На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Художественные образовательные учреждения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
    Актуальность: 
    Современное общество характеризуется  постоянной сменой способов производства, изменениями  в материальной, научной  и другие сферах жизни. Нельзя предугадать  какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся  завтра. 
    Общество  нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом  на диалог, сотрудничество и сотворчество в  семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Необходимыми становятся такие  качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям.
    Именно  в области искусства  ребенок может  приобрести ранний, успешный и полноценный  опыт творчества –  порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. В условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества.
    Степень изученности проблемы:
      Вопросы, связанные  с изучением художественно-образовательной  деятельности, в большинстве  случаев локализуются  вокруг рассмотрения  художественного  образования отдельными  областями научного  знания -педагогики, психологии, эстетики, истории искусств. Эти науки раскрывают  какую-либо одну  из сторон этого  явления. Каждая  из этих областей  к настоящему времени  выработала свои  подходы к изучению  художественного  образования.
    Эстетика  как философская  наука изучает  прекрасное в искусстве, действительности, человеке, характер творческого  эмоционально-чувственного восприятия и переживания явлений действительности и искусства. Она содействует выработке эстетического отношения к миру материальных и духовных ценностей.1
    Психология  искусства занимается изучением различных  аспектов творческой деятельности в процессе художественного  образования, восприятия и создания произведений искусства индивидуумом или обществом.2
    Художественная  педагогика изучает  принципы, методы, функции  воспитания в области  художественной культуры, их роль в развитии личности; исследует  процесс образования  и обучения искусству  и искусством в  целях подготовки обучающегося к занятию  художественным творчеством.3
    Необходимой составляющей эстетического, педагогического  и психологического аспектов является история  художественного  образования, которая  изучает динамику развития данного  феномена в различных  временных границах. Этот раздел научного знания призван способствовать получению объективной  информации о становлении, развитии этого явления, о выработке наиболее эффективных способов обучения, развития обучаемых и т.п.4
    В основной своей массе  исследования данной проблематики редко  выходят за рамки  перечисленных выше наук, хотя, названные  направления очень  тесно взаимодействуют  друг с другом.
    Для изучения и понимания  историко-культурного  контекста развития художественного  образования важными  являются работы Н.Н. Фомина, В. В. Алексеевой, Г. С. Островского, С. В. Анчукова, Б. М. Берштейна, Н. М. Молевой, Н. К. Шабанова, А. А. Васильева, Н. Н. Ростовцева и др.
    Существенное  значение для изучения процессов художественного  образования имеют  работы, посвященные  общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, отдельных  уровней и видов. Данной проблеме посвящены  труды Т. Адорно, М.С. Кагана, Ю.У. Фохта-Бабушкина, Л.Н. Дороговой.
    Современного  состояния системы  художественного  образования в  России касаются исследования Н.Х. Веселя, Г. А. Гиппиуса и других авторов.
    Объектом  исследования  является : художественное образование
    Предмет исследования:   исторически обоснованное изменение системы  художественного  образования в  РФ и её современная  структура.
    Цель:  выявление логики развития системы  художественного  образования в  РФ
    Задачи  исследования:
    исследовать этапы развития художественного образования в различные исторические эпохи;
    проанализировать состояние современной системы художественного образования;
    исследовать документационное обеспечение художественного образования в РФ.
    Методы  исследования:
    Проблемно-логический метод использовался  для обобщения  исторического материала, закономерностей  и механизмов развития предмета исследования.
    Также при написании  курсовой работы использовались гносеологические и  теоретические методы исследования (исторический, сравнительный).
    Хронологические и территориальные  рамки . В курсовой работе рассматривается  система художественного  образования в  России, а также  проводится сравнение  отечественной модели художественного  образования с  американской и западноевропейской.
    Хронологические рамки обусловлены  появлением первого  центра иконописного и резного мастерства в XVII в. и современной структурой художественного образования в XXI в. 
 

 

    

    Первые  художественные образовательные  учреждения в РФ.
    Существует  тенденция сужать область интересов  художественного  образования. Под  ним традиционно  подразумевается  учебные процесс  приобщения учащихся к изобразительному искусству. В немалой  степени благодаря  деятельности Центрального дома художественного  воспитания детей (а  с 1946г. - НИИ художественного  воспитания, в настоящее  время Институт образования  РАО) в педагогике понятие «художественное  образование» применяется  и в расширительном смысле. Им всё чаще обозначается процесс  ко всем видам искусства, как говорили когда-то в России, ко всем «художествам», включая  литературу, музыку, театр,  кинематограф, телевидение, возникающие  новые и жанры, а также «комплексное воздействие» искусств на развивающуюся  личность.
    Художественное  образование на Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно  в мастерских. В  XVII в. центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата в Москве. В XVIII в. положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры.
    «Крупной  художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений» - государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела, существовавшая с 1706—1797 гг. » [Молева Н., Белютин Э., Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века, М., 1965.с. 31].  В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и другие.
      В середине XVIII века возникла Рисовальная палата при Академии наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Московского университета.
    «Крупнейшим центром художественного  образования в  России стала основанная в 1757 в Петербурге Академия художеств, сыгравшая в XVIII — первой половине XIX вв. прогрессивную роль в развитии русского  искусства. В ней учились представители многих народов России.» [Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования, ч. 1-3, СПБ, 1864 – с. 66].
      В начале 70-х гг. XVIII в. окончательно сложилась академическая педагогическая система, которая строилась на изучении образцов античного искусства. Одним из основателей русской художественной педагогики был живописец А. П. Лосенко, утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику преподавания рисунка. При академии существовало Воспитательное училище. В XVIII  в. в академии изучался в основном исторический жанр; в XIX в. в ней стали развиваться портретные пейзажные жанры. В середине XIX в. в Академии художеств назрел конфликт между реакционным руководством, насаждавшим рутинный академизм, и передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла своё значение как школа высокого профессионального мастерства. В XIX в. в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок — Н. Н. Ге, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики — М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и др. В 1893 проведена реформа академии, в результате которой учебная программа приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники, в том числе Репин.
    «Несмотря на большое значение изобразительного искусства  и его роли в  развитии и воспитании детей, история отечественного художественного  образования содержит периоды, когда изобразительное  искусство то входило, а то исключалось  из числа обязательных предметов общеобразовательной  школы.» [С. В. Анчуков ,История  становления и  современное состояние  художественно-педагогического  образования в  России и за рубежом,С-Петербург,2004,с. 14]. Так, в 1804 г., школьным уставом рисование  было введено во все  уездные училища  и гимназии, а в 1864 г. Уставом средних  учебных заведений  исключено из числа  обязательных предметов. В уставе говорилось, что отказаться от преподавания рисования  приходилось, с одной  стороны, по «недостатку  времени», а с другой стороны, по «недостатку  хороших учителей». Но уже в 1872 г. рисование  вновь вошло в  число учебных  предметов общеобразовательной  школы.
             В  XIX в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе.
    Её  основатель воспитанник  Академии художеств  А. В. Ступин построил систему обучения на академических  принципах. За 40 лет  существования школы  в ней получили художественное образование  свыше 150 молодых  художников. Крупную  роль в художественном образовании сыграла  школа, созданная  в 20-е гг. XIX   в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.
    В 1832 в Москве открылась  русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после  открытия при нём  архитектурного отделения, — в училище  живописи, ваяния и  зодчества). Среди  учеников московской школы были выходцы  из народа (часто  из крепостных). В  XIX  в. из его стен вышли художники: А. К. Саврасов, Н. В. Неврев, В. В. Пукирёв, В. Г. Перов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, С. В. Малютин и др. В разное время в училище преподавали Саврасов, И. М. Прянишников, А. М. Васнецов и другие. В начале XX в. в училище получили образование художники К. Ф. Юон, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др.
    «С 1839 при Обществе поощрения  художеств в Петербурге открылась рисовальная  школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин  и др.) продолжал  обучение в Академии художеств»  [Столпянский  П. Н., Старый Петербург  и Общество поощрения  художеств, Л., 1928.с. 47]. Во второй половине XIX — начале XX вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.        
      В XIX в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. Училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). 

 

     1.2.
    Развитие  художественного  образования в  СССР.
    После Октябрьской  социалистической революции 1917 во всех союзных республиках  созданы художественные вузы, училища и  школы. В основу развития советского искусства  и художественного  образования положен  метод социалистического  реализма. Обучение рассматривается  как единый процесс  идейного воспитания, формирования образного  мышления и овладения  профессиональным реалистическим мастерством путём  глубокого изучения натуры.  

    «История  художественного  образования в  СССР можно рассмотреть  по трём направлениям:
    Как эволюция содержания и методов художественного образования детей и подростков в условиях  общеобразовательных, специальных школ, а также в сфере дополнительного(внешкольного) образования;
    Как история науки, изучающей теоретические вопросы эстетического воспитания, эстетические и художественно-творческие задатки ребёнка, особенности возрастного и индивидуального развития в разных видах искусства в области деятельности и восприятия;
    Как часть истории художественной культуры ХХ века , в которой действующим лицом является юный художник( композитор, музыкант, танцор, поэт, писатель, артист)» [История художественного образования в России: проблема культуры ХХ века. М.,2003 г. с 6]
    В истории развития художественного  образования СССР и предшествующего  ему периода можно  выделить четыре основных исторических  периода. Периодизация эта  условна, как всякое расчленение непрерывного процесса развития, в её основе - место  ребёнка в отечественной  культуре.
    Первый  период (рубеж XIX - XX вв. – первая половина 1930-х гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Новый век был назван «веком ребёнка». Ведущим,  в данный период развития художественного образования, становится лозунг «от ребёнка к методу». Устанавливаются активные международные контакты, проблемы рассматриваются на уровне опыта многих стран Европы, Азии, Америки.
    Хронологические границы были определены следующими событиями, в которых участвовали  представители всех видов искусства: 1894 г. – первый съезд  художников, собравшийся  по случаю дарования  П. и С. Третьяковыми своего собрания г. Москве. Рубежная дата этого  периода – первая половина 1930-х гг., знаменательна становлением централизованной системы  художественного  образования, главным  звеном которой стал Центральный дом  художественного  воспитания детей  РСФСР.
    В этот период определились научные методы изучения художественного  творчества и развития ребёнка; создавались  первые музеи  и  выставки детского творчества; коллекции произведений детского творчества (изобразительного, музыкального и литературного) научно-методического, эстетического и  историко-документального  характера.[История  художественного  образования в  России: проблема культуры ХХ века. М.,2003 г. с 7]
    Второй  период (вторая половина 1930-х  гг.-1946 г) отмечен  политизацией процесса художественного  образования под  знаком «социалистического  реализма» как  стиля эпохи и  метода. В центре внимания художественного  образования –  одарённый ребёнок. Ведущий лозунг данного  периода - «от методики к ребёнку».
    Хронологические границы определяются следующими событиями  в жизни страны и в области  художественного  образования: вторая половина 1930-х гг. – становление  всех форм художественного  образования и  определение учебно-воспитательных целей общего и специального образования; 1946 г.- начало мирного строительства, проведение первой Всесоюзной выставки детского рисунка, преобразование ЦД ХВД в научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.
    Этот  период отмечен значительными  противоречиями в  области художественного  образования: регламентированная система приобщения к «обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в  условиях политехнизации общеобразовательной  школы приводила  к тому, что предметы художественного  цикла, как эстетические, фактически не участвовали  в образовании  школьников. В то же время определились и получили распространение  формы внешкольного (дополнительного) образования, расширилась  сеть музыкальных  и художественных школ, среди которых  особый статус получили школы для одарённых  подростков, профессионально  ориентировавшие  выпускников на поступление  в музыкальные  и художественные ВУЗы. Определяются существенные противоречия между сторонниками традиционных академических  форм образования  одарённых детей  и подростков и  методами, направленными  на творческое развитие личности. Намечается проблема, ставшая  центральной в  области  художественной педагогики , занимающейся и общим и специальным  образованием – о  соотношении декады национальных культур  в Москве и крупнейших городах СССР, но преподавание искусства  в общеобразовательных  школах осуществляется по единым государственным  программам, обязательным для всех школ СССР.
    Третий  период (1946-1970 гг.). В  центре внимания специалистов в области художественного  образования, по-прежнему, одарённый ребёнок. Но в споре  «творчество-обучение-развитие»  всё активнее проявляют  себя сторонники концепции  «творчество в  процессе обучения». В рамках данного  периода происходит официальное признание  научного статуса  за областью художественного  воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение «формирования коммунистического мировоззрения советского школьника средствами всех видов искусства». В развитии художественного образования большую роль играет Академия Художеств СССР, созданная  в 1947 по постановлению Совета Министров СССР от 5 августа 1947 на основе реорганизованной Всероссийской Академии художеств. « Академия  была призвана содействовать творческому развитию принципов социалистического реализма в практике и теории советской многонациональной художественной культуры.» [В. Г. Лисовский, Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки, т. 1-2, М., 1983. С. 16 ]
    Начало 1970-х гг. ознаменовано масштабными социологическими исследованиями и  началом Всесоюзного  эксперимента в массовой школе по проверке нового содержания образования  по музыке и изобразительному искусству.
    Регулярный  характер приобретают  олимпиады и конкурсы художественного  творчества детей  и подростков, в  организации которых  активное участие  принимают деятели  культуры, прежде всего  представители  видов  искусства, адресованных подрастающему поколению. Возобновляются международные  контакты с конца 1950-х  гг. «В НИИ художественного  воспитания формируется  научная школа, разрабатывающая  проблемы эстетического  воспитания, художественного  образования в  области изобразительного искусства, музыки, истоки которой восходят к 1920 гг.» [Б.Т. Лихачев, В.В. Квятковский. Сущность, принципы и система  эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Научно-теоретическая концепция исследования НИИ художественного воспитания. АПН СССР, М., 1980, с.9.]
    Четвёртый  период (1970-1990 гг.). Предметом  внимания учёных и  художников-педагогов  становится обычный  ребёнок («массовый  школьник»); активная деятельность на поприще  эстетического воспитания представителей искусства  обусловлена повторением  ситуации рубежа XIX –XX вв. – возникла проблема  «потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя»,  «обнищания духовной культуры», потери народом «памяти культуры».
    Пересматриваются  целевые установки  художественного  образования во всех его формах и на всех возрастных этапах развития учащегося. Проблема «творчество-обучение-развитие»  становится на уровне всей системы художественного  образования, появляются сторонники её решения  в пользу «творчества» и в образовательной  школе, и в специальных  школах, студиях, школах искусства. Возрождается интерес к спонтанному  детскому творчеству и изучению природы  художественной деятельности ребёнка и профессионального  художника. Научно-исследовательская  работа приобретает  практико-ориентированный  систематический  характер во всех областях художественного  образования.
    Приоритетное  значение приобретает  национальная культура (а  также региональный компонент) в художественном образовании, способствующая интегрированию всех предметов художественного  цикла в школе.
    Конец века ознаменован  сменой формации, что  породило новые явления - социально и содержательно  дифференцированное как общее, так  и художественное образование. 
 

 

     2.1.
    Структура современной системы  художественного  образования РФ.
    Система художественного  образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и  профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного  образования осуществляется во всех типах и  видах образовательных  учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях дополнительного  образования детей, учреждения начального, среднего, высшего  и послевузовского  профессионального  образования, во всех учреждениях дополнительного  образования, в том  числе и детских  школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
    Главными  целями художественного  образования на современном  этапе можно считать  повышение общего уровня значимости культуры и искусства в  образовании а  также сохранение и развитие сложившейся  в России уникальной системы художественного  образования в  области культуры и искусства.
    «Культура и искусство –  это важнейшие  компоненты всестороннего  образования, которое  обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право  на художественное образование  является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая  тех, кто часто  не имеет возможности  получить образование- иммигрантов, представителей культурных меньшинств и людей с ограниченными  возможностями.»  [http://portal.unesco.org/culture/en/ files/40399/12 65385660Russian_RM.pdf/Russian %2BRM.pdf]
    Художественное  образование призвано обеспечить осуществление  таких задач как: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп  населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь  общества; подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;  сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;  приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;  реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;  широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;  формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; - использование возможностей искусства, художественно- творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии; привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;  вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;  выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
    «Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «художественное  образование» имеет следующую структуру:
    цикл  общих гуманитарных и социально-экономических  дисциплин;  цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин; цикл общепрофессиональных дисциплин направления; цикл дисциплин профильной подготовки и факультативы.»[ Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 художественное образование]
    «Содержание и методологические принципы художественного  образования должны соответствовать  актуальным задачам  развития российского  общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему  удовлетворению духовных запросов личности.» [Концепция  художественного  образования в  РФ приказ Комитета образования Новгородской области от 18.01.2002, утверждена Министерствами культуры и образования РФ 30.11.2001]
    Содержание  художественного  образования включает в себя: 
    формирование  культурно-исторической компетентности, подразумевающей  изучение теории и  истории искусства  разных эпох и народов;
    формирование  художественно-практической компетентности, подразумевающей  овладение средствами художественной выразительности  различных видов  искусств; 
    формирование  художественного  вкуса и оценочных  критериев в контексте  духовно-нравственных и эстетических идеалов.
    Реализация  содержания художественного  образования происходит на трех уровнях: 
    1.формирование  отношения к культуре  как к важнейшему  условию свободного  и разностороннего  развития собственной  личности; 
    2.формирование  потребности в  полноценном художественном  общении с произведениями  различных видов  искусств на основе  их адекватной  эстетической оценки;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.