На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Аграрная Группа "РОСТ"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

       

    Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что в современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, а также своевременное обращение денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от продажи товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.
     Предметом исследования данной работы является дебиторская задолженность. В роли объекта исследования выступает организация ОАО Аграрная Группа РОСТ. Эмпирическим материалом для проведения анализа послужили данные бухгалтерской и финансовой отчетностей.
     Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методологических основ проведения аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО Аграрная Группа РОСТ.
     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:
    Изучить аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками;
    Изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
    Дать краткую экономическую характеристику ОАО Аграрной Группы РОСТ;
    Определить виды дебиторской задолженности исследуемой организации и произвести ее комплексный анализ;
    На основании данных, полученных в ходе анализа, предложить пути управления дебиторской задолженностью организации.
     Информационной  и методологической  основой для  работы послужили: Нормативные акты; Федеральный Закон «Об аудиторской  деятельности»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Федеральные правила (стандарты) аудита; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых.
       При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ литературы, метод теоретического моделирования, эмпирическое исследование (сбор и сопоставление эмпирических данных, анализ документов), анализ данных бухгалтерской и финансовой отчетности, экономический, статистический и финансовый анализ.
 

       1. Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

       1.1. Нормативное регулирование организации и планирования расчетов с покупателями и заказчиками

     Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. [1]
     Цель  и основные принципы аудиторской  проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» Согласно этому стандарту, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
     Аудит является независимой экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и владельцев. Другими словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и экономическим службам предприятия относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также дает возможность дать оценку имущества во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности.
     Цель  аудита - содействие эффективности  работы, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли.
     Задачами  аудита расчетов с покупателями и  заказчиками являются установить:
    законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;
    правильность оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
    своевременность погашения задолженности;
    целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.
     Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности покупателей и заказчиков.
     Источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:
    приказ об учетной политике предприятия;
    первичные документы по учету отгрузки товаров покупателями и заказчиками, и прочие первичные документы;
    учетные регистры, которые используются для отображения операций по учету задолженности покупателей и заказчиков;
    аудиторские выводы и другие документы, которые обобщают результаты контроля;
    бухгалтерская отчетность.
       Во  время проверки расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).
       Основными нормативными документами, регламентирующими  учет расчетов с покупателями и заказчиками, являются:
       1) Гражданский кодекс Российской  Федерации (ГК РФ);
       2) Налоговой кодекс Российской  Федерации (НК РФ);
       3) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;
       4) ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное  приказом Минфина России от 06.05.99 №32н;
       5) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
       6) ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте», утвержденное  приказом Минфина России от 27.11.2006 №154н ;
       7) Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П
       Основными договорами, которыми оформляется продажа  товаров, являются договор купли-продажи и договор поставки. В статье 454 ГК договор купли-продажи определяется как договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а другая сторона (покупатель) обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
       Договор поставки относится к одному из видов договоров купли-продажи. В соответствии со ст. 596 ГК договор поставки предполагает, что поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок про изводимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности. Особенности договора поставки состоят в следующем:
       • его субъектами (продавец и покупатель) являются лица, занимающиеся коммерческой деятельностью;
       • объектами поставки чаще всего выступают  партии однородных товаров, оптовые партии и т.п.;
       • поставку от купли-продажи отличает наличие разрыва между моментом заключения договора и его исполнением. Этот разрыв именуется обусловленным сроком, а это означает, что срок исполнения устанавливается договором;
       • договор поставки, как правило, предполагает длительное взаимодействие сторон, когда передача товара осуществляется не одноразовым действием, а в течение определенного периода поэтапно, оговоренными партиями.
       Организация-поставщик  ведет расчеты с покупателями и заказчиками.
       В бухгалтерском учете организации-продавца отражение факта продажи товара предполагает следующие действия:
       • определение момента списания с  баланса проданных покупателю товаров;
       • своевременное и в соответствии с законодательством исчисление сумм акциза, налога на добавленную стоимость и предъявление их к оплате покупателю;
       • отражение факта перехода права  собственности к покупателю и  возникновение дебиторской задолженности;
       • фиксирование факта погашения дебиторской задолженности.
       Ключевыми моментами по всем перечисленным пунктам являются моменты списания товара с баланса организации-продавца и постановка его на баланс организации-покупателя. Они связаны с переходом права собственности на продаваемый товар.
       Право собственности у приобретателя вещи по договору, согласно ст. 223 ГК, возникает с момента ее передачи. Однако стороны договора купли-продажи могут установить другой, отличный от общепринятого, момент перехода права собственности на реализуемый товар - оплату товара, передача его покупателю в любом оговоренном месте (франко-месте) и др.
       В соответствии с допущением временной определенности факт продажи товаров (их реализации) должен найти отражение в бухгалтерском учете организации-продавца после перехода права собственности на них к покупателю. Организация в соответствии с допущением имущественной обособленности должна приходовать имущество на баланс с момента получения права собственности на него и списывать с баланса в момент утраты права собственности на данное имущество.
       В соответствии со ст. 455 ГК товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, допущенные законодательством к свободному обороту. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. При этом условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
       Передача  покупателю товара, предусмотренного договором купли-продажи, является обязанностью продавца (ст. 456 ГК). Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.).
       Согласно  ст. 457 ГК, срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи. В соответствии со ст. 458 ГК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
       • вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена  обязанность продавца по доставке товара;
       • предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
       Товар считается предоставленным в  распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте, и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.
       В соответствии со ст. 485 ГК покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Договор купли-продажи - это возмездный договор, и условие о цене является важнейшей и неотъемлемой его составляющей.
       Статьей 486 ГК устанавливается, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом, если иное не предусмотрено законодательством, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Итак, покупатель, согласно условиям заключаемой им сделки купли-продажи, обязуется оплатить товар либо до (предварительная оплата), либо после его получения.
       В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане. Другая сторона в этих отношениях называется «исполнитель». Исполнители в ряде случаев должны иметь лицензии согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со ст. 779 ГК исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
       Долговые  обязательства покупателя и заказчика  представляют собой дебиторскую задолженность. Как объект бухгалтерского учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на:
       • срочную, срок исполнения обязательств по которой еще не наступил;
       • просроченную, срок исполнения обязательств по которой уже истек;
       • отсроченную, у которой продлен  срок исполнения.
       Время, на которое может быть отсрочен платеж, определяется самими участниками договора и является одним из условий договора. В свою очередь, просроченная дебиторская задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную.
       Под истребованной задолженностью понимается погашенная покупателями и заказчиками просроченная дебиторская задолженность, по которой организация-кредитор приняла предусмотренные законодательством меры по ее возврату, как в досудебном порядке, так и посредством подачи иска в арбитражный суд.
       Неистребованная задолженность представляет собой просроченную дебиторскую задолженность, возвратить которую организация кредитор в силу разных причин не смогла. Это не только случаи, когда работа по взысканию задолженности вообще не велась. Сюда относятся и ситуации, когда организация предпринимала все усилия по взысканию долга, но их не хватило для погашения задолженности.
       По  возможности взыскания дебиторскую  задолженность можно разделить на три группы:
       1) надежная задолженность, которая  обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией;
       2) сомнительная задолженность, которая  не погашена в срок и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, но по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможного погашения;
       3) безнадежная задолженность, т.е. задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможная к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидации организации-дебитора или ее банкротства.
       По  сомнительным долгам организация может создавать резерв. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу, в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
       Согласно  п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы, организации», отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходам организации.
       Законодательство  не содержит критериев отнесения  дебиторской задолженности к разряду не реальной для взыскания. Поэтому она определяться предприятием-кредитором самостоятельно, с учетом всех конкретных обстоятельств дела на основании документов, подтверждающих нереальность взыскания задолженности.
       При отражении в учете этой задолженности большое значение имеет понятие истечения срока исковой давности. В соответствии со ст. 196 ГК общий срок исковой давности установлен в три года. Однако законодательством предусмотрены и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком. Так, при операциях с векселями применяется срок исковой давности от полугода до трех лет в зависимости от того, кем в вексельном обороте является сторона, исчисляющая срок исковой давности. Так, например, исковые требования векселедержателя против индоссантов погашаются с истечением одного года со дня протеста.

       1.2. Экономическое содержание  расчетов с покупателями  и заказчиками как объекта учета и проблемы формирования отчетной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками

       В процессе кругооборота средства сельскохозяйственных предприятий проходят фазу обращения. Для нормальной производственной деятельности хозяйства должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, минеральные удобрения, прочие материалы — стадия кругооборота (Д - Т). На этой стадии у сельскохозяйственных предприятий возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками: организациями материально-технического снабжения сельского хозяйства, учреждениями потребкооперации и т.д.
       После завершения производственной стадии полученная в хозяйствах продукция реализуется - стадия кругооборота (Т' - Д'). При этом сельскохозяйственные предприятия также вступают в расчетные отношения, но с организациями-покупателями сельскохозяйственной продукции (различными организациями).
       Получив денежную выручку за проданную продукцию (Д'), хозяйства используют эти средства для финансирования затрат на производство, а также для необходимых платежей государству по налогам, социальному страхованию и т. п.
       В результате у сельскохозяйственных предприятий возникают расчетные взаимоотношения с финансовыми органами, органами социального обеспечения, страховыми организациями.[16, С. 86.]
       Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами.
       Расчеты – это система денежных отношений, связанная с оплатой товаров, работ и услуг юридических  и физических лиц, а также с  выполнением финансовых обязательств. Благодаря расчетам совершается кругооборот средств и начинается новый производственный цикл.[17, C. 48]
       В учебной и методической литературе довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Так, например, Лубяная В.С. [18] утверждает, что основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).  Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах, как правило, оговариваются:
    вид поставляемой продукции;
    коммерческие условия поставки;
    количественные и стоимостные показатели поставок;
    сроки отгрузки поставляемой продукции;
    порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками) и другие условия.
       Многие  авторы, в том числе и Алборов Р.А. [19], определяют покупателей и заказчиков как организации, физические лица, которые покупают сырье, продукцию и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг  (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли, как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.
       Рассмотрим  понятие дебиторской задолженности.
       Энциклопедия  «Википедия»[5]: Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами [21]. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
       Дебиторская задолженность представляет собой  иммобилизацию (неподвижный)[22] из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
       Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а  денежные средства не получены. Как  правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
       Дебиторская задолженность относится к оборотным  активам компании вне зависимости  от срока её погашения.
       Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
       Чтобы снизить риск появления на предприятии  сомнительной дебиторской задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной или полной предоплаты в счет будущих поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия-продавца. Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [23], которая предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
       Оценку  состава и структуры задолженности  следует производить по конкретным покупателям. Авторы рекомендуют отслеживать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Также проводят оценку по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности:
    до 30 дней;
    1…3 месяца;
    3 … 6  месяцев;
    6 … 12 месяцев;
    более 12 месяцев.
       Согласно энциклопедии «Википедия» [20] покупатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
       В более широком смысле покупа?тель  — человек ( в т. ч. физическое лицо) или организация (в т. ч. юридическое лицо), осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.
       Покупатель  на возмездной основе, то есть за деньги, приобретает товары или услуги для  удовлетворения потребностей потребителя. Одними из ключевых моментов являются оплата именно за деньги (в наличной или безналичной форме) и получение товара или услуги.
       Для того, чтобы оградить покупателя от некачественных товаров, от недобросовестных действий продавца на территории Российской Федерации применяется специальный закон —«Закон о защите прав потребителя» [6].
       Не  следует путать покупателя с потребителем. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [6].
       Под покупателем, согласно словарю финансовых и юридических терминов [24], понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
       Далее рассмотрим понятие заказчика.
       Согласно энциклопедии «Википедия» [20] заказчик — лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.
       Заказчик  по российскому законодательству. Гражданский кодекс Российской Федерации [3] применяет понятие «заказчик» к узкому кругу сделок, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг:
    Договоры подряда, в т.ч. бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд (глава 37);
    Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38);
    Возмездное оказание услуг (глава 39).
       Помимо  этого, в параграфе 4 главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации [3], понятие "заказчик" применяется к сделкам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
       Также, имеет место понятие заказчика, сформулированное в современном экономическом словаре [25]. По которому, заказчик - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу — изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.
       Также, в современных рыночных условиях имеет место понятие заказчик-застройщик. Заказчик-застройщик — в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ [4] застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
       Заказчики-застройщики  наделяются правами владения, пользования  и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором на капитальное строительство и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.
       Заказчик-застройщик несет материальную и иную, предусмотренную  действующим законодательством и/или договором ответственность за целевое использование средств инвестора, за качественное выполнение строительно-монтажных и прочих работ, выполняемых при строительстве объекта, сроки ввода объекта в эксплуатацию.
       Заказчик-застройщик, как правило, получает свои права  на заключение договора с инвестором на конкурсной основе.
       Рассмотрим  понятие заказчика с точки зрения разных энциклопедических словарей.
       Юридический словарь [26]: ЗАКАЗЧИК — (ЗАСТРОЙЩИК) - по определению ФЗ "Об архитектурной деятельности" от 18 октября 1995 г. [7] "гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта.
       Финансовый  словарь [27]: Заказчик — сторона в договоре подряда; юридическое или физическое лицо, формирующее задание для осуществления работы подрядным способом.
       Далее рассмотрим нормативно-правовое регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками.
 

        2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО аграрная группа «РОСТ»

       2.1 Общая характеристика  деятельности

       ОАО «Аграрная Группа «РОСТ», именуемое  в дальнейшем «Общество», создано  в 1998 году. В 2008 году в ОАО Аграрная Группа «РОСТ» вступило Закрытое акционерное общество «Константиново» и открытое общество «Павловское».
       Общество  действует на основании законодательства Российской Федерации, в том числе Гражданского кодекса, Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», на принципах хозяйственной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости.
       Трудовые  отношения на предприятии регулируются законодательством, ее уставом, а также  внутренними документами. Существующая организационно-правовая структура предприятия построена по отраслевому принципу. В хозяйстве имеются молочно-товарная ферма, свинокомплекс, несколько коровников, также имеется зернохранилище на 500 тонн.
       Местоположение  хозяйства и природно-климатические  условия
       Контора ОАО «Аграрная Группа «РОСТ» расположена по адресу  ГПЗ Константиново Домодедовского района , ул. Центральная, д.1.
       Поселок Константиново расположен в 4 км. от администрации г. Домодедово.
       Климат  в Домодедовском районе умеренно-континентальный. Среднегодовая температура января -10 градусов. Среднемесячная температура июля +17 градусов. Норма выпадающих осадков за год – около 450-650 мм. Зима – самый продолжительный сезон в году, она длится не менее 150 дней в году, нередки морозы, характеризуется устойчивостью снежного покрова. Летом жаркие дни также не редкость, иногда в июле неделями стоит температура выше +30 С°. Средняя продолжительность безморозного периода — около 130 дней.
       Почва дерново-подзолистая. Верхняя часть  почвенного слоя обладает наиболее кислой реакцией pH – 3-4,5. В слое почвы 0-20 см. содержится 2,4% гумуса, 170 мг/кг подвижного фосфора и 134 мг/кг обменного калия. Осень чаще всего теплая, сухая с большим количеством ясных солнечных дней.
       В целом климатические условия  благоприятны для занятия сельскохозяйственным производством.
       Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
       Структура организации определяет также структуру  подцелей, которая служит критерием  выбора при подготовке решений в  различных частях организации.
       С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части.
       Рассмотрим  структуру управления (рис.1) ОАО «Аграрная Группа «РОСТ», для которой характерна линейно-функциональная система отношений.
       Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они  наиболее эффективны там, где аппарат  управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники.
       Недостатки  линейно-функциональной структуры  управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.
       В соответствии со структурой управления ОАО Аграрная Группа «РОСТ» высшим органом управления является Генеральный директор - единоличный исполнительный орган общества, осуществляющий функции руководства текущей деятельностью общества. Он выбирается на основании решения общего собрания акционеров сроком на 5 лет.
       К компетенции Генерального директора  Общества относятся все вопросы  руководства текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, Совета директоров. Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров Общества и Совета директоров Общества.
       Генеральный директор без доверенности действует  от имени Общества, в том числе:
       - осуществляет оперативное руководство  деятельностью Общества в соответствии с его программами и планами;
       - имеет право первой подписи  на финансовых документах;
       - распоряжается имуществом Общества  для обеспечения его текущей  деятельности в пределах, установленных ФЗ «Об акционерных обществах»;
       - издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения  всеми работниками Общества;
       - утверждает правила внутреннего  распорядка и обеспечивает их  соблюдение;
       - утверждает программы финансово-хозяйственной  деятельности Общества и др.
       Компетенция Совета директоров:
       1) Определение приоритетных направлений  деятельности Общества;
       2) Созыв годового и внеочередного  общих собраний акционеров, за  исключением случаев, предусмотренных ФЗ «Об акционерах общества» и Уставом Общества;
       3) Утверждение повестки дня общего  собрания акционеров Общества;
       4) Размещение Обществом облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерах обществах»;
       5) Использование резервного и иных  фондов Общества;
       6) Определение рыночной стоимости  имуществ, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;
       7) Рекомендации по размеру дивиденда  по акциям и порядку его  выплаты           и др.
 

        2.2 Основные экономические  показатели производственно-финансовой  деятельности

       Рассмотрим  основные показатели деятельности предприятия  ОАО Аграрная Группа «РОСТ»
       Таблица 1 – Состав и структура земельных угодий ОАО Аграрная Группа «РОСТ» на 31 декабря 2010 года, га

       Из  данной таблицы следует, что на анализируемом  предприятии в 2010 г. общая земельная  площадь не изменилась. Также следует отметить, что в 2010 г. произошло резкое уменьшение площади сельскохозяйственных угодий на 152 га., или на 40,43%, по сравнению с 2008 г.. Также в 2010 г. площадь пастбищ в отличии от 2008 г. увеличилась с 88 га до 197 га, т.е. площадь увеличилась на 123,86%. Такое увеличение связано с преобразованием прочих земель в пастбища.
       Также в ОАО Аграрная Группа «РОСТ» в 2008 г. из 489 га. использовалась вся земля, когда как в 2010 г. из 443 га. использовалось только 297 га. Наибольший удельный вес в земельной площади в 2008 году принадлежал сельскохозяйственным угодьям и составлял 76,89%, а в 2010 году этот удельный вес составил 50,56%, т.е. произошло уменьшение доли сельскохозяйственных угодий
       Далее рассмотрим структуру основных средств  в ОАО Аграрная Группа «РОСТ».
       Таблица 2 – Состав и структура основных средств ОАО Аграрная Группа «РОСТ»
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Удельный вес  в 2009 г. Темп роста %
конечная  стоимость, тыс. руб. конечная стоимость, тыс. руб. конечная стоимость, тыс. руб. %  
Здания 51 279 47 698 40 748 40,98 85,43
Сооружения  и передаточные устройства 14 183 9 893 22 015 22,14 222,53
Машины  и оборудование 2 213 3 664 15 447 15,54 421,59
Транспортные  средства 1 281 2 268 4 896 4,92 215,87
Производственный  и хозяйственный инвентарь 352 176 460 0,46 261,36
Продуктивный  скот - 2 466 3 051 3,07 123,72
Рабочий скот - - - - -
Многолетние насаждения - - - - -
Другие  виды основных средств 26 26 102 0,10 392,31
Земельные участки и объекты природопользования 7 653 7 653 12 710 12,78 166,08
Итого 76 987 73 844 99 429 100 134,65
       Из данной таблицы следует, что на конец 2010 г. всего основных средств уменьшилось на 34,65 %. Наибольшее уменьшение произошло по статье «Здания» и составило 14,57%. В Аграрная Группа «РОСТ» в течение 2010 г. зданий выбыло на сумму 33 732 тыс. руб. и поступило на сумму 26 782 тыс. руб., т.е. к концу 2010 года зданий снизилось на 14,57%.
       Также в ОАО Аграрная Группа «РОСТ» в  течение 2010 г. машин и оборудования поступило на сумму 16 565 тыс. руб., но и выбыло на сумму 4 782 тыс. руб., т.е. к концу 2010 г. машин и оборудования увеличилось 321,59% или на 11 783 тыс. руб. Это связано с тем, что в 2009-2010 году к ОАО Аграрная Группа «РОСТ» вступило ЗАО ПЗ «Константиново» со своими оборотными средствами.
       Таблица 3 – Состав и структура оборотных средств ОАО Аграрная Группа «РОСТ»
Вид оборотных средств Наличие оборотных средств, тыс. руб. Структура оборотных средств в % к итогу Изменение 2010 г. к 209 г., тыс. руб.
2009 г  2010 г. 2009 г  2010 г.
Денежные  средства 1287 1106 0,23 0,14 -181
Дебиторская звдолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 481792 757096 87,95 92,80 275304
Запасы - всего 56010 52398 10,22 6,42 -3612
в том числе: 4836 8150 0,88 1,00 3314
сырье, материалы
животные  на выращивание и откорме 15740 18853 2,87 2,31 3113
готовая продукция и товары для перепродажи 26729 12920 4,88 1,58 -13809
расходы будущих периодов 8703 12475 1,59 1,53 3772
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 5119 3597 0,93 0,44 -1522
Прочие  оборотные активы 3625 1106 0,66 0,14 -2519
Итого оборотных средств 547833 815798 100 100,00 267965
       Из  данной таблицы следует, что в  изучаемой организации наибольший удельный вес приходится на дебиторскую  задолженность и составляла в 2009 г. 87,95%, а в 2010 г. составила 92,80%. Также следует отметить, что в 2010 г. дебиторская задолженность увеличилась на 275304 тыс. руб. Из данной таблицы видно также, что в 2010 г. денежные средства уменьшились  на 181 тыс. руб. Также в 2010 году произошло значительное уменьшение готовой продукции на сумму 13809 тыс. руб., в связи с увеличением объема продаж. Всего оборотных средств к концу 2010 г. увеличились на 267 965 тыс. руб.
       Анализируя  оборотные средства предприятия, можно  сделать вывод, что дебиторская  задолженность в 2010 г. увеличилась на 4,85% по сравнению с 2009 г. Это говорит о трудностях со сбытом продукции и крайней неритмичности работы предприятия, а в конечном итоге и об ухудшении финансового состояния предприятия.
       Специализация хозяйства
       Чтобы проанализировать специализацию хозяйства, вначале нужно дать понятие товарной продукции.
       Товарная  продукция- это продукция, выпускаемая  сельскохозяйственным предприятием, предназначенная  для продажи по различным каналам  сбыта (федеральный и региональные фонды).
       Одним из факторов, оказывающих влияние  на развитие отрасли и эффективность, является сложившееся в хозяйстве производственное направление и специализация, их соответствие природно-климатическим условиям. Они определяются по удельному весу отраслей и видов продукции в товарной продукции по хозяйству. Структура товарной продукции является основным показателем, характеризующим специализацию хозяйства, которая должна быть наиболее углубленной и устойчивой.
       Для оценки уровня специализации ОАО  Аграрная Группа «РОСТ»  рассмотрим таблицу 4, где приводится  структура товарной продукции в динамике за три год.
       Таблица 4 – Состав и структура товарной продукции в ОАО Аграрная Группа «РОСТ» за 2009 г.
№ п/п Показатели 2010 г. 2009 г. 2008 г.
тыс. руб. удельный вес,% тыс. руб. удельный вес,% тыс. руб. удельный вес, %
1 2     3 4 5 6
I Продукция растениеводства
1 Зерновые и  зернобобовые 4309 27,3 2681 12,7 2444 13,1
2 Ячмень-всего - - 2678 12,7 1854 9,9
3 Прочая продукция  растениеводства - - 2004 9,5 3993 21,3
  Итого продукция  растениеводства 4309 27,3 7363 34,8 8291 44,3
II Продукция животноводства
1 КРС (мясо) 706 4,5 1220 5,77 1624 8,7
2 Свинина 6749 42,7 4957 23,42 4119 22,0
5 Прочая продукция  животноводства 4025 25,5 7622 36,02 4700 25,1
  Итого продукция  животноводства 11480 72,7 13799 65,2 10443 55,7
  ВСЕГО 15789 100 21162 100 18734 100
 
       Ведущей отраслью в ОАО Аграрная Группа «РОСТ» является животноводство. На отрасль согласно данным таблицы 4 приходится 72,7% всей товарной продукции. Зерновые и зернобобовые и ячмень занимает наименьший удельный вес в структуре товарной продукции. На их долю приходится +27,3%.
       Большую роль в отрасли животноводства играет прочая продукция животноводства (молоко цельное и молочные продукты) и свинина, их удельный вес в структуре товарной продукции 25,5% и 42,7% соответственно. В растениеводстве как мы уже отметили главной отраслью зерновые.
       Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают прочая продукция животноводства и продукция свиноводства.
       Отсюда  следует, что производственным направлением хозяйства является молочное скотоводство и свиноводство.
       Хозяйство называется специализированным, если удельный вес, какой то отрасли больше или равняется 50%. Если же в хозяйстве две ведущие отрасли и в сумме дают 50% и более, то хозяйство является специализированным. Если в хозяйстве 3 и более ведущих отраслей, то хозяйство является многоотраслевым. В нашем случае ОАО Аграрная Группа «РОСТ» имеет один вид продукции, удельный вес которых в структуре товарной продукции составляет 25% и более. Исходя из этого, можно сказать что ОАО Аграрная Группа «РОСТ» является специализированным с ведущим молочным скотоводством и развитым свиноводством.
       Основной  целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Для достижения своей цели Общество осуществляет следующие  виды деятельности:
       1) Сельское хозяйство и предоставление  услуг в этой области, включающее в себя:
       - Разведение и продажа крупного  рогатого скота;
       - Разведение и продажа овец, коз,  лошадей, ослов, мулов и лошаков;
       - Выращивание, разведение и реализация  племенных пород крупного рогатого скота и свиней;
       - Разведение и продажа свиней;
       - Разведение и продажа сельскохозяйственной  птицы;
       2) Производство и продажа пищевых продуктов, включая напитки:
       - Производство и продажа мяса;
       - Производство и продажа молока, производство и продажа сыра;
       -Производство  и продажа готовых кормов и  их составляющих для животных, содержащихся на фермах;
       - Производство и продажа продуктов из мяса и мяса птицы;
       - Производство и продажа хлеба  и мучных кондитерских изделий;
       3) Следующие виды деятельности:
       - Подготовка строительного участка;
       - Строительство зданий и сооружений;
       - Производство отделочных работ;
       - Транспортная обработка грузов и хранение;
       - Розничная торговля пищевыми  продуктами, включая напитки в  специализированных магазинах;
       - Рекламная деятельность;
       - Предоставление различных видов  услуг.
       Рассмотрим  основные производственно-экономические  показатели в виде таблицы 5.
       Таблица 5 - Основные производственно-экономические показатели ОАО Аграрная Группа «РОСТ»
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 Отношение 2010 г. к 2009 г., %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 285 096 222 373 284 705 128,03
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 243 620 176 651 236 112 133,66
Валовая прибыль, тыс. руб. 41 476 45 772 48 593 106,16
Уровень рентабельности (убыточности), % 17,02 25,91 20,58 79,43
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 327 845 481 792 757 096 157,14
Кредиторская  задолженность, тыс. руб. 445 770 500 381 204 640 40,90
 
       Из  данной таблицы следует, что в 2010 г. в данной организации выручка  от реализации продукции увеличилась  на 62 332 тыс. руб. или на 28,03%. Следует отметить, что себестоимость реализованной продукции увеличилась на 33,66%, т.е. в 2010 г. уменьшилась рентабельность с 25,91% до 20,58%. Также видно, что дебиторская задолженность увеличилась на 57,14%, т.е. организация не истребывает у своих дебиторов причитающиеся организации денежные средства за реализованную продукцию и оказанные другие виды услуг. Это связано с тем, что руководство не старается взыскать со своих дебиторов причитающиеся им денежные средства.

       2.3. Анализ состояния  расчетов с покупателями  и заказчиками в ОАО Аграрная Группа РОСТ

       Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их  размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
       Для улучшения финансового положения  организации необходимо:
    следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
    контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
    по возможности ориентироваться на повышение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
       Для анализа расчетов с дебиторами используем бухгалтерский баланс (форма №1) (приложение № 1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) (приложение №2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) (приложение № 3).
       ОАО Аграрная Группа РОСТ, занимающейся реализацией  сельскохозяйственной продукцией и предоставлением имущества в аренду, имеет только краткосрочную дебиторскую задолженность, причем задолженность покупателей и заказчиков. Поэтому проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности нельзя, так как нет разновидности по этим параметрам.
       Анализ  дебиторской задолженности будет  включать следующее:
    Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;
    Анализ динамики дебиторской задолженности;
    Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
    Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности;

       2.3.1. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

       Анализ  оборачиваемости дебиторской задолженности  представлен в таблице 6. В ней рассчитаны как абсолютные, так и относительные показатели, необходимые для более четкого представления данных показателей.
       Таблица 6 - Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО Аграрной Группы РОСТ за 2008-2010 гг.
Показатели Год Изменение 2010 г. к 2009 г.
2008 2009 2010 Абсол., тыс. руб. Относ., %
1. Выручка, тыс. руб. 285 096 222 373 284 705 62 332,00 128,03
2. Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. 255455 207642 269121 61479,00 129,61
3.Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности (стр1/стр2) 1,12 1,07 1,06 -0,01 98,78
4. Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни (360/стр3) 322,57 336,15 340,29 4,14 101,23
5. Средняя величина оборотных активов,  тыс. руб. 586797 449707 681815 232 108,50 151,61
6. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (стр2/стр5) 0,44 0,46 0,39 -0,07 85,49
     Из таблицы 6 видно, что средняя величина дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями и заказчиками с каждым годом немного увеличивается. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности с каждым годом остается неизменным. Это связано с медленным темпом прироста выручки от продажи. Так, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2008 году составлял 1,12, а уже в 2010 году 1,06. Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 4,14 дня, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом – увеличилась на 13,58 дней. Таким образом, оборачиваемость дебиторской задолженности в 2009 и в 2010 году составляла около года.
     В ОАО Аграрная Группа РОСТ срок уплаты денежных средств за реализованную продукцию определяется договором и составляет 10 дней после отгрузки продукции. Значит, в 2010 году погашение задолженности дебиторами происходило в не установленные договором сроки, то есть  организация имела очень большую дебиторскую задолженность.
     Доля  дебиторской задолженности в  обще объеме оборотных активов с каждым годом остается на одном уровне. Так, в 2010 году доля дебиторской задолженности в оборотных средствах составила 39%, когда как в 2008 году эта доля составляла 44%. Т.е. с каждым годом в ОАО Аграрная Группа РОСТ уменьшается неистребованная дебиторская задолженность.

       2.3.2. Анализ динамики  дебиторской задолженности

       Таблица 7 – Анализ динамики дебиторской задолженности ОАО Аграрной Группы РОСТ в 2009-2010 гг.
Показатель Уровень показателя на конец периода Изменение
2009 2010 абсолютное, тыс. руб. относительное, %
Общая сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. 481792 757096 275304 157,1
В том числе:        
  покупатели и заказчики 166179 372622 206443 224,2
  авансы выданные 46829 44765 -2064 95,6
  прочие дебиторы 268784 339709 70925 126,4
Доля  дебиторской задолженности,%:        
в общей сумме:     оборотных активов 87,9 92,8 4,9 105,5
  в выручке 216,7 265,9 49,3 122,7
Доля  сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме, % 16,3 12,0 -4,3 73,7
 
 
       Из  таблицы видно, что наибольшее изменение  произошло в общей сумме дебиторской  задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками в 2010 году. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков увеличилась в 2010 году на 206 443 тыс. руб. или на 124,2%. Столь значительное увеличение дебиторской задолженности связано с тем, что руководство организации не истребывает денежные средства со своих должников.
       Также в 2010 году резко увеличилась доля дебиторской задолженности в общей сумме выручки, данная доля увеличилась в 2010 г. на 49,3%.
       Также необходимо отметить, что задолженность  прочих дебиторов в 2010 году увеличилась на 26,4%, что является отрицательной тенденцией для организации, общая сумма дебиторской задолженности в 2010 году увеличилась на 275304 тыс. руб..

       2.3.3. Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности

       Таблица 8 - Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности колхоза ОАО Аграрной Группы РОСТ за 2009-2010 гг.
Вид и статья задолженности 2009 г. 2010 г. Отклонение (+,-)
тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу
Дебиторская задолженность, платежи  по которой ожидаются  в течение12 месяцев  после отчетной даты
Дебиторская задолженность – всего 481792 100,0 757096 100,0 275304
Покупатели  и заказчики 166179 34,5 372622 49,2 206443
Авансы  выданные 46829 9,7 44765 5,9 -2064
Прочие  дебиторы 268784 55,8 339709 44,9 70925
Кредиторская  задолженность
Кредиторская  задолженность – всего 502011 100,00 204640 100,00 -297371
Поставщики  и подрядчики 137823 27,45 77678 37,96 -60145
Авансы  полученные 22647 4,51 3325 1,62 -19322
Расчеты по налогам и сборам 5851 1,17 6306 3,08 455
кредиты - - - - -
займы 1630 0,32 - - 1630
прочая 334060 66,54 117331 57,34 -216729
    По  данным таблицы 8 можно заключить, что для ОАО Аграрной Группы РОСТ характерна только краткосрочная дебиторская задолженность, причем её величина на конец 2010 года выросла на 275304 тыс.руб. Рост краткосрочной дебиторской задолженности произошел за счет значительного увеличения статьи «Покупатели и заказчики» на 206443 тыс.руб. и требует детального анализа по каждому контрагенту, поскольку выявленная задолженность может быть не обеспечена гарантиями.
    Величина  кредиторской задолженности за отчетный период уменьшилась на 297371 тыс.руб. за счет уменьшения задолженности перед поставщиками и подрядчиками – на 60145 тыс.руб. Незначительно снизилась величина задолженности по авансам полученным – на 19322 тыс.руб. Также в конце 2010 г. снизилась прочая кредиторская задолженность – на 216729 тыс. руб.
    Далее необходимо провести анализ дебиторской  задолженности. Данный анализ оформим  в таблице 9.

       2.3.4. Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности

       Таблица 9 - Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности ОАО Аграрной Группы РОСТ в 2010 г.
Вид дебиторской задолженности Сумма, тыс. руб. В том  числе
до 1 месяца от 1 до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев свыше года
За  товары и услуги 372622,0 - 1240,6 98100,1 273281,3 -
В том числе задолженность клиентов:            
1 57 160,5 - 1004,3 - 56 156,2 -
2 169 444,3 - - 56200,5 113 243,8 -
3 146 016,4 - - 41220,9 104 795,5 -
и т.д.            
Прочие  дебиторы 339 709,0 1200,9 584,0 4781,9 334 382,9 -
и т.д.            
ИТОГО 712331,0 1200,9 584,0 102882,0 607664,2 -
Удельный  вес в общей сумме, % 100 0,2 0,1 14,4 85,3 -
       По  результатам проведенного анализа  выявлена дебиторская задолженность, срок давности которой более года. Такая задолженность вполне может перейти в статус нереальной к взысканию или с истекшим сроком исковой давности, для того чтобы этого не произошло необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформлению векселей, обращению в хозяйственный суд и пр.).
       Работник  организации, занимающийся управлением дебиторской задолженности должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.
       Оценивая  состояние оборотных активов, важно  изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (ПДЗ), или период индексации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:
       ПДЗСредние остатки дебиторской задолженности х Дни отчетного периода
       Сумма погашенной дебиторской задолженности  за отчетный период
       Таблица 10 - - Сумма погашенной дебиторской задолженности за 2009-2010 г. в ОАО Аграрная Группа РОСТ
Показатель 2009 г. 2010 г.
1 2 3
Средние остатки по счетам дебиторов, тыс. руб. 207 642 269 121
Сумма погашенной дебиторской задолженности, тыс. руб. 198364 187002
Период  инкассации долгов, дни 382,1 525,3
       ПДЗ (за 2009 год) = 207642 х 365 / 198364 = 382,1;
       ПДЗ (за 2010 год) = 269121 х 365 / 187002 = 525,3.
       Для характеристики качества дебиторской  задолженности определяется и такой  показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности (см. таблицу 7). Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества дебиторской задолженности.
       Показатели  периода инкассации долгов и доли сомнительной дебиторской задолженности  в общей ее сумме необходимо сравнить в динамике и изучить причины увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.п.).
       На  анализируемой организации за 2010 год период инкассации дебиторской задолженности увеличился от 382,1 до 525,3 дней, а доля резерва по сомнительным долгам уменьшилась – от 16,3% до 12%, что свидетельствует о незначительном повышении ее качества.
       Особую  актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Падение покупательной способности денег характеризуется одноименным коэффициентом, обратным индексу цен:
       К = 1/Iц
       Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
       Так, если покупатель 4 погасил свой долг в сумме 700 тыс. руб. спустя 8 месяцев, инфляция при заданных условиях составит 15%. Отсюда реальная величина собственного капитала в результате обесценения денег уменьшилась на:
       700 / (1 + 0,15) – 700 = 608,7 – 700 = - 91,3 тыс.  руб.
       Можно также подсчитать утерянные выгоды от недоиспользования этих средств  в операционном или инвестиционном процессе. Для этого необходимо провести дисконтирование суммы каждого вида просроченного платежа по альтернативной ставке доходности и сопоставить с суммой просроченного платежа.
       На  анализируемой организации сумма  просроченного платежа свыше от 6 до 12 месяцев составляет 607664,2 тыс. руб. Средняя годовая ставка процента по депозитным вкладам с ежеквартальной выплатой процентов составила за этот период 30 %. Отсюда утерянные выгоды составили:
       607664,2 / (1 + 0,3/4)4 – 607664,2 = 455019 – 607664,2 = - 152644,9 тыс. руб.
       Если  предприятие с целью привлечения  заказчиков и расширения масштабов своей деятельности представляет беспроцентную отсрочку платежа своим покупателям на определенный срок, то необходимо продисконтировать будущие поступления по альтернативной ставке доходности за этот срок.
       Например, покупателю 5 предоставлена отсрочка платежа на 3 месяца в сумме 500 тыс. руб. Годовой уровень доходности капитала предприятия в операционной деятельности составляет 24%. Приведем будущий денежный поток к текущей дате:
       PV = 500 / (1 + 0,24)1/4 = 473,8 тыс. руб.
       Отсюда  следует, что потери от недоиспользованния данных средств в операционном процессе на протяжении 3 месяцев составят 26,2 тыс. руб. (473,8 – 500).
       При этом, если месячный темп инфляции составляет 1,5%, произойдет и реальное уменьшение величины собственного капитала на сумму 21,8 тыс. руб.:
       500 / (1 + 0,015)3 – 500 = 478,2 – 500 = - 21,8 тыс. руб.
       Кроме того, нужно учитывать, что рост дебиторской  задолженности в связи с отсрочкой платежа требует привлечения дополнительных источников финансирования активов предприятия, а следовательно, и дополнительных финансовых расходов. Если процентные ставки по кредитам банка составляют, к примеру 24% годовых, то, получив кредит в банке на 3 месяца в сумме 500 тыс. руб., предприятие должно будет оплатить:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.