На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и перспективы интеграционного сотрудничества в СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение……………………………………………………………………………...3
1. СНГ как структурный элемент постсоветской политической системы………7
1.1 История становления  СНГ……………………………………………………...7
1.2 Организационно-правовой  механизм и принципы деятельности  СНГ…...12
1.3 Альтернативные  интеграционные формы СНГ……………………………...17
2. СНГ: итоги деятельности и перспективы развития…………………………...19
3. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ……………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список, сокращений встречаемых в тексте работы……………………………..33
Список использованных источников……………………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Многое  меняется в мирохозяйственных отношениях, происходят сдвиги в экономическом  и в целом историческом процессе развития человеческого общества. Для  сегодняшних международных экономических  отношений присущи количественные и качественные изменения. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, деятельность транснациональных корпораций, наконец, интеграционные процессы в мире достигли невиданных ранее масштабов. Мировое сообщество вступило в новую эпоху научно-технологического развития. Важный акцент сделан на развитие сотрудничества с международными экономическими организациями, региональными и субрегиональными торгово-экономическими объединениями, обозначились направления интеграционного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Динамичный процесс создания и становления региональных экономических образований в современном мире, включающий многие страны, отражая прогрессивные тенденции и обеспечивая участникам большие экономические выгоды вместе с тем усложняет процесс определения места и роли в мировом сообществе. Перед многими государствами, включая Россию и другие страны СНГ, стоят немалые трудности. Они связаны с резким падением экономического влияния стран СНГ, обусловленного переходным периодом, крахом прежней системы мирохозяйственных отношений. Сопоставление Содружества Независимых Государств по мировым экономическим показателям с крупнейшими региональными объединениями свидетельствует о явной слабости Содружества, прежде всего, экономической.
     Главным итогом произошедших изменений в  системе торгово-экономических отношений  между государствами-участниками  СНГ явилось то, что в отличие  от недавнего прошлого хозяйственные  связи между странами Содружества (кроме Белоруссии) стали играть для них меньшую значимость, чем  торговые взаимоотношения со странами дальнего зарубежья.
     В силу серьезных различий в уровнях  экономического развития, структурных факторов расхождений в степени рыночных преобразований, определенного влияния субъективных моментов интеграционные процессы на постсоветском пространстве в рамках СНГ характеризуются рядом особенностей, имеют неоднозначные результаты.
     Актуальность  темы исследования состоит в том, что не так давно был принят новый таможенный кодекс Таможенного союза, за этим должны последовать качественные изменения в региональной интеграции но постсоветском пространстве. Кардинальные изменения в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, глубокая трансформация политического мироустройства и сдвиги в балансе межгосударственных отношении ставят перед Россией задачи по пересмотру всей системы внешнеэкономических и внешнеполитических подходов и оценок при определении новой системы национальных интересов и приоритетов, новой долгосрочной внешнеэкономической стратегии, взаимосвязанной с перспективной экономической политикой, отвечающей жизненным интересам населения страны.
     Объект  исследования - механизм интеграционного  сотрудничества в Содружестве Независимых  Государств с учетом реального экономического положения стран Содружества  в мировой экономике и развития внутрирегионального сотрудничества в рамках СНГ.
     Предмет исследования - перспективы, проблемы и основные направления интеграционного хозяйственного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств с учетом его особенностей.
     Главной целью работы является научное исследование основных подходов, принципов и положений в реализации механизма интеграционного сотрудничества в рамках СНГ во взаимосвязи с внутрирегиональным сотрудничеством на разноуровневом или разноскоростном процессе интеграционного развития. Рассмотреть особенности формирования новых условий и факторов региональных интеграционных процессов.
     Из  этой цели вытекают задачи авторского исследования:
- определить  место и роль региональной  интеграции в системе современных международных экономических отношений с учетом актуальных тенденций и новых факторов, определяющих направления развития мирового хозяйства;
- выявить  особенности интеграционного развития  Содружества с учетом национальных экономических интересов и приоритетов;
- определить  сущность, особенности и роль  единого экономического пространства, как необходимого условия реальной интеграции на постсоветском пространстве;
- выявить особенности текущего процесса интеграционного развития в условиях разномасштабной интеграции и формирования субинтеграционных образовании в рамках СНГ;
- исследовать  главные факторы интеграционного  сотрудничества в СНГ: проблемы, выгоды и издержки, определяющие современное состояние, особенности интеграции Содружества Независимых Государств и ее развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СНГ как структурный  элемент постсоветской  политической системы
 
      История становления СНГ
 
   Первоначальное  соглашение о создании СНГ было подписано  в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов. Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря – Верховным советом РФ. Лидеры 11-ти бывших республик СССР окончательно подтвердили прекращение существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую декларацию, подтвердив взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, а также намерение осуществления всестороннего сотрудничества и выполнения международных обязательств бывшего СССР. Содружество было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так и для других государств, согласных с его принципами и целями. Было договорено о создании координирующих органов (Советы глав государств и глав правительств), сохранении общего командования военно-стратегическими силами и общего контроля над ядерным оружием.
   Первая  встреча глав 11-ти государств СНГ  состоялась 30 декабря 1991 года в Минске. В ходе ее было подписано соглашение, признававшее необходимость Объединенного командования стратегическими ядерными силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения, находившегося на вооружении бывшего СССР. В отношении обычных вооружений государства СНГ признали принцип создания национальных армий в бывших советских республиках, подчиненных верховному командованию СНГ. Вопрос о создании вооруженных сил СНГ обсуждался и на второй встрече глав государств, которая состоялась 16 января 1992 года в Москве. На третьей встрече (г. Минск, 14 февраля 1992 года) лидеры 8-и государств-членов договорились в принципе о сохранении единого командования вооруженными силами в течение двух лет. Однако по этому вопросу между странами Сообщества сохранялись разногласия. На четвертой встрече в верхах, состоявшейся в Киеве 20 марта 1992 года, было достигнуто соглашение о разделении полномочий в военных вопросах. В соответствии с ними, вооруженные силы СНГ должны были включать в свой состав стратегические силы и силы совместного назначения. Это решение было признано только Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В мае 1992 года на пятой встрече в Ташкенте главы государств Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подписали пакт о коллективной безопасности и в принципе договорились о совместном пограничном контроле. В июле того же года было принято решение о посылке миротворческих сил в «горячие точки» на территории СНГ; Азербайджан с этим решением не согласился.
   Острые  споры между Россией и Украиной по проблемам раздела Черноморского  флота бывшего СССР и общего командования стратегическими вооружениями были урегулированы после достижения соответствующего соглашениями между  президентами России и Украины (июнь 1992 года).
   Разногласия между государствами СНГ существовали и по ряду других вопросов. В марте 1992 года председатели парламентов государств-членов обсуждали создание парламентского собрания Содружества, в задачи которого должны были входить обсуждение и принятие законов межреспубликанского характера. Делегации Азербайджана, Молдовы, Украины и Туркменистана не подписали соглашение по этому вопросу. Сохранялись различия во взглядах на экономическое сотрудничество, в т.ч. относительно сохранения рублевой зоны. На шестой встрече в верхах (г. Москва, август 1992 года) президент Украины Кравчук отказался присоединиться к подписанным соглашениям о создании совместного экономического суда и общей системы противоракетной обороны. Было заключено соглашение о выходе ряда бывших республик из рублевой зоны. Страны, выразившие желание сохранить рубль в качестве валюты (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан), договорились о проведении общей валютно-денежной политики под руководством российского Центробанка. Решено было также направлять миротворческие силы СНГ в зоны конфликтов на территории бывшего Советского Союза. В октябре 1992 года на седьмой встрече лидеров государств, проходившей в г. Бишкек, было принято решение направить миротворческие силы СНГ в Таджикистан, где шла гражданская война. Договориться об образовании центрального Совета экономического сотрудничества не удалось, было только принято решение создать совещательный комитет по экономическим вопросам. Главы государств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Узбекистана подписали соглашение о сохранении рубля в качестве валюты и принципе создания общего Центробанка. Парламент Азербайджана, где к власти пришел оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать договор о создании СНГ, и делегация этой страны участвовала во встрече в статусе наблюдателя.
   Принятие  Устава СНГ в ходе восьмой встречи  в верхах (г. Минск, 22 января 1993 года) снова сопровождалось спорами. В марте 1993 года министры обороны шести стран достигли договоренность об укреплении военного сотрудничества, тем не менее, план по созданию общих вооруженных сил не был согласован (Россия сочла его слишком дорогостоящим). В июне 1993 принято решение упразднить пост главнокомандующего вооруженными силами Содружества и образовать Объединенный штаб для координации сотрудничества в военной области.
   На 9-й встрече в верхах (Москва, май 1993) главы 9-ти государств одобрили предложение  президентов Казахстана и России о создании в будущем экономического союза по образцу Евросоюза. Против этого выступил президент Туркменистана  С.А.Ниязов, настаивавший на сотрудничестве на основе двусторонних договоров. В  августе того же года президенты России (Б.Н.Ельцин), Казахстана (Н.А.Назарбаев) и Узбекистана (И.А.Каримов) подписали в Москве соглашение, в котором предусматривалось образование экономического и валютного союза, открытого для присоединения других государств. Предполагалось сохранить рубль в качестве общей валюты; идею создания рублевой зоны поддержала Армения. Тем не менее, это соглашение не было реализовано, в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения ввели собственные валюты.
     К концу 1993 года в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другая (Туркменистан и Украина) выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. Положение усугублялось острыми конфликтами в ряде государств СНГ (гражданская война в Таджикистане, конфликт в Приднестровье и армяно-азербайджанская война).
     Постепенно  оформлялись институты Содружества. Обязанности исполнительного секретаря  СНГ были возложены в 1993 на Ивана  Короченю. На встрече в верхах в  Ашхабаде (декабрь 1993 года) был учрежден пост председателя Совета глав государств СНГ, первым председателем стал президент РФ Ельцин. В феврале 1994 года председатель Совета Федерации России Владимир Шумейко занял пост председателя Межпарламентской ассамблеи СНГ. В октябре 1994 года на встрече глав государств, правительств, министров иностранных дел и обороны была образована межгосударственная комиссия по экономическим вопросам со штаб-квартирой в Москве. В феврале 1995 президенты стран СНГ одобрили в Алма-Ате меморандум о поддержании мира и стабильности; государства Содружества обязались воздерживаться от оказания политического, экономического или иного давления друг на друга. В мае 1995 главы государств СНГ подписали в Минске соглашение о создании межгосударственного комитета по валютно-финансовым вопросам, призванного координировать финансовую и кредитную политику СНГ.
     Наибольшие  трудности возникали с согласованием  вопросов военной политики Содружества. Участники встречи в верхах, состоявшейся в мае 1995 года, продлили мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане и Абхазии. Однако ряд государств (Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и Украина) отказались присоединиться к соглашению о совместной охране внешних границ и к общей конвенции о правах человека.
     Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем  не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в Минске (январь 1996 года) не удалось добиться его расширения (в марте того же года к нему присоединилась только Киргизия). Лидеры стран СНГ продлили мандат миротворческих сил в Таджикистане и достигли договоренности о совместной системе ПВО. Украина отказалась участвовать в ее создании. В мае 1996 года на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции на 1996–1997 года и совместную программу борьбы с экономической и организованной преступностью. В марте 1997 года на встрече президентов 12-ти стран СНГ было согласовано образование комиссии по урегулированию региональных конфликтов.
     Разногласия в Содружестве сохранялись и в конце 1990-х годов. На апрельской 1999 года встрече президентов не удалось договориться о продлении подписанного в мае 1992 года договора о коллективной безопасности (к нему не присоединились Молдова, Туркменистан и Украина). Срок действия договора истекал 20 апреля 1999 года. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали протокол, возобновляющий договор на следующие пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан продлить его отказались.
     Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного  сближения, продолжали стремиться к  дальнейшему взаимодействию. 29 марта 1996 года президенты Беларуси, России, Казахстана и Киргизии подписали в Москве договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Он был направлен на создание более тесного объединения («Сообщества интегрированных государств»), расширение сотрудничества в экономике, науке, культуре и социальной сфере при сохранении суверенитета сторон. Предусматривалось создание механизмов координации внешней политики, общей системы безопасности и безопасности границ, а также создание межгосударственного совета (во главе с президентом Беларуси Александром Лукашенко) и паритетного межпарламентского комитета. 2 апреля 1996 года президенты Белоруссии и России подписали в Москве договор о создании Содружества суверенных республик. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета (с участием глав государств, правительств и парламентов) и паритетного Парламентского собрания. 2 апреля 1997 года был подписан договор о союзе России и Белоруссии. В феврале 1999 года президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу.
     После отставки Ельцина председателем  Совета глав государств СНГ в январе 2000 года избран новый президент России Владимир Путин. В начале 2000 года министры иностранных дел договорились о выводе миротворческих соединений из Таджикистана в связи с урегулированием ситуации в стране, а также о продлении мандата миротворческих сил в Абхазии. В июне 2000 года было решено также создать в Москве совместный Антитеррористический центр для борьбы с организованной преступностью и религиозным фундаментализмом.
     В начале 2000-х в СНГ фактически сложились два лагеря. С одной стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) в октябре 2000 года преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина). В октябре 2005 года о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 года Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. В феврале 2003 года президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины достигли на встрече в Ново-Огареве договоренности об образовании Единого экономического пространства (ЕЭП). Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой
     С другой стороны, наметилось сближение  между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова  и Украина образовали собственную  группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и  транспортных сообщений, а также  укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 года к ней присоединился Узбекистан; организация получила название ГУУАМ (по первым буквам названий стран-участниц).  
 

1.2 Организационно-правовой  механизм и принципы  деятельности СНГ 

     Согласно  действующему Уставу Содружества Независимых  Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года, данные государства указаны на рис.1. [25] Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
Таблица 1
Государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года
Государство Дата ратификации  Соглашения о создании СНГ (от 8 декабря 1991 года) Дата ратификации  Протокола к соглашению о создании СНГ (от 21 декабря 1991 года) Дата ратификации  Устава СНГ
   Айзербаджан Не подписано 24 сентября 1993 года 14 декабря 1993 года
   Армения       18 февраля 1992 года 18 февраля 1992 года
16 марта 1994 года
  Белоруссия 10 декабря 1991 года 10 декабря 1991  года
18 января 1994 года
  Киргизия Не подписано 6 марта 1992 года
12 апреля 1994 года
  Молдовия 8 апреля 1994  года
8 апреля 1994 года
27 июня 1994  года
  Россия 12 декабря 1991 года 12 декабря 1991  года
20 июля 1993 года
  Таджикистан Не подписано 26 июня 1993  года
4 августа 1993 года
  Туркмения Не подписано 26 декабря 1991  года
Не подписано
  Узбекистан 4 января 1992 года
4 января 1992 года
9 февраля 1994 года
  Украина 10 декабря 1991 года 10 декабря 1991  года
Не подписано
    Грузия Не подписано 3 декабря 1993 года
19 апреля 1994 года
 
 
     Для вступления в организацию потенциальный  член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).
     Согласно  Уставу СНГ, к сферам совместной деятельности государств-членов Содружества относятся:
– обеспечение прав и основных свобод человека;
– координация внешнеполитической деятельности;
– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики;
– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
– охрана здоровья и окружающей среды;
– вопросы социальной и миграционной политики;
– борьба с организованной преступностью;
– сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
     Сотрудничество  в экономической, социальной и правовой областях, согласно Уставу, предполагалось по следующим направлениям:
– формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы;
– координация  социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи  с проведением экономических  реформ;
– развитие систем транспорта и связи, энергетических систем; координация кредитно-финансовой политики;
– содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;
– поощрение и взаимная защита инвестиций;
– содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров;
– правовая охрана интеллектуальной собственности;
– содействие развитию общего информационного пространства;
– осуществление  совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;
– осуществление  совместных проектов и программ в  области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта;
– заключение двусторонних и многосторонних договоров  об оказании правовой помощи; сближение  в сфере национального законодательства.
      Государства-члены  Содружества строят свои взаимоотношения  в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости  государственных границ, территориальной  целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства  во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и  Содружества в целом, развития взаимовыгодного  экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.
      Таким образом, в соответствии с Уставом  СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного  равенства всех его членов. Государства  являются самостоятельными и равноправными  субъектами международного права.
      За  два года до принятия Устава СНГ  Соглашением о координационных  институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. [25, стр. 444-445] В состав координационных институтов были включены:
      - Совет глав государств;
      - Совет глав правительств;
      - Совет министров иностранных  дел;
      - Совет министров обороны;
      - Совет командующих пограничными  войсками;
      - Совет коллективной безопасности;
      - Исполнительный секретариат;
      - Межпарламентская ассамблея;
      - Межгосударственный экономический  комитет;
      - Межгосударственный банк;
      - Межгосударственный валютный комитет;
      - Межгосударственный статистический  комитет;
      - Экономический суд;
      - Комиссия по правам человека.
      Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.
      На  основе подписанных в рамках СНГ  документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать  интеграционному сотрудничеству стран  СНГ.
      К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:
      - обеспечение прав и основных  свобод человека;
      - координация внешнеполитической  деятельности;
      - оборонная политика и охрана  внешних границ;
      - сотрудничество в формировании  и развитии общего экономического  пространства;
      - развитие транспорта и связи;
      - охрана здоровья и окружающей  среды;
      - вопросы социальной и миграционной  политики;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.