На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вопросы охраны природы в школьном курсе биологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
 
 
 
 
Биологический факультет
Кафедра зоологии и генетики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По методике преподавания биологии
 
«Вопросы охраны природы в школьном курсе биологии»
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка географического факультета;
специальность география, биология
5 курса ОЗО
Шевчук Светлана Сергеевна
Научный руководитель:
к.б.н., доцент
Усачева Людмила Никифоровна.
 
 
 
 
 
             
Брест, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1. Современные стратегии экологического образования……………….
2. Теоретические аспекты экологического воспитания школьников….
3. Основные направления практической деятельности в учреждении образования
3.1. Научно-исследовательская деятельность в школе………………
     3.2. Работа факультативов, курсов по выбору, кружков ?
  эколого-биологического направления………………………………….
      4. Психопедагогический подход в экологическом образовании………
      5. Правовой аспект в охране природы…………………………………..
      6. Заключение……………………………………………………………..
      7. Список литературы…………………………………………………….
      8. Приложение А…………………………………………………………….
9.Приложение Б

                                                    ВВЕДЕНИЕ
 
Экологическая безграмотность - одна из главнейших причин экологических бедствий и разрушения окружающей природной среды.
В Республике Беларусь с учётом мирового опыта была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы, в том числе материалы Международной конференции в Рио-де-Жанейро (1992), Международного конгресс ”Тбилиси+10’’ (Москва,1987).
Для обеспечения реализации на практике основных положений Концепции образования в области окружающей среды разработана Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды (1999), в которой сформулированы требования к содержанию образования, намечены основные пути достижения целей, стоящих перед системой образования в области окружающей среды.
Система экологического образования, по утверждению белорусских и зарубежных исследователей, должна строиться на принципе непрерывности обучения. Оно достигается в рамках формального образования, которое включает дошкольную, школьную, профессиональную (ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы) ступени, а также послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров [6].
Целью является создание условий для воспитания и развития качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природой и социальной средой, формирования основ экологической культуры.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
          1. воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своей  Родине, национального самосознания;
2. воспитание чувства единства с природой, любви к ней, чувства «природопрекрасного», формирование гуманного отношения ко всему живому, развитие потребности в познании природы, общения с ней;
3. формирование представления о том, что человек - часть природы и его здоровье и жизнь зависят в значительной степени от состояния окружающей среды;
4. воспитание бережного и рационального отношения к окружающим предметам и вещам;
5. воспитание и развитие умений взаимодействовать с социальной и природной средой;
6. формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности, необходимого для овладевания систематическими знаниями не только по биологии но и географии, физике, химии и др. предметам.
Не смотря на активную реализацию национальных и международных образовательных программ, эффективность экообразования  остаётся недостаточно высокой и не удовлетворяет современным требованиям.
 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении его цели необходимости формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В остальных аспектах единства меньше.
Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. В этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.
Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций. Но более существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы».
В первом случае экологическое образование, в соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней и, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования.
Во втором случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективного отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними.
Именно первая ориентация в экологическом образовании (на «природу как среду») получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Тем не менее, в последнее время все больше специалистов приходят к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.
С другой стороны, существуют различные тенденции в ориентации экологического образования в аспекте приоритета формирования тех или иных подструктур экологического сознания.
Первая тенденция характеризуется ориентацией на формирование, в первую очередь, системы экологических представлений. Сторонники этого подхода считают, что именно через экологическое просвещение населения, через усвоение системы экологических знаний, формирование способности видеть комплексные проблемы в области среды (которые могут быть политическими, экономическими, философскими, юридическими, техническими) возможно преодоление экологического кризиса.
Такое понимание целей экологического образования изложено, например, в материалах конференции Организации американских государств по образованию и среде в Северной и Южной Америке (1971) и др. Именно оно является доминирующим в современных образовательных стратегиях.
Вторая тенденция характеризуется ориентацией на формирование, в первую очередь, подструктуры отношений. Сторонники этого подхода считают, что без воздействия на отношение людей к природе решение экологических проблем невозможно, поскольку знания без соответствующего отношения являются лишь «интеллектуальным балластом»: «Для достижения педагогических целей недостаточно ограничиться изучением системы экологических понятий».
Понимание необходимости формирования подструктуры отношений нашло свое отражение, например, в материалах проходившего в Москве международного конгресса «Тбилиси + 10» (1987), в которых целью экологического образования провозглашается «формирование ответственного отношения к природе».
Третья тенденция характеризуется ориентацией на формирование, в первую очередь, подструктуры стратегий и технологий. Сторонники этого подхода считают, что без овладения соответствующими стратегиями и технологиями взаимодействия с природой наличие даже адекватных экологических представлений и сформированности отношения к природе не способно решить экологические проблемы, поскольку человек окажется беспомощным при реализации своих знаний и отношения в практической деятельности.
Эта тенденция нашла свое отражение, например, в материалах заключительного доклада Международной конференции специалистов о научной основе рационального использования и сохранения биосферы (1968 г.) и др.
В соответствии с выделенными тремя стратегическими ориентациями в экологическом образовании существуют три основных подхода к проблеме содержания экологического образования.
Первая («представленческая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, системы экологических представлений. В этом случае экологическое образование, в целом, соответствует следующей схеме:
Дошкольники знакомятся с отдельными объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями живого уголка.
Экологическое образование для младших школьников это углубление элементарных знаний, введение в содержание общего образования экологических аспектов, примеров нерационального использования природных богатств. Главное отличие от предыдущего этапа усвоение фактов уже как научных знаний.
В средних классах изучается питание растений и животных и связанная с этим проблема загрязнения природы химическими удобрениями, создание гидроэлектростанций и применяемые при этом меры по защите «рыбных богатств», ареалы обитания редких животных и растений и организация соответствующих охраняемых территорий и т.п. Экологические проблемы рассматриваются уже в самостоятельных курсах ботаники, зоологии, географии и во внеклассной работе по этим предметам.
Для процесса экологического образования старшеклассников характерна направленность на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного, обобщающего характера. Экологическое образование так же, как и на предыдущем этапе, осуществляется в рамках курсов биологии, географии и, в отдельных случаях, самостоятельного предмета «экология».
Для студентов высшей школы практически не существует концептуально и содержательно выстроенной системы экологического образования, за исключением отдельных предметов в учебных планах высших школ. Но даже когда эти предметы есть, они чаще всего носят узкопрофессиональную направленность, а в учебных программах по другим предметам экологические проблемы если и присутствуют, то представлены фрагментарно и в скромном объеме.
Как правило, при такой ориентации экологического образования в практическом опыте и методических разработках преобладает «излагающий», монологический способ. Учащиеся получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения всего этого материала. Но, как говорил древний мудрец Гераклит: «Многознание не научает уму».
Вторая («отношенческая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе. В этом случае ориентируются на отбор такой экологической информации, включение личности в такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на субъективное отношение к природе.
Именно в рамках данной ориентации осуществляется экологическое образование, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых является антропософское учение Р. Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде каждого растения, каждого животного, каждого человека.
Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной природы и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цветения, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, полностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захватывает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна только для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!» [3].
По мнению педагогов-антропософов, именно занятия естествознанием требуют от ребенка высокого уровня развития душевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру.
Третья («технологическая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, стратегий и технологий взаимодействия с природой. В этом случае ориентируются на включение личности в такое взаимодействие с природой, которое в наибольшей степени предоставляет возможность освоения адекватных экологических стратегий, приобретение необходимых для их реализации умений и навыков (технологий).
«Технологическая» тенденция в экологическом образовании характерна, например, для США. Отличительной особенностью американской образовательной системы является ориентация на экологические проблемы той местности, где живут учащиеся, а не на охрану «природы вообще». Приемы обучения предполагают работу «в поле», а не просто разглядывание кабинетных таблиц. Такая система экологического образования дает весомые положительные результаты: к 1985 году в США насчитывалось около 12 тысяч природоохранных организаций; ежегодно создается до 250 новых. Охрана природы стала даже «образом жизни» многих американцев [8].
Следует отметить, что в последнее время, наряду с развитием этих основных подходов к проблеме содержания экологического образования, приходит понимание того, что комплексное решение проблем экологического образования требует их синтеза в единой целостной системе.
И.Д. Зверев подчеркивает, что необходима концентрации усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни, 2) активизация экологического движения, 3) применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры, 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью, 5) создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях [5].
Д.Н. Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образовании формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что современное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для техникумов, институтов, университетов). Но все они рассматривают природные ресурсы: охрану недр, почв, вод, но не природу! Показательно, что термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным термином «охрана окружающей среды», а по смыслу «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности[7].
Для решения экологических проблем необходимы новые формы экологического образования. «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: «Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке»... Сознание формируется в процессе деятельности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». Д.Н. Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней это воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.
Г.Д. Гачев считает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и «окружающую среду», то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект»[9].
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Он считает, что необходимо развивать научное направление, которое можно обозначить как «экологическая психология и педагогика», специфическим предметом которой является изучение становления и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. На основе таких данных может быть создана экологически ориентированная педагогика[10].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
 
Педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности. Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии.
Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни. Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Основной дисциплиной, формирующей экологическую направленность личности, была и остается биология. В современной системе образования создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в «зеленой лаборатории под открытым небом», в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.
Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа «покорения» природы, стремления «бороться с ее силами», неудержимого использования ее богатств как «неисчерпаемой кладовой», то с позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не должны повториться.
Начиная с 60-х годов, усиливается природоохранительный аспект школьного образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится положительный опыт школ по охране природы. Его характерные черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств; обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.); развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости; взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.
Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего места в природе как ее составной части. В этой связи необходимо как можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.
Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно ? эстетического воспитания. Бездумное, жестокое отношение к природе, стремление только к ближайшей выгоде, потребительство – антигуманны.
Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание а не потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.
Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Органическое включение экологического аспекта в общее образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и особенно к природе. В данном случае необходимо привлечение предметов, выходящих за рамки биологического знания.
В курс обществоведения и истории введены элементы философских и идейно-политических знаний о взаимосвязи общества и природы. В географии освещаются экономические вопросы рационального природопользования. При изучении химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно допустимые границы, необходимые для нормального функционирования живых систем, а так же раскрываются научные основы создания безвредной для окружающей среды технологии современного производства. Однако именно в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на них. Курсы изучения биологических дисциплин следует выстраивать так, чтобы экологическая составляющая являлась обобщением не только уже полученных биологических знаний, но и междисциплинарным обобщением.
Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы. Трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным воздействиям на среду, улучшает ее. Практические занятия на пришкольном участке, привязанные к конкретным опытам по ботанике, дают, тем не менее, возможность обратить внимание ребенка на проблемы формирования агроценозов – и, далее, на глобальные экологические проблемы.
Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко затрагивает ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении, действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой.
Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека (антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы природы, «очеловечить» их, соотнести с возвышенными качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих гармонии отношений с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому практицизму, чего возможно избежать, обращаясь после каждого пройденного раздела к литературной или художественной тематике, связанной непосредственно с предметом обучения.
Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что зависит от возраста учащихся. В детском возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно подросткам, в юности же большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Это дает возможность заинтересовать подростков конкретными исследованиями городских локальных ценозов, не забывая при этом подчеркивать системность наблюдаемых экологических явлений и их влияние на человека в планетарном масштабе.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой [1].
 
3. Основные направления практической деятельности в учреждении образования.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.
В своих методических разработках А. Кудрявцев рекомендует следующие виды работы с детьми, осуществляемые в рамках школьного курса биологии и направленные на формирование у школьников экологического сознания [10].
1. Дополнительные уроки. Это теоретические занятия во внеурочное время, проводимые по самостоятельно разработанной программе (они могут быть обязательным региональным компонентом или частью школьного длительного проекта, а могут и не быть).
2. Экотропы и познавательные экскурсии. Кроме обычных видов экотроп, в эту группу можно также отнести «Дни наблюдения птиц», походы выходного дня и другие похожие мероприятия.
3. Экологические праздники (слеты, игры, тренинги, фестивали, викторины). Как правило, в слетах проходят несколько этапов состязаний и викторин команды из разных школ. Фестивали проводятся по случаю какого-либо общепринятого экологического праздника (Дни Земли, Дни защиты от экологической опасности и т.д.).
4. Выставки и конкурсы. Также чаще охватывают сразу несколько школ города или области. Так, был организован конкурс рисунков (с последующей их выставкой) на тему «Сбережем лес», на котором дети рисовали эскизы аншлагов («Береги лес от огня!» и др.) для дальнейшего их установления в лесу. Другой пример – конкурс по изготовлению оригинальных новогодних игрушек из бытовых отходов.
5. Экологические научно-практические конференции. Проводятся на городском или областном уровне по результатам собственных исследований школьников с последующим изданием материалов.
6. Практические мероприятия. Сюда относятся уборка от хлама пригородных парков и ООПТ, разработка плана озеленения пришкольного участка и посадка деревьев, различные биотехнические работы (развешивание скворечников и подкормка диких животных и др.).
Разумеется, необходима тщательная разработка плана подобных мероприятий для каждой возрастной группы школьников. Так, если выставки и конкурсы будут более интересны для младших школьников, у старших куда больший интерес вызовет научно-практическая деятельность.
3.1 Основные направления эколого–биологической деятельности в учреждении образования
              В наше время люди всё в большей мере осознают, что именно творчество одна из самых важных составляющих профессионального успеха. К сожалению , бытует мнение, что творческие способности являются врождёнными и лишь немногие понимают, что их можно развивать. Каждый человек наделён огромным творческим потенциалом, однако система образования не всегда способствует его развитию. Для того чтобы развить творческое начало в учениках нужно постоянно заботиться о том, чтобы самому не утратить любознательность и открытость всему новому.
              Наряду с учебными занятиями важную роль в развитии творческих способностей и формировании познавательной самостоятельности ребят играет внеурочная работа. Она направлена на поддержание интереса и формирование прочных и глубоких знаний по изучаемому предмету. Занятия прививают любовь ко всему живому, формируют умения принимать экологически грамотные решения в области природоведения, расширяют сферу природоохранной деятельности, помогают в организации исследовательской деятельности.
              Экологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни, как величайшей ценности. Экологическое образование стимулирует работу мысли, развивает самостоятельность мышления, способствует разносторонней творческой деятельности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.
 
3.2 Научно-исследовательская деятельность в школе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.