На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Национальная безопасность России и проблемы ее укрепления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Национальная  безопасность России и проблемы
ее  укрепления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
    Введение 3
Глава 1   Понятие  национальной  безопасности в современных условиях 5
  1.1 Сущность понятия  «угроза». Классификация угроз 5
  1.2 Понятие «национальная безопасность» 6
Глава 2   Предмет, объект, система и политика национальной безопасности 11
Глава 3   Современная доктрина национальной безопасности России 14
  3.1 Национальные  интересы 14
  3.2 Угрозы геополитического характера 16
  3.3 Угрозы экономического характера 20
  3.4 Обеспечение национальной безопасности России 22
    Заключение 27
    Список использованных источников литературы 39
    Приложение 30
 

Введение 

     В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», объявленной  указом Президента России № 1300 от 17 декабря 1997 года, сказано: «Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямые угрозы национальной безопасности страны»1. В настоящее время они приобрели особую остроту, поскольку на современном этапе развития общества воедино слились угрозы внешнего и внутреннего характера.
     После распада СССР разногласия между  государствами из области идеологии постепенно переходят в сферу политики и экономики. Обостряется конкурентная борьба традиционных и формирующихся центров силы за расширение сфер влияния, в том числе и за счет получения доступа к геостратегическому и экономическому потенциалу России и республик бывшего Советского Союза. Известный американский политолог З.Бжезинский в своей книге "Великая шахматная доска", вышедшей в 1998 году, писал: «Россия стала главной разменной картой американской геополитики. Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России»2. Эти слова еще раз доказывают, что главной стратегической задачей США и их союзников, по-прежнему остается планомерное выведение отдельных регионов из-под юрисдикции России с целью получения неограниченного доступа к колоссальным запасам природных ресурсов нашей страны и обширному рынку сбыта импортных товаров.
     В российской истории немало примеров, когда целостность страны подвергалась опасности. Это и набеги хазар, и нашествие татаро-монгол, и вторжения тевтонских рыцарей, а также русско-турецкие войны, поход Наполеона, Первая и Вторая мировые войны.
     В последние же годы зарубежными теоретиками  также предлагались многочисленные варианты раздела России. Так, в 1992 году достоянием гласности стали "Американские прогнозы развития геостратегической ситуации в мире в конце XX - начале XXI веков", где немалое внимание уделено возможным радикальным изменениям государственного устройства России в ближайшие 10-15 лет. В частности, ведущие политгеографы Госдепартамента США У.Вуд и Л.Шварц прогнозировали распад нашей страны на шесть независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории. В 1994 году американский политолог Уолтер Мид предложил своему правительству просто купить Сибирь, подчеркивая, что прецедент уже есть - Аляска. А в 1996 году Збигнев Бжезинский представил такой сценарий устройства РФ: "Свободно конфедеративная Россия, состоящая из Европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики"3. Подобные публикации доказывают, что мысль о разделе России и овладении её природными богатствами прочно укоренилась в политическом сознании западных правителей.
     Цель  данной работы заключается в том чтобы:
    раскрыть сущность понятия национальная безопасность;
    определить ее современное состояние в России;
    на основе проведенного научного исследования сделать собственный анализ ситуации.
 

Глава 1. Понятие национальной безопасности в современных условиях 

1. 1 Сущность понятия  «угроза» Классификация  угроз. 

     Личность, общество и государство как субъекты безопасности призваны стремиться к  тому, чтобы их жизненно важные интересы были надежно защищены от внешних  и внутренних угроз. Высшая же цель политики – создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов. Достижение этой цели не возможно без анализа и оценки угроз, а также выработки комплекса мер по их локализации и нейтрализации.
     В Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст.3) дается следующее определение угрозы:
     «Угроза безопасности – совокупность условий  и факторов, создающих опасность  жизненно важным интересам личности, общества и государства»4.
     Ключевым  в этом определении являются слова: «условие», «фактор», «опасность».
     «Условие  – то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматриваются  как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия  причины, включающей как внешние, так  и внутренние факторы»5.
     «Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его  характер или отдельные его черты»6.
     «Опасность  – способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда»7.
     Несколько перефразируя указанное выше определение угрозы, можно сказать, что угроза безопасности – это совокупность опасных условий и факторов.
     Угрозы  безопасности имеют объективный  характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.
     Важную  роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные  виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимым в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.(Приложение 1) 

1.2 Понятие «национальная  безопасность». 

     Проблема  национальной безопасности вызывает много  споров и дискуссий. Есть много определений  понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, «физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы»8.
       В своей книге «Экономическая и национальная безопасность» Е.А. Олейников выделяет следующие подходы к обеспечению национальной безопасности:  «первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм. В сути своей – это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство (охранительный подход). Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный» подход). Третий подход связан со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в создании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции».9
     На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим  риск нападений извне. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силовое давление как основное средство против противников.
       Исходя  из этого, можно сказать, что «концепция национальной безопасности долгое время  имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были: внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение»10.
       На  современном этапе значение военной  силы изменилось. С появлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных в считанные минуты достичь любой точки мира,  и имеющих большую разрушительную силу, концепция «превосходство сил для обеспечения безопасности и достижения целей» потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники и усовершенствованием вооружений, содержание армии и военно-промышленного комплекса становилось всё более дорогостоящим. Последующая гонка вооружений могла привести государства к экономическому истощению. Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могло бы обеспечить гарантированную защиту от нападения, и не могло бы сохранить преимущество, которое бы гарантировало ему самому защиту от уничтожения. Иначе говоря, «наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причин того, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось»11.
     Но  так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей  понятие силы и превосходства  были напрямую связанны с понятием безопасности самого индивида, семьи,  государства, а также с возможностью достижения своих целей, то поменять этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военная мощь государства ещё долго останется одной из главных составляющих национальной безопасности.
     Но  в современных условиях национальная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких  факторов как экономика страны и  её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и  т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: «терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановка экономического роста»12.
       В 90 – е годы большую роль стали  играть новые невоенные средства обеспечения национальной безопасности. «Невоенные средства обеспечения безопасности – это по  существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых - это совокупность политических, экономических, научно-технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивление, воздвигающих барьеры для силовой политики. Во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, их духовно-нравственный облик»13.
     По  данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит политическим средствам ибо «политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения безопасности»14.
       Сейчас употребляются такие политические  инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения  о сокращении вооружений, о военно-политическом  сотрудничестве, создаются новые  организации и институты в  виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контролю за военной деятельностью государства. Но возможности политических средств  в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны. Обеспечение национальной безопасности должно означать не только предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создание в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие. Важной частью национально-государственной безопасности является экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу.
       Важное  значение имеет тот факт, что «научно-техническая революция, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, всё более глубокое интегрирование государств во всемирное хозяйство, сократили географические, политические и экономические расстояния между государствами. В мире появилось много точек, где пересекаются интересы, потребности, продукты государств. Государства больше стали зависеть друг от друга»15.
       Взаимозависимость государств, в свою очередь привела  к тому, что для обеспечения  своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран – членов мирового сообщества.
       В деле обеспечения коллективной безопасности все большую роль стали играть региональные и международные организации.
       Основные  принципы поддержания мира и международной  безопасности, сформулированные в уставе и других документах ООН, предусматривают принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру, подавление актов агрессии, неприменение насилия при разрешении международных споров и т.д. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержания мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН.
       В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере  безопасности произошли перемены принципиального  характера, касающейся не только путей  и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к пониманию того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для этого требуется объединенные усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.
 

       
Глава 2. Предмет, объект, система и политика национальной безопасности. 

     Попробуем разобраться в том, что же подразумевается  под понятиями «предмета», «объекта»  и «субъекта» национальной безопасности. Олейников Е.А. дает такое определение предмету национальной безопасности:  «объективные закономерности появления и снижения ущерба, обусловленного антропогенно-социальными, природно-экологическими и техногенно-производственными угрозами и вызовами нации, ее базовым потребностям, ценностям и интересам»16.
     Отстаивание национальных интересов государства  осуществляется системой национальной защиты, разрабатываемой на основе концепции национальной безопасности.
     «Система  национальной безопасности — специально созданная в государстве совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов. В зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, различаются государственная и общественная системы безопасности. Обе они дополняют и взаимно контролируют друг друга при выявлении реальных и потенциальных угроз национальным интересам, поиске путей эффективного противодействия им, определения национальных приоритетов. Высокая эффективность системы национальной безопасности достигается ее взаимодействием с международными и региональными системами безопасности»17.
     В статье « К вопросу о Концепции  национальной безопасности РФ ключевые положения и термины» Кардашова И.Б. к объектам национальной безопасности отнесла следующее:  «права и свободы, жизнь и здоровье человека; собственность; национальные ценности и национальный образ жизни; государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности граждан, общества и государства»18.
     Олейников так характеризует объекты национальной безопасности: «это реально существующие явления, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности. Объектами национальной безопасности могут быть личность (человек), общество (народ), государство (нация), взаимоотношения между ними, а также явления и процессы, сопровождающие их взаимоотношения»19.
     В учебнике «Общая теория национальной безопасности» под редакцией  А.А. Прохожева выделяются такие  объекты национальной безопасности: «личность – ее   права и  свободы; общество – материальные и  духовные ценности; государство –  его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»20.
     Итак, все три определения сходятся на том, что основными объектами  национальной безопасности являются человек, общество и государство. Из этого  можно вывести цель обеспечения  национальной безопасности. Она определяется как «поддержание социально-приемлемого, стабильного состояния, понимаемого как отсутствие либо обеспечение надежного парирования угроз объектам национальной безопасности»21. Она призвана с наименьшим ущербом для охраняемых интересов преодолевать политические, военные, экономические и иные кризисы, возникающие в процессе жизнедеятельности  государства.
     При этом соответствующие меры защиты избираются адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Обеспечивается по возможности упреждающее реагирование на опасность их возникновения.
     Теперь  необходимо рассмотреть основные функции  данной системы. Наиболее полно, на мой  взгляд, они отражены в, уже упомянутой выше, статье Кардашовой И.Б. Она выделяет следующие функции системы обеспечения национальной безопасности: «разработка стратегии обеспечения национальной безопасности; правовое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности субъектов национальной безопасности; подготовка комплексных целевых программ обеспечения национальной безопасности; создание, развитие, оснащение, подготовка и поддержание в достаточной степени готовности органов реагирования на возникновение угроз национальной безопасности; предупреждение угроз национальной безопасности; непосредственная защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; создание в обществе морально-психологических предпосылок для укрепления национальной безопасности»22.
     «Субъекты национальной безопасностиэто государство в лице федеральных законодательных, исполнительных и судебных властей; общественные организации и объединения, а также граждане, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законом»23.
     Все базовые категории: объект, предмет и политика национальной безопасности — должны содержать в себе не только необходимые общие признаки (потребности, ценности), но и средства, и способы их удовлетворения. В свою очередь, политикой национальной безопасности является взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства и других политических институтов общества, призванных обеспечить надежное их функционирование. Защита собственных интересов национальной безопасности, в том числе и деятельность специальных служб, составная часть политики национальной безопасности государства.
 

     Глава 3. Современная доктрина национальной безопасности Российской Федерации. 

     3.1 Национальные интересы. 

     Национальная  безопасность тесно связана с  национальными интересами государства, в том числе и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для обеспечения национальной безопасности требуются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.
     «Национальный интерес – категория абстрактная и субъективная, поскольку ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Определение национального интереса никогда не может быть ни чем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики. Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. А это, в свою очередь, предполагает волевое и деятельностное  начало, а также средства реализации поставленных государством целей. Лишь благодаря воле, деятельности и средствам осуществляется и сам интерес. С данной точки зрения политику можно рассматривать как важнейшее средство реализации национальных интересов»24.
     Национально-государственные  интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами и ресурсными возможностями государства. На их формирование значительное влияние оказывают уровень экономического развития страны, ее вес и место в мировом сообществе, национально-культурные традиции. «Реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность и принцип невмешательства во внутренние дела являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств»25. Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся сложным переплетением экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителя.
     «В  национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей»26.
     Независимый английский исследователь Алекс  Бэттлер выделяет следующие основополагающие национальные интересы: «территориальная целостность страны, государственное  самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп»27.
     Национальные  интересы различаются по своей значимости. По данному признаку они подразделяются на жизненно-важные, или главные  и второстепенные. Главные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного  государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. К ним относится, прежде всего, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства, его безопасности, стабильности и процветания. Эти интересы обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими и военными. Здесь последним аргументом в руках государства является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.
     «Второстепенные интересы носит производный от первых характер и, будучи изменчивы под  влиянием изменяющихся внешнеполитических факторов, могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства»28. Следует, однако, отметить, что государство не может обеспечить реализацию всех целей в полном объеме. В большинстве случаев это связано с трудными переговорами или торгом с другими государствами. Зачастую основополагающие национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими государствами.
     Успех внешней политики государства зависит  не только от того, насколько четко недвусмысленно сформулированы национальные интересы, но и от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны, или национальной безопасности, во всех ее формах и проявлениях. 

3.2 Угрозы геополитического характера. 

     В шкале приоритетов безопасности России сегодня на первое место должно быть поставлено сохранение ее государственной целостности. Здесь, в первую очередь, следует рассмотреть вызовы извне, имеющие военную направленность. Многие западные эксперты считают, что в ближайшей перспективе России предстоит решать задачу сдерживания военной угрозы с трех направлений: западного, восточного и южного. На Западе военно-политическая обстановка характеризуется стремлением НАТО укрепить свою лидирующую роль на континенте. «У России сегодня нет острых политических или экономических конфликтов со странами Североатлантического блока, однако, стремление этой организации к расширению на Восток представляет значительную военную угрозу для нашей страны»29.
     На  южных рубежах страны обстановка определяется как обострением борьбы за доминирование в регионе с исторической соперницей - Турцией, так и стремлением ведущих западных государств взять под свой контроль Центральную Азию и Кавказ с их природными ресурсами и транспортными путями. Пантюркистский проект утверждает идею объединения тюркских народов постсоветского пространства и даже самой России  в конфедерацию под эгидой Турции.
     Этот  проект не только поддерживается Западом  на пропагандистском уровне, но и в  известной степени финансируется  им в форме помощи Турции. В целом  к югу от границ бывшего СССР «формируется зона противоборства ряда государств, которые способны при определенных условиях в целях самоутверждения и улучшения своего положения начать новый передел мира»30. По мнению ряда экспертов, военная угроза в виде локальных войн и конфликтов здесь наиболее вероятна. Она постоянно проявляется в виде вспышек напряженности на Северном Кавказе, в Закавказье и Центральной Азии. Здесь могут возникнуть прямые угрозы безопасности российских военных объектов, транзиту, товарным потокам, и, наконец, соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве.
     Военно-политическая обстановка на востоке страны характеризуется наличием территориальных противоречий, усилением соперничества США, Японии и Китая за лидерство, их стремлением ограничить роль России в решении региональных проблем. Китай продолжает укреплять свои позиции в регионе, наращивать военно-экономический потенциал.
     Серьезную угрозу безопасности России наносит  и деятельность иностранных спецслужб, стремящихся управлять в ней внутренними процессами в своих интересах. По данным ФАПСИ, есть все основания полагать, что сотрудничество и соперничество государств на мировой арене из традиционно материальной сферы все более отчетливо смещается в информационную область.
     Особенно  острой является проблема обеспечения  информационной безопасности в сфере  управления государством и Вооруженными Силами, поскольку именно здесь развитыми иностранными государствами в последнее время ведется наиболее активно информационная борьба. «Для осуществления информационных операций в США создаются специальные силы и средства, на содержание которых ежегодно выделяется порядка 2 млрд. долларов. В России же финансирование работ по защите от информационного оружия практически отсутствует»31
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.