На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальное  задание по преддипломной  практике
в рамках выпускной  квалификационной работы
на  тему: «Меры по предупреждению банкротства кредитной организации» 
 
 
 

Студентки гр. ИЮ3-39                          База практики:
специальности 030501                            Юридическая консультация
«Юриспруденция»                                  ИП Красман А.И.
Ахановой  А.С.                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Омск 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
      Согласно  Федеральному закону «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.
      Центральное значение в системе правового  регулирования процессов банкротства  в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы, связанные с мерами по предупреждению банкротства.
      Особенностью  банкротства кредитных организаций  является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:
    финансовое оздоровление кредитной организации;
    назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
    реорганизация кредитной организации.
     Объектом  данного исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере банкротства кредитных организаций.
     Предметом исследования выступают нормы регулирующие отношения, связанные с применением мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
     Цель  работы – рассмотреть институт банкротства кредитных организаций в российском гражданском праве. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
     1. Определить понятие несостоятельности (банкротства) кредитной организации в современном российском праве;
     2. Проанализировать основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации; 
     3. Рассмотреть общие правила применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
     4.   Раскрыть понятие и сущность каждого способа осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) кредитной организации

 
 
      Осуществление кредитными организациями деятельности за счет средств, привлеченных на счета  и во вклады, требует предъявления к ним особых требований, что порождает необходимость специального правового регулирования их банкротства.
      Правовое  регулирование вопросов, связанных  с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, осуществляется: нормами гражданского законодательства, непосредственно регулирующими несостоятельность (банкротство) юридических лиц, а также нормами ГК РФ, содержащими специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), - (об очередности удовлетворения требований кредиторов), (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства); общим законом - Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве); специальным законом - Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций). Соответственно, при банкротстве кредитных организаций общий Закон о банкротстве применяется только в части, не урегулированной специальным Законом о банкротстве кредитных организаций1.
      Легальное определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации дано в ст. 2 Закона о банкротстве кредитной организации. Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Состав денежных обязательств и обязательных платежей кредитной организации определяется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
      Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если присутствуют оба или один из перечисленных ниже признаков:
      1. Соответствующие обязанности не  исполнены ею в течение 14 дней  со дня наступления даты их  исполнения. Кроме того, сумма указанных  требований к кредитной организации  в совокупности должна составлять  не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда.
      2. После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских  операций стоимость ее имущества  (активов) недостаточна для исполнения  обязательств кредитной организации  перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей2.
      Следует иметь в виду, что в данном случае нельзя исходить из общих значений понятий «имущество» и «активы». Во-первых, в своем общем значении эти понятия не совпадают, во-вторых, исходя из принципов составления баланса юридического лица, в том числе кредитной организации, активы юридического лица всегда равны его пассивам (обязательствам). Поэтому здесь речь идет о специальном соотношении в целях признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами)3.
        Порядок расчета стоимости имущества (активов) и обязательств кредитных организаций в этих целях установлен Банком России4.
      Исходя  из легального определения банкротства  кредитной организации допустим вывод, что для признания кредитной  организации несостоятельной (банкротом) возможно доказать либо неспособность ее к платежам, т.е., по выражению Г.Ф. Шершеневича, предполагаемое превышение актива над пассивом (критерий неплатежеспособности), либо факт недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов и государства (критерий неоплатности)5.
      Общее законодательство о банкротстве  исходит из других сроков и критериев. Для целей признания несостоятельным  юридическое лицо считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанности перед бюджетом, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) юридического лица по общему закону лежит правило, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов. Таким образом, общее законодательство о банкротстве в качестве критерия несостоятельности юридического лица использует критерий неплатежеспособности6.
      Вопрос  о том, какой критерий следует  избрать для признания лица банкротом, имеет давнюю историю. По мнению Г.Ф. Шершеневича, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, т.е. установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, т.е. предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором - с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором – предположение». Обозначая два критерия - платежную неспособность (т.е. критерий неплатежеспособности), которую он называл внешним признаком банкротства, и фактическую недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (критерий неоплатности), Г.Ф. Шершеневич высказался за использование последнего критерия для целей признания лица банкротом7. Сравнивая сущность критериев неоплатности и неплатежеспособности, В.В. Витрянский приходит к выводу, что, «используя критерий неплатежеспособности, мы предполагаем, что должник, видимо, не имеет ликвидного имущества, чтобы расплатиться с кредиторами, поскольку иные причины неплатежеспособности исключаются действием принципа разумности и добросовестности участников имущественного оборота; если же мы применяем критерий неоплатности, то основанием для банкротства должника являются не предположения о причинах неплатежей, а фактическое состояние имущества должника, стоимость которого составляет сумму меньшую, чем величина кредиторской задолженности, - и пока это не будет доказано в суде, должник, не исполняющий своих обязательств, считается нормальным участником правоотношений, что разрушительно для имущественного оборота; вследствие этого возврат к критерию неоплатности должен быть вообще исключен из всяких рассуждений о реформировании отечественного законодательства о банкротстве»8. 

1.2. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации

 
 
     Обязанность Банка России отозвать лицензию у  банка или иной кредитной организации  в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения (при этом указанные требования должны в совокупности составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом), еще не означает банкротства кредитной организации. В соответствии с Законом банкротстве кредитных организаций кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Банкротство кредитной организации подавляющему большинству кредиторов (взыскателей) невыгодно, поскольку многие из них смогут получить лишь часть причитающихся им денежных средств. Поэтому взыскатели могут быть заинтересованы в применении мер финансового оздоровления, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций. Однако осуществление мер финансового оздоровления в условиях отзыва у кредитной организации лицензии чаще всего не приносит никаких положительных результатов9.
      До  дня отзыва лицензии в кредитной организации могут быть реализованы следующие досудебные меры:
      - финансовое оздоровление (санация)  кредитной организации;
      - назначение временной администрации  по управлению кредитной организацией (за исключением случая, когда  она назначается в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций);
      - реорганизация кредитной организации.
     Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства (именно так в Законе о банкротстве называются все  меры принуждения, предусмотренные  данным Законом) являются деяния кредитной организации, которые рассматриваются:
     1) как нарушение публично-правового  порядка, например случаи, когда  кредитная организация нарушает  норматив достаточности собственных  средств (капитала), установленный  Банком России;
     2) как нарушение порядка частноправовых отношений, защищенных нормами объективного права, например случаи, когда кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации)10.
     Банк  России обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о ликвидации Финансово-кредитного общества Московское коммерческое бюро в связи с отзывом у ответчика лицензии на осуществление банковских операций и осуществлением деятельности при отрицательном значении величины собственного капитала.
     Решением  от 19.10.2005 Арбитражный суд города Москвы заменил ответчика в связи  с его реорганизацией, на АОЗТ Финансово-кредитное  общество Московское коммерческое бюро и удовлетворил исковые требования о ликвидации АОЗТ Финансово-кредитное общество Московское коммерческое бюро.
     При этом суд исходил из того, что  ответчик осуществляет свою деятельность без лицензии на совершение банковских операций, отозванной приказом Банка  России от 14.12.1996 № 02-455; признаки несостоятельности (банкротства) ответчика отсутствуют; отзыв лицензии является основанием для ликвидации организации. Вместе с тем довод истца о том, что величина собственных средств (капитала) меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом, был, отвергнут судом, как неподтвержденный.
     В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель АОЗТ ФКО  МКБ поддержал кассационную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными требования Банка России о принудительной ликвидации ФКО МКБ, направляемые в адрес АОЗТ ФКО МКБ; признать не соответствующими закону представленные Банком России документы по настоящему делу; обязать истца - Банк России - внести необходимые изменения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций в отношении АОЗТ ФКО МКБ; осуществить выдачу лицензии АОЗТ ФКО МКБ в установленные законом сроки в соответствии с действующим законодательством.
     Представитель Банка России возражал против доводов кассационной жалобы, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
     Изучив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального права  и норм процессуального права, а  также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
     Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, лицензия на осуществление банковской деятельности была отозвана у ФКО МКБ, правопреемником которого является ответчик, приказом Банка России от 14.12.1996 № 02-455.
     Федеральный арбитражный суд Московского  округа постановил решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2005 по делу № А40-47620/05-71-80 оставить без изменения, кассационную жалобу АОЗТ Финансово-кредитное общество Московское коммерческое бюро - без удовлетворения11.
     Таким образом, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций влечет за собой ликвидацию такой кредитной организации путем обращения в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за а исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций12.
 

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Финансовое оздоровление кредитной организации

 
 
 
      В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
      1) оказание финансовой помощи кредитной  организации ее учредителями (участниками)  и иными лицами;
      2) изменение структуры активов  и структуры пассивов кредитной  организации;
      3) изменение организационной структуры  кредитной организации;
      4) приведение в соответствие размера  уставного капитала кредитной  организации и величины ее  собственных средств (капитала);
      5) иные меры, осуществляемые в соответствии  с федеральными законами.
      Банк  и его участники обязаны по собственной инициативе принять  необходимые и своевременные  меры для его финансового оздоровления. Указанная инициатива банка должна выразиться в первую очередь в  том, что руководитель исполнительного  органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка (совет директоров) с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для финансового оздоровления банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения.
      Совет директоров, в свою очередь, должен принять решение по направленному  ходатайству в течение 10 дней и  проинформировать о принятом решении  территориальное учреждение Банка  России по установленной форме. Если участники отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное управление ЦБ РФ.
      При этом Банк России, со своей стороны, вправе сам потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; он будет и контролировать реализацию таких мер.
      Не  позднее 30 дней с момента принятия органами управления банка решения  о финансовом оздоровлении банк обязан разработать план финансового оздоровления и представить его в территориальное управление ЦБ РФ. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий13.
      Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией Банка России от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» и указанием Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».
      Устанавливается реальное финансовое положение кредитной  организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению14.
      План  санации должен включать в себя фактически 3 части.
      Часть I плана (составляется в произвольной форме) должна содержать перечень и  оценку причин возникновения оснований  для разработки и реализации мер, направленных на финансовое оздоровление организации.
      Часть II плана мер должна содержать  сведения о предполагаемых результатах  его выполнения, включая:
      - значения обязательных нормативов (с разбивкой по отчетным датам);
      - динамику величины собственного  капитала банка (также с разбивкой  по отчетным датам);
      - сроки восстановления уровня  достаточности собственного капитала  и текущей ликвидности банка.
      Фактическая часть III плана - необходимые приложения к плану.
      Все меры с целью финансового оздоровления, сроки их реализации, а также расчеты предполагаемого результата должны быть обоснованы подтверждающими документами.
      План  оздоровления банк может разработать  с участием временной администрации, назначенной в него Центральным банком. План может быть разработан только временной администрацией в случае, если полномочия исполнительных органов и главного бухгалтера банка приостановлены.
      Банк  также вправе представить план санирования, разработанный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) или с участием аудиторской организации (индивидуального аудитора).
      Территориальное управление Банка России, рассмотрев представленный план оздоровления, может выдать предписание о приведении его в соответствие с требованиями нормативных актов. В этом случае банк должен устранить выявленные недостатки в срок не более 10 календарных дней со дня получения указанного предписания. Если территориальное управление ЦБ РФ признает план реальным, то банк будет обязан обеспечить выполнение его мер в полном объеме и в предусмотренные в нем сроки15. 
 
 

2.2. Временная администрация

 
 
     Как уже отмечалось, другой мерой предупреждения банкротства банка может быть назначение в него временной администрации, которая и будет управлять  банком в течение определенного времени.
     После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций временная администрация  осуществляет свои полномочия в банке  со дня своего назначения до дня  вынесения арбитражным судом  решения о признании кредитной  организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего), если средств для выплат кредиторам не хватает, или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
     Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России или председателем Банка России. Это решение принимается по ходатайству территориального учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации или Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и оформляется приказом Банка России, который доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня его принятия. Деятельность временной администрации регламентируется Положением Банка России от 09.11.2005 № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
     В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) могут включаться ее служащие. Руководитель временной администрации является служащим Банка России или Агентства. Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или Агентства. Временная администрация (и в первую очередь ее руководитель) осуществляет следующие функции:
     - реализует полномочия исполнительных  органов кредитной организации;
     - действует от имени кредитной  организации без доверенности;
     - обеспечивает проведение в кредитной  организации ревизии банкнот,  монеты и иных ценностей, находящихся  в местах хранения ценностей  (кассах, банкоматах, хранилище ценностей,  сейфах и др.);
     - обеспечивает проведение в кредитной  организации инвентаризации основных средств и материальных активов, в том числе инвентаризацию имущества, находящегося у кредитной организации в связи с осуществлением ею профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в доверительном  управлении, в связи с оказанием услуг по договорам хранения и по иным основаниям;
     - распоряжается имуществом кредитной  организации, а также имуществом, находящимся у кредитной организации  в связи с осуществлением ею  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, в  доверительном управлении;
     - исполняет предписание Банка  России об устранении выявленных  в ходе проверки кредитной  организации нарушений в ее  деятельности, в том числе путем  внесения в финансовую и бухгалтерскую  отчетность соответствующих корректировок  (исправлений) в порядке, установленном нормативными актами Банка России;
     - проводит анализ финансовых операций, совершенных кредитной организацией  в течение последних трех лет,  предшествовавших назначению временной  администрации, с целью выявления  сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или передачей ее имущества третьим лицам во владение и пользование, повлекших за собой ухудшение финансового состояния кредитной организации;
     - обеспечивает сохранность электронных  баз данных об операциях кредитной  организации, в том числе при необходимости осуществляет их копирование. В случае отсутствия у временной администрации технической возможности копирования по ее ходатайству копирование электронных баз данных об операциях кредитной организации осуществляется территориальным учреждением Банка России16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.