На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет денежных средств в кассе и на счетах в банке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Бобруйский филиал
 
 
 
 
Кафедра маркетинга и учетно-финансовых дисциплин
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 
 
по дисциплине: Бухгалтерский учет в промышленности
на тему: Учет денежных средств в кассе и на счетах в банке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студентка
5 курса,БУЗ-071                                                                                    И.Н. Гордей
 
 
 
 
Руководитель                                                                                    А.Е.Панфилов
 
 
 
 
Бобруйск 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая  работа: 42с.,  1 табл., 15 источников, 4 прил.
   Объектом изучения является денежные средства в кассе и на счетах в банке, Бобруйского филиала Автобусный парк №2 ОАО «Могилевоблавтотранс»
   Предмет - исследовать теоретические основы и действующую практику учета денежных средств в кассе.
    В процессе работы рассматривается ведение учета кассовых и расчетных операций.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса.
 
 
 
(подпись студента)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………….……..4
1Учет денежных средств в кассе
1.1Общие положения и задачи учета денежных средств…………………6 1.2Нормотивно-правовое регулирование кассовых операций в Республике Беларусь……………………………………………………………………………7
1.3Документация и учет движения денежных средств в кассе……....………...9
1.4Инвентаризация кассовой наличности……………………………………...11
2Учет денежных средств на счетах в банке
2.1Порядок открытия, переоформления и закрытия счетов в банках………..15
2.2Документация и учет движения денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках …………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение А.Образцы журнала регистрации приходных и расходных ордеров …………………………………………………………………………..33
Приложение Б.Акт инвентаризации наличных денежных средств…………..37
Приложение В.Приходный и расходный кассовый ордер……………………38
Приложение Г.Платежное поручение. Платежное требование………………40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Актуальность темы обоснована тем, что в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
Бухгалтерский учет на предприятии регулируется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. № 3321-XII, в редакции Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 № 278-З, от 29.12.06 № 188-3.
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Денежные средства представляют собой самые ликвидные активы. Наличие денежных средств позволяет своевременно выполнить свои обязательства перед кредиторами, бюджетом, персоналом.
  Для хранения, приема и выдачи денежных средств каждое предприятие имеет кассу. Понятие кассы включает в себя наличные деньги, имеющиеся у предприятия, а также специально оборудованное помещение для приема, хранения и выдачи денег и других средств, хранящихся в кассе.
Грамотное и своевременное управление и организация учета денежных средств в кассе заключается в обеспечении сохранности денежных средств и контроля за использованием их по целевому назначению в соответствии с нормативно-законодательными актами; полном и своевременном документировании всех операций по движению наличных денежных средств; соблюдении расчетной и финансовой дисциплины; своевременном и достоверном ведении аналитического учета; полном и своевременном проведении ревизии денежных средств и их эквивалентов в кассе. Этим определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - исследовать теоретические основы и действующую практику учета денежных средств в кассе. В соответствии со сформулированной целью определены следующие задачи исследования:
-изучить характеристику и задачи учета денежных средств;определить порядок оформления операций по движению денежных средств в кассе предприятия; сделать выводы.
  Объектом исследования является денежные средства в кассовых и расчетных операций на ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2.Основной вид деятельности предприятия – перевозка пассажиров. Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, разрабатывающих проблемы улучшения бухгалтерского учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ
 
 
1.1Общие положения и задачи учета денежных средств
 
 
В процессе своей хозяйственной деятельности организации ведут расчеты  с поставщиками, кредитными учреждениями, с налоговыми органами, с работниками и другими организациями и физическими лицами. Денежные средства организации – это средства, находящиеся в кассе, на расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах в учреждениях банков, в  выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
Денежные средства предприятий могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банках на расчетных, валютных и специальных счетах.
Банками являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц, ИП, граждан путем совершенствования  операций, оказания услуг. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и  могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках.
Для учета всех видов денежных средств в плане счетов бухгалтерского учета выделен специальный раздел по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:             
-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
-оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
-контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению:
-контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
-контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
-своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
 
 
 
1.2Нормативное правовое регулирование кассовых операций в Республике Беларусь.
 
 
С 1 июля 2011 года основным нормативным документом, определяющим порядок ведения кассовых операций является Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ от 29.03.2011 №107.
Прием наличных денежных средств может осуществляться с использованием: кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, зарегистрированных в налоговых органах; по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством.
Виды деятельности, при осуществлении которых прием наличных денежных средств осуществляется с использованием кассовых суммирующих аппаратов, а также правила использования кассовых суммирующих аппаратов определяются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Нацбанка Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 18/1.
Форма и порядок оформления приходных кассовых ордеров утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. N 38.
       Ордера заполняются при поступлении в кассы наличных денег и денежных документов соответственно в белорусских рублях как вручную, так и с помощью технических средств. В строке "Принято от" указываются фамилия, имя, отчество физического лица, от которого принимаются наличные деньги и денежные документы, а также наименование организации в случае, если лицо действует по доверенности от ее имени. В строке "Основание" указывается основание (вид, источник) поступления наличных денег и денежных документов. В строке "Приложение" перечисляются прилагаемые документы (при их наличии).
В подтверждение факта приема наличных денег и денежных документов выдается отрывная часть ордеров КО-1, КО-1в - квитанция к ним, заверенная печатью (штампом).
Указанный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца от выдачи покупателю документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги) в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утверждено постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 № 23.
В частности, п. 2 этого нормативного акта установлено, что при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без использования кассовых аппаратов и систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения: о наименовании товара (работы, услуги);-стоимости товара (работы, услуги);дате приобретения; продавце (изготовителе, исполнителе).
На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости.
При выдаче наличных денег по платежной ведомости получатели предъявляют документы, удостоверяющие или подтверждающие их личность, и расписываются за получение денег в соответствующей графе платежной ведомости. Платежная ведомость выписывается либо оформляется с помощью технических средств с указанием по итогу суммы наличных денег цифрами и прописью. В графе напротив фамилии, собственного имени, отчества получателя средств цифрами проставляется сумма причитающихся к получению наличных денег.
Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной платежной ведомости с составлением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям).
Если выдача наличных денег производится по платежной ведомости, перед подписью получателя наличных денег кассир делает запись: "По доверенности". К расходному кассовому ордеру или платежной ведомости прилагается оформленная в соответствии с законодательством доверенность.
Разовые выдачи наличных денег на оплату труда, под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, и другие выдачи отдельным лицам производятся по расходным кассовым ордерам. Выдачи нескольким лицам наличных денег на оплату труда, под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, и другие выдачи производятся кассиром по платежным ведомостям. На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег за подписью лиц, ими уполномоченных, с указанием сроков выдачи и суммы наличных денег прописью.
Лица, получившие наличные деньги под отчет на предстоящие расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, представить отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников, производится в порядке и размерах, установленных законодательством.
Работник обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров по форме 1 открывается отдельно на приходные и расходные кассовые ордера.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться посредством программно-технических средств. Выходная форма "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров" составляется за соответствующий день и должна содержать данные учета движения наличных денег по целевому назначению.
Оприходование наличных денег означает документальное оформление приема наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам. Не допускается хранение в кассах наличных денег, принятых без использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, зарегистрированных в налоговых органах, или без приходных документов, формы которых установлены законодательством.
Согласно ст.12.19 КОАП:
-Осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства влечет наложение штрафа в размере до ста процентов от суммы таких платежей.
Согласно ст.11.7 КОАП:
-Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо в несоблюдении срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
-Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении установленных обслуживающими банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.
- Иные нарушения порядка ведения кассовых операций влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
 
 
1.3Документация и учет кассовых операций
 
 
Главный нормативный документ, который регулирует кассовые операции, это «Правила ведения кассовых операций СРБ», утвержден постановлением правления Национального банка № 159 от 22.06.2001г.
Прием и выдача наличных денег в ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2 осуществляется по приходным и расходным кассовым документам. Прием наличных денег в кассу осуществляется по приходному кассовому ордеру формы № КО-1.
Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру формы №КО-2, платежным, расчетно-расчетным ведомостям, заявлением на выдачу денег, счетом с последующим наложением на них реквизитов расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег подписываются руководителем и главным бухгалтером.
До передачи в кассу приходные и расходные кассовые ордера регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров Ф1 и Ф1А.
Форма Ф1 – ведется учет приходных и расходных кассовых ордеров.
Форма Ф1А – ведется отдельно только приходных ордеров (добавлены графы целевого назначения).
Приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера нумеруются по порядку с начала года и имеют раздельную нумерацию.
На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного кассового ордера. Дата и номер проставляется на всех платежных ведомостях. Подпись руководителя на расходном кассовом ордере необязательна тогда, когда на платежных ведомостях, заявлениях, счетах имеется разрешительная подпись.
Если кассир выдает наличные деньги по одной ведомости, то ему     запрещается:
- проставлять на платежной ведомости реквизиты расходного кассового ордера или заполонять расходный кассовый ордер на отдельном бланке на общую сумму выплаченных денег;
- на общую сумму депонированных денежных средств составляется другой расходный кассовый ордер, деньги должны будут сданы в банк;
- записать в кассовую книгу, фактически выплаченную денежную сумму наличных денег.
Прием и выдача наличных денег по приходному кассовому ордеру и расходному кассовому ордеру должны производится только в день их составления.
Никакие исправления в этих кассовых документах не допускается. Приходный кассовый ордер и расходный кассовый ордер сразу после их исполнения подписывается кассиром, а приложенные к ним документы гасятся штампом оплачено с указанием даты.
     Сдача денег в банк на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличных. Получение наличных денег в банке с расчетного счета оформляется чеком и чековой книжкой для получения наличных денег.
  В ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2 большая выручка, и предприятие с обслуживающим банком заключило договор на право инкассации выручки. Кассир предприятия заполняет препроводительную ведомость в 3-х экземплярах: 1-й экз. вместе с деньгами складывается в сумку инкассатора, 2-й экз. выдается на руки инкассатору, 3-й экз. с подписью и штампом инкассатора остается на предприятии у кассира.
Поступления и выдача наличных денег на предприятии учитываются в кассовой книге. Кассовая книга пронумерована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, под копирку, шариковой ручкой до полного использования всех листов кассовой книги. Второй экземпляр листов кассовой книги является отрывным и служит отчетом кассира. Исправления в кассовой книге заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге производятся кассиром в день получения или выдачи наличных денег по каждому приходному или расходному кассовому ордеру. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег по кассе на конец рабочего дня и передает в бухгалтерию в качестве своего отчета отрывной экземпляр листа кассовой книги с приклеенными приходными и расходными кассовыми документами.
Все наличные деньги в ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2   хранятся в металлических  сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются. Ключи и печати хранятся у кассира. Учтенные дубликаты ключей хранятся у руководителя предприятия в опечатанном виде. Не ранее одного раза в квартал проводится  проверка их наличия.
Запрещается хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию. При приеме кассира на работу, руководитель ознакамливает его под роспись с правилами ведения кассовых операций и заключает договор о его полной материальной ответственности.
 
 
  1.4 Инвентаризация кассовой наличности
 
 
В ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2 материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе, несет кассир.
Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально ответственного лица).
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.
   Если в кассе на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные кассовые ордера, приложенные к отчету кассира, с указанием «до инвентаризации на _________ (дата)». Этот отчет, составленный на момент инвентаризации, служит бухгалтерии организации основанием для определения учетных остатков денежных средств и документов.
Кассир должен дать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы, подтверждающие движение денежных средств и документов, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и вся денежная наличность, поступившая на его ответственность, оприходована, а выбывшая списана в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира (после проверки кассы) о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет. Отчет кассира проверяется с соблюдением правильности определения учетного остатка денежных средств в кассе на момент инвентаризации. Этот учетный остаток сверяется с записями в кассовой книге и журнале-ордере.
   В процессе инвентаризации кассы осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям: правильность ведения кассовой книги; арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильность подсчета итогов страниц книги, а также правильность переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую; своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.
При инвентаризации кассы также необходимо проконтролировать: соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе; целевое использование полученных из банка денежных средств по назначению, указанному в чеке; наличие фактов несоответствия даты совершения операции и отражения ее в расходном кассовом ордере; обоснованность записей в кассовых ордерах; своевременность возврата в банк на расчетный счет остатков денежных средств по невыданной заработной плате; правильность документального оформления кассовых документов и их соответствие типовым унифицированным формам; наличие фактов подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и их самостоятельного заполнения при получении денег в банке; наличие фактов хранения чековой книжки вне кассового помещения; законность произведенных операций наличными денежными средствами в пределах одной сделки; соответствие корреспонденции счетов типовым проводкам по учету кассовых операций.
Фактическое наличие денежных средств и документов в кассе подтверждается их полным полистным пересчетом.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Деньги и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (как правило, начиная с купюр высшего и кончая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указывается достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.
Денежные документы и бланки строгой отчетности принимаются к учету при выявлении результата инвентаризации в сумме фактических затрат на их приобретение. Учетный остаток денежных средств определяется по данным кассовой книги (отчета кассира). Для установления учетного остатка денежных документов и бланков строгой отчетности используются сведения аналитического и синтетического учета на дату инвентаризации.
Для организации учета денежных средств и документов предусмотрен активный сч. 50 «Касса». Этот счет имеет несколько субсчетов, в том числе: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса» и 50-3 «Денежные документы». Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом сч. 006 «Бланки строгой отчетности».
Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.
Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларуси от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 06.11.2009), выявленные при инвентаризации излишки денежных средств и денежных документов в кассе подлежат оприходованию (принимаются к учету) и отражаются в составе внереализационных доходов.
В бухгалтерском учете фактические излишки денежных средств и документов приходуются следующей записью:
ДЕБЕТ 50-1 «Касса организации» (50-3 «Денежные документы»)                КРЕДИТ 92-1 «Внереализационные доходы»-по результатом инвентаризации кассы установлен излишек денег.
При выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету сч. 006 «Бланки строгой отчетности» в условной (номинальной) оценке.
В случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету сч. 94 отражается их фактическая стоимость.
На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляются запись:
ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»КРЕДИТ 50-1 «Касса»(50-3 «Денежные документы»)-при инвентаризации недостачи денежных средств и документов.
Сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту сч. 006 «Бланки строгой отчетности». Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально ответственного лица — кассира, то ее сумма списывается в учете проводкой:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»                    КРЕДИТ 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»-недостача на материально ответственное лицо.
ДЕБЕТ 70 «Расчеты по оплате труда персонала» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»-возмещение суммы недостачи  из заработной платы.
ДЕБЕТ 50-1 «Касса организаций»КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»-недостача возмещается в кассу организации.
При отсутствии конкретного виновного лица сумма недостачи денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав внереализационных расходов организации и списывается.
ДЕБЕТ 92-2 «Внереализационные расходы»КРЕДИТ 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»-списывается сумма недостачи на  внереализационные расходы.
Акт инвентаризации наличных денежных средств приложение А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В БАНКЕ
 
 
 
2.1Порядок открытия, переоформления и закрытия счетов в банках
 
 
В Республике Беларусь установлен единый порядок открытия счетов клиентов в банках. Данный порядок действует при открытии юридическими лицами, физическими лицами таких счетов, как текущий (расчетный) счет (включая субсчет и специальный счет), благотворительный, временный, корреспондентский, счет для размещения вклада (депозита), карт-счет. Открытие других счетов банки осуществляют самостоятельно с учетом требований законодательства.
Владельцы счетов вправе открывать необходимое им количество банковских счетов, в том числе текущих, как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах, если иное не определено актами законодательства. При этом нормативными правовыми актами определены условия, при выполнении которых юридические лица вправе открывать второй и последующие текущие счета в белорусских рублях: со дня государственной регистрации владельца счета прошло не менее трех лет; наличие прибыли, остающейся в распоряжении владельца счета после уплаты всех налогов и иных обязательных платежей; наличие положительного аудиторского заключения о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам предыдущего финансового года.
Основанием для открытия банковского счета является договор банковского счета, до заключения которого владельцем счета в банк представляются все документы, предусмотренные законодательством для открытия банковского счета. Договор банковского счета заключается банком и владельцем счета в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Для открытия текущего счета клиент банка – юридическое лицо предоставляет в банк следующие документы:
- заявление владельца счета на открытие счета;
- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, – для юридического лица;
- копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя;
- карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.
Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.
Банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными или реорганизованными коммерческими и некоммерческими организациями, обязаны направить соответствующему налоговому органу сообщение об их открытии, в том числе в электронном виде.
Пакет документов предприятие, желающие открыть счет, представляют в соответствующий отдел банка. После проверки всех необходимых документов они передаются руководителю банка или лицу, им уполномоченному, для заключения договора банковского счета. Банковский счет открывается владельцу счета не позднее следующего рабочего дня после заключения договора соответствующего банковского счета и регистрируется в книге регистрации открытых и закрытых банковских счетов. Банковский счет считается открытым со дня его регистрации в книге.
Все предоставленные клиентом документы, кроме карточки с образцами подписей и оттиска печати, хранятся в деле по оформлению счета, которое оформляется на каждого владельца счета отдельно. В деле хранится также договор текущего банковского счета (договор на использование электронных расчетных документов).
Переоформление банковского счета производится в следующих случаях:
1. При изменении сведений, позволяющих идентифицировать владельца счета - юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.
2. При изменении номеров банковских (лицевых) счетов в случае реорганизации банка, изменения внутренней структуры банка или в связи с изменением законодательства.
3. При изменении номеров банковских (лицевых) счетов при переходе владельца счета на обслуживание в другое обособленное (структурное) подразделение банка по своей инициативе.
4. При открытии в отношении владельца счета конкурсного или ликвидационного производства (ликвидации), прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
5. При прекращении конкурсного или ликвидационного производства, отказе от ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
6. В иных случаях, предусмотренных законодательством, переоформление счетов осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом, которым оно предусматривается.
Закрытие банковских счетов осуществляется: 1. По заявлению владельца счета;2. В случаях открытия в отношении владельца банковского счета конкурсного производства, принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) владельца счета либо в случае отмены регистрирующим органом решения о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);3. При отсутствии денежных средств на текущем счете в течение трех месяцев, по иным банковским счетам – в течение одного года (не включая срока наложения ареста на счет и приостановления операций по счету); 4. При превышении владельцем счета месячного срока со дня реорганизации, регистрации переименования, изменения подчиненности, внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы, установленного для представления в банк новых документов по открытию банковских счетов;5. В иных случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором банковского счета.
Условием закрытия банковского счета является отсутствие ареста денежных средств на счете и предписаний о приостановлении операций по банковскому счету, а также отсутствие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам.
 
 
 
2.2 Документация и учет движения денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках.
 
 
 
   Очередность осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов в   белорусских    рублях   установлена  Порядком   расчетов   между юридическими  лицами, в Республике Беларусь,  утвержденным   Указом   Президента  Республики   Беларусь от   29.06.2000    № 359    (далее   -   Порядок).  Данный   Порядок распространяется  на  расчеты,  которые осуществляются на территории Республики    Беларусь   юридическими   лицами.
Порядок осуществления платежей с текущих счетов определен Инструкцией об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63. Порядок проведения расчетов с текущих счетов, открытых для учета средств юридических лиц, их обособленных подразделений ,поступающих из республиканского и местных бюджетов (в т.ч. из государственных целевых бюджетных фондов), из государственных внебюджетных фондов, регламентирует Инструкция о порядке проведения расчетов с текущих счетов по учету бюджетных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.12.2000 № 123 (в редакции постановления от 11.12.2002 № 161).
 
Таблица 1- Перечень условных обозначений очередности платежей для ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2
 
Наименование платежа
Обозначения очередности платежа
Платежи за покупаемые у физических лиц молоко и скот
01
Внеочередные платежи
Неотложные нужды
02
Заработная плата в пределах уставленного минимума
03
Погашение банковского кредита, выданного на выплату задолженности по з/п в пределах установленного минимума
         04
Платежи, осуществляемые в первую очередь
По исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества
11
Платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к первой очереди
12
Иные платежи, осуществляемые в первую очередь
13
Платежи, осуществляемые во вторую очередь
Платежи по исполнительным документам судов, предмет исков которых относится ко второй очереди
21
Иные платежи, осуществляемые во вторую очередь
22
Платежи, осуществляемые в третью очередь
Платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к третьей очереди
31
Иные платежи, осуществляемые в третью очередь
32
Платежи, осуществляемые в четвертую очередь
Платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к четвертой очереди
41
Иные платежи, осуществляемые в четвертую очередь
42
Примечание – Источник:[Постановления Правления Нацбанка от 30.07.2009 N 126)].
Расчетные документы исполняются банком при наличии на счете плательщика средств в объеме, достаточном для проведения платежей. В случае недостаточности или отсутствия средств на счете плательщика документы оплачиваются с учетом действующей очередности платежей.
 
 
 
2.2 Документация и учет движения денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках
 
 
 
При осуществлении платежей с расчетных счетов в белорусских рублях юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать очередность (таблица 1)
Расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке. 
Бeзнaличныe pacчeты в РБ мoгyт ocyщecтвлятьcя в paзличныx фopмax в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утв. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 N 66 в ред. постановление № 113  от 13.08.2008.. Пoд фopмoй бeзнaличныx pacчeтoв cлeдyeт пoнимaть пpeдycмoтpeнныe нopмaтивными пpaвoвыми актaми ycлoвия бeзнaличныx плaтeжeй, отличaющиecя cпocoбoм зaчиcлeиия cpeдcтв нa cчeт пoлyчaтeля, видaми плaтeжныx инструкций, пopядкoм дoкyмeнтooбopoтa.
Бeзнaличныe pacчeты пpoвoдятcя пocpeдcтвoм: -плaтeжныx пopyчeний; -плaтeжныx тpeбoвaний; -плaтeжныx тpeбoвaний-пopyчeний; -aккpeдитивoв; -чeкoв ;-бaнкoвcкиx плacтиковыx кapтoчeк.
В настоящее время используется не нaимeнoвaния пepвичныx дoкyмeнтoв (плaтeжныx инcтpyкций), a нaзвaниe самих бaнкoвcкиx oпepaций, пocpeдcтвом кoтopыx ocyщecтвляютcя плaтeжи.
Taкиx банковскиx oпepaций мoжeт быть вceгo 3:
- кpeдитoвый пepeвoд;
- дeбeтoвый пepeвoд;
- аккpeдитив.
Фopмa 6eзнaличныx pacчeтoв ycтaнaвливаeтcя зaкoнoдaтeльcтвoм Pecпy6лики Бeлapycь или дoгoвopoм.
Кредитовый перевод - это  банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Наиболее используемым внутри Республики Беларусь, он опосредуется платежными поручениями. Широкому распространению данной формы расчетов способствуют положения ст. 486 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), согласно которым по договору поставки расчеты осуществляются платежными поручениями, если иное не определено соглашением сторон. Платежные поручения применяются при осуществлении международных и внутренних банковских переводов денежных средств. Платежное поручение -  платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). На основании представленного клиентом платежного поручения банк-отправитель направляет платежное поручение банку-корреспонденту.
Платежные поручения должны представляться в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается). Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для исполнения этого платежного поручения, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.
При частичной оплате сумма, в которой поручение приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров платежного поручения. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя.
Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.
Особенностью расчетов с использованием платежного требования-поручения является их некоторое сходство с инкассо. Так, платежное требование-поручение представляется бенефициаром плательщику, однако в отличие от инкассо - минуя банки, т.е. непосредственно (имеется в виду как непосредственная передача, так и передача через органы связи и т.п.).
Если плательщик по каким-либо причинам отказывается произвести оплату по такому документу, то он уведомляет об этом непосредственно бенефициара.
Механизм заполнения данного расчетного документа выглядит следующим образом. Сначала бенефициар заполняет обязательные реквизиты, т.е. указывает наименование расчетного документа, дату и номер платежного требования-поручения, а также реквизиты в соответствии с требованиями описания полей «Сумма и валюта», «Плательщик», «Банк-получатель», «Бенефициар», «Назначение платежа».
Плательщик при согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение указывает в полях «Сумма к оплате и валюта», «Счет №», «Плательщик», «Банк-отправитель», «Расходы по переводу» реквизиты, необходимые в соответствии с требованиями Инструкции о банковском переводе.
       Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель.
Плательщик имеет право отозвать (изменить) выданные банку платежные поручения (требования-поручения) до момента их исполнения или совершения банком фактических действий по их исполнению. Для отзыва (изменения) платежного поручения (требования-поручения) плательщик представляет в банк-отправитель заявление в произвольной форме, заверенное оттиском печати и подписями должностных лиц клиента согласно заявленным в банк. Банк-отправитель в случае принятия заявления об отзыве аннулирует указанное в нем платежное поручение (требование-поручение).   
Зачисление банком-получателем денежных средств на счет бенефициара - юридического лица производится в соответствии с его номером счета. 
Дебетовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежным требованием), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь. Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.Использование платежного требования для осуществления безналичных расчетов в форме банковского перевода оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком. Дебетовый перевод посредством платежного требования предполагает проведение операции по инкассо, при этом используются акцептная и безакцептная формы инкассо.
Акцептная форма инкассо применяется при расчетах:
- за отгруженные товары (работы и услуги);
- по обязательствам, которые возникли в результате проведения банковских операций;
- в иных случаях, если использование платежного требования предусмотрено правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, то есть согласие плательщика не требуется и списание средств им не оспаривается.
  Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. 
Акцепт может быть предварительным или последующим.
Предварительный акцепт означает акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до получения платежного требования от банка бенефициара, а последующий акцепт — получение акцепта от плательщика в течение десяти дней после поступления требования в банк-отправитель от банка бенефициара.
При предварительном акцепте принятое к исполнению платежное требование должно быть обязательно проверено банком-отправителем на предмет правильности оформления. Кроме того, предварительный акцепт предполагает наличие в банке заявления плательщика на акцепт, в котором определен конкретный срок оплаты (не позже четвертого банковского дня после поступления в банк-отправитель платежного требования из банка-получателя). Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в день поступления, должны содержать надпись "Оплата в день поступления". Исполнение таких дебетовых переводов происходит в день поступления. Платежные требования, которые в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплачиваются на 2-й, 3-й или 4-й банковский день после поступления платежного требования от банка-получателя, должны содержать надпись "Акцепт с возможностью отказа". Исполнение этих требований происходит по мере наступления срока платежа. До наступления срока предварительного акцепта платежные требования приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" с помещением его в картотеку к данному счету в календарной очередности.
Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах не включения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.
Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение установленного срока. 
Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.
На всех экземплярах платежного требования в поле "Срок представления акцепта" проставляется дата последнего дня представления заявления на акцепт. Третий экземпляр платежного требования, заверенный штампом банка, направляется плательщику.
В заявлении на последующий акцепт должно содержаться поручение банку оплатить поступившие требования, а также должны быть указаны: наименование плательщика и номер(а) его счета(ов); номера, даты, суммы требований (цифрами); суммы, в которых требования акцептованы (цифрами и прописью) или запись об акцепте в полной сумме; дата платежа (указывается в пределах срока акцепта); расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения); др. необходимая информация.
Акцептованные платежные требования, для оплаты которых средств на счете плательщика недостаточно, исполняются в пределах остатка средств на счете. Частичная оплата платежного требования оформляется мемориальным ордером.
Списание средств в бесспорном порядке допускается со счетов плательщика, предназначенных для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться, в случае, если такое списание средств не противоречит режиму счета, установленному законодательными актами Республики Беларусь.
Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель должен представить в банк платежное требование с отметкой "Без акцепта" с подлинным исполнительным документом или его дубликатом.
Случаи и порядок указания в платежных требованиях на взыскание платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды учетных номеров плательщиков определяются законодательством Республики Беларусь.
При акцептной форме расчетов плательщик имеет право изменить или отозвать выданные банку инструкции по оплате платежных требований до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Для изменения (отзыва) инструкций по исполнению платежного требования плательщик представляет в банк-отправитель новое заявление на акцепт. 
Срок нахождения в картотеке расчетных документов, в которых в поле "Очередь" проставлено одно из следующих обозначений очередности платежа: "11", "12", "13", составляет шесть месяцев, иных документов - один месяц. Более длительный срок нахождения расчетных документов в картотеке определяется в договоре между банком-отправителем и плательщиком. Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика.
Расчеты между организациями могут производиться с помощью аккредитивов. Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство. Банк, который принимает поручение клиента, рассматривается как банк-эмитент; клиент, дающий поручение, — как приказодатель. Аккредитив может быть: внутренним и международным, отзывным или безотзывным, покрытым и непокрытым, переводным, резервным.
Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.
Безотзывной аккредитив — твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. Безотзывной аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.
Если при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие) для исполнения аккредитива на срок его действия, то такой аккредитив считается покрытым.
Еще одним видом аккредитива является переводной аккредитив, по которому при заявлении бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иной бенефициар) на полное или частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Переводной аккредитив может быть исполнен только один раз.
Выдача банком независимого обязательства выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по требованию или по требованию с представлением по определенным условиям аккредитива документов рассматривается как резервный аккредитив. Он является инструментом, посредством которого гарантируется выполнение обязательств перед бенефициаром данного аккредитива.
Аккредитивы открываются банком на основании заявлений на аккредитив приказодателей в количестве экземпляров, определяемом банком, но не менее двух, оформленными в соответствии с условиями основного договора, к которым прилагаются необходимые документы (договоры, лицензии, паспорта сделок и т.п.) для выполнения банками функций агентов валютного контроля. При открытии покрытого аккредитива приказодатель обязан предоставить банку-эмитенту покрытие в сумме аккредитива, если только банк-эмитент не представляет приказодателю кредит для его открытия. Для получения средств по аккредитиву бенефициар обязан предоставить в исполняющий банк документ в соответствии с условиями аккредитива вместе с сопроводительным письмом, составленным в двух экземплярах. После проверки документов в исполняющем банке, они отсылаются в банк-эмитент, где они также проверяются и в случае их соответствия условиям аккредитива они оплачиваются.
Вышесказанное позволяет утверждать, что документарный аккредитив является одной из наиболее сложных и дорогостоящих форм, так как за выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. Вместе с тем использование аккредитива, в частности, покрытого, на длительный срок отвлекает средства из оборота плательщика, и потому не удобно для применения внутри страны. Для экспортера же, не всегда уверенного в платежеспособности плательщика, это, напротив, чрезвычайно удобно, так как означает гарантию и быстроту в получении платежа.
Синтетический учет операций по расчетным счетам бухгалтерия организации ведет на активном счете 51 "Расчетные счета". Обороты по кредиту этих счетов регистрируются на основании выписок банка в журнале-ордере № 2, а по дебету — в ведомости № 2. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и ведомость по итогам. Дебетовое сальдо счета 51 означает наличие средств на расчетном счете на начало месяца, обороты по дебету — увеличение, т. е. поступление средств, а по кредиту — уменьшение, т. е. списание средств.
По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражаются следующие основные операции:
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 50 «Касса»- сдача наличных денег на счета в банке .
ДЕБЕТ51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,90-1 «Выручка» - зачисление выручки от продажи продукции (работ, услуг).
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»- зачисление средств, поступивших за реализованные основные средства, материалы, нематериальные активы, и иных активов.
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»- зачисление на счета краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов.
ДЕБЕТ 51 «Расчетный счет» КРЕДИТ 55 «Специальные счета в банках»- зачисление неиспользованных остатков аккредитивов и чековых книжек.
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»- зачисление полученных от других организаций штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров.
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»-зачисление дебиторской задолженности.
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 76-2 «Расчеты по претензиям»- зачислены суммы, полученные от поставщиков в погашение недостач.
По кредиту активного счета 51 "Расчетные счета" записываются следующие основные операции:
ДЕБЕТ 50 «Касса» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-поступили денежные средства в кассу с расчетного счета
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»- оплата поставщикам и подрядчикам за продукцию, работы, услуги.
ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам»  КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-перечисление налоговых платежей в бюджет.
        ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-уплата процентов банку по ссудам.
ДЕБЕТ 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-погашение задолженности по банковским векселям (номинальная стоимость векселя).
ДЕБЕТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» ,67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-погашение задолженности по полученным кредитам и займам.
        ДЕБЕТ 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета» -перечисление в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения.
ДЕБЕТ 58 «Финансовые вложения» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-осуществление финансовых вложений.
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»-погашение кредиторской задолженности.
В практике хозяйственной деятельности организаций  используются  денежные средства и совершаются  сделки в различных иностранных валютах. В связи с этим наряду с рублевыми ценностями и операциями объектом бухгалтерского учета становятся валютные ценности и операции.
К ним относятся: иностранная валюта, т. е. денежные знаки в виде банкнот, монеты, находящиеся  в обращении и являющиеся законным платежным средством иностранного государства; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств; ценные бумаги в иностранной валют е (чеки, векселя и др.); фондовые ценности (акции, облигации), выраженные в иностранной валюте. По законодательству к валютным ценностям  относятся  также драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.) и драгоценные природные камни (алмазы, рубины, изумруды ид.).
По режимам применения  иностранная валюта подразделяется на свободно конвертируемую ( валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие ин. валюты); клиринговую (валюта, согласованная участниками  безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных обязательств, функционирует  в безналичной форме в виде  бухгалтерских записей на банковских счетах и счетах взаиморасчетов); замкнутая или  неконвертируемая (национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не обменивается на другие валюты).
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим относятся: переводы из страны в страну для осуществления расчетов по экспорту и по импорту товаров, работ, услуг; получение и предоставление финансовых кредитов; переводы процентов, дивидендов и др.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции, выраженные в форме прямых инвестиций – вложения в уставные фонды других организаций, приобретение ценных бумаг.
Все валютные операции, связанные с движением капитала могут осуществляться  только по лицензии НБ РБ.
Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществляется на счете 52 "Валютный счет". К счету 52 "Валютный счет" открываются следующие субсчета: "Текущий валютный счет", "Специальный валютный счет", "Транзитный валютный счет".
Практически все поступления на валютный счет средств зачисляются банком на транзитный валютный счет. После объяснений организации об источнике поступления валюты банк либо полностью зачисляет эти средства на текущий валютный счет, либо осуществляет их обязательную частичную продажу.
Белорусские юридические лица обязаны продать на бирже 30 % поступивших средств в СКВ и российских рублях – Указ Президента РБ «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты» от 02.06.1997 г. № 311.В течение пяти рабочих дней (за исключением дня поступления валюты на транзитный валютный счет) организация представляет в обслуживающий банк: реестр распределения поступлений в иностранной валюте, поручение на продажу средств на бирже в размере 30 % от суммы поступлений, поручение на перевод оставшейся валюты на текущий валютный счет.
Транзитный валютный счет открывается обслуживающим банком без представления каких-либо документов при первом поступлении валютных средств организации. На данный счет зачисляется иностранная валюта в полном объеме. После поступления валютных средств банк уведомляет юридическое лицо выпиской банка о поступлении средств не позднее следующего дня. Не позднее 7 рабочих дней организация должна представить в банк реестр распределения поступлений ин. валюты на его транзитный счет и поручение на  обязательную продажу валюты.
Специальный валютный счет открывается организации в соответствии с Правилами открытия счетов клиентам в РБ, утвержденным постановлением Правления НБ РБ от 28.09.2000 г. № 24.12. Он предназначен для хранения купленной валюты до момента ее использования. Он открывается в банке, где открыт текущий счет в иностранной валюте или в банке, где открыт текущий счет в белорусских рублях.Валюта приобретается на цели в соответствии с законодательством РБ. Купленная валюта должна быть использована в течение 7 рабочих дней, начиная со дня ее зачисления на специальный счет. С разрешения Главного управления НБ срок может быть продлен до 30 рабочих дней.
Перечисление средств для покупки валюты – Д-т 57 «Переводы в пути» К-т 51 «Расчетный счет»,55 «Специальные счета в банках»,66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Зачисление купленной валюты по курсу НБ РБ на день ее зачисления – Д-т 52 «Валютный счет» К-т 57 «Переводы в пути».
На курсовую разницу между курсом покупки и курсом НБ РБ – Д-т 97 «Расчеты будущих периодов» К-т 57 «Переводы в пути».
Уплата комиссионного вознаграждения банку – Д-т 10 «Материалы»,08 Вложение во внеоборотные активы» К-т 51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет».
Использование купленной валюты – Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,68 «Расчеты по налогам и сборам»,50/4 «Касса» К-т 52 «Валютный счет».Учет денежных средств на специальных счетах осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках».  К нему могут быть открыты следующие субсчета:
1. «Аккредитивы»
2. «Чековые книжки»
3. «Депозитные счета в официальной денежной единице РБ»
4. «Депозитные счета в иностранной валюте»
5. «Специальный счет средств целевого финансирования»
6. «Текущий счет филиала»   и другие.
Счет аккредитива открывается покупателем для расчетов с конкретным поставщиком.
Счет чековых книжек открывается организации при бронировании средств на данном счете и получении чековой книжки для расчетов с поставщиками.
Депозитные счета открываются путем перевода свободных денежных средств  в банковские вклады на основе депозитного договора.
При поступлении денежных средств счет 55 дебетуется,
ДЕБЕТ 55-1 «Специальные счета в банках» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет» - выставлен аккредитив с расчетного счета 
ДЕБЕТ 55-2 «Специальные счета в банках» КРЕДИТ 51«Расчетный счет»- перечислено с расчетного счета на счет «чековые книжки»
ДЕБЕТ 55-3«Специальные счета в банках» КРЕДИТ 51«Расчетный счет»- перечислено с расчетного счета    на депозитный счет
ДЕБЕТ 55-4  «Специальные счета в банках» КРЕДИТ 52 «Валютный счет»-перечислено с валютного счета    на депозитный счет
ДЕБЕТ 55-1 «Специальные счета в банках» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займом»-выставлен аккредитив за счет  краткосрочного кредита
ДЕБЕТ 55-5 «Специальные счета в банках» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование» - получены средства целевого финансирования
При  использование денежных средств счет 55  кредитуется.
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 55-1 «Специальные счета в банках»-оплачено поставщикам выставленным аккредитивом
ДЕБЕТ 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 55-2 «Специальные счета в банках»-оплачено поставщикам чеком с чековой книжки
ДЕБЕТ 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 55-5 «Специальные счета в банках»-оплачено поставщикам средствами целевого финансирования
ДЕБЕТ 51«Расчетный счет» КРЕДИТ 55-1 «Специальные счета в банках»-возращены на расчетный счет  неиспользованные средства  выставленного аккредитива.
Для учета денежных средств, находящихся на валютных счетах, предназначен журнал-ордер ф. № 2-АПК. Записи производятся в хронологическом порядке на основании выписок банка и приложенных документов в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу НБ РБ. В конце месяца подсчитанные итоги сверяют с показателями журналов-ордеров 1,2,4,6,8- АПК и кредитовые обороты переносят в Главную книг.
У ОАО «Могилевоблавтотранс» Автобусный парк №2 открыто четыре банковских счета: 1.текучий расчетный счет в белорусских рублях; 2.текущий бюджетный в белорусских рублях; 3.текущий валютный в российских рублях; 4.валютно-транзитный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
     Предметом деятельности филиала является обеспечение потребностей населения и субъектов хозяйствования независимо от форм собственности в пассажирских и грузовых пе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.