На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и состав расходов на освоение природных ресурсов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     В Российской Федерации, богатой своими природными ресурсами, немало организаций занимается их освоением. Для учета расходов по освоению природных ресурсов Налоговый кодекс предусматривает особый порядок.
     Особый  порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен в ст. ст. 261 и 325 Налогового кодекса Российской Федерации. Прежде чем рассмотреть эти особенности, необходимо разобраться с самим понятием «природные ресурсы». Однако содержание этого понятия Налоговый кодекс не раскрывает.
     В этом случае следует воспользоваться  ст. 11 Кодекса. В ней сказано, что  «понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
     Согласно  ст. 1 Закона об охране окружающей среды использование природных ресурсов – это их эксплуатация, вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Под природными ресурсами подразумеваются компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
     В данной работе рассмотрены наиболее часто встречающиеся виды расходов на освоение природных ресурсов, которые помогут налогоплательщику разобраться в учете таких расходов для целей исчисления налога на прибыль.
     природный налоговый геологический расход 

 

      1. Понятие и состав расходов на освоение природных ресурсов
         Расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).
       ние недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера дано в п. 1 ст. 261 НК РФ. Кроме того, в данном пункте приведен примерный (незакрытый) перечень расходов на освоение природных ресурсов. Перечень этот изобилует терминами из других нормативных актов и поэтому нуждается в некоторых пояснениях и комментариях.
     К расходам на освоение природных ресурсов относятся (п. 1 ст. 261 НК РФ):
     1) расходы на поиски и оценку  месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр согласно полученным в установленном порядке лицензиям или иным разрешениям уполномоченных органов.
     Как следует из приведенной нормы, одним  из условий включения данных затрат в состав расходов является наличие  лицензии (либо разрешения).
     Поиск и оценка месторождений, разведка и  геологические изыскания – это различные виды недропользования (ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 №2395–1 «О недрах»). Согласно ст. 11 данного Закона лицензия оформляется при любом предоставлении недр в пользование, в том числе и при предоставлении участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции.
     Под недрами подразумевается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
     Лицензия  оформляется на определенный участок недр и может удостоверять право проведения работ по:
     – геологическому изучению недр;
     – разработке месторождений полезных ископаемых;
     – использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
     – использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
     – образованию особо охраняемых геологических объектов;
     – сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
     Допускается предоставление лицензий на несколько  видов пользования недрами.
     Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №293).
     При этом получение лицензии не требуется  на право ведения следующих работ (такие работы производятся на основании разрешения):
     – региональных геолого-геофизических работ;
     – геологической съемки;
     – инженерно-геологических изысканий;
     – научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;
     – геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;
     – по созданию и ведению мониторинга природной среды;
     – по контролю за режимом подземных вод;
     – иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;
     2) расходы на приобретение необходимой  геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.
     Статья 27 Закона «О недрах» определяет геологическую информацию как информацию:
     – о геологическом строении недр;
     – о находящихся в недрах полезных ископаемых;
     – об условиях разработки полезных ископаемых;
     – о иных качествах и особенностях недр, содержащуюся в геологических отчетах, картах и иных материалах.
     Геологическая информация может находиться:
     – в государственной собственности;
     – в собственности пользователя недр.
     Если  пользователь получил геологическую  и иную информацию о недрах за счет государственных средств, то такая  информация признается государственной собственностью. В этом случае пользователь недр обязан представить эту информацию по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
     Если  же пользователь получил геологическую  и иную информацию о недрах за счет собственных средств, то она признается собственностью пользователя недр. Она также должна быть представлена пользователем в федеральный и соответствующий территориальный ФГИ, но с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
     Таким образом, затраты на приобретение вышеописанной  информации налогоплательщик теоретически вправе включить в состав расходов на основании п. 1 ст. 262 НК РФ.
     Отметим, что в п. 6 ст. 261 НК РФ прямо установлено, что расходы на приобретение геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.
     3) расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов.
     Основные  требования по охране окружающей среды  при ведении различных видов хозяйственной деятельности установлены гл. VII Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, также названы в ст. 24 Закона «О недрах» и в других нормативных актах. По данному основанию следует учитывать не расходы по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды вообще, а только те из них, которые приходятся на период проведения подготовительных работ;
     4) расходы на возмещение комплексного  ущерба, наносимого природных ресурсов землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов.
     С 1 января 2006 г. этот вид расходов на освоение природных ресурсов дополнен расходами на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.
     Состав  расходов на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, также определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые обязан выполнять землепользователь;
     5) расходы на возмещение потерь  сельскохозяйственного производства  при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным  производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ.
     Речь идет о случаях изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли, как следует из ст. 8 Земельного кодекса РФ, могут находиться как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности.
     Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства производится в соответствии со ст. 58 ЗК РФ. Такие потери подлежат возмещению лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.
     При расчете потерь сельскохозяйственного  производства используются нормативы  стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики.
     6) расходы на выплату компенсаций,  предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями.
     Понятие родовой (семейной) общины коренных малочисленных  народов приведено в Федеральном законе от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
     Согласно  ст. 1 названного Закона семейные (родовые) общины малочисленных народов – это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
     Как мы уже говорили выше, перечень расходов, приведенный в ст. 261 НК РФ, является открытым. Поэтому налогоплательщик вправе учитывать по этому основанию и иные свои фактические расходы, связанные с освоением природных ресурсов. Важно понимать, что это должны быть расходы, относящиеся именно к периоду освоения, подготовительному этапу работ, в котором налогоплательщик еще не получает никаких доходов от деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. 
 
 

     2. Порядок налогового учета расходов на освоение природных
     ресурсов
     Прежде  всего необходимо отметить, что расходы на освоение природных ресурсов не уменьшают прибыль для целей налогообложения, если они осуществлены налогоплательщиком за счет средств бюджета и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
     При ведении налогового учета расходов на освоение природных ресурсов необходимо руководствоваться следующими правилами.
     1. Учет расходов на освоение природных ресурсов необходимо вести отдельно по каждому участку недр, если таких участков несколько (п. 2 ст. 261, п. 2 ст. 325 НК РФ). Порядок определения доли расходов, приходящейся на каждый участок, необходимо зафиксировать в учетной политике организации.
     При этом по каждому участку следует  наладить аналитический учет расходов по следующим основаниям (п. 2 ст. 325 НК РФ):
     а) общие расходы по участку в целом, в том числе:
     – расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания;
     – расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов;
     б) расходы, относящиеся к отдельным частям территории участка, в том числе:
     – расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;
     – прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.
     Требование  «привязать» расходы к отдельным частям территории участка, связано с тем, что зачастую участки недр разрабатываются постепенно. То есть территория участка делится на несколько частей – вначале ведутся работы на одной части участка, потом на следующей и т.д. Если же такое разделение не проводится, то, на наш взгляд, расходы по п. 1 и расходы по п. 2 нужно будет объединить в одну группу;
     в) расходы, относящиеся к конкретному объекту амортизируемого имущества, создаваемому в процессе освоения участка.
     К таким расходам относятся затраты, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (п. 2 ст. 325 НК РФ).
     Расходы, которые сгруппированы в аналитическом  учете как расходы, относящиеся  к конкретному объекту амортизируемого  имущества, не учитываются для целей налогообложения как расходы на освоение природных ресурсов. Когда создание объекта будет завершено, такие расходы нужно будет включить в его первоначальную стоимость и списывать путем начисления амортизации в общеустановленном порядке.
     2. Расходы на освоение природных ресурсов списываются поэтапно. По общему правилу п. 2 ст. 261 НК РФ такие расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены работы (этапы работ).
     Если  работы ведутся неравномерно на разных частях территории участка, то окончание  работ (этапов работ) нужно определять применительно к каждому отдельному участку. В этой связи общие расходы, которые относятся ко всему участку в целом, для целей списания необходимо распределить по частям участка.
     Из  положений НК РФ не совсем ясно, что  подразумевается под формулировкой «общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка». С одной стороны, можно предположить, что сюда входят все вышеназванные группировки:
     – общие расходы;
     – расходы по отдельным частям;
     – расходы по конкретным объектам.
     С другой стороны, расходы по конкретным объектам в дальнейшем могут не учитываться как расходы на освоение природных ресурсов (если такие объекты будут по решению налогоплательщика признаны основными средствами). В этой связи ряд специалистов считают, что в знаменателе этой формулы должны быть только общие расходы и расходы по отдельным частям.
     В любом случае порядок определения доли общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа работ, налогоплательщику следует зафиксировать в своей учетной политике. Кроме того, необходимо контролировать списанные суммы общих расходов (чтобы в итоге они не были больше фактических).
     3. Отдельные виды расходов на освоение природных ресурсов учитываются по-разному.
     Таким образом, по завершении очередного этапа  работ на отдельной части территории участка налогоплательщик вправе будет начать учитывать долю общих расходов, приходящихся на данную часть участка, в размере 1/12 ежемесячно и расходы по выполнению этого этапа работ, относящиеся к этой части участка, в размере 1/60 ежемесячно.
     Геолого-поисковые и геологоразведочные работы. Налоговый учет таких расходов должен вестись по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов. Причем аналитические регистры должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр (п. 3 ст. 325 НК РФ).
     Расходы по договорам с подрядчиками налогоплательщик учитывает по окончании работ  по договору с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по данному договору.
     При выполнении работ собственными силами расходы признаются по выбору налогоплательщика  либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершен определенный этап работ.
     Налогоплательщик  должен отразить в учетной политике то, с какого момента указанные выше расходы будут включаться в состав прочих расходов: либо с момента полного завершения работ, либо с момента завершения этапа работ.
     Пунктом 3 ст. 325 НК РФ предусмотрен особый порядок  учета расходов на освоение природных  ресурсов в случае осуществления  работ подрядными организациями.
     Согласно  этому пункту по окончании работ  по договору с подрядчиком осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по данному договору, в сроки, предусмотренные ст. 261 НК РФ.
     Таким образом, гл. 25 НК РФ не предусмотрено поэтапное списание расходов на освоение природных ресурсов в случае осуществления таких работ по договору с подрядчиком.
     В отличие от общего правила, в состав расходов включаются единовременно в полной сумме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически произведены, следующие затраты:
     – текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы);
     – расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации (в том числе расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям).
     Безрезультатные работы. Вышеприведенный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геологоразведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными либо продолжение которых признано нецелесообразным. В перечисленных случаях суммы расходов, осуществленных налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в следующем порядке.
     Геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы признаются безрезультатными для целей налогообложения прибыли, если по их результатам налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ, обусловленное:
     – бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых;
     – невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
     Такое решение должно быть принято налогоплательщиком применительно к соответствующей части участка недр, разрабатываемого на основании лицензии (п. 3 ст. 261 НК РФ).
     Кроме того, налогоплательщик обязан направить  уведомление в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальное подразделение) о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геологоразведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.
     С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было направлено названное уведомление, налогоплательщик вправе начать признавать произведенные им расходы для целей налогообложения в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 261 НК РФ, т.е. равномерно в течение 12 месяцев.
     Налогоплательщик должен вести раздельный учет расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов. В противном случае он не сможет списать расходы по работам, признанным безрезультатными.
     Расходы на безрезультатные работы не включаются в состав расходов для целей налогообложения, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы.
     Данное  положение не применяется, если указанные  работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых (п. 5 ст. 262 НК РФ).
     Затраты на строительство (бурение) и ликвидацию разведочной скважины. Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.
     В числе этих расходов можно признать расходы на:
     – строительство (бурение) такой скважины;
     – проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины;
     – последующую ликвидацию скважины.
     Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине (п. 4 ст. 262 НК РФ).
     Решение о признании соответствующей  скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.
     При этом налогоплательщик должен уведомить  налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период (т.е. не позднее 28 дней со дня окончания такого периода (п. 3 ст. 289 НК РФ)), в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.
     Затраты на строительство объектов. В отношении затрат, непосредственно связанных со строительством объектов (в том числе скважин), налогоплательщик обязан вести аналитический учет отдельно по каждому такому объекту.
     Если  в дальнейшем такие объекты станут постоянно эксплуатируемыми объектами  основных средств, то затраты, связанные  с их строительством, сформируют первоначальную стоимость объектов основных средств, которая затем будет списываться в налоговом учете путем начисления амортизации (п. 4 ст. 325 НК РФ).
     Если  же объект будет рассматриваться  налогоплательщиком как временное сооружение, то расходы на его создание можно будет равномерно включать в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по созданию объекта на основании актов выполненных работ (в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации).
     Затраты на приобретение лицензий. Если налогоплательщик получает лицензию, то ее следует учитывать в целях налогообложения прибыли как объект нематериальных активов и списывать ее стоимость в порядке начисления амортизации. В этом случае расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, будут формировать стоимость нематериальных активов. Амортизация будет начисляться в течение срока действия лицензии.
     Поэтому расходы, осуществляемые в целях  приобретения лицензии, следует в аналитическом учете показывать отдельно от других расходов по освоению природных ресурсов и, кроме того, отдельно по каждой лицензии (п. 1 ст. 325 НК РФ).
     Какие же расходы можно рассматривать  как расходы, произведенные для получения лицензии? Примерный (незакрытый) перечень таких расходов приведен в ст. 325 НК РФ:
     – расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
     – расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
     – расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
     – расходы на приобретение геологической и иной информации;
     – расходы на оплату участия в конкурсе 

     3. Регистры налогового учета расходов на освоение природных
     ресурсов
     Для отражения расходов на освоение природных  ресурсов применяется налоговый  регистр учета расходов будущих  периодов.
Таблица 1 – Регистр учета расходов будущих периодов
Наименование  показателя Источник информации
1. Дата операции
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.