На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды предпринимательских рисков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Введение
     Риск - это вероятность ущерба (убытка, неудачи) вследствие неопределенности результата. Предпринимательский риск возникает при любых видах предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, товарно-денежными и финансовыми операциями.
     Опыт  развития всех стран показывает, что  игнорирование или недооценка хозяйственного риска при разработке тактики  и стратегии экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно  сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую  систему на застой.
     Возникновение интереса к проявлению риска в  хозяйственной деятельности в России связано с проведением экономических  реформ. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.
     Экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских  структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от роли единоличного носителя риска, переложив всю ответственность  на предпринимательские структуры.
     Однако  большое число предпринимателей открывают свое дело при самых  неблагоприятных условиях. Нарастающий  кризис экономики России в настоящее  время является одной из причин усиления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных  предприятий.
     Избежать  полностью риска невозможно. Умение рисковать - это умение проводить  границу между оправданным и  неоправданным риском в каждом конкретном случае.
     На  Западе, даже в относительно стабильных экономических условиях, субъекты хозяйствования уделяют пристальное внимание вопросам управления рисками. В то же время, в  российской экономике, где факторы  экономической нестабильности и  без того усложняют эффективное  управление предприятиями, проблемам  анализа и управления комплексом рисков, возникающих в процессе их экономической деятельности, уделяется  явно недостаточное внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1  Финансовая микро- и макросреда предпринимательства
      1.1 Финансовая макросреда предпринимательства.
  Среда предпринимательства включает все  силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Её можно рассматривать как спектр некоторых ограничений деятельности, при этом важно учитывать её нестабильный характер. Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы.
  Поскольку  производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду.
  Основная  среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов.
  Социальная  среда: демографические факторы, стиль  жизни, привычки и ценности, этические  и религиозные основы общества, а  также социально-экономические классы.
  Правовая  среда. Производственные предприятия, как и все бизнес-организации, работают в определенных юридических рамках, имеют определенные права и обязанности (трудовое, гражданское, потребительское экологическое отрасли права, монопольное законодательство и права собственности).
  Государственная и политическая среда: роль государства  как законодателя, которая тесно  связана с уровнем политической стабильности и настроением законодателей  по отношению к к бизнесу, государство выступает так же как регулятор (субсидии, налоговые льготы).
  Технологическая среда может создавать для  предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так  и ограничения (влияние изменения  технологии на структуру и профессиональный уровень персонала).
  Экономическая среда: доходы населения, курс валют, инфляция, налогообложение и др.
  Наиболее  значимым фактором, как правило, является политико-правовой, на втором месте  – экономический, далее социальный фактор и фактор технологических  инноваций.
  Важно отметить, что с точки зрения финансов предприятия финансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а так же его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.
  Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и  внутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютными биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции).  К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д.
  Таким образом, с этой точки зрения, совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства. 

  1.2 Финансовая микросреда предпринимательства. 

     Финансовая  микросреда предпринимательства оказывает прямое и потому более повседневное по сравнению с макросредой воздействие на бизнес-субъекты.
     Существует  два подхода к определению  понятия «финансовая микросреда предпринимательства»:
     1) первый подход основывается на  изучении финансовой микросреды  предпринимательства с позиции  маркетолога;
     2) второй подход основывается на  изучении финансовой микросреды  предпринимательства с позиции  финансового менеджера.
     С точки зрения маркетинга, можно выделить финансовую микросреду предпринимательства, характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию — поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом.
     Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.
     Контактные  аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.
     По  характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными.
     Благотворные  аудитории — это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).
     Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).
     Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ними, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).
     По  содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств  информации, группы государственных  учреждений, гражданские группы действий, местные группы, широкую публику, внутренние группы.
     Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости и у них формируется благоприятный образ предприятия.
     Контактные  аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образа предприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности.
     При отношении к контактным аудиториям государственных учреждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной  сфере и адекватно реагировать  на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведений в рекламе и т.д.
     К контактным аудиториям гражданских  групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.
     Местными  контактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском.
     Для взаимоотношений с местными контактными  аудиториями предприятию целесообразно  иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти.
     Широкая публика обычно не выступает по отношению  к предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно  следить за отношением широкой публики  к производимой им продукции и  к своей деятельности. В целях  создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию  целесообразно делать пожертвования  на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать  четкий порядок рассмотрения претензий  покупателей и т.д.
     К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства.
     Микросреда  с позиции финансов предприятия  и менеджмента включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Каждый из указанных факторов включает набор  ключевых процессов и элементов  организации, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация.
     Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие  поставленным целям, как в отношении  их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с  тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному  фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение  складского хозяйства, обслуживание технологического парка оборудования, осуществление  исследований и разработок, эффективную  работу с клиентами и заказчиками.
     Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в  виду два момента: финансовые возможности  и степень риска предпринимаемой  деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему. Риск связан с участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету.
     Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые  связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия  ценообразования и продвижения  продукта на рынке, выбор рынка сбыта  и систем распределения, обеспечения  прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
     Управление  персоналом. Люди являются центральным  фактором в любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов  взаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношений между работниками и т.п.
     Структура организации, которая включает организационное  устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию, это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
     Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и  образ поведения. При сильной  организационной культуре практически  все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная  культура может способствовать выживанию  организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая  ей успешно развиваться даже в  том случае, если она имеет высокий  технико-технологический и финансовый потенциал. 

  2 Сущность и функции предпринимательских рисков
   2.1 Определение риска 

     Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск, возникающий  при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
     В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с  угрозой полной или частичной  потери этих ресурсов.
     В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность  потенциально возможной, вероятной  потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
     Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель  понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных  прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые  он рассчитывал.
     Подчеркну еще раз: при установлении предпринимательского риска надо различать понятия  “расход”, “убытки”, “потери”. Любая  предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место  при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных.
     В отечественной, экономической науке  по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском  риске, фактически не разработаны методы оценки риска применительно к  тем или иным производственным ситуациям  и видам предпринимательской  деятельности, отсутствуют рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска. Хотя следует  отметить, что в последние годы появились научные работы, в которых  при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и  предложения затрагиваются вопросы  риска, такие, как: «Риски в современном бизнесе» (коллектив авторов); монография Райзберга Б.Г. «Азбука предпринимательства»; монография Первозванского А.А. и Первозванской Т.Н. «Финансовый рынок: расчет и риск».
     Определенный  интерес представляет сравнительное  рассмотрение классической и неоклассической  теории предпринимательского риска  и их экономического приложения. При  исследовании предпринимательской  прибыли такие представители  классической теории, так Дж. Милль, И.У. Сениор различали в структуре предпринимательского дохода процент (как долю на вложенный капитал), заработную плату предпринимателя и плату за риск (как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью).
     В классической теории предпринимательского риска последний отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения.
     Такое одностороннее толкование сущности риска вызвало резкое возражение у части зарубежных экономистов, что повлекло за собой выработку  иного понимания содержания предпринимательского риска.
     В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности и прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:
    размерами ожидаемой прибыли;
    величиной ее возможных колебаний.
     Поведение предпринимателя, согласно неоклассической  теории риска, обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель  выбирает вариант, в котором колебания  ожидаемой прибыли меньше. Если принимается  небольшое число решений одного типа, то нельзя рассчитывать, что отклонения от ожидаемой, прибыли взаимно уравняются, так как в этом случае закон  больших чисел не действует. Именно поэтому предприниматель, принимая решение, должен учитывать колебания  прибыли и выбирать вариант решения, который дает тот же результат, но характеризуется меньшими колебаниями.
     Согласно  неоклассической теории, для предпринимателя  верная прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями менее интересна.
     Дальнейшее  развитие неоклассической теории риска  продолжили в своих работах венгерские экономисты Т. Бачкаи, Д.Мес-сен и др. Сущность риска они видят в возможности отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.
     Проблема  риска в нашей стране достаточно «созрела». Однако сейчас, как отмечает А. Альгин, перечень литературы о риске  досадно беден, фундаментальных  исследований, по существу, нет. Дело ограничивается немногочисленными журнальными  и газетными статьями преимущественно  очеркового характера. Проблема эта  не получила должного обоснования и  в практической работе руководителей.
     Анализ  экономической литературы, посвященной  проблеме риска, таких авторов, как: В. Абчук, А. Альгин, С. Жизнин, Ю. Осипов, Б. Райзберг, С. Валдайцев, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения предпринимательского риска.
     В. Абчук и А. Альгин определяют риск как деятельность или действие по «снятию неопределенности». Л. Растригин и Б. Райзберг определяют риск как «ущерб, возможные потери», придерживаясь тем самым классической теории предпринимательского риска.
     Анализ  многочисленных определений риска  позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для  рисковой ситуации, такие как:
    случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
    наличие альтернативных решений;
    известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
    вероятность возникновения убытков;
    вероятность получения дополнительной прибыли.
     Таким образом, категорию «риск» можно  определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
     Хотя  последствия риска чаще всего  проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения  ожидаемой прибыли, однако риск —  это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских  проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. 

     2.2 Функции предпринимательского риска 

     Дальнейшее  рассмотрение сущности предпринимательского риска связано с выяснением функций, которые выполняет риск в деятельности предприятия. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.
     Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Анализ зарубежной литературы показывает, что в международной хозяйственной практике накопился положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большое количество фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом.
     Регулятивная  функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.
     Конструктивная  форма регулятивной функции риска  заключается и в том, что способность  рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением  авантюризма, субъективизма, если решение  принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей  развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и  «благородное дело», но не любые решения  целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.
     В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое «разумный риск»? Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском»". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70».
     Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.
     Чтобы решиться на риск, предприниматель  должен быть уверен, что возможная  ошибка не может скомпрометировать  ни его дело, ни его имидж. Вероятность  ошибки следует расценивать как  неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой  вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.
     Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.