На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль ВОВ в формирвоании гражданского сознания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Содержание
 
 
 
 
 
     Введение
        Гражданское общество как форма  существования народа относится к числу древних формирований. О гражданском обществе писали трактаты и древнегреческие философы, и римские мыслители. Упоминали его в своих трудах и ученые Нового Времени, начиная с Николы Макиавелли и Дж. Локка и заканчивая Жан-Жаком Руссо, Иммануилом Кантом, Георгом Гегелем. Однако нас будет интересовать не столько само гражданское общество как образование, сколько его неотъемлемая часть - гражданское сознание. Что скрывает под собой обозначенный выше термин, какую смысловую нагрузку он несет?
           Каган М. С. В статье «Гражданское  общество как культурная форма социальной системы» дает следующее определение гражданского сознания: «Гражданское сознание как социально-психологическая основа современного состояния гражданского общества предполагает распространение демократически-диалогического отношения человека к человеку, расы к расе, нации к нации, класса к классу, конфессии к конфессии, пола к полу, поколения к поколению, на отношение человека к природе, ибо таково условие выживания человечества» [2]. Другая точка зрения, подчеркнута в статье журнала «Гражданин и право», авторы статьи дают такое определение гражданскому сознанию: «Гражданское самосознание - важнейшая часть общественного сознания, в которой сконцентрировано представление общества, отдельных его членов о самих себе, о своих социальных идеалах, о смысле, целях, ориентирах на будущее и т.п. Гражданское сознание - это сознание члена гражданского общества, хотя гражданское общество, как утверждают иные знатоки, у нас в стране не сложилось. Однако это отнюдь не умаляет смысла гражданского воспитания. Каждый гражданин, сознающий свой долг и ответственность перед обществом, - это активный поборник утверждения гражданского общества». Более того, они выделяют особый тип общественного сознания - историческое сознание. Это совокупность взглядов, представлений народа, класса, социальной группы, личности об историческом процессе, о своем прошлом, настоящем и будущем, о своем происхождении и историческом предназначении. Также в статье говорится об одном из ежегодных посланий президента, в котором он подчеркнул, что важным звеном, удерживающим единство России, является «общая историческая память». В формировании которой, важную, если не важнейшую роль играет память о ВОВ
     Великая Отечественная война (ВОВ) - важнейшая составляющая Второй мировой войны - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, отстоявших честь, свободу и независимость своего Отечества. Она имеет всемирно-историческое значение: ее итогом был полный разгром немецкой армии, повлекший за собой освобождение европейских стран от фашистского порабощения.[4;С. 11]
     Отечественная война - целая историческая эпоха, вместившая экономические, политические, идеологические, военные, социальные, психологические теории и практики, взлеты и падения, ожидания и разочарования, идеалы, цели, интересы, невиданный патриотизм и героизм. Историческая народная память о ней - огромная ценность, духовный капитал России.
     В суровых испытаниях воины нашей  армии и флота, труженики тыла проявили  беспримерное   мужество,   патриотизм  и  беззаветную   преданность Родине, непреклонную волю к победе и массовый героизм, моральную стойкость и веру в правоту своего дела, духовное единство. Это единство проявляется сейчас с наибольшей актуальностью, несмотря на геополитические перемены последних десятилетий, ибо историческая память народов Российской Федерации, республик бывшего СССР, зарубежных стран оценивает итоги Великой Отечественной войны как выдающееся событие в истории нашего Отечества и всего мира, как немеркнущий символ той огромной ответственности за судьбы цивилизации, которая выпала на долю советского народа.
     Память  как таковая важна для сохранения преемственности поколений. В силу этого усиливается ее организованный и избирательный характер: один из принципиальных вопросов функционирования памяти - что будет воспринято вступающим поколением из прошлого, каковы пределы этого восприятия. Именно об этом говорит В. Меркушин. «Для понимания исторической памяти о ВОВ необходимо иметь в виду ее двоякое содержание. В ней диалектически взаимосвязаны 1) "живая", непосредственная память народа и 2) универсальная обобщенная реконструированная память (историческая литература, учебники по истории, телевидение, художественные произведения, кинофильмы и т.д.). Первая - событийная память, Это индивидуальные и семейные истории, которые повествуют не только о том, что было (факты, события), но и как это было. Она нередко приходит в противоречие с тем, что встречается в обобщенном опыте, в реконструированной памяти. Событийная, народная память богаче, многообразнее, конкретнее, красочнее. В обобщенной реконструированной памяти факты, события, процессы выступают в несколько огрубленной, обобщенной, но более осмысленной, систематизированной форме; между ними всегда остается зазор. Бытующая ныне память о войне являет собой весьма противоречивый комплекс правдивых, истинных и ложных, искаженных знаний, представлений, понятий, образов, идеологем и т.д.
     Существует  два вектора движения памяти.   1). Восприятие действительности определяется   прошлым   опытом,   знаниями,   интеллектом,   общей   культурой;   2).   Эта действительность   продуцирует  избирательность   памяти,   актуализируя  те   или  иные стороны прошлого опыта. Противоречивость    памяти    о    ВОВ    усугубляется    вторжением    идеологического компонента,   который   привносится   правящими  структурами  в   соответствии   с   политическими   интересами,   целями   и   задачами   трансформации   общества.»[4;С 12]  
     Доминанты народного «военного» сознания - всеобщность гордости за выигранную войну, за Победу; всенародный патриотизм, массовый героизм, ярко проявившиеся не только в годы войны, но и в послевоенный период воодушевления, с которым советские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство; единство фронта и тыла. За 65-летие, прошедшее после Победы, в стране произошли не менее важные события - развал СССР и крушение советского строя, трансформация социалистической системы в капиталистическую. Изменилась страна, выросли новые поколения людей, модифицировалось общественное сознание.
     Что и как помнят об этой войне россияне, по каким меркам оценивают ее сегодня, каковы уроки войны и Победы для новой России, показало социологическое исследование "Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в исторической памяти народа (к 60-летию Победы)", проведенное в ноябре 2004 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 18 субъектах страны. Выборочная совокупность опрошенных - 1601 человек - формировалась по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации. Она репрезентирует этнический состав российского населения, его территориальное размещение, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей в возрасте 18 лет и старше.
     [http://www.rags.ru/activities/science/socio/sociologicheskie-issledovaniya-v-2004-godu/2004-g---velikaya-otechestvennaya-voyna-v-istorich/].
     В ходе работы нами рассмотрен материал различных авторов – не только взгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей.
Результаты  анализа  исследований последнего десятилетия свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме патриотического воспитания на методологическом уровне (С.М.Ахмедов, А.К.Быков, А.Н.Вырщиков, В.В.Дьяченко, А.А.Козлов, В.И.Лутовинов, Е.Г.Радионов и др.); средствами различных областей образования (М.Ч. Алирзанов, А.Р. Балагланов, С. Дустов, Ш. Жанайдаров, Ф.А. Ильдарханова, Ю.В. Лазарев, Н.В. Ольшевская, А.П. Пестрянкина, И. Юсупов и др.), средствами культуры (Т. Айтанов, П.Х. Асканов, Ж.Т. Аубакирова, О.Ю. Березенкин, Н.З. Джанашия, Д.М. Магдиев, В.Л. Попко, С.Х. Хамирзоев и др.), краеведения (Н.С. Белобородова, Г.И. Васильев, М.А. Горбова, Н.А. Григорьева, И.А. Дадов, Д.П. Иванюк, В.А. Кузнецов, С.К. Нурмукашева и др.), Проблемами гражданского сознания интересовались Каган А. С., Афанасьева Л. И.. Концепцию политического сознания разрабатывали Алмонд Г. и Верба С.
     Таким образом, существующая   власть   объективно   заинтересована   в   поддержании,   культивировании   событийной  народной  памяти,  в  правдивом  отображении,  освещении  ВОВ;  субъективно  же, отвергая  советское   социалистическое   прошлое  нашей  Родины,   защита  которой  была  главным  смыслом  и   основным  содержанием  Отечественной  войны,   источником I народного патриотизма и героизма, она вольно или невольно провоцирует искажение, фальсификацию военных событий, факторов Победы, принижение заслуг ветеранов и т.д. Таким образом, главное противоречие исторической памяти о ВОВ заключается в столкновении, борьбе событийной, правдивой памяти, с одной стороны, и сфальсифицированной, с другой.
     Методология: В качестве основной теории нами была выбрана поведенческая концепция Г. Алмонда и С. Верба о политической культуре, которая была окончательно сформулирована в статье «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах». По мнению американских ученых понятие «политическая культура» указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. «Иными словами, политическая культура – это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках населения».[16. 41] «В ходе исследования ученые выделили три «идеальных» типа политической культуры.
     «Парохиальная» (Этот тип политической культуры характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические, и экономические, и религиозные функции. Кроме того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социально-культурная идентификация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как часть локального сообщества (рода, деревни и т.п.).
       «Подданическая» (Этому типу политической культуры свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает своего рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены сообщества либо ожидают благ, либо боятся наказания. Такой тип политической культуры можно встретить в обществах, где отсутствует четкое выделение входных каналов политической системы, а индивиды не рассматривают себя в качестве политических акторов).
       «Партисипаторная» или культура участия (Этому типу политической культуры свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия. Такие общества характеризуются относительно высокой степенью функциональной дифференциации: различные сферы общественной жизни относительно автономны, а подсистемы достаточно развиты и разветвлены (в частности, политическая подсистема)).
     Однако  в современном мире ни одна из этих моделей не существует в чистом виде, в основном национальные политические культуры относятся к смешанным типам, комбинации которых могут быть различны. В ходе исследований С. Верба и Г. Алмонд выделили наиболее оптимальный смешанный тип, обозначенный ими как «гражданская политическая культура», которая представляет собой миксацию всех трех «идеальных типов», у личности существует целый набор ролей, в одних из которых она проявляет себя как активный участник, а в других как пассивный наблюдатель. Влияние на эту активность оказывают общественные и межличностные связи. Объектом исследования является гражданское сознание. Предметом исследования историческая память о Великой Отечественной Войне как элемент гражданского сознания. Цель исследования заключается в изучении состояния и функционирования памяти россиян о Великой Отечественной Войне, того, как она сохраняется, воспроизводится и проявляет себя в оценках различных сторон войны и победы, как формируется в связи с этим гражданское сознание.
Задачи  исследования:
1. Определить  основные способы формирования  гражданского сознания.
2. Ознакомиться  с методами решения проблемы  воспитания и формирования гражданского сознания.
3. На основе  материалов социологических исследований  сделать вывод о роли памяти  о Великой Отечественной войне  в формировании гражданского  сознания.
     Методы  исследования: анкетный опрос, контент-анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретические основы формирования гражданского сознания.
     1.1Понятие,  структура, способы формирования, формы гражданского сознания
     Гражданское общество это достаточно сложное  и постоянно изучаемое образование, следует заметить, что гражданское общество обладает собственной, гражданской культурой, которая в свою очередь формирует гражданское сознание. «Гражданская культура» —  более  широкое  понятие,  чем «политическая культура», оно охватывает все многообразие  интересов  различных  социальных слоев  гражданской  сферы  общественной  жизни.  В   уровнях   и   механизме функционирования гражданской культуры  много  нюансов.  Но  и  сейчас  можно сказать, что, во-первых, она носит политический характер, так  как  выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев  и  общественных  групп. Во-вторых, не может  быть  гражданской  культуры  без  приоритета  интересов личности, гражданских  прав  над  национальными  правами  и  интересами.  В-третьих, уровень гражданской культуры во  многом  определяет  общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той  роли,  которую  он играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть сформировано только при наличии высокой гражданской культуры его членов. Также мы видим, что гражданское сознание это итог долгого понимания и взаимодействия внутреннего мира человека со средой  социума.
     Но, несмотря на то, что недопустимо сводить гражданскую культуру к политической, мы не можем не отметить взаимосвязь этих двух явлений. Данные нами выше определения гражданского сознания нисколько не противоречат этому факту. Рябов В. В. и Хаванов Е. И. так сформулировали определение гражданского сознания:  «Гражданское самосознание - важнейшая часть общественного сознания, в которой сконцентрировано представление общества, отдельных его членов о самих себе, о своих социальных идеалах, о смысле, целях, ориентирах на будущее и т.п. Гражданское сознание - это сознание члена гражданского общества». И в тоже время политическое сознание также определяют как часть общественного сознания, относительно самостоятельную из-за специфики политического пространства.
     Исходя  из данных выше определений, мы попробуем выделить элементы структуры гражданского сознания. Рассматривая в целом отношения «гражданин - государство», можно заметить, что гражданское сознание проявляется в единстве правового, политического, нравственного аспектов. Что позволяет нам выделить следующие пункты:
     - Осознание индивидом собственной  значимости, способности повлиять на события и процессы, происходящие в его государстве.
     - Готовность отстаивать свои права  перед государством.
     - Понимание необходимости создания  общественных организаций и активное вхождение в них.
     - Осознание свое национальной  принадлежности. Формирование патриотических взглядов.
     Исходя  из выделенных нами составляющих, мы можем  предположить, что сознание гражданина - это сознание человека, переживающего чувство ответственности за происходящие в обществе процессы. Поэтому в основе подлинно гражданского сознания - способность чувствовать и переживать. Также предполагается, что формами проявлениями активности гражданского сознания является активное участие и членство в общественных объединениях, таких как партии и профсоюзы. Однако для того, чтобы получить гражданина с активной гражданской позицией общество должно его воспитать. Именно поэтому ценность образовательных учреждений в формировании гражданского сознания огромна. В связи с этим, мы предлагаем ознакомиться со следующими способами формирования гражданского сознания:
1) Гражданское сознание обусловливает гражданскую позицию. Это позиция человека, готового рисковать во имя своих гражданских идеалов. И она всегда связана с нравственным выбором. Нельзя быть гражданином по должности или по чьему-то указанию. Быть гражданином можно только по совести. Быть гражданином – значит нести в себе сознание внутренней личной ответственности за то, что происходит вокруг. И потому позиция настоящего гражданина далеко не всегда совпадает с позицией государства, с позицией властей.
     С другой стороны, истинно гражданская  позиция предполагает высокий уровень самостоятельности мышления. Именно в нем – главное противоядие против манипулирующих человеком идеологий, главное противоядие от различного рода тоталитаризма, фанатизма или душевного равнодушия, каковые и представляют собой альтернативы гражданскому сознанию. Таким образом, главные качества настоящего гражданина – это способность чувствовать и мыслить. А отсюда следует, что формирование гражданского сознания есть своего рода интегральный результат всего образовательного процесса и, более того, критерий качественности этого процесса.
2) Патриотическое воспитание гражданина. Патриотизм – это осознание особой ценности своих корней, своего Отечества: того пространства языка, культуры и места, в которых происходило твое рождение и становление. Истинный патриотизм связан со способностью любить, способностью глубоко чувствовать и проживать свой язык и свою культуру. Но главная составляющая патриотизма – способность любить тех людей, которые вместе с тобой были рождены в этот мир. Суть патриотического долга и патриотического служения как раз и состоит в этой особой и подчеркнутой обращенности к тем людям и тому обществу, которым ты обязан своим появлением на свет.
3) Духовное воспитание гражданина- это формирование в ребенке мира духовных потребностей. Попросту говоря – потребности в высоком. Во всем том, что поднимает человека над прагматикой существования, над заботами о "хлебе насущном". Это и есть высший результат школьного образования: то, насколько у человека оказывается, развита потребность в духовной пище.
4) Нравственное воспитание гражданина. В основе формирующегося нравственного сознания лежит напряжение собственного нравственного выбора. Когда человек принимает то или иное решение, опираясь на собственный опыт установления границы между добром и злом. Оттого нравственное сознание – это сознание, у которого нет готовых решений. Это сознание, которое в каждой жизненной ситуации способно видеть ее этическую многомерность и потому открыто нравственному поиску. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Историческая память и ее роль в формировании гражданского
     сознания
              В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих способностей и таланта, а глобализация, постепенно захватывающая весь мир, может закончиться потерей национального самоопределения и гражданского самосознания. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа государств на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания, как у специалистов, так и у простых граждан высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды. Современно звучит предупреждение, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…». Отсюда следует, что современный человек должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано сформировать личность. Общая культура формируется главным образом, гуманитарными науками. Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Историческая память — процесс организации сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства с целью его возможного использования в деятельности людей или возвращения в сферу общественного сознания.
     «Историческая память обладает уникальным свойством актуализироваться на определенных, особенно кризисных, этапах развития общества. Ей присуще избирательное умение акцентироваться на отдельных исторических событиях, игнорируя другие. Она нередко персонифицируется и через оценку деятельности конкретной исторической личности формирует мнения, суждения о том, что есть ценность для сознания и поведения человека в данный период времени». [1. C 2] Несмотря на определенную неполноту, противоречивость, зигзагообразность в своем развитии, историческая память обладает удивительной способностью сохранять в сознании людей события прошлого до превращения их в различные формы восприятия и отражения мира. Она обладает большой потенциальной силой. Ее воздействие может носить как позитивный, сплачивающий людей, так и негативный характер, когда события прошлого становятся аргументом для решения актуальных проблем сегодняшнего дня без учета сложившейся ситуации
     Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества . Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний. Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей.
     В первую очередь оно приводит к  формированию социального самосознания. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, люди окажутся вне исторической перспективы, и будут жить только сегодняшним днем, при этом не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир . Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью.
          Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую, мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а, следовательно, и рационально перестроить настоящее. Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории. Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации. Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности.
     Интерес к прошлому претерпевал различные  стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории. Культура мышления предполагает, прежде всего, большой объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность.        
     Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином". 

Глава II. Память о ВОВ как способ формирования гражданского сознания.
2.1 Основные направления  формирования гражданского  сознания поколения XXI века на основе духовного опыта Великой Победы. 

     Актуализация  феномена Великой Победы позволяет  создать новую ситуацию в социально-политическом, экономическом, культурном пространстве России, трансформирующую опыт защитников Отечества на современное поколение россиян через образы героев и явление героического, идеал защитника Родины и его самоотверженность, моральный дух и основы массового героизма народа консолидированного идеей защиты Отечества, стойкость, мужество и волю к победе и т.д.
     Разработка программ и технологий патриотического воспитания, опирающихся на опыт Великой Победы, могут стать основой более глубоких исследований черт специфики патриотизма российского народа, которые должны раскрыть его социальную природу, объективные свойства как особой общественной связи, а также социально-экономические, культурные, основные функции в обществе, символические, текстовые, ценностные и духовно-смысловые формы его проявления. Особое внимание следует уделить выработке механизмов направленности патриотических ориентиров на реальную жизнь, практику хозяйственной, организационно-управленческой, социально-коммуникативной и других видов деятельности, трансформации этого потенциала на активную социальную деятельность населения.
     Что предполагает осмысление в рамках патриотически-ориентированного образования феномена Великой Победы через многообразный спектр патриотизма, опредмеченного в понятиях государственного и общественного идеала в прошлом, настоящем и будущем, качествах личности Воина и Труженика тыла, механизме мобилизации всех сил и средств в борьбе за свободу и независимость Родины в самой кровопролитной войне за историю человечества?
     Во-первых, даёт возможность использовать духовный опыт Великой Победы в овладении  населением и, прежде всего молодёжью, опытом служения Отечеству в его разнообразных формах.
     Во-вторых, является основой структурирования целей, задач и содержания воспитания гражданина и патриота России.
     В-третьих, способствует созданию концепций, моделей, проектов и программ, технологий, мобилизующих патриотический ресурс Великой Победы в современной России.
     В этом плане патриотизм как приоритет  воспитания создает новый облик жизни гражданина России, новое понимание смыслоценности развития человека, формирует новый социальный заказ, которые теперь становятся не просто приобретением специальности или повышением личного статуса, условием карьерного роста, но основой воспроизводства нравственной, ответственной соборной личности, социума, общества и государства, основными приоритетами которого будет культура, патриотизм и гражданственность.
     Патриотизм  органично вплетается в образование  поколений XXI века при условии, если его духовно-ценностное основание  будет связано с современной концепцией его модернизации.
     Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
     Основными направлениями формирования гражданского сознания современной России на основе опыта Великой Победы являются:
     «Духовно-нравственное — включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма, воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, сосредоточенного как в феномене Великой Победы, так и в героических страницах отечественной истории. Духовно-нравственное наследие защитников Отечества включает в себя: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к российскому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
     Историко-краеведческое  — познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Особую роль играет деятельность поисковых отрядов по увековечении памяти павших в годы Великой Отечественной войны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.