На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухучет основных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и разного вида основных средств.
На сегодняшний день многие предприятия испытывают большие трудности в области использования основных производственных фондов. Это, прежде всего, объясняется сильной изношенностью большей части оборудования, машин, станков, транспортных средств не только морально, но и физически. Из-за недостатка финансирования очень часто предприятия испытывают затруднения с обновлением основных фондов, а это, в свою очередь, ведет к низкому уровню производительности труда, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рентабельности предприятия.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является качественная и максимально грамотная организация бухгалтерского учета основных средств.
Бухгалтерский учет на предприятии представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в стоимостной оценке об основных средствах, обязательствах, возникающих по их поводу, и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.
Рыночная экономика в России развивается стремительными темпами, что приводит к постоянному изменению законодательства, регулирующему рыночные отношения. Об этом свидетельствуют существенные изменения, связанные с постепенным переходом отечественного бухгалтерского учета на международные стандарты. Применительно к бухгалтерскому учету основных средств эти изменения связанны с введением в действие:
- новых Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств;
- нового плана счетов;
- с появлением новых нормативных документов, регламентирующих правила бухгалтерского учета основных средств;
- новых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств.
Учитывая перечисленные обстоятельства, изучение современного состояния бухгалтерского учета основных средств является, несомненно, актуальным вопросом, поэтому именно этой проблеме и посвящена данная курсовая работа.
Теоретической и методической основой для данной курсовой работы послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских ученых по проблемам организации бухгалтерского учета.
Основной целью курсовой работы является наиболее полное и достоверное отражение состояния  бухгалтерского учета основных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие основных средств, их классификация и оценка.
     Учету и правильному отражению основных средств в отчетности предприятий и организаций уделяется первостепенное внимание, так как по объему имеющихся и используемых объектов основных средств можно судить о размерах компании, возможностях и перспективах ее развития.
Под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего двенадцать месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев [19, с.141].
Основными документами, регулирующими учет основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (ПБУ 6/01 с изменениями и дополнениями), а также Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» при принятии к учету активов в качестве основных средств необходимо выполнение следующих условий:
- во-первых, актив должен использоваться в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужд организации;
-  во-вторых, активы должны использоваться в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
-  в-третьих, организация не предполагает последующую перепродажу данных активов;
-  в-четвертых, актив способен приносить экономические выгоды организации в будущем.
Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит организации доход. Следует отметить, что для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объема работ в натуральном выражении, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Основные средства предприятий разнообразны по своему составу и назначению, поэтому для правильной организации учета объектов основных средств необходима их классификация.
Существуют разные классификации основных средств, в основе которых лежат те или иные признаки: по отраслевому признаку, по видам, по степени использования, по принадлежности и по назначению объектов основных средств. Кратко рассмотрим каждый из них.
Благодаря классификации основных средств по отраслевому признаку, можно получить данные об их стоимости в каждой отдельной отрасли. В связи с этим, основные средства подразделяются на объекты, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, в торговле и общественном питании, в здравоохранении, образовании, культуре и т.д.
Наиболее значимым источником, который содержит информацию о финансовом состоянии организации, является бухгалтерский баланс. Для представления информации об основных средствах в названной форме отчетности необходимо их классифицировать. При этом подходы и признаки к группировке основных средств по требования российского бухгалтерского учета и по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) существенно различаются [26, c.29].
В данной работе, для сравнения двух различных вариантов классификации основных средств, рассмотрим каждый из них.
В соответствии с требованиями российского бухгалтерского учета, объекты основных средств группируются по видам, по назначению, по степени использования, в зависимости от имеющихся прав на объекты основных средств.
Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета, в связи с чем, основные средства подразделяются на следующие группы:
1)     здания, сооружения, передаточные устройства;
2)     рабочие и силовые машины и оборудование;
3)     измерительные и регулирующие приборы и устройства;
4)     вычислительная техника;
5)     транспортные средства;
6)     производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
7)     рабочий, продуктивный и племенной скот;
8)     многолетние насаждения и др.
По степени использования основные средства делятся на объекты, находящиеся в эксплуатации, в запасе, в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, а также на объекты, находящиеся на консервации.
В зависимости от имеющихся прав основные средства делятся:
1) на объекты, принадлежащие организации на праве собственности, в том числе и сданные в аренду;
2) на объекты, находящиеся у организации в оперативном управлении и хозяйственном ведении;
3) на объекты, полученные организацией в аренду; в безвозмездное пользование; в доверительное управление.
По назначению основные средства подразделяются на:
1) средства производственной сферы: машины, станки, инструменты, здания цехов и т.д.
2) средства сферы обращения: торговое оборудование, торгово-складские здания и т.п.
3) непроизводственные основные средства (не участвуют в процессе производства и не используются в сфере обращения, но предназначены для культурно-бытовых нужд коллектива организации): стадионы, медицинские пункты, дома культуры, детские сады и т.п.
Хотелось бы отметить, что к основным средствам нельзя относить следующие объекты:
- машины, оборудование и прочее подобное имущество, которое числится на складе организации-производителя в качестве готовой продукции или у торговой организации в качестве товара;
- предметы, которые сданы в монтаж или подлежат монтажу, но еще находятся в пути;
- капитальные и финансовые вложения [7, п.3].
Теперь рассмотрим классы основных средств, рекомендованные МСФО 16 «Основные средства». В пункте 37 указанного стандарта содержится определение класса, включающее в себя группу активов, которые являются одинаковыми по содержанию и по характеру их использования в операциях организации. Примерами классов активов являются:
1)     земельные участки;
2)     здания;
3)     машины и оборудование;
4)     водные суда;
5)     воздушные самолеты;
6)     автотранспортные средства;
7)     мебель и элементы инженерного оборудования;
8)     офисное оборудование [26, c.30].
В Финансовой отчетности, которая подготовлена по МСФО, раскрывается также следующая информация в отношении каждого вида основных средств:
1) наличие и степень ограничений прав собственности и стоимость основных средств, переданных в залог в обеспечение обязательств;
2) балансовая стоимость временно простаивающих основных средств;
3) валовая балансовая стоимость полностью амортизированных, но еще используемых основных средств;
4) балансовая стоимость основных средств, активная эксплуатация которых прекращена и которые предназначены для выбытия.
Приведенная выше информация говорит о том, что российскими нормативными документами не установлены классы для основных средств. Традиционная классификация, применяемая российскими организациями, представляет собой перечень имущества, которое подлежит учету в качестве основных средств, если отвечает установленным требованиям. В отличии от классом МСФО, этот перечень не содержит класс мебели и офисного оборудования.
По мнению авторов статьи «Классификация основных средств в соответствии с российскими нормативными документами и МСФО», при отражении долгосрочных активов в бухгалтерском балансе необходимо применять следующую классификацию объектов:
1)                           используемые в каждом из видов осуществляемой деятельности
(торговле, производстве и др.), если такое разграничение возможно произвести;
2)                    эксплуатируемые в нескольких видах деятельности одновременно;
3)                    сданные в аренду;
4)                    переданные в залог;
5)                    временно не приносящие доход;
6)                    предназначенные для выбытия.
Перечень информации об объектах основных средств, подлежащей раскрытию, который оговорен в ПБУ 6/01, не включает наиболее важные разделы, среди которых: переданные в залог; не приносящие доход; используемые, но полностью амортизированные [26, c.30].
Проанализировав два варианта классификации основных средств, хотелось бы сделать вывод о том, что при составлении бухгалтерского баланса наиболее детальную и объективную информацию способна дать все-таки классификация объектов основных средств в соответствии с МСФ0.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухгалтерского учета основных средств является отдельный инвентарный объект. Под инвентарным объектом подразумевается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, сохраняющийся за данным объектом на протяжении всего времени его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Если один объект имеет несколько частей, у каждой из которых разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Инвентарный номер обозначается на учитываемом предмете и  в обязательном порядке указывается в документах, связанных с движением основных средств.
     По каждой классификационной группе основных средств инвентарным объектом считается:
1) по зданиям - каждое отдельно стоящее здание с его системой коммуникаций (отопление, водо-, газопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и др.);
2) по сооружениям - каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими вместе с ними одно целое (мост вместе с опорами, лестницами, подъездами и подходами к нему);
3) по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
4) по силовым машинам и оборудованию - каждая силовая машина с фундаментом, индивидуальным заграждением, приборами, принадлежностями и приспособлениями;
5) по рабочим машинам и производственному оборудованию - каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав принадлежности, приспособления, приборы, ограждения, а также фундамент, на который смонтирован инвентарный объект;
6) по транспортным средствам - каждое транспортное средство, включая относящиеся к нему принадлежности и приспособления (например, грузовой автомобиль, с запасными колесами, камерой, покрышками и набором инструментов);
7) по инструментам - каждый предмет, который имеет самостоятельное значение и не является составной частью какого-либо инвентарного объекта (машины, станка, оборудования, аппарата и др.).
     Инвентарные номера сохраняются в течение всего периода эксплуатации объекта основных средств. Если же объект выбывает (списывается, продается и т.п.), то его инвентарный номер вновь поступившим объектам основных средств присваивается не ранее, чем через 5 лет после выбытия предыдущего инвентарного объекта.
Для целей бухгалтерского учета существует три вида оценки объектов основных средств:
- по первоначальной стоимости;
- по текущей восстановительной стоимости;
- по остаточной стоимости.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальной стоимостью основных средств, которые были приобретены за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение и изготовление.
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств являются [7, п.8]:
1)               суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику,
также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
2)               суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по
договору строительного подряда и иным договорам;
3)               суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
4)               таможенные пошлины и таможенные сборы;
5)               вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через
которую приобретен объект основных средств и другие затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.
Следует отметить, что первоначальной стоимостью основных средств, которые были внесены учредителями в счет вклaда в уставный капитал организации, признается их денежная оценкa, которая была согласована с учредителями организации.
Если организация получила объект основных средств по договору дарения, то его первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Первoначальной стоимостью oбъектов основных средств, которые были получены по договору, предусматривающему оплату неденежными средствами, признается стоимость ценностей, которые были переданны или подлежали передаче организацией. При этом стоимость ценностей (товаров) устанавливается исходя из цены, по которым организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей (товаров).
Изменение первoначальной стоимости oбъектов основных средств допускается только в случае достройки, реконструкции, модернизации, переоценки или частичной ликвидации.
Восстановительная стоимость основных средств образуется по результатам переоценки; остаточная же стоимость определяется, как разница между первoначальной (восстановительной) стоимостью объектов основных средств и суммoй начисленной амортизации.
Под ликвидационной стоимостью в международной учетной практике понимают оценку основных средств, которая установлена на момент их выбытия, то есть списания с баланса. Ликвидационная стоимость определяется либо бухгалтером с учетом его опыта, либо независимым экспертом-оценщиком. Величина ликвидационной стоимости будет зависеть от предполагаемого срока и интенсивности использования объекта основных средств.
Хотелось бы отметить, что разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью основных средств называется амортизируемой стоимостью. При этом достоверное определение ликвидационной стоимости объекта основных средств и срока его полезного использования позволяет установить норму амортизации.
     Важным, на наш взгляд, является и тот факт, что подходы к определению срока полезного использования объектов основных средств в российской и зарубежной учетной практике различны; это, в свою очередь, приводит к   несовпадению в методике оценки основных средств. Ведь при организации бухгалтерского учета за рубежом сроки использования основных средств и определение норм амортизации устанавливаются предприятиями самостоятельно, а в российской учетной практике они представлены в составе единых норм амортизационных отчислений. Установленный порядок приводит к тому, что сумма амортизационных отчислений, которая относится на затраты текущего отчетного периода, будет напрямую зависеть от источника поступления (резидентов и нерезидентов РФ) и покупной (контрактной) стоимости основных средств. Несомненно, эти два фактора оказывают непосредственное влияние на величину первоначальной стоимости, установленную при вводе объектов основных средств в эксплуатацию [25, c.19].
В заключение первой главы данной работы, обобщив все вышесказанное, хотелось бы отметить и основные задачи бухгалтерского учета основных средств:
- это, во-первых, правильное, полное и своевременное оформление документов и отражение в них движения объектов основных средств;
- правильное определение затрат, которые связаны с поддержанием основных средств в рабочем состоянии, и результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
-  контроль сохранности основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
-   контроль над эффективностью использования основных средств;
-   выявление резервов использования производственных мощностей;
- составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов основных средств;
- своевременное принятие решений о проведении переоценки объектов основных средств;
- достоверное исчисление налогов, связанных с осуществлением хозяйственных операций с основными средствами;
-    выявление излишних и неиспользуемых объектов основных средств;
- контроль за установлением оптимальных сроков полезного использования основных средств, правильностью их оценки и исчисления амортизации [23, c.9].
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Учет поступления и наличия основных средств.
К  бухгалтерскому учету объекты основных средств могут приниматься в следующих случаях: приобретение, сооружение и изготовление за плату; сооружение и изготовление самой организацией; поступление от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступление от юридических и физических лиц безвозмездно; получение государственными и муниципальными унитарными предприятиями при формировании уставного фонда; поступление в дочерние (зависимые) общества от головной организации; оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации; в других случаях.
Основные средства принимаются комиссией, которую назначает и формирует руководитель oрганизации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1 – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а – акт о приеме-передаче здания (сооружения): форма № ОС-1б – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)). При этом общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица [19, c.145].
После того, как акт о приеме-передаче основного средства надлежащим образом оформлен, документ передают в бухгалтерию организации; при этом к акту прилагают техническую документацию, соответствующую данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Бухгалтерия, в свою очередь, на основании этих документов производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств (форма № ОС-6 – инвентарная карточка учета объектов основных средств), после чего техническую документацию передают в технический или иной отдел предприятия.
Первый способ поступления в организацию объекта основного средства – это поступление его от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, которое оформляется следующими первичными документами: решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в денежной форме, акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств, акт (накладная) приемки-передачи объекта основных средств по форме ОС-1.
Поступление вклада в уставный капитал организации, как объекта основных средств, производится по следующей записи: Д-т 08 «Вложение во внеоборотные активы» – К-т 75 «Расчеты с учредителями».
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражается как Д-т 01 «Основные средства» – К-т 08 «Вложение во внеоборотные активы» (Приложение 1).
Подобно вышесказанному определяется первоначальная стоимость объектов основных средств, которые были получены при формировании уставного фонда или паевого фонда.
Второй способ поступления в организацию объектов – это покупка основных средств за плату (по договору купли-продажи или поставки); при этом их первоначальная стоимость определяется как сумма затрат, которая непосредственно связанна с этой покупкой. Сначала затраты по приобретению объектов основных средств учитываются по дебету счета 08 (без учета НДС). И только после того, как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, делается проводка: Д-т 01 – К-т 08 (Приложение 2).
Вычет по НДС отражается после оплаты объекта основных средств. Если же фирма не является налогоплательщиком НДС, то сумма этого налога увеличивает первоначальную стоимость основного средства и к налоговому вычету, соответственно, не принимается.
Если объект основных средств подлежит государственной регистрации, то его стоимость отражается в учете двумя способами:
1.      на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
2.      на oтдельном субсчете, открытом к счету О1 (например, «Основные
средства, подлежащие государственной регистрации»).
При покупке основного средства уже бывшего в эксплуатации (например, подержанный автомобиль), первоначальная стоимость определяется также исходя из договорной цены покупки и затрат, связанных с приобретением. Приобретение подержанных основных средств в учете отражается так же, как обычная покупка основных средств. Сумма амортизации, начисленная по объекту основных средств прежним владельцем, при его оприходовании не учитывается. Однако сведения о том, как долго прежний владелец использовал этот объект основных средств, будут полезны при начислении на него амортизации [19, c.149].
Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на едином фундаменте или имеют общее управление, учитывается как отдельный объект основных средств. Но учитывать разные части основного средства как единый инвентарный объект зачастую неудобно, и это невыгодно фирме (например, компьютер). Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Причем эти сроки могут различаться лишь незначительно [7, п.6].

Создание объектов основных средств силами самой организации – третий вариант поступления в организацию основных средств. При этом создание объектов может осуществляться двумя способами:

1.      подрядным (если работы проводят сторонние организации-подрядчики);
2.      хозяйственным (если фирма ведет строительство самостоятельно).
В бухгалтерском учете первoначальная стоимoсть oсновных средств, построенных любым из этих способов, складывается из всех затрат на их строительство и ввод в эксплуатацию (расходы на покупку материалов, приобретение и монтаж оборудования, оплату труда рабочих и т.д.). После того как работы будут завершены, оформляют акт с указанием сметной стоимости строительства. На основании такого акта делают следующие записи:
Д-т 08-3 – К-т 60 - отражена стоимость строительных работ;
Д-т 19-1 -  К-т 60 - отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации [19, c.153] (Приложение 3).
При хозяйственном способе строительные работы фирма проводит самостоятельно и своими силами, не привлекая при этом подрядные организации. Все затраты, которые связаны сo строительством (стоимость строительных материалов, амортизация основных средств, используемых для строительства, заработная плата рабочих и т.п.), также учитываются по дебету счета 08. В учете это отражается так:
Д-т 08-3 – К-т 10 (02, 23, 70, 69, ...) - отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами (Приложение 4).
Стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации облагается НДС. Налоговая база при этом определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение. Дата возникновения обязанности по уплате налога по СМР, выполненным для собственного потребления, определяется как день принятия к учету завершенного капитальным строительством объекта [4, cт.167, п.10].
Сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, если:
1. построен объект производственного назначения;
2. сумма НДС перечислена в бюджет.
Хотелось бы отметить, что если строительство ведется хозяйственным способом, то стоимость основного средства отражают в налоговом учете в том же порядке, что и стоимость готовой продукции на складе, то есть в стоимость включают только прямые расходы [4, ст.257, п.1].
К таким расходам относят: материальные затраты, расходы на оплату труда строительных рабочих, расходы на оплату ЕСН с зарплаты строительных рабочих,  амортизацию по строительным машинам и оборудованию; все остальные расходы считаются косвенными и стоимость основного средства в налоговом учете не увеличивают [4, ст.319, п.2].
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 сумма не подлежащего к вычету НДС, начисленная на стоимость строительно-монтажных работ, для целей бухгалтерского учета должна быть включена в стоимость объекта.
В статье «Международные стандарты, регулирующие учет и отражение в отчетности основных средств», опубликованной в журнале «Аудитор», вопрос о строительстве объекта основных средств хозяйственным способом или сторонним подрядчиком не остался без внимания.
По мнению автора статьи, фактическая стоимость объектов основных средств, созданных своими силами, будет формироваться из цены покупки и всех прочих прямых затрат, при этом цена покупки определяется стоимостью приобретенных материалов. Оплата труда занятого в строительстве персонала, амортизация строительного оборудования, оплата субподрядчиков представляет собой капитализируемые прямые затраты. При этом не допускается включать в стоимость объекта основных средств затраты, не несущие вклада в строительство, такие как оплата времени простоев или передел брака, а также затраты, которые непосредственно со строительством не связаны (например, оплата труда бухгалтера, ведущего учет стоимости строительства) [14, с.39].

Четвертым способом поступления в организацию объектов основных средств можно считать безвозмездное поступление.

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ безвозмездная передача в собственность какой-либо вещи от одной стороны другой является дарением. Однако в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено (за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда) [3, ст.575].
В связи с вышесказанным, организация может безвозмездно получить основные средства, не нарушая при этом Гражданский кодекс, от физического лица, органов власти, от некоммерческой организации и по другим законным основаниям.
В соответствии с пунктами 3,4 ПБУ 6/01 организации должны учитывать безвозмездно полученные средства по их рыночной стоимости. Организация, которая получает безвозмездно объект основных средств, не возмещает из бюджета сумму налога, а включает ее в первоначальную стоимость материальных ценностей, потому что организация не платит за полученные активы и, следовательно, не имеет права на возмещение НДС [4, ст.171].
По безвозмездно полученным основным средствам следует начислять амортизацию. Стоимость объекта основных средств сначала учитывается на счете 98 «Доходы будущих периодов», а затем, по мере начисления амортизации, списывается на счет 91 субсчет «Прочие доходы». Получается, что ежемесячный кредитовый оборот по счету 02 субсчет «Амортизация безвозмездно полученных основных фондов» как раз будет равен сумме, которую следует списывать на внереализационные доходы. При этом, начислять амортизацию по объекту основных средств, полученному безвозмездно, следует с месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию. Основанием для принятия к учету объекта основных средств, переданного безвозмездно, служит акт приема-передачи по форме ОС-1 (Приложение 5).
Проанализировав статью «Международные стандарты, регулирующие учет и отражение в отчетности основных средств», опубликованную в журнале «Аудитор», хотелось бы представить некоторые аспекты статьи в данной работе.
Для объектов основных средств, безвозмездно полученных от исполнительных органов власти и международных межправительственных организаций, цена определяется текущей стоимостью основных средств. Однако при этом организация, по своему усмотрению, может представлять основные средства в балансе за вычетом признанной в учете суммы субсидий в соответствии с МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [14, с.43].

И последний – пятый – способ поступления основных средств в организацию, который будет рассмотрен в данной работе – это приобретение объекта основного средства в обмен на другое основное средство и по договору мены.

В соответствии с действующим законодательством по договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой; при этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен [3, ст.567, п.1,2].
Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными [3, ст.568, п.1].
 
 
Как пишет в своей статье «Переоценка основных средств», опубликованной в журнале «Налоговые известия» Диана Ахметзянова – ассистент кафедры экономического анализа и аудита КГФЭИ – неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов. Это приводит и к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, а для коммерческих организаций еще и к искажению себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. В связи со всем вышеперечисленным, необходимость проведения организациями переоценки своих основных фондов усиливается.
Не чаще одного раза в год коммерческая организация имеет право переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей либо восстановительной стоимости при помощи индексации либо прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам [7, п.15].
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств; приведением первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами на дату переоценки.
Не подлежат переоценке земельные участки и объекты природопользования.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Если организация приняла решение о проведении переоценки, то оформляется соответствующий распорядительный документ, который, в свою очередь, сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке. В перечне рекомендуется указать точное название объектов основных средств, дату приобретения, сооружения, изготовления, дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
В организации также для проведения переоценки необходимо провести проверку наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Основными данными для переоценки объектов основных средств являются:
1) первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если объект переоценивался ранее) по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;
2) сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;
3) документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 1 января отчетного года.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта (Приложение 7).
По словам автора статьи «Переоценка основных средств», о которой говорилось выше, проведение переоценки объектов основных средств для коммерческой организации является правом, а не обязанностью. Переоценивать можно только методом прямой переоценки, который состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Диана Ахметзянова пишет о том, что для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики; сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ; экспертные заключения. Кроме того, приняв решение о проведении переоценки основных средств однажды, организация обязана регулярно ее осуществлять [11, с.28].
В бухгалтерском учете результаты переоценки отражаются следующими записями:
Д-т 01 – К-т 83 – на сумму дооценки объекта основных средств (при переоценке, осуществляемой в первый раз).
Д-т 83 – К-т 02 – увеличение суммы амортизации при дооценке основных средств.
Д-т 84 – К-т 01 – на сумму уценки объекта основных средств.
Д-т 02 – К-т 84 – уменьшение суммы амортизации при уценке основных средств.
Д-т 01 – К-т 84 – увеличение стоимости объекта основных средств, если сумма дооценки объекта основных средств равна сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка (при вторичной и последующей переоценках).
Д-т 83 – К-т 01 - сумма уценки объекта основных средств, в случае образования в организации добавочного капитала за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. 
Д-т 84 – К-т 01 - превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды.
Д-т 83 – К-т 84 - сумма  дооценки при выбытии объекта основных средств [19, с.168].
На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. Ознакомившись со статьей, опубликованной в «Налоговых известиях», хотелось бы отметить следующее. В действительности переоценка основных фондов непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение их рыночной стоимости и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране [11, с.32].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы [19, с.163] (Приложение 6).
Покупатель может принять к зачету уплаченную поставщику основного средства сумму НДС только в размере, исчисленном исходя из балансовой стоимости имущества, которое было передано им по договору мены взамен приобретенного основного средства [4, ст.172, п.2].
В целях избежания потерь, связанных с возмещением НДС, хотелось бы порекомендовать оформление подобных сделок двумя договорами поставки (с одной стороны, на приобретение объекта основных средств, с другой стороны, на реализацию основного средства или прочего имущества). После того как приобретен один объект и реализован другой, по согласованию сторон производится взаимозачет.
В журнале «Главбух» опубликована статья, в которой генеральный директор аудиторской компании ЗАО «Рост» Ольга Емельянова предупреждает о пяти опасностях в учете основных средств. Проанализировав данную статью, хотелось бы кратко рассмотреть две ошибки, наиболее часто допускаемые при учете наличия и движения основных средств.
Во-первых, по недостроенному зданию начислять амортизацию нельзя. Когда предприятие приобретает здание еще в недостроенном или полуразрушенном состоянии и объект не эксплуатируется, а, следовательно, не отвечает одному из критериев (здание не может использоваться в деятельности компании), по которому данный вид имущества может быть включен в состав основных средств, его стоимость нельзя относить на счет 01 «Основные средства». Также нельзя включать этот объект в состав амортизируемого имущества в налоговом учете.
Чтобы в подобной ситуации здание было пригодно к использованию, необходимо провести модернизацию или реконструкцию; и пока соответствующие работы не завершатся, данное имущество следует учитывать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». До этого момента нельзя начислять амортизацию ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, потому что, согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, имущество признается амортизируемым тогда, когда налогоплательщик использует его для извлечения дохода.
Во-вторых, при продаже основного средства нельзя переводить его в состав товаров. Основное средство может признаваться товаром, если организация не предполагает его дальнейшей перепродажи. Но бывает, что фирма приобретает основное средство, использует его какое-то время в своей деятельности, а потом решает перепродать. По словам Ольги Емельяновой, некоторые бухгалтеры считают, что после того, как принято решение о продаже, объект нельзя больше учитывать на счете 01, и переводят имущество на счет 41 «Товары».
Я согласна с мнением автора данной статьи и считаю, что если здание или оборудование использовались какое-то время в качестве основного средства, то при продаже такой объект не становится товаром. Поэтому до тех пор, пока объект основного средства не передан покупателю, его нужно учитывать на счете 01.
Не следует забывать, что если организация приобретает имущество, которое может относиться к основным средствам, но изначально целью покупки является его дальнейшая перепродажа, тогда объект нужно учитывать на счете 41 «Товары».
 
 
 
 
Глава 3. Учет выбытия основных средств
Прежде чем рассматривать выбытие основных средств, хотелось бы рассмотреть такое понятие, как инвентаризация. Инвентаризация является одной из необходимых процедур системы внутреннего контроля на предприятии.
Прежде чем дать четкое определение инвентаризации, как экономической категории, необходимо пояснить, что же такое и инвентарь и как эти два понятия определены в толковом словаре С.И. Ожегова.
Инвентарь – это совокупность вещей, предметов, входящих в состав имущества предприятия, учреждения, а также предназначенных для какой-нибудь определенной цели или работы.
Инвентаризация, по толковому словарю, это опись инвентаря.
Инвентаризация же, как экономическая категория, это способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета. Эта проверка проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. В его 12 статье определены:
1.     цели инвентаризации;
2.     случаи проведения обязательных инвентаризаций;
3. порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Основными задачами инвентаризации объектов основных средств являются:
во-первых, выявление фактического наличия имущества у предприятия;
во-вторых, контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
в-третьих, выявление товарно-материальных ценностей, которые утратили свои первоначальные свойства и, соответственно не нужные организации;
в-четвертых, проверка соблюдения правил хранения товарно-материальных ценностей, правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и прочих объектов основных средств;
в-пятых, проверка полноты отражения обязательств в учете.
Во 2 пункте статьи 12 Закона о бухгалтерском учете определены случаи обязательного проведения инвентаризации основных средств на предприятии. Инвентаризация обязательна при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже имущества; при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; при смене материально-ответственных лиц; при выявлении фактов хищения или порчи имущества; в случае чрезвычайных ситуации: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Важно отметить, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна.
На предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, на которую возлагается организация и контроль проведения всех проверок и инвентаризаций. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества на предприятии создают рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав этих комиссий утверждается приказом руководителя, который регистрируется в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации [19 с.170].
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфином России от 13 июня 1995 г. N 49, в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала инвентаризации проводится проверка следующих документов:
1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета основных средств и прочего имущества;
2. технических паспортов или другой технической документации;
3. документов на основные средства, которые были сданы либо приняты организацией в аренду и на хранение.
Сама же инвентаризация осуществляется в несколько этапов.
Самый первый этап – это подготовительный. На этом этапе материально-ответственными лицами составляются промежуточные отчеты приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации, которые передаются инвентаризационной комиссии.
Второй этап – это натуральная и документальная проверка, то есть проверяется фактическое наличие имущества на предприятии.
Следующий этап – таксировочный. На данном этапе в инвентаризационные описи вносятся денежные оценки имущества по данным первичных документов и бухгалтерского учета.
Четвертый – сравнительно-аналитический этап, на котором проводится сравнение фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. При этом инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации.
Пятый этап – заключительный. Главный бухгалтер и руководитель организации подписывают ведомость одновременно с изданием приказа об утверждении результатов инвентаризации. Выявленные отклонения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. При этом, в соответствии с 3 пунктом статьи 12 Закона о бухгалтерском учете, излишки имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, увеличивая прибыль организации. Недостача имущества, порча в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства, сверх норм – на счет виновных лиц. В случае если виновные лица не установлены либо во взыскании с них убытков отказано судом, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты организации, что, в свою очередь, уменьшает чистую прибыль.
Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. утверждены унифицированные формы первичной учетной документации для оформления результатов инвентаризации.
По результатам инвентаризации имущества составляют инвентаризационные описи установленной формы. При выявлении расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (фактическим наличием имущества) бухгалтерия организации составляет сличительные ведомости, при этом ошибки, обнаруженные в ценах, таксировке и подсчетах, подлежат исправлению путем зачеркивания неверной записи и проставления над ней правильной. Хотелось бы отметить, что исправления, в обязательном порядке, должны быть подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Имущество, выявленное в ходе инвентаризации в качестве излишков или недостач, отражается в сличительных ведомостях по учетным ценам.
Отдельные сличительные ведомости составляются по ценностям, принадлежащим другим организациям. Владельцам ценностей представляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда инвентаризация закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации приведена в приложении 8. 
В толковом словаре С.И. Ожегова слово «выбыть» означает перестать находиться или числиться где-либо. Одним из завершающих этапов «жизненного цикла» объектов основных средств можно считать их выбытие.
Основные средства выбывают в следующих случаях:
1.      в результате физиче
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.