На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит ОАО «ВОСХОД»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ АУДИТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и цель аудиторской деятельности. Виды аудита
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
1.3. Назначение аудита
2. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Значение аудиторских стандартов
2.2. Сравнение международных и российских стандартов аудиторской деятельности
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОСХОД»
3.1. Характеристика исследуемого предприятия
3.2. Определение уровня существенности
3.3. Результативность системы внутреннего контроля и оценка целесообразности создания отдела по контролю за дебиторами в ОАО «Восход»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

 
 


ВВЕДЕНИЕ

 
Переход России к рыночным отношениям выявил необхо­димость создания новых экономических институтов, регули­рующих взаимоотношения различных субъектов предпринима­тельской деятельности, среди которых достойное место должен занять аудит.  Главная  цель аудита - обеспечить достоверность информации, отражаемой в бух­галтерской и финансовой отчетности организаций, используемой внешними пользователями.
Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта  помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценива­ет достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совер­шенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдений ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложе­ния. В ряде случаев в объективной экспертизе нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их финан­совой отчетности экономических субъектов.
Введением международных стандартов аудита и приведением сходств и различий между российскими и международными стандартами и обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - углубить знания по аудиту, изучить российские и международные стандарты аудита и сделать сравнительный анализ.
Задачами курсовой работы являются:
- определение сущности аудита, цели аудиторской деятельности;
- описание нормативных документов, по средствам которых осуществляется регулирование аудиторской деятельности;
- определение назначения аудита;
- сравнение международных и российских стандартов аудита;
- практическое применение стандартов аудита на примере ОАО «Восход»;
- формирование основных выводов.
Методологической основой курсовой работы являются законы, рекомендации и указы президента по экономическим и хозяйственным вопросам, инструктивные материалы, специальная литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ АУДИТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Понятие и цель аудиторской деятельности. Виды аудита

 
В соответствии с Указом Президента № 2263 от 22.12.93.г. «Об аудиторской деятельности в РФ» (далее - Указ Президента) и утверждёнными им Временными правилами осуществления аудиторской деятельности в РФ ( далее - Временные правила), -- «Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой отчётности), платёжно - расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг».
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [1, с. 1].
Различают внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:
- контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
- подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
- оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются.
Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.
Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели:
- оценка эффективности управления;
- выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
- внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит.   Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан, поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.) [8, с. 37-43].
 
 

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

 
Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в России, являются:
- Федеральный Закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2004) «Об аудиторской деятельности»;
-  Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 16.04.2005) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. от 03.10.2002) «О лицензировании аудиторской деятельности»;
- «Кодекс этики аудиторов России» (принят Минфином РФ 28.08.2003, протокол N 16);
- Приказ Минфина РФ от 27.10.1999 N 69н «Об утверждении порядка представления отчёта аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществлении аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков»;
- Письмо Минфина РФ от 07.02.2005 № 07-03-01/93 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2004 г.»;
- <Письмо> Минфина РФ от 28.12.2004 N 07-04-08/950/СШ «О представлении отчётности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».
В нынешнее время особое внимание уделяется международным стандартам. За последние годы российские стандарты аудита приблизили к международным стандартам. Во второй главе курсовой работы будет проведено сравнение российских и международных стандартов аудиторской деятельности.
В приложении 1. приведена группировка международных стандартов аудита [21, с. 157-158].
 
 

1.3. Назначение аудита

 
В России аудит – это достаточно новое направление контроля за хозяйственной деятельностью.
С развитием рыночных отношений на бухгалтеров хлынул поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции (работ, услуг).
В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения (особенно в части ведения бухгалтерского учета и налогообложения), которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков.
В связи с этим возникла необходимость создания новой формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий (аудита), которой бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности.
Понятие аудита намного шире, чем понятие ревизии или других форм контроля, так как включает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов на законной основе. Аудит - деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.
Итак, аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Основная цель аудита - подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать обоснованные на этих выводах решения.
В последнее время у некоторых руководителей предприятий сложилось мнение, что аудиторская проверка - это та же ревизия хозяйственной деятельности организации, которую проводят налоговые и другие государственные контрольные органы. В действительности, проверка налоговая и проверка аудиторская - абсолютно разные вещи. Если первая основной своей задачей ставит проверку правильности исчисления налогов, и в случае ошибок накладывает финансовые санкции, то аудиторская проверка имеет другие цели.
Назначение аудита заключается в том, что аудитор исследует состояние учета и отчетности организации, выявляет ошибки, выдает рекомендации по устранению, зачастую даже помогает их исправить и, в конечном итоге, выражает свое профессиональное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим самым она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много [16, с. 69].
 
 


2. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Значение аудиторских стандартов

 
Аудиторские стандарты формулируют единые  основополагающие предписания, определяющие нормативные  требования к качеству и надежности аудита и  обеспечивающие гарантии  результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основе аудиторских стандартов формируются  учебные программы для  подготовки аудиторов, а так же  единые требования для проведения экзаменов. Аудиторские стандарты являются основанием для  доказательства в суде  качества проведения аудита  и определения меры  ответственности аудитора.
Стандарты определяют общий подход к проведению  аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудитора,  вопросы методологии, а так же  основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
Значение стандартов заключается в том, что они:
- обеспечивать высокое качество аудиторской проверки;
- помогают пользователям понять процесс проверки;
- создают общественный престиж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогаю аудитору вести переговоры с клиентом [13. с. 47].
Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества. В настоящее время в ее состав входят 153 профессиональных организаций бухгалтеров из 113 стран, в том числе и России, представляющих более двух миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.
Чем быстрее Россия примет международные стандарты, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка.
Частичное использование МСА следует рассматривать как временную меру в рамках перехода к полному соблюдению МСА. Если применяется только часть стандартов, в аудиторском заключении нельзя говорить о проведении аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. В этом случае речь должна идти только о соответствии российским стандартам аудита. Ссылка на российские стандарты может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров, ведь участники международного рынка капитала с меньшим доверием относятся к национальным стандартам отдельно взятой страны, чем к международным. Кроме того, крупнейшие аудиторские фирмы, входящие в состав Форума фирм МФБ, будут обязаны использовать МСА в качестве основы всей своей деятельности. Национальные компании и аудиторские фирмы, не применяющие МСА, окажутся в невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами.
С формальной точки российские стандарты аудиторской деятельности созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т. п. Таким образом, на первый взгляд можно сказать, что российская система аудита близка к МСА и стремится развиваться в этом направлении.
Для ускорения внедрения МСА в практику работы российских аудиторов на нынешнем начальном этапе необходимы определенные меры принуждения. Кроме того, крайне важной является возможность осуществлять контроль за тем, кто из аудиторов уже использует МСА в своей работе, а кто - еще нет.
 
 

2.2. Сравнение международных и российских стандартов аудиторской деятельности

 
Согласно с Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 16.04.2005) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» в настоящее время аудиторские фирмы и аудиторы – индивидуальные предприниматели, а также аудируемые лица должны руководствоваться следующими стандартами:
- Правило (стандарт) № 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- Правило (стандарт) № 2. «Документирование аудита»;
- Правило (стандарт) № 3. «Планирование аудита»;
- Правило (стандарт) № 4. «Существенность в аудите»;
- Правило (стандарт) № 5. «Аудиторские доказательства»;
- Правило (стандарт) № 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- Правило (стандарт) № 7. «Внутренний контроль качества аудита»;
- Правило (стандарт) № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
- Правило (стандарт) № 9. «Аффилированные лица»;
- Правило (стандарт) № 10. «События после отчетной даты»;
- Правило (стандарт) № 11. «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
- Правило (стандарт) № 12. «Согласование условий проведения аудита»;
- Правило (стандарт) № 13. «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
- Правило (стандарт) № 14. «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
- Правило (стандарт) № 15. «Понимание деятельности аудируемого лица»;
- Правило (стандарт) № 16. «Аудиторская выборка»;
- Правило (стандарт) № 17. «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
- Правило (стандарт) № 18. «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних»;
- Правило (стандарт) № 19. «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
- Правило (стандарт) № 20. «Аналитические процедуры»;
- Правило (стандарт) № 21. «Особенности аудита оценочных значений»;
- Правило (стандарт) № 22. «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
- Правило (стандарт) № 23. «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официальное русское издание Международных стандартов аудита и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.
Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг (группировка международных стандартов аудита представлена в приложении 1.).
МСА содержат:
- основные принципы;
- необходимые процедуры;
- рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов;
МСА включают в себя:
- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;
- разделы, излагающие суть стандарта;
- приложения (для некоторых стандартов) [21, с. 13-22].
Меж­дународный стандарт аудита № 200 «Цель и основные прин­ципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» (Российский стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности»). По содержанию оба документа в целом совпадают, рассмотрим некоторые моменты подробно.
Целью аудита финансо­вой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность (по всем существенным аспектам) в соответствии с установленными основами финансовой отчетности (нормативны­ми документами). При этом, выражая свое мнение, аудитор ис­пользует следующие фразы: «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно во всех существен­ных аспектах», которые тождественны.
В упомянутом стандарте (МСА № 200) неоднократно подчеркивается, что хотя мнение аудитора повышает доверие к финансовым отчетам, пользователь не может полагать, что мнение - это гарантия от­носительно будущей жизнеспособности юридического лица или его эффективности либо страхование от неправильных действий ме­неджмента.
Основные принципы аудита. При осуществлении профессио­нальной деятельности аудитор должен руководствоваться требо­ваниями «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» Меж­дународной федерации бухгалтеров.
Этические принципы аудитора заключаются в следующем:
- независимость (основной принцип не только аудита, но и контроля вообще). На мнение аудитора при проведении проверки не должно оказываться никакого влияния, оно должно быть не­зависимым. Беспристрастность аудитора на практике, как гово­рят, относительна (поскольку, как отмечалось ранее, существу­ет проблема финансовой зависимости аудитора от клиента). Однако законодательством разных стран устанавливаются определенные требования к аудиторам с целью обеспечения их максимальной независимости [1,с.5-6];
- честность;
- объективность (следствие принципа независимости);
- профессиональная компетентность и осторожность (касается выводов проверки). Все выводы должны быть обоснованы и под­тверждены первичными документами);
- конфиденциальность («аудиторская тайна» - в законодатель­стве Российской Федерации): аудитору запрещено сообщать ка­кие-либо сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятель­ности клиента, третьим лицам без специального на то разрешения;
- профессиональное поведение (аудитору необходимо содейство­вать укреплению и возрастанию собственности клиента; ему запрещается разрывать трудовой договор с фирмой в ходе проверки, обсуж­дать с клиентом условия оплаты своего труда или использовать свои отношения с клиентом в своих личных целях, а также извлекать личную выгоду из знания коммерческой тайны);
- соответствие работы аудитора профессиональным стандартам (профессиональная подготовка, наличие аттестата, постоянное обучение и повышение квалификации).
Согласно МСА № 200, аудитор должен планировать и прово­дить аудит с учетом профессионального скептицизма, т.е. призна­вать существование таких обстоятельств, которые могут приводить к существенным искажениям финансовых отчетов.
Объем аудита. Термин «объем аудита» имеет отношение к аудиторским процедурам, необходимым для того, чтобы в опре­деленных обстоятельствах достичь цели проверки. Планирова­ние и результаты применения аудиторских процедур отражают­ся в рабочих документах аудитора.
Концепция достаточной уверенности. Необходимость прове­дения аудита с соблюдением требований МСА требуется для того, чтобы обеспечить при проведении аудита достаточную уверен­ность в том, что финансовые отчеты в целом не содержат существенных искажений. Достаточная уверенность обеспечивается путем сбора аудиторских доказательств.
В то же время существуют ограничения, свойственные ауди­ту, которые оказывают влияние на способность аудитора обнаружить искажения, являющиеся результатом таких факторов, как:
- ограничения, свойственные любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, например возможность сговора;
- вероятностный (а не достоверный) характер большинства аудиторских доказательств. Как правило, нельзя на основе толь­ко одной информации сделать правильный вывод. Она должна сопоставляться с информацией, полученной из других источни­ков, например, методами опроса, подтверждения и др.   
Дополнительным ограничением объективности выводов аудиторa служит субъективная оценка характера, времени и степени проведения аудиторских процедур.
Ответственность за финансовую отчетность. Аудитор от­вечает за формирование и выражение мнения относительно фи­нансовой отчетности. Аудируемое лицо несет ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности.
Данный принцип имеет очень важное значение, поскольку не всегда руководство клиента правильно представляет себе сущ­ность и, главное, объем ответственности аудитора. В связи с этим на практике встречаются конфликтные ситуации. Поэтому ответ­ственность за подготовку отчетности и выражение мнения о ее достоверности следует четко разграничивать [30, с. 29-31].
МСА № 210 «Условия аудиторских заданий (обязательств)», посвященный условиям договоренностей об аудите. Этот международный стандарт имеет российский аналог: Стандарт № 12 «Согласование условий проведения аудита».
В соответствии с требованиями МСА № 210 перед началом дея­тельности по оказанию клиенту аудиторских услуг аудитору необ­ходимо составить письмо-обязательство (в российском стандарте: письмо о проведении аудита). При этом последнее мо­жет быть самостоятельным документом либо составной частью договора.
Основная цель письма-обязательства аудиторской организации состоит в том, чтобы разъяснить условия предстоящего договора для их правильного понимания клиентом, в том числе общеприня­тые нормы аудиторской деятельности (например, основной прин­цип разграничения ответственности). Так, в стандарте говорится:
«В интересах как клиента, так и аудитора необходимо, чтобы аудитор выслал письмо-обязательство клиенту до начала работы и избежал тем самым неправильного понимания взятых аудито­ром обязательств. Письмо-обязательство документирует и подтвер­ждает согласие аудитора на назначение, цель и область аудита, степень его ответственности перед клиентом и форму всех отчетов».
Форма и содержание письма-обязательства аудитора могут быть разными для каждого клиента. Вместе с тем оно должно содер­жать ряд обязательных условий [1,с.12]:
- цель аудита финансовой отчетности;
- ответственность руководства компании за подготовку финан­совой отчетности;
- объем аудита, включая ссылку на действующее законодатель­ство, стандарты, нормативы, официальные заявления професси­ональных объединений;
- описание форм всех отчетов или другой информации о резуль­татах проведенной аудитором работы по выполнению взятого обязательства (результат работы);
- указание на то, что существует риск необнаружения суще­ственных неточностей или ошибок в связи с самой природой про­верки и другими, свойственными аудиту ограничениями, а также несовершенством любой системы бухгалтерского учета и внут­реннего контроля клиента;
- условие о возможности неограниченного доступа ко всем за­писям, документам и другой информации, запрашиваемой в свя­зи с проведением аудита.
Аудитор также может включить в письмо:
- условия о планировании аудита;
- ожидание получения от руководства проверяемой организа­ции письменного подтверждения достоверности и полноты пред­ставленной для аудита информации;
- просьбу согласовать условия письма-обязательства подтвер­ждением его получения клиентом;
- условия о расчете вознаграждения за оказываемые услуги.
В случае необходимости можно отразить в нем также следу­ющие моменты:
- условия о привлечении к проведению аудита других аудито­ров и экспертов по ряду вопросов проверки;
- условия о привлечении к проверке работников клиента (в том числе внутренних аудиторов);
- соглашения с предыдущим аудитором, подлежащие реализа­ции (в случае их наличия);
- любое ограничение выполнения взятых аудитором обяза­тельств в случае возникновения в этом необходимости;
- предложения о дальнейшем сотрудничестве между аудитором и клиентом [30, с. 32-33].
В целом российский стандарт составлен в соответствии с международным, но есть одно отличие: в российском варианте нет особенностей составления письма-обязательства при проведении аудита филиалов и дочерних организаций.
Порядок нахождения и применения в аудите уровня существен­ности излагается в МСА № 320 «Существенность в аудите», в российском стандарте № 4 «Существенность в аудите».
Ранее отмечалось, что целью аудита финансовой отчет­ности является предоставление возможности аудитору выразить мне­ние в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность (по всем существенным аспектам) в соответствии с установленными ос­новами финансовой отчетности (нормативными документами).
В Законе «Об аудиторской деятельности» под существеннос­тью понимается «степень точности»:
«...под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности, на основании ее данных, делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и иму­щественном положении аудируемых лиц и принимать базирую­щиеся на этих выводах обоснованные решения».
На данном моменте необходимо акцентировать внимание, по­скольку он является принципиальным: аудитор не должен прове­рять бухгалтерскую отчетность организации в полном объеме и выражать свое мнение, оценивать нарушения с абсолютной сте­пенью точности (в отличие от ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы). Достаточно проверить некоторый объем документов, хозяйственных операций за отчетный период, позволяющих выразить мнение о достоверности отчетности во всех ее суще­ственных аспектах. Итоговые последствия выявленных ошибок для финансовой отчетности также достаточно привести лишь в оценочном выражении (нет надобности в 100%-ной точности ре­зультатов аудиторской проверки).
В российский стандарт раньше был добавлен еще один случай - в ходе вы­полнения конкретных аудиторских процедур, т.е. осуществления самой проверки. Но с выходом новой редакции, аудитору следует принимать во внимание существенность при:
- определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;
- оценке последствий искажений.
В ходе планирования аудита оценка уровня существенности, произведенная аудитором, помогает ему решить следующие воп­росы: какие статьи отчетности следует проверить и в каких конкретных ситуациях необходимо использовать выборку и анали­тические процедуры. Таким образом, это приводит к снижению ожидаемого уровня аудиторского риска.
Аудиторский риск - это вероятность необнаружения сущест­венных искажений отчетности, если такие искажения реально существуют, или указание в аудиторском заключении на несуще­ствующие нарушения. В любом случае в указанных ситуациях фор­мируются неправильные выводы по результатам проверки и не­правильное аудиторское заключение. При этом прослеживается явная связь между уровнем существенности и аудиторским риском.
Действительно, уровень существенности - это субъективно оп­ределяемая аудитором количественная величина или качествен­ная характеристика. Уровень существенности можно установить любой. При этом между уровнем существенности и степенью ауди­торского риска имеется обратная зависимость:
а) чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;
б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
Поскольку уровень существенности - это предельное значе­ние ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой отчет­ность с большой степенью вероятности перестает быть достовер­ной, то чем больше значение предельной ошибки, тем меньше уровень существенности, и наоборот [30, с. 41-44].
Применение на практике существенности в аудите рассмотрено в третье части курсовой работы.
Теория риска и внутреннего контроля является, пожалуй, одной из самых проблемных областей в аудите. Считается, что данная те­ория была разработана на Западе в конце 1980 - начале 1990-х гг.
Положения риска и внутреннего контроля отражены в Международном стандарте № 400 «Оценки риска и внутренний контроль». Российский стандарт № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Аудиторский риск - это риск выражения аудитором несоответствующего (неправильного) мне­ния в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся суще­ственные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
Неотъемлемый риск - подверженность сальдо счетов или класса операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов опера­ций, при допущении отсутствия средств внутреннего контроля.
Риск системы контроля - риск того, что ис­кажение, которое может иметь место в отношении сальдо счета или класса операций и которое может быть существенным по от­дельности или в совокупности с искажениями других сальдо сче­тов или классов операций, не будет предотвращено, обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля.
Риск необнаружения - риск того, что ауди­торские процедуры проверки по существу не позволят обнаружить искажение в сальдо счета или классе операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» в целом соответствует МСА № 400, но в российском стандарте представлена таблица зависимости между компонентами аудиторского риска (см. табл. 2.1.)

Таблица 2.1.
Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска
 
Аудиторская оценка риска средств контроля             
Высокая 
Средняя  
Низкая  
Аудиторская оценка неотъемлемого риска      
Высокая
САМАЯ ИЗКАЯ  
БОЛЕЕ ИЗКАЯ  
СРЕДНЯЯ 
Средняя
БОЛЕЕ ИЗКАЯ  
СРЕДНЯЯ  
БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ 
Низкая
СРЕДНЯЯ
БОЛЕЕ ЫСОКАЯ  
САМАЯ ЫСОКАЯ 

 
Согласно применению международных стандартов все риски организации можно разделить на четыре основных типа [30, с. 54] (табл. 2.2.).
Таблица 2.2.
«Карта» рисков организации
Последствия
 
 
 
2. Средний риск
4. Высокий риск
1. Низкий риск
3. Средний риск
Вероятность

 
Применение на практике предложенной классификации по­зволяет выделить из общей совокупности проблемы, имеющие первоочередное значение для обеспечения нормального функци­онирования организации (четвертый тип рисков), и сконцентри­ровать на них внимание организации.
Нормативному регулированию этапа планирования аудита посвящен МСА № 300 «Планирование».
В соответствии с ним под планированием понимается разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.
Планирование осуществляется постоянно на протяжении всей проверки и включает следующие этапы:
- составление и корректировка плана работы (в котором отра­жается цель, задачи и сроки проведения аудиторской проверки);
- составление и корректировка аудиторской программы (отра­жающей содержание, время проведения и объем конкретных ауди­торских процедур).
В российском стандарте № 3 «Планирование аудита» отражены следующие этапы:
- составление общего плана аудита;
- программы аудита;
- изменения в общем плане аудита и в программе аудита.
Старым отечественным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Пла­нирование аудита» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Пре­зиденте РФ 25 декабря 1996 г., протокол № 6), в отличие от МСА, кроме состав­ления общего плана и программы аудита, отдельно выделен также и третий этап - предварительное планирование аудита (до момента написания письма-обязательства и до заключения договора на оказание аудиторских услуг) [30, с. 69-83].
Международным стандартом аудита № 500 «Аудиторское доказательство» установлено, что аудитор должен получить достаточ­ные аудиторские доказательства для обоснования заключений (выводов), на которых основывается его мнение о достоверности проверяемой финансовой отчетности.
Аудиторское доказательство представляет со­бой информацию, полученную аудитором при разработке выво­дов, на которых основывается его мнение.
К аудиторским дока­зательствам относятся первичные документы, бухгалтерские записи, по которым составлена финансовая отчетность, а также информация подтверждающего характера, полученная из иных источников.
Доказательства в аудите собираются путем применения в со­вокупности тестов контроля и процедур по существу.
Согласно отечественному стандарту № 5 «Аудиторские доказательства» процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:
- детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;
- аналитические процедуры.
В целом, можно сказать, что эти два стандарта сопоставимы.
Согласно МСА № 530, под аудиторской выборкой понимается применение аудиторских процедур менее чем к 100% статей в пределах сальдо счета или класса хозяйственных опера­ций с целью предоставить возможность аудитору получить и оце­нить аудиторские доказательства о ряде характеристик статей, отобранных для того, чтобы помочь в формулировании заклю­чения, связанного с генеральной совокупностью.
Проще говоря, «выборочный метод аудита» можно опреде­лить как применение аудиторских процедур менее чем к 100% совокупности проверяемых элементов.
Каждый процесс проведения выборочного метода в аудите состоит из следующих этапов:
а) определение метода отбора;
б) нахождение объема и получение выборки;
в)  выполнение аудиторских процедур по отношению к ото­бранным элементам выборки;
г)  анализ полученных результатов и распространение их на генеральную совокупность.
Согласно российскому стандарту № 16 «Аудиторская выработка» «аудиторская выборка (выборочная проверка)» - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.
Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.
Стандартом № 700 «Заключение аудитора по финансовой от­четности» подчер­кивается, что аудитор должен пересмотреть и заново оценить выводы, полученные в процессе сбора аудиторских доказательств, которые будут использоваться в дальнейшем в качестве основы для выражения мнения о финансовой отчетности (данное поло­жение вытекает из требования профессиональной компетентнос­ти и осторожности, о котором уже упоминалось).
При этом аудитору необходимо проверить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с принятыми норматив­ными документами по ее составлению - Международными стан­дартами бухгалтерского учета либо соответствующими национальными стандартами, ус­тановленными правилами или требованиями.
Аудиторские заключение, согласно МСА № 700, должно со­держать выраженное в ясной форме мнение о финансовой отчет­ности, рассматриваемой в целом.
Основными составными элементами отчета аудитора яв­ляются:
а) заголовок («Отчет аудитора»);
б) адресация отчета;
в) вводный параграф, в том числе:
- определение (идентификация) аудируемой финансовой отчет­ности;
- положение об ответственности менеджмента аудируемой орга­низации и ответственности аудитора;
г) параграф, описывающий характер аудиторской проверки, содержащий:
ссылку на использование МСА или национальных стандар­тов и требований;
описание выполненной аудитором работы;
д) параграф, содержащий мнение аудитора, в том числе:
- ссылка на использованный порядок составления финансовой отчетности (включая описание страны происхождения требова­ний к порядку составления финансовой отчетности в случае, если использованы иные, в отличие от международных, стандарты бух­галтерского учета);
- собственно мнение о проверенной финансовой отчетности;
е) дата составления отчета;
ж) местонахождение аудитора;
з) подпись аудитора.
В соответствии с российским стандартом № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности», аудиторское заключение должно содержать следующие элементы:
а) наименование;
б) адресата;
в) следующие сведения об аудиторе:
- организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
- место нахождения;
- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
- номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
- членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
г) следующие сведения об аудируемом лице:
- организационно-правовая форма и наименование;
- место нахождения;
- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
д) вводную часть;
е) часть, описывающую объем аудита;
ж) часть, содержащую мнение аудитора;
з) дату аудиторского заключения;
и) подпись аудитора.
Соответственно МСА № 700 и российский стандарт № 6 имеют видимые различия, но, по сути, отечественное правило, разработанное с учетом международных стандартов аудита.

 

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.