На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие новшества и инновации, сущность и этапы инновационного процесса. Особенности реализации и назначение инновационной деятельности предприятия, ее организация, планирование. Показатели технического уровня эффективности новой техники и технологии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 20.10.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


41
Реферат
"ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"

Введение

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции. Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
1. Новшества и инновации

В системе инновационного менеджмента, базовыми понятиями являются новшества и инновации.
Под новшеством принято понимать новое явление, изобретение, новый способ, метод, изменяющий сферу деятельности или среду. В современном обществе новшества подготавливаются системой образования и науки и специально создаются творчеством человека или отдельных коллективов для выполнения стратегических задач развития производства, совершенствования проектов и решений.
Для рыночной экономики характерно наличие рынка новшеств. К Его основным компонентам относятся:
· принципиально новые научные и технические решения, обмен которых регулируется по правилам интеллектуальной собственности;
· принципиально новую научную и техническую информацию, образующуюся по правилам объектов авторского права;
· новые научные и технические услуги.
Процесс перевода новшества (новации) в инновацию связан с затратами различных ресурсов, основными из которых являются время и инвестиции. В условиях рыночных экономических отношений основными компонентами инновационной деятельности рассматриваются новшества, инновации и инвестиции, которые и формируют наряду с рынком новшеств также и рынок инноваций и рынок капитала (инвестиций), образующих так называемую сферу инновационной деятельности.
Рынок инноваций образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и / или приобретающих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.
В силу уникальности научно-технической и инновационной продукции и неопределенности спроса на нее предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и упреждающим. Можно выделить специфические черты такого рынка:
1. Новый для предприятия-производителя рынок с трудно предсказуемой реакцией потребителя на новшество.
2. Рынок слабо эластичен по спросу, на нем преобладает неценовая конкуренция.
3. Рынок узкий, особенно в части продукции производственно-
технического назначения.
В силу того, что интеллектуальная собственность фирм-новаторов, как правило, имеет юридическую защиту, на первом этапе реализации нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.
Необходимо определить, что же такое инновация, или нововведение. Одни ученые утверждают, что нововведение - это результат творческого процесса, воплощенный в виде новой продукции или технологии, другие называют этим термином процесс внедрения новых изделий или принципов.
Представляется наиболее точным определение инновации, или нововведения, как конечного материализованного результата, полученного от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.д.
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Таким образом, до момента распространения, т.е. серийного или массового производства нововведений результаты исследований и разработок называются «новшеством», так как «инновация» означает введение новаций или новшеств.
При этом процесс выведения новшеств на рынок называется их коммерциализацией. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как свойство, для достижения которого необходимы определенные условия. Коммерческий аспект определяет инновацию как необходимость, осознанную через потребности рынка. Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.
2. Инновационный процесс

Учитывая, что затраты в научно-техническое развитие преобразуются в конечный хозяйственный эффект (народнохозяйственная, коммерческая, бюджетная эффективность) через нововведенческую деятельность, весьма важно умение ее измерять, что предполагает знание закономерностей инновационных процессов.
В наиболее общем смысле инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений. В результате этого процесса появляется реализованное использованное изменение - инновация. Таким образом, инновационный процесс связан с подготовкой и преобразованием научного знания в инновацию и представляет собой освоение и внедрение нововведений в области обновления продукции, в производственной технологии, в технике, организации труда и производства, формах и методах управления.
Инновационный процесс по своей содержательной сути следует рассматривать как процесс получения, обогащения и накопления научных знаний, доведения их до вида, пригодного для практического использования в различных сферах.
По целевому признаку он состоит из отдельных стадий, тесно взаимосвязанных между собой, которые в обобщенном виде можно представить схемой инновационного процесса (рис. 1):
41
Рис. 1 Схема инновационного процесса
Причем инновационный процесс может развиваться как от исследований к практике, так и в обратном направлении с учетом обратной связи между отдельными стадиями процесса и внешней средой. В этой связи собственно и принято различать инновации, инициируемые нуждами потребителей, составляющих по оценкам специалистов до 70% общего их объема, и инновации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Отдельные стадии инновационного процесса представляют собой весьма специфические формы деятельности, направленные на создание, распространение и использование новых продуктов и технологий, удовлетворяющих потребности общества. При этом в случае необходимости стадии освоения производства может предшествовать проектирование и строительство соответствующего объекта. В целом инновационный процесс направлен на создание необходимых обществу рынков продуктов, технологий и услуг.
Непосредственно инновационный процесс начинается с поисковых научно-исследовательских работ, в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о способах материализации имеющихся знаний, открытий; осуществляется пропись лабораторного регламента. Завершаются поисковые исследования обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные научно-исследовательские работы - их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, в связи с чем возникает риск потерь при вложении средств в проведение поисковых научно-исследовательских работ.
На третьем этапе выполняются инженерные разработки, которые связаны с разработкой инновационных проектов. В практической плоскости они представляют научно-техническую деятельность, включая опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой проектов, выпуском научно-технической документации, опытно-промышленных регламентов. Результатом этой стадии является создание образцов новой техники, технологических процессов, технических систем, разрабатывается соответствующая техническая документация, для чего проводятся испытания образцов новой техники; а также создание организационно-экономических проектов и разработка систем и методов совершенствования управления.
В целом ряде ситуаций после третьего этапа на предприятиях может иметь место промышленное проектирование и последующее строительство объектов.
Особую роль в реализации инновационной политики играют системные маркетинговые исследования, направленные на изучение перспективного спроса на инновации и соотношение его с инновационным потенциалом и текущий мониторинг инновационной деятельности, который предусматривает наблюдение, анализ, оценку характера протекающих инновационных процессов, прогноз направлений их развития. Операционный маркетинг проводится на более поздней стадии и связан с формированием потребительского рынка.
Освоение промышленного производства связано с доведением до проектной мощности новой техники, достижением проектных уровней технико-экономических показателей ее производства и проведением комплекса работ по испытаниям новой продукции, отработке опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.
В процессе промышленного производства осуществляется материализация научно-технических разработок в объеме, определяемом рынком.
Стадия потребления характеризуется непосредственным использованием материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений и сервисным обслуживанием новой техники.
3. Классификация инноваций
В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования:
1. По содержанию: товары, услуги, технические организационные, экономические, экологические, информационные;
2. По степени новизны: абсолютная, относительная, условная, частная;
3. По нотационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицированные;
4. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные;
5. По длительности этапов инновационного процесса;
6. По уровню разработки и распространению: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные;
7. По сферам разработки и распространения: промышленная финансовая, услуги, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая;
8. По источникам финансирования: собственные средства, прямое бюджетное финансирование, привлеченные средства, льготное налогообложение, заемные средства;
9. По месту в экономической системе предприятия выделяют: инновации на входе предприятия, связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов, оборудования; инновации на выходе предприятия, касающиеся конечной продукции, услуг, технологий, информации; инновации системной структуры предприятия - управленческой, технологической и производственной.
Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются по сути воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.
4. Жизненный цикл инноваций
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Обобщенная схема жизненного цикла инновации выглядит следующим образом (рис. 3):
Рис. 3 Схема жизненного цикла инновации
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих (рис. 4):
· зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
· рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок),
· зрелость (стадия серийного и массового производства и увеличение объема продаж),
· насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж),
· упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как
жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.
Рис. 4 Стадии жизненного цикла инновации
Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и недозагруженность мощностей.
Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства
Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии
тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например,
на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается
медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.
Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.
Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.
Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:
1. определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
2. определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
3. выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
4. распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
5. тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
6. формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.
Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.
5. Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
1. Приоритет инновационного производства над традиционным: признание за научной деятельностью ведущей роли в системе производительных сил.
2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного.
3. Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новую идею или изобретение самостоятельной организационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем.
Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто выступают:
· необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;
· изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
· совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
· активизация конкурентов;
· конъюнктурные колебания;
· структурные отраслевые изменения;
· появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.
Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются:
· стремление увеличить объем продаж;
· расширение доли рынка, переход на новые рынки;
· улучшение конкурентоспособности фирмы;
· экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
· максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют следующие количественные и качественные показатели:
· материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами пр.;
· кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
· научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
· информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
· организационно-управленческие, включающие необходимые методы организаций и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
· инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
· рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
· экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
· финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.
Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, который выступает как составная часть инновационного потенциала, т.е. способность предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.
Научно-технический потенциал предприятия также характеризуется такими показателями как кадровые, материально-технические, уровень развития и возможности системы научно-технической информации, организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в сфере НИОКР, инновационные, обобщающие (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.).
В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал. Однако наличие на предприятии определенных научно-технических возможностей и творческих идей само по себе еще не означает, что на предприятии существуют все необходимые предпосылки для их успешного доведения до коммерческой реализации. В этих целях требуется комплексный анализ научно-технического потенциала предприятия. Для наглядности целесообразно графически систематизировать и оценить в баллах от 1 до 5 все параметры, образующие технологический капитал предприятия (рис. 2). При этом баллы 1 и 2 свидетельствуют о слабом уровне развития соответствующего параметра, а баллы 3, 4 и 5 - о том, что развитие параметра находится в относительно приличном (балл 3) или даже хорошем или отличном состоянии (баллы 4 и 5).Такой график в литературе принято называть научно-техническим профилем предприятия.
Различия в профилях двух столбцов показывают динамику реального уровня базовых параметров технологического капитала предприятия на момент его оценки и с точки зрения перспектив его развития. По сути дела эти различия могут рассматриваться как направления изменений, необходимых для реализации избранной предприятием стратегии научно-технического развития.
Рис. 2 Оценка параметров, образующих технологический капитал
6. Организация, управление и планирование инновационной деятельности

В народнохозяйственном комплексе отдельные стадии инновационного процесса обеспечиваются функционально обособившимися организационными структурами как в составе научных организаций, так и промышленных предприятий, либо в составе ассоциативных структур. При переходе к рыночным условиям хозяйствования основным условием организации инновационного процесса стала ориентация на конечный результат и объединение его стадий в той или другой эффективной организационной форме, обладающей определенным финансовым потенциалом для проведения всех необходимых стадий инновационного процесса. С учетом этих обстоятельств формируются организационные структуры инновационного менеджмента, то есть организации, реализующие инновационные процессы и занимающиеся инновационной деятельностью.
Применительно к условиям рыночной экономики инновационная деятельность характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что:
представляя подсистему развития, инновации предполагают отвлечение ресурсов от решения текущих конъюнктурных задач для реализации стратегии, создания условий для экономического роста и конкурентоспособности в перспективе;
инновации занимают специфическое место в воспроизводственных процессах, являясь определяющим фактором экономической динамики, связующим звеном между результатами научных исследований и постоянно обновляющимся с помощью инновационно-инвестиционных проектов производством;
инновационный цикл (период времени от завершения исследовательского процесса до реализации в промышленном производстве) отличается продолжительностью и высокой степенью неопределенности конечных результатов, повышенного инновационного риска, а также инерционным сопротивлением систем, предназначенных для замены или обновления.
Трансформация интеллектуального продукта в товар с последующей материализацией его в конкретную продукцию и технологии, удовлетворяющие потребности рынка и обеспечивающие получение прибыли, является основой мотивации формирования самостоятельной сферы приложения капитала - инновационной.
В настоящее время с проведением инновационной деятельности в Российской Федерации связаны: государство, вузы, неприбыльные исследовательские организации, предприятия, а также частные компании и фирмы. Организационно научно-инновационная деятельность осуществляется в академическом, отраслевом (прикладном), вузовском, заводском секторах науки и инновационной сфере. Необходимость достижения высокой эффективности применения НИОКР побуждает выбирать новые организационно-экономические формы, находящиеся в зависимости от состояния рынка капитала и типа его воспроизводства в инновационной сфере.
Важно отметить, что в последние годы наблюдаются важнейшие тенденции в изменении инновационной сферы: соединение стадий инновационного процесса, развитие горизонтальной кооперации и диверсификации научной и производственной деятельности из-за значительного риска вложений и изменчивости конъюнктуры рынка и объединение ресурсов под эгидой новых корпоративных структур - крупных фирм, обладающих необходимыми финансовыми средствами для инновационной деятельности.
В настоящее время различают контуры следующих основных форм организации инновационной деятельности:
включение научных центров и лабораторий в корпоративные структуры для осуществления НИОКР, производства и реализации новой продукции и услуг на основе жесткой или комбинированной инновационной политики либо на условиях полной децентрализации научно-технической деятельности;
создание временных творческих научных коллективов или центров для решения определенных крупных и нетрадиционных научно-технических проблем, которые обычно реорганизуются после выполнения поставленных задач; находят применение для создания в ведущих отраслях научно-исследовательских программ и проектов и управления ими;
применительно к межфирменной научно-технической корпорации в целях быстрого удовлетворения потребностей в научно-технической продукции развиваются формы программно-целевой организации НИОКР. К ним относятся отраслевые институты программно-целевого типа, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, возникающие на базе объединения университетов и компаний. Характерной особенностью управления и финансирования таких структур является формирование программно-целевого подхода к проектам с контрактным финансированием их, которая обеспечивает органическую интеграцию образования и науки в виде создания новых исследовательских университетов и университетско-промышленных центров, служащих базой фундаментальных исследований и прикладных работ по перспективным направлениям современной науки (управление подобными структурами и координация их деятельности осуществляется советами), а также инженерными центрами, занятыми проведением научных исследований, проектированием и разработкой принципиально новых видов систем, техники, продукции, непосредственно влияющих на качество нововведений в фирмах;
сравнительно новая форма - инновационно-технологические центры, которых насчитывается на сегодня в России около двенадцати, продвигающие прогрессивные технологии и продукты в различных областях и сферах народного хозяйства; они обеспечивают выпуск наукоемкой продукции и реализацию изобретательской и внедренческой деятельности ученых. С организационной точки они объединяют, также как и в предыдущем случае, крупные университеты, научно-исследовательские центры, высококвалифицированных специалистов и ученых;
одной из новых прогрессивных форм интеграции науки и производства являются предпринимательские научно-промышленные парки, создаваемые на базе крупнейших университетов и объединяющие научно-технические и хозяйственные подразделения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, занятые выполнением отдельных блоков в составе инновационного процесса и функций по их обслуживанию;
одним из прогрессивных направлений также является придание ведущим в стране научным коллективам, выполняющим фундаментальные и прикладные исследования и относящимся к независимому неприбыльному сектору, статуса государственных научных центров (ГНЦ). Их в России создано около шестидесяти, в них сосредоточено свыше 40% научно-прикладного потенциала России. Они заняты выполнением важнейших исследований и экспериментальных разработок в основном по заказам государства и концентрируют вокруг себя близкие по тематике или региональному месторасположению НИИ, малые предприятия, технопарки и инновационно-технологические центры;
Одной из заметных тенденций в инновационной деятельности следует считать активизацию международного обмена научно-техническими знаниями и технологией на коммерческой и некоммерческой основе. Так, к началу 1980-х гг. сформировался мировой технологический рынок. Причем под обменом технологией следует понимать куплю-продажу не только научно-технических, но и организационно-управленческих и других знаний, ноу-хау, услуг в нематериальной форме, являющихся интеллектуальным товаром на данном рынке, а также распространение пользования патентами, лицензиями, что выражается, как правило, в структуре технологического платежного баланса страны, по которому можно судить о степени окупаемости вложений в НИОКР.
Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:
· Управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки).
· Управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты).
· Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.
Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:
1) исследование рынка;
2) прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
3) исследование конъюнктуры рынков ресурсов;
4) нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;
5) анализ патентной чистоты, способов ее обеспечения, планирование методов защиты;
6) выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу реализации технически сложных и высокорисковых нововведений;
7) комплексный анализ затрат, цены, объема производства и продаж с целью планирования о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.