На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ аудиторской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Курсовая работа
 
По дисциплине: Экономический анализ права
на тему: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
Курсовая работа 37 с., 3 табл., 24 источника
 
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Объект исследования: саморегулирование аудиторской деятельности
 
Цель работы  – изучить основные положения  Закона №307-ФЗ, провести анализ экономической эффективности, обобщить  существующие противоречия нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.
 
Полученные результаты. Выявлены противоречия системного характера между новой редакцией Федерального закона «Об аудиторской деятельности»»307-ФЗ от 20.08.2009г. и Конституцией РФ, а так же рядом иных законодательных актов, формирующих основу правового обеспечения экономической деятельности.
 
Методология и теоретическая основа исследования. В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, использовались труды специалистов в области общей теории права, гражданского, и предпринимательского права .
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «Об аудиторской деятельности», «О саморегулируемых организациях», «О некоммерческих организациях», «О бухгалтерском учете», «Об оценочной деятельности» и другие законы и подзаконные акты.
 
                                                       
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 4
1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………....... 6
1.1. Сущность и роль саморегулирования аудиторской деятельности на современном этапе……………………………………………………………………… 7
1.2. Нормативно-правовая база саморегулирования аудиторской деятельности……10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………… 16
2.1. Анализ состояния ранка аудиторских услуг в Российской Федерации………...16
2.2. Основные проблемы и положительные моменты саморегулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………….  24
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ В СФЕРЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………… 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
             
Актуальность исследования темы. В последние годы в деловых и в правительственных кругах России все чаще говорят о развитии саморегулирования бизнеса как способе повышения эффективности регулирования рынков и соответственно развития экономики страны. Создаются все новые объединения бизнеса, термин "саморегулирование" появляется в новых законах, в правительстве и парламенте рассматривается вопрос о целесообразности принятия специального закона о саморегулировании. Так что можно констатировать растущий интерес к этой теме и со стороны бизнес-сообщества, и со стороны государства.
В то же время саморегулирование - явление для нашей страны относительно новое. Поэтому далеко не все предприниматели, государственные служащие, исследователи четко понимают, что же такое саморегулирование бизнеса, в чем его отличие от других способов регулирования рынков и других форм объединения бизнеса. Интерес государства к этой теме вызывает у ряда предпринимателей беспокойство: не возникнут ли схемы добровольно-принудительного членства в организациях саморегулирования вместо, а то и вместе с государственным регулированием тех или иных сфер.
Одним из наиболее важным принципиальным моментом является изменение в области аудиторской деятельности. В   настоящее время аудиторская деятельность осуществляется в  соответствии  с  Федеральным  законом  России  №307-ФЗ  «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. и  Федеральным  законом     России     №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 27.07.2007 .
В условиях глобального экономического и финансового кризиса  резко возрастает роль аудита для пользователей отчетности, повышаются требования  к качеству аудиторского заключения. Федеральный закон  №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» призван разрешить многие важные вопросы методологического содержания аудита, государственного контроля за рынком аудиторских услуг и обеспечением саморегулирования аудиторов. Уникальность этого закона заключается еще и в том, что он конституирует не уже сложившиеся, но только зарождающиеся отношения, которые представляют собой масштабное институциональное изменение.
              Цель и задачи исследования. В представленной работе рассматриваются изменения в становлении и развития аудиторской деятельности на современном этапе. Особое внимание уделяется исследованию экономической эффективности Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо дать анализ нормативно-правовому акту регулирующего аудиторскую деятельность, выявить существующие противоречия нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, формирующих основу правового обеспечения экономической деятельности.
               Практическая значимость. Используемая методология экономического анализа Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» может быть с успехом применена при анализе вариантов дополнений и изменений к существующей нормативной базе отрасли с точки зрения их экономической эффективности.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является саморегулирование аудиторской деятельности, предмет исследования которого составляют нормативно-правовые акты регулирующие аудиторскую деятельность.
Методология и теоретическая основа исследования. В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, использовались труды специалистов в области общей теории права, гражданского, и предпринимательского права .
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «Об аудиторской деятельности», «О саморегулируемых организациях», «О некоммерческих организациях», «О бухгалтерском учете», «Об оценочной деятельности» и другие законы и подзаконные акты.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка используемых источников.
 
 
 
 
 
              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      САМОРЕГУЛИРОВАНИЕАУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
1.      Сущность и роль саморегулирования аудиторской деятельности  на современном этапе.
 
В связи с выходом Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от  30.12.2008., (далее – закон об аудиторской деятельности) появилось новое толкование терминов: аудиторская деятельность и аудит. Под аудиторской деятельностью или аудиторскими услугами понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.[1] Однако, первый законодательный акт, регламентирующий аудиторскую деятельность, - «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации» - был утвержден Указом Президента РФ только 22 декабря 1993 года № 2263.
В дальнейшем были приняты Федеральные законы «Об аудиторской деятельности»:
- 119-ФЗ от 7 августа 2001 года;
- 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.
При этом аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности[2]. В данном случае под бухгалтерской (финансовой) отч?тностью понимается отч?тность, предусмотренная Федеральным законом России от 21.11.1996 .№129 «О бухгалтерском уч?те», а также аналогичная по составу отч?тность, предусмотренная иными федеральными законами.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Наряду с этим могут оказываться прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Например: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского уч?та; составление бухгалтерской (финансовой) отч?тности; бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование, составление налоговых расч?тов и деклараций; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе, связанное с реорганизацией и приватизацией; оценочную деятельность; разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другие[3].
Тем самым, с одной стороны, у аудитора значительно расширяется фронт работ, он может выбрать то направление, которое ему наиболее творчески интересно, с другой стороны он может дополнительно получить гонорар, что представляется тоже немаловажным. Одним из наиболее важных принципиальных моментов является изменение в области регулирования аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом России №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом России №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»  аудиторская организация должна быть организована в форме коммерческой организации (исключая формы открытого акционерного общества и государственного или муниципального предприятия). Доля уставного (складочного) капитала, приходящаяся в аудиторской организации на аудиторов и аудиторские организации, должна быть не менее 51 процента[4]. Численность аудиторов в ее коллегиальном исполнительном органе - не менее 50 процентов[5]. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом либо управляющим по договору, должно быть аудитором, а управляющая по договору организация – аудиторской организацией. Численность аудиторов – работников аудиторской организации должна быть не менее трех. Аудиторская организация должна являться членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и состоять в ее реестре. Сведения реестра являются открытыми и общедоступными.
Аудитор (физическое лицо) должен иметь квалификационный аттестат аудитора и являться членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора с ней.
Федеральным законом предусмотрен обязательный ежегодный аудит открытых акционерных обществ, кредитных организаций,  организаций являющихся профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, участникам страховых организаций, клиринговых организаций,  организациям товарных,  валютных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, фондов добровольных отчислений, а так же организациям публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую отчетность). Следует подчеркнуть, что аудит обязателен также для организаций, объем выручки которых за предшествующий год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец такого года превышает 60 млн. рублей[6]. Федеральными законами могут быть установлены иные случаи обязательного аудита (например, государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Результат аудита формализуется в аудиторском заключении. Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности[7]. Однако само аудиторское заключение представляется только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор об аудите. Аудиторское заключение по решению суда может быть признано заведомо ложным.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Они обязаны также проходить внешний контроль качества работы, осуществляемый саморегулируемой организации аудиторов, уполномоченным федеральным органом на предмет соблюдения требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Предусмотрены меры дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации, уполномоченного федерального органа в отношении аудиторских организаций, аудиторов вплоть до исключения из саморегулируемой организации.
 
              1.2.Нормативно-правовая база саморегулирования аудиторской деятельности             
              С вступлением в  силу новой редакции Федерального закона от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности предусмотрена отменена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов.
              Закон об аудиторской деятельности направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного  расширения полномочий  саморегулируемых организаций аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионально аудиторского сообщества в России.
              С ведением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача саморегулируемой организации аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.
              Переходный период от лицензирования к саморегулированию  закончился с 01 января 2010г., лицензии на осуществление аудиторской  деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемой организации аудиторов[8].
              Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими  вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:
              - Федеральный закон  от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
              - Федеральный закон от 01 декабря 2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
              Иными значимыми актами, регулирующими отдельные вопросы осуществления аудиторской деятельности, являются стандарты аудиторской деятельности, стандарты  аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а так же кодек профессиональной этики аудиторов.
              Согласно закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация , созданная на условиях членства  в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
              Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов  при условии соответствия  ее следующим требованиям[9]:
              1.Объединения  в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству такой организации;
              2. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принято  кодекса профессиональной этике аудиторов;
              3. Обеспечение саморегулируемой организации аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.
              Следует отметить, что Законом об аудиторской деятельностью предусмотрено принятие каждой из саморегулируемой организации аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности Кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения  в принимаемый на уровне  саморегулируемых организаций кодекса дополнительных требований.
              Кроме того, законом об аудиторской деятельности определен новый порядок получения квалификационного аттестата[10] аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 01 января 2013г. до указанного срока Законом об аудиторской деятельности предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.
              Для проведения квалификационного экзамена всеми саморегулируемыми организациями аудиторов  создается единая аттестационная комиссия, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссия основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
              Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности – Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 №185) путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Согласно Закону об аудиторской деятельности плановые проверки саморегулируемых организаций оценщиков проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемых организаций аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.
Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ предусматривает право руководителя проверяемой саморегулируемой организации аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.
Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемых организаций аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими саморегулируемыми организаций аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России саморегулируемых организаций аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день, по информации Минфина России, внеплановые проверки саморегулируемых организаций аудиторов не проводились.
В свою очередь, следует отметить, что сосредоточение у одного федерального органа исполнительной власти функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности и функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов противоречит основным принципам введения института саморегулирования.
В связи с чем, а также учитывая, что функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Росфиннадзор), представляется необходимым рассмотреть вопрос о передаче функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов Росфиннадзору.
Согласно статье 10 Закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов, так и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278, является Росфиннадзор.
В соответствии со статьей 20 Закона «Об аудиторской деятельности» в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований Закона «об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия: предписание об устранении нарушений, предупреждение, наложение штрафа, решение о приостановлении членства в СРО или исключении.
              До принятия Закона № 307-ФЗ, предусматривающего переход рынка аудиторских услуг от лицензирования к механизмам саморегулирования, аудиторская деятельность регламентировалась Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 119-ФЗ), которым предусматривалось осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Так, ранее на аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей возлагалась обязанность по установлению и соблюдению правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к таким правилам, регламентировались федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливалась Минфином России, который мог проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло послужить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуальным аудитором.
 
 
 
 
 
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
2.1. Анализ состояния ранка аудиторских услуг в Российской Федерации
 
              По состоянию на декабрь 2009г. было выдано 7,5 тыс. лицензий из них 6,7 тыс.- аудиторским организациям, 0,8- индивидуальным аудиторам[11].
              Следует отметить , что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4,5 тыс. субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается, в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых аудиторов в 2010г. ( численность приведена по состоянию на сентябрь 2010)[12].
1. Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) - численность НП АПР составляет 7 805 членов, в том числе 1 163 аудиторских организации (23,1% от общего числа организаций) и 6 642 аудитора (27,1% от общего числа аудиторов).
2.Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (НП ИПАР) - численность НП ИПАР составляет 2 691 член, в том числе 291 аудиторская организация (5,8% от общего числа организаций) и 2400 аудиторов (9,8% от общего числа аудиторов).
3.Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП) -численность МоАП составляет 6 114 членов, в том числе 1 074 аудиторских организации и (21,3% от общего числа организаций) 5 040 аудиторов (20,6% от общего числа аудиторов).
4.Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (НП «Гильдия аудиторов ИПБР») - численность НП «Гильдия аудиторов ИПБР» составляет 5 932 члена, в том числе 1 091 аудиторская организация (21,6% от общего числа организаций) и 4 841 аудитор (19,8% от общего числа аудиторов).
5.Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП «РКА») -численность НП «РКА» составляет 3 781 члена, в том числе 741 аудиторская организация (14,7% от общего числа организаций) и 3 041 аудитор (12,4% от общего числа аудиторов).
6.Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС) - члены «ААС» представлены следующим составом: аудиторы - физические лица: 2 381 (10,2% от общего числа аудиторов[13] ); аудиторы - индивидуальные предприниматели: 125; аудиторские организации: 684 (13,6% от общего числа организаций).
По состоянию на 31 декабря 2009 г. членами указанных СРО аудиторов являлись 3 648 аудиторских организаций и 18 257 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов). По информации Минфина России, на конец 2009 г. СРО аудиторов объединяли приблизительно 70 процентов аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществляющих аудиторскую деятельность в 2009 г. К середине 2010 г. указанный показатель составил порядка 95 процентов - членами указанных СРО аудиторов стали 5 044 аудиторских организаций и 24 470 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).
В соответствии с Законом №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.
Каждой из саморегулируемых организаций аудиторов на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов России разработаны стандарты и Кодексы этики саморегулируемых организаций.
Так, в НП «АПР» разработаны и утверждены 38 стандартов в развитие федеральных правил стандартов, а также разработаны и утверждены 10 методических рекомендаций по их практическому применению.
НП «ААС» также уделяет большое внимание стандартизации своей деятельности. Указанной саморегулируемой организации аудиторов утверждены 34 стандарта аудиторской деятельности, разработанных в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Подход остальных саморегулируемых организаций аудиторов к вопросу разработки стандартов можно назвать формальным, т.е., стандарты аудиторской деятельности разработаны и утверждены, но, по сути, они во многом дублируют (иногда, почти в полном объеме) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В связи с изложенным, а также в целях стимулирования саморегулируемых организаций аудиторов к разработке стандартов аудиторской деятельности, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса о создании национального объединения в аудиторской деятельности и наделении его полномочиями по выдаче предписаний саморегулируемой организации аудиторов по совершенствованию стандартов аудиторской деятельности, разработанной соответствующей саморегулируемой организации аудиторов. При этом представляется необходимым детально проработать вопрос о предотвращении «навязывания» отдельных положений стандартов аудиторской деятельности, разработанных доминирующими саморегулируемыми организаций аудиторов, другим саморегулируемым организаций аудиторов.
Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право саморегулируемой организации применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
?        создание системы личного и (или) коллективного страхования;
?        формирование компенсационного фонда.
В свою очередь, Законом об аудиторской деятельности в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда саморегулируемых организаций аудиторов и размещение средств такого фонда  осуществляются в порядке, установленном Законом о саморегулируемых организациях.
Следует отметить, что с учетом размеров взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд саморегулируемых организаций аудиторов, составляющих 3 и 5 тыс. рублей соответственно, незначительный общий объем указанного фонда не может в полной мере обеспечить все возможные риски, возникающие при проведении аудита.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности для целей обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций применяется механизм солидарной ответственности, что в условиях незначительных объемов компенсационных фондов существенно осложняет вопрос управления компенсационным фондом и возмещения ущерба, поскольку заявитель может напрямую и нелимитировано претендовать на средства компенсационного фонда, что, во-первых, может вести к регулярному истощению компенсационных фондов и необходимости их пополнения, в первую очередь, за счет средств добросовестных участников рынка, а, во-вторых, так до конца и не решает вопрос достаточного покрытия возникающих в связи с осуществлением аудиторской деятельности рисков.
В связи с изложенным, представляется целесообразным наряду с обязательным требованием о создании компенсационного фонда, рассмотреть возможность введения механизма страхования профессиональной ответственности с целью обеспечения индивидуальной и коллегиальной ответственности в сфере аудиторской деятельности, например, по аналогии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Кроме того, представляется целесообразным определить в Законе об аудиторской деятельности порядок формирования и размещения средств компенсационного фонда, его минимальный размер, размер взносов членов саморегулируемых организаций аудиторов в компенсационный фонд.
По состоянию на сентябрь 2010 г. величина компенсационного фонда по саморегулируемым организациям аудиторам составляла:
?        НП АПР - 25 642 000 рублей;
?        НП ИПАР - 8 655 000 рублей;
?        НП МоАП - 20 490 000 рублей;
?        НП «Гильдия аудиторов ИПБР» - 16 018 000 рублей;
?        НП «РКА» - 16 018 000 рублей;
?        НП ААС - 10 098 862 рублей.
Таким образом, средняя величина компенсационного фонда саморегулируемых организаций аудиторов равна 13 483 977 руб., что, очевидно, является недостаточной для целей применения в сфере аудиторской деятельности механизмов солидарной ответственности суммой. При этом суммы указанного объема представляют незначительный интерес для управляющих компаний, в связи с чем на сегодняшний день компенсационные фонды саморегулируемых организаций аудиторов являют собой фактически «мертвую» денежную массу.
НП «АПР», помимо формирования компенсационного фонда, предъявляет к своим членам требование об обязательном страховании профессиональной ответственности. У остальных организаций в качестве механизма обеспечения ответственности предусмотрено только формирование компенсационного фонда. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов до настоящего времени не производились.
В рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в  2009г. проведено 611 проверок. По экспертным оценкам, проверками были охвачены порядка 13% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, приведено в следующей таблице:
 
Таблица № 1. Число внешних проверок качества работы аудиторских организаций.
Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций
Количество проведенных проверок
Доля ауд. орг. - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, %
2008г.
2009г.
2008г.
2009г.
АПР
224
234
16
17
ИПАР
42
34
29
24
МоАП
141
136
21
21
ИПБР
141
123
16
14
РКА
113
84
37
28
 
По сравнению с 2008г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР.
Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9% проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, осуществляющие деятельность во всех федеральных округах.
Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб.
В 2009г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
В 2009г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций проведено 1395 проверок качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по профессиональным объединениям аудиторов и аудиторских организаций приведено в следующей таблице:
Таблица № 2. Число проверок качества работы аудиторов.
Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций
Количество проведенных проверок
Доля аудиторов - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, %
АПР
592
60
ИПАР
294
34
МоАП
270
26
ИПБР
0
0
РКА
239
13
 
По сравнению с 2008г. количество проведенных в 2009г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА.
Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7% общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83%, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций - на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.
В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений».
Основные параметры деятельности контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций характеризуется следующими данными:
Таблица № 3. Ключевые характеристики контрольной деятельности в сфере аудиторской деятельности
Профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций
Количество штатных и внештатных контролеров качества
Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества
Количество ауд.орг. и инд.ауд., приходящихся на одного контролера качества
АПР
397
2,1
3,6
ИПАР
21
15,6
7,1
МоАП
108
3,8
6,3
ИПБР
66
1,9
13,7
РКА
70
4,6
4,3
 
Также, следует отметить, что за несоответствие требованиям Закона об аудиторской деятельности были применены меры дисциплинарного воздействия:
?        в виде исключения из НП «АПР»  - 28 аудиторских организаций и 10 аудиторов;
?        в виде приостановления членства в НП «АПР» - 11 аудиторских организаций;
?        в виде предписаний по основным видам нарушений - 4 - НП «ИПАР»;
?        вынесенных предупреждений 4 - НП «ИПАР»;
?        в виде приостановления деятельность 32 организаций - МоАП.
 
 
 
2.2. Основные проблемы и положительные моменты развития саморегулирования аудиторской деятельности
 
По результатам проведенного анализа норм законодательства в области аудиторской деятельности выявлены основные проблемы, которые требуют детальной проработки для внесения соответствующих изменений.
Вступление в силу нового закона «Об аудиторской деятельности» совпало во времени с принятием поправок к Конституции РФ и официальной публикацией 21 января 2009г. ее обновленного текста. Совместное прочтение этих законодательных актов свидетельствует о возникших противоречиях системных нарушений основного закона страны применительно к принятым условиям государственного регулирования аудиторской профессии. Положение закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ нарушают интересы нескольких групп лиц, в частности аудиторов, учредителей аудиторских организаций, самих аудиторских организаций и потребителей аудиторских услуг (аудируемых лиц и пользователей отчетности). Сопоставление норм, прежде всего, выявляет противоречия с правами и свободами личности, декларированными Конституцией РФ.
Так, статья 37 Конституции РФ гарантирует, что труд в нашей стране свободен «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[14]. До 2009г. статус аудитора удостоверялся получением квалификационного аттестата. Новым законом созданы дополнительные барьеры для входа в профессию. В соответствии со ст.4 Закона об аудиторской деятельности помимо квалификационного аттестата физическому лицу необходимо:
- быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов;
- уплачивать членские взносы в компенсационный фонд;
- числиться в реестре аудиторов и  аудиторских организаций;
- работать в аудиторской организации исключительно по трудовому договору.
В данном случае речь идет об административных ограничениях на профессиональную деятельность, практически не связанных с изначально декларируемой целью изменения законодательства – повысить качество аудита.
В соответствии со ст.30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое либо объединение или прибывать в нем. Однако членство саморегулируемой организации для аудиторов теперь является обязательным, без которого не возможно осуществлять профессиональную деятельность.
В период становления саморегулируемых организаций законодатель допускает возможность противоречий в сведениях реестров соморегулируемых организаций и государственного реестра. Как следует из статьи 19 Закона «об аудиторской деятельности», будут вестись не только реестр аудиторов и аудиторских организаций , но и его контрольный экземпляр, причем оба – на бумажном и электронном носителях. При этом при  несоответствии между бумажными и электронными записями приоритет имеют записи на бумажном носителе. Никаких возможностей для перепроверки или уточнения вероятных ошибок несоответствий закон не предусматривает. Таким образом, законом не устраняются, а наоборот усиливается возможность ошибки, результатом которой станут: утрата статуса аудитора, и, как следствие – утрата права на профессию с даты исключения саморегулируемой организации, аудиторской организации или индивидуального аудитора из государственного реестра. При этом вступить в другую саморегулируемую организацию нельзя, кроме случаев принятия судебного иска об  исключении саморегулируемой организации из государственного реестра либо случая исключения сведений из государственного реестра.
Так же законом установлено безосновательное ограничение свободы условий осуществления профессиональной деятельности и выбора потенциального работодателя. Как следует из пункта 3 статьи 4 , «аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг». Указанная норма означает, что аудитор, заключивший гражданско-правовой договор с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором либо трудовой договор с индивидуальным аудитором, не вправе применить свои профессиональные навыки. Таким образом, нарушен принцип свободы договора в гражданско-правовых отношениях и недопустимо сужен состав потенциальных сторон трудового договора. Данная норма противоречит как Гражданскому, так и Трудовому кодексам РФ. В частности пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса допускается возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Очевидно, что ограничения, установленные, Законом «Об аудиторской деятельности» в части оказания услуг аудиторами на основании гражданско-правовых договоров, не соответствует критериям на ограничение гражданских прав, определенных в Гражданском кодексе.
Ограничения в нормах принятого Закона «Об аудиторской деятельности» противоречат статье 20 Трудового кодекса, которая относит к работодателям как юридических, так и физических лиц. Кроме того в соответствии со статьей 5  Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу.
Законодателем не выполнено требование установленное в части 3 статьи 5 Трудового кодекса РФ, обязывающее как при издании федеральных законов, содержащих нормы трудового права, так и при внесении изменений в Трудовой кодекс РФ приводить эти нормы в соответствие между собой. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Трудового кодекса РФ в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и  иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Трудового кодекса РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, он применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой Кодекс РФ. До внесения таких изменений применяются нормы Трудового кодекса, поскольку они имеют приоритет перед нормами иных законов  не кодифицированного характера, регулирующих трудовые отношения. Налицо не устраненная коллизия права между нормами Трудового кодекса РФ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ.
Кроме того, устранения законом индивидуальных предпринимателей из числа работодателей создает противоречие в самом законе. Так пункт 2 статьи 18 определено требование к минимальному количест
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.