На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отчетность по сегментам и методы ее составления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ОАНО ВПО «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа по дисциплине
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
 
на тему «Отчетность по сегментам и методы ее составления»
 
 
 
Выполнила студентка группы
         группы  ЭБЗ - 212
                   Палагиной  Марины Сергеевны
                                                              Научный руководитель
                                                                        К.э.н., доцент Уртёнкова И.В.
 
 
 
 
Тольятти 2011 г.

 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………  …….........3
    Теоретические аспекты выделения и предоставления информации по отчетным сегментам………………………………………………………….5
      Нормативное регулирование сегментной отчетности………...… …………5
      Порядок выделения информации по сегментам… ………….……………...9
      Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по  нему………….12
    Правила, порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации…………………………………..17
      Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчетности…17
      Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей………………………………………………………………...20
      Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности организации……………………………………………………..……………26
Практическая  часть. Решение задачи (вариант 2)…………………...…………32
Заключение………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………...…….45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть  чего-либо. Сегментарную отчетность можно  определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.
Порядок ее составления для внешних пользователей установлен новым ПБУ 12/2010, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах. Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности предоставлено самим предприятиям.
В Законе РФ О бухгалтерском учете отмечена лишь конфиденциальность содержащейся в ней информации: содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Это связано с тем, что в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной для внешних пользователей (а поэтому являющейся открытой), сегментарная отчетность формируется для внутренних пользователей (управляющих всех уровней) и должна быть закрытой.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники  и собственниками имущества предприятия.
Таким образом, тема этой курсовой работы на данный момент времени чрезвычайно актуальна, так как решение проблем составления  внутренней сегментарной отчетности предоставлено  самим предприятиям.
Цель курсовой работы рассмотреть  на теоретическом материале значение, методы составления и возможности применения отчетности по сегментам.
Для достижения поставленной цели в  работе были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть теоретические аспекты выделения и предоставления информации по отчетным сегментам;
    изучить правила, порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Теоретические аспекты выделения и предоставления информации по отчетным сегментам
 
      Нормативное регулирование сегментной отчетности
 
ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 8 ноября 2010г. N 143н и введено в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011г. В Положении показаны сфера применения Положения, порядок выделения сегментов и оценка показателей, определение отчетных сегментов и раскрытие информации по этим сегментам.
Положение применяется при  составлении бухгалтерской отчетности коммерческими организациями, за исключением  кредитных, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, должны раскрывать в пояснениях к  бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с  ПБУ 12/2010 [5]. Данное Положение не применяется также при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организацией, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.
Применение ПБУ 12/2010 должно обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность рискам и способность к получению прибыли.
В отличие от прежней версии Положения (ПБУ 12/2000) цели и задачи представления  информации по сегментам стали более  конкретными.
Раскрытие информации по сегментам  согласно ПБУ 12/2010 должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской  отчетности организации информацией, позволяющей оценить [30]:
    отраслевую специфику деятельности организации (достигается путем выделения сегментов и раскрытия информации о наименовании вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг по каждому отчетному сегменту);
    хозяйственную структуру организации (достигается путем выделения сегментов);
    распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности (достигается путем раскрытия совокупности показателей по каждому отчетному сегменту).
ПБУ 12/2010 не дает определения информации по сегменту, информации по отчетному сегменту, выручки сегмента, расходов сегмента, результата сегмента, активов и обязательств сегмента, но требует объяснения, как осуществлялась оценка прибыли или убытка сегмента, активов и обязательств сегмента по каждому отчетному сегменту. 
Организация должна самостоятельно определить сегменты, которые будут включены в бухгалтерскую  отчетность. При этом сегмент считается  отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи  покупателям (заказчикам) и выполняется одно из следующих условий, перечисленных в таблице 1[25, c. 241].
Таблица 1 – Условия, при которых выделенный сегмент признается отчетным.
Экономический показатель
Условие
1
Выручка от продажи покупателям (заказчикам) и от операций с другими сегментами данной организации
Не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов
2
Финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или  убыток)
Не менее 10%суммарной прибыли или  суммарного убытка всех сегментов (в  зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении)
3
Активы сегмента
Не менее 10% суммарных активов всех сегментов
4
На отчетные сегменты, выделенные при  подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходится не менее 75% выручки организации от продаж покупателям (заказчикам)

 
Основным новшеством для  российского учета и отчетности является привнесение значительного  массива управленческой информации в состав пояснений к бухгалтерской  отчетности. Эта информация зачастую может быть более полезна заинтересованным пользователям при принятии ими  каких-либо решений относительно сотрудничества с отчитывающейся организацией. Требования к раскрытию информации по сегментам  ПБУ 12/2010 максимально приближены к  требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные  сегменты»3.
 
МСФО 8 «Операционные  сегменты»
МСФО 8 посвящен исключительно вопросам раскрытия информации — о признании и оценке элементов отчетности речь в нем не идет.
МСФО 8 регламентирует представление компанией информации об операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
МСФО 8 требует от компании представления  финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.
Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям [7].
Операционные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения, при принятии решений о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности [7].
В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.
МСФО 8 не содержит определения выручки сегмента, расходов сегмента, результата сегмента, активов и обязательств сегмент, но требует объяснения, как осуществлялась оценка прибыли или убытка сегмента, активов и обязательств сегмента по каждому отчетному сегменту. 
МСФО 8 требует от компании указывать  в отчетности показатели прибыли  или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также  от компании требуется указывать  в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно  предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения [31].  
Стандарт требует сверки показателей  совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с  соответствующими показателями в финансовой отчетности компании.
МСФО требует от компании представления  информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции  или услуг), о странах, в которых  она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта  информация руководством в принятии операционных решений.
Однако МСФО 8 не требует от компании представления информации, которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.
МСФО 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды [31].
 
      Порядок выделения информации по сегментам
 
Перечень  сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается  организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Перечень  отчетных сегментов в сводной  бухгалтерской отчетности устанавливает  организация, на которую возложено  составление сводной бухгалтерской  отчетности.
При выделении  информации по отчетным сегментам принимаются  во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и  выражение их.
Процесс формирования информации по сегментам  состоит из двух этапов [30]:
      выделение сегментов;
      определение отчетных сегментов, удовлетворяющих установленным ПБУ 12/2010 критериям.
При раскрытии информации по сегментам  организации руководствуются общими требованиями к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций, установленными ПБУ 4/99, но с учетом специальных требований, закрепленных в ПБУ 12/2010.
 Выделение сегментов является  первоочередной задачей организации.  ПБУ 12/2010 не ограничивает организации  какими-либо определенными критериями  при выделении сегментов, позволяющими  конкретно очертить те или иные области деятельности организации. В отличие от редакции ПБУ 12/2000 основным принципом выделения сегментов по ПБУ 12/2010 является одновременное выполнение следующих условий [5]:
    обособленная деятельность способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы;
    результаты обособленной деятельности систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
    по этой обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Таким образом, чтобы сформировать бухгалтерскую  отчетность, бухгалтерской службе потребуется  помощь высшего управленческого  звена организации для выделения  сегментов и определения ключевых показателей, которые систематически анализируются уполномоченными  лицами.
В ПБУ 12/2010 приведено несколько примеров основы выделения сегментов, которые можно  сгруппировать следующим образом [30]:
    вид деятельности (отрасль, виды продукции, специфические требования, предъявляемые к деятельности со стороны контролирующих органов);
    географический регион деятельности (производственные площадки, концентрация активов, рынков сбыта);
    организационно-функциональная структура организации;
    покупательский сегмент;
    способ организации бизнес-процесса (производства, сбыта продукции, контроль деятельности со стороны менеджмента);
    экономические факторы (рентабельность, трудоемкость, фондоемкость, ресурсоемкость и пр.);
    риски бизнеса;
    обособленность информации о деятельности организации, представляемой высшему руководству организации.
Однако  самым главным критерием выделения  сегментов является практическое значение обособления информации о части  деятельности для целей управления организацией.
При выделении  информации несколько сегментов  могут быть определены как единый сегмент, при условии сходства следующих  характеристик объединяемых сегментов [5]:
    характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
    процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
    способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
    правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения).
В ПБУ 12/2010 по сравнению с ПБУ 12/2000 сохранились  требования пороговых числовых значений выручки, финансового результата или  активов при определении отчетных сегментов [5]:
    выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
    финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
    активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов  выручки организации.
В случае если сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.
Если  сегмент впервые стал удовлетворять  условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды, за исключением случаев, когда необходимая  информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности [5].
Указано также, что количество отчетных сегментов  не должно превышать 10 единиц, если только организация не представит обоснование  невозможности агрегирования их количества.
Информацию  о других видах хозяйственной  деятельности и сегментах, которые  не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут  сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию  «все прочие сегменты» [31].
 
      Выделение отчетного сегмента и раскрытие информации по нему
 
Исходя  из способов и целей управления организации  не только выделяются сегменты, но и  проводится оценка совокупности показателей, раскрываемых по каждому отчетному  сегменту. В ПБУ 12/2000 отсутствовало требование оценки показателей по данным управленческого учета. Согласно п. 18 ПБУ 12/2010 по каждому отчетному сегменту приводятся показатели в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета). Список таких показателей приведен в таблице 2 [30].
Таблица 2 – Показатели ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010, раскрываемые по каждому отчетному сегменту.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности необходимо отразить следующую информацию по отчетным сегментам [27]:
      общую информацию, а именно: описание основы выделения отчетных сегментов, случаи их объединения, наименование вида или группы продукции (товаров, работ, услуг), от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов;
      показатели отчетных сегментов;
      способы оценки показателей отчетных сегментов;
      сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках.
По каждому  отчетному сегменту раскрываются такие  показатели, как финансовый результат  за отчетный период, общая величина активов на отчетную дату, общая  величина обязательств на отчетную дату (если эти данные предоставляются  полномочным лицам организации).
В случае систематического предоставления полномочным  лицам информации по сегментам организация  раскрывает по ним дополнительные показатели [5]:
    выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации;
    подразумеваемую выручку от операций с другими сегментами;
    проценты (дивиденды) к получению;
    проценты к уплате;
    величину амортизационных отчислений;
    иные существенные доходы и расходы;
    налог на прибыль;
    величину внеоборотных активов.
Кроме того, организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины существенных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации (по выручке, по прибыли, по активам и обязательствам и т.д.).
К тому же в пояснениях к бухгалтерской  отчетности необходимо раскрыть информацию по каждому географическому региону  деятельности. То есть нужно отразить величину выручки от продаж покупателям организации и стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе отдельно показать данную информацию по деятельности в России и за рубежом.
Информация  о покупателях, выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов  общей выручки, также раскрывается в отчетности. Это [27]:
      наименование покупателя;
      сумма выручки от продаж такому покупателю;
      наименование отчетного сегмента, к которму относится данная выручка.
Как правило, в большинстве организаций, выступающих  эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, методы и способы управленческого  учета соответствуют методам  и способам, применяемым для формирования отчетности по МСФО. В то же время организации вправе установить любые другие способы и методы управленческого учета, продиктованные требованиями высшего управленческого персонала. В связи с этим различия в оценке показателей, раскрываемых по каждому отчетному сегменту, могут быть достаточно существенными по сравнению с оценкой показателей, представленных в бухгалтерской отчетности в целом по организации за один и тот же отчетный период.
В отличие  от ПБУ 12/2000 в действующей редакции ПБУ 12/2010 особое внимание уделено требованиям  к раскрытию [30]:
    результатов сопоставления совокупных показателей отчетных сегментов (по данным управленческого учета) с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации (п. 28);
    способов и методов управленческого учета (п. 27), в частности: порядка распределения показателей между отчетными сегментами, порядка учета операций между отчетными сегментами, способов оценки показателей и характера их изменений (управленческий учет) по сравнению с прошлыми периодами, характера расхождений между оценками прибылей и убытков, активов и обязательств.
Такая информация позволит заинтересованным пользователям  максимально полно, насколько это  будет возможно сделать посредством  анализа отчетности, оценить политику управления организацией и используемую высшим руководством информацию для  целей принятия управленческих решений, что до введения ПБУ 12/2010 было весьма затруднительно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Правила, порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации
 
      Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчетности
 
В результате обработки информации управленческого  учёта составляются внутренние (сегментарные) отчёты, которые создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации  предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью  составления отчётности является обеспечение  необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.
Зарубежные  источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчётности. На их базе можно сделать некоторые  выводы [22, с. 117]:
    Внутренний отчёт должен быть адресным и конкретным. Он не принесёт желаемых результатов, если:
    информация собирается главным образом для учёта объёма продаж или определения затрат и не связана с информационными запросами конкретных управляющих, возглавляющих центры доходов или центры затрат;
    будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;
    будет содержать расплывчатую информацию по общим вопросам. Эффективный управленческий контроль предполагает наличие конкретной отчётной информации.
    Для принятия управленческих решений полезна оперативная информация. Нельзя допустить, чтобы созданные бухгалтером-аналитиком отчёты легли на полку. Следовательно, отчёт должен быть интересен менеджеру.
При составлении  внутренних отчётов следует учитывать  психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму  представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль  работы и т.д.
    Не стоит слишком углубляться в прошлое, полезнее искать информацию, использование которой позволит улучшить дальнейшую работу центра ответственности.
    Не следует слишком часто менять форматы сегментарных отчётов.
    Не следует перегружать отчётность расчётами. Управляющему нужен минимальный объём данных, но эти данные должны быть систематизированы так, чтобы на основе содержащейся в них информации руководитель смог принимать оптимальные управленческие решения и осуществлять конкретные действия.
Важно обдумать мероприятия и решения, которые вытекают из анализа уже приведенных в сегментарной отчётности данных. Раздел, касающийся плановых или прогнозных величин, рекомендуется заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру.
    Отчёты должны охватывать главное: то, что приближает всех работников к выполнению плана. Отчёт, содержащий информацию, не нужную менеджеру, снижает качество управленческого контроля.
    Не всё поддаётся записи. Кроме составления письменных отчётов управленческий контроль предполагает проведение бесед бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней.
Периодичность составления внутренней отчётности, её точность, подробность и сроки  представления индивидуальны для  каждого предприятия, зависят от объекта и целей управления. При  решении всех этих вопросов администрация  предприятия руководствуется принципом  экономичности, в соответствии с  которым затраты на подготовку сегментарной отчётности не должны превышать экономический эффект от её использования.
К формам отчётности разных подразделений предъявляются  различные требования, в зависимости  от того, к какому виду центров ответственности  эти подразделения относятся.
В основе составления отчётов по центрам  затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия [15, с. 94]:
    детальность отчётов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;
    отчёты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчётов нижестоящим менеджерам.
Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его суть состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять подробности отчётов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема.
Любая сегментарная отчётность  должна содержать информацию об отклонениях фактических показателях  от плановых, что позволяет реализовать  на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям  способствует [15, c. 150]:
    оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин возникновения убытков по каждому подразделению или продукту. Ими могут быть условия производства, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности и т.п.;
    установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения. Сюда же относится и анализ отклонений, возникающих по отдельным структурным подразделениям, хотя они могут рассчитываться и по предприятию в целом, и по отдельным видам продуктов.
 
      Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей
 
Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентируется ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».
В числе  международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО 8 «Операционные сегменты», которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой.
Сегментарная  отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО 8, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, различных географических районов, в которых она работает и крупных клиентов, с тем, чтобы помочь пользователям финансовых отчетов [5]:
      Подробнее ознакомиться с хозяйственной структурой компании;
      Точнее оценить отраслевую специфику деятельности компании;
      Принимать более обоснованные решения относительно распределения финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
Многие  современные западные компании производят группы товаров (или услуг) или работают в географических регионах с разными  нормами рентабельности, возможности  развития, перспективами на будущее  и рисками. В этом случае сегментарная отчётность помогает разобраться в  эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из её совокупных данных. Таким образом, сегментарная отчётность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.
Проблемы, отмеченные выше, постепенно становятся актуальными и для отечественного учёта. В российской экономике уже  существует предприятия, имеющие сеть филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, осваивающих  различные рынки сбыта. Такие  предприятия могут быть разбиты  на отдельные сегменты, вклад которых  в формирование конечного финансового  результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость  в анализе доходов и расходов каждого сегмента. Решение этой задачи – прерогатива системы бухгалтерского управленческого учёта.
ПБУ 12/2010 прежде всего дает рекомендации по «распознаванию» сегментов, формулирует правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под отчетным сегментом для целей составления внешней отчётности, согласно МСФО 8, понимается «операционный сегмент деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям» [7].
А под операционным сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, холдинг, союз.
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние  продажи, а также реализуют продукцию (работу, услуги) между собой с  использованием трансфертных цен.
С точки  зрения бухгалтерского управленческого  учёта сегменты, о которых идёт речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определён финансовый результат деятельности.
Доходы (выручка) сегмента складываются из таких  двух составляющих, как:
- доходы, которые непосредственно могут  быть отнесены на сегмент
- часть  общей выручки организации, которая  обоснованно может быть отнесена  на данный сегмент. Для её  определения на практике применяются  косвенные методы расчётов.
Если  сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной  оценки их доходов используются не трансфертные, а внешние цены.
Не являются доходами сегмента:
- проценты  и дивиденды, доходы от продажи  финансовых вложений, кроме случаев,  когда такие доходы являются  предметом деятельности сегмента;
- чрезвычайные  доходы (поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных  обстоятельств хозяйствования - стихийного  бедствия, пожара ит.д.);
Аналогичный подход предполагается и к учёту  расходов сегментов. Как и доходы, они состоят из двух слагаемых:
- расходов, которые непосредственно могут  быть отнесены на сегмент;
- части  общих расходов организации, которая  обоснованно может быть отнесена  на данный сегмент. Эта составляющая  в отличие от первой рассчитывается  косвенными методами.
Не относятся  к расходам сегмента:
- расходы  по финансовым вложениям, если  эти финансовые вложения не  являются предметом деятельности  сегмента;
- налог  на прибыль;
- чрезвычайные  расходы (потери от стихийных  бедствий, забастовок, терактов и  иных событий).
Финансовый  результат деятельности сегмента (прибыль  или убыток) определяется как разность между полученными им доходами и  понесенными при этом расходами.
С сегментом  идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определённых товаров, выполнения работ, оказания услуг  или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности организации. Большинство активов  можно легко идентифицировать с  конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская  задолженность принадлежат сегменту, выпускающему данную продукцию (работу, услугу).
Если  активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то они распределяются между структурными подразделениями  с использованием косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, должен быть зафиксирован в учётной  политике организации и последовательно  применяться от одного отчётного  периода к другому.
Вместе  с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, организационные  расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью  конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между  сегментами и относятся на деятельность компании в целом.
Внешняя задолженность, которая возникла у  сегмента в связи с производством  и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается ПБУ 12/2010 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отожествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлечённым в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределёнными.
Следующая задача состоит в решении вопроса  о том, какие из выбранных сегментов должны стать отчётными. В Положении определены правила выбора отчётных сегментов, т.е. тех структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной отчётности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.
В соответствии с ПБУ 12/2010 такой выбор осуществляется организацией самостоятельно, с учётом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется с принципами бухгалтерского управленческого учёта).
Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положением для этого сформулированы необходимые и достаточные условия. По существу речь идёт о выполнении трёх шагов:
В шаге 1 проверяется выполнение определённых условий. Положением определено, что в один операционный сегмент может быть включено несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующими факторами [5]:
    назначением продукции (товаров, работ, услуг);
    процессом производства продукции, закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
    общими потребителями или едиными методами реализации продукции (работ, услуг);
    правовыми условиями деятельности.
Если  у объекта исследования нет ни одного из вышеперечисленных признаков, начинается поиск иного сегмента. Если же хотя бы один из признаков существует, то группа товаров, работ, услуг может рассматриваться как сегмент.
Шаг 2 связан с проверкой выполнения достаточных условий. Согласно ПБУ 12/2010 сегмент должен рассматриваться как отчётный, если [7]:
    выручка от продажи покупателям организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;
    прибыль (или убыток) от деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;
    активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Если  ни одно из условий не выполняется, то происходит укрупнение сегмента. Если же хотя бы одно из условий присутствует, то сегмент следует рассматривать  как отчётный.
Шаг 3 является последним в процессе формирования отчётных сегментов. Он связан с определением доли их совокупной выручки в общей  выручке организации. Если эта доля составляет меньше 75 %, то сегменты считаются  отчётными, если - 75 %, то должны быть выделены дополнительные отчётные сегменты [7].
После выделения  отчётных сегментов необходимо раскрыть следующие показатели по ним [5]:
    финансовый результат;
    общая балансовая величина активов на отчётную дату;
    общая величина обязательств на отчётную дату (если такие данные предоставляются полномочным лицам организации).
Кроме того, существуют дополнительные показатели по каждому отчетному сегменту, в  случае предоставления этой информации полномочным лицам на систематической  основе [5]:
      выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
      подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
      проценты (дивиденды) к получению;
      проценты к уплате;
      величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
      иные существенные доходы и расходы;
      налог на прибыль организации.
Сегментарная  отчётность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими  сводную отчётность. Подобно тому, как результаты финансового учёта  обобщаются во внешней финансовой отчётности, заключительным этапом управленческого  учёта является формирование внутренней отчётности.
 
      Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности организации
 
Цель создания системы сегментарного  учета и отчетности в организации — это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.
При создании системы сегментарного  учета и отчетности необходимо иметь  в виду, что [15, c. 132]:
    затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;
    система должна обеспечивать конфиденциальность информации;
    система должна быть автоматизирована и универсальна.
Постановка системы сегментарного  учета предполагает прохождение предприятием следующих этапов.
I. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.
По центрам ответственности (одновременно являющимися и местами возникновения  затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Для примера, использую сеть аптек, где ответственность за результаты деятельности центров ответственности возлагается на директоров аптек, пунктов и аптечного склада. Работа сформированных центров ответственности контролируется административными службами (отделами) предприятия.
Специалисты и директора отделов  на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы, выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.
Заседание совета директоров может  проводиться в двух вариантах:
- открытое совещание директоров отделов в полном составе;
- собрание директоров некоторых отделов.
При частных вопросах, касающихся, например, кадровых изменений руководящего состава в аптеке, генеральный  директор для решения вопроса может ограничиться мнением директоров отдела кадров и отдела аптечной сети.
С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы этого центра ответственности можно возложить на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.
II. Кодировка статей затрат центров ответственности. Организация системы сегментарного учета предполагает специальную кодировку затратных и доходных статей центров ответственности для их детального отражения в системе управленческого учета и для последующего составления сегментарной отчетности.
Для примера использую организацию учета затрат обращения.
Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов бизнеса  необходимо провести [28]:
      классификацию их расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как обычно, будем относить затраты, размер которых находится в прямой зависимости от объема продаж аптеки и аптечного пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых не зависит от изменения объема продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;
      разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые — затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.
В соответствии с вышеизложенным целесообразно  внести следующие коррективы в рабочий  план счетов организации. Каждой статье затрат необходимо присвоить два дополнительных признака [15, c.66]:
    Первый признак: 1 — переменные затраты, 2 — постоянные затраты, 3 — условно-постоянные затраты.
    Второй признак: 4 — регулируемые затраты, 5 — нерегулируемые затраты.
Это не усложнит существенно работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-аналитика, занимающегося сегментарным учетом, всей необходимой для него информацией.
Режим работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные  документы и формирующей информацию об издержках обращения, с внедрением системы сегментарного учета существенно не изменится. Сохранится ранее действовавший порядок кодировки статей затрат в бухгалтерском учете. Признаки статей затрат формируются бухгалтером-аналитиком при постановке системы сегментарного учета.
В сегментарном учете информация распределяется согласно признакам классификации затрат в автоматическом режиме.
Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны только бухгалтеру-аналитику.
Таким образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся сегментарным учетом, работая на персональном компьютере, имеет доступ ко всей бухгалтерской информации. Для посторонних пользователей в систему управленческого сегментарного учета он закрыт. Возможности получения сотрудниками бухгалтерской информации варьируются в зависимости от их должностных обязанностей.
Существует два пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности [18, c. 348].
Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время они представляются ежедекадно). В отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в любом случае должны формироваться ежедневно.
По товарным отчетам проблема состоит  в более частом их формировании и  занесении в бухгалтерскую систему. Однако при формировании трехдневного отчета обрабатывать и проверять в бухгалтерии документов придется в 3 раза меньше, чем за десять дней. На складе формировать товарные отчеты можно ежедневно. Следовательно, при сдаче товарных отчетов 2 раза в неделю (в четверг — за понедельник, вторник и среду и в понедельник — за оставшиеся дни недели) в бухгалтерии не будут накапливаться непроверенные документы. При применении такого варианта, документооборота в системе управленческого учета информация за первые три дня недели появляется уже в пятницу утром, что вполне оперативно.
Второй возможный путь решения проблемы — глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.
III. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого учета появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины.
Одна из основных задач сегментарной отчетности — предоставление отчетов  об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном  выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность  их оперативного устранения.
Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие откло
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.