На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица как социально-экономическое явление и его оценка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                                                                               
 
содержание                                                                                        2   
Введение                                                                                                                     3
1. Особенности переходного периода                                                                     5
1.2 Причины безработицы переходного периода                                                          6
2. Анализ развития безработицы в Беларуси                                                                8
2.1. Виды безработицы                                                                                              9
2.2. Нерегистрируемая безработица в контексте теневой экономики               14                   2.3. Сравнение характеристик безработных                                                         17
2.4. Сравнение экономических моделей поведения безработных                      19
2.5. Источники существования для безработных в Республике Беларусь         21
3. Безработица как социально-экономическое явление и его оценка                 24
Заключение                                                                                                               28
Список источников                                                                                                  29
Приложение                                                                                                              30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    Безработица является одним из важнейших показателей социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Регистрация безработицы в Бе­ларуси, как и в других странах с переходной экономикой, связана с развитием рыночных от­ношений и прежде всего рынка труда. Она стала острейшей социальной проблемой, прямо или косвенно накладывающей отпечаток на жизнь большинства граждан страны.                 
В Беларуси безработица официально ре­гистрируется с 1 июля 1991 г., с введением в дей­ствие Закона «О занятости населения Республи­ки Беларусь». С этого времени она неуклонно увеличивалась и к концу 1996 г. достигла 182,5 тыс. чел., или 4% от численности эконо­мически активного населения.
Природа появления безработицы в рыноч­ной экономике принципиально отлична от отечественных условий, связанных с переходом к рыночной экономике, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслево­го движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пре­делами предприятий (за исключением случаев внутрифирменной кадровой политики, обус­ловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике без­работица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприя­тий в условиях экстенсивного развития «огосу­дарствленной» экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внут­ри предприятий и институционально поддер­живается вплоть до настоящего времени.
    В силу указанных обстоятельств, уровень и структура безработицы в Беларуси не могут быть полностью объяснены ни закономернос­тями рыночной экономики (структурная и циклическая безработица), ни закономерностями переходной экономики. Последняя связана с массовой безработицей по при­чине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики. Существую­щий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем над количе­ственными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Этот уровень, по общепринятым стандартам, не яв­ляется тревожным, что позволяет предполо­жить неадекватность официальной статисти­ки реальной действительности в области за­нятости [3, с. 81]                                                   
    В курсовой работе делается акцент на рассмотрение особенностей переходного периода и освещения проблем, связанных с ним: раскрыть основные причины безработицы переходной экономики, провести анализ и сделать оценку развития безработицы в Беларуси                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Особенности переходного период а
Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, рождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. В переходной экономике еще сохраняются и значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие появляются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.
Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм. Государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться многообразием форм хозяйствования.
Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу. Но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли, и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность: в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйстве был очень высок удельный вес ручного труда. И как уже указывалось, для структуры экономики командной системы были характерны господство материального производства и недостаточное развитие социальной сферы.
Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить произ-водственно-технологическую структуру экономики, но это - не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое пе-ревооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.
В силу глубокого, коренного отличия этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономической, организационной и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом, спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа.
Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переходная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы переходим к рыночной экономике, то нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики.
 
1.2. Причины безработицы переходного периода             
   Любая страна, находящаяся в условиях перехода к рыночной экономике, испытывает много трудностей. Одна из них – это угроза массовой безработицы. В нашей стране эта проблема возникла в результате экономического кризиса, который нашёл своё отражение в переходе от командной экономики к рыночным отношениям.
Существует ряд основных причин, обусловивших сокращение занятости трудоспособного населения. Например, это чрезмерная численность производственного персонала предприятий, что препятствовало внедрению новых технологий. Также была необходимость оплачивать лишних работников, что приводило к увеличению издержек производства. Огромное количество рабочих мест способствовало «уравниловке» в оплате и, в свою очередь, снижению стимула к работе. Ещё одна причина безработицы переходного времени заключается в неготовности и неспособности предприятий приспособиться к новым условиям: реальному спросу, цене, качеству, видам продукции. Нерентабельные предприятия продавались новым собственникам. А они, предпринимая необходимые и коренные изменения по восстановлению предприятия, также избавлялись от избыточного количества персонала. Это являлось ещё одним источником безработицы. Не менее важной причиной безработицы в переходном периоде оказались рыночные реформы. Их успех мог быть обеспечен только проведением глубокой структурной перестройки: реструктуризация предприятий; средоточие ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции. А это приводило к свёртыванию отраслей, продукция которых не пользовалась спросом. Работников, которые были задействованы на предприятиях этих отраслей, сокращали или платили две третьих зарплаты. В итоге такие преобразования порождали структурную безработицу.
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных учреждений на изменения рынка, с другой незначительный уровень профессионального образования и переквалификации.  Это также обуславливает всё более отчётливую структурную безработицу.
 
 
 
 
2. Анализ развития безработицы в Беларуси
Становление рынка труда Беларуси происходит как логический результат объективного развития общества, повисшего между административно-командной экономикой и рыночными отношениями. Трудно прогнозировать течение безработицы в ближайшие годы. Но очевидно то, что, в случае отсутствия необходимых изменений в лучшую сторону в экономике страны, ситуация с безработицей будет только обостряться.
Следует отметить, что в настоящее время сохранилась позитивная динамика ряда показателей, характеризующих состояние рынка труда республики. Позитивным процессом является уменьшение средней продолжительности безработицы и периода трудоустройства безработных. Так уровень регистрируемой безработицы в 2005 году составил 1,6% к численности экономически активного населения республики, а в 2006году – 1,2%. [Приложение 1]
   Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по возрождению и развитию села на 2005-2010 годы.  Целью этой программы является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы. Предусматривается минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
На июнь 2007 года запланировано создание общереспубликанского банка данных о наличии вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных обеспечен всем желающим.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но, в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах. Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
 
    2.1 Виды безработицы
При анализе безработицы в Беларуси недостаточно проработанным является вопрос о видах безработицы. Общие подходы отно­сительно идентификации различных видов безработицы в рыночной экономике существу­ют, в том числе и среди отечественных исследователей. Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина (и, соответственно, преобладающий вид) - это вынужденная (циклическая) безработица: обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельнос­ти, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов на микроуровне. Этот сегмент безработицы в Беларуси можно оценить по сумме показателей: числен­ность уволенных по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятий и числен­ность уволенных по собственному желанию. Последнюю ве­личину необходимо учитывать в составе вы­нужденной безработицы по следующим сооб­ражениям: в условиях существенного сниже­ния заработной платы наниматель косвенно инициирует работника к увольнению по собственному желанию, поскольку в противном случае необходимо выплачивать пособие по увольнению, другие доплаты. Поэтому часть уволенных по собственному желанию работников, по сути, является вынужденно безработной. Расчёт вы­нужденной безработицы в Беларуси показал, что в 1996 г. она составляла 35,9 тыс. чел. (20% в официальной безработице), в 1999-2000 гг. - 23-25% (т. е. 22- 24 тыс. чел.).
Второй вид безработицы, имеющий ме­сто в Беларуси, можно отнести к структур­ной безработице. Она возникает в силу квалификационного несоответствия между спро­сом на рабочую силу и ее предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по про­фессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест (вакан­сий) и безработных. Оценить параметры структурной безработицы по конкретным профессиям и специальностям достаточно сложно, поскольку их расчет может быть произведен только для региональных рынков труда. Прослеживаются общая избыточность в городе юристов, экономистов, бухгалтеров; в деревне врачей и преподавателей. Недостаток в городе водителей автомобилей, каменщиков, электромонтажников, плотников, швей-мотористок, штукатуров. Деревня же испытывает дефицит ветврачей, зоотехников, агрономов. (По данным Минтруда и соцзащиты на 1 июля 2007 года) [9].
Имеются и территориальные диспропор­ции, но они проявляются не в отраслевом раз­резе, а в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской мест­ности, как правило, не хватает рабочих рук, в городах - их избыток. Структурная безрабо­тица проявляется на уровне небольших горо­дов (численность населения не выше 100 тыс. чел.), где в годы БССР в рамках общесо­юзного разделения и кооперации труда были сформированы крупные предприятия общесоюзного значения. Эти предприятия являлись градообразующими как в плане занятости, так и в плане развития. За их счет содержалась социальная инфраструктура, которая обеспечивала занятость в городе врачей, педагогов, деятелей искусства и т.п. Удельный вес городов с явно монопсонистическим типом рынка труда (т. е. наличием 1-2 градообразующих предприятий) в общем числе городских поселений Беларуси состав­ляет 34,4%, в то время как служба занятости к числу критических региональных рынков труда относит 8 регионов (или 6,1%).
Наконец, существует еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси – уволенные из состава Вооруженных Сил кад­ровые военные, которым в гражданской жиз­ни необходимо приобретать новые профессии.
Таким образом, структурная безработи­ца достаточно многолика, и поэтому количе­ственно очертить ее параметры можно лишь условно.
Расчет объема структурной безработицы в Беларуси показал, что ее максимальное зна­чение было достигнуто к концу 1996 г. (91% в официальной безработице). Но к 1999-2000 гг. ее уровень снизился до 61-66,2%. Можно заметить, что с 1996 г. в экономике Беларуси произошли некоторые изменения: административно-командные принципы переходного периода начали уступать место рыночным регуляторам, которые формиро­вали структуру занятости населения. Но в дальнейшем наблюдалось менее активное развитие этого процесса. Расщепление структурной безработицы на региональную и отраслевую показало, что наи­более актуальной для Беларуси является структурная отраслевая безработица.
Характеризуя современную структурную безработицу в республике, следует отметить её регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостью переподготовки рабочей силы. В отечественной эконо­мике природа структурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом хозяйственных прежних связей, сокращением объемов про­изводства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, ква­лификацию, форму занятости).
Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, оцен­ку которой большинство специалистов про­водит по размерам вынужденной неполной занятости. В 1996 г. работали в режиме непол­ного рабочего времени и были отправлены в отпуска по инициативе администрации более 20% численности экономически активного населе­ния. В 1999-2000 гг. -7,7-7,1%. И все же эти цифры не полностью отражают размер скрытой безработицы, а лишь ее часть - неполную вынужденную занятость. Вторая часть скрытой безработицы - избы­точная занятость по отношению к объему вы­пускаемой продукции, как результат устарев­ших норм и организации труда. Это неисполь­зуемый внутрипроизводственный резерв рабочей силы. Точно рассчитать ее масштабы на основе имеющейся статистической базы труд­но. Поэтому необходимо начи­нать анализ с микроуровня, расширив круг проводимых специализированных исследова­ний и опросов по данной проблеме.
В Беларуси можно выявить еще один вид безработицы, существенно влияющий на эф­фективность занятости - фрикционную без­работицу. Ее принято идентифицировать по охвату людей, желающих сменить место рабо­ты, но а) либо работающих на прежнем месте из-за отсутствия видимой альтернативы; б) либо прибегнувших за помощью к службе за­нятости и получивших её; в) либо самостоя­тельно ведущих поиск работы, не обращаясь в государственные службы. Статистически этот вид безработицы в республике на сегодняш­ний момент можно оценить по численности безработных, находящихся в данном состоянии менее месяца, либо по обследованию домашних хозяйств. Фрикционная безработица в 1999-2000 гг. составляла 11-12% в официально контролируемой безработице. Понятие «естественного» уровня безработицы, введенное М. Фридменом, означает та­кой ее уровень, при котором отсутствует цик­лическая безработица. Поскольку же для большинства стран этот уровень принимается как сумма фрикционной и структурной безрабо­тицы, то оправданно таким же принять его и для Беларуси.
Представляет интерес расчет фактичес­кого уровня безработицы на официально контролируемом рынке труда в Беларуси. Для этого необходимо к численности безработных, состоящих на учете на начало года, добавить разницу между численностью безработных, признан­ных ими в течение года, и численностью без­работных, трудоустроенных в течение отчет­ного года. По расчетам, фактический уровень открытой безработицы в Беларуси приблизи­тельно втрое выше официального.
Наиболее достоверную оценку фактичес­кого уровня безработицы на совокупном рын­ке труда дают специальные обследования. В 1998-1999 гг. по заказу Комитета по занятости населения при Министер­стве труда Республики Беларусь такие иссле­дования проводились в Брестской области и в Минске. В результате было установлено, что в Брестской области фактический уровень безработицы составил 10% (из них 8,7% незарегистрированной безработицы и 1,3% зареги­стрированной), в Минске - 5,4% (где только 1% зарегистрированной), в Минской обла­сти - 6,2% (1,6% зарегистрированной). Многие экономисты при расчете факти­ческой безработицы в Беларуси учитывают скрытую безработицу. Сле­дует отметить, что промышленно развитые страны испытывают трудности скрытой безработицы. Неполная занятость существует, в основном, как доброволь­ная занятость. По оценкам, ею охва­чено в промышленно развитых странах около 5% наемной рабочей силы. В нашей экономике неполная занятость является вы­нужденной.
Существует мнение, что скрытую безработицу не следует учитывать при расчете уровня фактической безработицы в Беларуси, посколь­ку лица, относимые к ней, не являются безработными, они неэффективно заняты. Это уже проблема не государственной службы занято­сти, а предприятий, содержащих неэффектив­ный труд, и государства, не создающего условий для рационального использования чело­веческого капитала.
Исследование численности безработных в Республике Беларусь с помощью экономи­ко-статистических методов на предмет обна­ружения её зависимости от других экономи­ческих показателей за период 1996-1999 гг. выявило, что существует достаточно сильная связь между ростом числа безработных и сни­жением реальной заработной платы. Парамет­ры безработицы во многом определяются доходами государственного бюджета. Это позволяет пред­положить, что достигнутое снижение безрабо­тицы - не столько результат расширения спро­са на труд, сколько пря­мое государственное финансирования и создание новых рабочих мест. Об этом же сви­детельствует связь числа безработных с чис­лом вакансий: их рост на 1% способствует сни­жению численности безработных на 0,43%. Таким образом, безработица в Беларуси детерминируется во многом монетарными и административными мерами, а не экономичес­кими закономерностями, свойственными ры­ночной экономике. [3, с. 83]
 
2.2. Нерегистрируемая безработица в контексте теневой экономики
В республике не только обострились су­ществовавшие ранее проблемы занятости насе­ления, но и появились новые, связанные с из­менением потребностей предприятий в рабо­чей силе, появлением регистрируемой и нерегистрируемой безработицы, отсутствием надлежащего контроля последней. Переходный, смешанный рынок труда включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная полити­ка занятости сводится к содействию в трудоус­тройстве, профессиональном обучении, переобу­чении и социальной защите зарегистрирован­ных безработных. В то же время выход респуб­лики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая положение в сфере труда с макроэкономическими условия­ми функционирования экономики.
Доля зарегистрированных безработных в тру­доспособном возрасте составляет по Республи­ке Беларусь (по состоянию на конец 2006 г.) 1,2% или 117 тысяч человек. Численность незарегистрированных безработных складывается из чис­ленности их по городу Минску и областям и состав­ляет 516 200 человек, т.е. 9,1% от численности трудоспособного населения в тру­доспособном возрасте. При этом, согласно госу­дарственной статистике, в малом бизнесе и пред­принимательстве в республике занято все­го 5,0% трудоспособного населения в трудоспо­собном возрасте. В то же время, по данным международной статистики, в экономически развитых странах занято малым бизнесом и предпринимательством от 10 до 15% всех рабо­тающих в сфере экономики. Общая доля офи­циально и неофициально занятых в этих сфе­рах в Беларуси близка к международным стан­дартам и составляет 14,1% (5,0% + 9,1%). При этом получается, что сфера самозанятости на­ходится под воздействием государственного ре­гулирования только на ?. Социальная эффек­тивность госрегулирования сферы самозанято­сти в республике составляет, таким образом, 35,5%. В эту сферу еще предстоит ввести ос­тальные 64,5% активных людей, которые пока что «потеряны» для государства.
Для служб статистики и занятости, для Министерства труда и социальной защиты, го­сударства эти люди не выступают работника­ми, хотя, фактически, ими являются. Они заняты в теневой экономике, а их трудовая де­ятельность нигде и никак официально не фик­сируется. Но что же такое теневая экономи­ка? Традиционно под нею понимается функционирование (производство, распределение, пе­рераспределение и др.) теневого капитала в ходе той или иной хозяйственной деятельности.
Теневая экономика - это всякая экономическая активность, не зарегистриро­ванная официально уполномоченными орга­нами. Это такой уклад экономических отно­шений, который складывается в обществе воп­реки законам и формальным правилам хозяй­ственной жизни. Наличие стандартного показателя, по которому экономисты судят о масштабах теневой экономики (доле в ВВП), означает, что множество разнокачественных видов теневой экономической деятельности сводимо к общему для них, единому количе­ственному показателю. Действительно, в этом показателе отражаются такие разные экономи­ческие действия, как теневое производство про­дукции, нецелевое использова­ние бюджетных средств, манипулирование це­нами на продукцию и др. Показатель «доля ВВП» как бы уравнивает разные виды тенево­го экономического поведения, приводит их к единому знаменателю и превращает теневую экономику в компактное целое.
Многие относят к теневой занятости экономическую деятельность, не отраженную в статистических отчетах, не зафиксированную в контрактах. Это может быть экономическая деятельность, сознательно укрываемая от ста­тистических и налоговых органов или не по­падающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, нео­сведомленности и ошибок экономических аген­тов. Экономическая деятельность подобного рода может быть ле­гальной, т.е. не фиксируемой в отчетности и контрактах, не нарушающей законодательных норм или прав других хозяйственных агентов (натуральное производство домашних хозяйств, внутрисемейный подряд и др.). «Полуправо­вой», т.е., в целом, соответствующей законода­тельству, но периодически выходящей за его пределы, а именно: разные способы уклонения от нало­гов, работа без патента и лицензии, принятие на работу без оформления - и другое. Внеправовой, т.е. нерегламентированной действующим законо­дательством: деятельность финансо­вых пирамид, «прихватизация» государствен­ной собственности - и другое. Нелегальной экономической деятельностью, т.е. запрещенной законом. Сюда относятся: наркобизнес, незаконное про­изводство и торговля оружием, контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и др. Возникает вопрос, что представляют со­бой эти люди, выявленные в ходе обследова­ний домохозяйств как незарегистрированные безработные? Каковы возможности их изъя­тия из сферы нерегистрируемой безработицы и включения в сферу регистрируемой занято­сти и самозанятости? [5, с. 91]
 
 
 
2.3. Сравнение характеристик безработных
Возможность регулирования процесса нерегистрируемой безработицы предполагает знания о том, кто эти люди, которые не считают целесообразным обра­щаться в службу занятости. Что они собой представляют, каковы особенности их экономическо­го поведения? Строго говоря, уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, работу и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и возмож­ные выгоды, и ожидаемые издержки в ходе принятия тех или иных решений. Темпы рос­та уровня безработицы отражают не только ра­стущий недостаток эффективных рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски рабо­ты. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей различны в зависимости от таких факто­ров, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессио­нально-должностным группам, источники до­хода, средства существования.
Таблица 1. [5, с. 93]
Структура безработных по полу, возрасту, образованию, %

и т.д.................


Структура безработных
Незарегистрированные
Зарегистрированные
По полу:

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.