На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социология ргата

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
«Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А Соловьева» 

Кафедра Социологии 
 

Контрольная работа
По дисциплине: Социология 

1 Вариант. 
 
 

Студент гр. ЗТЭП-2-10                                                          Степанов Р.С.
Преподаватель                                                                      Тарасова Г.Н. 
 
 
 

Рыбинск 2011
     1 Часть. Общество  как социальная  система 

     Общество  как целостность 

     Общество  – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным.
     Системным признаком общества является целостность, структурированность,сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи,взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних изменениях.
     Структура – это совокупность элементов  системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п.
     Функциональность  – каждый из элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности.
     Динамизм  –общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, измененияпроисходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом. 
 
 
 

     Проблема  общества в социологии. 

     В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обращаются различные науки и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом. 

     Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитарные науки изучают человека как общественное существо, а естественные – как биологическое, природное. Вместе с тем при изучении социальных аспектов человеческой жизни учитываются биологические факторы, а без учета социальной стороны его жизни не могут быть решены многие вопросы науки и техники. 

     Рассматривая  проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего c другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией,  антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека – это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. 

     Каждая  из названных наук рассматривает  человека своеобразно. Так, философия  подходит к этой проблеме в широком  историко-теоретическом плане. Она  исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии – раздела социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные системы. Социальная психология так же, как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, каким образом он может реализовать свои личностные качества, структуру личности, проблемы межличностного общения и взаимодействия и т.д. 

     Огромный  вклад в современное понимание  человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных  влечений, находящихся за порогом  сознания, прежде  всего сексуальных  инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике человека. Социология не отрицает значения подсознательного и иррационального в поведении человека, но и не преувеличивает значение этого фактора. 

     Человек в социологии рассматривается как  высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности. 

     Вместе  с тем если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”. Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности. 

     Понятие “социальный индивид” употребляется  и в других науках, в частности  в психологии. В психологии под  этим термином понимается представитель рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Это понятие следует отличать от понятия “индивидуальность” (индивидуальностью называется неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида), так же как и от понятия “личность” (деиндивидуализированные социальные качества человека). 
 
 
 
 
 
 

     Признаки общества 

     Общество  обладает следующими признаками: 

     1. Каждое общество имеет имя,  которое часто (но не всегда) становится названием государства. 

     2. Каждое общество имеет историю,  которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. 

     3. Общество воспроизводит само  себя за счет: детей от браков  между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный  членами общества, и сам становится  членом данного общества. Естественно, население может пополняться за счет миграции, однако пополнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной нацией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей. 

     4. Каждое общество является максимальной  единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целостность общества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоятельную государственность и т.д. 

     5. Общество «соткано» из различных  форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны. 

     6. Общество является саморегулируемой  и относительно самодостаточной системой. 

     7. И, возможно главный признак  общества - каждое общество имеет  собственную культуру. Культура  общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. mentalis - умственный) - образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа. 

     Итак, общество можно определить как исторически-конкретную совокупность людей, взаимодействующих  между собой на определенной территории и имеющих общую культуру. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основе социальных связей. 
 

     Социализация  главный механизм само воспроизводства  социальной системы 
 

котором все  ячейки тесно взаимосвязаны и  от деятельности каждой из них зависит  эффективность жизнедеятельности  общества в целом. 

     В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение. 

     Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. 

     Он  включает в себя передачу и овладение  знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. 

     В социологической науке принято  выделять два основных типа социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. 

     Социализация  представляет собой совокупность агентов  и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. 

     Агенты  социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты  социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. 

     В зависимости от типа социализации рассматриваются  первичные и вторичные агенты и институты социализации. 

     Агенты  первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. 

     Агенты  вторичной социализации - представители  администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. 

     Первичные институты социализации — это  семья, школа, группа сверстников и  т. д. Вторичные институты — это  государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий 

     Стадия  адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое  усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
      
     Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.  

     Стадия  интеграции, внедрения в жизнь  общества, которая может проходить  либо благополучно, либо неблагополучно.
      
     Трудовая  стадия. На этой стадии происходит воспроизведение  социального опыта, воздействие  на среду.  

     Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
     Стадии  процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976): 

     Стадия  младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка  играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у  ребенка формируется базовое  доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит  эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка. 

     Стадия  раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта  стадия связана с формированием  автономии и независимости. Ребенок  начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». 

     Стадия  детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок  уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 

     Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности  развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к  знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе. 

     Стадия  отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении. 

     Стадия  юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для  человека становится актуальным поиск  спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с  другими людьми, появляется чувство  близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 

     Стадия  зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны  других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый  труд, заботу о детях, удовлетворена  своей жизнью. 

     Стадия  старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы  эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. 

     На  каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
     В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс  социализации:
     биологическая наследственность;
     физическое  окружение;
     культура, социальное окружение;
     групповой опыт;
     индивидуальный  опыт. 

     Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем  разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. 

     Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. 

     Модель  социализации определяется тем, каким  ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности. 

     Процесс социализации человека продолжается всю  его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина. 

     Социализация  — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. 

     Варианты  системного подхода  к изучению общества 

     Основные  методы исследования в социологии: 

     - наблюдение. 

     События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное.
     Плюсы метода:
         1.Оперативность  получаемой информации
         2.Относительная  дешевизна.
           3.Возможность использовать  метод в экстремальных ситуациях. 

     Минусы  метода:
         1.Невозможность  повторного исследования
           2.Наблюдение дает информацию  преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены.
           3.Возможны ошибки из-за  эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта. 

  - анализ документов. 

     Особенности применения документ. информации  используется в том случае когда у  исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой
реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не
может изменить форму изучаемых документов.
     Виды  документов:
         1.По  форме изложения (статистические и вербальные)
           2.По общей значимости (официальные, неофициальные)
           3.По способу фиксации информации (письменные, графические, фонетические, видео- и кинодокументы).
     При анализе документов необходимо обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое содержание, возможный резонанс.
     Плюсы метода:
           1.Стабильное состояние  объекта исследования
           2.Получение информации  не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания.
           3.Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.
           Минусы метода:
           1.Выводы исследователя   строятся на основании вторичной  информации, которая может быть искаженной.
   2.Язык документа не совпадает с языком исследователя. 

    - опросные методы. 

     Виды  опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое  тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. 

       По месту проведения различают: опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий. 

     Фазы  опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса. 

     Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах, оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые, закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные). 

     Правила построения вопросов:  

     1.Вопрос  не должен содержать ожидаемый  ответ или определенным образом стимулировать его  (Изучение социологии расширяет кругозор человека ?  Да, Нет, Не знаю)
     2.Вопрос  не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным .  А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю)
     3.Вопросы  должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”)
     4.Количество  вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого
     5.Вопрос  и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).
     Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что делать с анкетой, благодарность.  

     Основная  часть: расположение вопросов (контактные,
сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая”  техника (общий
открытый, блок закрытых, открытый на уточнение).  

     Социльно-демографическая часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная идентификация (семья), национальность, место жительства. 

     Правила группового анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы, ненавязчиво контролировать поведение аудитории  (обсуждения, подсказки друг- другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет.  

     Анализ  завершается  подготовкой  отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования. 

     Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме,теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. 

     Аналитический раздел - содержит результаты анализа  полученных данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения. 
 

     Устойчивость  социальной системы 
 

     Условия структурной устойчивости социальной организации 

     1. Система общепринятых норм и  общезначимых ценностей, постоянных образцов и стандартов социального поведения (то, что, согласно Т.Гоббсу, стало содержанием “общественного договора”, а, по Парсонсу, — условием социального равновесия). Эти нормы, целенаправленно вводимые в отношения между социальными субъектами, намеренно носят безличный, однозначный характер. 

  С этой позиции организация общества представляет собой систему институционализированных социальных отношений, которые складываются в процессе человеческой деятельности на основе и по поводу удовлетворения базовых потребностей во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социокультурной). 

  Отсюда возникает исследовательская проблема: каким образом взаимодействие между индивидами оказывает влияние на формирование социальной структуры, и как, в свою очередь, социальные структуры, выступающие в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. 

  Структурные свойства не изменяют себя сами. «Движущими частями» причинных взаимоотношений в социальных системах являются индивиды. П.Сорокин писал по этому поводу: «…общество, или коллективное единство, как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы не взаимодействующих людей, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но вопреки реализму общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов». 

  И, наоборот, структура в определенной степени ограничивает свободу индивида, корректирует его поведение в соответствии с установленным организационным порядком. Место, занимаемое индивидом в социальной структуре, определяет степень его допуска к легитимированным средствам удовлетворения собственных интересов и потребностей. 

  Безусловно, не все социально значимые отношения институциализированы, некоторые элементы социальной среды не могут быть формализованы в принципе. Организационные связи и процессы самопроизвольно, непреднамеренно возникающие, будут рассмотрены в следующем разделе. 
 
 
 

     2. Наличие общих однородных отношений. 

     Понятие однородности (неоднородности) мы используем как показатель наличия определенной степени сходства (различия) между элементами и частями системы. Относительная однородность организационного материала — гарантия устойчивости системы. «Связь создается элементом действительно общим, одним и тем же, входящим в оба комплекса»..,- замечает А.Богданов, — «…Если две соединяемые вещи не имеют общих элементов, то их строение нужно изменить так, чтобы общие элементы оказались налицо, если есть такие элементы, способные к слиянию — привести обе вещи к такому состоянию, чтобы эти элементы стали общими».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.