На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в стимулировании инвестиций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
Роль  государства в стимулировании инвестиций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Псков 2010 

 

Содержание 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства 5
1.1. Инвестиции, инвестиционная деятельность 5
1.2. Инвестиционная  деятельность как инструмент макроэкономического регулирования 11
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в  РФ 15
2.1. Государственное  регулирование инвестиционной деятельности в РФ 15
2.2. Оценка  инвестиционной ситуации в РФ 25
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ 37
3.1. Проблемы  правового регулирования инвестиционной  деятельностью 37
3.2. Мероприятия по стимулированию инвестиционной деятельности в России 41
Заключение 48
Список  литературы 50
 
 
 

      Введение 

     Инвестиционная  сфера в последние годы всё  более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.
     Инвестиции  играют центральную роль в обеспечении  эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.
     В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.
     Объект  исследования: инвестиционная политика.
     Предмет исследования: проблемы стимулирования инвестиционной деятельности в России.
     Цель  дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
     В рамках поставленной цели выделено ряд  задач:
    Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
    Раскрыть основные принципы стимулирования инвестиционной политики в современной России;
    Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
    Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;
     В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др.
     Источниками для написания работы служили нормативно-правовые акты регулирующие инвестиционную деятельность в РФ, учебные пособия определяющие основные термины  и положения инвестиционной деятельности, научные статьи.
     Структура работы представлена введением,  тремя главами основной части: теоретической, аналитической и практической, заключением и список литературы из 24 наименований. 

 

      Глава 1. Теоретические  основы инвестиционной политики государства 

     1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность 

     Понятие «инвестиции» используется как в  широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень  сложно. В разных разделах экономической  науки, а также применительно к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл, исходя их особенностей сферы и объектов приложения.
     В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.
     Вместе  с тем нередко встречается  позиция, в соответствии с которой  предлагается различать категории  «инвестиций», с одной стороны, и «вложение капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению её представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала – покупка финансовых активов. Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.
     Следует отметить, что развитие рыночных отношений  связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых  входят как различные виды реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами».
     В то же время некоторые реальные инвестиции (вложения в покупку недвижимости, драгоценные металлы, предметы коллекционирования), так же как и часть финансовых инвестиций (спекулятивные финансовые инструменты), не носят производительного характера. Поскольку данные вложения сопряжены с получением дохода как целевой установки инвестора, с позиций экономического субъекта она выступают как инвестиции, хотя на макроэкономическом уровне их реализация означает не прирост, а перераспределение совокупного дохода.
     Развитие  рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:
    связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
    рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
    анализ инвестиций не в статистике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
    включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.
     Рыночный  подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашёл своё отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательстве. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 6 июня 1991 г. – одним из первых законов рыночной направленности – инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
     Аналогичная по смыслу формулировка содержится и  в новом Законе «Об инвестиционной деятельности В Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нём как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
     В целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учётом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).1
     Термину «инвестиционная деятельность»  можно дать широкое и узкое  определение. По широкому определению  инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По узкому определению инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.2
     Движение  инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные  ресурсы – вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств – результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществлённых затрат и получение дохода в результате исследования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.
     С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.
     При вложении капитальных ценностей  в реальный экономический сектор с целью организации производства движение инвестиций на стадии окупаемости затрат осуществляется в виде индивидуального кругооборота производственных фондов, последовательной смены форм стоимости. В ходе этого движения создаётся готовый продукт, воплощающий в себе прирост капитальной стоимости, в результате реализации которого образуется доход.
     Инвестиционная  деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создаёт предпосылки для новых инвестиций. С этой точки зрения любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности. Выступая на поверхности явлений как относительно обособленные сферы, инвестиционная и основная деятельность, тем не менее, представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.
     Движение  инвестиций, в ходе которого они  последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации  инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.
     Анализ  инвестиций должен осуществляться только на основе воспроизводственного подхода, предполагающего их рассмотрение в динамике, а не на основе вычленения и фиксации в качестве объекта исследования отдельных стадий их движения.
     С позиций структурного анализа инвестиции как объект исследования можно рассмотреть в единстве следующих основных элементов: субъектов, объектов и собственно экономических отношений.
     Объектами инвестиционной деятельности являются все виды финансовых инструментов, материально-производственной, интеллектуальной, лицензионной, арендной и любой другой деятельности.
     Субъектами  инвестиционной деятельности являются её прямые и косвенные участники: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестирования, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, фондовые биржи и другие структуры. Все они могут выступать как физические и юридические лица, включая иностранные, а также как государственные и международные организации.
     Инвесторы-субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных или  привлечённых средств в форме  инвестиций и обеспечивающие их целевой использование. В качестве инвестора могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным или муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
     Субъекты  инвестиционной деятельности вправе совмещать  функции двух или нескольких участников. Так, инвесторы, наряду с ролью вкладчиков, могут выступать одновременно в роли заказчиков, кредиторов, покупателей и других участников инвестиционного процесса.
     Заказчиками (инвеститорами) могут быть как сами инвесторы, так и любые другие физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность остальных участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними. Если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим законодательством.
     Пользователями  объектов инвестиционной деятельности могут быть как сами инвесторы, так  и другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых осуществлена инвестиционная деятельность. Если пользователь не является инвестором, взаимоотношения между ними определяются договором об инвестировании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования 

     Государство является одним из участников инвестиционных процессов. Государство выступает и может выступать одним из самых мощных «двигателей» бизнеса, способных оказать ему реальную поддержку на главных направлениях деятельности. Более того, государство не может не стремиться к протекционизму для стимулирования промышленного производства, так как он:
     – способствует более быстрому росту  промышленности, чем сельского хозяйства;
     – обеспечивает рост инвестиций;
     – позволяет диверсифицировать экономику;
     – создает условия для более  высокого роста цен на готовые  изделия, чем на сырье.
     Как правило, правительственные действия оказывают решающее влияние на такие главные для промышленного производства цели, как обеспечение гарантированного сбыта произведенной продукции, пополнение оборотных средств предприятия и привлечение внешних инвестиций. Для этого существуют самые разнообразные программы, действуют конкретные законы.
     Внедрение системы формирования и функционирования регионального (городского) заказа в  любом конкретном регионе России – это один из самых первых и  самых важных элементов системы, регулирующей связи государства и частного сектора. Государственный заказ обеспечивает гарантированный сбыт продукции предприятия, тем самым стимулируя дополнительные инвестиции, с целью расширения производства.
     Кроме того, государство может выступать  гарантом по кредитам предприятиям (не бесплатно разумеется), что позволяет достичь следующих целей:
     - происходит увеличение доходной  части бюджета за счет роста  налоговых и иных обязательных платежей;
     - государство, сохраняя за собой  приоритет за определением стратегических направлений инвестиций и контроля за их использованием, освобождается от непосредственной работы по наращиванию инвестиционного потока и отвлечения на это бюджетных средств;
     - реализуется максимально возможное  число инвестиционных проектов, обладающих государственной ценностью, особенно проектов социальной направленности, не предполагающих большой материальной отдачи;
     - потенциальные инвесторы обеспечиваются  необходимыми государственными поручительствами (гарантиями) в облегченном административном порядке, что приведет к снижению уровня притязаний инвестора относительно рентабельности инвестиций и снижению стоимости привлекаемых финансовых ресурсов;
     - происходит увеличение объемов  производства необходимых товаров  и услуг, а также соответствующий рост числа рабочих мест и смягчение социальной напряженности;
     - обеспечивается стабилизация банковской  системы за счет увеличения  финансовых потоков в регионе,  стране;
     - формируются условия для активного  развития региональных рынков  корпоративных бумаг.
     Государство может стимулировать инвестиции путем снижения налогов, что уменьшает срок окупаемости и, тем самым, делает инвестирование более привлекательным финансовым инструментом.
     Таким образом, государство является активным участником инвестиционного процесса и играет большую роль в стимулировании инвестиций.
     У государств, желающих стимулировать  капиталовложения, есть два пути воздействия. Во-первых, - осуществление соответствующей  макроэкономической политики (валютной, денежно-кредитной или фискальной). В этом случае будет наблюдаться попытка стабилизации развития конъюнктуры и получения надёжных перспектив экономического роста. Кроме того, с помощью политики государственных закупок внутри государства можно гарантировать рынки сбыта некоторым отраслями промышленности.
       Во-вторых, государства имеют возможность  прибегнуть к облегчению финансирования, что осуществляется косвенным  путём. С одной стороны, посредством  стимулирования совокупных сбережений (чаще всего благодаря налоговым  льготам), с другой стороны, направлением совокупных сбережений предприятиям, намеревающимся осуществлять капиталовложения, а также активизацией деятельности банковских систем в условиях возросшей конкуренции. Это можно осуществлять прямо с помощью использования общественных фондов: увеличением средств на самофинансирование, самосокращением налогообложения (амортизационные льготы, снижение уровня налога на прибыль), уменьшением цен на оборудование, прямыми субсидиями на капиталовложения, кредитами на льготных условиях (типа премиальных) и т.д. В зависимости от конкретной ситуации, названные меры носят общий характер для всей совокупности инвестиций или имеют узкое назначение, если предназначены для регионов, отраслей промышленности, предприятия: это одно из положений селективной промышленной политики.
     Создание  благоприятного инвестиционного климата  во многом зависит от действующей  системы приёма капитала. Под системой приёма капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений.
     В странах развитой рыночной экономики  по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закреплённое в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий 39 регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.
     В частности, разработанные МБРР совместно  с МВФ принципы приёма прямых иностранных  инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.
     В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения инвесторов в определённые отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации.
     Таким образом, успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны – необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.  
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 

     2.1 Регулирование инвестиционной  деятельности в  России 

     Государство регулирует свою, в том числе и  инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по уровням управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную деятельность:
     Конституция РФ;
     Кодексы РФ;
     Федеральные законы;
     Постановления Правительства РФ;
     Региональные  законодательные акты;
     Местные законодательные акты.
     Выделим основные законы, призванные регулировать инвестиционную деятельность в РФ.
     В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
     Основным  законом, призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).
     Федеральный закон « Об иностранных инвестициях  в РФ» регулирует отношения, связанные  с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении  ими инвестиций на территории Российской Федерации.
     Одним из методов государственного регулирования  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие финансового лизинга  в РФ. Правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется ГК РФ ФЗ РФ «О лизинге» 1998 г.
     Важнейшей составной частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.
     В России основными источниками правового  регулирования инвестиционной деятельности в сфере обращения ценных бумаг являются: ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ( в редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).
     Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) направлен на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России, привлечение в российскую экономику средств, прежде всего внутренних инвесторов – граждан страны.
     Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
     Статьёй 13 ФЗ № 39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путём проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счётная палата Российской Федерации.
     Все инвестированные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных объектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
     В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:
    регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
    прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
     Косвенное регулирование включает разнообразные  методы и рычаги воздействия, стимулирующие  развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную  политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является приятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путём:
    совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
    установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
    защиты интересов инвесторов;
    предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
    расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
    создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
    принятия антимонопольных мер;
    расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
    развития финансового лизинга в Российской Федерации;
    проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
    создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
     Прямое  участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
     Конкретными формами такого участия являются:
    разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых ха счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
    формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
    предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
    размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
    закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определённый срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
    проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством российской федерации;
    защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоёмких, энергоёмких и наукоёмких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
    разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
    выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
    вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
     Меры  государственной инвестиционной политики в период начального периода рыночного  реформирования были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономике России, бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг.. «Структурная перестройка и экономический рост».
     Основные  направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:
    проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлечённых средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
    переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
    усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
    сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
    использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
    стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.
     В соответствии с принятым курсом экономических  реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счёт снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.
     Между тем, на базе рыночных методов регулирования  не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жёсткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики, хотя и облегчили в определённой мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.
     Не  были созданы макроэкономические предпосылки  для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного и иностранного частного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путём расширяющей эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и повышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряжённости в бюджетно-налоговой сфере в условиях жёсткой фискальной политики и деформации платёжной системы.
     В поисках выхода из создавшейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжённости и неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.
     Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свёрнуто, между  тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объёме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ от государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.
       С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998 г. Был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нём предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счёт объединения «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной к инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.
     Были  определены приоритеты программ развития, через которые должна реализовываться  государственная структурная и  производственная политика:
    наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной активностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
    поддержка наукоёмких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки продукции, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
    производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;
    сохранение и увеличение занятости населения.
     Однако  реализация данных подходов осложнялась  сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
     Так продолжалось сокращение государственных  инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили государственной поддержки инвестиционные программы конверсии оборотной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста.
     Аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Реализация намерений реструктурирования научно-технической сферы с целью приведения её в соответствии с реальным экономическим базисом, платёжеспособным спросом на научно-техническую продукцию на практике означала резкое сокращение доли государственных ассигнований на развитие инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.
     Новые программные правительственные  документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., в основе которого была положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Фонда «Центр стратегических разработок»), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.
     Важнейшими  направлениями государственной инвестиционной политики на современном этапе являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов. 

 

      2.2 Оценка инвестиционной  ситуации в РФ 

     Основными показателями, характеризующими состояние  инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».
     В российской экономике тенденция  опережающего роста инвестиций в  основной капитал по сравнению с  динамикой ВВП фиксировалось  с 2002 г. В 2008 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2008 г. составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1%
     Характерным для 2009 г. явился опережающий рост строительства производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2008 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2008 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.
     Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.). 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.1.
     Структура инвестиций в основной капитал по видам  основных фондов в 2007-2008 гг., % к итогу 3
Показатели 2007 2008 В том числе
Январь-сентябрь Октябрь-ноябрь
Инвестиции  в основной капитал - всего 100 100 100 100
В том числе по видам основных фондов жилища 7,5 7,5 7,6 7,3
Здания  и сооружения 50,1 52,4 51,3 54,2
Машины  и оборудования, транспортные средства 34,8 33,0 33,6 32,0
Прочие 7,6 7,1 7,5 6,5
 
     Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2008 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2007 г.
     С замедлением темпов роста экономики  наблюдается изменение роли бюджетных  средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).
     В январе-сентябре 2008 г. за счёт бюджетных  средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета – 10,0%. В октябре-декабре 2008 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В 4 квартале 2008 г. за счёт средств федерального бюджета профинансировано 295,5 млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб за первые 9 месяцев того же года.
     Таблица 2.2
     Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Показатели 2007 2008 В том числе
Январь-сентябрь Октябрь-ноябрь
Инвестиции  в основной капитал - всего 100 100 100 100
В том  числе по источникам инвестирования        
Собственные средства из них 40,4 40,0 42,8 35,8
Прибыль 19,4 18,6 20,1 16,1
Привлечённые  средства из них 59,6 60,0 57,2 64,7
Кредиты банков 10,4 11,1 11,0 11,0
В том  числе иностранных банков 1,7 2,4 1,7 3,7
Заёмные средства других организаций 7,1 6,5 6,8 6,1
Бюджетные средства 21,5 21,0 16,8 28,1
Федерального  бюджета 8,3 8,1 5,5 12,6
Бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов 11,7 10,4 10,0 13,7
Прочие 20,1 21,1 22,3 19,1
Из них средства, полученные на долевое участие в строительстве 3,7 3,3 3,5 2,9
В том  числе средства населения 1,5 1,5 1,7 1,0
Из  общего объёма инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа 4,3 4,6 5,2 3,7
 
     В 2008 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта.
     По  итогам 2008 г. введён 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и  на 70 объектах осуществлён частичный  ввод мощностей.
     В течение 2008 г. в Перечень строек и  объектов были внесены изменения, в результате которых общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд.руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд.руб. Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 85,2 млрд.руб., или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходилось на программную часть ФАИП.
     В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд.руб., по объектам внепрограммной части – 130,7 млрд.руб. Объём средств, предусмотренных  на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный  заказ, составляет 112,9 млрд.руб.
     Согласно  отчётным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный  оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных  вложений составило 286,4 млрд.руб., в  том числе за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования – 49,7 млрд.руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд.руб государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объёма профинансированных средств за счёт всех источников финансирования.
     Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего – социального комплекса (57,1%) (табл.2.3). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в 4 квартале 2008 г. в Перечень строек и объектов.
     Таблица 2.3.
     Объекты, предусмотренные  адресной инвестиционной программой на 2008 г.
Показатели  Количество объектов Введено в действие в январе-июле 2009 г. Лимит государственных капитальных вложений, млрд.руб. Профинансировано из федерального бюджета, млрд.руб. Использовано  инвестиций за счёт всех источников финансирования
Всего 2801 371 448,9 286,4 285,9
В том  числе          
Транспортный комплекс 418 36 152,9 131,4 123,7
Агропромышленный 462 75 13,3 8,1 8,7
Специальный комплекс 210 12 92,7 50,0 38,4
Социальный  комплекс 1611 236 179,9 89,5 107,0
Другие  объекты 100 12 10,1 7,4 8,0
 
     В территориальном разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств  на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных  округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего (табл.2.4.). 

 

      Таблица 2.4.
     Лимит государственных  инвестиций и их фактическое  использование за счёт всех источников финансирования по федеральным  округам

и т.д.................


Федеральный округ Лимит государственных  инвестиций, выделенных из федерального бюджета на 2008 г., млрд.руб. Фактически  использовано за счёт средств всех источников финансирования
Млрд.руб. % от лимита на  год
РФ, всего: 391,5 285,9 63,7
Центральный 151,6 76,8 47,3
Северо-Западный 82,5 83,4 76,1
Южный 52,9 51,8 84,0
Приволжский 20,6 17,5 81,4
Уральский 20,1 11,6 53,7
Сибирский 23,1

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.