На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет, его значение и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….. 1 

 
Глава 1 Бюджет, его значение и виды………………………………………………. 4 

Глава 2 Источники бюджетного права, как правовая основа
финансово-экономической  системы Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в бюджетной сфере. 

      Понятие источников бюджетного права РФ……………………………….9
      Правовая основа финансово-экономической системы РФ………………13
 
Заключение………………………………………………………………………….....28  

Список  использованной литературы………………………………………...…….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Социально-экономическая  роль бюджета в жизни страны весьма существенна. Это подтверждается стремлением  государства обеспечить его формирование хотя бы в минимальных размерах.
    Значительная  роль бюджета в политической и хозяйственной жизни страны объясняется, прежде всего, тем, что он - единственный источник денежных средств, находящихся в полном распоряжении органов государственной или муниципальной власти, централизация которых обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики на всей территории Российской Федерации.
    Из  него финансируются комплексные  целевые программы, связанные с  социально-экономическим и научно-техническим  развитием страны, осуществляется государственная поддержка малого и среднего бизнеса, слабо развитых отраслей экономики, финансирование различного рода социальных программ, развитие, обороноспособности страны и другие потребности.
    Вопросы правового регулирования бюджетных  отношений в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в социально-экономической и политической жизни Российского государства.
    Это обусловлено новыми явлениями в  экономике, направлением ее рыночного  развития, где управление и регулирование  хозяйственными отношениями все  больше требуют активного использования инструментов финансового механизма.
    Именно  в связи с развитием рыночных отношений в России и сложилось  новое бюджетное законодательство, осуществляющее регулирование в  области бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, созданы новые системы бюджетного права, требующие детального изучения и усвоения.
    Постановлением  Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 5841 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, предусматривавшая стратегические направления изменения государственного бюджетного законодательства. В настоящее время она завершена.
    Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ бюджетной политики и бюджетного процесса в Российской Федерации на сегодняшний момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Бюджет, его значение и виды 
 

    Государственные и местные (муниципальные) бюджеты  представляют собой центральное  звено финансовой системы Российской Федерации, являются одновременно как необходимым ее атрибутом так и основой суверенитета.
    Бюджет - один из основных рычагов вмешательства  государства в экономику.
    Он  представляет собой смету, или говоря иным языком, план расходов и доходов  по источникам поступлений и основным направлениям расходования средств1.
    Составляя значительную часть государственных  и муниципальных финансов, бюджет выполняет прежде всего стабилизационную функцию, выступая одновременно эффективным  финансовым инструментом региональной политики2.Он представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов политики государства, аккумулируя и распределяя средства, поддерживая стабильную макроэкономическую ситуацию.
    Бюджет  как понятие можно рассматривать, по меньшей мере, в трех аспектах: как экономическую, правовую категорию и как материальный объект.
    Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему отношений, реализация которых связана с образованием, распределением и использованием денежных фондов соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
    Аккумуляция в бюджетной системе крупных  денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории Российской Федерации, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил.
    Бюджет  является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства и  выступает проводником его финансовой политики.
    С его помощью реализуются программы  по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д.
    Местные бюджеты служат финансовой основой  развития местного самоуправления.
    Указанные фонды, централизуются и находятся  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти или органов местного самоуправления с целью обеспечения их функций. В этом заключается его материальное выражение.
    Материальное  содержание бюджета всегда подвижно в связи с постоянным изменением объема концентрируемых в нем денежных средств, видов поступлений и направления расходов.
    То  есть, как материальный объект, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения функций государственной и местной власти.
    В юридическом аспекте бюджет представляет собой правовой акт, регулирующий порядок образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Он закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
    В законодательстве содержится юридическая  характеристика бюджета и с позиций  права собственности.
    Согласно  Гражданскому кодексу РФ1 (п.4 ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом, средства государственного бюджета — это часть государственной казны.
    Средства  местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и, соответственно, являются составной  частью муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.).
    Важная  социально-экономическая роль государственного бюджета определяет необходимость  правовой регламентации отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств государства. Эти отношения регулируются специальной группой финансово-правовых норм, образующих один из разделов финансового права – бюджетное право2.
    Общественные  отношения, урегулированные его  нормами, являются бюджетными правоотношениями. Они представляют собой разновидность финансово-правовых отношений и поэтому обладают всеми характерными для них специфическими признаками.
    Единые  по своему содержанию и целевой направленности общественные отношения, составляющие предмет бюджетного права, в литературе, как правило, объединяются в конкретные виды отношений или блоки норм, которые связаны с установлением или регулированием:
    - бюджетного устройства и бюджетной  системы государства; 
    - структуры доходов и расходов  бюджетной системы, порядка распределения  их между звеньями бюджетной системы;
    - компетенции (бюджетных прав) государства  в целом и его субъектов  (административно-территориальных  образований в области бюджета);
    - организации бюджетного процесса, т.е. порядка формирования бюджета,  а также отчетности об его  исполнении;
    бюджетного контроля1.
    Носители  юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению  и использованию бюджетов всех уровней  именуются субъектами бюджетного права.
    К их числу относятся:
    1) государство в целом и его  административно-территориальные образования, такие как Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);
    2) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной и муниципальной власти и управления всех уровней, в том числе различные министерства и ведомства, а так же, Центральный банк и его подразделения на местах;
    3) Третья группа субъектов бюджетного права представлена бюджетными организациями республиканского и местного подчинения непроизводственной сферы (государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения), а также государственными и муниципальными предприятиями производственных отраслей, осуществляющими государственные целевые программы и мероприятия по развитию экономики страны. Иными словами, - это получатели бюджетных средств.
    Круг  субъектов бюджетного права ограничен, поскольку в их качестве могут выступать только такие субъекты финансового права, которые наделены законодательством соответствующими юридическими обязанностями и правами в отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
    Поэтому для любого субъекта бюджетного правоотношения характерен один из следующих признаков. Каждый из них либо принимает участие  в формировании государственного бюджета  в качестве стороны на той или  иной стадии бюджетного процесса, либо принимает участие в распределении доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, либо связан с бюджетом по поводу получения из него соответствующих ассигнований в форме бюджетного финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Источники бюджетного права. 

§ 1 Понятие и особенности  источников бюджетного права РФ. 
 

    Нормы бюджетного права содержатся в различных  нормативно-правовых актах, являющихся его источниками.
    К бюджетному законодательству Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ относятся Конституция РФ1, федеральные законы о бюджете на соответствующий год2, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год3.
    Тем самым акты о годовых бюджетах всех уровней, принимаемые соответствующими представительными органами власти, рассматриваются в качестве актов  законодательства. Они ставятся в  один ряд с иными законами и  нормативными правовыми актами.
    Однако  следует иметь в виду, что они являются весьма специфичными и обладают особой правовой природой.
    В теории права и юридической практике законом принято считать акт  высшей юридической силы, имеющий  нормативный характер, т.е. устанавливающий  общие правила поведения или нормы, рассчитанные на неоднократное применение и распространяющиеся на все предусмотренные ими случаи или субъекты4.
    Ознакомившись с содержанием ежегодных законов  о бюджете на соответствующий  год и актов представительных органов местного самоуправления, которыми утверждается местный бюджет, легко убедиться, что они в значительной своей части этими признаками не обладают.
    Все постановления (статьи) этих актов можно  разбить на три группы.
    На  первое место можно поставить  статьи, которыми утверждаются основные показатели бюджета - общий объем бюджета по доходам и расходам, предельный размер дефицита, если он предусмотрен, суммы запланированных поступлений по главным источникам доходов, размеры ассигнований на те или иные цели, финансируемые из бюджета, и т.п. Именно эти постановления акта об утверждении бюджета составляют главное его содержание.
    Между тем, они сами по себе не носят нормативного характера. В рамках деления всех актов органов власти на нормативные  и индивидуальные их следует отнести  к последним.
    Поэтому еще в XIX в., когда парламентское  утверждение бюджета вошло в  практику многих стран, возникла теория закона в формальном и материальном смысле. Она исходила из того, что  поскольку бюджет не вводит каких-либо новых правоположений, он по материальному своему содержанию представляет собой обычный акт управления и лишь формально выступает как закон, так как проходит процедуру формального утверждения бюджетных исчислений парламентом1. В свое время эту теорию пытались использовать в некоторых странах для оправдания практики введения бюджета в действие без одобрения его парламентом. И в наши дни она не утратила своего практического значения2.
    Так в п. 1 Рекомендаций консультантов  Барентс групп по совершенствованию  законодательной базы, регулирующей деятельность Федерального казначейства, в 2004 г. консультанты рекомендовали исключить из Бюджетного кодекса подробное описание этапов и процедур представления и слушания бюджета (ст. 169-211) и наделить министра финансов правом вносить по своему усмотрению изменения «в формат и содержание бюджета».
    В Российской Федерации бюджет повсеместно  утверждается представительным органом  власти в форме закона только в  связи с его исключительной ролью, которую он играет в жизни государства  или органа местного самоуправления.
    На  сегодняшний день рекомендация о  наделении министра финансов правом изменять «формат и содержание бюджета» не была воспринята в связи с тем, что она направлена на ограничение  бюджетных прав законодательной  власти, т.к. приведет к превращению  закона о бюджете в формальный акт, не несущий реальной правовой нагрузки1.
    Нельзя  упускать из виду, что в актах  об утверждении бюджета нередко  содержатся и постановления (статьи), устанавливающие общие правила  или нормы, рассчитанные на их многократное применение, но действующие лишь в пределах ограниченного срока - одного бюджетного года. После истечения этого срока они автоматически утрачивают свою силу и больше применяться не могут. Это вторая группа норм бюджетного права, имеющих особенности.
    Типичными примерами здесь являются статьи актов об утверждении годового бюджета, регулирующие распределение различных видов доходов между уровнями бюджетной системы, устанавливающие конкретные процентные размеры поступлений от тех или иных источников в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (все или отдельные из них).
    В актах об утверждении годового бюджета, особенно на федеральном уровне, имеются  обычно и статьи, которые можно  отнести к третьей группе, -статьи, содержащие типичные полноценные правовые нормы, действие которых не ограничено каким-либо сроком.
    Так, статьей 61 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2001 год2 установлено, что средства в счет возврата ранее выданных из федерального бюджета бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и платы за пользование ими вносятся в федеральный бюджет.
    Возврат бюджетных кредитов, а также плата  за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет".
    Аналогичный характер имеет и статья 53 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". Ею предусматриваются виды санкций, которые Правительство РФ вправе применять к отдельным субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям в случае нарушения ими установленного федеральным законодательством порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет.
    Эти и подобные им статьи актов об утверждении  годовых бюджетов, устанавливающие  некие общие нормы, действие которых  не ограничено одним бюджетным годом, являются, строго говоря, нетипичными для таких актов. Больше того, их подлинное место не в актах об утверждении годового бюджета, а в других нормативных источниках. Например, правила процитированной статьи 53 целесообразнее было бы включить в закон о Правительстве РФ. Это больше отвечало бы общим требованиям к законодательной технике. Но законодатель сознательно идет на отступление от таких требований, чтобы обеспечить оперативное и своевременное законодательное решение подобных вопросов, поскольку они непосредственно связаны с утверждаемым бюджетом и имеют существенное значение для обеспечения его надлежащего исполнения.
    В связи с указанным фактом возникают  сложности для правоприменителей, связанные с необходимостью обращаться к нормам, содержащимся в документе, прекратившим свое действие.
    На  взгляд многих ученых, такого рода нормы, содержащиеся в актах об утверждении  годового бюджета, требуют особого  выделения, поскольку они носят  общий характер и сохраняют свое действие и по истечении бюджетного года1.
    Еще одна особенность всех норм бюджетного права отражена в ч. 2 ст. 3 БК РФ. Указанная статья закона воспроизводит общие правила иерархии законов и других нормативных актов, выработанные юридической наукой и практикой. Согласно им любые нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения не могут противоречить Бюджетному кодексу.
    Этим  законодатель подчеркивает всю их важность для существования и развития нашего государства. 

    § 2. Правовая основа финансово-экономической системы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в бюджетной сфере. 

      До  принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное  законодательство рассматривалось  как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, были Законы и Указы Президента РФ, принятые в период 1991-1996 гг.
      В связи с распадом в 1991 году Советского Союза Российская Федерация впервые  приступила к формированию собственного федерального бюджета уже как суверенное и независимое государство.
      Формирующееся в тот момент бюджетное законодательство отразило новые черты России как  федеративного государства.
      В него вписалось и повышение уровня самостоятельности бюджета субъектов  РФ и новые черты, связанные с  нацеленностью на переход к рыночным отношениям (изменение структуры бюджетных доходов и расходов, принципов взаимодействия между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использование заемных средств для формирования бюджетных ресурсов и др.).
      Однако, законодательство отразило и негативные явления в бюджете, свойственные своему периоду. Например, постоянный бюджетный дефицит потребовал урегулировать порядок его преодоления.
      Перспективы развития бюджетного права определила в тот момент Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах, одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 8621.
      Основными целями реформы бюджетной политики были ей определены:
    повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;
    выравнивание возможностей реализации на территории страны минимального уровня социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов;
    создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.
      В результате формирования государственной  бюджетной политики в период с 1991 по 1993 год было принято несколько  законодательных актов, являвшихся основными источниками бюджетного права Российской Федерации.
      Речь  идет о Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г2. Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993г3., Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г4. и др.
      Особое  место в регулировании бюджетных  отношений занимали нормативные  правовые акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в  составе РФ, главами администраций  других субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
      Значительную  роль в регулировании бюджетных  отношений играли нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.
      Все названные нормативные правовые акты на тот момент и составляли в совокупности бюджетное законодательство1.
      В связи с важностью бюджетных  отношений для набиравшего силу государства, Государственной Думой  был принят и опубликован в 1998 г Бюджетный кодекс Российской Федерации2. Он был введен в действие с 1 января 2000 года и закрепил легальное определение бюджетного законодательства, которое по объему включаемых в него нормативных правовых актов стало значительно меньше3.
      В его преамбуле указывается, что  он служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
      БК  РФ состоит из пяти частей, 9 разделов, 28 глав и 307 статей.
      На  сегодняшний день Бюджетный кодекс является не только важнейшим юридическим документом, регулирующим бюджетные правоотношения, но и одним из важнейших законов Российской Федерации.
      В соответствии с его ст. 2 бюджетное  законодательство Российской Федерации  состоит из Бюджетного кодекса и  принятых в соответствии с ним  федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, из аналогичных законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.
      Бюджетное регулирование, отнесенное Конституцией России к предмету ведения Российской Федерации (п."ж" и "з" ст.71), охватывает все стороны финансовой деятельности государства (см., например, ст.8, 41, 48, 47, 71, 72, 73, 74, 75, 104 и 106). В этом случае Российская Федерация представляет государство в целом в качестве собственника бюджетных фондов.
      Соответственно, собственником бюджета (казны) субъекта Федерации выступает соответствующий субъект Федерации (на основании ст.73 Конституции), а местных бюджетов - соответствующее муниципальное образование (на основании ст.132 Конституции).
      Согласно  ст.114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой (в том числе бюджетной) политики, разрабатывает проект федерального бюджета и представляет отчет о его исполнении.
      Важным  правовым актом является Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации1, ст.15 которого определяет полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В соответствии с этой статьей Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
      В силу ст. 104 Конституции законопроекты  об изменении финансовых обязательств государства, о введении и отмене налогов, выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.
      Таким образом, положения Конституции  РФ создали правовую базу для принятия в условиях рыночных отношений целого ряда новых актов бюджетного законодательства, и прежде всего для базового акта - Бюджетного кодекса РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.