На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система повышения квалификации и переподготовки кадров для информационного производства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Введение 

1. Современное  состояние системы повышения  квалификации и переподготовки  кадров для информационного производства 

2. Повышение  квалификации и переподготовки  библиотечных кадров 

3. Формы и  методы повышения квалификации 

4. Дистанционное  обучение 

5. Библиотечные  телеконференции 

6. Заключение 

7. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Тема контрольной  работы «Система повышения квалификации и переподготовки кадров для информационного  производства». 

Сегодня само существование органов научно-технической информации и благосостояние их сотрудников зависят от того, насколько характеристики предоставляемых ими услуг и продукции соответствуют информационным потребностям пользователей, каково качество этих услуг и продукции и насколько они экономически эффективны. Другими словами, в новых экономических условиях владение всем спектром профессиональных знаний и умений в информационной деятельности становится залогом успеха как коллективного, так и личного. 

Причиной кризисной  ситуации, в которой оказались информационные службы различных организаций и предприятий РФ (наряду с объективными причинами, обусловленными положением в стране), стало несоответствие уровня профессиональной подготовки кадров этих структур требованиям, предъявляемым новыми условиями работы и пользователями информационных услуг и продукции. 

Это несоответствие наблюдалось и ранее и вызвано  было, в частности, тем, что в стране долгое время отсутствовали высшие и средние учебные заведения, готовящие кадры для информационной работы. Однако по распоряжению Минвуза России в вузах было организовано обучение специалистов для НТИ. 

Так, Московский государственный историко-архивный институт начал подготовку кадров по специальности «Научно-техническая  информация», МГУ - по специальности «Структурная и прикладная лингвистика», Московский и Львовский полиграфические институты - по специальности «Редактирование научно-технической литературы», Всесоюзный заочный машиностроительный институт (Москва) и еще восемь вузов - по специальности «Автоматизация и механизация процессов обработки и выдачи информации», институты культуры и ряд педагогических вузов - по специальности «Библиотековедение и библиография». 
 

1. Современное  состояние системы повышения  квалификации и переподготовки  кадров для информационного производства 
 
 

Потребности органов  НТИ в дипломированных специалистах удовлетворялись лишь частично. К  тому же вузы Москвы и Ленинграда, например, готовили в основном кадры для  работы в учреждениях НТИ этих городов. Указанные выше специальности ежегодно приобретали сотни выпускников, тогда как спрос на них значительно превышал предложение. В связи с этим большая часть кадрового состава информационных органов пополнялась за счет практиков, имевших самое различное базовое образование: инженерное, экономическое, педагогическое и др. Для ГСНТИ же исключительно важное значение имело повышение квалификации, то есть ознакомление с основами научно-информационной деятельности, структурой ГСНТИ, формами и методами информационного обслуживания. 

Таким образом, большинство информационных работников прежней информационной системы  были специалистами самых разных областей знания (экономики, филологии, документоведения, библиотековедения  и др.) и отраслей промышленности (электроника, электротехника, машиностроение и др.), которые адаптировались к работе в информационной инфраструктуре. В условиях распада индустрии информации наиболее квалифицированная часть их перешла в новые коммерческие структуры, а пришедшие в органы НТИ специалисты других профессий должны были пройти серьезную переподготовку. 

Основной кузницей кадров для органов НТИ стал Институт повышения квалификации информационных работников (ИПКИР), в котором ежегодно обучалось свыше 3 тыс. информационных работников. Поскольку пропускная способность института была невелика, обучение информационных работников-практиков было широко развернуто в ведомственных институтах повышения квалификации и на курсах такого же профиля, на факультетах повышения квалификации вузов, на курсах при центральных, отраслевых и региональных центрах НТИ. 

Для развития научной  деятельности и подготовки кадров информационных работников большую роль сыграло  появление в стране двух информатик. Первая из них представляет собой  научно-техническую дисциплину, изучающую  методы и средства обработки информации преимущественно с использованием технических устройств и сложных систем. Этими проблемами занимается Институт проблем информатики Российской академии наук. Вторая информатика, являясь общественно-научной дисциплиной, изучает основные свойства научной (то есть проверенной на достоверность) информации, вопросы создания, сбора, хранения, обработки (с акцентом на интеллектуальный анализ и синтез), поиска и распространения информации, а также ее использования в общественной практике. Эти проблемы рассматриваются в реферативном журнале «Информатика», который издает ВИНИТИ. 

Исторически сложилось  так, что советские (ныне российские) информатики формировались в  значительной степени обособленно  друг от друга, хотя и имели общую  академическую «крышу». Это едва ли способствовало успешному решению задач по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов страны. 

Институт повышения  квалификации информационных работников является единственной специализированной организацией в России, которая занимается подготовкой и переподготовкой кадров для информационных учреждений и имеет высокую деловую репутацию не только в нашей стране, но и за рубежом. На первом этапе существования ИПКИР (1972-1976 гг.) состав его слушателей формировался на основе заявок информационных органов. В 1977-1979 годах подготовка и переподготовка информационных работников осуществлялась на основе плана приема слушателей. С 1980 г. было введено централизованное планирование приема, учитывающее народно-хозяйственные требования к кадрам информационных учреждений. Обучение в ИПКИР велось по следующим специальностям: 

- организация  и экономика научно-лнформационной  деятельности; 

- организация  научно-информационной деятельности  в общественных науках; 

- справочно-информационное обеспечение; 

- справочно-информационное  обеспечение нормативно-технической  документацией; 

- аналитико-синтетическая  обработка источников информации  и подготовка информационных  изданий; 

- редактирование  научной и научно-информационной  литературы; 

- организация  пропаганды достижений науки,  техники и передового опыта; 

- научно-техническая  кинопропаганда; 

- автоматизированные  системы научно-технической информации; 

- технические  средства обеспечения информационных  процессов; 

- международные  системы научной и технической информации; 

- преподавание  информационной теории и практики. 

Сроки повышения  квалификации составляли: на факультете дневного обучения - 2 месяца, факультете вечернего обучения - 6 месяцев, факультете заочного обучения - один год. 

Обучение проводилось  на кафедрах и в подразделениях следующего профиля: 

- информационно-коммерческая  деятельность; 

- научный информационно-вычислительный  центр (НИВЦ); 

- маркетинговая  и выставочная деятельность; 

- автоматизированные  системы и технические средства; 

- деловое общение  и реклама, дизайн и др. 

Каждая кафедра, помимо штатных преподавателей, привлекала к подготовке слушателей наиболее квалифицированных  специалистов предприятий и организаций  страны. 

Постановлением  Государственного комитета по науке и технике от 4 января 1980 г. на Институт повышения квалификации информационных работников были возложены функции головного учебного, научно-методического и координирующего центра системы повышения квалификации работников ГСНТИ. Кроме того, он стал заниматься разработкой рекомендаций по внедрению хозяйственного расчета в деятельность органов научно-технической информации. 

За последние  годы перечень специальностей и содержание большинства курсов подверглись  существенным изменениям. В частности, в связи с возрастанием требований к предметности и сокращению сроков обучения из учебных программ были исключены (иногда сильно сокращены) общеобразовательные разделы, введены короткие курсы обучения по отдельным направлениям информационной деятельности продолжительностью (в зависимости от их содержания) три, две и даже одна неделя. С 1991 г. в практику института вошли семинарские занятия по отдельным проблемам продолжительностью от одного до трех дней. 

ИПКИР следит за изменениями в хозяйственной  и экономической жизни страны, республик, отдельных регионов. Так, в учебно-тематические планы и программы специализаций научного информационно-вычислительного центра (до 1991 г. кафедра «Формы и методы информационного обеспечения и библиотечного обслуживания) введены теоретические и практические занятия по современной технологии обработки документов с использованием средств вычислительной техники, экономическим аспектам информационной деятельности, включая информационное обеспечение маркетинговой и внешнеэкономической деятельности, информационному обеспечению патентными, нормативно-техническими документами и промышленными каталогами в целях повышения конкурентоспособности и качества продукции. 

Институт осуществляет подготовку по 25 специальностям, включая  информационное обеспечение предприятия с использованием АСНТИ, создание фактографических (объектографических) баз данных на ПЭВМ и их использование в управленческой и научно-производственной деятельности, информационное обеспечение оценки технического уровня продукции с использованием ПЭВМ, подготовку аналитических и справочных документов для управления маркетинговой и научно-производственной деятельностью предприятий; автоматизацию информационно-библиотечных процессов и др. 

Планы обучения, разработанные ИПКИР и содержащие описание отдельных специализаций и курсов, а также планы семинаров направляются в регионы страны и различные органы НТИ. 

В последние  годы, помимо учебной работы, институт выполняет хозрасчетные НИР и  ОКР, а также ведет активную консультационную деятельность, в частности по вопросам создания автоматизированных информационных систем на предприятиях, организации и разработке технологий всех видов информационной деятельности, повышения эффективности работы информационных служб и т.п. Научно-информационный вычислительный центр планирует заключать договора на выполнение услуг по распространению прикладных программных продуктов, различных документов (справочников, каталогов, методических материалов и др.) на дискетах и в твердых копиях, средств программного обеспечения и вычислительной техники среди предприятий и организаций, работники которых проходят обучение в институте. 
 

2. Повышение  квалификации и переподготовки  библиотечных кадров 

Информатизация  библиотек принципиально меняет социальный заказ на подготовку библиотечных кадров. Возрастает потребность в специалистах, вооруженных новой профессиональной идеологией, способных активно развернуть целенаправленную деятельность по разработке и внедрению в библиотечное производство новых информационных технологий, обеспечить оптимальное использование библиотечных ресурсов. 

Новая социально-культурная парадигма развития библиотечного  дела и его техническая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной  политики в отрасли. Сегодня происходят значительные изменения в нормативной, организационной и научно-методической базе образовательной инфраструктуры. Приказом Минобразования России (№ 181 от 24.01.2000 г.) утверждены новая вузовская специальность «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо существовавшей ранее «Библиотековедение и библиография»), а также специализация «Библиотечно-информационные ресурсы» для бакалавров и магистров. 

Заметное место  в кадровой профессионально-образовательной  политике отводится системе дополнительного библиотечного профессионального образования, что позволяет совершенствовать знания кадрового состава отрасли, адаптировать библиотекарей к решению производственных задач в новых условиях. Дополнительное образование играет важную роль в перестройке библиотечной отрасли и в освоении и ретрансляции инновационного библиотечного опыта. 

Одной из основных задач системы дополнительного  образования является создание механизма  профессиональной социализации личности библиотекаря, скорейшего включения его в осмысленную профессионально-продуктивную деятельность. Высшая профессиональная библиотечная школа нацелена на подготовку дипломированных специалистов, однако между понятиями «специалист» и «профессионал» существуют серьезные различия. Специалист способен воспроизводить и использовать полученные знания, умения и навыки в конкретной предметной области, а профессионал имеет собственную, самостоятельно выстроенную тактику профессиональной деятельности, собственные представления о смысле, содержании, средствах и результатах этой деятельности, для него характерен индивидуальный стиль профессионального поведения. Кроме того, он стремится постоянно анализировать свою работу и управлять ею, осуществлять взаимодействие с другими специалистами. 

Система дополнительного образования является важным инструментом превращения библиотекаря-специалиста в библиотекаря-профессионала. Она способствует этому процессу, стимулируя профессиональную рефлексию работника, творческий подход к продуктивной деятельности, развивая конструктивно-созидательное мышление. Во многом этому содействует и использование принципов андрагогики, молодой, активно развивающейся науки о непрерывном образовании взрослых. 

Согласно положениям андрогогики, основными требованиями, которым должна отвечать система дополнительного профессионального образования, являются: 

- социальная  открытость образовательной системы,  предусматривающая ее интеграцию  с другими функциональными уровнями  отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением, профессиональной практикой и др.); 

- индивидуализация  обучения с учетом социально-ролевых  характеристик обучаемого; 

- динамизм процесса  обучения (в минимальный срок - максимум  знаний); 

- демократизм  отношений между субъектами учебного  процесса, в первую очередь между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество; 

- субъективно-объективная  адаптивность учебного процесса, профессиональное и личностное  влияние его субъектов и объектов  друг на друга; 

- максимальная  активность обучаемого, стимулирование  его профессиональной рефлексии. 

Выполнение указанных  требований возможно только при соблюдении принципа тесной интеграции образовательного процесса и библиотечной практики. Интеграционные начала являются сегодня  основой взаимодействия различных  структур дополнительного профессионального образования и библиотек, фундаментом новой системы отношений между ними. Как известно, многие образовательные программы переподготовки и повышения квалификации реализуются в библиотеках, которые становятся обладателями того или иного библиотечного новшества. Таким образом, конструируется особая система отношений между академическим и библиотечным уровнями дополнительного образования. При этом на первом уровне создается дидактический и научно-методический фундамент той или иной образовательной программы, а на втором - обеспечивается реализация ее прикладной части, содействие более результативному освоению практических навыков. 

Функциональная  интеграция образовательной и собственно библиотечной деятельности, характерная  сегодня для отрасли в целом, способствовала формированию на базе библиотек различных учебных структур (тренинг-центров по управлению процессами перемен, центров по изучению интернет-технологий, постоянно действующих учебных комплексов, школ, творческих мастерских, лабораторий, курсов и т. д.), нацеленных на создание системы повышения квалификации библиотекарей как в рамках одной крупной библиотеки, так и на уровне региона в целом. 

Второй важный принцип дополнительного образования - инновационность обучения. Термин «инновационное обучение» как альтернатива традиционному нормативному начал использоваться западной педагогикой в конце 1970-х годов и означал освоение принципиально новых педагогико-дидактических приемов в целях активизации процессов социализации личности, включая профессиональную социализацию. Динамично развивающаяся сегодня библиотечная практика постоянно рождает инновации, трансформируя организационно-функциональную структуру библиотек, технологию их деятельности. Оперативная трансляция библиотечных инноваций в сферу профессиональной деятельности, включение ее в качестве базового компонента в учебный процесс - вот основные функциональные задачи системы дополнительного профессионального библиотечного образования, ориентированной на содействие внедрению нововведений. 

В последние  годы стал отчетливо проявляться принцип диверсификации образовательного процесса, выражающийся в вариативности организационных структур, форм, уровней, сроков и содержания обучения, в расширении диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов. Начался процесс формирования многоуровневой системы дополнительного образования. 

Значительно расширили  свою деятельность в области дополнительного  профессионального библиотечного  образования все центральные  библиотеки регионов. Образовательная функция становится более значимой для муниципальных библиотек, особенно тех, которые активно осваивают инновационные библиотечные технологии. 

В системе дополнительного  профессионального образования  существенную роль играет принцип модульного построения его содержательной структуры. При этом на различных уровнях системы в качестве базовых содержательных модулей выступают, как правило, не стабильные дисциплинарные циклы, а проблемно-ориентированные курсы, трансформируемые в зависимости от цели и задач образовательной программы и контингента слушателей. 
 
 

3. Формы и  методы повышения квалификации 
 
 

Современный этап библиотечно-библиографической деятельности с полным основанием можно считать  временем коренных преобразований. Автоматизация  информационных процессов, быстрое развитие электронных сетей связи и конкуренция на рынке информационной продукции и услуг не оставили библиотеке выбора: она призвана либо войти в мировое информационное пространство, либо отказаться от притязаний на получение доступа к совокупному общественному знанию. 

В связи с  этим остро встает вопрос о формировании системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров (СПКПК). Одной из форм СПКПК являются семинарские занятия, которые начали внедряться еще в 20-е годы XX столетия. По мнению большинства специалистов, семинары остаются не только наиболее распространенной, но и наиболее действенной формой повышения квалификации. В настоящее время существуют следующие типы семинарских занятий: 

- учебные, предназначенные  для освоения нового материала; 

- информационно-методические (постоянно действующие), являющиеся  средством информации об актуальных  проблемах библиотечного дела, достижениях  библиотечной науки, новых формах  и методах работы; 

- исследовательские,  целью которых (наряду с обобщением опыта работы) является обучение навыкам аналитико-исследовательской работы, что особенно важно в связи с внедрением элементов маркетинга в деятельность библиотек. 

Семинарские занятия, в свою очередь, можно подразделить на следующие виды: 

1. Учебные: 

- семинары по  изучению основ библиотечного  дела (разновидности: школы молодого  библиотекаря, изучение библиотечного  минимума и т.д.); 

- семинары-практикумы  по изучению новых, ранее неизвестных  форм и методов работы. 

2. Информационно-методические: 

- семинары многотемные,  включающие большой круг вопросов (основная задача - информирование  обучающегося); 

- семинары тематические. 

3. Исследовательские: 

- семинары с  защитой рефератов; 

- семинары по  овладению методикой исследовательской  работы; 

- проблемные  группы и т.д. (аналогичны научно-практическим  и научно-теоретическим конференциям). 

Такая классификация  семинаров позволяет более четко  дифференцировать семинарские занятия  и определить их место в общей  структуре повышения квалификации (СПК). Анализ публикаций и опыт работы библиотек свидетельствуют, что не все виды семинаров разработаны в одинаковой степени и нашли широкое применение в СПК (наиболее разработанными оказались учебные и информационно-методические семинары). 

Наряду с семинарами существуют и специализированные формы повышения квалификации, которые не имеют определенной периодичности занятий, унифицированных программ, рассчитаны на ограниченный круг участников и большую самостоятельную подготовку. К ним относятся так называемые школы передового опыта. В соответствии с типологическими особенностями школы передового библиотечного опыта организуются для изучения и распространения методов и приемов работы передовых библиотек, их демонстрации, для овладения определенными навыками работы. Они предназначены для подготовленных библиотекарей. Планировать открытие школ заранее невозможно, пропустить через них большой контингент слушателей также нельзя. Школа передового опыта должна функционировать в обычном порядке, предоставляя обучающимся возможность практического овладения новыми приемами и методами работы. Ее методический центр должен оценить, можно ли перенести опыт в другие библиотеки и даст ли это положительный результат. Следовательно, всякое новшество требует экспертной оценки и выработки соответствующих рекомендаций по внедрению. 

Специализированной  формой обучения являются также стажировки специалистов в лучших библиотеках. Они проводятся в целях углубления и совершенствования практической и теоретической подготовки библиотекарей, помогают работнику адаптироваться к новым условиям, быстро овладеть новыми приемами и методами работы. Результаты исследований показывают, что сочетание семинаров-практикумов и стажировки дает наибольший эффект в обучении. 

Практикуется  также выездная форма повышения квалификации, в частности командировки в информационные центры для изучения новых информационных систем и передового опыта библиотек. Эта форма ориентирована в первую очередь на руководящий состав библиотек. 

К специализированным формам повышения квалификации следует отнести и деловые игры. Если ранее их использовали в основном для повышения управленческой квалификации, то теперь ситуационное обучение все шире применяется как метод функциональной специализации. 

Повсеместный  интерес к деловым играм обусловлен следующим: 

- при использовании  деловых игр процесс обучения  максимально приближен к реальной  деятельности руководителей и  специалистов. Это достигается путем  моделирования реальных социально-экономических  ситуаций. Другими словами, всякая  деловая игра является имитационным методом, поэтому особую ценность она представляет для системы подготовки и профессионального роста кадров; 

- деловая игра  является игровым методом обучения. Все участники игры выступают  в тех или иных ролях и  принимают управленческие решения сообразно со своей ролью. А поскольку роли и интересы вступают в противоречие, то игроки учатся принимать решения в конфликтных ситуациях; 

- деловая игра - коллективный метод обучения. Это  отличает ее от традиционных  методов, ориентированных на индивидуальное обучение, при котором после курса лекций, практических и семинарских занятий студент или слушатель сдает зачеты и экзамены, то есть отчитывается за приобретенные лично им знания, умения, навыки. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп; 

- в деловых  играх специальными средствами  создается определенный эмоциональный  настрой игроков, управление которым  позволяет существенно интенсифицировать процесс обучения. 

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 процентов информации, в то время  как в деловой игре - около 90 процентов. 
 
 

4. Дистанционное  обучение 
 
 

Распространение Интернета открыло принципиально новые возможности для внедрения дистанционного обучения. На рубеже тысячелетий дистанционное обучение стало одной из наиболее эффективных форм подготовки через Интернет, позволяющих использовать такие неоспоримые преимущества сети, как широта охвата аудитории, оперативность обновления материала, высокая степень удобства для пользователя. Подобная форма обучения обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их физического местонахождения силами квалифицированных преподавателей ведущих научных центров. 

В последнее  время дистанционное образование  стало неотъемлемой частью образовательной  системы развитых стран. Многие университеты и учебные центры, как в России, так и за рубежом предлагают дистанционные курсы в качестве стандартной услуги. Накоплен значительный опыт в технологии передачи знаний, а также, в частности, в содержательном наполнении курсов. Сложилась целая сеть организаций, координирующих дистанционное образование и занимающихся организацией учебного процесса по этой схеме.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.