На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конкурентоспособность транспортных услуг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?30
 
Содержание
 
 
Введение………………………………………………………………………….3
1. Классификация и характеристика конкуренции…………………………….5
2. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте………………..16
3. Конкурентоспособность транспортных услуг и пути ее повышения……..19
Заключение………………………….…………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………...30
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В рыночных условиях детальное знание потребностей клиентуры автотранспортных организаций (АТО) является важным, но недостаточным условием для достижения успеха в деятельности, потому что на рынке есть конкуренты, которые за счет своих конкурентных преимуществ могут существенно ухудшать конечные показатели работы АТО. Рынок без конкуренции не реален, поэтому серьезное внимание при изучении рынка автотранспортных услуг должно уделяться анализу деятельности конкурентов. В условиях спада спроса на автотранспортные услуги или его вялотекущего подъема, когда немалая часть исправного подвижного состава остается невостребованной клиентами, конкурентная борьба за расположение клиентуры усиливается. При этом руководство АТО должно владеть вопросами конкуренции и конкурентной борьбы.
Конкуренция для отечественного рынка во многом не привычна. Наш рынок является монополизированным, существенно зависящим от административных органов управления. Но конкуренция уже настолько вошла в нашу жизнь, что многие участники рыночной деятельности ощущают ежедневно ее последствия на результатах своей работы.
Проблемы конкуренции и конкурентоспособности приходится решать всем субъектам рыночных отношений — от потребителя, производителя, отрасли до субъектов Российской Федерации. Актуально повышение конкурентоспособности и для России в целом.
Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не слу­чайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.
Конкуренция делает рынок эффективным, но только в этичной среде. Если, например, производители вступают друг с другом в сговор об уровне применяемых цен с целью ослабления конкурен­ции, то на этом конкуренция может и закончиться. Эффектив­ность конкуренции снижается, когда она подавляется или ограни­чивается административными методами, если поставщики прибе­гают к нечестным заявлениям о качестве своих товаров или лжет реклама.
Итогом усиления рыночной конкуренции стало понимание то­го, что предприятия должны уделять своим конкурентам не мень­ше внимания, чем целевым потребителям. Один из принципов маркетинга гласит: "Того, кто забывает о конкурентах, завтра забу­дет рынок"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.   КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ
 
Определение конкуренции
В переводе с латинского "concurrere" — бежать вместе, "concurro" — сталкиваюсь. Эти слова можно понимать как соперничество между людьми в достижении цели.
По всеобщему признанию конкуренция является ключевым звеном всего рыночного механизма и рыночной экономики в целом.
Предмет конкуренции — это продукция, работы, услуги (в дальнейшем ПРУ), посредством которых соперники стремятся завоевать заказчика-клиента и его деньги. Именно ПРУ характерны как для грузовых, так и пассажирских АТО, которые в современных условиях нередко выпускают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для заказчиков. И эта ситуация характерна и для других видов транспорта.
Объект конкуренции — это заказчик, за расположение которого борются на рынке автотранспортных услуг противоборствующие стороны.
Высокая конкурентоспособность ПРУ не является самоцелью для предприятия-производителя, а служит лишь средством получения высокой прибыли.
Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимосвязи, взаимодействия и борьбы собственников ПРУ за наиболее выгодные условия их производства и реализации.
Рассмотрим несколько обобщенных трактовок конкуренции, наиболее принятых в современной литературе как за рубежом (П. Самуэльсон, М. Портер, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю), так и в России, например, в законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Конкуренция это:
?     соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;
?     борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;
?     состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
?     наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Конкурентная борьба ведется не только за потребителя, но и за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения.
Суть конкуренции выражается пятью силами, действующими в любой отрасли экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынках (рис. 1). Эти силы влияют на прибыльность отрасли, так как они воздействуют на устанавливаемые цены, затраты, необходимые для производства ПРУ, величину капитальных вложений и текущих затрат, необходимых для организации производства и противодействия конкурентам.
Появление новых конкурентов приводит к созданию новых производственных мощностей в отрасли, стремлению новичков отвоевать себе долю рынка, что, в конечном счете, снижает общий потенциал прибыльности в отрасли. Появление новых конкурентов будет заведомо ограничено на рынках с высокими входными барьерами.
Наличие крупных поставщиков и потребителей может приводить к оказанию давления на фирму-производитель, например, с помощью "уторговывания" цены, что также может приводить к снижению прибыльности фирмы.
Появление товаров и услуг-заменителей ограничивает запрашиваемые предприятием цены, так как более высокие цены приведут к повышению потребления товаров-заменителей, т. е. теряется контроль над ценами. Ограничиваются перспективы и потенциал для роста и получения прибыли в долгосрочной перспективе, и предприятие может столкнуться с проблемой избытка производственных мощностей.
Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за роста затрат на повышение конкурентоспособности - на рекламу, стимулирование сбыта, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), необходимость решения задачи обойти конкурентов любыми способами. При ценовой конкуренции часть прибыли достается потребителю.
Чтобы успешно конкурировать на рынке в данной отрасли, предприятию необходимо учитывать все пять конкурентных сил во всех их проявлениях (см. рис. 1).
 

Рис. 1. Силы, выражающие суть конкуренции
К достоинствам конкуренции относятся:
?      повышение качества ПРУ, расширение их номенклатуры;
?      появление хороших перспектив для технического прогресса;
?      снижение цен, что выгодно потребителям;
?      предоставление льгот и скидок;
?      совершенствование рекламы;
развитие сервиса.
К возможным негативным моментам и последствиям конкуренции относят:
?     производственно-экономический шпионаж; подделки и фальсификацию фирменных ПРУ, сокрытие дефектов;
?      обман и введение в заблуждение покупателей;
?      подкуп, взятки, шантаж;
?      махинации с деловой отчетностью.
От реакции на конкуренцию зависят условия работы, оплата труда, характер отношений руководства с подчиненными.
Классификация конкуренции
Классификацию можно провести по различным признакам.
1. По этическому признаку различают конкуренцию добросовестную и недобросовестную.
Добросовестная конкуренция направлена на получение прибыли за счет создания более лучших и качественных ПРУ. Добросовестная конкуренция обычно поддерживается правительством, так как при ней выявляется и реализуется весь положительный потенциал ПРУ, она выгодна потребителям.
Под недобросовестной конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы, связанный с нарушением принятых в условиях рынка цивилизованных норм и правил. К недобросовестной конкуренции относят:
?      действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов;
?                  разнообразную практику устранения соперника-конкурента (вплоть до поджога фирм-конкурентов) или блокирование его доступа в отрасль, расцениваемую обществом как неприемлемый способ достижения этих целей;
?                  демпинг товарный или валютный, например, импорт товаров по ценам более низким, чем цены на внутреннем или мировом рынке, что наносит существенный урон национальной промышленности страны-импортера и нередко ведет к сворачиванию выпуска продукции, аналогичной импортируемой;
?                  злоупотребление доминирующим положением на рынке, тайный сговор на торгах, создание тайных картелей;
?      практику коррупции (взяточничество) с целью повысить конкурентоспособность своих ПРУ при помощи подкупа должностных лиц.
              Действия хозяйственных субъектов по дискредитации конкурентов могут быть следующими:
?      распространение ложных, неточных, порочащих сведений о конкурентах;
?      введение в заблуждение потребителей по поводу характера, способа, места, качества изготовления ПРУ;
?                  фальсификация ПРУ за счет незаконного использования товар­ного знака, фирменного наименования или маркировки конку­рентов;
?                  реклама товара, не отвечающего требованиям качества, искаже­ние сведений о фактических свойствах ПРУ;
?      разглашение или самовольное использование конфиденциаль­ной производственно-экономической, научно-технологичес­кой, торговой и другой, важной для конкурентов информации, чужих коммерческих тайн, беззастенчивое заимствование чу­жой интеллектуальной и промышленной собственности.
2.              В зависимости от типа рынка или конкурентной среды разли­чают:
?      чистую или абсолютную (совершенную) конкуренцию;
?      монополистическую конкуренцию;
?      олигополистическую конкуренцию;
?      монополию (чистую монополию) (рассматривается в разделе 2).
3.              По ценовому признаку конкуренцию делят на ценовую (пря­мую или скрытую) и неценовую.
Ценовая конкуренция реализуется на основе цены. Она предпо­лагает продажу ПРУ по ценам более низким, чем у конкурентов.
При прямой ценовой конкуренции предприятие широко оповеща­ет о снижении цены на свои ПРУ, стараясь привлечь таким обра­зом к себе потребителей.
При скрытой ценовой конкуренции предприятие вводит новые ПРУ с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально мало. Например, АТО-конкуренты применяют тарифы одинаковые или близкие, а объем оказываемых транспортно-экспедиционных услуг по этим тари­фам разный.
Сфера применения ценовой конкуренции ограничена тем обстоя­тельством, что снижение цены теоретически возможно за счет сокра­щения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция реализуется на основе качества ПРУ, т. е. конкуренция основана на предложении ПРУ более высокого качества, с большей надежностью, сроком службы, с более высо­кой производительностью. Эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры ПРУ, как их новизна, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, экономичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важным инструментом конкуренции становится имидж марки и имидж предприятия.
Сегодня на мировом рынке неценовая конкуренция играет ведущую роль, так как выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся предприятию дешевле, чем затраты на ценовую конкуренцию.
4. В зависимости от формы различают три основных формы конкуренции.
Функциональная конкуренция является постоянным фактором, не зависящим от того, есть у предприятия на рынке конкуренты, предлагающие аналогичные ПРУ, или нет. Функциональную конкуренцию связывают с существованием принципиально иных ПРУ или "внерыночных" способов удовлетворения клиентов в потребностях, на которые ориентирована деятельность данного предприятия.
Так если АТО осуществляет перевозки пассажиров во внутрирайонном сообщении в сельской местности, то фактором функциональной конкуренции для АТО будет привычка местных жителей ездить на велосипеде. В результате для предприятия теряется часть пассажиропотока. Если для России этот пример может быть не особенно показательным, то в Германии, Голландии и других странах граждане зачастую осуществляют взаимопосещения на велосипедах даже на расстоянии 30—40 км.
При городских пассажирских перевозках фактором функциональной конкуренции является привычка жителей ходить пешком. А ПАТО в результате теряют пассажиропоток на короткие расстояния.
При грузовых перевозках и централизованном обслуживании клиентов фактором функциональной конкуренции можно считать самовывоз грузов.
Видовая конкуренция реализуется при наличии нескольких разновидностей ПРУ, предлагаемых конкурирующими предприятиями. На транспорте примером видовой конкуренции является рынок междугородных перевозок грузов, которые могут выполняться автомобильным, железнодорожным, речным, морским, трубопроводным и воздушным транспортом
При межфирменной конкуренции предприятия предлагают на рынке однотипные ПРУ. Иногда эту форму называют предметно-видовой конкуренцией.
На уровне АТО межфирменная конкуренция может проявляться как конкуренция между:
?      АТО различной ведомственной ориентации (общего пользования, стройтранс, агропромтранс, водтранс и др.);
?      АТО одной и той же ведомственной ориентации;
?      АТО и индивидуально-частными предприятиями — как более мобильными и оперативными, гибко маневрирующими тарифами за счет более низких накладных расходов и себестоимости; индивидуально-частные предприятия быстро внедряются на наиболее привлекательных сегментах автомобильных перевозок;
?      АТО и бывшей обслуживаемой клиентурой, купившей себе подвижной состав и считающей, что так она быстрее снизит свои транспортные издержки по доставке грузов.
5.              По территориальному или страновому признаку конкуренция делится на внутриотраслевую и межотраслевую, на иностранную и внутреннюю.
Внутриотраслевая конкуренция наиболее развита в странах с высоким уровнем производства и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня. Она реализуется между аналогичными ПРУ, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству, ассортименту, дизайну.
Межотраслевая конкуренция реализуется между крупными хозяйствующими субъектами, в результате чего капитал перетекает из менее доходных видов производства в более прибыльные.
С иностранной конкуренцией сталкиваются предприятия одной страны вследствие импорта ПРУ из другой страны. Так, например, с иностранной конкуренцией сталкиваются наши АТО при выполнении международных перевозок грузов и пассажиров.
Внутренняя конкуренция реализуется в пределах одной страны.
6.              По уровню конкуренции ее делят на совершенную и несовершенную.
Совершенная действует на рынке чистой или абсолютной конкуренции.
Конкуренция несовершенная, когда покупатели или продавцы способны самостоятельно повлиять на уровень устанавливаемых цен, по которым они покупают или продают. К несовершенной конкуренции относят монополистическую, олигополистическую конкуренцию и монополию.
7.              Инновационная конкуренция осуществляется за счет: использования новых технологий, новой техники; нового дизайна;
нового уровня издержек производства; нововведений в системе
распределения и сбыта; новых цен.
Российские АТО, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажиров, приобретая себе подвижной состав или получая его по лизингу из Германии и других стран более соответствующий международным требованиям, существенно повышают свою конкурентоспособность.
Аналогично складывается ситуация, когда отечественные АТО закупают импортное оборудование для мойки, покраски, организации инструментального контроля технического состояния автомобилей.
8.              По типу конкурентов и их роли в конкурентной борьбе различают:
?     занимающих доминирующее положение — 65 % и более рыночной доли (по закону РФ о конкуренции);
?      лидеров — предприятия с большой рыночной долей — 40%;
?      претендентов на лидеров — 30%;
?      ведомых — 20%;             
?      новичков ("окопавшиеся" в рыночной нише) - до 10%.
9.              Помимо конкуренции между производителями (продавцами)
существует конкуренция и между потребителями (покупателями)
ПРУ.
Конкуренция продавцов осуществляется при их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта ПРУ.
Конкуренция покупателей осуществляется при их соревновании между собой за доступ к ПРУ, за продавца, если на рынок доставляется меньше ПРУ, чем покупатели готовы приобрести по сложившимся ценам.
Обе эти формы могут реализовываться рядом друг с другом в определенном сочетании, характерном для каждого конкретного рынка в зависимости от рыночной силы продавцов и покупателей. Так на рынке продавца, где из-за ненасыщенности рынка, его монополизации продавцы обладают значительной рыночной силой и могут диктовать покупателям свои условия, преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателей в основном реализуется конкуренция продавцов. При развитой рыночной экономике при насыщении рынка ПРУ значение конкуренции покупателей снижается, наступает время рынка покупателя, когда между собой соревнуются продавцы ПРУ.
10. По количеству участвующих в противоборстве хозяйствующих субъектов различают индивидуальную и групповую конкуренцию.
Индивидуальная конкуренция реализуется, когда конкурентами являются отдельно взятые предприятия.
При групповой конкуренции соперничество развивается между сложившимися группами предприятий (объединениями, союзами, ассоциациями). Групповая конкуренция является продолжением индивидуальной. Отдельные предприятия внутри групп могут по-прежнему конкурировать между собой и действуют в одном направлении только в случае совпадения их интересов или при решении общих проблем, которые поодиночке трудно решить.
Функции конкуренции
Конкуренция выполняет в экономике важнейшие функции.
Функция мотивации заключается в том, что у предпринимателя есть стимул предлагать на рынке наилучшие по качеству и цене ПРУ, снижать издержки производства. Прибыль в значительной степени зарабатывается при соблюдении этих условий. Иначе хозяйствующий субъект несет убытки и вытесняется более удачливым конкурентом. Таким образом создаются предпосылки для развития экономики в целом. Здесь конкуренция выступает как экономический рычаг стимулирования производства и повышения качества ПРУ, постоянного их обновления и расширения ассортимента. При конкуренции происходит формирование механизма отбора наиболее эффективных решений.
Функция регулирования проявляется в следующем. Конкуренция способствует тому, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы деятельности, где в них есть наибольшая потребность и где они могут использоваться с максимальной отдачей, приносить наибольший эффект.
Функция контроля действует следующим образом. С помощью конкуренции ограничиваются односторонние действия предпринимателя в достижении им монополизма и потребителям предоставляется возможность выбора ПРУ. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предприятию достигать безраздельного господства на рынке и диктовать потребителю свои условия. Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех участников экономических отношений. Считается, что другого пути обеспечения демократии и прогресса общество не нашло.
Функция приспособления формируется следующим образом. В основе любой конкуренции всегда лежит стремление соперничающих хозяйствующих субъектов удовлетворять одну и ту же потребность покупателя. Отсюда вытекает важная функция — приспособление ПРУ к потребностям покупателей. Предпринимателю необходимо выпускать те ПРУ, в которых нуждается потребитель.
Специфическая функция обеспечения безопасности предпринимателей имеет следующую сущность. При наличии большого количества конкурентов всех их нейтрализовать или уничтожить просто невозможно. А реальным следствием монополизма является криминализация экономики, когда борьба за прибыль, за кошелек потребителя ведется любыми, даже недопустимыми и криминальными способами.
 
 
 
2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
 
Конкурентоспособность транспортной продукции
В работе АТО есть немало специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
В условиях перехода к рынку объемы перевозок автомобильным транспортом существенно снизились, резко ухудшилось положение АТО, практически потеряли былой смысл понятие "договорная клиентура" в грузовых перевозках и приоритетное закрепление пассажирских АТО за конкретными маршрутами. У многих АТО возникла и продолжает развиваться проблема выживаемости, обостряемая конкурентной борьбой за заказчика не только между различными видами транспорта, но и между АТО разной или одной и той же ведомственной ориентации. Нередко с крупными АТО успешно конкурируют индивидуалы-частники.
В таких условиях АТО необходимо серьезно задумываться о конкурентоспособности своих ПРУ. Как сделать, чтобы клиенты-заказчики выбрали именно данную АТО, а не соседнюю или какую-либо другую?
Для обеспечения рентабельности выше среднеотраслевой АТО должны иметь сильные позиции по отношению к конкурентам, проявляющиеся на автомобильном транспорте из рассмотренных is подразд. 4.2 шести, в основном в двух типах конкурентных преимуществ:
?      более низких издержках;
?      дифференциации или специализации — незаменимости ПРУ, с точки зрения клиентуры.
Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство ПРУ, чем у конкурентов, а способность предприятия разрабатывать и сбывать ПРУ более эффективно, чем конкуренты.
Достигается снижение затрат в АТО несколькими путями, внедряемыми по отдельности или в комплексе.
1. За счет улучшения технико-экономических показателей, в первую очередь таких, как коэффициенты использования парка, пробега, грузоподъемности, нарядного времени.
2. Расширения перечня выполняемых транспортно-экспедиционных услуг. Кроме традиционных услуг — экспедирования груза, информирования клиентуры о местонахождении груза, выполнения погрузки-разгрузки силами водителей или АТО, сдачи подвижного состава в аренду клиентам, это могут быть и операции, которые по Правилам перевозки грузов возлагаются на заказчиков, но часто выполняются водителями АТО: открывание-закрывание бортов, люков цистерн; привинчивание и отвинчивание, шлангов у них; дочистка платформы от остатков груза; укрытие пологом и увязка груза; выполнение водителем обязанностей стропальщика и др.
Здесь возможны два варианта:
- выполнение этих дополнительных операций оплачивается заказчиком по отдельным, согласованным расценкам и способствует увеличению валового дохода АТО;
- стоимость этих операций включается в общий договорной тариф, и при малой разнице или совпадении тарифов у ряда АТО-конкурентов выполнение этих дополнительных операций может рассматриваться как скрытое снижение тарифов на транспортно-экспедиционные услуги АТО и способствует привлечению клиентуры в данную АТО.
Могут выполняться и нетрадиционные услуги: ремонтные, регулировочные, моечные, сварочные, покрасочные, диагностические, строительные работы и услуги; организация платных стоянок транспортных средств; предоставление в аренду клиентам помещений и земельных площадей, складов, офисов, производственных помещений; сдача автомобилей в аренду своим водителям; коммерческие услуги (реализация запчастей и материалов) и др.
3. Сокращение материальных затрат на техническое обслуживание, текущий ремонт, топливно-смазочные материалы, шины, накладные расходы, в том числе затраты на управленческий аппарат.
Автотранспортные организации определяют и реализуют наиболее перспективные для себя направления снижения затрат и повышения конкурентоспособности своих ПРУ.
Под конкурентным преимуществом "дифференциация и специализация" понимается не сосредоточение всех маркетинговых усилий АТО на выпуске только определенного вида ПРУ, а способность удовлетворять специфические потребности клиентов и получать за это премиальную цену, т. е. более высокую цену, чем у конкурентов. Чтобы обеспечить это конкурентное преимущество, АТО должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая клиентуре ПРУ, заметно отличающиеся более высоким качеством обслуживания (срочность, партионная доставка, доставка по графикам или "точно в срок") либо нестандартным набором свойств, реально интересующих клиентов.
Этими качествами и свойствами, обеспечивающими АТО дополнительную премиальную цену, могут быть, например, наличие в АТО специализированного подвижного состава (панеле-, фермо- и балковозов, рефрижераторов и т. д.), которого нет у конкурентов, специализация специалистов, водителей, подвижного состава в осуществлении международных перевозок грузов, наличие в АТО соответствующего оборудования и приборов по регулированию топливной аппаратуры, электрооборудования, развала-схождения колес, покраски, мойки автомобилей, а также ремонтных рабочих высшей квалификации, каких не встретишь в других АТО.
Кроме того, все виды конкурентных преимуществ необходимо рассматривать под углом их деления на преимущества высшего и низшего порядка, причем к преимуществам низшего порядка относится возможность использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию.
К конкурентным преимуществам высшего порядка относятся оригинальные ПРУ, уникальная технология и специалисты (об них двух преимуществах мы уже говорили), добротные репутация, имидж предприятия.
Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия. Достигается оно с большим трудом, требуются время и немалые материальные затраты на его поддержание. Завоевать его трудно, а потерять легко.
Обеспечение сегодня устойчивой конкурентоспособности своих ПРУ для АТО — это не очередная компания, а реальное требование, обеспечивающее нормальное функционирование АТО в рыночных условиях.
 
3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
 
Конкуренция в общем случае означает соперничество между несколькими участниками рынка за достижение лучших хозяйственных результатов. Она способствует развитию рынка за счет стремления производителей выпускать лучшую продукцию, что в целом положительно сказывается на улучшении свойств товаров (услуг) и структуры предложений.
Экономические законы конкуренции регулируют отношения различных участников рынка, устанавливают баланс между потреблением и производством, диктуют правила поведения в различных рыночных ситуациях. В ходе конкуренции выявляется общественная необходимость в определенном виде услуг и дается его оценка в устанавливаемом среднеотраслевом уровне цен. В то же время конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю клиентам, чем ограничивается анархичность и неопределенность функционирования рынка — становятся открытыми, предсказуемыми пути развития рынка, в целом экономическая система рынка приобретает устойчивость.
Поэтому важнейшая задача перехода к рыночной экономике на транспорте состоит в создании конкурентной среды производителей транспортных услуг.
Для того чтобы фирма в условиях конкуренции успешно функционировала и развивалась, она должна быть конкурентоспособной, т. е. обладать определенными преимуществами перед конкурентами.
Следует различать конкурентоспособность предприятия, выполняющего транспортные услуги, и конкурентоспособность транспортных услуг. Дело в том, что предприятие в целом может быть конкурентоспособным, но отдельные услуги, выполняемые им, неконкурентоспособны. Поэтому задача любого автотранспортного предприятия заключается в том, чтобы все выполняемые ими услуги были конкурентоспособными.
Для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг можно использовать экспертный метод. Он позволяет выявить те факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование спроса заказчиков, выявить сильные и слабые стороны своих услуг, разработать и реализовать мероприятия по укреплению сильных и ликвидации слабых сторон. Коэффициент конкурентоспособности транспортных услуг при применении метода экспертной оценки рассчитывается по формуле:

где— количественная оценка конкурентоспособности j-й услуги;
i=1 –n — виды параметров (характеристик) услуг, которые потребитель рассматривает как существенные при принятии решения о покупке услуг;
Д; — коэффициент значимости (предпочтительности) услуги для потребителя i-ro параметра по сравнению с остальными существенными параметрами;
— конкретное значение i-ro параметра для j-й услуги;
— желаемое значение i-ro параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;
— коэффициент, учитывающий направление изменений исследуемых параметров — их улучшение или ухудшение;
если увеличениеспособствует росту конкурентоспособности услуги, например, имеются скидки для постоянных клиентов;
если увеличение Пу приводит к снижению конкурентоспособности, например высокая цена.
При определении Д; должно выполняться следующее условие:

На первом этапе оценки конкурентоспособности определяется состав характеристик (параметров) автотранспортных услуг, которые клиентура рассматривает как существенновлияющие на удовлетворение ее потребностей и которые учитываются потребителем при принятии решения о покупке услуги. При этом могут быть выбраны следующие параметры: размер тарифа; форма оплаты и порядок расчетов за перевозку; скидки, которые АТП применяет при расчетах с клиентурой (например, скидки постоянным клиентам и при оплате услуг наличными, при большом объеме заказа на перевозку); содержание и объем экспедиционных услуг; наличие лицензий на различные виды перевозок и др.
На втором этапе проводится письменный опрос экспертов, которые ранжируют параметры (1-й, высший). Таким образом, определяется желаемое для потребителя значение каждого из параметров.
Состав параметров может меняться с у
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.