На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности оценки эффективности принятых решений при бизнес-планировании. Анализ производственной деятельности, организационной структуры управления и потребности предприятия в капитальных вложениях на перспективу. Инвестиционный проект парикмахерской.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 20.10.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


94
СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Глава 1. Теортетические основы бизнес-планирования
      1.1 Назначение бизнес-плана, структура, основные виды бизнес-планов
      1.2 Особенности оценки эффективности принятых решений при бизнес-планировании
      1.3 Критерии оценки инвестиционного плана
      1.4 Риск и бизнес-планирование
    Глава 2. Анализ производственной деятельности предприятия и необходимость разработки бизнес-плана на текущий период и перспективу на примере ООО «Максвел»
      2.1 Описание фирмы и ее продукция
      2.2 Анализ производственной деятельности
      2.3 Анализ организационной структуры управления предприятием
      2.4 Анализ потребности предприятия в капитальных вложениях на текущий период и перспективу
    Глава 3. Разработка бизнес-плана на примере ООО «Максвел»
      3.1 Формирование инвестиционного замысла бизнес-планирования
      3.2 Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости предлагаемых мероприятий
      3.3 Предлагаемый бизнес-план
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложения
Введение

Планирование - не столько и не только одно из сущностных элементов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соответствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.
Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:
- на основе рыночной саморегуляции;
- системой адекватных плановых механизмов;
- путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Многочисленными специальными исследованиями в США давно уже выявлена высокая положительная корреляция между планированием в рыночных условиях и успехом ведения дела в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования.
Одновременно план является и руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Следовательно, для преодоления системного кризиса в России необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным планированием и разработкой бизнес-планов в системе взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и формирования бюджетов всех уровней управления в стране.
К сожалению, многие, особенно начинающие, российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. И многие из них испытывают серьезные затруднения при попытке четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса да еще с обоснованием экономических и финансовых показателей. Подготовка и составление детального бизнес-плана превращается для них в тяжелейшую обязанность, которую все-таки надо исполнять и не кое-как, а на высоком профессиональном уровне.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом:
- самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
- командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
- сторонней специализированной компанией за определенную плату.
Цель написания дипломной работы - изучить бизнес-планирование в организации на примере ООО «Максвел». Она определяет основной круг задач, решаемый в исследовании:
- определить состояние бизнес-планирования на предприятии;
- провести оценку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Максвел»,
- выявить узкие места в бизнес-планировании на ООО «Максвел»;
- обосновать необходимость повышения эффективности бизнес-планирования на ООО «Максвел», как основного направления совершенствования планирования на предприятии;
- внедрить положения и методики разработки операционных и финансовых бюджетов.
Объектом изучения является Общество с ограниченной ответственность «Евроколор» (ООО «Максвел»).
Предметом изучения выступают методологические и практические аспекты финансового планирования на предприятии.
Теоретическая и информационная база исследования.
В зарубежной литературе проблемы финансового и бизнес-планирования исследовались в работах Аткина Б., Бригхэма Ю., Брейли P., Гапенски Л., Друри К., Маги К.К., Майерса С., Перара Ж., Поукока М.А., Сасьени М.У., Тейлора А.Х., Хана Д. и др. Однако особенности современного этапа развития российской экономики требуют адаптации существующих за рубежом методов планирования и разработки новых подходов к решению возникающих проблем. Отечественные ученые и практики уже имеют определенные наработки в этой области. Принципиально новые условия хозяйствования российских предприятий, необходимость управления финансовыми ресурсами предприятия для обеспечения его финансовой устойчивости, а также теоретическая и методологическая разработка вопросов финансового планирования определили тему дипломной работы, ее цели и задачи. Можно выделить работы Галанова В.А., Клейнера B.C., Ковалева В.Н., Марголина Н.С., Молякова Д.С., Хруцкого В.Е. и др.
Цели, задачи и методические особенности исследования определили структуру работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теортетические основы бизнес-планирования

1.1 Назначение бизнес-плана, структура, основные виды бизнес-планов

Содержание внутриорганизационного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Внутриорганизационное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования Зелль А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: пер. с нем. - М.: Издательство «Ось-89», 2005.- С. 12..
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис. 1.1).
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое) Зелль А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: пер. с нем. - М.: Издательство «Ось-89», 2005.- С. 15..
Рис. 1.1 - Общая схема процесса управления организацией
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации, охватывает период в 5-10 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование охватывает годовой период, заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Оперативное планирование заключается в планировании повседневной деятельности фирмы и охватывает периоды - месяц, неделя, день.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
­ анализ перспектив развития организации;
­ анализ позиций в конкурентной борьбе;
­ выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;
­ анализ направлений диверсификации.
На рис. 1.2 представлена схема стратегического планирования, которая демонстрирует, что перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.
Рис. 1.2 - Схема стратегического планирования
Стратегический план выражен стратегией организации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Среднесрочные планы охватывают трехлетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия организации, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.
Текущее (краткосрочное) планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы.
Назначение и роль оперативных финансовых планов состоит в определении конкретной текущей финансово-экономической ситуации, а именно: последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.
Особенно часто в ходе текущего планирования разрабатываются конкретные бизнес-планы.
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить организации, как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он Зелль А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: пер. с нем. - М.: Издательство «Ось-89», 2005.- С. 19.:
­ дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
­ содержит ориентир, как должен развиваться проект (организация);
­ служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься организация), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.
Установление таких целей является исходной задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания организации и его прибыльности.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития организации). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и от предлагаемой идеи нужно отказаться. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (организация), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.
В наше время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна организация не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана.
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.
Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей организации произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов) Шарп У., Александер Г., Байли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2007.- С. 98..
Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет «удачно» продать бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная организация, потенциальный партнер (заказчик).
Бизнес-план предназначен для инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и собственнику предприятия. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.
Бизнес-план помогает:
­ принимать важные деловые решения;
­ подробно ознакомиться с финансовой стороной дела;
­ получать важную информацию по соответствующей индустрии и маркетингу;
­ предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
­ поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
­ расширяться в новых и перспективных отраслях;
­ быть более убедительным при поиске финансирования.
Качественно разработанный бизнес-план при соответствующей его реализации позволяет повысить конкурентоспособность предприятия.
Структура бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.
Таким образом, состав и содержание бизнес-плана зависят от характера создаваемого организации - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если организация производственная, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют характер товара и ориентация товара по потребителям: товар народного потребления или производственного назначения.
Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации.
Примерное содержание бизнес-плана Шарп У., Александер Г., Байли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2007.- С. 99.:
1. Вводная часть
название и адрес организации
учредители
суть и цель проекта
стоимость проекта
потребность в финансах
ссылка на секретность
2. Анализ положения дел в отрасли
текущая ситуация и тенденции развития отрасли
направление и задачи деятельности проекта
3. Существо предлагаемого проекта
продукция (услуги или работы)
технология
лицензии
патентные права
4. Анализ рынка
потенциальные потребители продукции
потенциальные конкуренты
размер рынка и его рост
оценочная доля на рынке
5. План маркетинга
цены
ценовая политика
каналы сбыта
реклама
прогноз новой продукции
6. Производственный план
производственный процесс
производственные помещения
оборудование
источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
субподрядчики
7. Организационный план
форма собственности
сведения о партнерах, владельцах организации
сведения о руководящем составе
организационная структура
8. Степень риска
слабые стороны организации
изменение рыночной ситуации
инфляция
макроэкономические процессы
вероятность появления новых технологий
альтернативные стратегии
9. Финансовый план
план доходов и расходов
план денежный поступлений и выплат
прогнозный баланс
анализ безубыточности
10. Приложения
копии контрактов, лицензии и т.п.
копии документов, из которых взяты исходные данные
прейскуранты поставщиков.
1. Вводная часть. Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержаться основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес организации, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах, эффективность проекта.
2. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния организации и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев на победу в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.
В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги организации.
3. Существо предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.
При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.
Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.
В этом разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
4. Анализ рынка. Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех организаций. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому очень важно найти свое место на рынке. Этот раздел является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции и показать, что имеется понимание рынка и возможность продать на нем свою продукцию. Для этого важно определить тот сегмент рынка, который будет для организации главным. Как правило, новые организации могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого - сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.
Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.
4. План маркетинга. В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т.д.
На действующих организациях план по маркетингу составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправка с учетом изменяющейся ситуации на рынке.
В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.
5. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое организация относиться к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов, как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потолков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
6. Организационный план. В этом разделе указывается форма собственности создаваемого организации: будет ли это индивидуальное организация, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.
Приводится организационная структура будущего организации. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.
В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления организациям. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.
В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, то есть, каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.
7. Степень риска. Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.
Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выходы из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
8. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость организации, источники и использование средств. В заключение проводится анализ безубыточности Шарп У., Александер Г., Байли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2007.- С. 111..
Сводный прогноз доходов и расходов составляется, по крайней мере, на первые три годы, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Зная ставки налога, можно получить прогноз чистой прибыли организации после вычета налогов.
Экономическое обоснование бизнес-проекта должно отвечать определенным критериям, предъявляемым к таким проектам кредитными организациями, государственными и международными органами, частными инвесторами и т.д. Качественные свойства бизнес-планирования должно обеспечивать необходимое согласование и удовлетворение потребностей всех заинтересованных участников процесса как внешних, так и внутренних.
Можно выделить несколько аспектов рассмотрения качественного уровня бизнес-планирования. Для этого необходимо провести оценку качественности бизнес-планирования в нескольких направлениях: теоретико-методологическом, организационно-методическом, технологическом.
Теоретико-методологический аспект определяет соответствие рассматриваемой системы основным принципам бизнес-планирования. Организационно-методический аспект отражает уровень организации процессов, происходящих в системе, и качественные свойства используемых методов бизнес - планирования. Технологический аспект определяется совершенством используемых процедур и методов сбора и обработки информации.
К основным принципам бизнес-планирования относятся: научная обоснованность, целостность, комплексность, эффективность и достоверность. С точки зрения организационно-методического аспекта качество системы представляет собой уровень организации процесса, качественные свойства используемых методов собирания, обобщения и использования информации, а также методик бизнес-планирования и контроля за исполнением плановых заданий. Качество организационной структуры бизнес-планирования определяется согласованностью, взаимодополняемостью информационных потоков в процессе разработки обоснования и контроля за реализацией плановых заданий.
Методическое качество заключается в применении наиболее современных и эффективных методов подготовки обоснования бизнес-проекта, сочетании различных методов сбора, обобщения, группировки и использования информации.
Технико-технологический аспект качества системы определяется совершенством операционно-процедурной технологии бизнес-планирования, методов обработки информации. В данном случае рассматривается качество технологии сбора, накопления, хранения, обновления, передачи и преобразования экономической информации.
Специальное рассмотрение вопросов качественности бизнес-планирования позволяет:
1) конкретизировать проблему оценки качественности бизнес-планирования;
2) выявить взаимосвязь между качеством данного процесса и условиями его проведения;
3) на основе оценки качественности и критериев бизнес-планирования наиболее полно реализовать целенаправленный, системный подход к повышению эффективности управления и инвестиционных решений.
1.2 Особенности оценки эффективности принятых решений при бизнес-планировании

В последнее время многие управленческие решения, касающиеся принятия каких-либо проектов, в большинстве своем основываются на результатах экономического анализа с использованием показателей оценки эффективности капитальных вложений. Предлагается следующая классификация показателей оценки эффективности инвестирования, которые являются наиболее популярными на практике и используются как российскими предприятиями, так и компаниями в странах с развитой рыночной экономикой (рис. 1.3).
Рис. 1.3 - Классификация показателей оценки инвестиционных проектов Пелих А.С. Бизнес-планирование: или как организовать собственный бизнес. - М.: Ось-89, 2005.-115с.
Данная классификация допускает деление показателей эффективности капитальных вложений на три основные группы: неформализованные (качественные), статические (простые) и динамические (основанные на дисконтировании).
К качественным показателям относят критерии «срочности» (отбираются проекты, требующие немедленной реализации; их непринятие может привести к нежелательным финансовым и иным последствиям) и «вынужденности» (данный критерий может использоваться при необходимости осуществления инвестиций, например, в случае вмешательства государства в дела компании).
Использование неформализованных показателей не позволяет количественно оценить инвестиционные предложения, и поэтому вопрос относительно целесообразности осуществления проекта или выбора одного из нескольких приемлемых часто решается аналитиками на уровне интуиции.
К статическим показателям оценки инвестиционных проектов относится расчет простой (бухгалтерской) нормы прибыли и расчет периода окупаемости проекта.
Простая (бухгалтерская) норма прибыли проекта (Accounting Rate of Return, ARR) характеризует годовую рентабельность всего инвестированного капитала, выражается в процентах и рассчитывается по формуле (1.1):
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд-е доп. и перераб.- М.: ИП «Экоперспектива», 2002.-548с. (1.1)
где PRср - среднегодовая прибыль проекта; IC - капиталовложения (инвестиционные затраты); LV - ликвидационная стоимость основных средств.
В некоторых случаях формула расчета бухгалтерской нормы прибыли имеет следующий вид (1.1а):
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: уч.пособие для вузов. - 3-е изд-е. - М.: ИНФРА -М, 2006.-207с. (1.1а)
Это объясняется тем, что первый вариант расчета критерия бухгалтерской нормы прибыли учитывает постепенное и равномерное списание стоимости оборудования при линейной амортизации, поэтому в течение всего срока жизни проекта «инвестируется» с бухгалтерских позиций, в среднем, примерно половина общей суммы капиталовложений в зависимости от величины ликвидационной стоимости, которая остается «недоинвестированной». Но такая ситуация происходит, как правило, лишь в тех случаях, когда срок службы оборудования совпадает со сроком функционирования проекта и не со всей суммой инвестированного капитала. В основном это касается приобретения основных средств, поэтому часто используется и второй вариант формулы. Основным достоинством критерия бухгалтерская норма прибыли является его простота. В настоящее время этот критерий используется только для быстрой «отбраковки» проектов. К недостаткам бухгалтерской нормы прибыли можно отнести то, что этот критерий не учитывает распределение во времени инвестиционных издержек и доходов, а также сложность выбора «обычного» года, наиболее характерного для проекта.
Период или срок окупаемости капиталовложений (Payback Period, PB) является одним из простейших и наиболее часто используемых критериев оценки экономической эффективности проекта. По определению, период окупаемости - это минимальный интервал времени (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект от реализации проекта становится положительным и в дальнейшем не становится отрицательным Волков И.М., Грачева М.В. Александров Д.С. Критерии оценки проектов экономического развития Всемирного банка. М., 2000..
Иными словами, это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. В том случае, если проект предусматривает ежегодное получение финансовых потоков, одинаковых по величине, период окупаемости можно рассчитать по формуле (1.2):
Ляпунов Г.В. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 2005 (1.2)
где IC - общая стоимость капиталовложений в проект; CFср - среднегодовой финансовый поток от реализации проекта.
Преимущество периода окупаемости заключается в том, что с его помощью достаточно четко оценивается ликвидность проекта и уровень риска: при прочих равных условиях проект, окупаемый за 3 года, является менее рискованным по сравнению с тем, который имеет срок окупаемости 5 лет. Несмотря на то, что данный критерий является одним из самых распространенных, он обладает тремя главными недостатками:
1. Период окупаемости не учитывает денежные потоки, и следовательно отдачу от реализации проекта после наступления момента окупаемости капитальных вложений.
2. Период окупаемости не учитывает динамику изменения величины финансовых потоков для различных периодов в течение срока жизни проекта.
3. Период окупаемости касается первоначальных инвестиций в проект и не учитывает влияния на эффективность проекта дополнительных (промежуточных) капитальных вложений Дэвид Г. Руководство по составлению бизнес-плана. - М.: Финпресс, 2005.-65с..
Для оценки эффективности капитальных вложений с учетом фактора времени на практике используется несколько критериев. К их числу относятся дисконтированный период окупаемости, чистый дисконтированный доход, дисконтированный индекс доходности, внутренняя норма доходности и некоторые другие. Для определения всех перечисленных критериев используются дисконтированные финансовые потоки, поэтому особое внимание при оценке инвестиций следует уделять определению прогнозных значений финансовых поступлений и выплат в течение всего срока жизни инвестиционного проекта. В современных условиях даже такой широко распространенный показатель, как период окупаемости капитальных вложений, рекомендуется определять с использованием дисконтирования.
Дисконтированный период окупаемости (Discounted Payback Period, DPB) можно представить как минимальный временной интервал от начала реализации проекта, когда соответствующий интегральный эффект становится положительным и остается таковым до конца анализируемого периода (1.3):
(1.3)
где ф ? [0, T]; CFt - финансовый поток года t; ICt - капитальные вложения (инвестиционные затраты) в году t; T - период реализации проекта; r - ставка дисконтирования Гринолл Э. Финансы и финансовое планирование. Для руководителей среднего звена / Пер. с англ. М.: ФИНПРЕСС., 2006.
Дисконтированный период окупаемости - это период времени, в течение которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления, т.е. начиная с момента времени ф=DPB, данный проект уже не нуждается в каком-либо внешнем финансировании. Дисконтированный период окупаемости может служить критерием для принятия инвестиционного решения.
Основным критерием ценности инвестиционного проекта является критерий чистого дисконтированного дохода (Net Present Value, NPV). Чистый дисконтированный доход определяется как сумма финансовых потоков, генерируемых инвестиционным проектом за весь расчетный период [t0, T], приведенная к начальному моменту t0 со ставкой дисконтирования, равной r (1.4):
(1.4)
где CFt - доход, достигнутый за период времени t (чистый финансовый поток года t); ICt - капиталовложения в году t; T - расчетный период оценки; r - ставка дисконтирования.
Одним из главных критериев инвестиционной предпочтительности того или иного проекта является максимизация прибыли. Однако для более эффективного анализа инвестиций также должны учитываться размер капитальных вложений и альтернативное использование средств. Как большинство авторов исследований по данной тематике, так и большинство практиков считают чистый дисконтированный доход наиболее подходящим критерием оценки привлекательности инвестиционного проекта, характеризующим доходный потенциал вложенных средств. Чистый дисконтированный доход показывает соотношение между будущими доходами от инвестиций и вложенными средствами. Данный критерий позволяет аналитику сделать вывод о предпочтительности чистого баланса между «текущими стоимостями» этих составляющих. Критерий NPV показывает, может ли реализация инвестиционного проекта дать возможность получить норму прибыли, применяемую в расчетах.
В настоящее время дисконтированный индекс доходности (Discounted Profitability Index, DPI) является одним из часто используемых измерителей относительной ценности инвестиционного проекта. В общем виде дисконтированный индекс доходности представляет собой отношение суммы дисконтированных (к начальному периоду времени t) финансовых потоков проекта к величине капиталовложений. Другими словами, дисконтированный индекс доходности является формальным способом выражения соотношения доходов и затрат инвестиционного проекта (1.5).
Согласно правилу DPI, чтобы принять решение о реализации проекта, минимально приемлемое значение критерия должно быть более 1,1 для устранения влияния возможных погрешностей. Если чистый дисконтированный доход положителен, то дисконтированный индекс доходности больше единицы, что является необходимым условием относительной эффективности инвестиционного проекта. Дисконтированный индекс доходности позволяет аналитику оценить инвестиционные альтернативы различных масштабов путем сопоставления доходности проектов.
(1.5)
где CFt - финансовый поток проекта в году t; ICt - сумма капитальных вложений в проект в году t; IC - сумма капиталовложений в проект за T лет реализации проекта Ахметов К.С. Практика управления проектами (MS Project 2006/2006). М.: Русская Редакция, 2007.
Однако данный критерий обладает недостатком, заключающимся в том, что после его расчета нет возможности судить об абсолютном денежном эффекте, вызванном проектом.
Несмотря на достаточную объективность, отсутствие зависимости от абсолютных размеров инвестиций и богатый интерпретационный смысл, критерий внутренней нормы доходности имеет ряд недостатков:
1. для проектов, не стандартных по структуре денежных потоков и распределению их во времени, может наблюдаться как множественность, так и отсутствие значения показателя IRR;
2. очень трудно отдать предпочтение какому-либо из альтернативных проектов, различающихся между собой размером капитальных вложений и имеющих внутренние нормы доходности, обратно пропорциональные размеру инвестиций;
3. на основе IRR невозможно установить срок окупаемости капитальных вложений.
Очевидно, что при оценке инвестиций необходимо использовать IRR, но только в совокупности с другими критериями Емельянов Р.В. Современные методы оценки эффективности капитальных вложений // Инвестиции и инновации в России: проблемы в начале XXI века (макроэкономические, социальные, институциональные и методологические). Сборник статей / Под ред. Новицкого Н.А. М.: Институт экономики РАН, 2001. - 302 с..
1.3 Критерии оценки инвестиционного плана

Анализ безубыточности позволяет вычислить объем продаж, при котором доходы предприятия равны расходам. Продажи ниже точки безубыточности приносят убытки, соответственно, выше точки безубыточности - прибыль.
Для этого необходимо вначале выделить в сумме затрат на выпуск продукции постоянные и переменные издержки. Для дифференциации затрат воспользуемся методом наименьших квадратов. Линия общих затрат выражается уравнением: , где Зпост - уровень постоянных затрат; Зпер - уровень переменных затрат, ОП - объем продаж (тыс. шт.).
Важность этих расчетов заключается в том, что в процессе их проведения определяются разные уровни постоянных и переменных затрат, соответствующие разным стадиям развития предприятия.
В настоящее время все большее распространение в России получает управление проектам на основе анализа безубыточности Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. - М.: изд-во Перспектива, 1996. С.173-174.
Формулы обычно используются такие Гершун А., Горский М.. Технологии сбалансированного управления. М., 2006:
ПОРОГОВОЕ ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДАННОГО ТОВАРА
КОЛИЧЕСТВО =
ТОВАРА ЦЕНА РЕАЛИЗАИИ
Эти формулы для определения порогового значения объема производства используются когда речь идет об одном единственном товаре, который «заставляют» своей выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо когда производятся расчеты для одного изолированного проекта. Но если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объема производства, обеспечивающего безубыточность, например, товара №1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на долю в постоянных затратах.
Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную суму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли. Поэтому этот показатель можно использовать при планировании прибыли.
Зная порог рентабельности определим запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств: Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой, - М.: изд-во Перспектива, 1996. С.179-190
Можно сделать вывод о том, что именно использование метода управления инвестиционными проектами обеспечит предприятию возможность иметь информацию о ключевых индикаторах (операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности), которые могут быть использованы как в целях оценки результатов деятельности, так и в планировании, принятии различных управленческих решений.
1.4 Риск и бизнес-планирование

Любое дело всегда связано с риском. И чем больше средств вкладывается, тем обычно и выше риск, поскольку всего предугадать невозможно. Однако риски всегда можно минимизировать - то есть предпринять такие действия, которые максимально уменьшат риск предприятия.
Снижение рисков - одна из целей разрабатываемого бизнес-плана.
Сами по себе риски могут возникать самые разные. Их изучением и уменьшением их влияния на развитие производства должен заниматься отдельный специалист, маркетолог. Для выполнения подобной работы необходимы квалификация, опыт, личная заинтересованность маркетолог, поскольку от его работы зависит очень и очень многое.
В работе маркетолога зачастую важно предвидеть все возможные риски и уметь правильно оценить воздействия тех, которые предотвратить бывает просто невозможно: как-то авария на дороге, последствия стихийных событий.
Предусмотреть подобные моменты на предприятии - значит, справиться с их последствиями в кратчайшие сроки в реальном их наступлении.
Риски, как правило, делятся на простые и составные. Простые риски наносят некий локальный урон и последствия устраняются. Составные же риски отличаются тем, что наступление одного события влечет за собой возникновение второго и третьего риска, и так - по цепочке.
Например, забастовка на предприятии выливается в простой - снижение производства - срыв поставок - штрафные санкции - судебные разбирательства - убытки.
Внесение в бизнес-план подобного рода рисков только увеличивает его вес в глазах инвестора - он видит всю серьезность подхода к будущему предприятию, ваше стратегическое и тактическое планирование управлением.
Любая компания-инвестор имеет дело со следующими основными видами проектных рисков:
Вид риска
Описание
Политический риск
Возможность потерь, связанных с изменением социально-политической обстановки в стране
Региональный риск
Возможность потерь вследствие непредвиденных изменений нормативно-правовой базы на уровне региона, а также действий местных властей, в том числе неправомерных
Предпринимательский риск
Возможность потерь вследствие невыполнения договорных обязательств контрагентами, низкого качества оказываемых услуг, плохого управления, а также падения спроса или неверной оценки рынка
Финансовый риск
Возможность потерь вследствие изменения финансовых характеристик проекта, таких как ликвидность и финансовая устойчивость
Юридический / законодательный риск
Возможность потерь из-за изменений законодательства на федеральном уровне, ужесточения требований регулирующих органов, невозможности выполнения обязательств контрагентами согласно действующему законодательству, неправильное юридическое оформление договорных отношений с контрагентами
Социальный риск
Возможность непредвиденных потерь вследствие злоупотреблений и/или неумышленных действий производственного персонала и руководства проекта, а также негативного отношения местного населения
Строительный риск
Возможность потерь вследствие несоблюдения технологий строительства и ошибок в проектно-сметной документации
Природно-экологический риск
Возможность потерь вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду и издержек на возмещение экологического ущерба
Техногенный и имущественный риски
Возможность непредвиденных потерь вследствие аварийных ситуаций, нарушений технологий эксплуатации объектов, технических сбоев и стихийный бедствий
Среднестатистический проект включает в себя три стадии: предынвестиционную стадию, стадию строительства и стадию эксплуатации. Для каждой из стадий проводится исследование рисков, цель которого состоит в идентификации ключевых рисков по всем перечисленным выше категориям и их ранжировании по вероятности возникновения и серьезности последствий (ущербу). Ранжирование рисков осуществляется на основе экспертного опроса, в ходе которого экспертам предлагается раздельно оценить вероятность наступления каждого риска и серьезность последствий. В качестве экспертов выступают представители заказчика и внешние консультанты.
Вероятность рисков оценивается экспертами в соответствии со следующей шкалой:
0 - риск не проявится;
25% - риск, скорее всего, не реализуется;
50% - о наступлении события нельзя сказать ничего определенного;
75% - риск, скорее всего, проявится;
100% - риск наверняка реализуется.
Серьезность последствий рисков оценивалась по пятибалльной шкале:
1 - незначительный риск;
2 - допустимый риск;
3 - повышенный риск;
4 - критический риск;
5 - катастрофический риск.
По результатам опроса проводится обработка и анализ экспертных данных для получения усредненных оценок вероятностей и ущерба по всем рискам. В процессе усреднения исключаются отдельные противоречивые оценки, значительно отклоняющиеся от средних оценок и искажающие общую картину рисков. Применение этих методик позволяет повысить согласованность и достоверность итоговых оценок.
Результаты исследования представляются в виде карты рисков. На карте каждый риск отображается отдельной точкой в двухмерной системе координат «вероятность - последствия». При этом значения вероятности изменяются от 0 до 100%, а серьезность последствий - от 1 (низкий риск) до 5 (катастрофический риск). Это дает наглядную картину рисков по каждой стадии и по проекту в целом, что позволяет оценить относительную подверженность различным рискам и установить допустимый уровень этих рисков. Карта рисков является основой для дальнейшего анализа и принятия решений по контролю и управлению рисками К «низким» относятся риски с малой вероятностью наступления (<50%) и несущественными последствиями (<2,5).
К «умеренным» рискам относятся:
1) риски с высокой вероятностью наступления (?50%) и несущественные последствиями (<2,5);
2) риски с малой вероятностью наступления (<50%) и серьезными последствиями (?2,5).
К «высоким» относятся все риски, которые были оценены большинством экспертов как вероятные (?50%) и серьезные (?2,5).
На заключительном этапе исследования разрабатывается комплекс рекомендуемых мероприятий по контролю, снижению и предотвращению выявленных рисков Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А.Лобанова, А.В.Чугунова. М., 2005..
Глава 2. Анализ производственной деятельности предприятия и необходимость разработки бизнес-плана на текущий период и перспективу на примере ООО «Максвел»

2.1 Описание фирмы и ее продукция

Компания ООО «Максвел» была основана в 2003году и выбрала своим основным направлением оптовую и розничную продажу качественных отделочных материалов.
В своей работе ООО «Максвел» руководствуется принципами индивидуального подхода к каждому клиенту, обеспечивая соблюдение всех необходимых требований, а также предоставляя качественное сервисное обслуживание.
Компания ООО «Максвел» осуществляет комплектацию строительных объектов на территории Российской Федерации и реализацию керамической плитки, керамического гранита, затирок, клеев, гидроизоляции, шпатлевок производства Италии, Франции, Испании, Финляндии, Турции, Китая и России.
Нашими партнерами являются известные производители:
- группа компаний «MARAZZI» (с заводов во Франции, Италии, Испании, России);
- «KUTAHYA» в Турции - плитка, керамический гранит;
- «PAMESA» и «SALONI» в Испании - плитка, керамический гранит;
- «VITRA» в Турции - плитка, керамический гранит;
- «KIILTO» в Финляндии - строительно отделочные материалы и клеи;
- «TAU», «REVIGRES», «COBSA», «KERABEN», «METROPOL», «APE» в Испании;
- «НЕФРИТ-КЕРАМИКА» и «КОНТАКТ» в России - плитка, керамический гранит;
А также:
- «VITRA» в Турции - сантехника, смесители и аксессуары для ванных комнат;
- «HOYEZ» во Франции - системы офисных перегородок.
Компания ООО «Максвел» осуществляет продажу и поставку на объекты и многих других отделочных материалов:
- линолеума бытового и коммерческого;
- ковровых покрытий и ковровой плитки;
- спортивных покрытий;
- лакокрасочных материалов.
ООО «Максвел» осуществляет поставки в магазины и салоны всей вышеперечисленной продукции. Клиентами компании являются более 80 магазинов и салонов в Москве и более 40 в Российской Федерации.
На складах в г. Москве находится более 50000 м2 керамической плитки и керамического гранита, запас продукции KIILTO, SOPRO, ALPA, а также складской запас на фабриках Испании, Италии, Франции, в г. Санкт-Петербург.
Компания ООО «Максвел» производит художественную резку керамического гранита, камня, мрамора по эскизам заказчика.
Начиная с 2003 года по настоящее время с помощью компании ООО «Максвел» было построено более 90 объектов на территории Российской Федерации.
2.2 Анализ производственной деятельности

В табл. 2.1 представлена динамика активов ООО «Максвел» по данным бухгалтерской отчетности за 2007 - 2008 гг.
Таблица 2.1
Динамика активов и пассивов ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Показатели
Годы
Отклонение (+,-)
Темпы роста, %
2007
2008
Актив
Иммобилизованные средства
110349
96008
-14341
-13%
Оборотные активы, всего
261247
273208
+11961
+4,58%
в том числе: запасы
192028
199541
+7513
+3,91%
в том числе:
- сырье и материалы
67983
95842
+27859
+40,98%
- готовая продукция и товары для перепродажи
44406
34596
-9810
-22,09%
- затраты в незавершенном производстве
74291
66619
-7672
-10,33%
НДС по приобретенным ценностям
4238
4227
-11
-0,26%
Ликвидные активы, всего
из них: денежные средства и краткосрочные вложения
7670
7904
+234
+3,05%
дебиторская задолженность
56915
61140
+4225
+7,42%
Пассив
Собственный капитал
122290
123121
+831
+0,68%
Заемный капитал, всего
139131
128756
-10375
-7,46
из них:
- долгосрочные кредиты и займы
95580
35880
-59700
-62,46%
- краткосрочные кредиты и займы
43551
92876
+49325
+113,26%
Привлеченный капитал
110175
117339
+7164
+6,5%
Валюта баланса
371596
369216
-2380
-0,64%
По данным табл. 2.1 можно сделать следующие выводы. Структура активов организации за 2007 год характеризуется следующим соотношением: 29,7% иммобилизованных средств и 70,3% текущих активов. Активы организации за 2008 год снизились на 2380 тыс. руб. (0,64%). Отмечая снижение суммы активов, необходимо отметить рост собственного капитала на 0,68%. Опережающее увеличение собственного капитала относительного общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.
Снижение величины активов за 2007 г. организации связан, главным образом, со снижением следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
1. Иммобилизованные средства - 14341 тыс. руб. (13%)
2. Запасы: готовая продукция и товары для перепродажи - 9810 тыс. руб. (22,09%)
3. Запасы: затраты в незавершенном производстве - 7672 тыс. руб. (10,33%)
4. НДС по приобретенным ценностям - 11 тыс. руб. (0,26%).
Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:
5. Заемный капитал: долгосрочные кредиты и займы - 59700 тыс. руб. (62,46%).
Среди положительно изменившихся статей баланса за 2008 г. можно выделить «Запасы: сырье и материалы» в активе и «Краткосрочные кредиты и займы» в пассиве (+27859 тыс. руб. и +49325 тыс. руб. соответственно).
Структура активов организации на конец 2008 г. характеризуется следующим соотношением: 26% иммобилизованных средств и 74% текущих активов.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении имущества ООО «Максвел» за 2008 г.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В табл. 2.2 представлена оценка ликвидности ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Таблица 2.2
Расчет коэффициентов ликвидности ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Показатель ликвидности
Значения показателя
Отклонение (+,-)
Рекомендованное значение
2007 г.
2008 г.
1
2
3
4
5
Коэффициент текущей (общей) ликвидности
1,8
1,3
-0,5
>2,0
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности
0,42
0,31
-0,09
>1,0
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,39
0,29
-0,1
>0,2
На 31.12.2008 г. при норме 2,0 и более коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 1,3. За 2008 г. этот коэффициент снизился на 0,5 процентных пункта. Коэффициент быстрой ликвидности также имеет значение, не укладывающееся в норму (0,31). Это свидетельствует о недостаточности у ООО «Максвел» ликвидных активов (т.е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2008 г. имеет значение, соответствующее норме (0,29). При этом за рассматриваемый период коэффициент снизился на 0,1 процентных пункта.
Проанализируем коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Таблица 2.3
Показатели финансовой устойчивости ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Показатель
Нормативное значение
Значение показателя
Отклонение (+,-)
2007 г.
2008 г.
1
2
3
4
5
Коэффициент автономии
?0,5
0,33
0,33
-
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
?1,0
1,14
1,04
-0,1
Коэффициент маневренности собственного капитала
?0,5
2,15
2,54
Коэффициент обеспеченности материальных запасов
?0,5
1,32
0,95
Коэффициент краткосрочной задолженности
-
0,01
0,01
-
Коэффициент автономии организации на последний день 2007 г. составил 0,33. Полученное значение говорит о неоправданно низкой доле собственного капитала ООО «Максвел» (33%) в общем капитале организации - организации слишком много использует заемных денежных средств.
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности собственного капитала на конец 2007 года составило 2,15. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5 - 0,6. И хотя на практике норматив для этого показателя не определен, полученное здесь значение говорит о достаточности собственного капитала для обеспечения стабильного финансового положения ООО «Максвел». Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (1,32) на 31.12.2007 г. соответствует нормальному значению, т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами организации.
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «Максвел» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности.
Коэффициент автономии организации на последний день 2008 г. составил 0,33. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение говорит о слишком высокой зависимости от заемного капитала (собственный капитал составляет 33% в общем капитале организации).
Значение коэффициента маневренности собственного капитала на последний день декабря 2008 г. составило 2,54. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5 - 0,6. И хотя на практике норматив для этого показателя не определен, полученное здесь значение говорит о достаточности собственного капитала для обеспечения стабильного финансового положения ООО «Максвел». Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,95) соответствует норме, т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами ООО «Максвел».
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «Максвел» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности.
В табл. 2.4 представлена оценка стоимости чистых активов предприятия по отношению к его уставному капиталу.
Чистые активы организации на последний день декабря 2008 года намного (в 739,86 раз) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение ООО «Максвел», полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Однако необходимо отметить снижение чистых активов на 1,7% в течение рассматриваемого периода.
Таблица 2.4
Оценка стоимости чистых активов ООО «Максвел» за 2007 - 2008 гг.
Показатель
Значение показателя
Изменение (+,-)
2007 г.
2008 г.
тыс. руб.
в % к валюте баланса
тыс. руб.
в % к валюте баланса
тыс. руб.
в % к валюте баланса
1
2
3
4
5
6
7
Чистые активы
130689
35,17
123557
33,46
-7132
-1,71
Уставный капитал
167
0,04
167
0,05
-
+0,01
Превышение чистых активов над уставным капиталом
130522
35,12
123390
33,42
-7132
-1,7
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этим показателям относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.
Значение показателей деловой активности отобразим в табл. 2.5.
Анализ показателей деловой активности показывает, что на начало анализируемого периода значение общего коэффициента оборачиваемости было близко к нормативному значению, к концу 2008 года значение данного показателя стало соответствовать норме.
Таблица 2.5
Показатели деловой активности
Показатель
Нормативное значение
Значение показателя
Отклонение (+,-)
2007 г.
2008 г.
Общий коэффициент оборачиваемости
Выше 0,8
0,71
0,85
+0,14
Коэффициент оборачиваемости запасов
Выше 4,0
1,25
1,45
+0,2
Коэффициент оборачиваемости собственных средств
Выше 1,0
2,15
2,54
+0,39
Значение коэффициента оборачиваемости запасов значительно ниже нормативного как на начало, так и на конец анализируемого периода, что говорит о слишком высокой доле запасов в структуре активов организации. В некоторой степени это обусловлено особенностями отрасли, тем не менее, необходимо предпринимать меры для повышения данного показателя, оптимизируя количество запасов, совершенствуя систему управления запасами.
Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии большой степени задолженности у компании. В этом случае давление кредиторов может ощущаться прежде, чем можно что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре. Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов может отражать негативные явления в деятельности предприятия, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.
Значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала соответствует нормативному значению и на начало и на конец анализируемого периода, что положительно характеризует деятельность фирмы.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что за рассматриваемый период времени улучшились значения показателей деловой активности, что положительно сказывается на общей картине финансового состояния предприятия. Однако значение оборачиваемости запасов даже при существующем улучшении не соответствует нормативному значению, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы управления запасами.
Для оценки использования имеющихся ресурсов на предприятии рассчитывают показатели рентабельности.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Данные показатели позволяют судить об эффективности ценовой и финансовой политики в компании.
Рассчитанные значения показателей рентабельности отобразим в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Показатели рентабельности ООО «Максвел» за 2007 - 2008 г.
Показатель
Нормативное значение
Значение показателя
Отклонение (+,-)
2007 г.
2008 г.
Коэффициент рентабельности использования капитала
Выше 0,15
0,06
0,01
-0,05
Коэффициент рентабельности использования собственных средств
Выше 0,2
0,18
0,02
-0,16
Коэффициент рентабельности продаж
Выше 0,3
0,08
0,01
-0,07
Коэффициент рентабельности текущих затрат
Выше 0,4
0,09
0,01
-0,08
Анализ показателей рентабельности ООО «Максвел» за анализируемый период показывает низкие значения всех показателей рентабельности. При этом необходимо отметить их снижение, что говорит о снижении эффективности ценовой и финансовой политики предприятия.
Значения всех показателей рентабельности свидетельствуют о кризисном положении предприятия и необходимости совершенствования финансовой политики, ужесточения ценовой политики предприятия.
Расчет Z-счета Альтмана.
Z = 1.2 Коб + 1.4 Кнп + 3.3 Кр + 0.6 Крс + 1.0 Кот

Коб - доля оборотных средств в активах
Кнп - рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли.
Кр - рентабельность активов, исчисленная по прибыли до вычета налогов (балансовой).
Крс - соотношение между рыночной стоимостью собственного капитала и заемным капиталом.
Кот - отдача всех активов
Z ( 2008 ) = 1,2 * 0,74 + 1,4 * 0,002 + 3,3 * 0,05 + 0,6 * 0,5 + 1,0 * 0,85 = 0,888 + 0,0028 + 0,165 + 0,3 + 0,85 = 2,2058
В Западной практике определена таблица значений Z-счета для определения степени вероятности банкротства.
Таблица 2.7
Z - счет
Вероятность банкротства
Z < 1,8
Очень высокая
1,81…2,7
Высокая
2,71…2,9
Существует некоторая возможность
Z > 2,91
Очень низкая
Полученный результат показывает, что степень вероятности банкротства высокая. Таким образом, для исправления существующей ситуации необходимо принятие управленческих экономических решений в целях снижения вероятности банкротства и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.3 Анализ организационной структуры управления предприятием

Организационная структура ООО «Максвел» представлена на рис. 2.1.
Данная организационная структура больше всего подходит к линейно-функциональному типу, который чаще всего встречается на малых и средних предприятиях. Это обусловлено тем, что при малом числе сотрудников нет необходимости создавать дополнительные уровни управления.
Рис. 2.1 - Организационная структура ООО «Максвел»
В отличие от чисто линейной, линейно-функциональная структура значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи, и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий. Функциональную структуру управления часто называют традиционной или классической, так как она применяется уже многие годы и ее особенности более глубоко исследованы.
Высшим органом управления является Общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества вырабатывает стратегию и назначает Генерального директора Общества.
Руководство ООО «Максвел» осуществляется Генеральным директором. Генеральный директор действует на основании Устава и является исполнительным органом и несет ответственность за деятельность объединения, а также заключает договоры, налаживает связи с заказчиками-экспортерами и импортерами, вносит предложения о распределении обязанностей между работниками и выполняет другие функции по должности. Трудовые отношения регулируются на основании заключенного контракта с генеральным директором.
Бухгалтерия осуществляет расчет, анализ, составление отчетности и представление статистических данных.
Экономист по расчетам занимается выставлением счетов по осуществленным перевозкам, следит за своевременной оплатой по ним.
Организацией перевозок и транспортно-экспедиционной деятельностью занимается транспортный отдел, представленный менеджерами-экспедиторами, а также диспетчерами перевозок. Они занимаются оформлением договоров перевозки груза и экспедиции, иных перевозочных документов, страхованием груза через любую страховую компанию.
Юридический отдел представлен двумя юристами, главная задача которых защита прав и законных интересов предприятия, а также проверка соблюдения актов законодательства при заключении ООО «Максвел» договоров.
Технический отдел возглавляет начальник технического отдела. Под его руководством находится механик, электрики, слесари. Данный отдел занимается непосредственно техническим обслуживанием оборудования.
На предприятии на полставки работают медицинский работник, секретарь-референт, специалист по кадрам и инженер по технике безопасности.
Управленческие решения на ООО «Максвел» проходят следующие стадии: подготовку решения; принятие решения; реализацию решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. Как правило, сбором данной информации занимается лица, компетентные в каждом конкретном вопросе. Например, если руководством поставлена задача разработать новый маршрут доставки грузов, то подготовкой необходимой информации занимается транспортный отдел во главе с начальником отдела и всеми сотрудниками данного отдела. Т.е. можно сказать информация подготавливается коллективно.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На этой стадии принятия решения обязательно присутствует генеральный директор предприятия, который заслушивает все варианты альтернативных решений и принимает решение, с учетом мнения сотрудников.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Управленческие решения в ООО «Максвел» принимаются на основе экономического анализа и многовариантного расчета, интуитивные методы практически исключены, слишком высок риск просчета и допущения ошибок, что не допустимо для данного предприятия. Принимаемые решения как правило основываются на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии используется метод принятия решений, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей генерального директора предприятия.
Для успешной реализации решения, руководитель ООО «Максвел» прежде всего, определяет комплекс работ и ресурсов и распределяет их по исполнителям и срокам, т.е. кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Руководитель постоянно следит за тем, как выполняется решение, оказывает в случае необходимости помощь и вносит коррективы.
2.4 Анализ потребности предприятия в капитальных вложениях на текущий период и перспективу

На ООО «Максвел» осуществляется прогнозирование и планирование на основе пропорциональных зависимостей.
Любая социально-экономическая система может быть описана различными способами. В числе основных её характеристик, имеющих существенное значение для понимания логики планирования финансово-хозяйственной деятельности, - взаимосвязь и инерционность.
Одной из очевидных особенностей действующей коммерческой организации как системы является естественным образом согласованное взаимодействие её отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности компании могут быть описаны с помощью количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на указанные оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные её элементы не могут действовать хаотично, по крайней мере вариабельность действий имеет определенные ограничения.
Вторая характеристика - инерционность, в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна. Смысл её состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких всплесков в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если доля себестоимости продукции в общей выручке составила в отчетном периоде 70%, то, как правило, нет основания предполагать, что в следующем периоде значение этого показателя существенно изменится.
Эти достаточно очевидные заключения в отношении хозяйствующих субъектов послужили основой для разработки и широкого использования метода прогнозирования, известного как метод пропорциональных зависимостей показателей. Данный метод применяется и на ООО «Максвел». Основу этого метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они привязываются к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объяснить с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.
Последовательность процедур планирования и прогнозирования, используемая на ООО «Максвел», такова:
1. Идентифицируется базовый показатель B (например, выручка от реализации).
2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для менеджера. В частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании. Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производственного показателя определяются его значимостью в отчетности.
3. Для каждого производного показателя P устанавливается вид его зависимости от базового показателя: P = f(B). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов: значение P устанавливается в процентах к B, например, на основе экспертных оценок; путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессионная зависимость (линейная) P от B. Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой. Например, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит спонтанно, то есть с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например, отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой процедурой. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зависят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей де и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.