Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Интерактивный подход, как способ повышения эффективности урока иностранного языка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение
1. Теоретические  аспекты интерактивных методов  обучения
   1.1 Проблема  обучения иностранным языкам  в XXI веке
   1.2 Характеристика  интерактивных методов обучения  иностранным языкам
   1.3 Сравнительный  анализ двух методик - традиционной и интерактивной
2. Практическое применение  интерактивных методов на уроке  английского языка
   2.1 Метод проектов
   2.2 Метод кейса
   2.3 Кластер
   2.4 Метод "мозгового  штурма"
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция  к переходу от коммуникативного подхода  к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен  западными методистами. Однако еще  не выработано однозначное понимание  самого термина "интерактивный подход".
     Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что "интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speech events)". Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.
     Используя интерактивный подход к обучению английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения  и сделать его более эффективным  в условиях общеобразовательной  школы.
     Базисным  принципом интерактивных методик  является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся ситуации различного характера (от социально-бытовых до проблемных). Ситуации эти реализуются через работу в группах (коллективная работа), но при этом все эти принципы являются одновременно личностно-ориентированными и эффективней всего реализуются в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями.
     Цель  работы – изучение современных интерактивных  методов обучения иностранному языку.
     Объектом  исследования будут являться интерактивные  методы обучения.
     Предмет исследования - воздействие на учеников интерактивных методов обучения в процессе изучения английского  языка.
     Задачи:
     - изучить имеющуюся литературу  по данной теме;
     - проанализировать интерактивные  методы обучения иностранному  языку.
     Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты интерактивных  методов обучения 

     1.1 Проблема обучения иностранным языкам в XXI веке 

     В современном мире обучение в школе  в целом и обучение иностранным  языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и  конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие  в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов  и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может, не отразится на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных  языков.
     Следует отметить, что знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного  общества. Для того чтобы находится  в курсе развития своей области  в мировой практике, необходимо достаточно владеть информацией не только на родном языке, но и на иностранном. Именно поэтому XXI век ЮНЕСКО обозначило как  век полиглотов.
     Проблема  обучения иностранному языку как  средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому  овладению иностранным языком.
     На  пороге нового века существенно изменился  социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.
     Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством  социокультурного образования. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.
     К сожалению, нельзя сказать, что уже  познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать  речевой деятельности, но одно можно  утверждать с уверенностью: основой  методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
     Обучение  иноязычной форме вербального общения  как понятие и как терминологическое  сочетание заняло прочное место  в методической литературе.
     Однако  оно лишь заменило собой понятие  обучения иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.). 

     1.2 Характеристика интерактивных методов обучения иностранным языкам.
     На  сегодняшний день перед преподавателями  иностранного языка в школах остро  стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса учеников к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.
     Ключевым  понятием, определяющим смысл интерактивных  методов, является "взаимодействие". Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей  особенностью которой признается способность  человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
     Педагогическое  взаимодействие — это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает  деятельность других.
     Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется  высокой степенью интенсивности  общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием  их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование  моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
     Ведущими  признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.
     В педагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование.
     Диалог  предполагает восприятие участниками  педагогического процесса себя как  равных партнеров, субъектов взаимодействия.
     Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.
     Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительности по обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
     Свобода выбора учащихся и педагога состоит  в их сознательном регулировании  и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые  способствуют оптимальному развитию, саморазвитию.
     Создание  ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних  условий, способствующих получению  учащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных  эмоций и чувств. Успех рассматривается  как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий — позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.
     Позитивность  и оптимистичность оценивания участниками  педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого  как условия саморазвития. Это  умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть  позитивные изменения в состоянии  развития учащегося.
     Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками  педагогического процесса своей  деятельности, взаимодействия. Это  актуализация педагогом и учащимися  своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность и  готовность зафиксировать изменения  состояния развития, определить причины  таких изменений, дать оценку эффективности  состоявшегося педагогического  взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.
     Классифицировать  интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
     - создания благоприятной атмосферы,  организации коммуникации;
     - организации обмена деятельностями;
     - организации мыследеятельности;
     - организации смыслотворчества;
     - организации рефлексивной деятельности.
     Методы  создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей  процессуальной основой имеют "коммуникативную  атаку", осуществляемую педагогом  в самом начале организуемого  педагогического взаимодействия (в  начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
     Примерами таких методов могут быть:
     "Аллитерация  имени" (особенно эффективен при  организации знакомства класса  или при изучении темы "Внешность  и характер человека"), "Заверши  фразу", "Комплимент", "Подари  цветок", "Прогноз погоды".
     Методы  организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так  и студентов. Ведущим признаком  этих методов является объединение  учащихся в творческие группы для  совместной деятельности как доминирующего  условия их развития.
     Например:
     "Мастерская  будущего", "Интервью", "1*2*4", "Круглый стол" (при обучении  дискуссии)
     Методы  организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
     Например:
     "Ассоциации", "Алфавит" (позволяет повторить  практически всю лексику по  теме), "Минута говорения", "Аллитерация  понятия".
     Методы  организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.
     Например:
     "Четыре  угла", "Выбор", "Дюжина вопросов", "Смена собеседника" (тренировка  вопросов – ответов).
     Методы  организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем  этапе занятия. Методы этой группы позволяют  учащимся и педагогу зафиксировать  состояние своего развития и определить причины этого.
     Например:
     "Рефлексивный  круг", "Мини-сочинение", "Зарядка", "Цепочка пожеланий", "Заверши  фразу".
     Технология  интерактивного обучения может быть технологической характеристикой  отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном  режиме можно проводить серию  или все уроки, семинары или занятия  по какой-либо учебной дисциплине.
     Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя  к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и  личностному росту, развитию. Ведь знакомясь  с тем или иным интерактивным  методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого  содержания, примеряет к своей  индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. 

     1.3 Сравнительный анализ двух методик - традиционной и интерактивной 

     Актуальной  задачей современной школы является реализация новых наиболее эффективных  методов обучения. Одним из таких  является интерактивный метод. Таким  образом, интерактивное обучение –  это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
     Таблица 1. Сравнительный анализ двух методов  обучения
Показатели  сравнения Традиционный  метод Интерактивный метод
Мотивация Внешняя – оценка и влияние учителя. Внутренняя – интерес самих учащихся.
Роль  ученика Пассивная –  активность очень низкая . Активность  высокая - постоянное сотрудничество и  коммуникация.
Роль  личности учителя Важен авторитет  учителя, решает как и что говорить, знакомит с содержанием материала, формирует взгляды. Учитель главный источник информации. Учитель - равноправный партнер, организатор, консультант  творческой деятельности, советует, направляет.
Степень усвоения материала Невысокая 5-10% Высокая 70-90%
Организация работы Ученики работают индивидуально. На групповую, командную  работу смотрят как на уход от ответственности, недобросовестность. Поощряется  коллективная работа, создание проектов, дискуссии, дебаты, диалог, самооценка, рефлексия.
Уровень познания Знание >  Понимание > Воспроизведение Знание >  Анализ > Синтез > Творческое применение информации
Контроль Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты. Конторль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели.
     В отличие от традиционного метода обучения в интерактивном, педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
     К методам интерактивного обучения относятся  те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения  и переработки знаний.
     Для того чтобы освоить и применять  эти методы учителю необходимо знание различных методик группового взаимодействия. Информационные технологии позволяют  создавать интерактивные обучающие  программы, оказывающие дополнительную поддержку родителям в усвоении приёмов воспитания.
     Интерактивное обучение – взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
     Многие  педагоги стали отказываться от традиционных методов обучения, например от простых  лекционных уроков в пользу интерактивных например уроков-дискуссий. Так как в интерактивных методиках очень много положительных моментов.
     Положительные моменты интерактивных методов  по Е.Л. Марковой:
     Интерактивное обучение позволяет проявляться  творческому базису личности, так  как активизирует внутренние ее механизмы.
     Суть  интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение  самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться  на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные  методы обращаются к субъектному  опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.
     Положительные моменты интерактивных методов, по Л.Н.Куликовой:
     Характеристика, сущностная особенность интерактивных  методов - это высокий уровень  взаимно направленной активности субъектов  взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
     Особенности этого взаимодействия состоят в  следующем:
     - пребывание субъектов образования  в одном смысловом пространстве;
     - совместное погружение в проблемное  поле решаемой задачи, т. е.  включение в единое творческое  пространство;
     - согласованность в выборе средств  и методов реализации решения  задачи;
     - совместное вхождение в близкое  эмоциональное состояние, переживание  созвучных чувств, сопутствующих  принятию и осуществлению решения  задач. 

 

      2. Практическое применение интерактивных  методов на уроке английского  языка. 

     2.1 Метод проектов 

     Предмет "иностранные языки" в школе  решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
     Изучение  иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
     При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке  творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
     Теоретические основы метода проектов заложили американский философ и педагог Дж. Дьюи, и его ученик В.Х. Килпатрик. Основатель метода - американский педагог Е. Паркхарст ("Дальтон-план"), 1919 г. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого – внедрялся метод проектов в России.
     Методика  проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений  знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект –  это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим  и интеллектуальным возможностям, с  учётом требований, предъявляемых государственным  стандартом.
     Цель  проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых  в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
     Прежде  всего, учитель иностранного языка  обучает детей способам речевой  деятельности, поэтому мы говорим  о коммуникативной компетенции  как одной из основных целей обучения.
     Основная  идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается  в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми  средствами.
     Только  метод проектов может позволить  решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский  клуб.
     В чем суть проектного обучения?
     Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.
     Главная идея состоит в следующем:
     1. С большим увлечением выполняется  ребенком та деятельность, которая  выбрана им самим свободно;
     2. Деятельность строиться иногда  не в русле учебного предмета.
     3. Лозунг этой деятельности: " Все  из жизни, все для жизни".
     Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается  система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый  результат.
     По  количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
     В этом случае необходимо правильно с  методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в  группе учеников, и роль педагога–координатора  в этом случае особенно важна.
     Групповой метод проектов имеет следующие  правила и принципы:
     1. В команде нет лидеров. Все  члены команды равны.
     2. Команды не соревнуются.
     3. Все члены команды должны получать  удовольствие от общения друг  с другом, потому что они вместе  выполняют задание.
     4. Все должны проявлять активность  и вносить свой вклад в общее  дело.
     5. Ответственность за конечный  результат несут все члены  команды.
     Группы  учащихся формируются с учетом психологической  совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок  работы в проекте.
     В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего  проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в "добывание" знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в "команде", ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
     Овладевая культурой выполнения проектных  заданий, школьник приучается творчески  мыслить, самостоятельно планировать  свои действия, прогнозируя возможные  варианты решения стоящих перед  ним задач, реализовывать усвоенные  им средства и способы работы.
     При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных  этапах проектирования. Учитель выступает  в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
     Для передачи способов работы разрабатываются  алгоритмы для решения таких  типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
     Отдельно  следует сказать о координации  проектов и организации внешней  оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая  хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель  решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы  метод проектов, он должен все тщательно  продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы. Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта. Например, если начинается изучение темы "Города США", то учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет "По городам США".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.