На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ
 
 
Кафедра философии и социальной работы
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Технология социальной работы»
на тему:
«Технология социального обеспечения»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рязань 2006
 

Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и содержание социального  обеспечения в России
1.1. Понятие,  функции и виды социального  обеспечения
1.2. Роль  государства по обеспечению права  на социальное обеспечение
1.3. Значение  социального обеспечения для  различных групп населения
Глава 2. Анализ технологии социального  обеспечения
2.1. Анализ  современного состояния технологий  социального обеспечения за рубежом
2.2. Анализ  технологии социального обеспечения  в России
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в Российской Федерации
Заключение
Список  литературы
Приложение
 

Введение
 
Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества.
Переходный  период к рыночным отношениям ознаменовал  собой новый этап в социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным по своей сути, он вызвал к жизни новые процессы, которые даже в западном мире стали  управляемыми спустя десятилетия. Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего  населения страны и потребовали  неотложного формирования принципиально  новой системы социального обеспечения.
В новой  экономической, политической и социальной ситуации в России общественные ожидания людей адресованы уже «не государству» развитого социализма, а государству, взявшему курс на радикальное переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально  новому типу экономических отношений, а, следовательно, и к новой национальной системе социальной защиты населения, к системе, которая будет гарантировать  каждому конституционное право  на достойную жизнь.
Реальная  ситуация на современном этапе в  России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников  и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника  средств существования, поистине трагическое, крайне низкий уровень пенсионного  обеспечения для подавляющего большинства  старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующих даже социального  минимума, необходимого для выживания  человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных  выплат, убогий уровень социального  обслуживания, создаваемых лишь иллюзию  социальной защиты, превратили наиболее уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных выплат, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемого через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Кроме того, современная система социального обеспечения сохранила некоторые черты советской системы социального обеспечения, где социальные выплаты и услуги оказывались вне зависимости от истинной нуждаемости граждан и включало огромное количество видов пособий и льгот. Размер некоторых видов социального обеспечения не соответствует величине прожиточного минимума. Например, средний размер пенсий составляет 1884 р., величина прожиточного минимума пенсионера равна 1892 р. Однако, если учесть, что большое количество пенсионеров получают пенсию ниже средней, то в этом случае их доход ниже установленного законом нормы. Еще хуже ситуация с выплатой ежемесячного пособия на детей, которое составляет 100 р., что по отношению к величине прожиточного минимума на ребенка составляет 1:26. Требует пересмотра некоторая позиция к оказанию социального обеспечения, которая будет учитывать реальные потребности граждан и возможности государства.
Если  общество не сможет переломить сложную  ситуацию, то нынешнее состояние социального  обеспечения в Российской Федерации  станет хроническим на многие десятилетия. Процесс формирования федеральной  системы социального обеспечения  достаточно длительный и болезненный, ибо объективно обусловленный другим глобальным процессом-возрождением российской экономики и созданием в стране соответствующих условий для  ее эффективного функционирования.
Развитая  система социального обеспечения - обязательный элемент социального  государства. Согласно конституции  Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни  и развитие человека. Нормы, прописанные  в конституции, являются нормами  прямого действия и обязательны  для выполнения.
Социальный  прогресс требует от государства  усиления внимания к решению проблем  социального обеспечения, и чем  последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально  – политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое  самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения  Российской Федерации.
Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод о том, что тема курсовой работы является актуальной для исследования. Проблемой исследования является несовершенство технологии социального обеспечения.
Цель  исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию технологии социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию социальное обеспечение в современных условиях, выяснить его функции и дать классификацию основных видов социального обеспечения;
2) рассмотреть законодательную базу в области социального обеспечения в Российской Федерации;
3) определить значение социального обеспечения для различных групп населения;
4) провести анализ технологии социального обеспечения в России;
5) исследовать современное состояние системы социального обеспечения за рубежом;
6) наметить рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в Российской Федерации.
Последовательная  реализация данных задач позволит достичь  цели курсовой работы.
 

Глава 1. Сущность и содержание социального обеспечения в Российской Федерации.
 
1.1. Понятие, функции, виды социального обеспечения.
 
Содержание  понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального  обеспечения в нашей стране.
Социальное  обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается  в научной обоснованности. Иногда определение того или иного понятия  дает сам законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение  социального обеспечения как  многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это  понятие трактуется по-разному. В  науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения - экономическая и правовая.
Как экономическая  категория социальное обеспечение  служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения  одной из острейших проблем –  социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого  распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения  доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой  как раз и является социальное обеспечение.[9]
В то же время социальное обеспечение –  это и правовая категория, так  как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством  правового механизма, закрепляя  нормативным путем организационно – правовые способы осуществления  социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.[9]
Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим  от него обстоятельствам нуждается  в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает  статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение  безусловно является и очень важной социальной категорией.
Исходя  из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения  на современном этапе;
1) государственный  характер устанавливаемых в обществе  организационно – правовых способов  распределения совокупного общественного  продукта через систему социального  обеспечения;
2) законодательное  закрепления перечня социальных  рисков, признаваемых государством  в качестве оснований для предоставления  различных видов социального  обеспечения;
3) закрепление  в нормах права либо в договорах,  санкционированных государством, круга  лиц, подлежащих обеспечению;
4) нормирование  государством социального стандарта  обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.
Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного  понятия не выработано. Это объясняется  тем, что социальное обеспечение  – это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как  оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.
Специалисты в области права социального  обеспечения (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Галаганов) трактуют социальное обеспечение  следующим образом: « Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса». «Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством».1
Можно встретить  и такое определение, как «социальное  обеспечение – система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий  и других видов обеспечения при  наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность». Л.Ржаницина определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное  обеспечение – это распределение  пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим  основаниям, нормам и правилам, определяющим общефедеральное законодательство как обязательное для всех участников и уровней».
К.Н.Гусов  и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения  социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств  государственного бюджета и специальных  внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с  целью выравнивания социального  положения этих граждан по сравнению  с остальными членами общества».2
Таким образом, эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения  и отражают его особенности.
Значение  социального обеспечения в жизни  общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К основным функциям социального обеспечения относятся:
1) экономическая  функция социального обеспечения,  сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;
2) производственная  функция, которая выражается в  том, что право на многие  виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;
3) социальная (социально-реабилитационная) функция  социального обеспечения способствует  поддержанию социального статуса  граждан при наступлении различных  социальных рисков путем предоставления  различных видов материального  обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;
4) политическая  функция позволяет государству  специфическими для социального  обеспечения средствами реализовывать  основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.
5) защитная  функция заключается в том,  что общество предоставляет социальное  обеспечение в целях защиты  граждан в трудной ситуации.
Социальное  обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника  денежных средств различают 2 вида социального  обеспечения:
    государственное социальное обеспечение,
    негосударственное социальное обеспечение.
В зависимости  от порядка формирования денежных средств  государственное социальное обеспечение  может осуществляться в различных  организационно-правовых формах:
    государственное социальное страхование,
    государственное социальное обеспечение,
    государственная социальная помощь.
Государственное социальное страхование – это  система, созданных государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального или социального  положения работающих граждан, а  также в иных случаях предусмотренных  российским законодательством.[6]
 Государственная социальная помощь – новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.
Независимо  от источника денежных средств государственное  социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.
Пенсия  – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или  иного дохода, которая производится в установленном законом порядке  определенным категориям лиц из специальных  фондов, предназначенных для этих целей. В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право  на пенсию, выделяют следующие виды пенсий: пенсия по государственному пенсионному  обеспечению и трудовая пенсия.
Пенсия  по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение  которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая  предоставляется гражданам в  целях компенсации им дохода, утраченного  в связи с прекращением государственной  службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3
Трудовая  пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в  целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц  в связи со смертью этих лиц, право  на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4
Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается  отдельным категориям граждан в  порядке и размерах установленных  законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному  постоянному и основному источнику  существования.
Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим  от воли получателя. Среди них можно  назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом  отпуске по медицинским показателям  и др.
Социальное  обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. К основным видам  социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.
Расходы государства на социальное обеспечение  в 2003 году составили 1252,1 млрд.руб.(приложение 1).
Таким образом, социальное обеспечение – это  сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет  различные функции, которые определяют целевое назначение социального  обеспечения для населения. Государство  определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в  различных ситуациях, зависит от возможностей государства. Основные направления  выплат идут в сферу пенсионного  обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств  на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. в том же году. Однако, социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
 
1.2. Роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение.
 
Роль  государства по обеспечению права  на социальное обеспечение осуществляется по следующим основным направлениям:
      законодательное закрепление правоотношений по социальному обеспечению,
      организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения,
      гарантированность ее бесперебойного функционирования.
Огромное  значение для развития российского  законодательства о социальном обеспечении  имеет Европейская социальная хартия 1996 года. Среди основных социально- экономических прав человека в ней  названы: право трудящихся и их иждивенцев на социальное обеспечение (ст.12), право каждого не имеющего достаточных средств на социальную и медицинскую помощь (ст.13), право каждого человека на пользование услугами социальных служб (ст.14), право семьи на надлежащую социальную, правовую, экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития (ст.16), право каждого человека на защиту от бедности и социального отторжения (ст.30).[39]
Гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[3]
Важнейшим условием для реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости».
Конституция закрепляет также правовой статус граждан  в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Государственная система социального обеспечения - явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических  мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным отраслям права. Комплекс социально-экономических мер как системное образование состоит из относительно самостоятельных элементов — подсистем, закрепляющих виды, основания и условия пенсионного обеспечения, обеспечения граждан денежными выплатами в форме пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы социального обеспечения выделяются: пенсионная система, система пособий и компенсаций, система социального обслуживания.
Таблица 1.1
Законодательная база по социальному обеспечению  в Российской Федерации.
Федеральные законы, регулирующие отношения  по социальному обеспечению
 
 
Категории лиц
Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении  в РФ»
Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные
Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет
«О трудовых пенсиях в РФ»
Застрахованные граждане
Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах  внутренних дел, государственной противопожарной  службе, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы и  их семей»
 
 
 
 
Перечисленные в законе категории  граждан
Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Граждане, имеющие детей
Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.

 
«О  занятости населения в РФ»
Безработные граждане
Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле»
Граждане РФ
Социальное пособие на погребение
«О беженцах»
Граждане, имеющие статус беженцев
Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи»
Граждане, душевой доход которых  ниже прожиточного минимума
Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей
Пособия, социальное обслуживание
«О статусе военнослужащих»
Военнослужащие, уволенные с военной  службы без права на пенсию
Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ»
Граждане, нуждающиеся в социальных услугах
Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов»
Граждане пожилого возраста и инвалиды
 
 
Те же виды

 
Как видно  из таблицы, массив правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с социальным обеспечением достаточно велик. Содержание норм, закрепляющих права граждан на многообразные виды социального обеспечения вполне отвечает современным требованиям международного уровня. Однако реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларативный характер. Это скорее механическое объединение разнохарактерных социальных выплат и услуг, не связанных друг с другом единым целевым назначением, предоставляемых гражданам в низких размерах, не соответствующих нормам и стандартам и не позволяющих решить ни одну из социальных задач при проведении государством социальной политики. Все это предопределяет неэффективность такой системы.
Организация и обеспечение финансирования соответствующей  общефедеральной системы социального  обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования - это глобальное направление в социальной политике государства. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления: 1) организационно-управленческих основ системы социального обеспечения; 2) финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения; 3) собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан в порядке их социального обеспечения; 4) правового механизма защиты нарушенного права.
Реализация  данного направления в социальной политике находит свое отражение  в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного и страхового пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных; других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты.
Распределительный характер общественных отношений в  сфере социального обеспечения  объективно обусловливает обязанность  государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей.
Распределение соответствующих благ через систему  государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус. Были созданы страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.
Гарантированность права граждан на социальное обеспечение  зависит не только от способов организации и финансирования систем социального обеспечения, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам либо лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения. Роль государства как раз и заключается в том, насколько оптимально оно решает названные проблемы в системах материального обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому достойные условия жизни; условия предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией права и порядок принятия решения компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты или о предоставлении той или иной социальной услуги; способ защиты нарушенного права.[9]
Оценивая  роль российского государства в  реализации права граждан на социальное обеспечение на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень социального обеспечения, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны; задержки в выплате социальных пособий; предоставлении иных видов социального обеспечения, в связи с чем гражданам не гарантируется реализация конституционного права на социальное обеспечение. Стала обычной ситуация, когда принимаются законы, указы, другие акты, нормы которых не применяются. Все это отрицательно сказывается на доверии населения к государству, подрывает авторитет власти, создает социальную напряженность в обществе.
Таким образом, роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение  чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством.
 
1.3. Значение социального  обеспечения для различных групп  населения.
 
Экономические преобразования и трансформация  структуры собственности привели  к заметным изменениям и снижению экономической активности населения. Население достаточно критично оценивает  реализацию государством социальной функции. К причинам неэффективности социальной политики государства следует отнести  недооценку роли государства в обеспечении  благосостояния общества в условиях перестановки внутри социальной структуры, расширения или сужения конкретных социальных групп, смены их доходов, статуса, престижа, качества жизни. Сегодня очевидно, что участие государства в решении социальных проблем общества должно увеличиваться.[18]
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением. Современная социальная политика в России – одна из острых проблем, волнующих общество. Мизерные пособия, копеечные пенсии, постоянно растущие цены на продукты, лекарства, жилищно-коммунальные услуги и, как апофеоз, - проблема с льготами пенсионеров.
Одним из важных факторов оценки уровня жизни, влияющих на эффективность социального  обеспечения, является такой социальный норматив, как прожиточный минимум.
24 октября  1997 года принят Федеральный закон  «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации» (действует  в редакции от 27 мая 2000 года).
Нужно сказать, что этот закон направлен на установление правовой основы для определения  прожиточного минимума и его учета  при предоставления гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов при осуществлении мер  их социальной поддержки.5 Прожиточный минимум имеет важное значение не только для определенного количества граждан, живущих на уровне черты бедности и ниже, но и для оказания им адресной социальной помощи как лицам с низким уровнем дохода.
На практике используются несколько методик  предоставления социальной помощи нуждающимся, апробированных. Применение этих методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения.
1) методика регионального регулирования  минимальных душевых доходов,  которая предусматривает установление  гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика – наиболее  полный учет дохода, включая, помимо  денежных и натуральных его  форм, также и экономический потенциал  семьи,
2) косвенные методы оценки нуждаемости.  Положительная сторона - оценка  реального потребления по показателю  потенциальных потребительских  расходов. При этом учитываются  демографическая структура семьи,  место проживания семьи, жилищные  условия, денежные и имущественные  активы семьи.
3)сочетание  категорийного подхода и расчетного  дохода. В числе основных условий  предоставления помощи – наличие  в семье социально-уязвимых категорий  граждан (выделено 13 таких групп).
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению  таких вопросов, как выявление  факторов реальной нуждаемости, поэтапный  переход от оказания помощи отдельным  категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще  не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к  распределению государственной  социальной помощи, адресные формы  социальной поддержки находятся  в стадии становления
Качество оценки нуждаемости повышается с учетом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения  получателей помощи, эффективность  административных расходов, преимущественная ориентация на определенные слои населения, анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Технологию оценки потребности  населения в социальном обеспечении  можно представить в следующем  виде:
      анализ изменения динамики уровня жизни определенной категории граждан либо отдельного человека,
      определение уровня доходов,
      анализ соответствия денежных доходов величине прожиточного минимума (для трудоспособного населения 2612 р., для пенсионеров – 1892 р., на детей – 2426 р.),
      принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения.
Материальное обеспечение соответствующих  категорий граждан и членов их семей трудовыми и государственными пенсиями и пособиями осуществляется в форме денежных выплат. Данные пенсии и пособии представляют собой  денежный эквивалент необходимых человеку жизненных благ и потребностей. В  принципиальном плане получение  пенсий и пособий определенными  категориями получателей дают им возможность самостоятельно строить  свой бюджет в соответствии с необходимыми индивидуальными потребностями. Денежные выплаты преобладают в общих  расходах государства на нужды социального  обеспечения.[6]
В результате ухудшения соотношения размеров пенсий с заработной платой и прожиточным  минимумом упала и реальная покупательная  способность пенсий. Основными причинами  такого положения дел явились: негативные процессы в экономической жизни  общества, отставание законодателя в  должном правовом регулировании  происходящих изменений в общественных и социально-обеспечительных отношениях. В экономике такие процессы проявились в распределительных отношениях: в динамике денежных доходов и  уровне инфляции, в несбалансированности товарного рынка, росте стоимости  жизни. В конечном счете, это привело к нарушению обоснованной дифференциации уровня жизни имеющихся социальных групп населения. Государству необходимо обеспечить дифференцированный подход к различным социальным слоям и группам населения; социальным мероприятиям придать адресный характер; применить различные методы поддержки и виды помощи различным категориям населения. С целью поддержания уровня покупательской способности получателей пенсий и пособий государством введена и такая система помощи – компенсационные выплаты.[6]
Однако, несмотря на то, что государство  имеет развитую в законодательном  плане систему социального обеспечения  населения, все выше с каждым годом  увеличивается социальная дифференциация между различными группами населения  и возрастает соотношение величины прожиточного минимума с реальными  доходами населения, которые попадают под механизм социального обеспечения.
Несмотря  на повышение темпов роста реальных доходов населения в последнее  время, объективно происходит не столько  их рост, сколько процесс восстановления их прежнего уровня. Подъем же возможен, если на фоне экономического роста  будет целенаправленно проводиться  перераспределение национального  дохода.[21]
Населению предоставляются социальные гарантии, целью которых является уменьшение различий в уровне жизни отдельных  слоев населения, оказание помощи нетрудоспособным лицам и лицам, находящимся в  трудной жизненной ситуации. Несомненно, пенсии, пособии, а до принятия закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ и льготы относятся к числу социальных гарантий, но говорить о том, что  они выполняют основную цель-поддержание  достойного уровня граждан - не приходится.
Наименее  обеспеченными являются семьи с  детьми. С 2001г. по 1 апреля 2005г. не увеличивалось  детское пособие, которое составляло 70 рублей, не индексируются выплаты  по материнству. Оплата отпуска по уходу  за ребенком до полутора лет и единовременное пособие на рождение остаются мизерными, хотя цены вырастают на 10%, не индексируется необлагаемый налогами вычет из доходов граждан на детей.[22]
Расходы на выплату пособий на 2003г. составляют: по беременности и родам-10724млн.руб., при рождении ребенка-6513млн.руб., по уходу за ребенком до 1,5 лет-5656млн.руб., ежемесячное пособие на ребенка-22493млн.руб.[32]
Вопреки декларациям властей, дети сегодня  не являются приоритетом для государства. Оно расходует на них меньше необходимого, поскольку прожиточный минимум  по Российской Федерации на ребенка  составляет 2426руб., видно несостоятельное  обеспечение государством пособий  на детей, которые не соответствуют  нормам.
Со стороны  государства нет никаких обязательств об уровне или размере будущих  пенсий, а гарантированный прожиточный  минимум никак не связан с достаточным  уровнем. В прошлом году средняя  пенсия почти дотягивала до величины прожиточного минимума пенсионера, составляющей 1892руб..[37]
Таблица 1.2 Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного фонда России на выплату пенсий в 1998-2004 годах.6
 
Название показателей
Численность пенсионеров – всего (млн. чел.)
38,5
38.5
38,5
38,6
в том числе по старости
29,1
29,0
29,6
29,6
Средний размер пенсии (рублей)
399
1380
1585,0
1884,0
в том числе по старости
426
1483
1634,7
1935,0
Прожиточный минимум пенсионера (рублей)
348
1372
1588
1900
Отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (%)
38,0
31,3
31,0
30,00
Расходы на выплату государственных  пенсий (млрд.рублей)
184,1
642,7
769,1
886,6
в том числе на выплату трудовых пенсий
167,0
597,6
718
824,3

Как видно  из таблицы, средний размер пенсий дотягивает до величины прожиточного минимума. Однако, это происходит только со средним  показателем. Минимальный размер пенсии гораздо меньше норматива, а его  получает население. На данном фоне сформировалась система привилегированных пенсий, размер которых превышает во много раз как средний размер пенсий, так и величину прожиточного минимума.
 Острой  проблемой является низкий минимальный размер трудовой пенсии по старости, который по состоянию на 1 января 2003 года составил 54% прожиточного минимума пенсионера. Несмотря на то, что средний размер пенсий несколько его превысил (и составляет 103%), а максимальный размер пенсии равен 125% прожиточного минимума, абсолютные размеры пенсий не обеспечивают основные потребности пенсионеров, не говоря уже о "приемлемой и достойной жизни". Приближение размеров минимальной пенсии к уровню прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу.[12]
С 1 января 2005г. произошла замена льгот денежными  компенсациями. Данное нововведение неоднозначно было принято обществом, особенно теми категориями населения, которые  пользовались преимуществами. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов. При этом высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие – как обман населения. Проблема сложная. Во-первых, она имеет значительный социальный состав, во-вторых, немаловажную роль играет экономический состав – выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей.[34]
Нельзя  отрицать того, что социальное обеспечение  осуществляется по принципу ответственного реагирования через индексацию пособий  и льгот. В тоже время часть  пособий и льгот являет собой  наследие прежней системы, когда они предоставлялись по принципу принадлежности к определенной социальной группе. Существует более 1000 видов социальной поддержки населения за счет бюджетных средств. При этом лишь 2 из них предполагает проверку нуждаемости, остальные предоставляются определенной социальной группе. Получается так, что основная помощь распределяется фактически в пользу более обеспеченных граждан, имеющих более легкий доступ к ней, и только четверть попадают к самым бедным.[1]
Одним из видов социальной поддержки, гарантированной  гражданам государством, нуждающимся  в постоянной или временной посторонней помощи, является социальное обслуживание. Несмотря на постепенное развитие структуры учреждений, уровень социального обслуживания в стране остается низким. Потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних детей удовлетворяется на 6,7%, в приютах-10,4%, центрах помощи семье и детям –6,4%, домах-интернатах для пожилых и инвалидов-60%.[39]
Развитие  данного направления сдерживает: несовершенство правовой базы, ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие комплексного подхода к совершенствованию  системы социального обслуживания в РФ и недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.
Поэтому надо говорить о том, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки  граждан с целью содействия в  преодолении трудной жизненной  ситуации собственными силами, обеспечение  большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, ее преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.[37]
Российская  Федерация-это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» (ст.7 Конституции РФ). Данное положение  закреплено в основном документе  страны, однако выполняется ли оно говорить сложно. Современная система социального обеспечения доказывает несостоятельность прописанных в Конституции правил. Многие виды социального обеспечения, предоставляемые гражданам, не соответствуют величине прожиточного минимума. Роль социального обеспечения для населения огромна. Принято множество законодательных актов, регулирующих оказание различных видов социальной поддержки. Однако, чтобы понять, почему существуют диспропорции между провозглашенными правами и реализацией их государством на практике, необходимо разобраться в технологии социального обеспечения, выявить ее недостатки и на основании этого можно будет ее совершенствовать.
 

Глава 2. Анализ технологии социального обеспечения.
 
2.1. Анализ современного  состояния технологий социального  обеспечения за рубежом.
 
Основной  предпосылкой, обусловившей появление  различных систем социальной защиты человека, была и остается рисковая природа его существования.
Общественная  практика выработала несколько различных  способов управления социальными рисками в рамках единой системы социальной защиты населения. Каждый из них имеет свои традиции и национальные особенности, что определяется спецификой тех или иных социальных рисков в обществе, различием в потребностях защиты разных социально-демографических групп населения, государственными социальными и экономическими приоритетами.
В настоящий  момент происходит серьезное переосмысление традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы. Государство  ни в коей мере не отказывается от возложенных  на него обязанностей по обеспечению  необходимых социальных гарантий, но в то же время качественное улучшение и рост этих гарантий переводит в сферу индивидуального или коллективного самообеспечения. Во всех странах превалируют обязательные виды социальной защиты, основу которой составляет социальное страхование -17,4% к ВВП в рамках всего Европейского Сообщества. Однако очевидно, что уже три европейских государства вышли за рамки традиционных моделей организации социальной защиты, это Великобритания, Нидерланды и Франция. В Великобритании социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование имеют приблизительно одинаковое значение. В Нидерландах средства, поступающие на личное страхование, уже превысили размеры государственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись.[41]
В зависимости  от соотношения различных элементов  в общей структуре системы  принято выделять различные модели социальной защиты. Всегда превалировали 2 элемента: государственное социальное обеспечение или социальное страхование - то обычно и модели строили исходя из размера той доли средств, которую обеспечивала для социальной защиты либо универсальная система (финансируемая из государственного бюджета), либо страховая. Однако, пока можно говорить только о моделях социальной защиты, ориентированных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обязательные элементы. При всей сложности современных структур социальной защиты можно предложить некоторый переходный вариант существующих моделей, которые представлены на рис.2.1. Реальная ситуация такова, что социальное страхование остается на сегодняшний день наиболее распространенным и наиболее весомым элементом системы социальной защиты большинства государств. В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза - поступления на дополнительную защиту.[41]
 

 




 




 
 
 
 
 
Рис.2.1. Современные  модели систем социальной защиты.
 
Детальный анализ технологий социального обеспечения  мне бы хотелось начать с технологии социального обеспечения Нидерландов.
С 2004 г. страна переходит на принципиально новую  технологию социального обеспечения  населения, где будет не раздача  социальных пособий, а содействие в  трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция («реинтеграция») в рынок труда.
В основе новой идеологии социальной политики - два принципа: активизация трудового потенциала домохозяйств ("Activation principle"), т.е. стимулирование граждан к активному поиску работы, и децентрализация ("Deregulation principle") социальных полномочий, т.е. передача исполнения социального бюджета "федерального" центра на муниципальный уровень. Муниципалитеты получают возможность не только самостоятельного расходования выделяемых из Центра средств, но и выбора механизмов и методов социальной работы применительно к конкретной ситуации на территории. На "федеральном" уровне устанавливаются только минимальные социальные нормативы, социальный бюджет и размеры пособий.[2]
За счет "федеральных" трансфертов формируются  два бюджета социальной помощи муниципалитетам - социальных пособий и реинтеграции. Первый расходуется на выплату пособий по нуждаемости, второй - на содействие в поиске работы гражданам, обратившимся за социальной помощью. Право на получение социальных пособий с 2004 г фактически заменяется правом на получение работы. Общий бюджет социальной помощи -5,5 млрд. евро, из которых приблизительно 4 млрд, евро ассигнуются на социальные пособия и 1,5 млрд евро - на программы трудовой реинтеграции.
Гарантированный государством прожиточный минимум составляет примерно 1150 евро в месяц в расчете на семейную пару (при оказании социальной помощи в расчет принимается домохозяйство, а не отдельные граждане). Данный социальный норматив рассчитан 50 лет назад на основе потребительской корзины и ежегодно (по состоянию на 1 января) индексируется с учетом инфляции. Величина ПМ является одновременно и минимальным размером оплаты. Надо обратить внимание на то, что потребительская корзина остается постоянной и в отличие, например, от российской практики не пересматривается: ведь если натуральный стандарт потребления действительно минимальный (верхний предел никто не ограничивает), то нет смысла без устали "совершенствовать".
В настоящее  время в Нидерландах зарегистрировано около350 тыс. получателей социальных пособий. Доля получателей помощи - немногим более 2% населения страны, которое составляет 15 млн. человек. Годовой бюджет пособий для семейной пары – 20 тыс.евро до уплаты налогов, причем в него включается даже «тринадцатая зарплата». Таков социальный норматив минимальных доходов, обязательный для всех 489 муниципальных образований.[2]
Социальная  помощь в Нидерландах основана на строгой проверке нуждаемости граждан. Ключевая роль в данном процессе отводится работе с индивидуальной социальной информацией. В 2000 г. был создан Центр данных (Data Center), призванный оказывать информационные услуги министерству и муниципалитетам по исполнению нового социального законодательства. В Голландии введена система уникальных персональных номеров социального страхования (Unique Social Security Number), на основе которой проводится идентификация всех без исключения получателей социальной помощи. Собственно, вся информационная история клиента начинается с идентификационного номера. Эти номера, присваиваемые всем новорожденным при их регистрации в муниципалитетах (иначе не получить пособие на ребенка), будут сопровождать граждан всю их жизнь. Здесь накапливается информация о всех получаемых или социальных пособиях, субсидиях и страховых выплатах в разные периоды (субсидии на образование, социальное и медицинское страхование, пенсии и т.п.). Информационное бюро - своего рода " суперкомпьютер", оперирующий идентификационными номерами, выступает единственным посредником в обмене данными между муниципалитетами и другими организациями, с которыми им необходимо связываться при проверке информации о клиентах (социальные стипендии, налоги, заработная плата, банковские вклады и т.п.). Данные о получателях социальной помощи муниципалитеты ежемесячно направляют на проверку в Бюро. Следует отметить, что в Центре данных этого Бюро проверяется не содержание, а наличие данных, их полнота и вероятные ошибки ввода, т.е. непреднамеренные, технические ошибки. Каждый клиент имеет право на доступ к своей персональной информации и несет обязанность по ее своевременному обновлению.[2]
Французская система социальной защиты населения предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты,  формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся.
В начале 90-х гг. XX в. в большинстве стран эта система была подвергнута серьезной корректировке с целью исправления возникшего дисбаланса бюджета социального обеспечения и решения проблем, связанных с радикально изменившейся демографической обстановкой. Происходит известное сближение моделей социальной защиты, введение единых принципов ее организации.[20]
По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах три четверти французских семей пользовались помощью государства. Среди социальных расходов в 1996 г. большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).[27]
Выявилась настоятельная необходимость реформирования технологии социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты.
Во Франции  государственная пенсионная система  по старости, охватывающая основную массу  пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.[27]
Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении. Ее финансовое оздоровление правительство попыталось осуществить за счет целого комплекса мер, в том числе:
• повышения возраста выхода на пенсию - с 1995 г. 65 лет и для мужчин и для женщин;
• увеличения размеров страхового стажа для выплаты минимальной пенсии, страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет, при отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал.
В базовом  режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность  трудоустройства после выхода на пенсию. Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7,6% от зарплаты).[27]
В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин.
Во Франции существуют так называемые "предпенсионные пособия". В настоящее время право на получение ранней пенсии получили лица в возрасте 59 лет и старше, имеющие не менее 40 лет страхового стажа, или лица более раннего возраста, но выплачивающие страховые взносы не менее 43 лет. Кроме трудовых пенсий, во Франции существует система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. [28]
В результате реформирования технологии социального  обеспечения французское правительство добилось определенного успеха в стабилизации ее бюджета. Правительство создало "амортизационный фонд по задолженности в социальной области" за счет взноса "социального возмещения" в размере 0,5% на все доходы (кроме минимальных социальных пособий). Кроме того, вводится налогообложение семейных пособий, повышаются страховые взносы с пенсий и пособий по безработице и увеличиваются налоги со страховых премий компаний.[28]
В целом  во Франции, несмотря на определённые трудности, государственное регулирование  социальной сферы осуществляется достаточно конструктивно и в значительной степени успешно. Согласно данным статистики ЕС, в 1997 г. покупательная способность  пособий социального обеспечения  на 1 жителя во Франции превышала  среднюю цифру по странам ЕС на 14,2%, отставая от Германии и Австрии  лишь на 2,4% от Дании на 11%, но значительно  уступая Люксембургу – на 45,3%. Люксембург занимает первое место по покупательной способности социальных пособий на 1 жителя, опережая ближайшую  к нему Данию на 30%.
Финская система социального обеспечения  имеет три основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения  и здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и социальное страхование. Сущность социального обеспечения состоит в гарантировании средств на прожитие при помощи всеобъемлющей системы основного обеспечения и льгот, выплачиваемых в пропорции к доходу (или бывшему заработку), что позволяет сохранить умеренный уровень потребления в различных крайних ситуациях. Важной является всеобщая система социальных услуг и здравоохранения. Типичным для нее является универсальность льгот и финансирование в основном за счет налоговых средств. Социальная защищенность в Финляндии по примеру других северных стран базируется обычно на факте проживания в стране. В финскую систему социального обеспечения входит составной частью прочный принцип равноправия. Самыми главными источниками финансирования социальных расходов являются государство, муниципалитеты и работодатели. Доля самих застрахованных в финансировании социальных расходов в Финляндии по сравнению со средним уровнем стран Европейского Союза несомненно ниже.[29]
Профилактическая  деятельность является центральной частью социального обеспечения Финляндии. Цель - заранее предотвратить или уменьшить различные риски и проблемы. В Финляндии организация социальных услуг и услуг по здравоохранению является общей задачей государства и коммун (муниципалитетов). Государство платит коммуне государственную долю. Самыми значительными частями секторов обслуживания являются первичное здравоохранение и специализированное лечение, дневной уход за детьми, уход за престарелыми, служба для инвалидов, пособие на прожитие, а также защита детей. Пособие на прожитие - это последний способ поддержки граждан. Определенные льготы, такие, как отпуск для родителей и надбавки на детей, являются универсальными.
Большая часть социального обеспечения  граждан организована в форме  общего законодательного страхования. Пенсии и пособие по безработице  состоят из основной части и из части, пропорциональной доходу.
В Финляндии  две пенсионные системы: система  народной пенсии и система пенсии по труду. Через обе эти системы  выплачиваются пенсии по старости, нетрудоспособности и семейная пенсия. Через систему народной пенсии последняя выплачивается на основании проживания в Финляндии, через систему пенсий по труду пенсии выплачиваются на основании трудового стажа и соотносится с заработком. Народные пенсии совмещаются с трудовой пенсией человека. Народную пенсию выплачивают только тому человеку, у которого низкая трудовая пенсия или ее нет совсем. Если трудовая пенсия превышает определенный уровень, то права на получение народной пенсии тогда нет. Трудовые пенсии оформляются частными страховыми учреждениями, главным центром которых является Центр пенсионной гарантии. Государственный и муниципальный сектор имеет свои пенсионные учреждения.[29]
Финские гарантии защиты по безработице состоят  из множества различных видов  льгот: пособие по безработице, пропорциональное заработку, основное пособие по безработице  и поддержка рынка труда. Большая  часть работников состоят в своем  профессиональном секторе членами страховой кассы по безработице, где они имеют право на пособие по безработице, соотносительно к заработку. Страхование по болезни возмещает причиненные издержки по временной потере трудоспособности. Пособие зависит от доходов заявителя. Длительная болезнь или длительный период нетрудоспособности влияют различным образом на жизнь. Реабилитация помогает предотвратить или облегчить эти воздействия. Льготы по реабилитации предоставляются людям для того, чтобы улучшать и поддерживать способность работать и справляться с ситуациями повседневной жизни так хорошо, как это возможно, независимо от степени инвалидности или нетрудоспособности.[30]
На основании  опроса мнений финская система социального обеспечения пользуется обширной поддержкой граждан.
Министерство  социального обеспечения и здравоохранения определяет основные направления политики социального обеспечения и здравоохранения, подготавливает законодательство и основные преобразования и руководит исполнением их, а также осуществляет связь между органами, принимающими политическое решение. Деятельность Министерства социального обеспечения и здравоохранения основана на пяти основных стратегиях: стратегии профилактической политики, стратегии обеспечения льгот и основных услуг, стратегии финансирования социального обеспечения, стратегии производства услуг, стратегии планирования будущего.[30]
Основной  целью социального обеспечения  является предотвращение проблем, касающихся социального обеспечения и здравоохранения, предоставление гражданам улучшенных и экономичных услуг, развитие социального обеспечения, основанного на поддержании активности граждан, поиск альтернатив для безработицы, а также установление финансирования на устойчивую основу.
Концепция социального обеспечения Японии предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования  всех членов общества, что достигается  совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.
Финансовая  база расходов на социальное обеспечение  складывается из страховых взносов  наемных работников и предпринимателей, государственных средств, доходов  от активных финансовых операций. Эта структура за последние десятилетия не претерпела существенных изменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций и снижения доли средств государственного бюджета. В соответствии с правительственной стратегией к 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение до 28,5 -32,5% национального дохода. Кроме того, предполагается изменить структуру расходов в системе социального обеспечения. Если затраты на выплату пенсий, страхование здоровья и вспомоществование нуждающимся составляют соотношение 5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Имеется в виду повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся, в частности детей и пожилых людей.[15]
Структура социального обеспечения носит  комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход, страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.
Наибольшие  суммы в структуре социального  обеспечения идут на пенсионные выплаты. Пенсионная система является двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 - различными страховыми пенсионными фондами. На создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.[15]
 Второй компонент технологии социального обеспечения - страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население: страхование здоровья наемных работников частного сектора; страхование моряков; ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений; ассоциации взаимопомощи по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений; ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ; национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами;
Третий  компонент технологии - общественное вспомоществование - охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Средства для выплат предоставляются центральными и местными органами власти в пропорции 75:25. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Помощь оказывается и пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, учреждение волонтерских организаций для вовлечения населения в активную деятельность по месту жительства).[15]
Технология  социального обеспечения в Японии имеет следующие характеристики: массовый охват населения пенсиями и страхованием здоровья; адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.
Суть  социального обеспечения в Канаде заключается в том, что государство  гарантирует определенный уровень  жизни любому человеку, будь он гражданином  Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем. Собирая  подоходный налог по прогрессивной  шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или  не может найти себе работу. Канадцы  часто называют свою систему социального  обеспечения "системой социальной безопасности". Программы помощи рассчитаны на все  слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых  людей. [16]
Основными видами социальной помощи являются:
1) пособие  на детей введено с января 1993 года. Оно выплачивается семьям с низким и средним доходом, в которых есть дети, не достигнувшие 18 лет. Величина пособия зависит от совокупного годового дохода семьи.
2) пособие по безработице выплачивается тем, кто работает менее 15часов в неделю. Величина пособия и продолжительность его получения зависит от ряда причин: от зарплаты, которую вы получаете, от продолжительности вашей работы и от темпов роста безработицы.
3) пособие  по временной нетрудоспособности выплачивается людям, которые получили травму на рабочем месте или страдают профессиональными заболеваниями. Пособие выдается на протяжении всего курса лечения. После этого таким жителям полагается пенсия или большая разовая выплата. В случае смерти кормильца иждивенцам положено получить деньги на похороны, месячный размер пенсии и разовую выплату. Действие этого пособия распространяется на иммигрантов с того дня, когда они начинают официально работать, так как деньги на эту программу отчисляет работодатель. [16]
Пожилые люди могут получать разнообразные  пособия, предназначенные для поддержания  обеспеченной старости жителям Канады. Канадский Пенсионный Фонд (КПФ) предназначен для выплаты пенсий миллионам канадских жителей, достигнувшим пенсионного возраста (65 лет). Отчисления в этот фонд обязательны для всех работающих, причем размер отчислений увеличивается пропорционально увеличению дохода. В пенсионный фонд идут деньги как наемных работников, так и частных предпринимателей. Пенсию получают все жители старше 65 лет вне зависимости, продолжают ли они работать или ушли на отдых. Пенсия выплачивается ежемесячно; ее размер постоянно увеличивается для защиты от инфляции. Пенсионный фонд выплачивает также пенсии по нетрудоспособности, однако их могут получить только те люди, которых КПФ официально признал нетрудоспособными. С пенсий, как и с пособий по безработице, взимается подоходный налог.
Фонд "Спокойная  старость": пенсии этого фонда выплачиваются канадским гражданам и жителям Канады, достигшим 65 лет. Возможность получения пенсии и ее размер зависят от срока проживания в Канаде. Для получения полной пенсии необходимо прожить в Канаде не менее сорока лет после достижения совершеннолетия. Неполную пенсию можно получить, прожив в стране как минимум 10 лет после достижения 18-ти лет. Пенсии этого фонда выплачиваются только на территории Канады.
Фонд  дополнительной пенсии выплачивает пособия тем, кто уже получает пенсию из фонда "Спокойная старость". Это пособие положено на людей с невысоким доходом или вообще без оного. Размер пособия зависит от дохода в предыдущие годы или от суммарного дохода семьи. Пособие не облагается налогом.[16]
Фонд  пособия на супруга: это незначительное пособие выплачивается тем, кому от 60 до 64 лет, а их супруг (супруга) получают пенсию фонда "Спокойная старость" и дополнительную пенсию. Размер и право получения этого пособия зависят от суммарного дохода супругов и срока проживания в Канаде. Вдовы и вдовцы также могут получать это пособие, с которого не взимается подоходный налог.[16]
Наиболее  распространенный вид пособий в  Канаде - GAIN (другие названия Welfare и Social Assistance). Его выдают тем, кто хочет  найти работу, но временно не может. Суть системы заключается в том, что любой легально проживающий  в Канаде человек, уровень дохода которого по какой-либо причине находится  за чертой бедности, может рассчитывать на финансовую помощь государства. Есть также пособие за потерю работы - Unemployment Insurance (UI). Его платят в том  случае, если работодатель делал отчисления от зарплаты в соответствующий фонд, и потеря работы произошла не по вине работника, и он проработал там  не меньше 6-ти месяцев. С 1998 года получающие пособие обязаны отработать определенное количество часов на общественных работах  или учиться на полный день, получая  более нужную стране и пользующуюся спросом на рынке труда специальность.[16]
Технологии  социального обеспечения за рубежом  представляют собой комплексные  образования, направленные на конкретного  человека как единицу нуждаемости  в определенном виде помощи. Они  определяют получение определенного  вида социального обеспечения, основываясь  на принципе адресности как основополагающем элементе в структуре социальной защиты населения. Социальное обеспечение за рубежом имеет определенную особенность: помощь оказывается нуждающимся в ней, а на остальных направлена политика государства в сфере обеспечения занятости трудоспособного населения. В настоящее время к задаче повышения уровня социальной защиты в каждой стране добавляется новая – не допустить одностороннего снижения уровня доходов трудоспособного населения. Политику, направленную на решительные реформы и резкое сокращение социальной защиты как средство повышения конкурентно способности фирм, а также на создание частного рынка страхования, поддерживают во многих странах. Основная цель реформы социального обеспечения – восстановление финансового контроля над системой и обеспечение ее долговременной стабильности.
 
2.1. Анализ технологии социального  обеспечения в России.
 
Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка либо повышенных расходов при изменении своего материального или социального положения. Основным из форм защиты граждан от социальных рисков выступает государственное социальное обеспечение.
Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения  – это назначение вида социального  обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к  предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований. [14]
Сложившееся централизованное социальное обеспечение  финансируется за счет различных  источников (рис.2.2). Созданы государственные  внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования. Для этих фондов установлен страховой  принцип их формирования, признана самостоятельность и независимость  от федерального, регионального и  местного бюджетов. Размеры страховых  отчислений и годовой бюджет каждого  фонда утверждается законодателем.
Пенсионный  фонд РФ – это организация, источниками  формирования которого являются: страховые  взносы работодателей и граждан, ассигнования из бюджета. Средства предназначены  для выплаты государственных  пенсий и пособий.[4]
Фонд  социального страхования является финансово-кредитным учреждением. Источниками  образования Фонда являются: страховые  взносы работодателей и гражд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.