На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет продукции и товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский Учет»
на тему: «Учет продукции и товаров»
 
Специальность 080502 – Экономика и управление на предприятии  строительства
 
Студент группы ЭУП – 399         ____________________              В.С.Порядин
                                                                        подпись
                                                        «____»  _____________2008г.
 
Курсовая работа допущена к защите   «_____»  _____________ 2008г.
Курсовая работа защищена с оценкой «                 »
 
Руководитель работы                       ___________________             Е.Ю.Русина
                                                                                                        подпись
                                                          «_____» _____________ 2008г.
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1        Основные положения бухгалтерского учета продукции и товаров….…...5
2        Документальное оформление хозяйственных операций с товарами
      и продукцией …………………………………………………………….….10
3        Учет хозяйственных операций с продукцией и товарами……………..….17
      3.1 Синтетический учет операций с продукцией и товарами………..…...17
      3.2 Аналитический учет операций с продукцией и товарами………..…..23
4    Предложения по совершенствованию учета продукции и товаров…..….27
5    Практическая часть…………………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………...….37
ЛИТЕРАТУРА……………………………...........................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский Баланс……………………………..………41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Основной задачей промышленных пред­приятий является наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ­ства продукции, повышение ее качества непо­средственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми задани­ями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.
В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссу­дам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать произ­водственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невы­полнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.[8,c.92]
Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции и товаров на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия. В данной курсовой работе рассмотрены основные процессы учета выпускаемой продукции.
Реализация выпущенной готовой продукции - конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Объект исследования данной курсовой работы - готовая продукция, предметом исследования являются различные способы ведения и методы организации бухгалтерского учета продукции и товаров на предприятии. Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического контроля (ОТК), сданные на склад готовой продукции или представителям заказчика. Продукция, законченная обработкой, но не принятая, числится в составе незавершенного производства.[10,c.192]

1 Основные положения бухгалтерского учета продукции и товаров
 
Основные правила ведения и организации бухгалтерского учета в организациях установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности  в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому  учету “Учетная политика предприятия”, Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми нормативными документами. Согласно им, готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятая на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и оказанные услуги.
В состав продукции (работ, услуг) входят:
· готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства;
· работы и услуги промышленного характера,
· работы и услуги непромышленного характера,
· покупные изделия (приобретенные для комплектации);
· строительные, монтажные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и т. п. работы;
· услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей;
· транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные операции.
Продукция, не прошедшая на момент составления отчетности всех технологических операций и приемки ОТК в состав готовой продукции не включается, а подлежит учету как незавершенное производство. При одно- и двухсменной работе готовая продукция включается в отчет данного месяца, если она сдана на склад не позднее 24.00 последнего дня месяца, а при трехсменной работе не позднее 8.00 следующего месяца.
Вся готовая продукция, как правило, сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам и поэтому принимаются организациями – заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборке.
Субъект реализует свою продукцию, работы и услуги в порядке выполнения хозяйственных договоров, заключенных с потребителями. Часть продукции он может реализовать через свою торговую сеть по продаже продукции. Важнейшая обязанность субъекта - выполнение договорных обязательств по количеству, номенклатуре, срокам постав­ки, качеству продукции и другим условиям. Своевременная оплата по­ставленной   покупателям   продукции   (каждое   предприятие-производитель является также покупателем) является неотъемлемым условием стабильной работы каждого субъекта и экономики в целом.
Как было отмечено выше, полностью обработанные, прошедшие установленный контроль на соответствие технологии изготовления и сданные на склад изделия (или продукция) считаются готовыми и годными к реализации. Согласно Закону РФ от 27.12.04г. выпускаемая продукция должна быть сертифицирована. Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Целями проведения сертификации могут быть следующие:
-содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
-контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
-подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Обязательной сертификации подлежит продукция, потенциально опасная для здоровья, либо могущая при­чинить тот или иной вред имуществу потребителя. Подробный перечень такой продукции представлен в По­становлении Госстандарта России от 31.03.03г. № 18.
Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и поэтому согласно Положению о ве­дении бухгалтерского учета и отчетности в РФ должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости, которую можно рассчитать только по окончании отчетного периода. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется по плановой производственной себестоимости или по учетным це­нам. Плановая цена единицы продукции разрабатывается предприятием. В конце месяца она должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно – экономия или обычной записью – перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.[11,c.284]
При использовании в учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной) суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке.
Для правильной организации учета движения готовой продукции большое значение имеет разработка ее номенклатуры - перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предпри­ятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позво­ляющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт и др.). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.
Номенклатурой пользуются следующие службы предприятия:
1)     диспетчерская – для контроля за выполнением графика выпуска изделий;
2)     цехи – для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад;
3)     отдел маркетинга – для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
4)     бухгалтерия – для аналитического учета и составления сводок и отчетов. [7, с. 245]
Товары это материальные ценности, приобретенные организацией для последующей реализации, поступающие от производственных предприятий разных форм собственности, оптовых организаций (баз, управлений ведомственного снабжения), внешнеторговых организаций, из переработки.
При заключении договора между покупателем и поставщи­ком обязательно делается оговорка о том месте, где передает­ся право собственности на товар и до которого расходы по от­грузке и транспортировке несет поставщик.
В бухгалтерском учете это место называется «франко-место». Слово «франко» обозначает понятие «свободен», т.е. с ка­кого места поставщик свободен от обязательств и не несет от­ветственность за пропажу и порчу товара, а также не оплачивает расходы по страховке и транспортировке груза.
Наиболее распространенными в России являются поставки железнодорожным транспортом. Для этих поставок типичны­ми являются следующие франко – места:
1) франко - склад поставщика: поставщик свободен от обя­зательств по страховке и транспортировке товара уже на своем складе;
2) франко - вагон - станция отправления: поставщик не­сет ответственность за доставку товара в вагон на станцию отправления;
3) франко - вагон - станция назначения: поставщик не­сет ответственность за доставку товара на станцию назна­чения покупателя, эту ответственность он частично может переложить на железную дорогу, заключив с нею договор на перевозку;
4) франко - склад покупателя: поставщик несет ответст­венность за доставку и разгрузку товара на складе покупателя.
Чаще всего в России используют способ «франко - вагон — станция отправления» с дополнительным договором с желез­ной дорогой на перевозку груза. В этом случае получение то­вара на железнодорожной станции осуществляется матери­ально-ответственным лицом предприятия-покупателя по доверенности, удостоверяющей его право на это.
Магазины чаще заключают договоры на поставку им продук­ции по способу «франко - склад покупателя»: у них обычно воз­никают проблемы с организацией транспортных перевозок.
Продукция по видам подразделяется на:
1)     валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;
2)     валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;
3)     реализованную (проданную) – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;
4)     сравнимую – продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчетном периоде;
5)     несравнимую – продукцию, которая в отчетном периоде производилась впервые.
Для учета наличия и движения готовой продукции предназначен активный счет 43 «Готовая продукция»; продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленая актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на указанном счете не учитывается.
 
 
2 Документальное оформление хозяйственных операций с продукцией и товарами
Надежный и эффективный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведо­мостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продажи используются как унифицированные, так и старые традицион­ные документы, например:
1)     сертификат соответствия;
2)     гигиеническое заключение;
3)     качественное удостоверение на продукцию;
4)     товарный ярлык;
5)     приемо-сдаточный акт;
6)     приемо-сдаточная накладная;
7)     приходный ордер (форма № М-4);
8)     требование - накладная (форма № М-11);
9)     накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13);
10) журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17);
11) накладная (форма № 19);
12) накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
13) приказ-накладная;
14) счет фактура;
15) счет (форма № 868);
16) товарно-транспортная накладная (форма № Т-1),
17) путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4);
18) акт инвентаризации продукции отгруженной (ИНВ-4);
19) акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (ИНВ-6).
Основными документами, без которых предприятие не мо­жет вывести свою продукцию на рынок товаров, являются: сертификат соответствия, гигиеническое заключение, качест­венное удостоверение на продукцию, товарный ярлык.
Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их имуществу и окру­жающей среде.
Гигиеническое заключение свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жиз­ненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации.
Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержит сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.                                        
Товарный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью.                                     
Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения.
Этот процесс оформляется приемо-сдаточными накладными, приходными актами, ведомости выпуска готовой продукции, планкартами и др. (в натуральном измерении), выписываемыми ответственными работни­ками цеха в двух экземплярах. Эти документы скрепляются подписью сдатчика и приемщика, и второй экземп­ляр возвращается сдатчику, а первый остается у приемщика (кладовщика). У сдатчика все накладные на пере­дачу готовой продукции на склад регистрируются в «Журнале выпуска готовой продукции» по мере выпуска (в хронологическом порядке). Работы и услуги на сторону оформляются актами выполненных работ.[12,c.215-216]
Оптовая цена – цена, по которой предприятие-изготовитель реализует свою продукцию оптовым покупа­телям и равна: себестоимость + прибыль - торговая скидка.
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями в розницу и включает: оптовая цена + накидка (скидка) + торговая наценка (прибыль торговой организации).
Договорная цена – цена, устанавливаемая по договорённости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товаров (услуг, работ).
Рыночная (свободная) цена - цена, которая определяется продавцом товара с учётом конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
Покупная цена – цена, по которой приобретается товар, а продажная цена - цена, по которой реализуется товар оптом, мелким оптом, в розницу.
Торговая наценка - это плановый размер прибыли, предназначенных для покрытия всех торговых расхо­дов и получения собственной прибыли. Торговая скидка предусматривает для производителя снижение оптовой цены в пользу оптового покупателя для возмещения последним всех непредвиденных расходов.
Отпуск готовой продукции оформляется приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.
Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором.
Приказ-накладная (отгрузочная фактура) оформляется в двух экземплярах: первый переда­ется экспедитору (или получателю) как подтверждение получения ими продукции со склада для отправки с ука­занием количества скомплектованных мест, массы груза; второй экземпляр остается у кладовщика как основа­ние для отпуска. Отгрузка готовой продукции без присутствия представителя покупателя выполняется самим товаропроизводителем (продавцом) в соответствии с условиями договора, заключенного между предприятием и покупателем. Предприятие в лице своего экспедитора, имеющего при себе доверенность, заказывает автомо­бильный, железнодорожный или иной транспорт. Экспедитор своими силами доставляет груз к месту отгрузки, загружает, оформляет отгрузочные накладные, оплачивает все транспортные издержки, включая таможенное оформление (при необходимости). Все отгрузочные документы уполномоченный сдает в свою бухгалтерию для выписки счета покупателю и отправки в его адрес отгрузочных документов почтой. Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция отправителя, тогда отправитель выступает посредником ме­жду покупателем и перевозчиком (транспортной организацией). Отправитель сам оплачивает транспортные расходы и предъявляет их покупателю, выделяя в счете отдельной строкой. При оплате тако­го счета покупателем выполняется деление поступившей суммы на выручку за реализованную продукцию и на сумму возмещаемых покупателем транспортных расходов.[15,c.27]
Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция получателя, тогда отправитель сам нанимает перевозчика, включая транспортные расходы в состав коммерческих, дооценивает продукцию и выписывает счет на полную стоимость отправки. В этом случае сумма транспортных расходов входит в стоимость реализуемой продукции (выручка, товарооборот). При наличии договора на реализацию продукции (товаров), услуг или письма на отпуск товаров с разрешительной визой руководителя поставщика (продавца) может возникнуть две ситуации:
Если заранее согласован порядок оплаты и заказчик сам получает груз, он предъявляет доверенность в бух­галтерию предприятия-продавца, ему выписывается накладная на отпуск готовой продукции со склада с про­ставлением запрашиваемого количества и отпускной цены. Покупатель выбирает на складе поставщика нужные ему товары (материалы) по ассортименту и количеству. На основании отбора кладовщик вписывает в наклад­ную для расчетов фактически отпущенное количество. В бухгалтерии накладная таксируется (умножается цена на количество), подсчитывается общая сумма реализации, выписывается счет покупателю. Покупатель может заранее согласовать сумму оплаты и приехать за грузом после предварительной оплаты либо рассчитаться немедленно наличными в кассу предприятия, после чего ему вручаются все отгрузочные документы, включая пропуск (при необходимости).
При втором варианте покупатель выбирает нужные ему товары на складе поставщика, и кладовщик выпи­сывает ему фактуру. Если количество отпускаемых изделий условно велико или по установившемуся правилу на предприятии фактуры выписывают в отделе сбыта, а расчеты ведет центральная бухгалтерия то возникает сначала накладная или фактура, а на их основе выписывается счет. Если на предприятии штат небольшой и от­пуск совершается небольшими партиями, то два документа можно объединить в один «Счет-фактуру». На ос­новании фактуры в бухгалтерии поставщика выписывают счет в двух экземплярах, и первый отдают покупате­лю для предоплаты. При небольших оборотах и совмещении обязанностей кладовщика и учетного работника последний сразу выписывает счет-фактуру для оплаты.
Счет-фактура (счет) содержит реквизиты поставщика и покупателя (наименование, адрес, обслуживающий банк, р/счет и др.), наименования товаров, ед. измерения, количество и цену (по каждой позиции), итоговую сумму счета, сумму НДС, всего к оплате. Все выписанные на предоплату счета регистрируются только в Жур­нале регистрации счетов по реализации. Оплата должна поступить в пределах 3-5 дней. В течение этого согла­сованного срока поставщик обязуется задержать на складе отобранные покупателем товары. При задержке оплаты со стороны покупателя, поставщик по условиям выгодности рынка имеет право реализовать отобранные товары другому покупателю без экономических санкций со стороны первого покупателя, либо предложить ему доплатить к ранее оговоренной сумме.
После оплаты по счету покупатель предъявляет в бухгалтерию поставщика доверенность, копию поручения со штампом банка об оплате. При наличии визы бухгалтера на доверенности на отпуск кла­довщик, либо бухгалтер материальной группы, выписывает отгрузочную фактуру (накладную) на отпуск в двух экземплярах с указанием единицы измерения и количества по каждому наименованию. По ряду причин пере­чень и количество отпускаемых товаров может не совпадать с перечнем и количеством выписан­ных в счете на предоплату. При наличии юридических основ (производится немедленная доплата, либо есть гарантия о последующей доплате) о проведении расчетов в случае отклонений суммы перечисленной от суммы фактически полученных товаров покупатель оставляет в бухгалтерии поставщика доверенность, получает груз вместе с первым экземпляром накладной по отпускным ценам, расписывается во вто­ром экземпляре, оформляет пропуск (при необходимости) и увозит ТМЦ на свое предприятие.
После отпуска товаров кладовщик подкладывает к соответствующей карточке складского учета фактуру с доверенностью, либо собирает их вместе, проставив (при наличии) учетную цену. В установленные сроки бух­галтер «снимает остатки на складе» - принимает от кладовщика «Материальный складской отчет» - реестр всех изъятых у кладовщика документов с разделением по приходу и отпуску. При этом по каждой позиции фактуры (накладной) проверяется остаток в карточке складского учета, где проверяющий расписывается. При отсутст­вии на складе карточек и ведении учета в книгах материальный отчет составляется в двух экземплярах, и вто­рой - за подписью бухгалтера остается у кладовщика в виде оправдательного документа.[8,c.271]
Обработка накладных в бухгалтерии в зависимости от конкретных условий предприятия может выпол­няться одним из трех вариантов.
Если предприятие реализует одновременно товары отечественного производства (промышленные товары, продукты, товары детского ассортимента, материалы и др. - имеющие разные ставки налогов) и импортные, и выписываются смешанные фактуры, их следует обрабатывать по трудоемкому, но точному первому варианту. В такой фактуре (накладной) по каждой позиции проставляется цена приобретения, определяется наценка, на­лог на добавленную стоимость и спец/налог. Затем в целом по накладной подсчитывается общая сумма по це­нам приобретения, сумма реализации, торгового оборота (наценки) и НДС.
По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по ее видам и оценивают по плановой себестоимости (или иной учетной цене). По этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции. Установленные суммы себестоимости каждого вида изделий (заказа) проставляются в ведомости выпуска готовой продукции, а потом суммируются, и получают фактическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливаются суммы отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3        Учет хозяйственных операций с продукцией и товарами
3.1 Синтетический учет операций с продукцией и товарами
     
Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.
В первом случае (без счета 40) готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. В тоже время аналитический учет отдельных видов готовой продукции отражают по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам.
Готовая продукция, передаваемая из производства на склад, в течении месяца учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись: Дт43  Кт 20.
В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции и определяют отклонение фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам.
Если фактическая себестоимость оказывается больше учетной цены, то делают дополнительную проводку: Дт43 Кт 20.
Когда фактическая себестоимость продукции меньше учетной цены, то разницу списывают способом «красное сторно»: Дт43 Кт 20.
В случае, когда готовая продукция полностью используется в самой организации, она оприходывается: Дт10  Кт20 или Дт21  Кт20. Счет 43 «Готовая продукция» в этом случае не используется.
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам в зависимости от принятого метода учета продажи продукции: Дт45 Кт43,  Дт90  Кт43.
В конце месяца определяют отклонения фактической себестоимости отгруженной (проданной) продукции от ее стоимости по учетным ценам и отражают это отклонение дополнительной проводкой или способом «красное сторно»: Дт45 Кт43,  Дт90 Кт43.
Во втором случае при использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по нормативной или плановой себестоимости. При передаче готовой продукции из производства на склад в течение месяца делается запись: Дт43 Кт40.
В конце месяца исчисленная фактическая себестоимость готовой продукции списывается: Дт40 Кт20.
По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая  стоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту – нормативная или плановая себестоимость. Сопоставляя дебетовый и кредитовый обороты счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», определяют отклонения фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой. Это отклонения списывается: Дт90 Кт40. Превышение фактической себестоимос-ти продукции над нормативной или плановой списывается дополнительной проводкой, а экономия – способом «красное сторно». Счет 40 закрывается, и сальдо на конец месяца не имеет.[14,c.260-262]
На реализованную (проданную) в течении месяца готовую продукцию по нормативной или плановой себестоимости делается запись: Дт90 Кт40.
Для учета доходов и расходов и выявления финансовых результатов деятельности используются следующие счет 90 «Продажи».
Счет 90 используется для учета доходов и расходов, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, и выявления финансовых результатов по:
1)     реализации готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
2)     работам и услугам промышленного и непромышленного характера; строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и др. работам;
3)     товарам;
4)     услугам по перевозке грузов и пассажиров;
5)     услугам по транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам;
6)     услугам связи;
7)     предоставлению за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды (лизинга);
8)     предоставлению за плату прав интеллектуальной собственности (на патенты, промышленные образцы и др.).
В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрено два варианта отражения в учете реализации продукции, товаров (работ, услуг):
1) продукция, товары, услуги считаются реализованными, когда они отгружены покупателем и расчетные документы предъявлены покупателю или сданы в банк, т.е. когда право собственности на отгруженную продукцию сразу переходит к покупателю;
2) по мере оплаты расчетных документов покупателями и поступления средств на расчетный счет. Учитывая нестабильность экономики, частую пропажу груза, право собственности на продукцию у покупателя наступает с момента получения груза, и отгруженная продукция сначала зачисляется на промежуточный счет 45 «Товары отгруженные».
При втором варианте учета реализации по мере оплаты за отгруженную продукцию применяется счет 45 «Товары отгруженные», как и по отгрузке на экспорт.
Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, в организациях используется счет 41 «Товары». Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:
1)     41-1 «Товары на складах» для учета наличия и движения товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.;
2)     41-2 «Товары в розничной торговле»– для учета наличия и движения товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания;
3)     41-3 «Тара под товаром и порожняя» для учета наличия и движения тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды);
4)     41-4  «Покупные изделия» для учета в организациях, осуществляю-щих промышленную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары» для учета наличия и движения товаров.
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров Дт44  Кт60 относятся в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами. При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета «Товары» Дт90  Кт41.
Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической их отгрузке выполняется запись: Дт45  Кт41.
Согласно действующим нормативным документам правила оценки товаров устанавливаются отдельно для товаров, принадлежащих и не принадлежащих организации по праву собственности.
Товары, являющиеся собственностью организации, согласно п. 5 ПБУ 5/01 принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В п. 6 ПБУ 5/01 дан перечень затрат на приобретение товаров, которые включаются в их фактическую себестоимость, например затраты:
а) по страхованию;
б) по заготовке и доставке;
в) по содержанию складского подразделения организации;
г) по оплате услуг транспорта по доставке товаров до места их использования (если они не включены в цену товаров по договору продажи);
д) начисленные проценты по кредитам поставщиков;
е) начисленные проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения товаров и произведены до даты их оприходования и т.п.
Оценка товаров, не принадлежащих организации на праве собственности  учитывается на забалансовых счетах. В п. 14 ПБУ 5/01 говорится, что такие товары принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Товары могут поступать от поставщиков, комитентов, спонсоров, учредителей как вклад в уставный капитал.
При поступлении товаров от поставщиков, если товары учитываются по цене приобретения, то делаются записи по следующей схеме:
Дт41 Кт60 - оприходование товаров по цене приобретения;
Дт19 Кт60 - отражение в учете НДС на поступившие товары.
Если товары учитываются по цене реализации, то схема записей приобретает иной вид:
Дт41 Кт60 - оприходование товаров по цене приобретения;
Дт19 Кт60- отражение в учете НДС на поступившие товары.
Дт42  Кт41 - отражение в учете торговой наценки на поступившие товары.
Приведенные схемы используются, как правило, тогда, когда товары учитываются на счете 41 «Товары» по покупным ценам, т.е. отсутствуют какие-либо другие расходы, связанные с приобретением товаров.
Если стоимость приобретения товаров включает в себя кроме покупной цены другие расходы (транспортные, по страхованию и т.п.), отражаемые в учете не единовременно, целесообразно сначала все расходы, связанные с приобретением товаров, собрать на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а после определения фактической себестоимости товаров отразить ее, Дт41  Кт15:
Дт15  Кт60(76,51 и др.) - отражены в учете затраты, связанные с приобретением товаров (кроме НДС);
Дт19  Кт60(76,51 и др.) - отражен в учете НДС на поступившие товары и на услуги, связанные с приобретением товаров;
Дт41 Кт15 - оприходованы товары по стоимости приобретения;
Дт41  Кт42 - отражена торговая наценка на поступившие товары.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки продавец обязан в обусловленный срок передать товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В этом случае используется следующая система записей по учету продажи товаров:
Дт62 Кт90.1 - отгрузка товаров покупателю (стоимость с НДС);
Дт90.2  Кт 41.1 - списаны проданные товары (стоимость приобретения);
Дт68  Кт 90.3 - отражен в учете НДС на проданные товары;
Дт51 Кт62 - поступили деньги от покупателя за проданные товары.
В ст. 223 ГК РФ сказано, что покупатель становится собственником товаров после их получения, «если иное не предусмотрено … договором».
Отсюда следует, что договором может быть обусловлен иной момент перехода права собственности на товары от продавца к покупателю: оплата товаров, зачет требований по расчетам и др. Поэтому иногда в договоре поставки предусматривается иной момент перехода права собственности на товары, например, оплата товаров покупателем. В этом случае схема записей по учету продажи товаров будет иметь следующий вид:
Дт45  Кт41.1 - отгрузка товаров покупателю (по ценам приобретения);
Дт51  Кт90.1 - поступили деньги от покупателя за проданные товары;
Дт 90.2  Кт45 - списаны проданные товары;
Дт 90.3  Кт68 - начислен бюджету НДС на проданные товары.
 
3.2 Аналитический учет операций с продукцией и товарами
 
Аналитический учет товаров ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).
Аналитический учет товаров может вестись в четырех основных разрезах:
А - в зависимости от агрегирования учетной информации;
Б - в зависимости от способа хранения товаров;
В - по материально ответственным лицам;
Г - по собственникам.
А. Агрегирование учетной информации обычно встречается в трех вариантах:
1. Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету.
Используется тогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицу товара в отдельности (учет автомобилей, изделий из золота, товаров в розничной комиссионной торговле и т.п.). Такой учет называется попредметным.
Товары учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике его часто называют количественно-суммовой. Данный вариант обычно применяется на складах.
2. Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциации по отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.
Наиболее предпочтительными вариантами аналитического учета товаров следует признать первый и второй, поскольку при этом имеется информация о наличии и движении по каждому предмету или наименованию товаров. Однако их применение возможно только в том случае, если поступление и выбытие товаров оформляются документами, в которых указываются наименование, цена и количество товаров.
3. В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываются и, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименований отсутствует. Поэтому в большинстве магазинов применяется третий вариант аналитического учета товаров. При наличии на товарах штриховых кодов и соответствующей вычислительной техники аналитический учет по наименованиям товаров в розничной торговле возможен и без составления документов на выбытие товаров.[8,c.58]
Попредметный учет товаров возможен тогда, когда продажа населению некоторых товаров (изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и др.), а также товаров, принятых на комиссию в организациях розничной торговли, оформляется товарными чеками, где указываются наименование, цена и количество товаров.
Б. Товары могут храниться двумя способами:
А) партионным;
Б) сортовым.
При партионном способе каждая партия товаров хранится отдельно. Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному документу. Внутри партии товары учитываются по наименованиям.
При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного наименования и сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта. Отсюда необходимо обеспечить учет каждой отдельной партии, а также каждого отдельного наименования и сорта.
В. Для контроля за сохранностью товаров необходим их раздельный учет по каждому материально ответственному лицу (при индивидуальной материальной ответственности) или бригаде материально ответственных лиц (при коллективной материальной ответственности).
Г. В п. 2 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации». Отсюда следует, что если по одному и тому же наименованию товаров часть их является собственностью данной организации, а остальные - собственностью других лиц (юридических или физических), их необходимо учитывать отдельно. Для этой цели, как указывалось выше, применяется система балансовых и забалансовых счетов.
Порядок аналитического учета в системе балансовых счетов нами был только что описан.
По забалансовым счетам учет организуется, прежде всего, по собственникам, а по каждому собственнику - по наименованиям, сортам и местам хранения товаров.
Аналитический учет отгруженной продукции (работ, услуг) должен вестись на счете 45 «Товары отгруженные» по каждому покупателю, по каждой отгрузке, также как и расчеты за отгружаемую продукцию и услуги.
Регистром такого учета является при полной форме учета ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка, и реализация», где во 2-м разделе – «Отгрузка, отпуск и реализация продукции и материальных ценностей» регистрируется все предъявленные покупателям счета с выделением по отдельным графам:
-         натуральных показателей;
-         стоимости тары;
-         транспортных расходов;
-         общей суммы по предъявленному счету, в том числе НДС.
При сокращенной журнально-ордерной форме – в журнале-ордере №06, а при упрощенной форме учета ведется ведомость №13-6 – отгрузка и реализация. Дебетовое сальдо на активном счете 45 «Товары отгруженные» показывает стоимость отгруженной продукции (работ, услуг), но еще не оплаченной покупателями.
 
 
 
 
4    Предложения по совершенствованию учета продукции и товаров
 
В процессе изучения учета товаров и готовой продукции на предприятии были выявлены следующие общие моменты, которым необходимо уделять большое внимание при составлении бухгалтерской отчетности:
1.        Необходимо наличие документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Должна вестись работа по унификации и анализу должностных инструкций. Несоблюдение этих рекомендаций приводит к несвоевременной подготовке документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.    
2. Также необходимо проводить автоматизацию бухгалтерского учета, закупать и регулярно проводить обновление внутренних рабочих программ для формирования базы данных.
Совершенствование организации бухгалтерского учета в значительной степени способствует создаваемые на предприятиях автоматизированные рабочие места бухгалтеров (АРМБ).
При решении проблемы организации автоматизированного рабочего места бухгалтера можно выделить несколько этапов.
На первом этапе предполагается создание в подразделениях учетного аппарата отдельных АРМБ на основе средств организационной и вычислительной техники.
На втором этапе внутри учетного аппарата будут созданы локальные сети АРМБ (многотерминальные системы).
На третьем этапе локальные сети документирования и обработки учетной информации будут объединены в одну систему со средствами организационной и вычислительной техники. Это приведет в перспективе к созданию безбумажной технологии обработки информации.
На современном этапе имеются все предпосылки для решения задач первого и второго этапов АРМБ для различных работников аппарата управления и учета.
В общем виде процесс создания и обработки документов можно представить в виде последовательных фаз обработки, проводимых на различных участках учета. В свою очередь, фазы могут состоять из одного или нескольких каналов обработки – рабочих мест сотрудников аппарата бухгалтерского учета. Каналы обработки строятся в зависимости от средств организационной и вычислительной техники.
Системные функции автоматизированного канала обработки информации на основе АРМБ должны обеспечивать: контролируемый ввод и вывод информации; организацию хранения учетной информации на внешних носителях; защиту информации от несанкционированного доступа; семантическую целостность и защиту от физического разрушения хранимой учетной информации; поиск, арифметическую и логическую обработку информации; обмен с другими информационными объектами.
В качестве технической базы для построения АРМБ могут быть использованы микроЭВМ различных сетей.
Можно выделить следующие основные функциональные направления использования АРМБ: обработка учетной информации; информационно – справочное обслуживание производственно – хозяйственной и финансовой деятельности; анализ функционирования АРМБ для подразделения учетного аппарата, где создано АРМБ.
Первое направление предполагает автоматизацию таких стадий учетного процесса, как изготовление, регистрация документов, контроль использования и обработка документов и т.п.
Второе направление предполагает создание локальных баз данных нормативно – справочной информации, используемой в деятельности учетного аппарата.
Функциональное направление, связанное с деятельностью учетного аппарата и его анализом на базе АРМБ, предполагает решение ряда задач по определению эффективности процессов обработки (оценка времени, экономических показателей, параметров надежности и качества процесса обработки) и общей организации работ по учету, планированию и анализу. Уделяется внимание также вопросам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.