На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Зарубежный опыт ГИМУ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                      США. 

     Политическое  устройство. По форме правления США  – президентская республика. По форме госустройства – федерация, субъектами которой являются 50 штатов. Особый статус закреплен за Федеральным округом Колумбия, который в отличие от штатов не имеет своего законодательного органа и управляется на основе законов, принимаемых Конгрессом. Ныне действующая конституция США принята в 1787 г. и впоследствии дополнена 27 поправками.
     В основу организации и взаимодействия системы высших органов государства по конституции положен принцип «разделения властей», в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга.
     Функции главы государства и правительства осуществляет Президент, обладающий всей полнотой исполнительной власти и являющийся одновременно главнокомандующим ВС и лидером своей партии. Президент избирается на 4 года, но не более, чем на два срока подряд. Пост Президента США занимает Барак Обама. Вице-президент является вторым по старшинству должностным лицом в стране и в случае неспособности Президента исполнять свои обязанности автоматически занимает президентский пост. По конституции за Вице-президентом закреплено также председательство в Сенате.
               Президентские выборы в США  согласно конституции проводятся  «в первый вторник после первого  понедельника ноября високосного  года» и являются двухступенчатыми. Формально американцы избирают  коллегию выборщиков, которым принадлежит  право окончательного голосования по кандидатуре Президента (голосование выборщиков проходит в «первый понедельник после второй среды дек.»).
               Каждая из основных партий, участвующих  в выборах, выставляет своего  кандидата на национальном партийном  съезде по итогам первичных выборов. Если на выборах за кандидата проголосовало относительное большинство избирателей штата, то он получает голоса всех выборщиков от этого штата. Победившим считается кандидат, получивший 270 голосов выборщиков из 538 (это число складывается из численности состава Сената и Палаты представителей).
               При Президенте действует исполнительное  управление, включающее в себя  аппарат Белого дома, Совет национальной  безопасности (СНБ), Административно-бюджетное  управление (АБУ), Совет экономических консультантов и др. К системе исполнительной власти относится также кабинет, выполняющий консультативные функции при Президенте. В его состав входят главы всех 14 министерств, назначаемые Президентом и утверждаемые Сенатом. Президент может присваивать ранг члена кабинета и другим должностным лицам администрации по своему усмотрению.
               На уровне штатов властные  полномочия разделяют губернаторы  и законодательные собрания штатов. По итогам местных выборов,  проходивших параллельно с общенациональными в нояб. 1998 г. большинство губернаторских постов (в 31 штате) контролируют республиканцы. Демократы имеют губернаторов в 17 штатах, 2 губернатора – независимые.
               Высшим органом судебной системы  является Верховный суд США,  обладающий полномочиями конституционного надзора и толкования законов. Состоит из 9 членов, назначаемых пожизненно Президентом и утверждаемых Сенатом. С июня 1986 г. Председателем Верховного суда является У.Ренквист.
               В США сложилась двухпартийная  система, при которой у власти сменяют друг друга две партии: республиканская, основанная в 1854 г., и демократическая, возникшая в 1828 г. Главной их особенностью является отсутствие фиксированного членства, твердой партийной дисциплины, а также высокая степень децентрализации партийных структур. По идеологической ориентации республиканская партия традиционно считается партией консерваторов, выступающей за ограничение регулирующей роли государства, то время как демократическая партия представляет политические течения либерального и социал-демократического толка. С учетом доминирующих сейчас в США настроений в обеих партиях в последние годы несколько усилили свое влияние радикальные крылья.
               В 1995 г. техасский миллиардер  Р.Перо создал Партию реформ  в противовес двум основным политическим партиям; партия зарегистрирована практически во всех штатах. В США также действуют десятки «карликовых» партий: Либертарианская, «Зеленых», Социалистическая, Социалистическая рабочая (троцкисты), Природного закона, Коммунистическая партия и др. Эти партии, как правило, ограничивают свою деятельность крупными городами (в основном Нью-Йорком) или отдельными штатами.
               В профсоюзах США объединено  около 17 млн. рабочих и служащих, т.е. 15,5% американской рабочей силы. Крупнейшее профсоюзное объединение – Американская федерация труда-Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП) включает 89 отраслевых и межотраслевых профсоюзов и насчитывает 14 млн.чел.
               Вооруженные силы. Включают три  вида войск: сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы. Каждый вид состоит из регулярных и резервных компонентов. По своему целевому назначению и характеру задач ВС США подразделяются на стратегические, общего назначения, средства стратегических перебросок и резервы.
               Численность личного состава регулярных ВС США – 1,4 млн.чел. Структура: 10 армейских дивизий, 12 авианосных соединений, 12 десантных групп, 20 авиакрыльев, 4 дивизии морской пехоты.
     Стратегические  силы включают стратегические наступательные силы и стратегические оборонительные силы, системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства, силы и средства противовоздушной обороны.
               До вступления в силу Договора  СНВ-2 американские стратегические  ядерные силы будут сохранять  в своем составе 500 МБР «Минитмен» и 50 МБР «Пискипер», 18 ПЛАРБ класса «Огайо» – каждая с 24 ракетами на борту, 94 ТБ В-52 (штатный боезапас каждого – до 20 ядерных крылатых ракет), 21 ТБ В-2 (каждый способен нести до 16 ядерных авиабомб).
               Военный бюджет США на 1999 ф.г. предусматривал общий объем расходов на оборону в размере 270 млрд.долл. Из этой суммы на долю Пентагона приходится 250 млрд., на нужды министерства энергетики (ядерное оружие) – 12 млрд.долл., других ведомств, связанных с программами военного строительства – 8 млрд.
       Внешняя политика. Сориентирована на обеспечение национальных интересов и удержание американского лидерства в мировой политике. Главная задача американской дипломатии – не допустить того, чтобы нестабильность в отдельных странах или регионах угрожала безопасности США и их союзников. В целях предотвращения и урегулирования кризисов предусматривается введение санкций против нарушителей признанных международных норм и избирательное применение всех имеющихся в распоряжении США ресурсов – от дипломатии до вооруженного вмешательства. При этом американская администрация готова идти на односторонние действия, использовать силовые методы в международных делах.
       Основными средствами осуществления внешней политики служат упрочение связей с партнерами США, развитие с ними сотрудничества в сфере обороны и укрепление военно-политических союзов, поддержание тесных рабочих отношений с ведущими региональными державами, формирование на американских условиях нового мирового экономического порядка, активное участие в урегулировании региональных конфликтов.
       Администрация исходит из того, что после распада СССР и окончания «холодной войны» США превратились в доминирующую мировую державу, призванную осуществлять лидерство в международных делах. В изменившихся условиях американская внешняя политика помимо решения традиционных проблем должна найти достойные ответы на новые вызовы – расползание ОМУ и средств его доставки, терроризм, этнические и религиозные конфликты, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, защита окружающей среды.
     Приоритетными целями внешнеполитической деятельности США на данном этапе являются укрепление и расширение НАТО и установление стабильного партнерства между  альянсом и Россией, упрочение военно-политического союза с Японией, стабилизация отношений с Китаем.
     США активно развивают связи с  государствами бывшего СССР. Усилия направлены на оказание выгодного для  США воздействия на внутреннюю и  внешнюю политику стран СНГ, их международную  ориентацию. Ощутимо возросла в последнее время вовлеченность Вашингтона в урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, прежде всего в Закавказье. Американцы прямо заявляют о «значительных коммерческих и стратегических интересах США», связанных с каспийской нефтью.
       Важное место во внешнеполитической деятельности отводится обеспечению прочных позиций США в мировой экономике, продвижению торгово-экономических интересов американского бизнеса. Ставится задача расширения американского экспорта, прежде всего в два наиболее динамично развивающихся региона – Азию и Лат. Америку.
       О мерах по защите национальных инфраструктур. Начало этой деятельности было положено в июле 1996 г., когда президент США образовал «Комиссию по защите критической инфраструктуры» во главе с отставным генералом Маршем. В задачи комиссии входят: выделение критически важных для национальной безопасности отраслей и оценка их уязвимости; выработка предложений по необходимым мерам на уровне госполитики и по стратегии организации защиты инфраструктур от нападения физическими и электронными средствами; подготовка нормативных документов и конкретных планов по устранению слабых и уязвимых мест в выделенных инфраструктурах.
       По итогам работы Комиссии, ею в окт. 1997 г., был подготовлен доклад Critical Foundations: Protecting America's Infrastructures, содержащий 72 рекомендации. В основных положениях этого документа отмечается что: несмотря на возрастающую опасность возможного электронного воздействия на критические инфраструктуры, вероятность непосредственной атаки, представляющей угрозу на национальном уровне, пока незначительна, хотя со временем она может принять очень серьезный характер и к ней надо готовиться; базой такого взаимодействия является обмен информацией по всему комплексу применяемых систем и средств управления инфраструктурами, включая оборудование, программное обеспечение, средства связи, порядок организации работ и обслуживания.
     Предложены  меры по созданию госорганов, организующих и координирующих эту деятельность: образование в СНБ департамента координирующего выполнение программы; создание аналитического центра по сбору и анализу информации по возможным нападениям; создание национальной системы предупреждения возможной атаки; образование межведомственной группы по обмену информацией между частными и государственными структурами; создание координационных секторов по каждой выделенной инфраструктуре.
     Предложено  также значительно увеличить  финансирование НИОКР в области  создания комплекса систем защиты национальных инфраструктур. В 1998 г. на эти цели было израсходовано 250 млн.долл. в год, и предлагается выделять на исследования по 1 млрд.долл. в течение шести лет. Частный сектор ежегодно расходует на повышение информационной безопасности своих систем до 1,5 млрд.долл.
               Предложенная Программа находится в стадии конкретизации ее положений. Активное участие в ее разработке и развитии принимают расположенные в Калифорнии Ливерморская национальная лаборатория и Центр по международной безопасности и контролю за вооружениями при Стэнфордском университете. Развитие систем защиты информационных инфраструктур выдвигается в число наиболее приоритетных направлений деятельности правительства в области национальной безопасности. 

     Великобритания. 

     По  форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует столько же, сколько и само это государство, т.е. с начала IX века, когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был, правда, 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).
     В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место  в системе государственных органов  монарха, который является главой государства  и признается источником суверенной власти.
     В Великобритании действует кастильская  система престолонаследия, в соответствия с которой королевский трон передается ГК) наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II - 42-й монарх Великобритании и шестая по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.
     Полномочия  монарха существуют в форме королевских  прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы  монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. фунтов стерлингов, то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива - освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х годов Елизавета II добровольно от нее отказалась.
     Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать спящими прерогативами.
     Политические прерогативы монарха также можно классифицировать. Во взаимоотношениях с парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всего тем, что он является составной частью этого органа. Однако монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Из этого правила установлено единственное исключение, связанное с еще одной королевской прерогативой. Каждый год осенью именно королева открывает очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с речью, подготовленной для нее премьер-министром. Формально-юридически только в это время парламент заседает в полном составе, что считается крупным политическим событием, поскольку устами королевы излагается программа, с которой правительство выходит на очередную парламентскую сессию.
     Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с парламентом - подписание принятых им законов. С этой прерогативой связана  следующая - право королевского вето, которое формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не используется.
     Наконец, именно монарху в Великобритании принадлежит право роспуска нижней палаты парламента - палаты общин.
     Во  взаимоотношениях с правительством статус монарха характеризуется  тем, что он назначает премьер-министра. Однако фактически им становится лидер  партии, победившей на выборах в палату общин. Поэтому в большинстве случаев акт назначения является формальностью. Тем не менее порой возникают достаточно сложные ситуации, когда слово монарха может стать решающим. Например, в 1957 г. и 1963 г. в политическом руководстве победившей на выборах Консервативной партии не было единства, в результате чего оно не смогло выдвинуть согласованную кандидатуру премьер-министра. Решающее слово в такой ситуации оказалось за монархом: в 1957 г. Елизавета поддержала кандидатуру Макмиллана, в 1963 г. - Дугласа-Хьюма. В 1974 г. благодаря позиции королевы было сформировано лейбористское правительство, хотя явного преимущества у этой партии в результате выборов не было. Образованное правительство действует от имени короны.
     Судебные  полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждается и ведутся все уголовные дела.
     Монарх  является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании. Он назначает  высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (личное воинское звание королевы - полковник), награждает знаками отличия.
     Внешнеполитические  полномочия монарха определяются прежде всего тем, что он выступает главой Британского Содружества, в состав которого входят в настоящее время 49 государств, причем 18 из них, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию, признают Елизавету II и в качестве своего главы государства. Именно королева промульгирует конституции государств, входящих в состав Содружества.
     Наконец, специфическая черта статуса монарха Великобритании состоит в том, что он является главой англиканской и пресвитерианской церкви.
     Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным  обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.
     Институт  монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности  в ее развитии, гарант стабильности в обществе. Монархия имеет некоторые  преимущества, отсутствующие у республиканской  формы правления. К ним можно отнести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.
     Парламент Великобритании включает монарха, палату общин и палату лордов.
     Нижняя  палата - палата общин - это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет.
     Руководит палатой общин председатель палаты - спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются три  заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии. Спикеру оказывают помощь партийные "кнуты", которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.
     Важным  структурным элементом палаты общин  служат парламентские комитеты. Они  образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.
     Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.
     Неспециализированные  комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.
     В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется  комитетом по отбору (а не палатой  в целом) по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.
     Специализированные  комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются  по отраслям и сферам управления. Их основная задача - контроль за деятельностью  основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.
     Комитеты  имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать  необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В цепом парламентские комитеты играют вспомогательную, не очень значительную роль, их решения носят рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного комитета.
     Депутат обладает иммунитетом (на период сессии плюс 40 дней до начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу. Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3 помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают помощь местные партийные агенты (в выполнении конкретных просьб избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).
     У каждого депутата имеются двойственные отношения со своей партией, без поддержки которой невозможно победить на выборах и сделать карьеру. Однако строгое подчинение партийной дисциплине лишает депутата его индивидуальности и возможной поддержки избирателей. Поэтому по принципиальным вопросам они нередко вынуждены голосовать против мнения своей фракции, объединяясь с другими депутатами (такое поведение не рассматривается как стремление "сколотить" оппозицию партийной политике).
     Основной  сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.
     Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает правительство - фактически главный автор и исполнитель бюджета. В соответствии с традицией финансовые законы вносятся правительством только в нижнюю палату парламента. Депутаты могут вносить поправки в бюджет лишь после согласования с соответствующим министром. Если бы не было предварительного обсуждения и специальных экспертных оценок в комитетах, за отводимые на обсуждение 1000-страничного бюджета 26 дней депутаты не смогли бы предложить свои поправки. Палата общин осуществляет контроль за расходованием финансов (через парламентского контролера - генерального аудитора, комитет по публичным счетам, а также во время парламентских вопросов правительству).
     Контроль  за деятельностью правительства  также является одним из важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу ответственного правления. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию.
     Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время, является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло приглашение  министров для дачи показаний  на их заседаниях. Наиболее часто применяемая  форма контроля - вопросы правительству, а по существу его критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно (кроме пятницы) начинаются с "часа вопросов". Ежегодно правительству задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр выступает перед парламентом раз в месяц, премьер-министр - 2 раза в неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать: вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая информация конфиденциального свойства. Если присутствующий с министром помощник предупреждает, что затраты на подготовку ответа на данный вопрос превышают 200 ф.ст., министр решает, стоит ли отвечать. С учетом постоянной трансляции заседаний палаты, сведения, представляемые правительством во время "часа вопросов", в конечном счете предназначены для информирования и непосредственного обращения к электорату. Вопросы помогают министрам глубже анализировать сложные проблемы, становятся импульсом будущих правительственных мер.
     Судебные  полномочия английского парламента осуществляются палатой лордов, которая является высшей судебной инстанцией в стране.
     Правительство Великобритании имеет весьма своеобразную структуру. Состав кабинета (собственно правительства) и официального правительства  не совпадает. Кабинет существует благодаря конституционному обычаю (нет ни одного закона, который устанавливал бы его правовой статус). Министры, возглавляющие наиболее важные министерства, назначаются членами кабинета. В него, кроме премьер-министра, входят 20-22 человека: лорд-канцлер, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних дел, обороны, а также министры без портфеля. Состав кабинета, как и правительства, неоднороден. Наиболее близкие и пользующиеся доверием премьер-министра члены кабинета (3-5 чел.) входят в так называемый "внутренний кабинет". Принятое ими решение (кабинет в полном составе собирается редко) оформляется затем как решение кабинета. При необходимости численный и персональный состав "внутреннего кабинета" может меняться по усмотрению премьер-министра.
     Правительство формируется премьер-министром, как  правило, из депутатов правящей партии в количестве около ста человек. В него входят четыре группы министров. Первая - главы отдельных министерств. Часть из них, занимающая ключевые позиции, входит в состав кабинета. Остальные министры получают лишь выдержки из решений кабинета, касающихся деятельности возглавляемых ими министерств (если их не пригласили на рассмотрение кабинетом этого вопроса). Вторую группу составляют министры без портфеля и члены правительства, занимающие различные традиционные должности: например, лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати. В каждом конкретном правительстве премьер-министр возлагает на них выполнение особых функций. Министры третьей группы называются государственными министрами - это заместители министров, наиболее крупных министерств. Четвертая группа - так называемые младшие министры - парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связей министров с парламентом. Изменение отношений с парламентом, усложнение управленческих функций правительства и противоречия с огромной армией чиновничества потребовали усиления последних двух категорий министров. В 1986 г. государственных министров было в три, а парламентских секретарей - в полтора раза больше, чем членов кабинета.
     Одним из основных направлений деятельности правительства является управление разветвленным государственным  аппаратом. Оно не только играет решающую роль в назначении, перемещении и  увольнении чиновничества, но и руководит  его работой. Через министерства, департаменты, штабы и другие органы правительство осуществляет волю государства.
     Будучи  органом исполнительной власти, правительство  призвано исполнять принятые парламентом  законы. Исполнение приводит к установлению собственной нормотворческой деятельности правительства. Принимаемые им акты можно подразделить на 2 группы: акты подзаконного характера и акты делегированного законодательства: последних в среднем за год принимается в 18 раз больше, чем законов. Широкое распространение получила и субделегация, когда министры поручают (делегируют) издание актов руководителям нижестоящих ведомств.
     Фактический контроль за законодательной деятельностью  парламента также стал одним из важнейших  направлении деятельности правительства. Он осуществляется за счет того, что правительство составляет повестку дня, определяет процедуру заседаний, регулирует время дебатов и т.д. Правительственный контроль особенно ощутим при принятии бюджета. Правительству принадлежит важная роль в осуществлении внешней политики, установлении чрезвычайного положения и в других важных сферах государственной деятельности. 

     ФРГ. 

     По  смыслу конституции ФРГ система  органов государственной власти базируется на принципе разделения властей, хотя сам термин в основном законе прямо не упоминается. Законодательная впасть принадлежит Бундестагу; исполнительная - федеральному президенту (в небольшой степени) и Федеральному правительству; правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом. Федеральным верховным судом (официально именуемым Федеральной судебной палатой) и иными судами.
     Парламент. По смыслу основного закона и согласно теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность. "Бундестаг, - пишут германские ученые Г.Клайн и В.Цее, - является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа” . Бундесрат, через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной, является, по мнению ряда немецких теоретиков, органом "верховной бюрократии земель" и не рассматривается ни в основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты парламента.
     Однако  ряд германских ученых и российские теоретики, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат - Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д.
     Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных выборов. Депутаты Бундестага, согласно основному закону, являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести (свободный мандат) - ст. 38 и 39 основного закона.
     Члены Бундесрата назначаются правительствами  земель из своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля располагает  в Бундесрате числом мест, неточно  пропорциональным количеству проживающего к ней населения. Земли имеют  в этом органе по меньшей мере три голоса; земли с населением свыше двух миллионов жителей - четыре голоса; с населением свыше шести миллионов жителей - пять голосов; с населением более семи миллионов - шесть голосов. Каждая земля может послать столько членов, сколько она имеет голосов.
     При этом голоса земли (что обеспечивает формальное равенство субъектов  федерации) могут подаваться только согласованно (ст. 51). Срока полномочий Бундесрата конституция не устанавливает. Его члены имеют императивный мандат; правительства земель указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.
     Бундестаг выбирает своего председателя (дословно - президента), его заместителей и  секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью; без разрешения председателя в помещениях палаты на может проводиться ни обыск, ни выемка (ст. 40 основного закона). Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовывать следственные комитеты (ст.ст. 45-а, 45-б, 45-в основного закона).
     Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий  регламент 1952 г. в редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других.
     Заседания Бундестага открытые; решением большинства 2/3 депутатов они могут быть объявлены  закрытыми. Решения принимаются  большинством присутствующих депутатов. Закон об изменении основного  закона нуждается в согласии 2/3 депутатов  Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата (ст. 42, 79 основного закона).
     Бундесрат принимает свои регламент. В настоящее  время действует регламент 1966 г. в редакции 1988 г., в котором регламентированы общие положения (о членах Бундесрата, легислатуре и т.д.), об образовании и правовом положении органов Бундесрата (президиум, комитеты, секретариат т.д.), о заседаниях Бундесрата (подготовка, созыв, руководство, кворум и т.д.), о производстве в комитетах, о производстве по делам Европейского Сообщества и т.д.
     Созывает Бундесрат его председатель; он обязан созвать его по требованию представителей не менее 2-х земель или Федерального правительства (ст. 52 основного закона).
     Члены Бундесрата не могут быть одновременно депутатами Бундестага.
     Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию между федерацией и землями. Он принимает законы в сфере исключительной компетенции федерации и конкурирующей компетенции федерации и земель, а также по вопросам, по которым федерация может издавать общие правовые предписания (ст.ст. 71-75, 77 и др. основного закона).
     Законопроекты, согласно Конституции, вносятся в Бундестаг  Федеральным правительством, депутатами Бундестага ил Бундесратом (абз. 1 ст. 76). Законопроекты Федерального правительства подлежат внесению сначала в Бундесрат, который имеет право высказаться о них в течение 6 недель. Проект, определенный Федеральным правительством при внесении в Бундесрат как особо срочный, оно может по истечении 3 недель передать в Бундестаг, даже если мнение Бундесрата по этому проекту еще не получено; мнение Бундесрата в таком случае должно быть немедленно по получении направлено в Бундестаг. Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Законопроекты могут вносить и группы депутатов Бундестага (одна из фракций, либо не менее 5% депутатов, что установлено в регламенте Бундестага).
     Законопроекты рассматриваются в трех чтениях: на 1-м из них, как правило, обсуждаются основные положения проекта, в конце 1-го чтения законопроект передается в один из комитетов Бундестага; 2-е чтение включает в себя обсуждение каждой статьи проекта, внесение в него изменений; по окончании 3-го чтения проводится голосование по законопроекту. Принятый Бундестагом закон должен быть немедленно передан в Бундесрат. Если Бундесрат дает согласие, закон, принятый Бундестагом, считается вступившим в силу. Если у него имеются дополнения или изменения, то Бундесрат может в течение 3-х недель с момента получения принятого Бундестагом закона потребовать созыва комитета, образуемого из депутатов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения проектов. Если для принятия закона согласие Бундесрата обязательно , то созыва комитета могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит внести изменения в принятый Бундестагом законопроект, то Бундестаг должен вновь принять решение по такому законопроекту. Если для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, он может по окончании вышеупомянутой процедуры, в течение 2-х недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. В случае, если протест принят большинством голосов Бундесрата, то он может быть отклонен решением большинства депутатов Бундестага (ст. 77).
     Отличительной особенностью законодательной процедуры  в ФРГ является предоставленное  Бундесрату право, практически без  согласия Бундестага, принимать законы в условиях т.н. состояния законодательной  необходимости, если Федеральное правительство  считает такой законопроект неотложным (ст. 81 основного закона). Названная процедура является подтверждением считать Бундесрат верхней палатой парламента.
     Парламент ФРГ может делегировать Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в законодательную компетенцию. При этом в законе должны быть определены содержание, цели и объем предоставленного полномочия. При делегации полномочий требуется согласие Бундесрата в отношении правовых постановлений Федерального правительства или федерального министра об основных принципах и тарифах при использовании федеральных железных дорог и учреждений почты и телеграфа; такое же согласие требуется при издании на основании делегирующего закона таких правовых постановлений, которые нуждаются в согласии Бундесрата или выполняются землями по поручению федерации либо в порядке их собственной компетенции.
     Бюджет  ФРГ принимается парламентом  с соблюдением обычной законодательной  процедуры. Он должен быть представлен Федеральным правительством не позднее начала сентября. Важнейшую роль в этом процессе играет постоянная комиссия по финансам Бундесрата и бюджетная комиссия Бундестага.
     Члены Федерального правительства несут  коллективно и индивидуально  политическую ответственность перед Бундестагом. В ФРГ Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания преемника главы правительства. Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера.
     Парламент ФРГ ратифицирует международные  договоры, если они затрагивают политические отношения федерации или вопросы  компетенции федерации. Некоторые международные соглашения административного характера требуют согласия Бундесрата.
     Парламент ФРГ может объявить состояние  обороны в случае, если федерация  подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия. Если Бундестаг в  это время не может собраться, то совместный комитет из 33 членов (2/3 членов Бундестага и 1/3 членов Бундесрата) принимает решения. Они могут быть отменены Бундестагом с согласия Бундесрата.
     Федеральный президент. Главой государства в  ФРГ является федеральный президент. Он избирается Федеральным собранием (орган, состоящий из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности) сроком на 5 пет. Президентом может быть избран гражданин ФРГ (по формулировке основного закона - "каждый немец"), обладающий избирательным правом и достигший 40 лет. Непосредственное переизбрание допускается только 1 раз (ст. 54).
     Согласно  основному закону федеральный президент  не может входить ни в состав федерального правительства, ни в состав законодательной корпорации какой-либо земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии или иметь занятие, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли (ст. 55).
     Федеральный президент назначает и увольняет  федеральных судей, федеральных  чиновников, офицеров и унтер-офицеров (если законом не установлено иное). В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации право помилования (ст. 60).
     Для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).
     Федеральный президент обладает иммунитетом, отменить его вправе только Бундестаг в установленных основным законом случаях (ст. 60 и ст. 46).
     Полномочия  федерального президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются председателем Бундесрата (ст. 57).
     Согласно основному закону. Федеральный президент может быть лишен должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении основного закона ФРГ или иного федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть представлено от имени не менее 1/4 депутатов Бундестага или 1/4 части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3 голосов Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61 основного закона).
     Федеральное правительство. Важнейшую роль в  жизни германского государства играет Федеральное правительство; особое положение занимает его глава - федеральный канцлер. Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".
     Федеральное правительство, согласно основному  закону, состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению федерального президента. Избранным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст. 63).
     Как уже говорилось, роль федерального канцлера в руководстве страной  очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет  за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.
     Федеральное правительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.
     Уже упоминалось, что в ФРГ установлены  юридические правила для обеспечения  устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного  вотума недоверия. Ответственность  за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 основного закона).
     Федеральный конституционный суд состоит  из двух палат (сенатов). Половина судей (т.е. восемь) избирается Бундестагом и половина - Бундесратом. Бундестаг избирает судей путем проведения непрямых выборов: эта процедура осуществляется специальной комиссией, формируемой на основе пропорционального представительства от политических фракций палаты. Судьи от Бундестага считаются избранными, если за них подано по меньшей мере восемь голосов. Судьи, получающие свои полномочия от Бундесрата, избираются двумя третями его голосов. Трое судей в каждом из сенатов должны избираться из членов пяти высших судов страны, т.е. от Федеральной судебной палаты. Федерального административного суда, Федерального финансового суда. Федерального суда по трудовым делам и Федерального суда по социальным вопросам, причем эти члены должны осуществлять свои полномочия не менее трех пет. Эти требования должны служить гарантией однородности судейского состава и его опытности. Пять других членов в каждом из сенатов должны быть назначены из числа лиц, имеющих возраст не менее 40 лет и обладающих дипломом, дающим возможность осуществлять функции судьи. Другими словами, только юристы могут получить место в Конституционном суде. Судьи не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель.
     Федеральный конституционный суд является самостоятельным  и независимым от всех других конституционных  органов судом федерации. Срок полномочий судей - 12 пет; он ограничен достижением 68-летнего возраста. Избранные на должность судьи назначаются федеральным президентом.
     Полномочия  Федерального конституционного суда весьма широки. Он разрешает следующие категории  дел:
     а) о толковании федеральной конституции  по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые конституцией или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;
     б) в случае расхождения мнений или  возникновения сомнений относительно формальной и фактической совместимости федерального права и права земель с федеральной конституцией или совместимости права земли с другим федеральным правом; такие вопросы Суд рассматривает по предложению Федерального правительства, правительства земли или одной трети части Бундестага;
     в) в случае расхождения мнений о  правах и обязанностях федерации  и земель, в частности, при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;
     г) по другим спорам публично-правового  характера между федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной судебный порядок (ст. 93).
     Конституционный суд разрешает также дела о  конституционных жалобах, которые  могут быть поданы каждым, кто утверждает, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, записанных в ряде перечисленных статей основного закона (право на сопротивление, равноправие, право избирать, права, связанные с отправлением правосудия). Суд рассматривает конституционные жалобы общин и общинных союзов по поводу нарушения законом права на самоуправление (ст. 28 конституции), а также в отношении законов земель при условии, что жалоба не может быть передана в конституционный суд земли.
     Согласно  закону (действует закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. в редакции 1985 г.) и федеральной конституции Суд выносит решения об утрате и лишении основных прав; об антиконституционности политических партий; по жалобам на решения Бундестага, касающихся действительности выборов, приобретения или утраты членства депутатом Бундестага; по обвинениям в отношении федерального президента; а также в случаях, когда конституционный суд какой-либо земли расходится в толковании основного закона с решением Федерального конституционного суда или конституционного суда другой земли (и ходатайствует о решении Федерального конституционного суда) и т.д.
     Решения Суда обязательны для конституционных  органов федерации и земель, а  также для всех судов и ведомств. В случаях, специально оговоренных законом, решения Суда имеют силу закона (например, когда он выносит решение по ходатайству конституционного суда земли при расхождении мнений в толковании основного закона с решением Федерального конституционного суда).
     Федеральная счетная палата. Основной закон ФРГ не содержит сколько-нибудь подробных норм, касающихся Федеральной счетной палаты; ее статус должен быть урегулирован федеральным законом (абз. 2 ст. 114). Такой закон был принят 11 июля 1985 г. Федеральная счетная палата - высшее федеральное ведомство, независимый орган финансового контроля, подчиненный только закону. В рамках установленных задач Палата содействует Бундестагу, Бундесрату и Федеральному правительству в принятии ими решений.
     Палату  возглавляет президент. Президент  и вице-президент избираются Бундестагом и Бундесратом тайным голосованием без прений по предложению Федерального правительства сроком на 12 лет. Остальных членов этого органа назначает федеральный президент по предложению главы Счетной палаты.
     Задачей палаты, члены которой обладают независимостью судей, является проверка расчетов, рентабельности и правильности ведения бюджета и руководства экономикой; проверка отчета федерального министра финансов о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и государственного долга за текущий финансовый год, представляемого Федеральным правительством в Бундестаг и Бундесрат. Ежегодно Палата представляет Бундестагу и Бундесрату специальный доклад по поводу проведенной ею проверки. По мнению немецких авторов, по своему правовому положению Счетная палата приравнена к федеральному министерству, однако обладает полной самостоятельностью по отношению к правительству. 

     Франция. 

     Центральные органы государственной власти, в  принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преимуществе исполнительной власти по отношению к законодательной.
     Центральная исполнительная власть - не особенно удачный  термин, поскольку эти органы не только исполняют законы, но являются и основным двигателем государственного механизма, предлагая парламенту принятие каких-либо мер; эти органы обладают самой полной информацией о положении дел внутри страны и за рубежом. В Пятой республике к числу таких органов относятся Президент республики и правительство. Эти два органа не являются совершенно отделенными друг от друга; правительство, заседающее в статусе Совета министров находится под председательством Президента республики, который, следовательно, составляет часть этого Совета. Однако, Президент и правительство конституируются разными способами, имеют различную продолжительность полномочий и весьма разные права. Соотношение этих полномочий в различные периоды Пятой республики было весьма различным и зависело от партийного состава Национального собрания. Например, с 1986 по 1988 гг. большинство мест в нижней палате парламента принадлежало правым буржуазным партиям, которые были политическими противниками президента - социалиста Ф.Миттерана. Такое же положение сложилось и после выборов в Национальное собрание в 1993 г. В такие периоды Президент обладает точно очерченными в конституции полномочиями; если же в Собрании большинство мест занимают сторонники Президента, то его фактическая власть возрастает - Президент может предлагать меры, входящие в собственную компетенцию правительства.
     Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Институт президента прошел значительную эволюцию, на понимание роли Президента накладывает отпечаток и личность обладателя этого поста. В соответствии со статьей 19 конституции формально-юридические полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра, а в случае необходимости и ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19 (например, без контрассигнации назначается премьер-министр).
     Президенту  принадлежат весьма важные обязанности  по наблюдению за установленным конституционным  правопорядком. Содержащаяся в ст. 5 основного закона формула о наблюдении Президентом за соблюдением конституции и об обеспечении своим арбитражам нормального функционирования государственных органов и преемственности государства давно была оставлена, и высказывания всех президентов не оставляют сомнений в их собственном каждый раз понимании духа и буквы основного закона. Влияние Президента на такое понимание проявляется и в косвенной форме - путем назначения трех членов в высшей орган конституционной юстиции - в Конституционный совет.
     Наиболее  важным личным полномочием Президента (наряду с использованием ст. 16 конституции) является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст. 16 конституции); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится в благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает "в наследство" враждебный ему парламент также использует это оружие. Свое право использовал Ф.Миттеран в 1981 г. и с меньшим успехом в 1988 г. Роспуск Национального собрания может применяться и как средство вывода страны из национального кризиса (в 1968 г. Ш.де Голль распустил Собрание). Однако, использование этого права всегда связано с риском для Президента, и применение этого права во многом зависит от популярности среди населения главы государства. О праве Президента проводить национальный референдум на основании ст. 11 конституции мы уже говорили.
     Особенно  возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16 конституции  позволяет Президенту ввести настоящую  единоличную диктатуру, во время  осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами. Важнейший инструмент в реализации политической функции государства, не имеющий аналогов во французской конституционной истории, эта статья стала "оружием политической борьбы" . Правда, в статье оговариваются два условия введения такого положения, при одновременном совпадении которых такое положение может быть введено. Первое - должно наличествовать одно из четырех требований, а именно: серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств. Второе - должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и глава государства не может ее вводить тогда, когда он этого хочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантии, а также весьма призрачный контроль за Президентом в это время делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в его арсенале. Сам момент введения такого положения не контролируется; глава государства лишь обязан получить "официальную консультацию" у премьер-министра, председателей парламентских палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные "мнения" названных лиц не являются обязательными. Сдерживающим органом по букве основного закона должен был бы стать парламент, который собирается по праву. Практически он не обладает контрольными функциями (правом отменять акты Президента, например), хотя и может высказываться по этим актам. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене Президента в Высокую палату правосудия. Понятие государственной измены весьма расплывчато и не существует официального толкования этого термина. Свободной интерпретации конституционных положений способствуют употребляемые в них выражения. Так, понятие "нормальное функционирование конституционных государственных органов" весьма эластично и может пониматься весьма широко. В 1961 г. такое "нормальное функционирование" было прервано лишь на одной части территории (в Алжире), но чрезвычайное положение было введено и в метрополии. Более чем дискуссионным явилось применение этого положения в течение 5 месяцев и 8 дней, хотя "нормальное функционирование" властей было восстановлено в Алжире через несколько дней.
     Президент практически снизу доверху формирует  исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников; лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г. В области международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства. Президент информируется о всех перегон ворах, ведущих к заключению соглашений, не требующих ратификации. Наиболее ярким примером роли Президента во внешнеполитической области явился выход Франции из военной организации НАТО в 1966 г., осуществленного по личной инициативе Ш.де Гопля, без ведома парламента.
     В судебной области Президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь "гарантом" ее независимости (ст. 64 конституции).
     Вторая  часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.
     На  практике Президент обладает большими правами, чем то след
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.