На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конфликты подростков с родителями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     В последние годы научный интерес  к проблеме конфликта значительно  возрос. Это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.(28)
     Способность строить конструктивные отношения  с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем  развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.(27)
     Особенно  важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому –  наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода  подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются  прежние отношения ребенка к  самому себе, к окружающим и к  миру в целом. Эти кардинальные изменения  порождают неизбежные конфликты  развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.
     Одним из важнейших аспектов указанной  проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Причины возникновения таких конфликтов имеют возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков. Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто «заколдованным психологическим кругом», а кто – «чертовым колесом». А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения.(32)
     Главной целью моей курсовой работы является выявить основные причины конфликтов родителей и подростков.
     Объект  исследования – особенности отношений  детей подросткового возраста с  родителями.
     Предметом исследования являются причины конфликтов подростков с родителями и способы  поведения подростков в конфликтных  ситуациях.
     Главными  задачами моей курсовой работы является:
     1) выявить причины конфликтов;
     2) определить их функции и содержание;
     3) провести диагностику конфликтности;
     4) дать психологические рекомендации.
       Для того чтобы выполнить поставленные  задачи необходимо, в первой части  работы ознакомиться с теоретической  частью и сделать выводы. Затем  во второй части курсовой работы  провести тест, его проанализировать  и сделать выводы.
     В тестировании принимали участие 10 учеников 10 класса.
     Структура курсовой работы:
    введение;
    теоретическая часть;
    практическая часть;
    заключение.
 

     
     Глава 1. Понятие конфликта  и его функции
      Конфликт как социально-психологический феномен
     Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
     Понятие конфликта характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
     Самым общим образом конфликт можно  определить как предельное обострение противоречий. Психологи: также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. (31)
     Н.К. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы объективно обуславливающие интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями), воспринимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь близким окружением личности.(10)
     Наиболее  широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил.
     Другой  подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей.
     Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.(29)
     Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.
     Если  субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.(1)
     Л.Г. 3дравомыслов: «Конфликт – это  важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
     Ю.Г. 3апрудский: «Социальный конфликт –  это явное или скрытое состояние противоборства объективно-расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». (31)
     А.В. Дмитриев: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны».(37)
     Можно привести и другие определения конфликта. Важно сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.
     В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается противоборство между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальны группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом коллективе люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.
     Конфликт  – есть качество взаимодействия между  людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.(2)
     В данном определении отражены необходимые  свойства конфликта. Но для более  полного его понимания как  социального феномена приведенная  дефиниция нуждается в конкретизации  и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения, функций и динамики. (24)
     Прежде  всего, следует отметить, что основой  всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми внутри структуры самой личности. Именно противоречия и возрождают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе: социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.
     Всякий  конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.(3)
     Выяснение сущности конфликта позволяет также  говорить и о том, что конфликт – это явление социальное, в  нем действуют субъекты, одаренные  сознанием, преследующие свои цели и  интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.
     Всякий  конфликт как качество социального  взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное  отличие от борьбы за существование  в мире животных.
     Можно сказать, что конфликты возникают  по поводу, какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое может происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.(36)
     Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю  организацию, парциальные, касающиеся ее отдельной части; зарождающиеся, зрелые и угасающие; слепые и рациональные; мирные и немирные; кратковременные  и затяжные, долгое время лихорадящие  всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению. Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:
     1. Личностный конфликт. Эта зона  включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
     2. Межличностный конфликт. Эта зона  включает разногласия между двумя  или более членами одной группы  или нескольких групп. 
     3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (то есть социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
     4. Конфликт принадлежности. Происходит  в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
     5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.(4)
     По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
     К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины – это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.(34)
     Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются  тем, что неудовлетворение интересов  отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии  и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия  к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему  эту цель достичь.(5)
     По  длительности протекания конфликты  можно разделить на кратковременные и затяжные.
    Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
    Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей.(6)
     Длительные  конфликты очень опасны, поскольку  в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряженность отношений.
     По  характеру конфликты принято  делить на объективные и субъективные. Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации.
     Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определенного объекта, в других - о его отсутствии.(15)
     По  своим последствиям конфликты делятся  на конструктивные и деструктивные.
     Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создается, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит реорганизацию в ход объективных процессов.(38)
     Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе, в соответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов, низкий уровень дисциплины.
     Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными  действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей. Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников.(35)
     Антагонистические конфликты представляют способы  разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.
     Социальные  конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе  отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются  усилением противоположных тенденций  и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты  предполагают наличие значительного промежутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий.(6)
     Таким образом, во многих случаях причиной межличностного конфликта является сам человек, личностные особенности, формы его поведения, т.е. ситуационные предпосылки развития конфликта, таких, как физическое утомление, плохое настроение, так и характерологических предпосылках, таких, как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия.
     Конфликты занимают существенное место в нашей  повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
      Причины конфликтов родителей и подростков
     Подростки в конфликте:
     1. кризис переходного возраста;
     2. стремление к самостоятельности и самоопределению;
     3. требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
     4. привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
     5. бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
     Родители  в конфликте:
     1) нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
     2) боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
     3) проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
     4) борьба за собственную власть и авторитетность;
     5) отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
     6) не подтверждение родительских ожиданий.
     Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:
     "Непонимание,  разные взгляды на жизнь". Эту  причину конфликтов с родителями  подростки поставили на первое  место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":
     1) социокультурное (как отражение конфликта поколений, "отцов и детей");
     2) социально-психологическое (как  отражение половозрастных особенностей людей);
     3) социально-ролевое (как отражение  представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей).
     Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что  я еле его переносил. Но когда  мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел".(20)
     В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.
     Взрослые  часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.(21)
     Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских  ролей перестают удовлетворять  подростков. Причем, для них недостаточным  становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое "Я" под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:
     1. Подросток "перегибает палку"  в стремлении к индивидуально-личностным  проявлениям, формально-ролевое  поведение взрослых при этом  он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.
     2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от "психологических уколов" окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые "броней" ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.
     3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей "по несчастью".
     Особенностью  возраста является то, что подростку  подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.
     Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей  во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить  своих любимых чад, духовная связь  с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими "взрослыми" проблемами.
     Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Французский психолог Р. Томе выявил, что в трудной ситуации морального, материального и эмоционального порядка подростки предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям.
     К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Исследования И.С. Кона и В.А. Лосенкова, а также Р. Томе показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки.(16)
     "Несправедливость  родительских требований". Если  общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители "нажимают" на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем "казеннее" и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".(26)
     А родители достаточно часто бывают и  справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае в слова "они меня не понимают" подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей "взрослого" мира.(18)
     Сетования подростков по поводу "различных  взглядов на жизнь" с родителями являются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других "мелочей". Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей.
     Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения  взрослых членов семьи. По исследованиям  западных ученых подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности.(33)
     Многие  родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории А. Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог В.А. Сысенко: "Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования".
     "Разные  взгляды на жизнь" родителей  и подростков в современной  России объективно обусловлены  еще и тем, что страна переживает  критический этап своего развития. Происходит резкая смена ценностных ориентаций, и молодежь легче воспринимает веяния времени, их родители переориентируются значительно труднее.
     Причины конфликтов "плохой характер родителей" и "поведение родителей (выпивки, скандалы)" называли в исследованиях не более 3-7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание "выносить сор из избы". Подобную информацию с полным основанием можно назвать латентной – скрытой не только от постороннего наблюдателя (исследователя), но и скрываемой от себя. Дети чрезвычайно трудно переживают плохое поведение родителей, испытывают стыд за них, если те выпивают, и, безусловно, понимают, что родители все же их любят и, как умеют, выполняют свой родительский долг.(30)
     По-видимому, дети много прощают своим родителям  и детско-родительские отношения  носят неоднозначный характер. Научные  исследования показывают, что насилие распространено в 25% семей, в исследованиях В.И. Журавлева 51% опрошенных указали, что у них с родителями было "много конфликтов". Однако по данным того же В.И. Журавлева, в разряде "любимые взрослые" с большим отрывом лидируют родители (44%), а на "равнодушное отношение" и "полное взаимонепонимание с родителями" указывают лишь 3-4% опрошенных.(12)
     "Моя  успеваемость". Эта причина отражает  не только естественное для  этого возрастного периода поведение,  сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.
     Часто родители хотят в детях реализовать  то, что у них в свое время  не получилось, компенсировать жизненные  неудачи: "Вот мне не удалось  получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...". Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка.
     Очень многие родители видят свои главные  функции по отношению к детям  в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей. Как показали исследования, у родителей гораздо больше проблем связанных с успеваемостью сыновей, чем с учебными делами дочерей. Конфликты с дочерями из-за успеваемости у родителей бывают в два раза реже, чем с сыновьями: конфликты по поводу успеваемости у юношей оказались на втором месте, у девушек - на седьмом.(17)
     "Мой  плохой характер". Нужно, конечно,  учитывать, что и родителям  трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не  дети, но и еще пока не взрослые. Юноши и девушки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то "впадают в детство", не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением - курением, употреблением вина.(23)
     Родители  от этого часто в панике, они  не знают, что им делать, как воспитывать своих великовозрастных детей. Очень точно заметил один из педагогов Ф.В. Ферстер: "У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития".(21)
     И сами юноши и девушки тоже видимо понимают, что с ними не легко. В наших исследованиях пятая часть юношей причиной конфликтов с родителями назвала "мой плохой характер", а у более самокритичных девушек эта причина и вовсе вышла на первое место среди других причин (32,1%).
     Поздние возвращения домой, как причина  конфликтов с родителями, занимает третью позицию и у юношей, и  у девушек по частоте упоминаний лишь немного отставая в процентном отношении от успеваемости. Нам думается эта причина конфликта (и ей подобные) претендуют на наименование "вечная". Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой, - стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира неокрепшие души своих любимых детей.
     А "ловушек" на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, пускаются в сексуальные эксперименты, не понимая, что это лишь фетиш. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста (приходить домой, когда захочешь, и т.п.). Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется ответственностью и внутренними ограничениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми.
     Следует все же отметить, что родители часто  перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь  проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому.(22)
     Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности.
     "Мои  вредные привычки". По данным  В.И. Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты:
     1) курение - 50%;
     2) употребление спиртных напитков - 44%;
     3) распущенность в половой жизни  - 10%;
     4) наркомания - 6%.
     Следует отметить, что вредные привычки (табакокурение, винопитие, наркомания, токсикомания) обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспе-хам. "Самолечение" алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение. Результаты  исследований показали, что чем хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с родителями из-за вредных привычек, поздних возвращений домой и плохой компании.(12)
     "Мало  помогаю по хозяйству". По данным  опроса, юноши и девушки называют  эту причину конфликтов довольно  часто (4 место по частоте). Это,  конечно, претензии со стороны  тех родителей (сами юноши и  девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих  детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие "детско-взрослые" плечи груз хозяйственных забот.
     Обследования  Детского фонда России показали, что  практически у всех детей есть домашние обязанности. Так, отвечая  на вопрос: "Какую работу Вы обычно выполняете по дому?", от 50 до 70% школьников отметили: "Помогаю в саду, огороде, на дачном участке", "Убираю в своей комнате, во всем доме", "Хожу в магазин за продуктами". "Однако, - пишет Г.В. Ермоленко, - бытовой труд подростки часто воспринимают как "обязаловку". Не потому ли понятие "мой дом", "домашний уют" вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания".
     Следует сказать, что на данном возрастном этапе  и дети, и их родители часто проявляют  непоследовательность. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную. Равно как и родители: они призывают детей к самостоятельности и ответственности, но как только "дитя" подает свой голос на семейном совете по поводу серьезных проблем, так сразу окрик: "А ты в разговор взрослых не мешайся, мал еще!"(14)
     "Мой  внешний вид (прическа, одежда)". На удивление не велика частота конфликтов по этой причине - всего лишь 4 %. Видимо, это связано с тем, что из моды ушли крайности, так раздражающие родителей: нет моды на слишком широкие ("клеш") или слишком узкие ("дудочка") брюки у парней, прическу сейчас юноши предпочитают короткую; у девушек нет ярко выраженной моды на мини. Да и дети свои притязания на модную одежду, видимо, измеряют толщиной кошелька своих родителей.
     Однако  сбрасывать со счетов "вкусовые", "гардеробные", "модные" и  другие разногласия подростков с  родителями вовсе не стоит. Переживания  по таким "несерьезным" причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры "по мелочам" приводят к невыносимости отношений, к отчуждению любящих людей, неуважению друг к другу на долгие годы.
     Специалисты-конфликтологи утверждают, что именно частые стычки по мелочам являются наиболее распространенной причиной охлаждения семейных отношений, и вообще - эмоционально неприязненных отношений между людьми. Здесь действует закономерность перехода затяжных деловых конфликтов, где есть объективная причина конфликта, в эмоциональные конфликты, где причина формируется перманентно враждебными межличностными отношениями. Эмоциональные конфликты с трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не поддаются) разрешению, а потому особо опасны.(13)
     Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внешности - это не проявление поверхностности  и несерьезности их детей. Это  проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе. Одежда и внешность - это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни.(11)
     "Из-за  моей компании" – отмечали  в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная – родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.
     "Если  учесть, - пишет Г.В. Ермоленко, - что общение родителей с детьми часто ограничивается нотациями, то и семья для подростков перестает быть источником, объектом привязанности". Подростки в этом случае предпочитают уличные "тусовки", их совершенно не интересуют корни – только 2 % подростков знают родословную своей семьи.(12)
     Р. Джаковетта отмечает, что существует следующая закономерность - чем хуже отношения юноши со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников, и тем автономнее будет это общение от взрослых.
     Но  даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им все равно необходимо интенсивное общение со сверстниками. Юноши и девушки ощущают тягу к тем, чей статус аналогичен их собственному. Общение в юношеском возрасте самоценно само по себе. Можно утверждать, что юность является возрастом взаимоотношений и связанного с ними общения.(9)
     Характер  взаимоотношений, в которые вступают юноши и девушки, становится более  сложным, утонченным и интимным, то есть допускающим, а часто и требующим  максимального и очень нужного  юности самораскрытия.
     Эти отношения являются более разносторонними, представляющими огромные возможности  для самовыражения, перебора и проигрывания будущих ролей. В общении юноши и девушки последовательно примеряют роли взрослых, подбирая стиль и характер их исполнения во взаимоотношениях друг с другом, подготавливая себя к будущему полноценному включению в социум.(8)
     В отношениях со сверстниками реализуются  возможности взаимодействовать с другими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе. И происходит это в психологически комфортных условиях, так как в целом взаимоотношения со сверстниками являются менее напряженными и более благоприятными, чем со взрослыми, и к тому же весьма регулируемыми.
     В кругу сверстников юноши и  девушки также удовлетворяют  потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за "плохую", по их мнению, компанию.(7)
     Профилактика  и разрешение конфликтов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.