На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь
     Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.
       "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь" разработана в соответствии с решением Коллегии Госстандарта Республики Беларусь авторским коллективом в составе: Корешкова В.Н., Савича В.В., Николаевой И.В., Куруч С.С., Готовко Г.В., Кусакина Н.А., Гуревича В.Л., Лесковой А.Г. Одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001 года).  

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Работы  по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности  выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа  на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации  сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации.
     Ее  эффективность как формы регулирования  процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и  других отношений находит подтверждение  на международном уровне, в расширяющихся  масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики.
     Формирование  Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной  стандартизации бывшего Союза ССР  и проходило в условиях переходного  периода к рыночным отношениям, повышения  самостоятельности предприятий, свободы  выбора организационных форм и методов  хозяйствования, ясно осознанной необходимости  интеграции экономики республики в  мировую экономическую систему  при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий.
     Деятельность  по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе. Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют:
    Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей";
    стандарты Государственной системы стандартизации Республики Беларусь;
    межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;
    Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены на и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.);
    основополагающие государственные стандарты и другие документы, в том числе документы межгосударственной системы стандартизации.
     Принятая  в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению  безопасности продукции, работ и  услуг для жизни, здоровья и имущества  граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов  контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам  продукции и услуг.
     Политика  в области стандартизации определяются органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления. Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это предусматривает решение задач государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г.
     Основные  направления развития стандартизации в области строительства и  архитектуры изложены в "Концепции  государственной системы технического нормирования и стандартизации в  строительстве", одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции. Направления развития военной стандартизации определены в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь", одобренной Техническим комитетом по стандартизации "Вооружение, военная и специальная техника" и утвержденной Министерством обороны и Госстандартом (1998 г.). Настоящая Концепция должна быть положена в основу комплекса работ по стандартизации, проводимого министерствами, органами государственного управления, концернами, ассоциациями и объединениями в соответствующих отраслях (секторах экономики) и для конкретных групп однородной продукции.
 

      1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

     Развитие  стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно  происходящим переменам и соответствовать  международно-признанным правилам.
     Направлениями развития экономики Республики Беларусь, определенными решениями Президента и Правительства, являются:
    эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;
    развитие экспортных возможностей;
    защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции открытого рынка и присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО);
    экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.
     Международной организацией по стандартизации ИСО  совместно с ведущими международными компаниями установлены следующие  основные факторы, определяющие перспективы  развития стандартизации в мировом  масштабе:
    глобализация рынка;
    усиление промышленной технической интеграции;
    ускорение технического прогресса;
    увеличение объемов всемирной торговли;
    рост конкуренции;
    сокращение циклов обновления продукции;
    увеличение валового национального продукта в секторе услуг;
    рост аспектов, связанных с охраной окружающей среды;
    снижение риска нанесения ущерба от применения продукции.
     При этом к основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены:
    анализ потребностей в стандартах в различных секторах экономики;
    определение приоритетных направлений;
    приоритетное применение международных стандартов;
    более эффективное удовлетворение потребителей;
    расширение связей с ведущими промышленными предприятиями;
    развитие стандартизации в сфере услуг;
    расширение применения информационных технологий.
     Исходя  из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования  стандартизации в Республике Беларусь:
    необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;
    трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;
    создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;
    сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;
    опережающий характер развития науки и технологии по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.
     Реальные  условия функционирования экономики, а также обеспечение выполнения требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации.
     Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО  по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных  организаций по стандартизации. Выполнение условий Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает:
    изменение статуса стандартов;
    гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами;
    обеспечение информационного взаимодействия с государствами-членами ВТО;
    переход к механизму оценки и подтверждения соответствия.
     Наиболее  существенным различием между отечественной  и международной практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим  поэтапный переход от регламентации  обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных  и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур. В этой связи требуется совершенствование системы стандартизации, создание системы технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
 

      2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

     Цели  развития стандартизации определены исходя из изложенной выше стратегии и заключаются в следующем:
    содействие ликвидации технических барьеров в торговле;
    гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе;
    реализация скоординированной со странами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов.
    переход на единые с Российской Федерацией стандарты;
    обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;
    создание условий для рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению.
     Основной  задачей при этом, является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ):
    совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном уровне;
    совершенствование планирования разработки государственных стандартов;
    установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с Республиканским органом по стандартизации (Госстандартом);
    внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
    сокращение сроков разработки государственных стандартов;
    активизация деятельности в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской Экономической Комиссии ООН и других организациях по стандартизации;
    максимальное применение международных и региональных стандартов.

     3. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

     Основные  принципы стандартизации
     Основные  принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей  и задач ее развития в республике, определены с учетом принципов, провозглашенных  международными и региональными  организациями по стандартизации, а  также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран и заключаются в следующем:
    гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами;
    открытость процессов разработки стандартов;
    обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов;
    доступность стандартов и информации о них для пользователей;
    общее согласие (консенсус) при принятии стандартов;
    целесообразность разработки стандарта;
    однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов;
    прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты;
    комплексность.
     Гармонизация  требований государственных стандартов с международными и региональными  стандартами 
     Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми  организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными  сторонами. Поскольку международные  стандарты обычно отражают передовой  опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов, и  представляют собой правила, общие  принципы или характеристики для  большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в  торговле. Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
     Открытость  процессов разработки стандартов
     Открытость  процессов разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная  от планирования до принятия. Это достигается:
    публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов;
    единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с обязательностью научно-технической экспертизы всех проектов стандартов.
     Обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов
     Разработка  стандартов должна выполняться, как  правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе всех юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта.
     Доступность стандартов и информации о них  для пользователей 
     Официальная информация о разрабатываемых и  принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для  пользователей.
     Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов
     Стандарты должны приниматься при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры, при которой учитываются  мнения всех сторон и сближаются несовпадающие  точки зрения. При этом принимаются  во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны.
     Целесообразность  разработки стандарта 
     Целесообразность  разработки стандарта определяется его социальной, экономической и  технической необходимостью и приемлемостью  при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель.
     Однозначность понимания требований, излагаемых в  стандартах, всеми заинтересованными  сторонами и пользователями стандартов Изложение стандартов должно быть четким и ясным с целью обеспечения  однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить  требованиям взаимосвязанных с  ними действующих стандартов. Принимаемые  стандарты должны быть пригодны для  оценки соответствия, в том числе  для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой  идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов.
     Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты 
     Требования  стандартов должны устанавливаться  на основе использования современных  достижений науки, технологии и практического  опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную  степень упорядочения и максимально  возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей  стандартов в освоении новых видов  продукции.
     Комплексность
     Целенаправленное  и планомерное установление и  применение системы взаимоувязанных  требований как к самому объекту  стандартизации в целом и его  составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований.  

     4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ  

     Развитие  работ предусматривается на следующих  уровнях стандартизации:
     а) международном (в рамках Международной  организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия.
     Развитие  работ на перечисленных уровнях  стандартизации позволит наиболее полно  удовлетворить запросы пользователей  и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование  будет сконцентрировано на государственной  и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам. На государственном уровне стандартизации осуществляется:
    обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;
    разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации;
    принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;
    формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов;
    рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями;
    установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации;
    проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами;
    рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
    разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов;
    издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них;
    формирование и ведение Национального фонда стандартов;
    предоставление информационных услуг в области стандартизации.
     На  отраслевом уровне осуществляется:
    разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
    разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции;
    разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки;
    издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них;
    формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
     На  уровне предприятий осуществляется:
    подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
    разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки;
    организация применения, с учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации.
    проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий;
    формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
     Совершенствование проводимых на различных уровнях  работ по стандартизации должно быть направлено на:
    приведение Государственной системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных документов;
    активизацию участия предприятий и организаций в работе международных организаций по стандартизации и технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций по стандартизации;
    упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;
    оптимизацию состава руководящих документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации;
    усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления сложившейся тенденции развала служб стандартизации в субъектах хозяйствования;
    придание стандарту предприятия статуса ссылочного документа в технической документации предприятия.
 
     5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ  

     С целью создания системы технического нормирования предусматривается упорядочение определенных Государственной системой стандартизации категорий нормативных  документов.
     К нормативным документам, устанавливающим  правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или  их результатов, предлагается отнести:
    технические регламенты;
    нормативные документы по стандартизации;
    общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.
     Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным  с ней процессами и способам производства.
     Разработка  технических регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов приоритет  должен быть отдан применению соответствующих  международных стандартов за исключением  случаев, когда они непригодны или  неэффективны для решения задач:
    национальной безопасности, включая экономическую и технологическую безопасность;
    защиты жизни и здоровья граждан;
    охраны животного и растительного мира;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.