На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Планирование закупок

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

 
Рыночная  экономика предполагает становление  и развитие предприятий различных  организационно – правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство – это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.
Наконец, коммерческая деятельность четко ориентирована  на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается  и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и  причина заинтересованности в результатах  коммерческой деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости  финансировать свои расходы без  государственной поддержки, но и  от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после  уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую  среду, в условиях которой выгодно  производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Деятельность торговых предприятий  связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию  множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих  повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового  предприятия является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей  через предприятия оптовой и  розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров  из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой  к продаже на предприятиях торговли.
На предприятиях торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается  экономическая основа для возобновления  производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и  направления движения товаров, более  экономичные виды транспорта для  перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также  создаваться соответствующая сеть складов и баз.
От того, насколько рационально  организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят  уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота  товарно-материальных ценностей. Поэтому  товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной  своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком  ассортименте, высокого качества, при  минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Основными звеньями технологической  цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в  сферу потребления, товары могут  проходить через одно или более  складских звеньев.
Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение  товара через минимальное число  звеньев.
Основой коммерческой деятельности на торговых предприятиях является закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью  удовлетворения потребительского спроса.
Работа по оптовым закупкам товаров  включает комплекс взаимосвязанных  коммерческих операций, к числу которых  относятся:
    изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;
    определение потребности в товарах;
    выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
    установление хозяйственных связей с поставщиками;
    контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.
Изучение и прогнозирование  покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений  по оптовым закупкам товаров.
Объект исследования: ООО «Уралхозторг».
Предмет исследования: принципы планирования и регулирования закупочной деятельности торгового предприятия.
Цель дипломной работы: исследовать  организацию коммерческой работы по планированию и формированию ассортимента товаров торгового предприятия, на примере ООО «Уралхозторг».
Данная цель рассматривается с  помощью следующих задач:
    рассмотреть особенности коммерческой деятельности торгового предприятия;
    описать сущность, задачи и содержание закупочной работы;
    охарактеризовать порядок планирования и оптимизации закупок;
    провести финансовый анализ деятельности ООО «Уралхозторг»;
    раскрыть необходимость планирования товарооборота и определение товарных фондов;
    разработать рекомендации по совершенствованию планирования закупок в ООО «Уралхозторг».
Дипломная работа состоит из трех глав:
В первой главе описываются особенности  коммерческой деятельности торгового  предприятия. Обозначены сущность, задачи и содержание закупочной работы. Дана характеристика процесса планирования и оптимизации закупок.
Во второй главе дается анализ использования  основных и оборотных средств, проводится анализ структуры источников финансирования.
В третьей главе описано планирование товарооборота и определение  товарных фондов, управление товарными  запасами. Показан расчет коэффициента полноты ассортимента, коэффициента стабильности или устойчивости ассортимента. Приведены мероприятия по совершенствованию  формирования ассортимента товаров, применен метод АВС-анализ
В работе использовались следующие  методы:
    сравнительный анализ;
    АВС
Проблему планирования и управления закупками в торговых предприятиях исследовали разные ученые, среди  них особо следует выделить, таких  как Бланк И.А., Боряев В.Е., Брагина Л.А., Данько Т.П., Дашков Л.П., Николаева М.А., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В., Панасенко В.А., Петров А.А., Савинова О.И., Сероштан М.В., Теплов В.И., Кузнецов П.П. и др.
 

1. Теоретические и методологические основы организации закупочной деятельности коммерческого предприятия

1.1 Особенности коммерческой деятельности торгового предприятия

 
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается  в выполнении обширного комплекса  взаимосвязанных торгово-организационных  операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров  и оказание торговых услуг с целью  получения прибыли [6, c.14].
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос  населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков  товаров, устанавливают с ними хозяйственные  связи, ведут оптовую и розничную  торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными  запасами, оказанию торговых услуг. Все  эти операции взаимосвязаны между  собой и выполняются в определенной последовательности [11, c.4].
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке  являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности представлены на рисунке 1.1.
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1.1. Основные принципы коммерческой деятельности
 
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные  акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск [11, c.5].
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его  как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость  сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм  и компетентность.
Переход от административно-командной  системы к рыночной экономике  потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций  и предприятий. В современных  условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия  торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной  торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
Все это ставит перед коммерческими  службами ряд задач. Прежде всего, они  должны формировать свои отношения  с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию  предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять  сферу договорных отношений с  поставщиками товаров, повышать эффективность  и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При  этом особое внимание должно быть уделено  развитию длительных хозяйственных  связей с поставщиками.
Важное значение имеет повышение  уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости  рынков, развитию и совершенствованию  рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать  на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования  технологии коммерческой работы. При  этом очень важную роль играет компьютеризация  выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже  товаров, а также операций, связанных  с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров  и др. С той целью создаются  автоматизированные рабочие места  коммерсантов [6, c.16].
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно  можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем  этапе коммерческой деятельности. При  этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных  торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров [11, c.8].
Основой успешного осуществления  коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве и т.п.).
Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией  о потенциальных возможностях конкурентов.
Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу  коммерческой деятельности – определению  потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и  его сегментов, обосновывается ассортимент  необходимых товаров [6, c.17].
Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены  хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных  поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и  т.д.).
На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все  моменты, связанные с подготовкой  проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный  договор на поставку товаров, за выполнением  которого необходимо наладить четкий контроль.
На этом заканчиваются коммерческие операции, связанные с оптовыми закупками  товаров. Далее следует целый  комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т.д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям – на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.
На предприятиях розничной торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельности выделяются следующие  этапы (рисунок 1.2.).


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1.2. Этапы коммерческой деятельности
 
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный  учет и контроль за их состоянием, а  также их регулирование в зависимости  от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых покупателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет  принимать своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая  при этом замедления оборачиваемости  товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.
Управление ассортиментом товаров  также является одной из важных функций  коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей степени  удовлетворял бы запросы оптовых  покупателей (магазинов, мелкорозничных предприятий и др.) [6, c.18].
Успешное осуществление операций по продаже товаров во многом зависит  от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она должна быть систематической, хорошо спланированной и обеспечивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым  покупателям. Это достигается путем  выбора рациональных видов и средств  рекламы, обоснования целесообразности их применения [17, c.13].
Коммерческая деятельность оптовой  продаже товаров является одним  из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успеха зависит экономическая  эффективность работы предприятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать  партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по оформлению продажи товаров, организовать контроль за выполнением условий  договора.
Наряду с продажей товаров, предприятия, занимающиеся оптовыми операциями, оказывают  своим партнерам по хозяйственным  связям торговые услуги. Это могут  быть рекламно-информационные услуги, а также посреднические услуги по поиску поставщиков товаров и  оптовых покупателей. Сюда же следует  отнести и организационно-консультативные  услуги по вопросам ассортимента и  качества товаров, организации розничной  продажи, маркетинга и т.п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество выполнения могут стать определяющими  для укрепления позиций на рынке.
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих  за оптовыми закупками товаров. Здесь  также приходится иметь дело с  управлением товарными запасами и управлением ассортиментов  товаров. Однако эти операции, в отличие  от операций, выполняемых в оптовых  звеньях, имеют свою специфику, которая  определяется совершенно другими размерами  и структурой товарных запасов, сроками  нахождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами  к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность предприятий розничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров – население [6, c.19].
Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения  товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная  с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, так как  на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому  очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор  высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при  этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы  расчета за покупки и т.д.
Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться  на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат.
Торговые предприятия должны учитывать  степень влияния этих факторов в  своей коммерческой деятельности, без  чего невозможно обеспечить высокую  эффективность их функционирования [6, c.19].
Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного  анализа и учета торговыми  предприятиями информации, характеризующей  ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерческой информацией. К ней следует относить информацию о: покупателях и мотивах покупок; требованиях рынка к товару; конъюнктуре  рынка; конкурентной среде; потенциальных  возможностях торгового предприятия  и его конкурентоспособности.
Получить достоверную коммерческую информацию можно путем проведения комплексных маркетинговых исследований. Ее можно получить как из внутренних, так и внешних источников. К  числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. Таким образом можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т.д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т.д.
Рассмотрим значение отдельных  видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий [6, c.20].
Информация о покупателях и  мотивах покупок является основой  для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять  решения, снижающие риск выпуска  или закупки неходовых товаров, а также решения, обеспечивающие увеличение объемов реализации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т.д. Используя эту  информацию, коммерческие структуры  могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем  самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения  экономических показателей своей  деятельности.
Информация о требованиях рынка  к товару необходима для того, чтобы  торговое предприятие могло осуществить  правильный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности  товаров, а также то, в какой  степени они отвечают запросам покупателей. Необходимо также уделить внимание исследованию «жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение которого товар покупается на рынке. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик товара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции [16, c.16].
Необходимо иметь в виду, что  цена на товар имеет непосредственную связь с его качеством. Часто  потребители полагают, что высокие  цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены – низкое качество. Поэтому коммерческие службы торгового  предприятия должны располагать  информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также  учитывать и престижность товара, которая определяется степенью его  признания на рынке, положительным  общественным мнением о нем. В  связи с этим существует еще и  понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает  товары и услуги по ценам, которые  считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требованиям, и они по своему общественному  положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних  и нижних пределах цен, которые устраивают конкретные группы потребителей.
Изучая информацию о требованиях  рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преимущества товара, способствовать ускорению его реализации и т.д.
Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны комплексно подходить к ее изучению и анализу.
Информация о конъюнктуре рынка  дает возможность коммерческим службам  исследовать спрос и предложение  на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уровень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.
Информацией о спросе населения  являются сведения, характеризующие  объем, структуру, закономерности и  тенденции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его  формирования и развития. Все это  является базой для обоснования  потребности в товарах как  по общему объему, так и в ассортиментном разрезе.
Определить товарное предложение  можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т.д.
Изучая информацию о спросе и  предложении, коммерческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реализации товаров. При  превышении спроса над предложением возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения  над спросом накапливаются излишние товарные запасы, что приводит к  увеличению издержек, связанных с  их хранением и реализацией.
Среди другой информации о конъюнктуре  рынка важное значение имеет информация о географическом положении и  месторасположении рынка, его границах и региональных различиях, емкости  и степени открытости, степени  насыщенности товарами и уровне цен  и др.
Информация о конкурентной среде  позволяет коммерческим структурам объективно оценить их реальное положение  на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка  товарами конкуренция создает предпосылки  для приведения рыночных цен в  соответствие с действительной стоимостью и качеством товаров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров, следует  выявить их позицию на рынке, изучить  характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и  гарантии при выполнении договорных обязательств и другую информацию. Не менее тщательным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и слабые стороны и объективно оценить позицию своего предприятия на рынке.
Информация о потенциальных  возможностях торгового предприятия  и его конкурентоспособности  необходима для оценки сильных и  слабых сторон его деятельности с  тем, чтобы можно было правильно  определить направления развития предприятия, обеспечивающие его устойчивое экономическое  положение. С этой целью анализируются  показатели, характеризующие экономический  потенциал и хозяйственную деятельность предприятия.
При оценке конкурентоспособности  предприятия учитывают использование  передовой технологии и новой  техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это  позволяет определить потенциальные  возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.
На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают  коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров [6, c.23].

1.2 Сущность, роль и содержание закупочной работы

 
Закупочная работа является основой  коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как  отмечалось, главная функция товарного  обращения сводится к смене формы  стоимости по. формуле:
 

Д–Т и Т–Д'.
 
Формула раскрывает сущность коммерческой работы и торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем  преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного  обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа и торговле начинается с закупки товаров  с целью последую щей их продажи.
По своей экономической природе  закупки представляют собой оптовый  или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью  последующей перепродажи закупленных  товаров.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
В условиях рыночной экономики организация  и технология закупочной работы в  Российской Федерации претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению  товаров при административно-командной  экономике, системе централизованного  прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства  действующих субъектов, жесткой  регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха. Свободных рыночных отношений, характеризующихся:
• свободой выбора партнера, контрагента  по закупке (поставщиков) товаров
• множественностью источников закупки (поставщиков);
• равноправием партнеров;
• возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
• саморегулированием процессов поставки товаров;
• свободой ценообразования;
• конкуренцией поставщиков и покупателей;
• экономической ответственностью сторон;
• инициативой, самостоятельностью и  предприимчивостью коммерсанта  при закупке товаров.
• Коммерческая работа по оптовым  закупкам складывается из следующих  этапов:
• изучение и прогнозирование покупательского  спроса;
• выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
• организация рациональных хозяйственных  связей с •поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление  заказов и заявок поставщикам,
• организация и технология закупок  непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков;
• организация учета и контроля за оптовыми закупками
Коммерческая работа по оптовым  закупкам товаров и рыночных условиях должна базироваться на принципах со временного маркетинга С помощью  методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий  получают необходимую информацию о  том какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, и каких регионах спрос  на данные изделия (т е емкость  рынка) наиболее высокий, где сбыт или  закупка продукции может принести наибольшую прибыль.
Изучение и прогнозирование  покупательского спрос является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров  Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос Оптовые торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса. Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, (экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.
Для изучения и прогнозирования  спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые  службы (отделы), одной из основных функций  которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так  и внутригрупповой структуры  спроса на закупаемые товары.
Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров
Для успешного выполнения коммерческих операций по скупкам товаров оптовые  базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки V, поставщиков товаров Коммерческие работники должны (хорошо знать свой экономический район и его  природные (богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделии на промышленных предприятиях.
Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции  кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности. Коммерческий аппарат оптовых баз должен выявлять возможности развития новых видов  производства к восстановления старых забытых промыслов, особенно художественных, вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных  договорными отношениями с базой, готовить предложения по вопросам увеличения производства нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества.
Коммерческим работникам следует  посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью  ознакомления с производственными  возможностями предприятия, объемом  и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, в  работе оптовых ярмарок, выставок – просмотров новых образцов изделий.
Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специализированных изданиях, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. В рыночных условиях формы  и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются  в том, что на см ну методам централизованного  распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи  товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целые  получения необходимой прибыли  должна сочетаться с заботой о  конечных покупателях, учетом их платежеспособности, недопущением неоправданного роста  цен, предоставлением населению  возможности приобрести товары по доступным  ценам.
Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, иx можно классифицировать на несколько групп по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).
В обобщенном виде всех поставщиков  товаров можно подразделить на две  категории: поставщиков-изготовителей  и поставщиков – оптовых предприятий.
Поставщики-изготовители – производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и т. д, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
Поставщики – оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т. д.).
Поставщиками – оптовыми предприятиями, как отмечалось в предыдущей главе, могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровней различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры) а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т. п.).
Оптовые посредники в условиях рыночной' экономики приобретают самостоятельное  значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности.
По территориальному признаку поставщики товаров могут быть местными (внутриобластными), внеобластными, республиканскими и  внереспубликанскими. Оптовые предприятия  чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и  республиках развито производство тех или иных товаров и их приходится завозить. Местные поставщики-изготовители зачастую поставляют товары непосредствен но розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.
По принадлежности к той или  иной хозяйственной системе различают  внутрисистемных (относящихся к  тoй же системе, в которую входят и оптовые покупатели) и внесистемных (все остальные) поставщиков.
По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.
Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные  карточки, причем их целесообразно  группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам, В карточках указываются данные о производственной мощности предприятия, количестве и ассортименте выпускаемой продукции, возможности производства других товаров условиях поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы.
Организация хозяйственных  связей с поставщиками товаров
С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные  связи, предпочтительно прямые и  долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как  у поставщиков-изготовителей стабильной договорной основе, так и у оптовых  посредников при экономической  и организационной выгодности этих закупок.
Основной формой хозяйственных  связей с поставщиками товаров является, как отмечалось, договор поставки товаров. В системе хозяйственных  взаимоотношений с поставщиками (могут также использоваться заявки и заказы покупателей. При эпизодических  поставках товаров или разовых  закупках единовременных партий товаров  закупки могут осуществляться путем  выдвижения оферты, ее акцепта и  оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного  договора поставки.
Организация учета и контроля за оптовыми закупка – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении Товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров Все это необходимо для своевременного предъявления поставщиками претензий. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет (иметь повседневных данных о ходе поступления товаров по развернутому ассортименту.
Поэтому актуальной задачей коммерческой работы является механизация и автоматизация  учета поставок с помощью ЭВМ  и другой современной компьютерной техники.
Рабочие места коммерческих работников следует оснащать персональными  компьютерами, создавая так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие непрерывный ежедневный контроль за ходом поставит товаров  по каждой позиции ассортимента и  каждому поставщику, устранение ручного  труда коммерческих работников в  сфере учета и контроля поставок.
Успешному проведению закупочной работы способствуем разработка коммерческим аппаратом оперативных планид закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, согласования и уточнения  спецификаций и отгрузки товаров, ответственных  лиц за проведение закупок.
 

1.3 Планирование и оптимизация закупок

 
Осуществление планирования закупок  товара является одной из важнейших  составляющих торгово-закупочной деятельности розничных предприятий.
Очевидно, что неоптимальное планирование закупок влечет за собой убытки. С одной стороны, при чрезмерной закупке товара происходит замораживание  средств, снижение оборачиваемости, затоваривание  складских площадей и, следовательно, нехватка места и недозакупка  других товаров. Увеличивается риск потерь от истечения сроков годности товара. С другой стороны, при недостаточной  или запоздалой закупке отсутствие товара на полке уменьшает продажи  и снижает лояльность клиентов.
Эффективное планирование состоит  в оптимальном выборе момента  закупки и объема закупки. Для  такого выбора в каждый момент времени  достаточно располагать такой информацией, как объем текущих товарных остатков, ожидаемое время от заказа до появления  товара в магазине, объем уже сделанных, но еще не доставленных заказов, прогноз  объема продаж на будущее и размер страхового (неснижаемого) запаса. При  этом информацию об объеме текущих  товарных остатков, ожидаемое время  от момента совершения заказа до появления  товара в магазине, объем уже сделанных, но еще не доставленных заказов содержит система учета. Прогноз продаж обычно осуществляется либо опытными экспертами, либо специализированными системами, а страховой запас вычисляется  с учетом возможных колебаний  спроса и задержек в доставке.
В качестве основы для оптимального выбора параметров закупки необходим  прогноз будущих продаж каждого  товара и вычисляемый на его основе прогноз товарных остатков.
 

2. Анализ деятельности ООО «УРАЛХозторг»

2.1 Характеристика ООО «Уралхозторг»

 
Общество с ограниченной ответственностью «Уралхозторг», в дальнейшем именуемое  «Общество», является коммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации и  ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество представляет собой хозяйственное  общество, уставный капитал которого составляется из номинальной стоимости  долей его участников.
Общество имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет расчетный и  другие счета в банках.
Общество имеет собственное  полное и сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Полное наименование Общества: Общество с  ограниченной ответственностью «Уралхозторг»  Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Уралхозторг».
Общество имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества, угловой  штамп, фирменные бланки и иные реквизиты, необходимые для деятельности Общества.
Общество приобретает права  юридического лица с момента его  государственной регистрации.
Общество создается без ограничения  срока деятельности.
Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом и выступает в  суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.
Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
Участники Общества не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов.
Участники Общества, внесшие вклады в уставный капитал Общества не полностью, несут солидарную ответственность  по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников Общества.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Местонахождение и почтовый адрес  общества: Россия, г. Екатеринбург. 620046 ул. Артинская, 23-а, ком. 38 «а».
Участником Общества является:
Смагин Сергей Николаевич, проживающий  по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 51, кв. 300, паспорт серия XVI-АИ № 600860 выдан 21 мая 1982г. ОМ ОВД Орджоникидзевского РИКа г. Свердловска.
Участники Общества вправе:
• участвовать в управлении делами Общества в порядке, установленном  действующим законодательством  Российской Федерации и учредительными документами Общества;
• получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его  бухгалтерскими книгами и иной документацией  в порядке, установленном его  учредительными документами;
• принимать участие в распределении  прибыли;
• продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале Общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного Общества в порядке, предусмотренном российском законодательством и уставом Общества;
• в любое время выйти из Общества независимо от согласия других его  участников;
• получить в случае ликвидации Общества часть имущества, оставшегося после  расчетов с кредиторами, или его  стоимость.
Участники Общества имеют также  другие права, предусмотренные законодательством  Российской Федерации и учредительными документами Общества.
Общество создается для осуществления  хозяйственной деятельности в целях  удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических  интересов участников и работников Общества.
В соответствии с поставленной перед  собой целью Общество осуществляет любые виды деятельности не запрещенные  законодательством Российской Федерации, в том числе:
• Торгово-закупочная деятельность (оптовая, мелкооптовая, розничная и комиссионная торговля) в т.ч. продуктами питания, строительными материалами, ГСМ. автотранспортом. Открытие фирменных магазинов. Организация, эксплуатация и сдача в аренду юридическим и физическим лицам  торговых площадей, торговых мест, салонов, павильонов.
• Лизинг. Риэлтерская деятельность. Рекламная, издательская и полиграфическая  деятельность. Юридические и информационные услуги физическим и юридическим  лицам.
• Новое строительство, строительно-монтажные  работы, ремонтно-строительные и реставрационные  работы на объектах производственного  и гражданского назначения. Подготовка и оборудование строительных площадок, строительство дорог.
• Производство и реализация строительных и отделочных материалов.
• Осуществление операций по продаже, покупке и аренде недвижимого  имущества.
• Услуги юридическим и физическим лицам в области осуществления  взаиморасчетов. В целях ускорения  взаиморасчетов между юридическими и физическими лицами. Общество имеет  право приобретать, хранить и  реализовывать ценные бумаги: акции, векселя, ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа).
• Оказание автотранспортных услуг, прокат автотранспорта, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-экспедиционные работы.
Общество вправе заниматься внешнеэкономической  деятельностью в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации.
Имущество Общества принадлежит Обществу на праве собственности и состоит  из основных фондов и оборотных средств, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, полученных доходов, а  также иного имущества, приобретенного Обществом по основаниям, допускаемым  действующим законодательством.
Общество осуществляет права владения, пользования и распоряжения своим  имуществом.
Источниками формирования имущества  Общества являются:
• денежные и материальные вклады участников;
• приобретенные основные фонды;
• доходы, полученные от реализации продукции  и услуг;
• кредиты банков;
• доходы от приобретения и размещения ценных бумаг;
• иные источники, не запрещенные  законодательными актами Российской Федерации.
Для восполнения недостатка оборотных  средств Общество может пользоваться кредитами банка, финансовой помощью  юридических и частных лиц.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов, и составляет 8 000 (восемь тысяч) рублей. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей  его участников.
Долевое участие и размер вкладов  Участников определяются следующим  образом:
Смагину Сергею Николаевичу принадлежит 100 (сто) процентов в уставном капитале номинальной стоимостью доли 8 400 (восемь тысяч четыреста) рублей.
Общество самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, распоряжается  прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка. Хозяйственная  деятельность Общества осуществляется на основе договоров.
Прибыль, получаемая Обществом в  результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством  и после выплаты налогов, других обязательных платежей, процента за кредит, штрафов, санкций используется для  создания фондов Общества.
Общество вправе по решению общего собрания участников создавать фонды  развития производства, социального  развития, резервный, представительский  и другие, повышающие эффективность  деятельности Общества, в порядке, установленном  учредительными документами и внутренними  положениями, утвержденными общим  собранием участниками.
Состав, размер, порядок образования  и использования фондов Общества определяется общим собранием участников Общества.
Общество самостоятельно определяёт направления использования чистой прибыли в соответствии с учредительными документами и действующим законодательством  Российской Федерации.
Общество раз в полгода принимает  решение о распределении своей  чистой прибыли между участниками  Общества. Решение об определении  части прибыли Общества, распределяемой между участниками Общества, принимается  общим собранием участников Общества.
Часть прибыли Общества, предназначенная  для распределения между его  участниками, распределяется пропорционально  их долям в уставном капитале Общества.
Органами управления Обществом  являются:
1) общее собрание участников – высший орган управления,
2) директор – единоличный исполнительный орган управления
Руководство текущей деятельностью  Общества осуществляется директором, который избирается на должность  общим собранием участников сроком на пять лет и может переизбираться неограниченное число раз.
Директор Общества может быть избран также и не из числа его участников.
Директор Общества:
1) без доверенности действует  от имени Общества, в том числе  представляет его интересы в  отношениях с другими хозяйствующими  субъектами, государственными органами;
2) совершает сделки от имени  Общества;
3) распоряжается имуществом Общества, его средствами;
4) выдает доверенности на право  представительства от имени Общества, в том числе доверенности с  правом передоверия;
5) издает приказы о назначении  на должности работников Общества, в том числе на должность  главного бухгалтера, об их переводе  и увольнении, применяет меры  поощрения и налагает дисциплинарные  взыскания.
6) осуществляет иные полномочия, не отнесенные действующим законодательством  и настоящим уставом к компетенции  общего собрания Общества.
Директор в пределах своей компетенции  издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников Общества

2.2 Анализ использования основных и оборотных средств ООО «Уралхозторг»

 
Основные средства занимают, как  правило, основной удельный вес в  общей сумме основного капитала ООО «Уралхозторг». От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности  использования во многом зависят  конечные результаты деятельности ООО  «Уралхозторг».
Для обобщающей характеристики эффективности  использования основных средств  служат показатели: рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости.
Рассчитаем указанные данные показатели.
Формула для расчета среднегодовой  стоимости основных средств =
(основные средства на начало + основные средства на конец)/2.
Среднегодовая стоимость основных средств 2003г. по ООО «Уралхозторг»  составляет:

Для анализа использования основных средств в ООО «Уралхозторг»  необходимо знать данные за 2004г.
Среднегодовой стоимости основных средств в 2004г.

Графическое изображение рассмотрим на рис. 2.1.
Из диаграммы видно, что в 2004 г. увеличилась в 2 раза среднегодовая  стоимость основных средств.
Теперь у нас имеются все  данные для расчета рентабельности.
Прибыль 2003г. – 2637, в 2004г. – 1909.
Прибыль по сравнению с 2003 г. сократилась  и составила 1909.
Рентабельность основных средств  в 2003г. = (2637/2791)*100%=94,52%
Рентабельность основных средств  в 2004г. =(1909/4851)/100%=39,35.%
Как видно из сделанных расчетов рентабельность основных средств уменьшилась  на довольно значительный процент, а именно 39,35 – 94,52 = -55,17%.
Это было вызвано рядом причин. Во-первых, у ОООа «Уралхозторг»  увеличилась стоимость основных средств на 4851 – 2790 = 2061.
Во-вторых, прибыль в 2004г. уменьшилась на
1909 – 2637= – 728.
Предприятие в 2004 г не сумело освоить  введенные в эксплуатацию основные средства в полном объеме, что и  вызвало низкую их рентабельность. Для более детального анализа  рассчитаем фондоотдачу (ФО) основных средств.
ФО 2003г = 19397/2790 = 6,95
ФО 2004г = 23245/4851 = 4,79.
Как видно фондоотдача сократилась. С каждой вложенной денежной единицы  предприятие получало 6,95 в 2003г., а  в 2004г. 4,79. Следовательно, фондоотдача  основных средств уменьшилась на 2,16 денежных единицы.
Предприятие увеличило выручку, но фондоотдача не увеличилась.
Далее рассчитаем показатель фондоемкости (ФЕ).
ФЕ 2003г. = (2790/19397)=0,14
ФЕ 2004г =(4851/23245)=0,21.
В результате увеличения стоимости  основных средств их фондоемкость увеличилась  на 0,07. Следовательно, расходы увеличились, а прибыль уменьшилась.
Теперь рассчитаем относительную  экономию основных средств.
+, – Эопф 2003г. = 3811 – 1769* (19397/13588)=1285,74
+, – Эопф 2004г = 5891 – 3811*(23245/19397)=1323,97
В ООО «Уралхозторг» произошел  перерасход основных средств.
Оборотные средства фирмы – это  прежде всего ее денежные средства, используемые для финансирования текущей  производственной и коммерческой деятельности: для создания запасов сырья, материалов, топлива, тары, инструментов, инвентаря; заделов незавершенного производства; запасов готовой продукции, включая  средства в незавершенных расчетах (платежах), на расчетных счетах в  банках и в кассах фирм и организаций. Одна часть оборотных средств  постоянно функционирует в сфере  производства, другая – в сфере  обращения.
По источникам формирования оборотные  средства подразделяются:
1) на собственные. Они постоянно  находятся в распоряжении ООО  «Уралхозторг»;
2) на заемные. Они образуются  за счет банковского кредита  и используются для удовлетворения  временных потребностей, К ним  также относятся средства, временно  находящиеся в обороте ООО  «Уралхозторг» до завершения  расчетов с налоговой инспекцией, поставщиками и кредиторами.
Эффективность использования оборотных  средств зависит от соотношения  в их составе оборотного капитала и капитала обращения. Чем больше удельный вес оборотного капитала в  общем объеме оборотных средств, т. е. чем больше их доля, занятая  непосредственно в хозяйственной  деятельности, тем эффективнее используются оборотные средства. ООО «Уралхозторг»  создает условия, которые позволяют  ему сосредоточивать основную массу  оборотных средств в сфере  производства, хотя их часть, сосредоточенная  в сфере обращения, в условиях современного рынка может и возрастать.
Эффективность использования всего  объема оборотных средств ООО  «Уралхозторг» характеризует их оборачиваемость. Оборачиваемость  оборотных средств представляет собой постоянное возобновление  движения оборотных средств в  сфере производства и обращения.
Оборачиваемость оборотных средств  отражает финансовую сторону деятельности ООО «Уралхозторг». Эффективность  использования оборотных средств включает результативность времени их оборота от момента покупки материальных ценностей, необходимых для ведения производства, до получения денежных сумм за реализованную продукцию на рынке.
Оборачиваемость оборотных средств  характеризуется двумя показателями:
1) числом оборотов оборотных  средств за определенный период  времени (квартал, год). Этот показатель  называют еще коэффициентом оборачиваемости.  Он определяется как частное  от деления стоимости реализованной  продукции на среднюю сумму  оборотных средств фирмы в  течение определенного периода  времени.
Скорость оборота средств –  это комплексный показатель организационно – технического уровня производственно  – хозяйственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени производства и  времени обращения. Время производства обусловлено технологическим процессом  и характером применяемой техники. Чтобы его сократить, надо совершенствовать его технологию, механизировать и  автоматизировать труд. Сокращение времени  обращения также достигается  развитием специализации и кооперирования, улучшением прямых связей с клиентами  и поставщиками, ускорением перевозок, документооборота и расчетов.
Рассчитаем среднюю стоимость  оборотных средств в 2003г. и 2004 г.
Средняя стоимость оборотных средств 2003г = (1225+2235)/2=1730
Средняя стоимость оборотных средств 2004г= (2235+3405)/2=2820
Количество оборотов оборотных  средств 2003 г. = 19397/1730 = 11,21
Количество оборотов оборотных  средств 2004 г = 23245/2820 = 8,24
По сделанным расчетам видно, что  у ООО «Уралхозторг» уменьшилось  количество оборотов оборотных средств  в 2004 г. Это можно объяснить оттоком  части оборотных средств на покупку  основные средств и меньшим их использованием.
2) длительностью одного оборота  оборотных средств в днях. Она  определяется как отношение числа  дней за определенный период  времени к числу оборотов оборотных  средств.
Длительностью одного оборота оборотных  средств 2003 г. =(1730/19397)*360 = 32 дня
Длительностью одного оборота оборотных  средств 2004 г. = (2820/23245)*360 = 43,67
У ООО «Уралхозторг» увеличился срок 1 оборота оборотных средств  в 2004 г по сравнению с 2003 г на 11,67 дней. Это довольно Уралхозторг период времени предприятию необходимо пересмотреть проводимую им политику, как по основным так, и по оборотным средствам.
По результатам оборачиваемости  рассчитывают сумму экономии оборотных  средств (абсолютное или относительное  высвобождение) или сумму их дополнительного  привлечения.
Для определения суммы экономии оборотных средств (?Е) вследствие ускорения их оборачиваемости устанавливается  потребность в оборотных средствах  за отчетный период, исходя из фактической  выручки от всей реализации за это  время и скорости оборота за предыдущий период. Разность между этой условной суммой оборотных средств и суммой средств, фактически участвующей в  обороте, составит экономию оборотных  средств.
Экономия или перерасход оборотных  средств могут быть определены как  произведение суммы однодневной  реализации (В1/Т) и разницы в днях оборачиваемости по отчетным и базовым данным [(Е1*Т / В1) – (Е0*Т / В0)]:
 
?Е = (В1/Т) * [(Е1*Т / В1) – (Е0*Т / В0)]
?Е = (23245/360)*[(43,67–32)]=+753,53.
 
У предприятия произошла не экономия оборотных средств, а их привлечение.
Чем быстрее оборачиваемость оборотных  средств при том же объеме реализуемой  продукции, тем меньше фирме требуется  оборотных средств. Как показывают рассчитанные показатели каждый рубль  оборотных средств обернулся  за 2003 год 11,21 раз, а в 2004 году 8,24 раз.
ООО «Уралхозторг» необходимо увеличивать  ускорение оборачиваемости оборотных  средств, так как она имеет  большое экономическое значение. Ускорение оборачиваемости оборотных  средств уменьшает потребность  фирм в оборотных средствах, позволяет  использовать денежные и материальные ресурсы более эффективно. Высвобожденные из производства оборотные средства могут быть использованы для развития предприятия
Ускорение оборачиваемости оборотных  средств позволяет ООО «Уралхозторг»  высвободить часть оборотных  средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия (абсолютное высвобождение), либо для расширения ассортимента продукции (относительное высвобождение).
В результате ускорения оборачиваемости  оборотных средств высвобождается вещественные элементы оборотных средств, меньше требуется запасов товаров, а, следовательно, высвобождаются и  денежные ресурсы, ранее вложенные  в эти товары. Высвобожденные денежные ресурсы откладываются на расчетном  счете ООО «Уралхозторг», в результате чего улучшается их финансовое состояние, укрепляется платежеспособность.

2.3 Анализ структуры источников финансирования ООО «Уралхозторг»

 
От того, как размещается, инвестируется  капитал, в каких сферах и видах  деятельности он используется, во многом зависит эффективность работы ООО  «Уралхозторг» и его финансовое положение.
Рассмотрим структуру источников капитала ООО «Уралхозторг» за 2003 и 2004 г.г. (таблицы 3.1, 3.2.).
В 2003 г. у предприятия заемный капитал превышал собственный в начале года, к концу года произошли изменения. Так, структура собственного капитала с 28,2% увеличилась до 57,2%, а в денежном выражении на 2642 тыс. руб.
 
Таблица 3.1. Анализ структуры источников капитала ООО «Уралхозторг 2003.
Источник капитала
Сумма
Структура капитала, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
изменение
Собственный капитал
864
3506
+ 2642
28,2
57,2
+ 29
Заемный капитал
2201
2621
+ 420
71,8
42,8
– 29
Итого
3065
6127
+ 3062
100
100
-

 
Что касается заемного капитала, то его  сумма также увеличилась в  денежном выражении на 420 денежных единиц, а по структуре произошли значительные изменения. Удельный вес заемного капитала к концу года сократился на 29%, что вызвало увеличение собственного капитала на 29%. В общей своей массе капитал ООО «Уралхозторг» увеличился на 3062.
Проанализируем структуру источников капитала ООО «Уралхозторг в 2004 г.
 
Таблица 3.2. Анализ структуры источников капитала ООО «Уралхозторг 2004 г.
Источник капитала
Сумма
Структура капитала, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
Изменение
Собственный капитал
3506
5378
+ 1872
57,2
57,4
+ 0,02
Заемный капитал
2621
3989
+ 1368
42,8
42,6
– 0,02
Итого
6127
9367
+ 3240
100
100
-

 
Собственный капитал фирмы в 2004 г. увеличился на 1872. В меньшей степени  увеличился заемный капитал ООО  «Уралхозторг» на 1368. Увеличение заемного капитала говорит о потребности  ООО «Уралхозторг» в этих источниках. Что касается структуры, то превалирует  собственный капитал, с увеличением  их к концу года на 0,02%. В общем  объеме капитал ООО «Уралхозторг»  увеличился на 3240.
Сравним теперь произошедшие изменения  структуры источников капитала ООО  «Уралхозторг» за 2003 – 2004 гг.
 
Таблица 3.3. Анализ структуры источников капитала ООО «Уралхозторг 2003 – 2004 гг.
Источник капитала
Сумма, ср. год.
Структура капитала, %.
2003г.
2004г.
изменение
2003г.
2004г.
изменение
Собственный капитал
2185
4442
+ 2257
47,5
57,3
+ 9,8
Заемный капитал
2411
3305
+ 894
52,5
42,7
– 9,8
Итого
4596
7747
+ 3151
100
100
-

 
Итак, фирма увеличила в 2004 г. свой собственный капитал на 2257, а заемный капитал на 894. Структура капитала говорит о приблизительном равенстве собственного и заемного капитала. В 2004 году произошли изменения, а именно перелив денежных средств в сторону собственного, что и показывает соотношение по структуре источников капитала. Собственный капитал увеличился в 2004 году на 9,8%, а заемный капитал соответственно уменьшился на 9,8%. Средняя стоимость капитала ООО «Уралхозторг» увеличилась на 3151. Данное увеличение говорит о наращивании капитала ООО «Уралхозторг» и о его деятельности на рынке.
Проанализируем как изменился  собственный капитал по его источникам.
Как видно по данным таблицы 3.4. у  ООО «Уралхозторг уставный капитал  остался на прежнем уровне, то есть 8 тыс. руб., но по структуре он уменьшился на 0,7%. Произошло незначительное увеличение добавочного капитала на 5 денежных единиц. В структуре источников собственного капитала он уменьшился на 15,5%. Весьма показательным и важным является увеличение нераспределенной прибыли  на 2567. Структура источника собственного капитала – нераспределенная прибыль  увеличилась на 16,2% к концу 2003 года. Стоимость собственного капитала увеличилась в 2003 году на 2642.
 
Таблица 3.4. Анализ структуры собственного капитала ООО «Уралхозторг 2003 г.
Источник собственного капитала
Наличие средств
Структура средств, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
изменение
Уставный капитал
8
8
-
0,9
0,2
– 0,7
Добавочный капитал
201
276
+ 5
23,3
7,8
– 15,5
Нераспределенная прибыль
655
3222
+ 2567
75,8
92
+ 16,2
Итого
864
3506
+ 2642
100
100
-

---
 
Перейдем к анализу структуры  собственного капитала ООО «Уралхозторг в 2004 г.
 
Таблица 3.6. Анализ структуры собственного капитала ООО «Уралхозторг 2004 г.
Источник собственного капитала
Наличие средств
Структура средств, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
изменение
Уставный капитал
8
8
-
0,2
0,2
-
Добавочный капитал
276
276
-
7,8
5,1
– 2,7
Нераспределенная прибыль
3222
5094
1872
92
94,7
+ 2,7
Итого
3506
5378
1872
100
100
-

 
Как видно по данным таблицы уставный капитал и добавочный капитал  в денежном выражении остались прежними. Произошло увеличение только нераспределенной прибыли на 1872. Посмотрим на структуру. Произошло движение по структуре, которая  показывает, что удельный вес нераспределенной прибыли увеличился на 2,7%.
Сравним теперь изменения структуры  собственного капитала ООО «Уралхозторг 2003 – 2004 гг.
Уставный капитал ООО «Уралхозторг не изменился в денежном выражении, но его доля в структуре уменьшилась  на 0, %. Произошли изменения только по добавочному капиталу и нераспределенной прибыли. Так, добавочный капитал ООО «Уралхозторг» увеличился на 37,5 тыс. руб., но произошло уменьшение его удельного веса на 4,7%.
 
Таблица 3.7. Анализ структуры собственного капитала ООО «Уралхозторг 2003 – 2004 гг.
Источник собственного капитала
Наличие средств (ср. год. стоимость)
Структура средств, %.
2003 г.
2004 г.
изменения
2003 г.
2004 г.
изменения
Уставный капитал
8
8
-
0,4
0,2
– 0,2
Добавочный капитал
238,5
276
+ 37,5
10,9
6,2
– 4,7
Нераспределенная прибыль
1938,5
4158
+ 2219,5
88,7
93,6
+ 4,9
Итого
2185
4442
+ 2257
100
100
-

 
Весьма положительным является увеличение нераспределенной прибыли  на довольно значительную сумму, а именно на 2219,5 тыс. руб. Удельный вес нераспределенной прибыли в общем объеме собственного капитала увеличился на 4,9%.
Таким образом, можно сказать, что  ООО «Уралхозторг работает прибыльно  и не увеличивает свои фонды, оставляя прибыль в разряде нераспределенных.
Посмотрим, как изменилась структура  заемного капитала.
У ООО «Уралхозторг имелись долгосрочные обязательства, которые она погасила к концу 2003 года. Эти данные характеризуют  ее с положительной стороны. Удельный вес долгосрочных обязательств в  общем объеме заемного капитала составил 0,1%.
Как показывают данные таблицы 3.8., ООО  «Уралхозторг» в 2003 году понадобились краткосрочные кредиты в размере 552 тыс. руб. Удельный вес краткосрочных  кредитов составил 21% к концу года.
 
Таблица 3.8. Анализ структуры заемного капитала ООО «Уралхозторг в 2003 г.
Источники заемного капитала
Наличие заемных источников
Структура заемных источников, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
Изменение
Долгосрочные обязательства
2
-
-2
0,1
-
-0,1
Краткосрочные займы и кредиты
  552
552
-
21
+ 21
Кредиторская задолженность
2199
2069
– 130
99,9
79
– 20,9
Итого
2201
2621
+ 420
100
100
-

 
Кредиторская задолженность у  ООО «Уралхозторг» составляет основную массу заемного капитала. К концу  года кредиторская задолженность уменьшилась  на 130 тыс. руб., а удельный вес уменьшился на 20,9%.
 
 

Таблица 3.9. Анализ структуры заемного капитала ООО «Уралхозторг в 2004 г.
Источники заемного капитала
Наличие заемных источников
Структура заемных источников, %.
На начало года
На конец года
изменение
На начало года
На конец года
изменение
Долгосрочные обязательства
-
-
-
-
-
-
Краткосрочные займы и кредиты
552
2
-550
21
0,1
-20,9
Кредиторская задолженность
2069
3987
+ 1918
79
99,9
+20,9
Итого
2621
3989
+ 1368
100
100
-

 
В 2004 году фирма рассчиталась по краткосрочному кредиту в большей своей массе, а именно на 550 тыс. руб. и их удельный вес уменьшился на 20,9%.
 
Таблица 3.10. Анализ источников заемного капитал ООО «Уралхозторг 2003 – 2004 гг.
Источники заемного капитала
Наличие заемных источников
Структура заемных источников, %.
2003 г.
2004г.
изменение
2003г.
2004г.
изменение
Долгосрочные обязательства
1
  -1
0,04
-
-0,04
Краткосрочные займы и кредиты
276
277
+1
11,45
8,4
– 3,05
Кредиторская задолженность
2134
3028
894
88,51
91,6
+ 3,09
Итого
2411
3305
894
100
100
-

 
Кредиторская задолженность у  ООО «Уралхозторг увеличилась к  концу 2004 года на 1918 тыс. руб., а удельный вес с 79 до 99,9%. Таким образом, к концу года кредиторская задолженность составляет основную массу заемного капитала. Заемный капитал увеличился на 1368 тыс. руб. в течение 2004 года.
Сравним теперь данные за 2003 и 2004 год  по формированию заемного капитала.
За анализируемый период ООО  «Уралхозторг» рассчиталась по своим  долгосрочным обязательствам и ее задолженность  по кредиту уменьшилась. Если посмотреть на структуру источников заемного капитала, то долгосрочные обязательства ООО  «Уралхозторг составляли меньше процента, то есть 0,04%.
Удельный вес краткосрочного кредита  и займа в 2004 году уменьшился на 3,09%. Это характеризует его как  хорошего платежеспособного субъекта экономики.
Кредиторская задолженность за анализируемый период увеличилась  на 894 тыс. руб., или на 3,09%.
Таким образом, основную массу заемного капитала составляет кредиторская задолженность.
Ликвидность – это способность  предприятия погашать свои краткосрочные  обязательства своими краткосрочными активами.
Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств  только за счет внутренних источников (реализация активов). Но предприятие  может привлечь заемные средства, если у него имеется соответствующий  имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Главная задача ликвидности баланса  – определить величину покрытия обязательств ООО «Уралхозторг» его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует  сроку погашения обязательств (срочности  возврата).
Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства разделяются на следующие группы:
 
А1 – наиболее ликвидные активы = ДС+КФВ.    (3.7)
 

А1б = 57 + 26 = 83.
А1о= 231 + 0 = 231.
 
А2 – быстро реализуемые активы = ДЗ+КФВ.    (3.8)
 
А2б = 289 + 26 = 315.
А2о = 247 + 0 = 247.
 
A3 – медленно реализуемые активы = 3+НДС+ДДЗ.   (3.9)
 
АЗб = 1347 + 416 + 0 = 1763.
А3о = 2335 + 592 + 0 = 2927.
А4 – трудно реализуемые активы.
А4б= 3892.
А4о = 5962.
Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:
 
П1 – наиболее краткосрочные обязательства = КЗ.   (3.10)
 
П1б = 2069.
П1о = 3987.
 
П2 – краткосрочные пассивы = КСкред. + КСпассив.   (3.11)
 
П2б = 552 + 0= 552.
П2о = 2 + 0 = 2.
 
ПЗ – долгосрочные пассивы = Дскред. + доход буд. период. + 
+ фонд потр. + резер. пред. расх.       (3.12)
 

П3б = 0 + 0 + 0 + 0 = 0.
ПЗо = 0+ 0 + 0 + 0 = 0.
 
П4 – постоянные пассивы = СК = добав. кап. + резер. кап.  (3.13)
 
П4б = 276 + 0 = 276.
П4о = 276 + 0 = 276.
 
Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о неплатежеспособности в ближайшее время. Сравнение A3 – ПЗ отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность. Четвертое неравенство носит так называемый балансируемый характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств.
Полученные коэффициенты сведем в  таблицу 3.11.
 
Таблица 3.11. Ликвидность баланса
1999
2003
2004
А1 < П1
А1 < П1
А1 < П1
  А2 < П2
А2 > П2
А3 > П3
   
А4 > П4
А4 > П4
А4 > П4

 
По данным таблицы 3.11. видно, что  на протяжении временного интервала  с 1999 по 2004 А1 < П1, это показывает, что политика ООО «Уралхозторг» стабильна. С 2003 по 2004 г. произошел поворот с если в 2003 г. А2 < П2, то в 2004 г. А2 > П2. Показатель отношения А4 к П4 стабильный и на всем промежутке А4 > П4.
Теоретически недост
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.