На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные гарантии защиты прав потребителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования Омской области 
    БОУ ОО СПО «Торгово-экономический колледж» 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Курсовая  работа  

    По  дисциплине Гражданское право
    Специальность 030503 «Правоведение»
    заочное отделение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнил: студент гр. 3 - ю 

    Шорец Иван Геннадьевич 

    Руководитель: преподаватель 

    Гражданского  права Дунаева Г.В. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    г. Омск 2011 г.
    Оглавление
     
    Введение………………………………………………………………………..3
     

    Теоретические основы государственной гарантии защиты прав потребителей ……………….................................................................……5
 
      Структура законодательства о защите прав потребителей…………......5
 
    1.2. Общие положения  Закона РФ « О защите прав  потребителей»…...…..8 

    1.3. Контроль  исполнения защиты прав потребителей…………………....12 

    2. Изучение процесса защиты прав потребителей на примере судебного дела ООО «Вальден»…………………………………………………….......16 

    Заключение………………………………………………………………...…18
    
     Библиографический  список…………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Темой данной курсовой работы является « Государственные гарантии защиты прав потребителей».
      Данная  тема отраженна во множестве учебной  литературе по дисциплине гражданское право, а также регламентируется различными нормативно-правовыми документами.
     Защита  прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя. В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение. Для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.
     Цель  данной курсовой работы: изучение защиты прав потребителей как государственная гарантия.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Рассмотреть общие понятия и содержание законодательства о защите прав потребителя;
2. Проанализировать общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»;
3.    Определить основные права потребителей;
4.    Описать работу органов, занимающихся защитой прав потребителей.
     Объектом  исследования является государственные гарантии защиты прав потребителей. Предметом исследования является процесс защиты прав потребителей.
     При написании данной курсовой работы использовались учебники, учебные пособия по дисциплине гражданское право и защита прав потребителей. Также была привлечены нормативно-правовые документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы государственной гарантии защиты прав потребителей. 

      Структура законодательства о защите прав потребителей
 
   Структура законодательства о защите прав потребителей определена в Законе РФ "О защите прав потребителей", в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расположив нормативные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно признаку "юридическая сила нормативного правового акта", законодатель выделил следующие четыре уровня:
1) Гражданский  кодекс РФ;
2) Закон  "О защите прав потребителей";
3) Другие федеральные законы;
4) Иные нормативные правовые акты РФ.
     Учитывая  то обстоятельство, что в структуре  законодательства о защите прав потребителей выделяется несколько уровней нормативных правовых актов, необходимо рассмотреть вертикальную и горизонтальную иерархии норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей.
     Вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне федеральном, субъекта Федерации или муниципальном должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Статья 3 ГК РФ не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривают право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права.
В отношении вопроса о вертикальной иерархии норм следует руководствоваться ст. 3 ГК РФ, где в п. 1 говорится, что гражданское законодательство находится в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации.
Содержание  ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" подтверждает тот же смысл: отношения  в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. Что касается полномочий субъектов РФ, то о них есть упоминание в Законе "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 19). Речь идет о том, что для сезонных товаров сроки, установленные ст. 19, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя.
     Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, определяющему, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в силу того же пункта должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, положения Закона "О защите прав потребителей" безусловно, должны соответствовать требованиям ГК РФ. Это обозначает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ. Специфика признака верховенства федеральных законов предопределяет их особую роль в правовом регулировании различных общественных отношений, так как они могут приниматься по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами.
     Среди других федеральных законов, имеющих  ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании", Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
     Согласно  смыслу п. 3 и п. 4 ст. 3 ГК РФ отношения  в области защиты прав потребителей могут регулироваться подзаконными нормативными актами, т.е. указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам, постановлениями Правительства РФ, принятыми на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ и содержащими нормы гражданского права. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ являются в соответствии со ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" иными нормативными правовыми актами и составляют последний уровень в структуре по признаку юридической силы нормативного акта.
     Правило п. 7 ст. 3 ГК РФ, которое закрепляет ограничение министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти издавать акты, содержащие нормы гражданского права, случаями и пределами, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, нашло отражение и в п. 2 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей". В нем отмечается, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы Закона "О защите прав потребителей".
     Горизонтальная  иерархия, как уже отмечалось, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной главенствующей. К вопросу об определении горизонтальной иерархии норм в рассматриваемой области необходимо руководствоваться следующими известными принципами:
1)  последующий акт вытесняет предшествующий;
2)   специальный закон вытесняет общий;
3) принцип, выраженный в п. 2 ст. 3 ГК РФ, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ.
      Общие положения Закона РФ « О защите прав потребителей»
 
   В преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" даются основные понятия, которые используются и применяются в законодательстве о защите прав потребителей.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закона "О защите прав потребителей"). Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Прибыль - это не только определенный доход, но и один из признаков предпринимательской деятельности. Это положение основывается на содержании ст. 2 ГК РФ. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, осуществляемой им самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Также не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также в этих же целях заказывающий для организаций за их счет работы, услуги (такие, например, как приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.). Однако потребителем является гражданин, пользующийся услугами личного характера, хотя и заказанными для производственных нужд (например, услугами по перевозке, проживанию в гостинице в командировочных целях).
     Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям (преамбула Закона "О защите прав потребителей").
     Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (преамбула Закона "О защите прав потребителей").
     Товар, работа, услуга. Товар. В соответствии со ст. 129, 455 ГК РФ, а также Законом РФ "О защите прав потребителей" под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
     Под работами в соответствии со ст. 702, 730 ГК РФ, а также Законом РФ "О защите прав потребителей" понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.
     Под услугами с учетом положений ст. 779 ГК РФ, а также Закона РФ "О защите прав потребителей" понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных и т.п.).
     Недостаток  товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых
товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по  образцу и (или) по описанию (преамбула Закона РФ "О защите прав
потребителей"). Таким образом, наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:
1) несоответствие  обязательным требованиям, которые  предусмотрены законом или в порядке, установленном законодательством РФ. Обязательные требования, как правило, утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом, в основном в форме стандартов;
2) несоответствие  условиям договора;
3) несоответствие  целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
4) несоответствие  целям, о которых продавец (исполнитель)  был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
5) несоответствие  образцу и (или) описанию при  продаже товара по образцу и (или) описанию.
     Существенный  недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, а также другие подобные недостатки (преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей").
В Законе РФ "О защите прав потребителей" даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара
(работы, услуги), которые:
1) делают  невозможным или недопустимым  использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;
2) не  могут быть устранены;
3) проявляются  вновь после устранения;
4) для  устранения которых требуются  большие затраты;
5) вследствие  которых потребитель в значительной  степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
     Безопасность  товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) (преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей"). Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) был безопасен как при его предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Потребителей следует инструктировать о правильном использовании товаров и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом разумно возможном использовании. Там, где это возможно, потребителям должна сообщаться важнейшая информация о безопасном использовании с помощью понятных в международных масштабах обозначений. Для потребителя самый обычный способ использования товара (работы, услуги) должен быть безопасен. При использовании товара (работы или услуги) потребитель изначально должен быть уверен в том, что безопасность пользования ему уже обеспечена. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3 ст. 7 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
1.3. Контроль исполнения защиты прав потребителей 

   Согласно  ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
1) проведение  мероприятий, связанных с контролем,  проверки соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
2) выдачу  в пределах полномочий, предусмотренных  законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
3) в  установленном законодательством  РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
4) направление  в орган, осуществляющий лицензирование  соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии в установленном  законодательством РФ порядке;
5) направление  в органы прокуратуры, другие  правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;
6) обращение  в суд с заявлениями в защиту  прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
     Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие федеральные органы исполнительной власти:
1) Федеральная  служба по надзору в сфере  защиты прав потребителей и
благополучия  человека;
2) Министерство  внутренних дел РФ;
3) Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии;
4) иные  федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контрольно-надзорные  функции.
     Полномочия  органов местного самоуправления в  области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать  жалобы потребителей, консультировать  их по вопросам защиты прав потребителей;
2) обращаться  в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
     При выявлении по жалобе потребителя  товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг).
       В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления самостоятельно формируют в составе местных администраций структуры по защите прав потребителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     Работа  структурных подразделений по защите прав потребителей в органах местного самоуправления определяется положением, утверждаемым главой органа местного самоуправления. Указанное структурное подразделение возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности главой органа местного самоуправления. Последний несет полную ответственность за работу своего подразделения.
     Если  структура администрации не позволяет  иметь самостоятельное подразделение, то работа по защите прав потребителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном расписании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного.
     Основные  общества по защите прав потребителей в г. Омске выполняют следующие основные задачи:
     - организация практической защиты  прав потребителей и их интересов; 
     - объединение усилий граждан, организаций и общественных объединений для осуществления защиты потребителей в соответствии с требованиями Закона "О защите прав потребителей";
     - правовая поддержка потребителей, включая обращение в суды в  защиту прав потребителей;
     - содействие правоохранительным  органам, органам местного самоуправления в их деятельности по защите прав потребителей.
     К основным общественным организациям по защите прав потребителей в городе Омске относят:
     1. Общественная организация «Омское областное общество защиты прав потребителей»;
     2. Областная общественная организация «Омский Союз потребителей «Щит»;
     3. Общество защиты прав потребителей Ленинского административного округа г. Омска;
     4. Омская городская общественная организация потребителей;
     5. Омская областная общественная организация «Общество защиты прав потребителей. Недвижимость и быт»;
     6. Омская областная общественная организация «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования». 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение процесса защиты прав потребителей на примере судебного дела ООО «Вальден»
     В октябре 2008 года госпожа Изотова Н.Я. обратилась в Басманный районный суд г. Москвы с исковыми требованиями к ООО «Вальден» о возмещении вреда, причиненного здоровью в размере 500 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей и обязании ответчика прекратить стоматологическую деятельность. Аналогичный иск был предъявлен и госпожой Шеремет Н.Н., поэтому оба иска были объединены в одно производство (Приложение 1).
       Интересы истцов представлял  в суде адвокат Горгадзе Ш.О.  В качестве третьего лица был привлечен врач ООО «Вальден» Меликян М.Л., проводивший лечение истцов.
       Решением суда от 1 сентября 2009 года  в удовлетворении исковых требований  Изотовой Н.Я. и Шеремет Н.Н.  было полностью отказано. На указанное решение адвокатом Горгадзе Ш.О. были принесены кассационные жалобы (Приложение 2).
     Определением  судебной коллегии по гражданским делам  Московского городского суда от 1 декабря 2009 года решение суда было отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
     После этого ООО «Вальден» решило отказаться от услуг прежнего адвоката и пригласило адвоката Арутюнова А.А. представлять их интересы в суде. В свою очередь, истцы, видимо, воодушевленные отменой решения суда, уточнили исковые требования и увеличили размер компенсации морального вреда до 1 миллиона рублей каждая.
     Тем не менее, решением суда от 15 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований Изотовой Н.Я. и Шеремет Н.Н. опять  было полностью отказано. И вновь на решение суда адвокатом Горгадзе Ш.О. были принесены кассационные жалобы.
     24 января 2011 года состоялось заседание  суда кассационной инстанции.  По нашему мнению, приведенное  ниже определение судебной коллегии  по гражданским делам комментариев не требует (Приложение 3).
     Новое решение суда об отказе истцам в удовлетворении требований вступило в законную силу, и более чем двухлетняя судебная тяжба завершена. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.