На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические аспекты учета затрат на производство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы. Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость  учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия  хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
     Проблема  расчета себестоимости сегодня  состоит в том, что финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами и аудиторскими фирмами, сосредоточен в основном на правомерности включения расходов в себестоимость продукции по предприятию в целом и ориентирован в большей степени на налоговый учет, казалось бы, бухгалтерский учет себестоимости больше не нужен, можно вести один налоговый. Но это не так «… никто не отменял обязанности организаций вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность всем заинтересованным пользователям …, а поскольку расчет «бухгалтерской » себестоимости на сегодняшний день несколько сложнее, чем налоговой», то именно ее предлагают взять за основу авторы книги «Учет – 2007: бухгалтерский и налоговый» под ред. Г. Ю. Касьяновой. В результате возникает объективная необходимость каждого предприятия наладить четкую систему бухгалтерского учета затрат на производство продукции, работ, услуг.
     Актуальность  данной проблемы и послужила причиной выбора темы курсовой работы.
     Объектом  исследования является приборостроительный завод.
     Предметом работы является система бухгалтерского учета затрат на производство продукции, работ, услуг. 

     Основные  задачи бухгалтерского учета затрат на производство продукции:
     - учет объема, ассортимента и качества  произведенной продукции, выполненных  работ и оказанных услуг и  контроль за выполнением плана по этим показателям;
     - учет фактических затрат на  производство и контроль за  использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за  соблюдением установленных смет  расходов по обслуживанию производства  и управлению;
     - калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;
     - выявление результатов деятельности  структурных хозрасчетных подразделений  предприятия по снижению себестоимости; 
     - выявление резервов снижения  себестоимости. 
     Предметом исследования является бухгалтерский учет и анализ издержек производства на предприятии.
     Цель  данной работы заключается в том, чтобы изучить учет затрат на производство  продукции.
     Достижение  поставленной цели требует решения  следующих задач:
     а) рассмотрение учета затрат  на производство;
     б) рассмотрение принципов организации  учета затрат на производство;
     в) рассмотрение и изучение учета расходов по элементам затрат;
     г) изучение учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции;
     д) рассмотрение учета незавершенного производства;
     Для раскрытия исследуемой темы использованы современные публикации в отечественной  печати, работы известных экономистов, обращавшихся к вопросу об организации  бухгалтерского учета и экономического анализа: Н.П, Кондракова, Ю.А. Бабаева и многих других. 
 

     ГЛАВА 1 Теоретические аспекты учета затрат на производство
     1.1 Общие положения и определения
     Процесс производства - основополагающий в  хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания, название организации. Кроме того, уставный капитал формируется под условия, дающие возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса постоянно находится финансовый результат от хозяйственной деятельности организации - прибыль или убытки.
     Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, который сплошь, непрерывно, взаимосвязано отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации.
     Определение величины затрат на единицу продукции  называется калькулированием, а документ в котором обобщена эта информация калькуляцией.
     Величина  затрат значительно влияет на величину финансового результата организации и на уровень цен, поэтому в бухгалтерском учете строго регламентированы правила признания и учета затрат. Критерием признания определены: ПБУ 10/99 «Учет расходов», методика учета Планом счетов.
     Себестоимость проданной продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.
     Определение расходов от обычных видов деятельности и порядок их признания изложен в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Учет расходов».
     Состав  расходов, принимаемых в целях  налогообложения организации, до 2002 г. определен в постановлении Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями), с 2002 г. - в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
     В себестоимость продукции, работ, услуг  организации включают расходы, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых и финансовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
     В себестоимость включают полную сумму  таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные сверх нормы.
     Кроме того, в себестоимость продукции  включаются потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.
     Формированию  бухгалтерской информации о затратах, их классификации, составу и видам производств, выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг должен предшествовать процесс разработки организацией бизнес-плана. В нем должны быть указаны показатели, включая состав себестоимости продукции, расчет продажных цен, прибыли и т.д., которые расшифровываются в разрезе, необходимом для бухгалтерского синтетического и аналитического учета (управленческого) и финансового - для отчетности. Исходя из показателей бизнес-плана, бухгалтерия формирует и разрабатывает учетную политику организации, обязательную к применению при учете процесса производства.
     Организация учета затрат на производство продукции  основана на следующих принципах:
     - неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости произведенной продукции в течение года;
     - полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
     - правильное отнесение расходов и доходов и расходов к отчетным периодам;
     1.2 Виды и классификация затрат на производство
     В соответствии с задачами и в целях  выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.
     1. По месту возникновения затрат - по центрам ответственности (производствам, цехам, участкам и т.д.) и по характеру производства (основное, вспомогательное).
     2. По экономическому содержанию:
    По  экономическим элементам 
    Материальные затраты
    Затраты на оплату труда
    Отчисления в фонды социального страхования
    Амортизация ОС
    Прочие затраты
         По статьям калькуляции:
      Сырье и материалы
      Возвратные отходы (вычитаются)
      Покупные изделия и полуфабрикаты
      Топливо и энергия на технологические цели
      Заработная плата производственных рабочих
      Отчисления в фонды социального страхования
      Расходы на подготовку и освоение производства
      Общепроизводственные расходы
      Общехозяйственные расходы
      Потери от брака
    Прочие производственные расходы
Производственная  себестоимость
    Коммерческие расходы
Полная  коммерческая себестоимость
     3. По способу включения в себестоимость продукции, работ, услуг все затраты подразделяются на прямые и косвенные.
     Прямые затраты - те, что на основе первичных документов можно отнести на затраты определенного вида продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата рабочих и др.).
     Косвенные затраты одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.). Их включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определения общей суммы по окончании месяца путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой.
     4. По отношению к технологическому процессу затраты на производство можно подразделить на основные и накладные (обслуживание производства, управление организацией). В составе последних отдельно, по типовым статьям,   учитывают расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и на управление организацией в целом (общехозяйственные расходы).
     5.  По эффективности.
      производительные  – затраты на производство продукции  установленного качества при рациональной технологии и организации процесса производства.
      непроизводительные – затраты, образующиеся вследствие недостатков в технологии и организации производственного процесса (потери от простоев, браков, оплата сверхурочных работ и т. д.).
     Производительные  затраты планируются, поэтому они  называются планируемыми, непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают не планируемыми. 
     6. По видам продукции (работ,  услуг) затраты группируют для  исчисления их себестоимости.
     Для обеспечения учета всех затрат в  рамках представленной классификации, распределения их между хозяйственными процессами, производствами, видами продукции создана система счетов бухгалтерского учета. Каждая организация, исходя из специфики своей хозяйственной деятельности, должна выбрать ту или иную совокупность счетов для учета затрат.
     Затем, исходя из приведенной выше классификации  затрат, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета необходимо закре пить основные элементы учета затрат в учетной политике организации, т.е. определить основные счета, используемые для определения себестоимости продукции, виды производств, виды деятельности, виды калькуляций, которые формируются по данным определенных бухгалтерских счетов.
     .
     1.3 Нормативно-правовая база
     Основные  нормативные документы используемые, при учете затрат и исчисляющие  себестоимость:
    Основные положения по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утвержден 23.09.98 г. с последующим изменением)
    План счетов и инструкция по его применению (приказ МФ РФ №94н от 31.10.2000г., ред. 07.05.2003 №38н)
    Положение о ведении учета и отчетности в РФ (приказ МФ РФ №34н от 24.03.2000)
    ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. МФ РФ от 06.05.99г. №33н)
    Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой отчетности (приказ МФ РФ №97 от 12.11.96 с изменениями утв. Приказом МФ РФ №81н от 21.11.97г.)
    Соответствующие главы Налогового кодекса
     ПБУ 10/99 предусмотрено, что в себестоимость  продукции включаются затраты, непосредственно  связанные с производством продукции, обусловленные технологией и  организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, услуги по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантий  и надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации.
 
     ГЛАВА 2. Методика учета затрат
     2.1 Организация учета затрат на  производство
     Общая схема учета затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.
     На  первом этапе отражаются все фактические  расходы: расходы на материалы, начисление и распределение оплаты труда, начисление износа основных средств и нематериальных активов, по денежным расходам отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах:
     • дебет счета 20 «Основное производство»  и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства;
     • дебет счета 23 "Вспомогательные  производства" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — прямые затраты  вспомогательного производства. Если производство является простым, то все  затраты вспомогательного производства рассматриваются как прямые и дебету счета 23;
     • дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения  предприятия (цеха, производства, мастерской);
     • дебет счета 26 "Общехозяйственные резервы" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96 и т. д. — расходы на общее обслуживание и организацию производства и управление предприятием в целом;
     • дебет счета 28 "Брак в производстве" и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70 и т. д. — расходы по исправлению брака;
     • дебет счета 97 "Резервы будущих  периодов" и кредит счетов 51, 60, 76 и т. д. — расходы, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся  к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую  печать и др.);
     • дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и кредит счетов 10, 23, 60, 69, 70 и т. д. — расходы, произведенные за счет созданных резервов (на ремонт основных средств, оплату отпусков работников и др.).
     На  втором этапе суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.
     Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг. Базой для распределения этих расходов могут использоваться: заработная плата производственных рабочих без доплат по прогрессивно-премиальным системам; затраты на обработку без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат по прогрессивно-премиальным системам; прямые затраты и др. Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляются специальные расчеты (ведомости).
     Расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 25, 26.
     Предприятия могут принять в учетной политике порядок списания общехозяйственных  расходов непосредственно в дебет  счета 90 с кредита счета 26.
     На  третьем этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и затрат по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и удержанными с виновников брака возмещений. Окончательные потери от брака списываются с кредита счета 28 в дебет счета 20.
     По  завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные  затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.
     На  четвертом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции и устанавливаются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на начало следующего месяца на счете 20 "Основное производство" в разрезе каждого изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию:
     Д-т  сч. 43 "Готовая продукция" К-т  сч. 20 "Основное производство".
     Фактическая себестоимость определяется:
     СФ = НЗПнп + Зт.п. – ВО – НЗПкп,
     где СФ - фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции (КО 20 сч.);
     НЗПнп и НЗПкп - остатки незавершенного производства на начало и конец периода (начальное и конечное сальдо 20 счета соответственно);
     Зт.п. – затраты текущего периода (ДО 20 сч.);
     ВО  – возвратные отходы (Кт 20 сч.).
     2.2 Методы учета затрат на производство  продукции.
    На  производственных предприятиях применяют  следующие методы учета затрат  нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный
    Нормативный метод применяется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством. Суть ее состоит в том, что отдельные виды затрат учитываются по нормам или нормативам, обособленно отражают отклонение фактических затрат от текущих норм. Фактическая себестоимость определяется следующим образом:
    Затраты по нормам +_  отклонения от норм +_ величина изменений норм.
    Позаказный  метод применяется при производстве ремонтных работ, когда объектами  учета считаются определенные заказы. На каждый заказ открывают отдельный  аналитический счет и все затраты до окончания работ считают незавершенным производством. При сдаче заказа составляются отчетные калькуляции.
    Попередельный метод применяется в отраслях, где сырье проходит несколько  стадий обработки. В этом случае затраты  учитываются по переделам. Этот метод существует в двух вариантах: полуфабрикатный, бесполуфабрикатный
    Попроцессный  метод применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции, где отсутствует незавершенное  производство.
 
     2.3 Характеристика аналитических и  синтетических счетов
     Учет  вспомогательных производств ведут  на активном счете 23 "Вспомогательное  производство". В дебет счета 23 в течение месяца относят все  затраты вспомогательных производств  с кредита материальных и расчетных  счетов в корреспонденции Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.
     По  окончании месяца затраты вспомогательных  производств распределяют между  потребителями услуг пропорционально  количеству потребленных услуг в  соответствующих единицах измерения  в корреспонденции Д-т 25, 26, 29 К-т 23.
     Распределение услуг вспомогательного производства между потребителями производят в разработочной таблице №9. В ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.
     Аналитический учет затрат вспомогательного производства организуется:
     в разрезе калькулируемых объектов –  в карточках учета производства;
     по  цехам – в ведомости №12.
     Синтетический учет затрат вспомогательного производства ведут в журнале-ордере №10 по данным ведомости №12.
     Учет  расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут на собирательно-распределительном  счете 25 "Учет общепроизводственных расходов", субсчет 1 "Расходы по содержанию и эксплуатации машин  и оборудования". На дебете этого  счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60.
     По  кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.
     Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, потому что они не зависят от объема производства продукции.
     По  окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным  производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии сметных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
     Сметную ставку исчисляют путем умножения  суммы сметных расходов за один час работы оборудования на количество машино-часов работы оборудования.
     Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в "Ведомости учета затрат цеха №12". Заполняют ее на основании разработочных таблиц №1 "Распределение материалов и заработной платы", разработочных таблиц №6 и №9.
     Учет  и распределение общепроизводственных расходов
     Если  на предприятии принята цеховая  структура управления производством, то для учета производственных (цеховых) расходов используют собирательно-распределительный счет 25, субсчет 2 "Общепроизводственные расходы". По характеристике счет 25/2 аналогичен счету 25/1.
     В течение месяца в дебет счета 25/2 относят расходы цеха с кредита  материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции: Д-т 25/2 К-т 10, 70, 69, 71, 60.
     В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью  включают в производственную себестоимость  продукции (работы, услуг) основного  и вспомогательного производства (Д-т 20, 23 К-т 25/2) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).
     Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут  в ведомости №12 в разрезе статей затрат.
     Синтетический учет ведут в журнале-ордере №10 на основании данных ведомости №12.
     Учет  общехозяйственных расходов ведут  на собирательно-распределительном  счете 26 "Общехозяйственные расходы".
     По  дебеты счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 70, 10, 69, 02, 79, 60, 76.
     В конце месяца собранные общехозяйственные  расходы подлежат полностью списанию на счета 20 и 23 и распределению между  видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной продукции производственных рабочих: Д-т 20, 23 К-т 26.
     Остатка по счету 26 на конец месяца нет.
     Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут  в ведомости №15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании  первичных документов и разработочных таблиц №1, 6, 9, листков расшифровок по прочим расходам.
     Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства и в  практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют "некалькулируемыми". Поэтому  их относят, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не на производственные счета, а на счет 90 "Продажи", т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции: Д-т 90 К-т 26.
     Учет  расходов будущих периодов осуществляют на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дебет активного счета 97 относят указанные расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки, учтенные на дебете счета 97, расходы списываются в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 "Расходы на продажу". Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями.
     Существуют  несколько способов списания расходов:  Арендная плата, подписка на литературу, затраты на ремонт и прочие расходы  списываются равными долями в  отчетных периодах, к которым они  относятся в корреспонденции Д-т 25, 26 К-т 97.
     Освоение  производства нового вида продукции. Расходы, связанные с подготовкой и  освоением новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".
     После испытаний и одобрения этих изделий  их передают в серийное производство. С этого момента затраты на освоение подлежат погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в течение установленного срока погашения. Сумма ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном периоде продукции данного вида и нормы списания. Норму списания (погашения) на единицу изделия рассчитывают исходя из общей суммы расходов, срока погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.
     Списание  расходов оформляют проводкой: Д-т 20 К-т 97.
     Учет  расходов будущих периодов ведут  по дебету счета 97 в ведомости №15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости №12 "Затраты по цеху" и в ведомости  №15, журнале-ордере №10.
     2.4. Документальное оформление, учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов
     Основная  задача бухгалтеров в этой области  сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. Конечно, в некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например, листков-расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.
     Учет  и распределение расхода материалов. Материальные ценности отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. В Письме Минфина СССР «Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках» от 30 апреля 1974 г. № 103 к таким документам отнесены: лимитно-заборные карты, требования, накладные с указанием кодов заказов, видов материалов, количества, цены, суммы и мест их использования и др. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а утверждены унифицированные формы по учету материалов, которые должна применять любая организация при оформлении соответствующих расходов.
     Процесс распределения израсходованных  материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:
     по  видам материально-производственных затрат (МПЗ) (основные - счет 10-1, вспомогательные - счет 10-2, прочие - счет 10-9, и др.)
     по  местам использования (цех, отдел, участок  и т.д.)
     по  заказам (видам продукции, работ, услуг - счет 20, 23),
     по  статьям расходов (общепроизводственные - счет 25, общехозяйственные - счет 26, расходы будущих периодов - счет 97 и др.).
     При журнально-ордерной форме учета  такая группировка дает возможность составить разработочную таблицу № 1 «Распределение расхода материалов за отчетный месяц».
     При разработке учетной политики организации  руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов:
     1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов.
     2. Метод ЛИФО (последним пришел, первым  вышел) используется в период инфляции, так как позволяет организации включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления, т.е. их цену, хотя они могли и не использоваться в отчетном периоде.
     3. Метод ФИФО (первый пришел, первый  вышел) используется при падении  цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии. (Опять с целью возмещения более дорогостоящих затрат в первую очередь.)
     При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения - разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ЛИФО, ФИФО) довести ее до фактической. Ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20 (дебет счета 20, кредит счета 10).
     Важно помнить, что, несмотря на использование  материалов на производство продукции, работ, услуг (дебет счета 20), на содержание и ремонт оборудования (дебет счета 25), на исправление брака (дебет счета 28), на содержание офиса (дебет счета 26) и прочие нужды, сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т.е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам.
     Исчисленные суммы ТЗР записывают в журнале-ордере № 10 на дебет счета 20 «Основное производство» отдельной строкой с кредита тех счетов, к которым они относятся (10).
     Учет  отходов. При обработке материалов в процессе производства образуются отходы.
     Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные  нужды, называют возвратными, или ценными.
     Отходы, не представляющие никакой потребительской  ценности, называются безвозвратными.
     Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам: Д 10-К 20.
     На  основе накладных, на сдачу на склад  отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости  с соответствующих заказов, работ, услуг.
     Указанные суммы записывают в карточках  аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в журнале ордере № 10/1 бухгалтерской записью (дебет счета 10, кредит счета 20).
     Распределение заработной платы, начисление на нее  премий и резерва на отпуск рабочим. Большой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческого персонала - это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использования рабочего времени и установленного договором (контрактом) оклада. Для рабочих - затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте выполнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показатели, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов.
     Распределенная  сумма начисленной заработной платы  служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели.
     Одновременно, если учетной политикой организации  предусмотрено создание резервов на отпуск рабочим, производится расчет этих сумм (дебет счета 20, кредит счета 96). Процент отчислений устанавливается организацией самостоятельно, и сум ма рассчитанного резерва фиксируется на тех же счетах и статьях затрат, где отражена начисленная заработная плата рабочим.
     Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или прочих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70).
     Учет  и распределение прочих затрат на производство. Амортизационные отчисления. В составе прочих затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.
     Это основные средства и нематериальные активы. Для возмещения их стоимости с целью обновления объектов и замены указанного имущества в бухгалтерии ежемесячно рассчитывают суммы их амортизации (износа), т.е. потери объектами моральных и физических качеств (при стоимости за единицу свыше 2000 руб.). В учетной политике организации устанавливается порядок расчета амортизации (износа) по различным видам средств труда:
     по  объектам основных средств варианты расчета предусмотрены Положением о бухгалтерском учете основных средств - ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 264. Организация должна выбрать и указать в учетной политике более подходящие для нее варианты расчета амортизации (износа) основных средств в разрезе установленных ей групп основных средств.
     Их  четыре: линейный способ, способ уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
     В настоящее время организации используют линейный способ расчета амортизации основных средств, по предметам, приобретенным до 1 января 1998 г., ему соответствуют не отмененные для применения «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные постановлением СМ СССР от 22.10.90 № 1072. Начисленные суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств в разрезе цехов и отделов предприятий отражаются по статьям расходов производственных счетов 25, 26, 97 и других с записью в ведомостях № 12, 15 кредита счета 02 «Амортизация основных средств». Объекты основных средств стоимостью до 2000 руб. за единицу списываются на затраты полностью в момент передачи в эксплуатацию (дебет счетов 20, 23, 25, кредит сч. 01).
     Амортизация нематериальных активов осуществляется согласно установленным организацией самостоятельно сроков и норм, в течение которых объект будет эксплуатироваться и приносить доход. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 05 «Амортизация нематериальных активов» или 04 «Нематериальные активы» с записью в карточки аналитического учета по заказам (счет 20), ведомости №12 и 15.
     Учет  и распределение услуг со стороны. Ни одна организация не может полностью самостоятельно обеспечить свои потребности в воде, энергии, паре, ремонтных работах, аренде, транспортных услугах и пр. По каждому виду услуг с их поставщиком заключается договор. Исполнение договора оформляется впоследствии выпиской платежных требований-поручений, актов, счетов за оказанные услуги, а также счетов-фактур. Эти затраты фиксируются в журнале-ордере № 6 к счету 60 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 96, 97 и других с учетом задолженности перед партнерами в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». За каждый отчетный период указанные затраты суммируются по статьям расходов или по заказам в листках-расшифровках и затем общими итогами за месяц записываются в карточках по заказам и в ведомостях № 12 и 15.
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на производство продукции
 Общие сведения о предприятии. Учет затрат на производство рассматривается на примере приборостроительный завод». Завод вырабатывает массовую продукцию: аппараты типа ТВ и трансформаторы для двух моделей. Основное производство включает механосборочный цех №1, вырабатывающий аппараты типа ТВ, и механосборочный цех №2, выпускающий трансформаторы АБ-1 и МК-2. Затраты каждого цеха учитываются в отдельной ведомости по статьям расходов. Общехозяйственные расходы учитываются по заводу в отдельной ведомости по статьям расходов. Аналитический учет по каждому виду изделий ведется по статьям затрат в специальных машинограммах или на карточках.
 
 
                                                                            Таблица 1
По счетам бухгалтерского учета на 1 января 2010г. имелись следующие остатки средств
Шифр  счета субсчета
Наименование  счета Дебет Кредит
10-1,3 10-9
10-11
 
20
69
70
96
Материалы (материалы, топливо) Инвентарь и хоз принадлежности
Амортизация инвентаря и хоз принадлежностей
 
Основное  производство
Расчеты по социальному страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда
Резервы предстоящих расходов
1667000 130000
 
--
1872544
--
--
--
-- --
 
65000
--
60000
150000
5000
  Итого 3669544 280000
     Задание. Записать начисленные суммы в журнале Регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы (предварительно записать остатки по счетам), а затем — в регистрах бухгалтерского учета (ведомости затрат по цеху № 1 и карточке учета затрат цеха № 1 по видам продукции).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.