На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Одиночество как психологическая проблема

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
 
Донской Государственный Технический Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
По общей психологии
на тему:
«Одиночество как психологическая проблема»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Хачатурян К. Д.
Студентка гр. ГПС-21
Проверила: зав. каф.
Яременко С.Н.
 
Ростов-на-Дону
2011г.
Оглавление
  1) Введение……………………………………………………………………………3
      2) I глава. Истоки и проблемы одиночества………………………………………...7
§1. История одиночества………………………………………………….……….7
§2. Проблемы одиночества………………………………………………………..9
§3. Подходы к пониманию одиночества……………………………………...…11
  3.1. Зарубежные авторы об одиночестве……………………………………....11
  3.2. Отечественные авторы и вопрос одиночества……………………………15
   3)  II глава. Психология одиночества……………………………………………....20
           §1. Одиночество как общественный феномен………………………….………20
  4) Заключение…………………………………………………………………….….23
  5) Список литературы………………………………………………………….……24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
      Тема, выбранной мной, курсовой работы является весьма актуальной для нашего века высоких технологий и искусственного интеллекта, отгородившего людей друг от друга. Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее глубокого социально-философского осмысления.
      В XXIв. происходит стремительное развитие информационных технологий, и общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь очень неоднозначно влияет на  проблемы одиночества конкретного индивида. Одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.
      Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.
      Данной работой мне бы хотелось указать на причины появления такой острой проблемы как одиночество, на её разрастание в современном обществе, и на пагубные последствия для индивида.
      Как в зарубежной, так и в отечественной литературе существует много авторов, занимавшихся исследованием проблемы одиночества как социально-психологического явления. Среди них З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев и др.
      Так, например, по словам  Э. Фромма, одиночество- это состояние, которое можно рассматривать как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития[1].
      Согласно К. Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».
      И. Ялом в своей работе «Экзистенциальная психотерапия» сказал: «В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя»
      А. Камю поднимает важный вопрос, который следует разрешить "на практике": «можно ли быть счастливым и одиноким?»
      А. У. Хараш в своей публикации «Психология одиночества» написал, что стоит помнить, что одиночество, осознанное и принятое, – это праздник индивидуальности.
      Объектом исследования данной курсовой работы является одиночество как социально-психологическое явление.
      Предметом исследования данной курсовой работы является проблема одиночества в психологии человека.
      Целью исследования работы является изучение проблемы одиночества, рассмотрение различных подходов к пониманию данной проблемы, а также выявление причин одиночества в социуме.
      Цель данной курсовой работы конкретизируется в следующих задачах:
?      Изучение научной литературы по избранной теме
?      Исследование психологических проблем одиночества
?      Сравнение зарубежных и отечественных подходов к проблеме одиночества
?      Рассмотрение подхода к проблеме одиночества как общественному феномену
По данной курсовой работе можно вывести ряд тезисов:
?            Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Это одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия, острое внутреннее, субъективное переживание. Это особая форма самовосприятия, острое самосознание. В повседневном самосознании мы переживаем своё состояние в контексте взаимосвязей. Одиночество как раз и говорит о разрушении этой сети.
 
?            Многие годы и десятилетия в нашей стране, без особых доказательств, принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, стал все более и более расходиться с действительностью. В отечественной психологии этим вопросом заинтересовались гораздо позже и подходили со стороны социально-психологического феномена, изучали культурно-исторические формы одиночества, психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте, а также  описывали явления, близкие одиночеству.
?            Наибольший процент одиноких людей дают... большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. Одиночество опасно тем, что его очень часто не замечаешь, пока не останешься наедине с самим собой ночью в пустой квартире. Люди не чувствуют своего одиночества до тех пор, пока не закончится рабочий день: но когда опустеют улицы, разбегутся по своим домам друзья-приятели, замолчит телефон - вот тогда волей-неволей придется столкнуться с собственной неприкаянностью.
И отечественные и зарубежные авторы занимались изучением проблемы одиночества, но так и не пришли к однозначному выводу о вреде или пользе этого явления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I глава .
Истоки и проблемы одиночества
      Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная самооценка, тревожность, застенчивость, агрессивность не способствуют нормальной коммуникации. Напряженность, чувство неполноценности, подавленность поддерживают психологию одиночества и связанные с ней состояния.  Истоки проблемы могут корениться и в семейной истории человека, если, к примеру, между родителями и детьми не складывалось отношений, основанных на доверии, а наоборот возникало взаимное отчуждение.  Психология одиночества может выражаться и в том, что на поверхности оказывается проблема отношений, но подсознательно речь идет о более глубоких моментах - например, об отсутствии цели жизни,  которая бы наполнила ее интересным смыслом и содержанием.
 
§1. История одиночества
      Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.
      Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали - животные. Это объединяло и успокаивало.
      Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше.
      Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Эти герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).
      При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.
 
 
 
 
§2.Проблема одиночества
      Проблема  одиночества  занимает  не  только  умы  простых  людей.   На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы,  ученые  и  писатели.  Даже,  несмотря  на  относительно небольшой срок существования психологии  как  обособленной  науки, почти в каждом из ее направлений можно найти  связанные  с  одиночеством  концепции, теории и исследования.
      Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Бывает, что внешне благополучный человек, реализовавшийся и в профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях, ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно ощущает – это чувство совершенно не обязательно отражает реальную ситуацию, - но от этого не делается легче. Одни пытаются укрыться от него в весёлой шумной компании, другие надеются спастись в семье, чувстве любви к своим близким. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен… можно вылечиться любовью»[2].
      Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причём современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Существуют различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т.п.
      Внешняя социальная изоляция не есть одиночество, она лишь может способствовать его появлению или усиливать основные симптомы. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:
1. эмоциональный: чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса;
2. поведенческий: падает уровень социальных контактов, происходит разрыв межличностных связей.
      Одиночество – не просто переживание. Это особая форма самовосприятия, острое самосознание. В повседневном самосознании мы переживаем своё состояние в контексте взаимосвязей. Одиночество как раз и говорит о разрушении этой сети. Одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включённым в какую-то группу или потребность в контакте с кем-либо. Основополагающим выступает чувство отсутствия, потери, крушения; осознание своей исключенности и непонимания другими. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, обречёнными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения носят мучительный характер.
      Одиночество – это разрыв связей, в то время как наши ожидания ориентированы на сохранение этих связей. Одинокий человек чувствует отрыв от прошлого, а также свою ненужность в будущем. Таким образом, если обобщить, то одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывает раскол основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Это определение позволяет развести одиночество, печаль, депрессию, чувство страха.
      На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним – двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
§3. Подходы к пониманию одиночества
      Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью.
3.1. Зарубежные авторы о проблеме одиночества
Зарубежом было немало подходов к вопросу одиночества:
1) Психоаналитический подход (Дж. Зилбург, Х. Саливан, Ф. Фромм-   Рейхман)
Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Дж. Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс)
Подход К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимание на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.
Согласно К. Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
1. Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.
2.    Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
3. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
3) Социально-психологический подход (Д. Рисмен, К. Слейтр)
В отличие от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Д. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного
«Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Д. Рисмен характеризуя американское общество как
«направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».
К. Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.
4)  Интеракционистский подход (Р. Вейс)
Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:
. он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации;
. Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
5)   Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)
Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
6)   Экзистенциальная психология (И.Ялом, К. Мустакас)
Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией.
В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям.
Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.
      Один из представителей этого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира
(«отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
      В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то.
3.2. Отечественные авторы и вопрос одиночества
В нашей стране занимались изучением одиночества как:
1)     социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова). Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела.
2)     изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева).
Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.
Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали - животные. Это объединяло и успокаивало.
Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше.
Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило, полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).
При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.
3)     психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина).
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
      Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
4)     описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).
Пребывание среди людей и наедине с самим собой — две стороны одной медали. Если нам не нравится собственное общество, почему оно должно нравиться другим? Если мы не умеем находить удовольствие в уединении, нам будет трудно наслаждаться обществом других людей. Присутствие других людей, безусловно, придает полноту нашей жизни. Но ни один другой человек не может слиться с нами полностью и разделить уникальный мир наших чувств, мыслей, надежд и воспоминаний. 
Пребывание наедине с самим собой — естественная и ценная составляющая человеческого бытия. Важно различать уединение и одиночество. Одиночество, как правило, приходит извне, и мы лишь можем определить свое отношение к нему. Уединение мы вы­бираем сами. В конечном итоге, в некоторых отношениях мы все и всегда одни.
Одиночество и уединение — это разные переживания. Каж­дое из них может быть потенциально ценным для нас. Одино­чество, как правило, результат каких-либо событий в жизни: смерти любимого человека, решения близкого человека уйти от нас или переехать в другой город, длительного пребывания в больнице или принятия серьезного жизненного решения. Мы можем испытывать одиночество, когда чувствуем, что чем-то отличаемся от других людей. Узкий круг общения или напря­женность отношений могут способствовать появлению ощуще­ния одиночества. Иногда чувство одиночества свидетельствует лишь о том, насколько мало мы прислушиваемся к самим себе и собственным чувствам. Как правило, одиночество приходит извне. Но выбор отношения к одиночеству остается за нами. Если мы позволим себе испытывать чувство одиночества, то мо­жем неожиданно для себя обнаружить в нем внутренний источ­ник силы и творчества.
В отличие от одиночества уединение мы выбираем по собственной воле. В уединении мы находим время, чтобы побыть с самим собой и понять, кем мы являемся на самом деле. У многих людей периодически появляется потребность побыть вдали от людей, чтобы набраться сил, которыми затем можно было бы поделиться с другими. Если мы не оставляем времени для самих себя, заполняя свою жизнь делами и развлечениями, мы рискуем потерять ощущение самих себя. Именно сохранение этого ощущения позволит нам отдавать себя другим: супругам, детям, друзьям и миру в целом.
Уединение может дать нам возможность проанализировать свою жизнь и сформировать взгляд на будущее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II глава.
Психология одиночества
§1. Одиночество как общественный феномен
      Можно выделить два термина одиночества: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор - достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!
      А вот интроверту важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.
      Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени «смешанные». Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.
      Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают... большие города. Жизнь в мег
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.