На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                           Курсовая работа по дисциплине               
                                           «Гражданское право» 
                                           Студентки 4 группы 3 курса заочного      
                                           Отделения
                                           Института (филиала) МГЮА в  г. Кирове
                                           Савосик Дианы Анатольевны
                                           610050, Кировской обл., Г. Киров, ул.      
     Захватаева 19, кВ. 36                     
  
 
 
 
             Тема: «Правовые последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим  и объявления его умершим»
 
 
 
                                                                              Дата сдачи: 17.03.2011
                                                                            Дата рецензии:
                                                                            Оценка:
 
 
Содержание.
Введение.
    Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
    Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
    Правовые последствия объявления гражданина умершим.
Заключение.
Список использованных источников.
 


Введение.
         С момента рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в многочисленные связи с другими людьми. Не все эти связи правовые. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. При безвестном отсутствии утрачиваются все связи субъекта, поэтому я и выбрала эту тему, так как она мне интересна, и считаю ее для себя актуальной. Она является одной из таких проблем связанное с гражданским регулированием с которой может столкнуться любой гражданин. Ежегодно в органы милиции поступает около десятки тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность отсутствия сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых. Главной целью установления факта признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявления его умершим является защита его прав и имущества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания затрагивают интересы прежде всего членов семьи, у которых при таких обстоятельствах возникают права и соответствующие обязанности (например, право на пенсию по случаю потери кормильца; обязанности перед кредиторами такого лица и т.д.). 
       Для того, чтобы у родственников появилась возможность каким-либо образом совершать юридически значимые действия, связанные с личностью пропавшего, обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, законодатель ввел институт признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим.
        Объектом данной курсовой работы является институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. 
        Предметом ее, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.  
Для того, чтобы понять что это за институт, определить его значение и место признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в государстве перед собой я ставлю целью данной курсовой работы и на основе ее задачи: дать определение данному институту, его особенности и дать четкое понятие различий между признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим, различий их последствий, их особенностей, а также характеристики правовых последствий обнаружения места пребывания либо явки лица, признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим.
 


    Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
          Безвестное отсутствие – это институт гражданского права, и сам факт безвестного отсутствия имеет более широкое значение, т.к. прерывает не только гражданско-правовые связи, но и связи человека, регулируемые другими отраслями права. Так, для государственного права исчезает один из избирателей, для административного житель какой-то территориальной единицы, для финансового налогоплательщик и т. д. Однако все эти отрасли права обходились без института безвестного отсутствия, и лишь для гражданского права и близких к нему гражданского процесса, семейного права, трудового права этот институт оказался необходимым, чтобы на основании такого юридического факта, как безвестное отсутствие лица, принять определенные меры. 
        Безвестное отсутствие – это удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания (ст.42). Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим – это защита его прав и сохранение имущества, так как длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении.
       Длительная неопределенность в гражданских правоотношениях, связанная с безвестным отсутствием, нарушает интересы и права граждан, а также государства. Для устранения этой неопределенности суд компетентен признать лицо безвестно отсутствующим или объявить отсутствующего умершим. 
        Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим определен ст.252-257 ГПК: Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства, относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд. В заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры для установления места пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной днем получения последних сведений о нем, а при невозможности установить этот день, началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
      Принятие таких решений возможно лишь при наличии юридического состава, слагающегося из таких фактов, как:
а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;
б) отсутствие сведений о  месте его нахождения и невозможность  их получить всеми доступными средствами;
в) истечение установленных  законом сроков (ст. 42, 45 ГК) с момента  получения последних известий о  месте нахождения данного лица.              Действующее законодательство не возлагает на заинтересованное лицо обязанность розыска отсутствующего. Для признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим достаточно названных выше юридических фактов. Вместе с тем практика применения закона исходит из того, что при наличии определенных данных, свидетельствующих о преднамеренном характере отсутствия (например, имеются сведения о том, что лицо скрывается в связи с совершенным преступлением, нежеланием платить алименты, возместить причиненный ущерб и др.), лицо не должно быть признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим. Но если в результате длительного розыска соответствующими органами место его нахождения не установлено, соответствующее решение принимается.
        Институт признания граждан безвестно отсутствующими и объявлении их умершими получает все большее распространение в современной судебной практике.
        16 апреля 1996 г. в Октябрьский районный суд г. Калуги от гр. М. поступило заявление с просьбой признать ее родного брата безвестно отсутствующим для последующей его выписки из квартиры. 8 мая 1996 г. суд, рассмотрев гражданское дело признал гр. М. безвестно отсутствующим с 1 ноября 1993 г. Среди доказательств безвестного отсутствия гр. М. в решении значились: справка из ОВД о том, что в марте 1995 г. по заявлению гр. М. ее брат объявлен в федеральный розыск, показания участкового инспектора и одной соседки заявивших, что гр. М. не проживает по адресу прописки 23 декабря 1996 г. от гр. М в Калужский областной суд поступает заявление с просьбой отменить вынесенное судом решение в связи с явкой безвестно отсутствующего лица. Жалоба удовлетворяется, и дело направляется на новое рассмотрение в тот же суд. В Октябрьском суде после того как дело неоднократно откладывалось в связи с неявкой в суд гр. М. 19 февраля 1998 г. решение суда о признании гр. М. безвестно отсутствующим отменяется, однако квартира, где проживал гр. М. с сестрой, ею продана. 
В ходе судебного заседания выясняется следующее: с 1983 по 1993 гг. в трехкомнатной квартире проживала семья: отец, сын и дочь. Сын в 1993 г. уезжает работать на Север, в Тюменскую область. В 1995 г. умирает отец и дочь, заведомо зная о местонахождении брата, подает сначала заявление в милицию о пропаже брата, а затем в суд с просьбой признать его безвестно отсутствующим. После вступления решения в законную силу она 
выписывает брата из квартиры и, оставшись таким образом собственником, продает ее. Суд не счел необходимым допросить родственников гр. М, которые знали о его местонахождении, не истребовал розыскного дела из УВД, хотя гр. М. был временно прописан в г. Кадинске, не запросил из РВК сведении об учете, хотя там содержались сведения об убытии гр. А. в г. Кадинск. Все это позволило заявительнице (путем обмана и злоупотребления доверием) ввести суд в заблуждение, укрыв от него личную переписку с гр. А. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр. М. вместо обозначенной ею выписки брата из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения. Таким образом, за внешне не вызывающим сомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желание заявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица. 
Основным поводом к совершению данного правонарушения со стороны заявителя послужили отсутствие должного внимания судьи к процессу доказывания безвестного отсутствия гражданина и, прежде всего, отсутствие достаточной нормативной базы, методических разработок и руководств при доказывании по делам данной категории.
Фактический состав безвестного отсутствия должен включать следующие обстоятельства, при установлении которых суд может признать гражданина безвестно отсутствующим:
1) отсутствие в  течение года, предшествовавшего  обращению в суд, сведений о  гражданине по месту постоянного,  а также предполагаемого нахождения  безвестно отсутствующего;
2) невозможность  для суда и всех заинтересованных  лиц всеми законными средствами  получить сведения об отсутствующем  гражданине: 
3) отсутствие у суда данных о том, что указанное лини скрывается преднамеренно; 
4) наличие у заявителя гражданско-правовой цели, которая может быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестно отсутствующим. Реальность этой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестно отсутствующим гражданско-правовым отношением (возникшим до начала безвестного отсутствия) и объективной необходимостью ликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридической обязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим.
          Следовательно, безвестное отсутствие - это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.
           Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Ранее существовала практика двухстадийиого рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.). Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.
         Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.
         Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав - объявление гражданина умершим - включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего. 
          Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.
           В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 ГК РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 ГК РФ) и объявлением умершим (ст. 45 ГК РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше трех лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. 
           Так, суд объявил умершей гр-ку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории розыск не объявляется, а отрицательные ответы на запросы адресных бюро - это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известии более трех лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. Например, Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Армавирский городской народный суд объявил умершим гр-на Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гр-н Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гр-на Т. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, полагаем, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина.
 


    Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
         Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. выносится судом в порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК). Решение суда о признания гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (см. гл. 28 ГПК) и является основанием для назначения опеки над имуществом (ст.43). Опека назначается органом опеки и попечительства (ООП) по месту нахождения имущества. При необходимости постоянного управления имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется ООП; он же заключает договор о доверительном управлении. Доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из имущества безвестно отсутствующего и полученных от него доходов выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать, погашаются обязательства перед кредиторами. В ГК предусмотрены другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим: прекращается действие выданной им доверенности (ст. 178 ГК); брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается (ст.19 СК) и т.д. 
Статья 43 ГК РФ предусматривает:
а) до признания гражданина безвестно отсутствующим орган  опеки и попечительства по заявлению  заинтересованных лиц либо по постановлению  судьи вправе принять меры к охране его имущества и назначить управляющего этим имуществом;
б) одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим  либо после этого его имущество  при необходимости постоянного  управления передается (согласно решению  суда) лицу, которое определяет орган  опеки и попечительства.
      Он же заключает с этим лицом договор о доверительном управлении.
       Наступление других правовых последствий связано с необходимостью охраны интересов лиц, состоявших с отсутствующим в тех или иных правоотношениях; из принадлежащего ему имущества выдается содержание гражданам, которых он по закону обязан содержать; погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего; супругу такого лица предоставляется право требовать расторжения с ним брака в органе загс; иждивенцы приобретают право на пенсию так же, как в случае потери кормильца; прекращается действие доверенности и договора поручения.
        Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь и другие установленные законом последствия. Например, с безвестно отсутствующим может быть расторгнут брак в упрощенном порядке. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина. При этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
        В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (ст.44ГК).
           Согласно ст. 280 ГК РФ процессуальными последствиями явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим является отмена ранее принятого решения. В случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. При этом возбуждения нового дела не требуется.
             В данном случае с заявлением в суд может обратиться сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, а также те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.
           Рассмотрев дело, суд отменяет ранее вынесенное решение и направляет копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом и в орган загса для аннулирования записи о смерти лица.
            Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые после действия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего. Более того, основная цель института безвестного отсутствия состоит в привнесении определенности в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий. Эта определенность в первую очередь отвечает интересам других участников данных правоотношений и позволяет им распоряжаться своими как имущественными, так и личными правами. 
 

    Правовые последствия объявления гражданина умершим.
            Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
           В данном случае при сокращенных сроках безвестного отсутствия обстоятельства, дающие основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.) указываются. В соответствии с данной статьей можно выделить: 1) явления природы, таящие в себе угрозу жизни человека (стихийные бедствия); 2) несчастный случай, могущий быть причиной гибели (авария, пожар). 
           Таким образом, если не установлен факт стихийного бедствия или несчастного случая, действует общий трехлетний срок. 
В свою очередь фактический состав объявления гражданина умершим ввиду его шестимесячного безвестного отсутствия, кроме общих оснований, отмеченных выше, должен дополнительно включать следующие моменты:
    наличие причинной связи между безвестным отсутствием и обстоятельствами, угрожавшими смертью или дающими основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая;
    совпадение во времени и пространстве событий, угрожавших смертью, и нахождение гражданина в месте этого несчастного случая либо в зоне стихийного бедствия;
    невозможность по истечении шести месяцев со дня несчастного случая либо стихийного бедствия обнаружить гражданина живым или мертвым.
         Статья 45 ГK РФ называет еще одно общее основание объявления гражданина умершим: военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Особенность объявления умершим по этому основанию заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: "прекращение огня", "перемирие", "прекращение состояния войны", которые однозначного разрешения до сих пор не имеет.
          Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина согласно п. 8 Ст. 247 ГПК. В силу ст. 256 ГПК на основании решения суда загс вносит запись о смерти гражданина в книгу регистрации актов гражданского состояния. Факт смерти гражданина производится по правилам гл. 27 ГПК только при наличии доказательств смерти лица в определенное время при конкретных обстоятельствах, когда событие смерти налицо, но органы загса отказывают в его регистрации (например, при утрате необходимых документов и невозможности их восстановления).
         Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. 
Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим. Даже когда после Великой Отечественной войны прошло около 40 лет, последствия ее еще не были ликвидированы. Обобщение судебной практики показало, что более 50% всех дел об объявлении гражданина умершим составляют дела, в которых просят объявить умершими граждан, пропавших без вести в связи с обстоятельствами военного времени.
          Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер.
         Некоторые авторы полагают, что объявление умершим влечет прекращение правоспособности. В действительности же правоспособность прекращается лишь при подлинной смерти лица. Если гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив, то там, где он находится, он вправе совершать и совершает всевозможные сделки.
            В соответствии с законом свойство исполнимости решение суда приобретает только по вступлении его в законную силу (кроме случаев немедленного исполнения). Следовательно, наступление правовых последствий решения об объявлении гражданина умершим возможно лишь после вступления его в законную силу.
           Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.
            В случае явки гражданина объявленного умершим решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре согласно ст. 46 ГК РФ.
         Для объявления умершим не обязательно предварительное признание лица безвестно отсутствующим. Последствия объявления лица умершим:
а)иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий,
б) наследники призываются  к наследованию имущества,
в) прекращается брак с объявленным  умершим. При этом не требуется специального решения о прекращении брака.
         В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца-около 45%, для получения наследства - 28%, для прекращения брака-23%, прочие-4%. 
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, дающих основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.).
          Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактичес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.