срок оплаты которых не наступил;
    с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчётным документам;
    с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
    по авансам выданным (все расчёты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчёте счёта 60);
    с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
    с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
    с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.
Основные источники  информации для проверки данного  раздела учёта:
    договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
    счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);
    накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
    документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачётах и проч.);
    журналы регистрации счетов – фактур;
    книга покупок;
    регистры аналитического и синтетического учёта.
 
2.3. Планирование аудиторской проверки учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. 

2.3.1. Оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, определение  риска необнаружения. 

     Аудиторский риск-это оценка риска неэффективности  проверки, основывающаяся на установлении ненадёжности системы  учёта клиента, неэффективности системы внутреннего  контроля клиента, невыявления ошибок клиента аудиторами. 
Проведём тестирование систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля и представим его в таблице №1 и таблице №2.\ 

Таблица №1
Оценка  надёжности системы  бухгалтерского учёта 

Наименование  фактора Оценка  фактора
Высокая средняя низкая
1. Форма  бухгалтерского учёта Соответствует установленным требованиям    
2. Автоматизация  учёта Полная    
3. Организация  бухгалтерской службы, распределение  обязанностей   Средняя  
4. Квалификация  и опыт работы главного бухгалтера Достаточно  высокие    
5. Организация  документооборота   Средняя  
6. Соответствие  учётной политики требованиям  ПБУ Соответствует    
7. Порядок  документирования хозяйственных  операций   Содержат отдельные  отклонения  
8. Порядок  проведения инвентаризации имущества и обязательств Соответствует установленным нормативным требованиям    
9. Порядок  составления бухгалтерской отчётности Соответствует установленным нормативным требованиям    
Итого оценок: высоких, средних, низких 6 3 0
Итоговая  оценка надёжности системы бухгалтерского учёта Высокая    
 
В данном случае преобладают высокие оценки системы  бухгалтерского учёта на предприятии, следовательно, она надёжна и величина внутрихозяйственного риска будет низкой (от 10 до 30%). 

Таблица №2
Оценка  надёжности системы внутреннего контроля 

Наименование  фактора Оценка  фактора
высокая средняя низкая
1. Отношение  руководства к предпринимательскому  риску   Умеренность  
2. Отношение  руководства к бухгалтерскому  учёту и отчётности Понимание их роли    
3. Готовность руководства к исправлению ошибок и нарушений Понимание необходимости  и принятие мер    
4. Выполнение  рекомендаций аудиторов Своевременное и чётко организованное    
5. Организационное  закрепление функций внутреннего  контроля   Частично предусмотрено  
6. Наличие  должностных инструкций Разработаны    
7. Разделение  полномочий сотрудников, отвечающих  за хранение, списание и учёт  активов Полномочия  разделены    
8. Установление  ответственности за совершение  нарушений   Установлена частично  
9. Квалификация и опыт персонала Высокие    
10. Понимание  персоналом своих обязанностей  и ответственности  Хорошее понимание    
11. Загруженность  персонала бухгалтерии Разумная    
12. Давление  на бухгалтерский персонал со  стороны руководства Отсутствует    
13. Текучесть кадров Низкая    
14. Ведение  управленческого учёта Установлена система  управленческого учёта и внутренней отчётности    
15. Установление  нормативных показателей и контроль  за их выполнением Установлена система  нормативных показателей и контроля за их выполнением    
16. Осуществление  анализа причин отклонений фактических  показателей от нормативных   Осуществляется  нерегулярно  
17. Свидетельства  несоблюдения требований законодательных  и нормативных актов   Отдельные проявления  
Итого оценок: высоких, средних, низких 12 5 0
Итоговая  оценка надёжности СВК Высокая    
 
В данном случае преобладают высокие оценки системы  внутреннего контроля на предприятии.
Величина риска  необнаружения показывает ту величину ошибок и нарушений, которую аудитор  может позволить себе не обнаружить. Чем ниже РНО, тем большее количество аудиторских процедур необходимо провести, чтобы высказать правильное мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчётности.
Величина риска  необнаружения рассчитывается по следующей  формуле: 

РНО = ПАР/(ВХР*РСК),
Где РНО –  риск необнаружения;
        ПАР – приемлемый аудиторский  риск (при обязательном аудите  составляет от 0 до 5%;
        ВХР – внутрихозяйственный риск;
    РСК – риск средств контроля.
    РНО= 5% / (30%*30%) = 55,5% 

2.3.2. Оценка существенности в аудите.
Под уровнем  существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчётности, начиная с которой квалифицированный  пользователь этой отчётности с большой  степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Данные для  расчёта уровня существенности ошибок приведены в таблице №3.
Таблица №3
Расчёт  уровня существенности ошибок 

Наименование  базового показателя Значение базового  показателя бухгалтерской отчётности Доля, %
Значение, принимаемое  для нахождения уровня существенности, руб.
Прибыль до налогообложения 1278000 5 63900
Объём продаж 24428000 2 488560
Валюта  баланса 5009000 2 100180
Собственный оборотный капитал 2312000 10 231200
Общие затраты 24782000 2 495640
 
Среднее арифметическое показателей составляет:
(63900+488560+100180+231200+495640)/5=275896 руб.
Наибольшее значение отличается от среднего на 79 %, наименьшее – на       77 %. Поэтому  их можно отбросить.
Новое среднее  арифметическое показателей составит: 
(488560+100180+231200)/3 = 273313 руб.
Данное значение можно округлить до 250 000 руб.
(250000-273313)/273313*100% = 8%, меньше 20%. 

Рассчитаем уровень  существенности для сч. 60.
Доля сч. 60 в  общем обороте предприятия составит:
13280059/246737669*100% = 5,38%
Уровень существенности для сч. 60 составит:
250000 * 5,38% = 13450 руб 

Полученную величину допустимо округлить до 13000 руб. и  использовать в качестве уровня существенности по сч. 60. 

Доля сч. 62 в  общем обороте предприятия составит:
26039839/246737669*100% = 10,55 % 

Для сч.62 уровень существенности составит:
250000*10,55% = 26375
Данную величину допустимо округлить до 26000 руб. и  использовать в качестве уровня существенности по сч. 62. 

2.3.3. Составление плана  и программы аудита.
     Перед составлением плана и программы  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками сначала оценивают  качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.
     Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов  организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых  аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице №4.
     Заполнив  две последние графы такой  таблицы, аудитор уже с достаточной  степенью определенности может оценить  действующую на предприятии систему  внутреннего контроля применительно  к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля. 

Таблица №4
Оценка  системы внутреннего контроля, применительно к разделу учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. 

Наименование  процедуры контроля Конечные  задачи процедуры контроля Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии Оценка  наличия внутреннего контроля Примечание
«+» «-»
1.Контроль  законности совершения операции  и создания первичного документа 1.Все  хозяйственные операции совершаются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля +    
Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без необходимых подписей +    
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без необходимых письменных распоряжений +    
2.Все  хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством Проверка СВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договором и действующему законодательству   -  
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии   -  
2.Формальная  проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов 3.Весь  массив первичных документов  в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах +    
Контроль  со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов +    
3.Соответствие первичной документации регисрируемым оперативным фактам 4.Достижение  уверенности в том, что на  каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции +    
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу +    
4.Контроль полноты регистрации первичных документов 5.Достижение  уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны Проверка службой  внутреннего контроля полноты регистрации  документов в учетных регистрах +    
Единая  нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации ПУД +    
5.Контроль  точности регистрации и об- работки первичных документов 6.Точный  количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета Проверка СВК соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета +    
Автоматический  ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью программных продуктов +    
Обязательная  котировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку +    
6.Контроль  своевременности регистрации и об- работки первичных документов 7.Достижение  уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден Проверка СВК соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре +    
Проведение инвентаризации и сверок расчетов, в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату   -  
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов   -  
7.Контроль  документопотоков 8.Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота Проверка службой  внутреннего контроля исполнения функций персонала, участвующего в системе документооборота в соответствии с действующими графиками +    
Контроль  со стороны бухгалтерии за сроками  оборота документов +    
8.Контроль  защиты информации при организации обработки и регистрации документов 9.Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа Проверка службой  внутреннего контроля организации  хранения документов в процессе текущей деятельности +    
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке +    
9.Контроль  системы защиты информации в условиях КОД   Практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМ +    
10.Контроль  организации хранения документов 10.Достижение  уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации Проверка службой  внутреннего контроля  соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы   -  
Контроль  со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации +    
Инвентаризация  дел в архивах   -  
11.Контроль за истребованием кредиторской задолженности 11.Достижение  уверенности в том, что с  любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться необходимая работа по ее истребованию Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий +    
Контроль  со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности +    
12.Контроль  за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета 12.Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям +    
Контроль  со стороны СВК и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах записей +    
Разработка  типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением   -  
 
     После проведения анализа системы внутреннего  контроля аудитор определяет, каким  образом на предприятии организован  обмен информацией между службой  внутреннего контроля и органом  управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и  ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены. Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета. 

      План  и программа проведения аудита учёта  расчётов с поставщиками и подрядчиками строятся с учётом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
    правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиции действующего законодательства;
    организация первичного учёта операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками;
    организация бухгалтерского учёта операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками;
    организация налогового учёта операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками.
      План  аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет  проводиться проверка данной организации  на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице №5.
Таблица №5
План  аудита учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 

Проверяемая организация МУП «Жилстройсервис»
Период  аудита 01.01.2008-01.01.2009
Количество  человеко-часов 120
Руководитель  аудиторской группы Анфилатова  Е.М.
Состав  аудиторской группы Анфилатова  Е.М.,  Рыкова В.Н
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 13000 руб.
 
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Аудита
Исполнитель Примечания
1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками 01.03.09-03.03.09 Анфилатова  Е.М. При возникновении  необходимости-привлечение эксперта
2 Аудит организации  первичного учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 01.03.09-05.03.09 Анфилатова  Е.М., Рыкова В.Н.  
3 Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками 04.03.09-06.03.09 Анфилатова  Е.М.  
4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте различных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками 07.03.09-23.03.09 Анфилатова  Е.М., Рыкова В.Н.  
5 Проверка соответствия данных аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учёта 26.03.09-30.03.09 Рыкова В.Н.  
6 Проверка организации  налогового учёта по расчётам с поставщиками и подрядчиками      
 
Руководитель  аудиторской организации (подпись) Морозова А.В.
     
Руководитель  аудиторской группы (подпись) Анфилатова  Е.М.
 
     Первый  этап проведения аудита по расчётам с  поставщиками и подрядчиками – правовая оценка договоров с позиции действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учёте операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определёнными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учёту затрат и налога на добавленную стоимость.
     Программа аудиторской проверки расчетов с  поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской  проверки данного участка. Программа аудиторской проверки так же, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №6.
Таблица №6
Программа аудита учёта расчётов с поставщиками и  подрядчиками 

Проверяемая организация МУП «Жилстройсервис»
Период  аудита 01.01.2008-01.01.2009
Количество  человеко-часов 120
Руководитель  аудиторской группы Анфилатова  Е.М.
Состав  аудиторской группы Анфилатова  Е.М.,  Рыкова В.Н
Планируемый аудиторский риск 5 %
Планируемый уровень существенности 13000 руб.
 
№ п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения аудита Исполни-тель Рабочие документы  аудитора Приме чание
1 
 
 
1.1 

1.2
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками Экспертиза договоров  с поставщиками
Экспертиза договоров  с подрядчиками
01.03.09-03.03.09 Анфила това Е.М. Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечени) При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку
2 
 
 
 
2.1 
 
 
 
 
 

2.2 
 
 
 
 

2.3 
 

2.4 
 

2.5 
 
 

2.6
Аудит организации  первичного учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учёту работ, услуг
Проверка оперативности  регистрации фактов поступления  сырья и материалов, оказания услуг
Проверка законности первичной учётной документации (ПУД)
Проверка соблюдения графика документооборота
Проверка полноты  и точности регистрации документа  в учётных регистрах
Проверка организации  хранения документов и организации  доступа к ПУД
01.03.09-05.03.09 Анфила това Е.М., Рыкова В.Н. Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры складского учета, книги покупок, графики документо оборота, организаци-онно-распо-рядительная документа-ция по вопросам хранения и доступа к ПУД При осущес-твлении  провер-ки по поступлению ТМЦ-приме-нять репрезнтатив-ную выбор-ку (метод систематического     отбора),операции по принятию к учету услуг (работ)- выбор-ка не-представительная
3 
 
 
3.1 
 
 

3.2
Аудит состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности
Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадёжной ко взысканию
04.03.09-06.03.09 Анфила това Е.М. Регистры бух-галтерского  учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию и другие подобные документы Провести выборочную инвентариза-цию задолженностисписанные безнадежно долги проверить сплошным мето-дом
4 
 
 
 
 
 
 
4.1 
 

4.2 

4.3 
 

4.4 

4.5
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте  отдельных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками Проверка расчётов по неотфактурованным поставкам
Проверка расчётов по векселям выданным
Проверка расчётов по коммерческим кредитам
Проверка по расчётам по претензиям
Проверка учёта  курсовых и суммовых разниц
07.03.09-23.03.09 Анфила това Е.М., Рыкова В.Н. Регистры бух-галтерского  учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и  др. Проверку проводить  сплошным мето-дом
5 
 
 
 
 
 
 
5.1 
 
 
 
 

5.2
Проверка соответствия данных аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками данным сводного учёта Проверка соответствия данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта
Проверка правильности отражения в отчётности итоговых данных по расчётам с поставщиками и подрядчиками
26.03.09-30.03.09 Рыкова В.Н. Регистры анналитичес-кого учета, регистры синтетическо-го (сводного) учета, отчетность  
6 
 
 
 
6.1 
 
 
 

6.2 
 

6.3 

6.4
Проверка организации  налогового учёта по расчётам с поставщиками и подрядчиками Налоговый учёт процентов по векселям и коммерческим кредитам
Налоговый учёт сомнительной задолженности
Налоговый учёт  суммовых разниц
Учёт налога на добавленную стоимость
    Регистры налогового учета, регистры бухгалтерско-го учета, договоры, первичные документы  
 
Руководитель  аудиторской организации (подпись) Морозова А.В.  
       
Руководитель  аудиторской группы (подпись) Анфилатова  Е.М.  
 
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками.
Различают две  группы договоров: с поставщиками и  с подрядчиками.
     Первая группа: Экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. К ним относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор электроснабжения, договор мены. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
     Вторая  группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению  факта выполнения работ, оказания услуг  по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.
     Исходя  из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность  давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного  оказания услуг. При аудите следует  применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. 

2.4. Содержание аудиторских  процедур проверки  учёта расчётов  с поставщиками  и подрядчиками. 

Аудит организации первичного учёта операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками.
      При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:
    отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
    сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
    большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
    значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
 
      В таких условиях анализ организации  первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:
     1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы. Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.
     2. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.
     3. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.
     Один  из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №7.
 


Таблица №7       Вопросник к определению объема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке
п/п
Раздел  первичного учёта Типовые хозяйственные операции
Документы которые вы Число документов в день Уровень автоматизации:  АП-полная
АЧ-частичная
 Р-ручное создание
Номер и  наименование учетного регистра, в котором вы отражаете данную операцию
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.