Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы себестоимости и рентабельности продукции животноводства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………………...…3
1 Теоретические  основы себестоимости и рентабельности  продукции животноводства…………………………………………………………………...5
1.1 Сущность  и система показателей себестоимости…………………………..5
1.2 Понятие  и сущность рентабельности………………………………………11
2 Организационно-экономическая  характеристика ООО «Агро»……………18
2.1 Местоположение  и природно-климатические условия  предприятия……18

2.2 Экономический  анализ предприятия……………………………………….19

3 Анализ  производства продукции животноводства и пути повышения ее экономической эффективности…………………………………………………29
3.1 Анализ  затрат на производство продукции  и себестоимость продукции животноводства……………………...…………………………………………..29
3.2 Характеристика  факторов, определяющих себестоимость  продукции животноводства…………………...……………………………………………..31
3.3 Пути  снижения себестоимости и повышения  рентабельности……...……33
Заключение………………………………………………………….……………38
Библиографический список……………………………………………………..40
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
      Сельское  хозяйство - самая обширная и жизненно важная отрасль народного хозяйства, определяющая уровень жизни людей.
      Животноводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Животноводство возникло в глубокой древности, когда человек начал приручать диких животных, одомашнивать их и использовать для хозяйственных нужд. Упорным и долгим трудом человек изменил природу диких животных и добился резкого повышения их продуктивности. Животноводство обеспечивает население продуктами питания (молоко, масло, мясо, сало, яйца и др.), а легкую промышленность - сырьем (шерсть, кожа, щетина, мясо, молоко и др.), дает живую тягловую силу (лошади, волы, ослы, мулы, верблюды, олени) и органическое удобрения - навоз. Из продуктов и отходов животноводства получают некоторые корма (обрат, мясокостная, костная мука и др.), а также различные лекарственные препараты (лечебные сыворотки, гормональные препараты и др.)[4].
      В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, одна из глобальных проблем человечества – продовольственная. Людям нужны мясные и молочные продукты, богатые белками, жирами, жирорастворимыми витаминами, а, следовательно, необходимо развивать и усовершенствовать производство продукции животноводства, повышать продуктивность скота, снижать перерасход кормов в хозяйствах, применять высококачественные корма, сокращать себестоимость продукции и повышать рентабельность продукции.
      Себестоимость продукции является одним из важнейших  экономических показателей. Сущность этой экономической категории состоит не только в том, чтобы учесть все материальные затраты,  заработную плату, часть чистого дохода, другие расходы по изготовлению и реализации продукции, управлению и обслуживанию производства, но и характеризовать все стороны производственно-хозяйственной деятельности, эффективность работы на различных уровнях управления экономикой. Велико значение этого показателя в формировании уровня цен, прибыли и рентабельности[7,9,10].
      В последние годы усилился диспаритет роста цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. Экономические интересы партнеров не всегда совпадают. В настоящее время они становятся еще больше разнонаправленным, что является одним из факторов сокращения производства. В этой связи целесообразно рассмотреть показатели, характеризующие экономическую эффективность функционирования животноводческого хозяйства[1,5,13].
      В связи с этим, цель данной работы - определить рентабельность и себестоимость и пути повышения экономической эффективности продукции животноводства в ООО «Агро» Абзелиловского района.
      Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
      изучить теоретические  и методологические основы себестоимости  и рентабельности;
      рассмотреть природно-климатические условия, экономическую характеристику предприятия и охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
      выявить пути снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности  предприятия.
      Материалы, на основании которых выполнена работа - это годовые отчеты о финансово-экономическом состоянии ООО «Агро» Абзелиловского района за 2008, 2009, 2010 года.
      1 Теоретические основы себестоимости  и рентабельности продукции животноводства
      1.1 Сущность и система показателей  себестоимости
      Себестоимость продукции - это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные предприятием затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда.
      Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения  себестоимости как экономико-правовой категории.
      Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
      Себестоимость продукции является самостоятельной  экономической категорией экономики  переходного периода. Она количественно  и качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена  количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в рынке. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше – предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных[3,7,9,11].
      Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и  прогрессивной технологии; совершенствование  организации труда, производства и управления.
      Кроме того, себестоимость составляет часть  стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции  для предприятия (фирмы), поэтому  себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат[2,7].
      Снижение  себестоимости продукции представляет большую народнохозяйственную значимость. Снижение себестоимости продукции - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасли. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населения страны. В масштабе национальной экономики снижение себестоимости позволяет увеличить соразмерно национальный доход, прибыль, что позволяет увеличить темпы расширенного воспроизводства, способствует росту отечественных товаров, расширению социальных возможностей государства по строительству жилья, поддержанию объектов соцбыткульта, отдыха, здравоохранения, спорта, культуры, искусства, науки, увеличению пенсий, стипендий, пособий и т.д. Предприятие также при этом укрепляет свое финансовое положение, делает его более устойчивым[6].
      Таким образом,  снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
      Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходится производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику. 
Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.
      Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта. В соответствии с определением себестоимости (издержек) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж[13].
      В соответствии с п.1 Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661 (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
      Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших функций:
      учёт и  контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
      база для  формирования оптовой цены на продукцию  предприятия и определения прибыли и рентабельности;
      экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
      определение оптимальных размеров предприятия;
      экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
      Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.
      По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:
    Цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
    Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
    Полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
      Её  реальное определение на предприятии необходимо для:
      маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
      определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
      ценообразования;
      правильного определения финансовых результатов  работы, а соответственно и налогообложения прибыли[7,8,12].
      Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости[3].
      Таким образом, изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.
      Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
      Смета затрат на производство - наиболее общий  показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота[4,6].
      В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.
      Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий[8]
      Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
      Остальные, встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
      - по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная  себестоимость;
      - по длительности расчетного периода  - месячная, квартальная, годовая,  за ряд лет;
      - по характеру данных, отражающих  расчетный период - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
      - по масштабам охватываемого объекта  - цех, предприятие, группа предприятий,  отрасль, промышленность и т.п.
      1.2 Понятие и сущность рентабельности
      В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг.
      Незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности.
      Рентабельность - это важнейшая экономическая  категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного расчёта. Она означает доходность, прибыльность предприятия и определяется путём сопоставления получаемых результатов (прибыли, валового дохода) с затратами или неиспользуемыми ресурсами. Будучи обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рентабельность отражает эффективность использования потреблённых производством ресурсов отрасли - трудовых, земельных и материальных, уровень управления и организации производства и труда, количество, качество и результаты реализации продукции, возможности осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников[1,6].
      Таким образом, рентабельность находит своё выражение, прежде всего в наличии  прибыли. Прибыль представляет собой  реализованную часть чистого дохода и рассчитывается вычитанием из денежной выручки от реализации продукции (Вр) коммерческой (полной) себестоимости (Ск) или издержек производства (Ип):
                                            П = Вр - Ск (Ип)                                                    (1)
      Прибыль характеризует конечные экономические  показатели не только в сфере производства сельскохозяйственной продукции, но и  в сфере обращения, реализации. Она  является как бы фокусом, в котором  находят отражение все слагаемые  эффективности производства. С ростом прибыли неразрывно связан рост рентабельности производства. В свою очередь когда идёт речь о том, что то или иное хозяйство рентабельно, это означает, что в этом хозяйстве не только возмещают затраты, связанные с производством и реализацией продукции, но и получают определённую прибыль, позволяющую вести хозяйство на расширенной основе.
      В отечественной экономической науке  рентабельность двух видов: народнохозяйственную и хозрасчётную. Показатель народнохозяйственной рентабельности необходим, с одной стороны, для всестороннего научного обоснования развития экономики страны в целом, с другой - для оценки итогов развития сельского хозяйства, анализа и установления важнейших пропорций развития агропромышленного комплекса. При определении народнохозяйственной рентабельности учитывается весь прибавочный продукт, создаваемый в сельском хозяйстве[9,12].
      Хозрасчётная  рентабельность - это рентабельность отдельного сельскохозяйственного  предприятия или отдельного вида продукции. Она зависит от количества и качества продукции, уровня цен и величины затрат на производство продукции. При исчислении хозрасчётной рентабельности берут в расчёт величину чистого дохода, непосредственно реализованного предприятием.
      Проблема  рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.
      Абсолютные  показатели рентабельности - это валовой  и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли  и валового дохода не позволяют в  полной мере сравнить экономические  результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
      Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении  или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность сельскохозяйственного производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
      На  практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Они рассчитываются как по всей реализованной предприятием продукции, так и по отдельным её видам. В первом случае рентабельность продукции (Рр) будет определяться как отношение прибыли от реализованной продукции (П) к затратам на её производство и реализацию (З):
                                           Рр = П/З * 100 %,                                               (2)
      где П - прибыль от реализованной продукции;
             З - затраты на производство и реализацию.
      Рентабельность  всей реализованной продукции рассчитывается также как и отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции: по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.
      Во  втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция  реализуется потребителю, и себестоимости  по данному её виду.
      Все вышеприведённые показатели рентабельности характеризуют экономическую эффективность  использования текущих производственных затрат на получение продукции. Однако сельскохозяйственные предприятия  производят не только текущие производственные затраты, но и осуществляют капитальные вложения на увеличение и обновление основных средств, стоимость которых включается в издержки производства каждого года не полностью, а частью, равной суммам амортизационных отчислений. Поэтому важно знать эффективность использования единовременных затрат, материализованных в средствах производства. В этих целях используются относительные показатели рентабельности производственных фондов, которые рассчитываются как процентное отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных (ОС) и материальных оборотных средств (МобС) в отдельности, а также совокупных (основных и материальных оборотных вместе взятых) средств, называемых нормой прибыли:
                           РОС = П/ОС * 100%;                                   (3)
                       РМОбС = П/МОбс *100%;                                (4)              
                  ПР = П/ ОС + МОбС * 100%,                           (5)                       
      где П – прибыль;
            ОС - среднегодовая стоимость основных средств;
            МобС - среднегодовая стоимость материальных оборотных                средств;
      Эти показатели характеризуют эффективность  использования в первом случае основных, во втором - материальных оборотных, в  третьем - совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются.
      Немаловажное  значение имеют и показатели рентабельности вложений в предприятие. Они определяются по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыл при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.
      Рентабельность  собственных средств предприятия  определяется отношением чистой прибыли  к его собственным средствам, определённым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

      В сельском хозяйстве не редки случаи, когда производство какой-либо продукции  нерентабельно или малорентабельно. Тогда вместо показателя «норма или  уровень рентабельности» могут  быть использованы другие показатели - уровень убыточности (уровень рентабельности с отрицательным знаком) или уровень окупаемости затрат, который рассчитывается по формуле:

                                         Оу = ДВ/ Ск *100% ,                                             (6)

      где Оу - уровень окупаемости затрат;

            ДВ - денежная выручка от реализации продукции;

            Ск - коммерческая (полная) себестоимость.

      Производство  будет считаться рентабельным, если уровень окупаемости затрат превысит 100%.

      Определяющим  в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

      - факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

      - факторы внешнего порядка, не  зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными[14,15].

      К факторам внутреннего порядка относят  количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

      Количество  реализованной продукции зависит  от объёма валовой продукции и  уровня её товарности. При росте  объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

      Наконец, величина денежной выручки зависит  от сроков сбыта продукции, её структуры  и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более  высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

      Важным  фактором прибыли является себестоимость  продукции. Снижение или повышение  издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

      К факторам внешнего порядка относятся  рыночный спрос на продукцию. Это предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

      Факторы рентабельности сельскохозяйственного  производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы – такие. Которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

      Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

 
 
 
      2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агро»
      2.1 Местоположение и природно-климатические  условия предприятия
      Общество  с ограниченной ответственностью «Агро» расположен в юго-восточной части  Республики Башкортостан на территории Абзелиловсого района. Центральная  усадьба расположена в селе Аскарово, удаленном на расстоянии  360 км от республиканского центра города Уфы.
      Хозяйство находится на юге Зауралья. Это  зона совместного проявления водной и ветровой эрозии. В почвенном  покрове пахотных угодий преобладают  средне- и тяжелосуглинистые черноземы и черноземы выщелоченные. Мощность гумусового горизонта составляет 45 - 60 см. Лимитирующими факторами плодородия почв первого порядка в условиях зоны являются почвенная влага, второго - содержание подвижного фосфора и третьего - сложение пахотного слоя. Это требует направления агротехнических приемов на создание оптимального содержания подвижного фосфора и сложения пахотного слоя с равновесной объемной массой с целью улучшения водного режима почв.
      Кроме того, возможности зоны ограничены недостаточным увлажнением. Особенно часто засушливая погода отмечается в первой половине лета, когда идет формирование и закладка урожая. По влагообеспеченности основной культуры - яровой пшеницы - засушливым является каждый третий год.
      Десятиградусный период достаточно продолжительный - 132 - 142 дня. Средняя температура воздуху с мая по август - 16,6 - 17,2 градуса. Среднегодовая температура воздуха - 2,5 - 2,8 градусов.
      Нередки малоснежные годы, когда высота снега  на протяжении большей части зимы не превышает 10 - 15 см. В зоне вызревают теплолюбивые культуры: гречиха, просо, овощи, кукуруза на зерно. Хорошие урожаи дают сахарная свекла и подсолнечник. Основной зерновой культурой в зоне является яровая пшеница.

      Рельеф  преимущественно равнинный, местами  волнисто-увалистый, расчлененный довольно густой овражной сетью - 0,5 - 2,5 км. Глубина  местных базисов эрозии 25 - 150 м., преобладающие  уклоны - 1 - 4. Сельскохозяйственная освоенность  территории составляет 54%, лесистость от 12,2 до 22,4%. В таких климатических условиях возрастает необходимость максимально эффективно использовать земельные ресурсы.

      2.2 Экономический анализ предприятия

      Результаты  хозяйственной деятельности, как  и других предприятий, во многом зависят от экономических условий. К таким условиям можно отнести обеспеченность предприятия различными ресурсами, и в первую очередь земельными.

      Земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве главного средства производства и является основой  производственной деятельности.

      Характер  использования земли в сельском хозяйстве зависит от того, к какому виду угодий она принадлежит.

      В сельскохозяйственных организациях принято  различать такие понятия как  общая земельная площадь и  площадь сельскохозяйственных угодий. В состав общей земельной площади входит вся территория, закрепленная за сельскохозяйственными предприятиями. Сельскохозяйственные угодья представляют собой земли, которые систематически используются для производства продукции сельского хозяйства. В их состав входят пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежи.

      Соотношение отдельных видов земельных угодий в общей площади принято называть структурой земельной площади, а  процентное соотношение отдельных  видов угодий в общем размере  сельскохозяйственных угодий представляет собой структуру сельскохозяйственных угодий.

 
      Таблица 2.1 Состав и структура земельных угодий
Виды  угодий 2008 год 2009 год 2010 год 2010 г.  к 2008 г. в %
площадь, га в % к итогу площадь, га в % к итогу площадь, га в % к итогу
Общая земельная площадь из них: с.-х. угодий
             пашня
             сенокосы
             пастбища
Прочие земельные  угодья
3320 
3320
2830
220
270
-
100 
100
85,24
6,63
8,13
-
4190 
4190
3700
220
270
-
100 
100
88,31
5,25
6,44
-
3902 
3902
3902
-
-
-
100 
100
100
-
-
-
117,53 
117,53
137,88
-
-
-
 
      В состав общей земельной площади  относят всю территорию, закрепленную за сельскохозяйственным предприятием.
      Из  данной таблицы следует, что ООО «Агро» располагает различными сельскохозяйственными угодьями. Общая земельная площадь за рассматриваемые периоды изменялась.
      Доля пашни во все периоды в структуре сельскохозяйственных угодий занимает высокий процент - в среднем 91% общей земельной площади, что говорит о высокоэффективном использовании земли. На втором месте находятся сенокосы, на третьем пастбища. К 2010 году в составе сельскохозяйственных угодий остались только пашни.
      Для более полной характеристики хозяйства  необходимо рассмотреть не только состав и структуру земельных угодий хозяйства, но и  интенсивность ее использования. Представим эти данные в таблице 2.2.
      Таблица 2.2 Интенсивность использования земельных угодий
Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2010 г. к 2008 г. в %
1. Пашня, га 2830 3700 3902 137,88
2. Площадь посевов, га 3477 3700 3902 112,22
3. Площадь кормовых угодий, га 490 490 - -
    
 
 

                                                                                                               продолжение таблицы 2.2
4. С.-х. угодья к общей площади пашни, % 117,31 113,24 100 85,24
5. Пашня к с.-х. угодьям, % 85,24 88,31 100 117,32
6. Посевная площадь к площади пашни, % 122,86 100 100 81,39
7. Естественные кормовые угодья к площади с.-х. угодий, % 14,76 11,69 - -
 
      В течение анализируемых периодов площадь земельных угодий хозяйства  изменилась. Ее структура также претерпела изменения.
      Основные  фонды являются наиболее значимой составной  частью имущества предприятия. Основные фонды, выраженные в стоимостной  форме, представляют собой основные средства.
      Основные  средства - это средства труда, которые  неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натуральную форму, а их стоимость переносится на стоимость продукции по мере снашивания.
      Рассмотрим  структуру основных фондов ООО «Агро».
      Таблица 2.3 Динамика и структура основных фондов хозяйства
Основные фонды 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение
руб. в % к итогу  руб. в % к итогу руб. в % к итогу
руб. в % к итогу
Здания Сооружения и передаточные устройства
Машины и оборудование
Транспортные  средства
Рабочий скот
Продуктивный скот
1478 165 
 

7654 

205 

248
2589
11,98 1,34 
 

62,03 

1,66 

2,01
20,98
2436 165 
 

10523 

205 

391
4618
13,28 0,9 
 

57,38 

1,12 

2,13
25,18
2436 165 
 

20530 

485 

391
4460
8,56 0,58 
 

72,12 

1,7 

1,3
15,67
- 958 
 
-12876 

- 280 

-143
-1871
-3,42 -0,76 
 

10,09 

0,04 

-0,71
5,22
Итого основных фондов  
12339
 
100
 
18338
 
100
 
28467
 
100
-16128  
0
 
      Анализируя  основные фонды предприятия в 2000 - 2010 годах, мы видим, что в течение данного периода происходят значительные изменения. Так, среднегодовая стоимость основных фондов в 2008 году по сравнению с 2010 увеличилась всего на 16128 рублей. Наибольшее изменение происходит по группе машины и оборудование, стоимость которого увеличилась на 12876 рублей.
      Таблица 2.4 Оснащенность основными фондами, руб.
Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
на 100 га с.-х. угодий на 1 работника на 100 га с.-х. угодий на 1 работника на 100 га с.-х. угодий на 1 работника
Среднегодовая стоимость всех основных фондов 462 306,77 558,53 390,04 743,71 580,39
из  них: здания 58,95 39,14 58,14 40,6 59,55 46,47
сооружения передаточные устройства 4,97 3,3 3,94 2,75 4,23 3,3
машины  и оборудование 273,75 181,77 370,56 258,77 530,91 414,32
транспортные  средства 6,17 4,1 8,23 5,75 12,43 9,7
рабочий скот 9,62 6,39 9,33 6,52 10,02 7,82
продуктивный  скот 108,54 72,07 108,33 75,65 126,58 98,78
Энергетические  мощности, л.с.            
 
      Из  данной таблицы видно, что в анализируемых  периодах оснащенность основными фондами  увеличивалась. Так, среднегодовая  стоимость основных фондов в 2008 году составила 462 руб. на 100 га с.-х. угодий, в 2010 году – 743,71 руб. на 100 га с.-х. угодий, а на 1 работника увеличилась на 273,62 руб.
      Рассмотрим  движение и состояние основных фондов.
      Таблица 2.5 Движение и состояние основных фондов
 

Показатели

2008 год 2009 год 2010 год 2010 г. в % к 2008 г.
 Движение основных фондов        
1. Наличие на начало года, руб. 12339 18338 28467 230,71
2. Поступление, руб. 8084 13095 2463 30,47
продолжение таблицы 2.5
3. Выбытие, руб. 2085 2966 1358 65,13
4. Наличие на конец года, руб. 18338 28467 29572 104,35
5. Годовой прирост (п.4 – п.1), руб. 5999 10129 1105 18,42
6. Процент прироста (п.5: п.1) * 100, % 48,62 55,24 3,88 7,98
7. Процент выбытия (п. 3: п.1) * 100, % 16,9 16,17 4,77 28,22
8. Процент обновления (п. 2: п. 4) * 100, % 44,08 46,01 8,33 18,9
Состояние основных фондов        
9. Сумма  износа на начало года, руб. 3237 4433 6535 201,88
10. Сумма износа на конец года, руб. 4433 6535 9097 205,21
11. Процент износа на начало года, (п. 9 : п.1) * 100, %
26,23 24,17 22,96 87,53
12.Процент износа на конец года, (п. 10 : п. 4) * 100, %
24,17 22,96 30,76 127,27
13. Процент годности на начало года, (100 – п. 11), %
73,77 75,83 77,04 104,43
14.Процент годности на конец года, (100 – п. 12), %
75,83 77,04 69,24 91,31
 
      Из  данной таблицы можно сделать вывод о том, что в 2008 году по сравнению с 2010 годом состояние основных фондов увеличилось на 230,71%, несмотря на то, что в 2008 году поступило 8084 рубля, а в 2010 – 2463 рубля.
      Экономическая эффективность использования основных фондов характеризуется сопоставлением полученных результатов производства с их стоимостью. Для ее определения используются такой показатель как фондоотдача.
      Рассмотрим  данный показатель в анализируемом хозяйстве.
      Таблица 2.6 Влияние уровня использования  основных производственных фондов на объем продаж продукции

Показатели

2008 год 2009 год 2010 год 2010 г. в % к 2008 г.
1. Объем продаж в действующих ценах, руб. 15079 14941 9520 63,13
2. Основные  производственные фонды, руб. 15338 23402 29019 189,2
3. Стоимость машин и оборудования, руб. 9088 15526 20716 227,95
4. Фондоотдача  на 1 руб. всех основных фондов, руб. 0,98 0,64 0,33 33,67
 
                                                                                                               продолжение таблицы 2.6
5. Фондоотдача  на 1 руб. стоимости машин и  оборудования, руб. 1,66 0,96 0,46 27,71
 
      Рассматривая  уровни использования основных производственных фондов на объем продаж продукции можно сделать следующие выводы: объем продаж в действующих ценах уменьшился на 36,87%, основные производственные фонды увеличились 89,2%, стоимость машин и оборудования увеличилась на 227,95%, в 2008 году на 1 рубль основных фондов в хозяйстве производилось 0,98 рублей валовой продукции, а в 2010 - 0,33. Фондоотдача на 1 рубль стоимости машин и оборудования имеет такую же тенденцию: в 2008году - 1,66, 2009 – 0,96, в 2010 – 0,46.
      Сельскохозяйственное  производство входит в число наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Поэтому обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
      Рассмотрим  численность и состав трудовых ресурсов анализируемого хозяйства.
      Таблица 2.7 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
и их структура
Категории работников Количество, чел. 2010 г. в % к 2008 г. Структура по категориям, %
2008 год 2010 год 2008 год 2010 год
По  организации - всего 50 50 100 100 100
Работники, занятые в с.-х. производстве, в т.ч.: 48 45 93,75 96 90
рабочие постоянные 40 31 77,5 80 62
рабочие сезонные и временные - - - - -
Служащие 8 14 175 16 28
из  них: руководители 1 5 500 2 10
                                                                                                         продолжение таблицы 2.7
специалисты 7 9 128,57 14 18
Работники, занятые прочими видами деятельности 2 5 250 4 10
 
      Анализируя  данные приведенной таблицы можно  сделать вывод о том, что общая  численность работников ООО «Агро» в 2010 году не изменилась по сравнению с 2008 годом и составляет в 50 человек. Численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась на 6%, или 3 человека. Кроме того, наблюдаются изменения в структуре служащих. Так, на 4 человека увеличилось число руководителей и на 2 – число специалистов. Увеличилось количество работников, занятых прочими видами деятельности.
      Одним из основных показателей эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Наиболее обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая выработка продукции одним работающим, а также затраты труда на единицу продукции. Рассмотрим динамику показателей производительности труда ООО «Агро».
      Таблица 2.8 Динамика показателей производительности труда
Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2010г. в % к 2008 г.
1. Объём продаж в действующих ценах, руб.: 12594 15010 12230 97,11
на 1 среднегодового работника 252 250 245 97,22
на 1 чел. - час 0,12 0,13 0,12 100
2. Затраты труда на 1 ц, чел. –  час:        
зерна 0,14 1,57 1,71 1221,43
картофеля - - - -
молока 4,92 3,89 4,85 98,58
прироста  живой массы КРС - - - -
прироста живой массы свиней - - - -
 
    продолжение таблицы 2.8
1000 шт. яиц - - - -
3. Обслуживается в среднем одним работником животноводства, гол.:        
молодняка КРС и взрослого скота на откорме 34 33 26 76,47
коров - - - -
свиней - - - -
овец - - - -
 
      Из  таблицы видно, что в анализируемых периодах в хозяйстве объём продаж на одного среднегодового работника уменьшился. При этом объем продаж на один затраченный человеко-час остался неизменным.
      При этом также наблюдается увеличение затрат труда в растениеводстве. В растениеводстве, напротив, наблюдается положительная тенденция.
      Таблица 2.9 Влияние факторов на изменение производительности труда

и т.д.................


Показатели 2008 год 2009 год 2010 год Изменения (+,-) 2010 г. в % к  2008 г.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.