На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенное регулирование незаконного перемещениян через таможенную границу таможенного союза культурно-исторических ценностей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«»
 
 
 
 
Кафедра «»
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
«Пути совершенствования организации таможенного дела»
 
по дисциплине
 
«Основы таможенного дела»

 

На тему:   Таможенное регулирование незаконного перемещениян через таможенную границу таможенного союза культурно-исторических ценностей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверил
к.э.н., доцент .
«_____»____________2011 г.
 
Выполнила
студентка
 
«_____»____________2011 г.
 
 
Гомель  2011
 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УН»
 
Кафедра
«Таможенное дело»
 
              .
 
 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу
 
по дисциплине: «ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»
на тему:
 
«ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»
 
Студенту группы
Исходные данные: нормативно-правовые акты, законы, учебники, официальные сайты таможенных органов.
Направление деятельности: «Таможенное регулирование незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза культурно-исторических ценностей»
Содержание работы:
Введение
I Анализ законодательных и нормативных правовых документов в области таможенного дела (по направлениям деятельности) в Республике Беларусь.
II Международный опыт в организации таможенного дела (по направлениям деятельности).
III Пути совершенствования таможенного дела в Республике Беларусь (по направлениям деятельности).
Заключение.
 
 
Дата выдачи 09.09.2011г.                             Срок выполнения 02.12.2011г.


Введение
 
   Республика  Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан  обладает богатым потенциалом  историко-культурного наследия, представленного  тысячами памятников археологии, истории, архитектуры и градостроительства, декоративно-прикладного искусства, документальными источниками, отражающими тысячелетний исторический путь  народов. Данное наследие выполняет одну из ведущих ролей в формировании национального менталитета, выступает своеобразной «визитной карточкой»  трех  народов. Приоритетом государственной политики является бережное сохранение и приумножение бесценных свидетельств  старины, активное их использование в жизни современного общества. Необходимо сберечь все ценное, интересное и во многом уникальное наследие, созданное нашими предками. И забота о культурном достоянии, которое является ярчайшим свидетельством высоких достижений народа в различных областях жизни, является благородной целью.
    Связь между таможенными органами и проблемой сохранения историко-культурного наследия куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Еженедельно таможенными органами задерживается около 17 объектов сакрального искусства, преимущественно икон. И в данной сфере целью таможенных органов является выработка механизмов регулирования перемещения историко-культурных ценностей, пресечение их нелегального оборота.
    Тема « Таможенное регулирование перемещения через таможенную границу таможенного союза  историко-культурных ценностей» особенно актуальна в настоящее время, так как нелегальный ввоз и вывоз историко-культурных ценностей приобрел тотальный характер.
    Данная  тема достаточно широко разработана  в научных трудах как отечественными, так и зарубежными авторами. Среди российских авторов необходимо, в первую очередь, отметить М.М. Богуславского, среди белорусских - И.Э. Мартыненко. При освещении выбранной темы также были проанализированы законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, научные работы других авторов, нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия, а также публикации, научные статьи и журналы « Таможня и ВЭД », « Таможенный вестник », посвященные вопросам таможенной деятельности.
    Объектом  исследования в данной курсовой работе является регулирование таможенными органами перемещения через таможенную границу таможенного союза  историко-культурных ценностей.
Данная работа состоит из 33 страниц. Целью данной курсовой работы является изучение вопросов о проблеме незаконного перемещения через таможенную границу таможенного союза культурно-исторических ценностей.
В первой главе рассматривается понятие, сущность и классификация историко-культурных ценностей, во второй таможенная служба Республики Беларусь на страже национального и мирового культурно-исторического наследия. Третья глава посвящена проблеме борьбы с незаконным перемещение историко-культурных ценностей, ввозу и вывозу. В четвертой главе исследуется перемещение культурных ценностей через границы таможенного союза. Рассматриваются культурные ценности, не подлежащие вывозу, транзиту, и временному вывозу/ввозу из Российской Федерации, а также пересылка культурно-исторических  ценностей в международных почтовых отправлениях в странах таможенного союза.


1.                 Понятие и сущность историко-культурных ценностей
 
Понятие историко-культурных ценностей сформулировано в законе      « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » от 9 января 2006г. В соответствии со ст.1 данного закона  историко-культурные ценности — это материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности.
Существует три основных достоинства историко-культурных ценностей:
    1. духовные ценности — это наиболее субъективная сторона историко-культурных ценностей. То, что является историко-культурной ценностью для одного народа, может не иметь никакого значения для другого. Они играют значительную роль в формировании чувство гордости за народ;
    2. эстетические ценности воздействуют больше на подсознание людей, чем на их сознание. Они выполняют одну из ведущих ролей в формировании национального менталитета, выступают своеобразной «визитной карточкой»  народа. При этом эффективное действие эстетического достоинства историко-культурной ценности обеспечивается только при широком доступе общества к данной ценности;
    3. документальные ценности — это результат развития каждого народа. Они обеспечивают объективность представлений о прошлом каждого народа, исключают возможность фальсификации истории. Значение и воздействие документального достоинства не зависит от места нахождения историко-культурных ценностей и от того, насколько они доступны для общества, т.к. достаточно их введения в научное употребление.
    Выше упомянутый  закон также дает перечень критериев, которым должны соответствовать  материальные объекты и нематериальные проявления творчеств  человека для присвоения им статуса историко-культурной ценности. Придание объекту данного статуса осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь при обязательном наличии двух условий:
    - положительном заключении по  данному объекту Научно-методической рады;
    - отсутствие бесспорных документально  подтвержденных сведений об утрате, уничтожении или исчезновении рассматриваемого объекта [12,с 27; 15, с 117].
    Актом признания объекта историко-культурной ценностью является его включение  в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В соответствии со ст.24 закона « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » данный список содержит следующие разделы:
    1) имеющиеся в пределах РБ историко-культурные ценности;
    2) историко-культурные ценности народа РБ, легально находящиеся за пределами республики;
    3) историко-культурные ценности народа  Беларуси, незаконно находящиеся  за пределами республики;
    4) историко-культурные ценности народа  Беларуси, исчезнувшие при невыясненных обстоятельствах;
    5) историко-культурные ценности, находящиеся  под угрозой исчезновения либо  уничтожения [12,с 12].
    Данный  список должен пересматриваться целиком либо по разделам по мере необходимости, но не реже одного раза в два года и публиковаться после каждого пересмотра.
    На  каждый объект, включенный в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, составляется учетная документация:
    - учетная карточка (содержит сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, собственнике либо владельце, степени сохранности, наличии научно-проектной документации, краткое описание истории возникновения и современного состояния, иллюстративный материал, указание места хранения для движимых ценностей); паспорт (содержит научные сведения  и фактические данные, характеризующие историю  памятника и его современное  состояние, местонахождение в  окружающей среде, оценку исторического, культурного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, находящихся с ним произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, собственнике или владельце, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах [13, с 85].
    Также необходимо отметить, что в таможенном законодательстве существует еще определение  культурных ценностей — материальные ценности религиозного либо светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических лиц либо граждан Республики Беларусь; либо не имеют собственника и находятся на территории Республики Беларусь; либо созданы на территории Республики Беларусь; либо перемещены на территорию Республики Беларусь; которые признаются как наделенные отличительными признаками, эстетическими и духовными ценностями[17, с 129]. То есть ценности определяются через ценности. Кроме того, культурными ценностями по требованиям  таможенного законодательства являются объекты, составляющие музейные, библиотечные и архивные фонды Республики Беларусь и представленные для рассмотрения на предмет включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
 
 
 
 
 
    1.1 Классификация историко-культурных ценностей
 
    В соответствии со ст.3 закона « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » историко-культурные ценности подразделяются на следующие виды:
    1)  материальные историко-культурные ценности (материальное воплощение которых составляет их сущность);
    2)нематериальные историко-культурные ценности (материальное воплощение которых не оказывает значительного влияния на их сущность)[1,с 46].
  Материальные  ценности в свою очередь делятся  на два подвида:
  Недвижимые материальные ценности, перемещение которых связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств. Одним из примеров данного вида историко-культурных ценностей является памятник в честь победы русских войск в битве под Лесной (д. Лесная, Славгородский район).
Движимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния. Например, клад монет риской чеканки I-II вв. (Национальный музей истории Беларуси) [12,с 59].
 
Таблица 1 - Движимые материальные ценности:
Государственный список историко-культурных ценностей
Раздел 1
Ценности, находящиеся в пределах Республики Беларусь
1.                  Нематериальные
2.                  Движимые ценности
шифр
Название ценности
Датировка ценности
Местонахождение ценности
Категория ценности
Обоснование статуса ценности
1
2
3
4
5
6
16I0000I
Клад монет римской чеканки – 389 единиц
I – II вв.
Национальный музей истории Беларуси
 
Пр.№22 НРМ от 04.05.1995
 
 
 
 
 
 
Таблица 2 - Нематериальные ценности:
Государственный список историко-культурных ценностей
Раздел 1
Ценности, находящиеся в пределах Республики Беларусь
3.                  Нематериальные
4.                  Движимые ценности
шифр
Название ценности
Датировка ценности
Местонахождение ценности
Категория ценности
Обоснование статуса ценности
1
2
3
4
5
6
2aI0000I5
Герб г. Гродно
XVI вв.
Личный архив
Б
Пр.№22 НРМ от 04.05.1995
 
Нематериальные  ценности также делятся на два  подвида:
Фиксированные нематериальные историко-культурные ценности, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей. Например, герб г. Гродно XVI в. [12,с 60];
воплощенные нематериальные историко-культурные ценности, сущность или отличительные достоинства которых полностью или частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением условий их существования.
К  материальным историко-культурным ценностям относятся [1,с 12]:
Документальные памятники - акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кино-, фотодокументы и звукозаписи, древние  и другие рукописи и архивы, редкие напечатанные издания;
заповедные места - топографически определенные зоны или ландшафты, созданные человеком или человеком и природой;
памятники археологии -   укреплённые поселения (древние города, городища, замки), неукреплённые поселения (древние стоянки, поселения, отдельное жильё); курганные и грунтовые могильники, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи и другие захоронения; древние строения, культовые строения (храмы, монастыри, святилища, места проведения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные статуи, обелиски); инфраструктура сухопутных, водных и водо-волочных путей; культурный пласт, в том числе все движимые и недвижимые материальные объекты, которые содержатся в нём, а также на дне природных и искусственных водоёмов. Например, Городище древнего Минска, Языческое святилище (Гомельский район) I тыс.н.э. [12, с 65];
памятники архитектуры – здания и другие объекты хозяйственного, производственного или культового предназначения, единичные или объединённые в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народного зодчества, а также связанные с указанными объектами произведения изобразительно, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства. Памятниками архитектуры, например, являются Дом Правительства (г. Минск), Брестская крепость, Софийский собор [12, с 63];
памятники истории – здания, строения, а также мемориальные квартиры и другие объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы, искусства. Например, Дом-музей I съезда РСДРП, Мемориальный комплекс « Брестская крепость-герой », Монумент Победы [12, с 61]. Сюда относятся также имеющиеся фактически в каждом населенном пункте братские могилы, курганы Славы, бюсты выдающихся деятелей;
памятники градостроительства – застройка, планировочная структура или фрагменты населённых пунктов (вместе с окружающей средой, в том числе культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями;
памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного, и других видов искусства. К недвижимым памятникам искусства можно отнести, например, памятник героям Отечественной войны, росписи интерьера Станиславского костела до 1767г. Как правило, данные памятники – это монументы, бюсты, надгробия, установленные в честь видных деятелей государства, а также внутренний интерьер культовых сооружений [12, с 68].
    К  нематериальным историко-культурным ценностям относятся обряды, традиции, фольклор, язык, его диалекты содержание геральдических объектов и произведений народного искусства и другие проявления творчества человека.
    В зависимости от  историко-культурной значимости историко-культурные ценности подразделяются на соответствующие  категории, которые присваиваются и при необходимости изменяются Советом Министров Республики Беларусь на основании решения Научно-методической рады [1, с 52].
    Материальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:
категория «О» — ценности, включенные или предложенные для включения в Список всемирной культуры и природного наследия. Естественно, что данная высшая категория может быть присвоена только уникальной ценности, которая является универсальной с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, этнологии и антропологии. В Беларуси в Список всемирного наследия включены такие памятники как Мирский замок, Коложская церковь, Спасо-Преображенская церковь и другие;
категория «1» — наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес. Например, башенные часы Фарного костела (г. Гродно);
категория «2» — достопримечательные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики. Например, памятник воинам-интернационалистам в Троицком предместье (г. Минск);
категория «3» -ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики. Например, здание Национального академического театра им. Я. Купалы (г. Минск, ул. Энгельса, 7) [12, с 18].
      Материальные объекты, которые  входят в состав комплексных  материальных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не присвоен статус историко-культурной ценности, считаются материальными историко-культурными ценностями  без категории.
      Нематериальные  историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:
категория «А» — ценности, полная аутентичность и точность которых безусловна и неизменна;
категория «Б» — ценности, содержание которых полностью или частично восстановлено по вторичному материалу, и ценности, которые по своему существу объективно могут со временем меняться. Например, герб г. Борисова, 1792 г [12, с 18].
      Таким образом, Комитетом по охране историко-культурного  наследия при Министерстве культуры на основании решений Научно-методической рады предоставляется статус историко-культурной ценности культурным объектам и уточняет или изменяет их категории. В целях сохранения историко-культурных ценностей ведется их учет посредством занесения данных ценностей в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.  Необходимо отметить, что белорусским законодательством  довольно четко дается определение историко-культурным ценностям и их классификация.
 
 

2.      Таможенное регулирование Республики Беларусь на страже        национального и мирового культурно исторического наследия
 
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 года была создана национальная таможенная служба. Таможенники страны, которые из древле находится на стратегических транзитных путях с запада на восток и с севера на юг пришлось вступить в бескомпромиссную борьбу с организованными преступными группировками, занимавшимися контрабандой культурных и исторических ценностей, переправкой и продажей раритетов в Западную Европу и США.
Современный мир полон опасностей вызовов. После исчезновения в конце XX века угрозы III Мировой войны, человечество стоит перед другими глобальными проблемами. Одной из наиболее опасных становится активные деструктивные действия преступного мира. По данным ООН, последние 30 лет уровень преступности на планете вырос в 30 раз. С конца 1990-х годов число преступлений растет в среднем на 5% в год. В час совершается до 200000 тысяч правонарушений. Глобальный оборот криминальной индустрии ныне оценивается примерно в 1 триллион долларов в год. Современная открытость границ, свобода перемещения граждан, активное трансграничное движение капиталов, товаров и услуг создали благоприятные условия не только для законопослушных граждан, но в определенной мере и для развития преступности, ее трансформации в международную преступность.
Особо это касается незаконных операций с предметами культуры и истории. На сегодняшний день в мире сложился огромный, по своему размаху, не легальный рынок художественных и исторических ценностей. Кражи произведений искусств и старины из музеев, церквей, монастырей, дворцов, замков частных коллекций приняли характер глобальной проблемы. По доходности контрабандная торговля культурными ценностями стоит на втором месте – сразу после торговле наркотиками.
Согласно полицейской статистики, ежегодно для продажи на мировом рынке похищается произведение искусств на сумму 4,5 миллиардов долларов. В настоящее время в розыске находятся более 45 тысяч произведение искусства, причем ежемесячно этот список пополняют 2 тысячи новых украденных предметов. Уникальные вещи, раритеты, представляющие собой историческую и художественную ценность, оказываются в частных, зачастую не афишируемых закрытых коллекция. Иногда проходят годы, десятилетия и более, прежде чем эти украденные вещи удается найти. К примеру, каждый год в Италии наследнице богатейшей древнеримской культуры, происходит в 1500-1800 случаев кражи культурных ценностей, при этом похищается около 15-20 тысяч предметов.
Статистика свидетельствует, что 50% фищений происходит из частных коллекций, 35% из церквей и различных общественных мест, банков, учебных заведений и так далее, 10% составляют кражи из государственных и 3% из личных музеев. Наибольшему риску быть украденному подвергаются ценности, находящиеся в церквях и частных коллекциях, так как они, как правило, не имеют должной охраны[22, c 114].
Чаще всего похищаются драгоценности, в 20% случаев – античные изделия, в 15% - картины, в 13% - иконы и церковная утварь, в 10%  - предметы из археологических раскопках, в 7% - изделия нумизматики, в 5% - скульптура, книги. Наибольший интерес для преступников представляют иконы, живопись и скульптура. Это предметы визуального восприятия, они всегда понятны и интересны. Злоумышленнику даже не важно, греческая надпись на иконе или кириллическая. Главное, чтобы было экзотично и оригинально. Книги крадут реже – не всегда язык написания понятен. Нумизматику трогают также достаточно редко – ее полно в антикварных магазинах и это часто не столь уникально. Последнее время участились случаи краж военно-исторических раритетов, особенно периода II Мировой войны.
Значительная часть культурных ценностей продолжает вывозиться гражданами убывающими за границу  на постоянное место жительства. О масштабах их контрабандной деятельности свидетельствуют оперативные и следственные материалы о наличии в странах Западной Европы ( Германия, Австрия, Италии, Франция и другие) более 40 организованных групп контрабандистов, специализирующих по странам СНГ. В свою очередь, в СНГ, по информации Киевской международной конференции по проблемам организованной борьбы с контрабандой (1999 год) действуют 30 преступных группировок, «работающих» по контрабанде и торговле культурными ценностями.
Подавляющее большинство членов этих группировок – выходцы из республик бывшего Советского Союза, оставившее в стране разветвленные связи и сообщников, которые обеспечивают поиск, скупку и вывоз ценностей из страны. Для реализации поступающих по не легальным каналам культурных ценностей на западе преступниками создана целая сеть специализированных магазинов (антиквариатов). Успешно функционируют подпольные фирмы, привлекающие опытных экспертов-искусстоведов для оценки, экспертизы и оформления необходимых легализующих документов на ценности, вывезенные не законным путем.
К сожалению, результаты раскрываемости подобных преступлений крайне низки. Правоохранительным органам удается вернуть не более 10-15% объявленных в розыск исторических и художественных ценностей.
Эксперты Интерпола считают: « три кита, на которых сегодня зиждется международная преступность – это наркотики, торговля «живым» товаром, контрабанда золотом и археологическим антиквариатом…Борьба с ними необычайно сложна и бесперспективна: в любом из трех случаев мы сталкиваемся с хорошо налаженной и продуманное организацией, в которой дилетантам делать нечего»[22, c 115].
Поэтому не удивительно, что в начале 1990-х годах быстро растущий рынок художественных изделий и археологических предметов в бывших республиках СССР сразу привлек внимание организованных отечественных и зарубежных преступных элементов. Эксперты выделяют две главные группы предметов, которые они постоянно стремились приобрести.
Первая группа – это художественные изделия и антиквариат, имевшиеся в музеях, церквях, галереях и частных коллекциях.
Вторая группа – это артефакты, которые находились в основном в местах проведения археологических раскопок (гробницы, храмы, останки древних человеческих поселений).
Указанные предметы поступали, как правило, на рынок художественных изделий богатых западных стран, где они, иногда при соучастии беспринципных агентов по продаже культурных ценностей становились, частью частных коллекций или даже некоторых музеев. В ряде случаев предметы искусства использовались в качестве взятки при заключении выгодного контракта. Для некоторых «денежных мешков» обладание теми или иными художественными ценностями означало приобретение высокой общественной значимости.
1990-е годы стали временем интенсивного роста транснациональных хищений предметов, составляющее культурное достояние Беларуси, России, Украины, других стран СНГ и дальнего зарубежья. Тенденция была обусловлена их повышенным спросом в странах Центральной и Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, а также несоизмеримо низкими внутренними ценами на эти предметы в сравнении с мировыми. В результате преступники получили возможность получать большие доходы. К примеру, минимальная цена иконы XVI-XVII вв. на Западе составляла 50-60 тысяч долларов.
По оценкам специалистов, в настоящее время только из России вывезено свыше 90% всех имевшихся икон, написанных до начала XX века.
По мнению экспертов-искусствоведов, в России на 1917 год было около 200 миллионов икон.
После периода военного коммунизма, гражданской войны, коллективизации и культурной революции их осталось около 50 миллионов, а после Великой Отечественной войны – около 30 миллионов, и к 1992 года удалось сохранить только около 2 миллиона – 2% от имевшихся.
Особую группу предметов, задерживаемых на таможенной границе, представляет фалеристика, военная форма одежды и атрибутика.
В начале 1990-х годов отток за границу предметов военного антиквариата был просто катастрофичен. Солдатская и офицерская  форма, в том числе украденная из ликвидированных военных музеев, контейнерами шла в Украину или Прибалтику, далее в Западную Европу и Америку. Уходило также холодное оружие и предметы амуниции. За дореволюционный драгунский палаш или гусарскую саблю, цена которых ныне исчесляется десятками тысяч, контрабандисты получали от 100 до 500 долларов.
Особое внимание преступников всегда привлекают награды, цены которых из года в год только растет. В последнее время появились мошенники, занимающиеся исключительно хищением или подменой боевых наград. Не так давно был задержан гражданин Беларуси, обокравший более 20 фронтовиков, проживавших в Москве. Мошенник, представившись журналистом или музейным работником, входил в доверие к ветеранам и, улучив момент, подменял ордена муляжами. Затем продавал украденное на рынке. Позднее основная масса такого «товара» контрабандой уходила за границу[22, c 117].
Вот с таким преступным монстром пришлось столкнуться белорусской таможенной службе с первого года своего существования.
На протяжении последних пятнадцати лет таможенные органы Беларуси постоянно совершенствовали формы и методы противодействия контрабанде и другим правонарушениями в таможенной сфере, защищая национальную безопасность страны. Они прошли путь от осознания своей недостаточной силы перед волнами «коммерсантов» и контрабандистов в начале 1990-х годов до уверенного контроля над таможенной границей в наше время. Особое внимание оказало на эффективность деятельности таможенников получение ими прав оперативно-розыскной деятельности в 1990 году.
В статье 313 Таможенного кодекса Республики Беларусь «Основные функции таможенных органов Республики Беларусь» четко выделены задачи таможенной службы в правоохранительной сфере. В статье отмечено, что они «ведут борьбу с контрабандой… культурных ценностей».
В 1990-х годах в целях совершенствования законодательства об охране культурного наследия Республики Беларусь был принят ряд законодательных актов, позволивших  укрепить национальную безопасность страны в гуманитарной сфере, сделать еще один шаг в создании комплексной системы обеспечения охраны и сохранения культурного наследия.
В числе таких нормативных актов: закон «Об охране историко-культурного наследия» (1992 год), постановления Советов Министерства «Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь» (1997 год), «Об утверждении Положения о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь» (2000 год), постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «О вывозе культурных ценностей и копий архивных документов» (2005год) и многие другие.
В связи с тем, что контрабанда художественных и историко-культурных ценностей носит транснациональный характер и находится в сфере пристального внимания правоохранительных органов различных государств, Республики Беларусь присоединилась и  к существующим международным договоренностям в этой сфере. В том числе к «Положению о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей», принятому решением глав правительств государств – участников СНГ 9 октября 1997 года. Этот документ был ратифицирован Беларусью Законом от 13 июля 2000 года. Основные положения данного международно-правового акта имеют важнейшее значение для правоприменительной практике вообще и пересечения контрабанды культурных ценностей в частности.
В настоящее время для обеспечения надежной охраны все историко-культурные ценности, находятся в стране, учтены и внесены в ведущийся в республике Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Так, по состоянию на январь 2001 года в него было включено 26 движимых объектов (а именно они становятся целью преступных посягательств), то есть историко-культурных ценностей, состоящие из 6816 предметов.
Подобные действия были крайне необходимы, так как с начала 1990-х годов Беларусь становится не только главным транзитным коридором, но и источником контрабанды культурных ценностей. Об этом свидетельствовала криминальная хроника.
В музее древнебелорусской культуры Академии наук Беларуси в 1991 году был похищен уникальный экспонат – икона конца XIV - начала XV века. «Малоритская матерь Божия», написанная греческим мастером. Активные поиски результатов не дали, и в декабре 2005 года они были прекращены. По всей видимости, икона уже давно находится за пределами нашей страны. Отметим, что, по мнению специалистов в области антиквариата, в настоящее время в стране ценных старинных икон осталось чрезвычайно мало. Уникальные образцы древности еще остались в местах поселений староверов под Борисовом и в Могилеве.
Только за 2000 год по данным МВД в Беларуси было совершенно 118 краж художественных, исторических и культурных ценностей, похищено 168 предметов историко-культурных ценностей, из них 83 иконы и картины, 20 – часы. При этом, 81 кража была совершена из жилых (похищено 105 предметов) и 23 из них помещений (27 предметов), 13 – из церквей (35 предметов). Раскрываемость этих преступлений составила 52,4%.
Июль 2001 года аферист, неработающий житель Гродненского района, путем обмана, выдав себя за «директора картины о партизанском движении в Беларуси в годы войны» вывез с мемориального комплекса «Буйничское поле» (Могилевская область) уникальный немецкий командирский танк PzKpfw III (Т – 3) с последующей целью нелегального вывоза с территории Беларуси. На «черном» рынке подобный танк стоит 500 тысяч долларов США. Мошенника задержали, суд приговорил его к 3 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Танк возвращен музею.
Апрель 2003 года. Страну потрясло известие о крупной кражи старопечатных и редких изданий из Национальной библиотеки. Всего преступниками было похищено 12 книг XV-XIX веков. Среди них: иллюстрированный гербарий 1486 года, труд А.И.Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год». (1779года издания), «Кабинет Петра Великого» О.П. Беляева (1800 год), «Начертание Гербоведения» Иоганна Гаттерера (1805 год). Список этих и других украденных книг поступил на белорусские таможни. Но раритет оказались в России и том же году усилиями милиции были возвращены в библиотеку.
Один из последних фактов. В феврале 2007 года в Полоцке сотрудниками милиции задержали двоих молодых людей, пытавшихся продать фибулы (пряжки) скандинавского типа, гривны, монеты, браслеты, стеклянные бусы. За горстку артефактов продавцы просили 3 тысячи долларов. После их задержания, оперативники МВД, прибыв в дом одного их них, обнаружили целую коллекцию древностей XII-XIII века, включая наконечник копья, боевой топор, целый керамический горшок. Продавцы, оказавшиеся «черными археологами» Полоцких курганов, привлечены к уголовной ответственности.
Сегодня сотрудники правоохранительных подразделений таможен и ГТК Республики Беларусь все чаще имеют дело не со случайными контрабандистами, а с преступными группировками, которые действуют в рамках хорошо организованного «теневого» бизнеса. Криминальные схемы и способы незаконного перемещения культурных ценностей постоянно совершенствуются и носят международный характер. Прибыли, которые приносят преступникам незаконные операции, идут в дальнейшем на финансирование новых преступлений. Несмотря на все предпринимаемые правоохранительными органами Беларуси меры, тенденция к незаконному вывозу за границу культурно-исторических ценностей продолжает сохраняться. По данным белорусских экспертов, начиная с 1997 года количество правонарушений, связанных с попытками нелегального перемещения через таможенную границу культурных ценностей, остается стабильно высоким. Так, в 1997 году было конфисковано 1394 предметов подобного рода, 1998 год – 1315, 1999 год – 2768, 2000 год – 1882.
В последнее время расширяется и география незаконного вывоза раритетов. Помимо традиционных направлений в США и страны Западной Европы, наблюдается рост попыток контрабанды культурных ценностей и в Россию, страны Ближнего Востока и Азию.
Сотрудники всех белорусских таможен участвуют в спасении культурного и исторического наследия Беларуси и зарубежных стран, смело противостоят международной  преступности. История борьбы белорусских таможенников с контрабандистами в конце XX – начале XXI века, также как и в начале прошлого столетия, полна примеров профессионального мастерства, самоотверженности и смекалки.
Как отмечалось в отчете об итогах работы таможенной службы Беларуси за 1997 год: «Усилиями должностных лиц таможенных органов за период с 1995 по 1997 год задержано около 5 тысяч предметов, представляющие культурную и историческую ценность. В 1996 году через таможенную границу пытались незаконно переместить 1755 предметов. В том числе6 450 икон, 818 почтовых марок, 173 старинные золотые монеты… В 1997 году вывоз 879 предметов. В том числе более 600 икон и предметов религиозного культа, 29 старинных книг, 89 картин, плакатов и рисунков, более 70 предметов из драгоценных металлов…»
Только в 2000 году таможенные органы завели 112 дел об АТП, изъяли 1023 предмета на сумму более 80 миллионов рублей, 597 из которых иконы и складни. За 2001год таможенными органами Беларуси было заведено 115 дел об административных таможенных правонарушениях по фактам незаконного перемещения через таможенную границу республики историко-культурных ценностей, изъято 124 предмета старины на сумму более 101 миллиона рублей. В следующем 2002 году было пресечено 84 попытки незаконного перемещения через таможенную границу Республики Беларусь предметов, представляющих историческую и художественную ценность. При этом изъято 1419 предметов, ориентировочная стоимость которых составила свыше 126 миллионов рублей.
Несомненно, рекордсменами по спасению, как и прежде, продолжают оставаться три таможни на традиционно «контрабандноопасном» западном, польско-белорусском, участке таможенной границы – Брестская, «Западный Буг» и Гродненская региональная. Без преувеличения задержания сотрудниками этих и других белорусских таможен исторических и культурных ценностей напоминает настоящую хронику спасения[22, c 120].  
  
 

3.     Проблемы борьбы с контрабандой историко-культурных ценностей
 
В последние годы международным сообществам приняты определенные меры по пересечению незаконного оборота культурных ценностей. Однако этих мер становится явно недостаточно: в современных условиях темпы криминализации отношений в сфере оборота культурных ценностей опережают усилия правоохранительных и нормотворческих органов по его предотвращению.
Анализ административной и судебно-следственной практики по делам о контрабанде историко-культурных ценностей и по делам об административных таможенных правонарушениях свидетельствует о некоторых реально сложившихся тенденциях в сфере нелегального оборота предметов старины и искусства. Прежде всего, это традиционно высокий уровень контрабандного вывоза культурных ценностей.
Только на внешней западной границе Союза России и Беларуси таможенными и пограничными  органами Республики Беларусь задержано в 1997-2000 годах 802 культурные ценности.
При этом география контрабандного вывоза культурных ценностей постоянно расширяется. И если ранее предметы старины вывозились в страны Западной Европы, то сегодня можно говорить о том, что наметилась тенденция их доставки в Японию, США, на Ближний Восток.
Одновременно с этим происходят и качественные изменения в структуре преступности: контрабанда культурных ценностей носит характер международной организованной преступности. Ей присуще все черты, свойственные современным криминальным формированиям: высокий уровень организации и конспирации преступной деятельности. В данном преступном промысле участвуют как международные преступные группы, так и тесно связанные с ними отечественные криминальные структуры.
По данным Интерпола, в Западной Европе функционирует около 40, а в странах СНГ – порядка 30 организованных преступных группировок, которые занимаются контрабандой и торговлей культурными ценностями, а также их поиском, скупкой и хищением. Например, правоохранительными органами была пресечена попытка организованного контрабандного перемещения в Польшу 92 икон, спрятанных в четырех сумках прямо у пограничного знака и подготовленных для переправки через белорусско-польскую границу, где их ожидали заказчики.
Через полгода в зоне действия этой же таможни вновь была обнаружена подготовленная для незаконного вывоза партия предметов старины и антиквариата  в составе 49 икон. Обращает на себя внимание  подготовленность правонарушителей, планомерность и координация незаконных действий по обе стороны границы.
В большинстве случаев незаконно вывезенные предметы были ранее похищены из музеев, церквей или частных коллекций. Такие преступные действия совершаются под конкретный заказ: через границу все чаще переправляются специально подобранные коллекции
В октябре 2000 года у следовавшего пассажирским поездом в Республику Польша гражданина было обнаружено 30 коллекционных монет 1770,1761, 1773 годов изготовления.
В соответствии с ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей наступает в случае их перемещения в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь, совершенного помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Непосредственно в диспозиции этой уголовно правовой нормы культурные ценности как объект преступного посягательства не указаны, они лишь охватываются общим родовым признаком «товары и ценности, запрещенные или ограничены к перемещению через таможенную границу». Поэтому для установления признаков состава преступления по ст. 228 УК необходимо все-таки обращаться к специальному законодательству, что создает определенные трудности. Логичнее, если бы культурные ценности прямо определены в числе исчерпывающего перечня предметов, перемещение которых через таможенную границу влечет более строгую ответственность в силу их общественной опасности (например, ядовитые, радиоактивные или взрывчатые вещества) либо значимость и в отношении которых установлены специальные правила перемещения[23, c 60].
Именно так поступил российский законодатель – непосредственно в ч.2 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации указаны культурные ценности, перемещение которых через таможенную границу, совершенное одним из незаконных способов (например, с сокрытием либо помимо таможенного контроля), влечет более строгое наказание как преступление, представляющее повышенную общественную опасность.
Анализ правоприменительной практики по таким делам позволяет выделить две основные проблемы, возникающие при их расследовании. Причины первой из них кроются в несовершенстве материального законодательства  и в большем количестве правовых актов, коллизии которых порождают различные подходы к определению юридических конструкций терминов «историко-культурные» и «культурные» ценности.
Все историко-культурные ценности учтены и внесены в ведущейся в республике Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Причины второй проблемы лежат в нескольких плоскостях.
Во-первых, какой материальный закон следует применять – УК или же Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь?
Закон увязывает возможность наступления уголовной ответственности с крупным размером контрабандно перемещаемых ценностей. В примечании к ст. 228 УК указывает, что контрабанда в ч. 1 ст. 228 УК признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления. Такая конструкция уголовно-правовой нормы приводит к тому, что в большинстве случаев по факту незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь возбуждается производство об административном таможенном правонарушении по ст. 1937 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, а не уголовное дело.
Во-вторых, определенные трудности возникают как в процессуальном плане, так и ввиду «нестыковок» обстоятельств каждого конкретного случая (фактор времени) с необходимостью совершения ряда тактических действий по поиску контрабанды (криминалистический аспект). Так, условием вывоза культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь является наличие письменного разрешения специально уполномоченных на то государственных органов, которое оформляется в виде документа единой формы, именуемой «Свидетельство, удостоверяющее право вывоза(перемещения) культурных ценностей за пределы Республики Беларусь», выдаваемого на каждый отдельный перемещаемый предмет. Экспертизу культурных ценностей на предмет определения допустимости и возможности их вывоза с территории Республики Беларусь выполняют Республиканская организация искусствоведов-экспертов и группы искусствоведов-контролеров при облисполкомах.
Практика свидетельствует, что основным способом сокрытия культурных ценностей является использование служебных помещений, межпотолочных пространств пассажирских вагонов. Применение последнего способа составляет более половины всех задержаний  на железнодорожном транспорте, что явно говорит о сговоре преступников с работниками, обслуживающими поезда (проводниками, машинистами, работниками локомотивного д
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.