На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие и цели охраны земель

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………..3
Цели  охраны земель……………………………………………………………3-4
Охрана  земель как основы жизни и деятельности народов…………………4-5
Нормативная правовая база охраны земель………………………………….5-6
Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому
загрязнению……………………………………………………………………7-10
Рекультивация земель………………………………………….…………….10-11
Восстановление  земель……………………………..……………….……….11-12
     Заключение…..………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Земля и верхний слой почвы, являясь  неотьемлемой,и составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли — почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса. Именно поэтому, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечение (сохранение) основы жизни и деятельности населения и создание условий для устойчивого развития общества (ст. 9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ). Следовательно, охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.). Режим использования и охраны особо охраняемых земель определен Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях.
     Важным институтом земельного права и элементом  организационно-правового механизма  рационального использования земель является их охрана, предусмотренная  в российском земельном законодательстве. 

Цели  охраны земель. 

     Задачи  и цели охраны земель состоят в  предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:
— по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения  радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том  числе биогенного, других вредных  воздействий, в результате которых  происходит деградация земель;
— защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и караигинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.
     В целях охраны земель разрабатываются  федеральные, региональные и местные  программы, учитывающие направления  хозяйственной деятельности на охраняемых землях, природные и других условия. Внедрение новых технологий в  случае их несоответствия предусмотренным  законодательством санитарно-гигиеническим  и экологическим требованиям  запрещается.
     При проведении строительных работ, добыче полезных ископаемых и нарушении  почвенного слоя плодородный слой снимается  и используется для улучшения  малопродуктивных земель. Для проверки соответствия почвы экологическим  и иным нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается  консервация земель с изъятием их из оборота. Согласно ст. 12 ЗК использование  земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических  систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной и любых иных видов деятельности. В соответствии со ст. 13 ЗК оценка состояния земель и эффективности мероприятий по их охране проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы. 

Охрана  земель как основы жизни и деятельности народов. 

     В ст. 9 Конституции предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
     Это положение является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей. Кроме того, оно, вопреки нормам федеральных законов, дало повод ряду субъектов РФ объявить земли и другие природные ресурсы своей собственностью, присвоив себе некоторые функции РФ в области использования и охраны земель.
     Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай» и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» рассмотрел, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории. Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается ее суверенитет, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий.
     Реализация  целей охраны земель. Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена в ЗК РСФСР, структура этой нормы не утратила своего значения и в настоящее время. В ЗК предусматривается экологическая составляющая охраны земель, поскольку они являются основой жизни и деятельности народов.
     Цели  охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
     В Законе об охране окружающей среды предусматривается ряд экологических требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:
— при  мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе  в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст. 43);
— производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);
— использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);
— использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);
— обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).
 Способы охраны земель
     Охрана  земель осуществляется различными способами  и в разных направлениях. Как и в других сферах общественных отношений, действие правового механизма начинается с принятия нормативных правовых актов. 

Нормативная правовая база охраны земель. 

     Основным актом законодательства, устанавливающим регулирование санитарно-гигиенических норм и требований к охране земель, является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В соответствии с ним приняты постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 15 «О введении в действие Санитарных правил» вместе с «Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. СанПин 2.2.1./2.1.1.10311-01»; от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01».
     Правовые  основы деятельности в области мелиорации земель и обеспечения эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в Законе о мелиорации.
     В Федеральном законе от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понималось содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
     Охрана  и безопасность земель, а также  обеспечение безопасности на землях регулируются в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», в Федеральных законах от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в части химической безопасности).
     В ст. 7 Закона о техническом регулировании предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие относительно земель безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.
     Для сельского хозяйства действует  Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезням» растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Минсельхоз России по согласованию с Минздравсоцразвития России и Минприроды России.
     Под консервацией земель понимают их временное  исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов  деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.
     Земельно-правовой институт «охрана земель» является важным звеном организационно-правового механизма использования и охраны земель, убедительным примером существования самостоятельной отрасли (подотрасли) земельного права и законодательства, включенной в более крупную отрасль (подотрасль), — природоресурсное право и законодательство, входящие в комплексную суперотрасль — экологическое законодательство, или законодательство об охране окружающей среды и природопользовании. 

Охрана  земель, подвергшихся радиоактивному и  химическому загрязнению. 

     На  таких землях не обеспечивается производство надлежащей по качеству продукции, поэтому они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации, на них запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).
     Появление этой статьи в ЗК обусловливается интенсификацией в XXI в. процессов химизации сельского хозяйства и промышленности, внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения, накоплением в почвах и окружающей среде радиоактивных веществ, выводом из эксплуатации атомных подводных лодок и атомных реакторов и иными результатами научно-технического прогресса.
     Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», в котором предусматриваются принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.
     В методических указаниях «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. МУ 2.1.7.730—99» (утв. Минздравом России 07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве. Действуют также Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Госкомземом России 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, МПР России 15.02.1995).
     В Федеральном законе от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» предусматривается порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива. Этим законом на Правительство РФ возложены: определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов; контроль над реализацией специальных экологических программ.
     Субъекты  РФ разрабатывают и реализуют специальные экологические программы (в этом должны принимать участие и органы местного самоуправления), согласовывают порядок и очередность финансирования специальных программ охраны земель. На Федеральное Собрание РФ, в том числе на его Счетную палату, возложен контроль за поступлением и надлежащим использованием средств целевого бюджетного фонда. В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы в 1986 г., аварии в производственном объединении «Маяк» Челябинской области в 1957 г. (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»).
     Экологическая экспертиза. Одним из звеньев охраны земель и организационно-правового механизма обеспечения действия земельного права, решающих факторов охраны земель и окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более двух десятков лет.
     Ее  цели состоят в установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на природные ресурсы и окружающую среду. Эти отношения регулируются Законом об экологической экспертизе. Важнейшим элементом экспертизы применительно к земельным правоотношениям является
оценка  воздействия каждого проекта на окружающую среду (ОВОС).
     Экологическая экспертиза основывается на принципах:
— презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности (этот новый  подход для российского земельного права означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на заказчиков и авторов проекта);
— обязательности проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений о  реализации проекта (финансирование и работы по всем проектам и программам должны производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);
— комплексности  оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);
— достоверности  и полноты информации, представтяемой на экологическую экспертизу (в противном случае невозможно определить допустимость реализации объекта и профилактики загрязнения земель и всей среды);
— независимости  экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (их заинтересованность в тех или иных выводах, не связанных с охраной земель и природной среды, может свести на нет значение экспертизы как обязательной меры охраны земли и благоприятных условий проживания);
— научной  обоснованности, объективности и законности заключений (эти три требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы — как государственной, так и общественной);
— гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (экспертиза организуется ради настоящего и будущего благополучия населения, поэтому подключение к ее проведению граждан естественно и нередко требует правового оформления);
— ответственности  участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений).
     Предусмотренные законодательством принципы экологической  экспертизы решения, могущего оказать  воздействие на состояние окружающей среды и охраны земель, иных природных ресурсов, служат основой правоприменения, судебной практики.
     Так, Верховный Суд РФ установил, что  распоряжения Правительства РФ приняты с нарушением законодательства, определяющего порядок перевода лесных земель в нелесные. В частности, на федеральном уровне не проведена экологическая экспертиза проекта правового акта, в результате чего остался неразрешенным вопрос о возможных негативных воздействиях на окружающую среду при вырубке лесов первой группы при реализации хозяйственных объектов. Распоряжения Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы затрагивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
     Проверив  доводы заявителей о незаконности обжалуемых распоряжений, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение Правительства РФ от 21.02.1998 принято с нарушением федерального законодательства. Согласно ст. 11 Закона об экологической экспертизе обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду. Реализация оспариваемых заявителями распоряжений Правительства РФ может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
     В силу ЛК к лесам первой группы (в  настоящее время защитным лесам) относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
     Поэтому перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, может привести к прекращению выполнения этими лесaми указанных выше функций.
     В связи с этим суд пришел к выводу, что проекты правовых актов Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы подлежали государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, такая экспертиза при принятии оспариваемых распоряжений не проводилась. Заключения экологических экспертиз объектов строительства, оформленные на уровне субъектов РФ, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, в этих заключениях не приведено никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода лесных земель в нелесные, не содержится выведав относительно допустимости негативного воздействие на окружающую среду в случае вырубки лесов.
     Исходя  из изложенного, указанное распоряжение Правительства РФ признано незаконным. Доводы представителей Правительства РФ на заседании кассационной коллегии о том, что в отношении распоряжения от 21.02.1998, признанного судом незаконным, проведена экологическая экспертиза на федеральном уровне, не могут служить основанием для постановки вопроса об отмене указанного решения. Как следует из представленного заключения, экспертиза проведена после вынесения судом решения (28 апреля 1999 г.). Кроме того, в соответствии с Законом об экологической экспертизе соответствующее заключение должно предшествовать принятию правового акта, а представленное заключение оформлено более чем через год после принятия распоряжения. Основной целью охраны земель является сохранение почв и их плодородия, что обусловливается их незаменимой ролью в производстве сельскохозяйственной продукции. Правовое регулирование целей и содержания охраны земель, сохранения их плодородия служит основанием для принятия обоснованных судебных и арбитражных решений, вошедших в законную силу. 

     Рекультивация земель. 

     Под рекультивацией земель понимается искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после их техногенного нарушения.
     Это комплекс мероприятий и технологических  процессов, направленных на восстановление продуктивности земель, регламентируемый в значительной степени правом.
       Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что расходы на рекультивацию почв, нарушенных юридическими лицами, относятся на эти юридические лица в соответствии с утвержденным проектом рекультивации. При рассмотрении дела следует выяснить, подготавливался ли такой проект соответствующим земельным комитетом.
     Кроме того, поскольку Методикой определения  размеров ущерба от деградации почв и земель (утв. Министерством охраны окружающей среды, Минсельхозпродом России, Госкомземом России, Российской академией сельскохозяйственных наук) установлено, что при определении ущерба используются данные показателей почв, выполненные предприятиями, организациями и лицами, получившими в установленном порядке лицензии на проведение исследований по выявлению деградации почв, при рассмотрении дела необходимо выяснить, обладали ли лица, давшие заключение о деградации почв, такими лицензиями, использованы ли при даче заключений нормативные документы, указанные в методике.
 
Восстановление  земель. 

     В случаях загрязнения и снижения плодородия земли подлежат восстановлению.  В соответствии со ст. 86 Закона об охране окружающей среды, предприятие, причинившее вред окружающей природной среде, обязано возместить его в полном объеме. Факт нарушения природоохранного законодательства установлен, нарушенные земли должны быть восстановлены. Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными
свалками  отходов — на основе данных об объеме отходов и степени их опасности. По указанному делу иск был удовлетворен, взысканные суммы должны пойти на восстановление нарушенных земель.  

Заключение. 

     Необходимость правовой охраны земельных ресурсов можно объяснить и тем, что  при всей важности и значимости правовых норм, естественнонаучные, производственно-организационные  и технические рекомендации по охране земель и рационального пользования  ими приобретают обязательный характер для всех государственных органов, предприятий, организаций, должностных  лиц и граждан только после  их закрепления в правовых нормах. В противном случае эти рекомендации могут остаться нереализованными. Следовательно, в обеспечении охраны земли и  ее рационального и эффективного использования закон играет важную роль, регулируя отношения в сфере  охраны земли и эффективного ее использования; определяет меры против различных противоправных действий по отношению к земле  и пользования ею. Из сказанного вытекает, что невозможно представить  охрану земли и ее рациональное, эффективное, целевое использование  без соответствующих законов. 
 
 

Выдержка  из Земельного кодекса  РФ
Статья 12. Цели охраны земель
1. Земля в Российской Федерации  охраняется как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических  систем, способности земли быть средством  производства в сельском хозяйстве  и лесном хозяйстве, основой осуществления  хозяйственной и иных видов деятельности.
2. Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения,  захламления, нарушения земель, других  негативных (вредных) воздействий  хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления  земель, подвергшихся деградации, загрязнению,  захламлению, нарушению, другим  негативным (вредным) воздействиям  хозяйственной деятельности. 
Статья 13. Содержание охраны земель 
1. В целях охраны земель собственники  земельных участков, землепользователи,  землевладельцы и арендаторы  земельных участков обязаны проводить  мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и  ветровой эрозии, селей, подтопления,  заболачивания, вторичного засоления,  иссушения, уплотнения, загрязнения  радиоактивными и химическими  веществами, захламления отходами  производства и потребления, загрязнения,  в том числе биогенного загрязнения,  и других негативных (вредных)  воздействий, в результате которых  происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий  от зарастания деревьями и  кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и  продукции растительного происхождения  от вредных организмов (растений  или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях  нанести вред деревьям, кустарникам  и иным растениям);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.