На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие потребительской кооперации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



1
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации»
на тему «Развитие потребительской кооперации»
 
 
Содержание
 
Введение…………………………………………………….………....……….3
    Возникновение и развитие потребительской кооперации в условиях царской России………………………………………………………………………..5
    Потребительская кооперация в первое десятилетие советской власти………….……………………………………………………………………..14
    Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике………........................................................................................................18
    Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики……………………………………………….……………….21
Заключение……………….…………………………..…………..………...…30
Список используемых источников………………………...……..…………32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в экономической жизни страны, ставшими результатом реформ, проводимых в Российской Федерации в последние десятилетия. В стране формируются новые принципы экономических отношений, к восприятию которых общество подчас бывает не готово. В связи с этим возникает необходимость в альтернативном механизме, который помог бы осуществить более мягкий переход к рыночной экономике.
На современном этапе развития российской экономики одной из эффективных форм предпринимательской деятельности становится кооперация, имеющая в нашей стране богатую историю.
Говоря об актуальности темы, необходимо отметить, что в настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды в части подъема экономики страны.
Борьба с бедностью, нищетой, неблагополучием, является основной задачей образования кооперативных объединений и союзов, а так как для меня не безразлична жизнь и судьба населения.
Целью написания курсовой работы является, изучить развитие потребительской кооперации с древнейших времен до наших дней.
Для изучения данной темы были изучены следующие вопросы:
1.      возникновение и развитие потребительской кооперации в условиях царской России;
2.      потребительская кооперация в первые десятилетия советской власти;
3.      потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике;
4.      потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики.
В курсовой работе использовались литературные источники по заданной теме таких отечественных авторов, как Бланк Г.А., ВахитовК.И., Исаенко Е.В., Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихнович Н.В.
Структура курсовой работы содержит  введение, основную части (4 вопроса), заключение, список использованных источников.
Объем курсовой работы – 33 печатных листа машинописного текста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      Возникновение и развитие потребительской кооперации в условиях царской России
 
История потребительской кооперации России тесно связана с деятельностью декабристов. Политическая деятель­ность декабристов была направлена на установление республиканской власти в России.
Восстание декабристов в 1825 г. по­терпело поражение. Декабристы были осуждены на разные сроки каторги и от­правлены в Сибирь.
В 1827 г. большинство декабристов прибыли в Читинский острог. Скудный тюремный паек не обеспечивал нормаль­ного питания, поэтому декабристы соз­дали «Общий котел» — добровольное объединение с целью организации обще­ственного питания. Для производства сельскохозяйственной продукции (карто­феля, моркови, овощей) декабристы ста­ли заниматься огородничеством.
В 1830 г. декабристы были переведе­ны из Читы в поселок Петровский Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский, Читин­ской области), в котором специально для, них была построена новая тюрьма. В Пет­ровском Заводе декабристы вели много­отраслевую совместную деятельность на кооперативных началах. Свое объедине­ние декабристы назвали артелью. Позд­нее потребительская артель стала назы­ваться Большой артелью, а созданный декабристами ссудосберегательный коо­ператив — Малой артелью. Большая артель декабристов по сво­ей социально-экономической сущности являлась потребительским обществом. Это подтверждается содержанием ее ус­тава [2].
В уставе определены следующие осо­бенности Большой артели— потреби­тельского общества декабристов.
Во-первых, цель потребительской ар­тели декабристов заключалась в удов­летворении личных потребностей ее уча­стников. Для достижения поставленной цели рассчитывалась годовая общест­венная сумма, в состав которой входили денежные взносы членов артели и казен­ный паек муки.
Во-вторых, артель строила свою дея­тельность на началах самоуправления. Исполнительным органом артели была выборная хозяйственная комиссия, со­стоявшая из председателя, закупщика товаров и бухгалтера-казначея. Избирал­ся также огородник.
В-третьих, в артели обеспечивались демократические выборы в органы управ­ления и контроля путем тайного голосо­вания. При этом каждый участник имел право одного голоса.
Устав Большой артели принят об­щим собранием декабристов 2 марта 1831 г. Принятие устава артели свиде­тельствует о том, что 2 марта 1831 г. было учреждено первое потребитель­ское общество России. С этой даты начинается история российской потре­бительской кооперации.
2 марта 2001 г. потребительской кооперации России исполнилось 170 лет.
Наиболее активными лидерами Боль­шой артели были декабристы И. И. Пу­щин, Д. И. Завалишин, Н. В. Басаргин, А. Н. Сутгофф, И. И. Горбачевский.
Артель декабристов получила на­звание Большой артели, потому что она осуществляла многоотраслевую деятельность: общественное питание, розничную торговлю, огородничество, закупку скота, переработку мя­са, пошив одежды и обуви. Кроме то­го, декабристы организовали аптеку, баню, книжно-журнальную артель, на­чальную школу для детей Петровского Завода.
Большая артель просуществовала до 1839 г. В этом году были отправле­ны из острога на поселение оставшие­ся декабристы, осужденные на самый длительный срок тюремного заключения.
Большая артель имела важное зна­чение для развития потребительской кооперации России. Участвуя в дея­тельности Большой артели, декабристы приобрели опыт по организации потре­бительского общества и по ведению со­вместной хозяйственной и просвети­тельной деятельности. Отправленные на поселение, а затем, после амнистии, разъехавшиеся по всей стране, декаб­ристы распространяли опыт своего по­требительского общества. Непосредст­венно в Петровском Заводе в 1864 г. декабрист Иван Горбачевский и управ­ляющий заводом Афанасий Першин ор­ганизовали одно из первых независи­мых, открытых потребительских об­ществ России [3].
После отмены крепостного права в 1861 г. в России стал развиваться капи­тализм. Росли фабрики и заводы, уве­личивалась численность рабочего класса. Обнищавшие крестьяне попол­няли его ряды. Положение рабочих было крайне тяжелым. Заработная плата рабочих в основном выдавалась товара­ми из фабричных лавок. И фабричные лавки, и частные лавки продавали то­вары дорого и не всегда хорошего ка­чества.
С целью защиты от эксплуатации в сфере приобретения потребительских товаров рабочие стали создавать потре­бительские общества. Правительство разрешало создавать кооперативы.
Значительное влияние на развитие потребительской кооперации в России оказали идеологи кооперации, особенно Николай Чернышевский. Он писал о коо­перации в художественных и научных произведениях. В 1860 г. в журнале «Со­временник» были помещены статьи об английском Рочдейлском обществе справедливых пионеров и английском идеологе Роберте Оуэне.
Таким образом, после отмены крепост­ного права в 1861 г. в России стали фор­мироваться следующие предпосыл­ки для создания и развития потребитель­ских обществ:
1.                 социально-экономические пред­посылки, включающие развитие капи­тализма и появление социальных слоев населения, нуждающихся в кооперати­вах;
2.                 юридические предпосылки, которые обеспечили трудящимся право на созда­ние своих хозяйственных предприятий, включая потребительские общества;
3.                 идеологические предпосылки, ко­торые способствовали распространению кооперативных идей среди демократиче­ски настроенного населения [1].
В первые десятилетия после отме­ны крепостного права создавались как зависимые, закрытые, так и независи­мые, открытые потребительские обще­ства.
Типичным, зависимым закрытым ра­бочим кооперативом России было Кыновское потребительское общество, возник­шее в 1864 г. в поселке Кын Пермской области. Этот кооператив России был одним из первых кооперативов, получив­ших регистрацию в органах государст­венной власти.
Местные торговцы продавали насе­лению товары по завышенным ценам. Осенью 1864 г. предметом безудерж­ной спекуляции стал чай. В связи с этим группа работников завода организовала складчину для оптовой закупки чая. По­купка чая в складчину обошлась намно­го дешевле, и кыновцы стали приобре­тать тем же способом некоторые дру­гие товары. Убедившись, что путем со­вместных закупок можно приобретать товары по более низким ценам, они ос­новали общество потребителей. Перво­начальный капитал для создания обще­ства дал граф Сергей Строганов (вла­делец чугунолитейного завода). В 1867 г. общество открыло лавку, в которой ста­ло продавать товары рабочим и слу­жащим завода по значительно более низким ценам, чем частные торговцы. 11 сентября 1870 г. был утвержден Ус­тав Кыновского потребительского об­щества и проведено собрание, на кото­ром председателем правления был из­бран управляющий заводом Николай Рогов [4].
Кыновский кооператив — это зависи­мый закрытый кооператив.
Зависимость от графа С. Строганова, который поддерживал кооператив креди­тами, привела к тому, что в правление кооператива входили только работники заводоуправления.
Так как управление кооперативом осуществляли представители админи­страции завода, то рабочие не считали кооператив своим предприятием. Под­тверждением этому является следую­щий факт: с 16 по 17 мая 1877 г. горели лавки с товарами, однако рабочие пре­жде выпрашивали поденную плату и лишь потом приступали к тушению по­жара.
Кыновский кооператив — закрытый кооператив, потому что его членами могли быть только рабочие и служащие завода. Если работников увольняли с завода, то одновременно они исключа­лись из кооператива.
Кыновский кооператив продавал то­вары своим членам в кредит, при этом расчет осуществлялся через кассу заво­да. Рабочие часто оставались должны кооперативу, а значит, и заводу, за полу­ченные в кредит товары, поэтому редко получали заработную плату. Таким об­разом, усиливалась зависимость коопера­тива от графа. Зависимость от владель­ца завода вызывала недовольство рабо­чих кооперативом.
В то же время кооператив был выгод­ным предприятием как для рабочих и служащих, так и для графа С. Строга­нова.
Во-первых, кооператив ограждал ра­бочих от торговой эксплуатации купцов- лавочников и давал им возможность луч­ше питаться и одеваться.
Во-вторых, кооператив, накопив капи­тал, стал осуществлять просветитель­ную деятельность.
В-третьих, если рабочие лучше пита­лись, не отвлекались для поездок за по­купкой товаров, то производительность их труда повышалась. В этом были за­интересованы и рабочие, и владелец за­вода.
Торговая деятельность Кыновского потребительского общества развивалась успешно. В 1899 г. общество имело пять собственных магазинов (лавок). В этом же году была погашена ссуда, взятая у владельца завода, и общество получило некоторую самостоятельность [13].
Одним из первых независимых, от­крытых потребительских обществ в России было общество, организован­ное в 1864 г. в Забайкалье в посел­ке Петровский Завод (ныне г. Петровск — Забайкальский) декабристом И. И. Горбачевским и его другом куз­нецом А. П. Першиным. В апреле это­го же года была открыта лавка по тор­говле продуктами. Поводом для откры­тия общественной лавки послужило при­нятое волостным сходом решение о вы­селении с поселка Петровский Завод торговцев, продававших мясо по очень высокой цене. Кооператоры Петровско­го Завода учли опыт Большой артели декабристов и Рочдейлских пионеров и организовали независимое, открытое потребительское общество.
Независимость обществу была обеспечена при его создании — началь­ный капитал собрали члены общества (пайщики); они же избрали органы управ­ления [6].
Открытость общества означала, что все жители поселка могли по жела­нию стать его членами.
Принципами создания и деятельно­сти потребительского общества в Пет­ровском Заводе были следующие:
?                 добровольное и открытое членст­во;
?                 доступное членство (доступный паевой взнос);
?                 демократическое управление (управление кооперативом осуществля­ли лица, избранные пайщиками);
?                 демократический контроль (для ведения контроля пайщики избрали реви­зионную комиссию);
?                 продажа товаров за наличный рас­чет, а не в кредит;
 
?                 продажа товаров чистым весом, полной мерой, без обсчета покупателей;
 
?                 вежливое обслуживание в магази­нах общества.
Деятельность общества в интересах своих членов (пайщиков) стала при­мером для создания в Забайкалье потребительских обществ железно­дорожников, почтовых работников, офи­церов, общегражданского Забайкаль­ского потребительского общества и других.
В первое десятилетие после отмены крепостного права в России наряду с ра­бочими возникали всесословные потре­бительские общества, объединявшие чиновников, ремесленников, духовенство и другие слои населения.
Почти одновременно с рабочими и всесословными обществами стали созда­ваться и сельские потребительские об­щества. В 1869 г. такое общество было создано в станице Усть-Медведицкой (Ростовская область), в 1870 г. — в селе Ошта (Вологодская область). Социаль­ной основой сельских потребительских обществ являлись преимущественно пай­щики-крестьяне [1].
Возникновение первых потребитель­ских обществ представлено в таблице 1.
Таблица 1
Первые потребительские общества России
Год образования
Название потребительского общества
Местонахождение (современное название
 
 
области, края, республики)
1
2
3
1831
Большая артель декабристов
Читинская область, Петровск-Забайкальский
 
 
1864
Кыновское общество потребителей
Пермская область
1864
Петровск-Забайкальское потребительское общество
Читинская область, Петровск-Забайкальский
1865
Потребительское общество ремесленников, Санкт-Петербург
Ленинградская область
1868
Спасско-Затонское потребительское общество
Татарская республика
1868
Потребительское общество «Бережливость»
Нижегородская область
1868
Потребительское общество «Подспорье»
Калужская область
1869
Усть-Медведицкое потребительское общество
Ростовская область
1870
Оштинское сельское потребительское общество
Вологодская область
1877
Коломенское потребительское общество
Московская область
1894
Ракитянское общество потребителей
Белгородская область
1895
Рыльское общеетво потребителей
Курская область
1894
Орловское потребительское общество служащих в казенных и общественных учреждениях
Орловская область
 
 
 
1895
Красноярское общество потребителей
Красноярский край
1897
Псковское общество
потребителей (служащих в казенных учреждениях)
Псковская область
 
 
 
1898
Астраханское товарищество братьев Нобель
Астраханская область
1900
Рязанское экономическое общество офицеров
Рязанская область
 
Как видно из таблицы 1, к концу XIX в. потребительские общества были созданы в разных регионах России.
Начав с торговли, первые потреби­тельские общества постепенно развива­ли многоотраслевую хозяйственную и социальную деятельность.
Многие потребительские общества России занимались просветительной деятельностью. Например, Калужское потребительское общество «Подспо­рье», устав которого был утвержден 6 ноября 1868 г., открыло книжный мага­зин, библиотеку с читальным залом. Средства для библиотеки и читальни кооператоры собирали у всех жителей Калуги, заинтересованных в просвети­тельной деятельности. Благородное дело кооператоров поддержали местные уче­ные; редакции журналов и газет; некото­рые государственные учреждения. Пе­тербургские книготорговцы предостав­ляли обществу 20% скидки с розничной цены; это позволило кооператорам кон­курировать с местными торговцами кни­гамии [13].
Таким образом, первые потребитель­ские общества России осуществляли дея­тельность в интересах пайщиков с целью удовлетворения материальных, социаль­ных и культурных потребностей членов свои
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      Потребительская кооперация в первое десятилетие советской власти
 
Потребительская кооперация после революции в октябре 1917 г. Начало повторного огосударствления кооперации.
В октябре 1917 г. под руководством партии большевиков в России была осуществлена революция (переворот). Началась национализация земли, крупной промышленности, банков, оптовой торговли.
Делать первые шаги новой власти приходилось в трудных условиях разрухи экономики. По-прежнему обесценивались деньги, в городах катастрофически не хватало хлеба и других продуктов питания. В этой обстановке был образован Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод). Что касается осуществления государственной монополии на хлеб, ткани, керосин и другие товары, то она явилась продолжением политики Временного правительства; политику большевистского правительства принципиально отличал главным образом классовый подход к снабжению населения. Введение строгого учета и контроля за производством и распределением продуктов и товаров являлось одной из очередных задач советской власти. Собственного аппарата распределения государство не имело, так называемые советские лавки только начали создаваться, на частнокапиталистическую торговую сеть большевики не рассчитывали.
Поэтому для налаживания снабжения населения они ре шили использовать уже существующий разветвленный аппарат потребительской кооперации. Однако кооперативы объединяли далеко не все население и обслуживали преимущественно своих членов [1].
Советское правительство поставило задачу преобразовать кооперативный аппарат и использовать его в интересах удержания власти и «строительства социализма». При этом новоявленная диктатура обнаружила стремление отбросить самодеятельную сущность кооперации и игнорировала ее демократические принципы. 10 апреля 1918 г. Совет народных Комисаров РСФСР утвердил декрет «О потребительских кооперативных организациях». На кооперацию возлагалась обязанность быстрейшего кооперирования всех трудящихся, причем для бедных слоев был уменьшен вступительный взнос. Еще до начала первой мировой войны российские кооператоры наметили организацию кооперативного института как образовательного и научного центра, в ряде городов проводились кооперативные курсы.
Важнейшее значение имела хозяйственная деятельность потребительской кооперации. Городское население через потребительские общества обеспечивалось классовым пайком, который был дифференцирован в зависимости от социального положения снабжаемых. Сельские жители снабжались в порядке обмена фабрично-заводских изделий на сельскохозяйственные продукты [3].
Советское государство, оказавшееся в кольце фронтов гражданской войны, с конца 1918 г. начало осуществлять чрезвычайные меры, получившие название политики «военного коммунизма»
Одной из таких мер стала принудительная продовольственная разверстка, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков продуктов, а на деле и части самого необходимого минимума на питание их семей. От национализации крупных предприятий власть перешла также к национализации средних и мелких. Значительная часть промышленных предприятий Центросоюза тоже подверглась национализации. Частная торговля была запрещена (сохранился нелегальный, «черный» рынок). В централизованном распределении продуктов среди населения объективно повышалась роль потребительской кооперации. Потребительская кооперация участвовала в заготовках сельскохозяйственных продуктов: в основном в порядке государственной продразверстки и лишь в незначительных количествах самостоятельно.
Ценой реорганизаций 1918-1920 гг. явилось ослабление системы потребительской кооперации.
После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Политика «военного коммунизма», которая совершенно не оставляла места для хозяйственной инициативы людей труда, в марте 1921 г. была заменена новой экономической политикой (нэп). Из тактических соображений государство отказалось от военно-административного принуждения как единственного метода управления хозяйством и обществом. Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог. Он был меньше прежней разверстки. Допускалась торговля остающимися у крестьян после налога продуктами. Это заинтересовывало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его продуктивности, а в конечном счете стимулировало подъем всей экономики страны. Государство попыталось внедрить товарообмен (натуральный обмен) между промышленностью и сельским хозяйством.
В такой обстановке государство возложило на потребительскую кооперацию задачи развития товарообмена (затем торговли), обеспечения смычки между промышленностью и сельским хозяйством, упрочения союза рабочих и крестьян, вытеснения нэпманов с рынка, улучшения снабжения населения, укрепления кооперативного хозяйства, подготовки крестьян к производственному кооперированию, проведения культурно-просветительной работы. Одни из этих задач были потребительской кооперации близки и понятны, другие являлись чисто политическими и ей несвойственными. Кооперация без предоставления ей известной свободы хозяйствования и экономической поддержки государства с возложенными задачами справиться не могла. С целью лучшего снабжения своих пайщиков потребительская кооперация развивала и собственное производство – кондитерское, мукомольное и др [6].
Этой же цели служила торговля Центросоюза с зарубежными фирмами и кооперативными организациями. Основу экс порта составляли сельскохозяйственные продукты и сырье, из других стран импортировались промышленные товары и оборудование.
Уделялось внимание подготовке кооперативных работников. Кадры потребительской кооперации пополнялись выпускниками Высших практических курсов Центросоюза, кооперативных техникумов, кооперативных отделений промышленно-экономических техникумов, школ-магазинов, сред них школ с кооперативным уклоном, школ конторского и торгового ученичества.
Потребительская кооперация проводила воспитательную и просветительную работу среди населения. Речь идет о кооперативных библиотеках, лекционной пропаганде, издании книг, брошюр и газет, демонстрации пайщикам первых «немых» кинофильмов, художественной самодеятельности, кружках по интересам и т. п.
Важную роль в организации всей этой работы играли кооперативные инструкторы, а расходы, связанные с ее про ведением, покрывались за счет средств культфонда. Кооперативные организации открывали и содержали сотни пунктов ликвидации неграмотности пайщиков [4].
В этой связи уместно привести характерный эпизод 22 июня 1939 г. в Москве было проведено Всесоюзное совещание работников потребительской кооперации. С большой речью на совещании выступил один из советских руководителей Михаил Калинин (1875-1946), который произнес много правильных слов о культуре торговли и задачах кооператоров. В то же время «всесоюзный староста» не преминул упрекнуть кооперативных работников в том, что примерно половину товарооборота потребительской кооперации «составляет торговля хлебной продукцией. Мне кажется, – продолжил он, – что такая структура вашего товарооборота говорит о значительной примитивности, о низком культурном уровне торговой деятельности всей системы потребительской кооперации»
 
3. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике
 
Проводимая правительством России экономическая реформа изменила поли­тическую и экономическую ситуацию в стране. Продвижение в рыночную эконо­мику проходит болезненно, порой проти­воречиво. Это испытывает на себе по­требительская кооперация.
В первые годы реформ (1991 — 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, соци­ально-экономических и идеологических предпосылок для своего развития.
Отсутствие правовых предпосы­лок — закона о потребительской коопе­рации — ставило под вопрос ее сущест­вование. Положение было спасено уси­ленными действиями Центросоюза по разработке Закона «О потребительской кооперации», который был принят в 1992 г. Этим законом государство про­демонстрировало приверженность Рос­сии к многовековой общечеловеческой ценности — кооперативной собственно­сти и кооперативной форме ведения хо­зяйства. Конечно, закон имел существенные недостатки, но в целом этот норма­тивный документ признал общественную необходимость потребительской коопе­рации.
Социально-экономические условия развития потребительской кооперации были неблагоприятными. Общее кризис­ное состояние экономики, и прежде все­го ее агропромышленного комплекса, от­разилось на хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Инфляция, безработица снизили и без того низкие доходы населения, особенно сельского. Спрос на товары сократился. Резко сни­зились объемы деятельности потреби­тельской кооперации. Для уплаты долгов коммерческим банкам и налогов были проданы многие предприятия [11].
Спад объемов деятельности создал значительные проблемы по удовлетворе­нию материальных и социальных потреб­ностей населения.
Идеологические предпосылки разви­тия потребительской кооперации значи­тельно ослабли. Многие руководители кооперативных организаций стали боль­ше внимания уделять хозяйственной деятельности в ущерб социальной на­правленности и интересам пайщиков. Пайщики выходили из потребительских обществ. Это подрывало социальные ос­новы потребительской кооперации.
С 1995 г. условия развития потре­бительской кооперации измени­лись. Потребительская кооперация при­обрела прочное правовое положение. В новом Гражданском кодексе Россий­ской Федерации, введенном в действие с 1 января 1995 г., потребительские и про­изводственные кооперативы признаны равноправными субъектами экономики. В соответствии с Гражданским кодек­сом внесены поправки в Закон «О потре­бительской кооперации» 1992 г., а фак­тически в 1997 г. принят новый Закон «О потребительской кооперации (потреби­тельских обществах, их союзах) в Рос­сийской Федерации». В соответствии с законом изменены уставы каждого по­требительского общества и каждого по­требительского союза [4].
В стране установились более благо­приятные экономические условия для развития потребительской кооперации. Правительство оказывало содействие ее развитию: были снижены налоги, пре­доставлены льготы на оплату электро­энергии, отсрочена оплата долгов ком­мерческим банкам.
Изменилась идеология руководите­лей потребительской кооперации. Они стали больше внимания уделять социаль­ной деятельности, удовлетворению ма­териальных и других потребностей пай­щиков потребительских обществ. Повы­силось участие пайщиков в деятельно­сти потребительской кооперации: эконо­мическое участие, участие в управлении и контроле.
Важную роль в развитии идеологиче­ских предпосылок имело внедрение коопе­ративных ценностей и принципов. Они по­ложены в основу Закона «О потребитель­ской кооперации», уставов кооперативных организаций, применяются в повседневной деятельности руководителей и специали­стов кооперативных организаций [13].
Несмотря на то что к концу XX сто­летия доля потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной тор­говли России составляла около 5%, по­требительская кооперация оставалась крупной социально-экономической систе­мой рыночной экономики.
Потенциальные возможности для ук­репления и развития торговли и других отраслей хозяйственной деятельности системы оставались значительными. Потребительская кооперация имела свы­ше 140 тыс. предприятий, занимавшихся торговлей, общественным питанием, за­готовками, услугами и другой деятель­ностью. В ее организациях трудилось свыше 450 тыс. человек. Потребитель­ская кооперация объединяла 12 млн пайщиков, заинтересованных в развитии потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация представ­ляла единую слаженную систему, объе­диняющую 3350 потребительских об­ществ и свыше 300 потребительских союзов.
Формирование благоприятных пред­посылок способствовало адаптации по­требительских обществ и потребитель­ских союзов к условиям рыночной эко­номики и развитию системы потреби­тельской кооперации.
В XXI в. потребительская коопе­рация вошла как крупная социально- экономическая система, востребован­ная населением и выполняющая необ­ходимую обществу социальную мис­сию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслу­живаемого, в основном сельского, на­селения [10].
Таким образом, продвижение потребительской кооперации в рыночную экономику прохо­дит болезненно и противоречиво. В то же время предпосылки и потенци­альные возможности системы позволяют организациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественным отношениям.
 
4. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система рыночной экономики
 
  Основная задача современной эконо­мической политики Российского государ­ства — формирование социально ориен­тированной рыночной экономики.
Потребительская кооперация являет­ся составной частью рыночной экономи­ки страны, объединяющей некоммерче­ские организации — потребительские общества и их союзы, которым разреше­но заниматься коммерческой деятельно­стью (торговлей, общественным питани­ем, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).
Потребительская кооперация — соци­ально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому явля­ется главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потреби­тельских обществах, их союзах) в Россий­ской Федерации» дано следующее опре­деление системы потребительской коопе­рации:
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [13].
В этом определении четко выражена социальная миссия — главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей членов.
Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организа­ции системы потребительской коопера­ции (каждого потребительского общест­ва и каждого потребительского союза):
?                  потребительские общества соз­даны с целью удовлетворения мате­риальных и иных потребностей своих членов — пайщиков';
?                  потребительские союзы созда­ны с целью удовлетворения матери­альных и иных потребностей своих членов — потребительских обществ и их пайщиков.
Единая социальная миссия потреби­тельских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирова­ние и развитие в единой системе потре­бительской кооперации.
Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяже­нии многолетней истории. Первые потре­бительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовле­творение пайщиков в качественных то­варах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребитель­ские общества долгое время формулиро­вали свою цель узко: удовлетворение по­требностей пайщиков в товарах и услу­гах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветитель­ной деятельностью.
Социальная миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потре­бительской кооперации и образующих ее организаций [11].
Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы — каждого потре­бительского общества и каждого потре­бительского союза.
Социальная миссия требует от орга­нов управления потребительских об­ществ и потребительских союзов приня­тия управленческих решений в интересах пайщиков.
Конкретная социальная миссия потре­бительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщи­кам и работникам хозяйственных пред­приятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правиль­ность решений, которые принимают­ся органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способ­ствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стра­тегических программ.
Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важ­ное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществ­лять деятельность в интересах пайщи­ков, заботиться об улучшении их мате­риального благосостояния, решать соци­альные и культурно-просветительные за­дачи [1].
Потребительская кооперация —
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.