На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Вопрос историчности Иисуса Христа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный Университет
имени. А.Г. и Н.Г. Столетовых» 

Кафедра Ф и Р. 
 

Реферат на тему: Вопрос историчности Иисуса Христа. 
 
 

                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                   Выполнил:                                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                    ст.гр.Э-111
                                                                                                                   Пестряк А.В
                                                                                                                     Проверил:
                                                                                                               Ст.пр. кафедры Ф и Р 
                                                                                                                   Викулов И.Е.                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Владимир 2011г.
Содержание:
 Введение
ГЛАВА 1   Христианство и Христос.
ГЛАВА 2  Историчность Иисуса Христа.
  1-А жил ли на Земле Иисус Христос.
  2 -Иисус Христос как историческая личность.
  ГЛАВА  3 Проблема исторического Иисуса.
1-Свидетельства нехристианские.
       •Иосиф Флавий о Христе.
       •Талмуд о Христе.
2-Свидетельства из языческих источников.
       •Тацид о христианах своего времени.
       •Плиний Младший о христианах своего времени.
       •Свидетельства Светония.
       •Лукиан Самосатский о быте и нравах современных ему христиан.
3-Новозаветное и другие христианские свидетельства.
ГЛАВА  4 Исторические подтверждения существования Иисуса Христа.
1-Подтверждения исторические
2-Косвенные доказательства
3- Иисус свидетельствует о себе жизнью своих верных последователей
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     К числу мировых религий, имеющих  наибольшее число сторонников, относится христианство. Христианство - это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Но все их объединяют общие исторические корни. В центре христианства находится образ богочеловека - Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Слово «Христос» - это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу из Назарета. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связан с преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь - Божье царство.
     Священной книгой христиан является Библия, которая  состоит из двух частей. Ветхий завет - священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства - Иисуса Христа и основные положения его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «евангелие» в переводе с греческого означает благовествование или Радостная весть. Два из этих Евангелий - от Матфея и от Иоанна, приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других - от Марка и от Луки - ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий в Новый завет входят «Деяния апостолов» - первых учеников Христа и проповедников христианства, послания апостолов христианским общинам и, наконец, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис.
     Христианство  возникло в I в. новой эры на территории Восточной части Римской империи  в Палестине.
     Сколько существует христианство, столько     продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической.
     Представители мифологической школы считают, что  наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о  нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о  его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское  происхождение христианства, а также  наличие аналогий со сказаниями о  рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа  противоречий, разночтений, неточностей.
     Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником  новой религии, который сформулировал  ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
     Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад  в издание библейских текстов, а  также других источников, относящихся  к первым векам христианства. В  последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.
 


ГЛАВА 1 Христианство и Христос.
   Христианство - мировая религия, которая сегодня находится на первом месте по числу последователей. Оно возникло в I в. н. э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя - Иисуса из Назарета. Христиане верят, что Он является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете 1Мессией2 Спасителем мира.
   Для большой части христиан основой  веры является именно Иисус, а уже  потом Его учение, религиозные  доктрины и дела. Личность Христа, вера в Него объединяют людей, принадлежащих  к различным христианским направлениям, церквям, деноминациям и сектам.
   Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение. Верующим важно не просто знать, что  Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он - Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых. Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.
   Современная наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть Божественность Иисуса, но сегодня можно с большой  долей уверенности сказать, что  она располагает достоверными данными  о Его существовании. Однако практически  все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях - книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета - второй части Библии, являющейся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе - Спасителе и Мессии (греч. Христе). В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2  Историчность Иисуса Христа.
1-А  жил ли на Земле  Иисус Христос.
   Первоначально вопрос об основателе христианства рассматривался лишь с теологической точки зрения. Но в эпоху Просвещения в XVIII в., когда вера в Бога стала подменяться  верой в человеческий разум, возникли иные взгляды на личность Иисуса. Ученые деистической, либеральной и атеистической  направленностей положили начало двум основным школам - мифологической и исторической. Эти школы существуют посей день.
   Согласно  мифологической школе, Иисус никогда  не существовал, а все сведения о  Нем, содержащиеся в Новом Завете, являются позднейшим вымыслом и даже результатом сознательного обмана. С точки зрения сторонников этой школы образ Иисуса - результат стихийного и сознательного мифотворчества. Исследователи объясняли происхождение новозаветных сказаний о Христе в зависимости от того, как они понимали сущность мифологии, какой концепции мифа они придерживались. В целом процесс формирования образа Иисуса Христа, согласно этой точке зрения, эволюционировал от представлений о Нем как Боге к наделению Его чертами реально-исторической личности, т. е. развивался от Бога к человеку. В качестве доказательства своей правоты сторонники мифологической школы приводили ряд фактов и предположений, которые в свете открытий исторической науки ХХ в. либо опровергнуты, либо выглядят малоубедительными.
   В настоящее время подавляющее  число ученых придерживаются точки  зрения исторической школы, согласно которой Иисус Христос - это реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.
2 -Иисус  Христос как историческая  личность.
   Иисус Христос неразрывно связан с мессианской  идеей. Он есть ее производное, ее порождение, ее наиболее яркое и полное воплощение, и он же в известном смысле жертва этой идеи, испытавшая на себе все ее прелести, все противоречия и весь ее драматизм. Трудно найти в мировой  истории другую такую фигуру, которая  бы по совокупности всех качеств, по силе вызываемых эмоций могла бы быть поставлена рядом с Иисусом Христом. Известно немало религиозных деятелей, притязавших  на тот же титул, на те же функции  и на то же к себе отношение даже после своей смерти3, но ни один из них еще не достигал у своих последователей такой полноты выражения в качестве Господа Бога.
         В чем уникальность, притягательность этой фигуры? Над раскрытием этой тайны билось и бьется немало умов. Может быть, все дело в некоторых особенных деталях, на первый взгляд частностях, мелочах? Евангельская история завершается пронзительно-завораживающими картинами Страстной недели, арестом, судом и распятием Иисуса, и по силе воздействия на человека эти немногие страницы не знают себе равных. Это отчаяние в ночной тиши Гефсиманского сада, эта неумолимо приближающаяся смертная казнь, как падающий нож гильотины, она пронзает наши сердца; мы стоим вместе с Иисусом перед бесчувственными судьями, поносимые злобной толпой, следуем вслед за ним на Голгофу, страдаем, умираем и воскресаем вместе с ним. «Драма Страстей Господних, - писал знаменитый мистик прошлого века Эдуард Шюре 4, - содействовала могучим образом распространению христианства. Она исторгала слезы у всех, кто имел сердца. Все отдельные сцены этой драмы, рассказанные в Евангелиях, отличаются необыкновенной красотой». «Смерть Иисуса - прообраз всех мученических смертей», - отмечает нынешний израильский исследователь Давид Флуссер.
        Для верующих Иисус Христос - сверхъестественная эсхатологическая фигура, справедливый судия и царственный правитель, появляющийся в «конце дней», при крушении нынешнего «греховного мира». И в то же время он Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, собственно говоря, полное и всеобъемлющее олицетворение Бога, мистическим образом присутствующее в повседневной жизни, с которым верующий может говорить, общаться, прибегать к его защите, получать наставления. 
     Но Иисус Христос не только достояние христиан, своих духовных последователей. И не только достояние других религиозных конфессий, включивших Христа в свое вероучение. Он - достояние мировой истории. Начиная с IV в., с момента принятия христианства в качестве государственной религии Римской империи, редко какая историческая хроника, написанная на Западе и Ближнем Востоке, обходила молчанием евангельские события, - рождение, проповедь и распятие Иисуса Христа. Время Иисуса стало рассматриваться как поворотное событие человеческой истории. Само летосчисление стало вестись от момента его рождения; постепенно все европейские страны приняли «христианскую эру».

     Нынешнее обозначение «до нашей  эры» означает в сущности «до  Рождества Христова».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 Проблема исторического  Иисуса.
        Проблема исторического Иисуса - это прежде всего проблема источников наших знаний о нем. В зависимости от положения дел в этой сфере меняется взгляд на основателя христианства как на историческую фигуру. Еще недавно так называемая «мифологическая школа» рассматривала Иисуса Христа как религиозный вымысел именно на том основании, что имеющиеся источники находятся далеко не в удовлетворительном состоянии. Жесткая атака «мифологистов» подвигла исследователей и всю библейскую критику в целом к более тщательному изучению новозаветных текстов. За последнее столетие немало сделано для того, чтобы определить время и обстоятельства возникновения Евангелий, а также проследить за развитием христианских преданий об Иисусе Христе.
 Эта  работа продолжается и все еще далека от завершения.  
      Ситуация с историческим Иисусом поистине уникальна и не имеет аналогов в мировой истории. Ведь те тексты, которыми мы пользуемся в качестве основных источников - четыре новозаветных Евангелия, - написаны на греческом языке, распространенном в эллинистическом мире, тогда как реальный Иисус и его первые последователи жили и действовали в ином языковом и культурном пространстве, только частично входящем в орбиту эллинистической цивилизации. При этом необходимо учесть, что произошел не просто перевод с одного языка на другой. Грекоязычная аудитория усвоила предания, возникшие на другой исторической и культурной основе. Даже определив, что мостом здесь послужили евреи диаспоры, через которых христианство пришло к грекам, и эти евреи уже объединяли в себе обе культурные традиции, все равно нельзя не отдавать себе отчета, что мы имеем дело с переработанным и адаптированным в новых условиях материалом.

       До наших дней не сохранилось ни одного христианского документа на родном языке его основателя, хотя, вероятно, в свое время они существовали. Раннехристианские писатели упоминают о Евангелиях, написанных «по-еврейски» (то есть по-арамейски), которыми пользовались иудео-христиане, палестинские последователи Иисуса. Не совсем ясно, правда, насколько эти арамейские сочинения сопоставимы с имеющимися греческими Евангелиями, какие из них возникли раньше и кто на кого повлиял. Христианство очень скоро после своего возникновения вышло в эллинистический мир, и вполне возможно, что христианское предание было записано на греческом языке раньше, чем на родном языке Иисуса. То есть перевод с арамейского на греческий произошел еще в рамках устной традиции, до того, как появились какие-либо записи. И тут возникает главный вопрос: какова была эта первоначальная устная традиция? О чем она говорила?  
        Исследователи имеют все основания полагать, что общехристианская традиция, сложившаяся на эллинистической почве, не совсем тождественна традиции, существовавшей у иудео-христиан. Христианство вывел на мировую арену апостол Павел и его последователи-павлинисты, к которым иудео-христиане относились враждебно, называя их исказителями учения Иисуса. В свою очередь церковь рассматривала последних как еретическую секту. Иудео-христиане понемногу исчезли как самостоятельная религиозная группа, а павлинизм лег в основу мирового христианства. Выходит, оттого, насколько яснее мы будем представлять себе первоначальную устную традицию, настолько ближе мы подойдем к реальному историческому Иисусу.

      «Мифологическая школа» отрицала историческое существование Иисуса, заявляя также, что ни один нехристианский автор I - начала II века не упомянул о такой личности. Утверждалось, что о Христе нигде не говорится вне Нового Завета, то есть в нехристианских произведениях вплоть до середины II века, до того момента, когда окончательно сложились канонические Евангелия, и христианская церковь распространилась по всему Средиземноморью.
     «Свидетельства» же античных писателей, - фрагменты из сочинений Иосифа Флавия, Тацита и Плиния Младшего, в которых упоминается о Христе и которые часто цитировались христианскими апологетами, - отрицались как подложные, вставленные в текст христианскими переписчиками задним числом.  
         Нынешние исследователи в своем большинстве оценивают эти «свидетельства» более осторожно и взвешено. И именно потому, что внебиблейских упоминаний о Христе, относящихся к I - началу II века, очень мало , каждое из них заслуживает самого тщательного изучения. Еще учители и отцы церкви придавали исключительно важное значение любым указаниям на Иисуса в нехристианской литературе, рассматривая их как действенные инструменты для проповеди христианства среди язычников. Целый ряд таких документов сохранился до наших дней только в передаче христианских авторов, тогда как оригиналы были утрачены. Конечно, в определенной степени это снижает достоверность «свидетельств», - возникает подозрение, что они подверглись христианской правке, либо были вообще сочинены христианами, - но значение их остается по-прежнему высоко, особенно при скудости информации вообще.  
 
        Все сказанное в полной мере относится к знаменитому «свидетельству Флавия» - короткому рассказу еврейского историка второй половины I века Иосифа Флавия о проповеднике Иисусе. Сочинение Иосифа, написанное на греческом языке, дошло до нас благодаря христианским переписчикам. Долгое время никто не подвергал сомнению подлинность сообщения Флавия об Иисусе. И только по мере развития библейской критики исследователи стали говорить о христианской интерполяции, внесенной в первоначальный текст Иосифа. Подозрения усиливал прохристианский характер рассказа об Иисусе; казалось невероятным, чтобы такой ортодоксальный иудей, как Иосиф Флавий, мог бы назвать Иисуса Христом . Отсюда следовал вывод, что на самом деле Иосиф ничего не писал об Иисусе, поскольку не знал такого. Такой же христианской вставкой объявлялся и отрывок «Анналов» римского историка конца I - начала II века Корнелия Тацита, где говорится о Христе, казненном при иудейском прокураторе Понтии Пилате.  
 
      «Мифологическая школа» выдвинула тезис о «молчании века», то есть о полном отсутствии каких-либо упоминаний об Иисусе Христе в нехристианской литературе в течение первого века существования христианства. «Молчание» это служило доказательством мифичности Иисуса. На этой почве незамедлили родиться самые разнообразные версии: Христос -это солнечное божество5, отголосок античных и восточных мифов6, лунный бог7, древнееврейский бог 8, перевоплощенный Учитель праведности-кумранитов9
         В этих версиях есть доля правды. Нельзя отрицать, что образ Иисуса Христа впитал в себя многое из древневосточной и античной мифологии. И все-таки Иисус из Назарета существовал как реальная историческая личность. Правда, объективных доказательств этого крайне мало, и все они не свободны от критики. Даже решительным образом потеснивший позиции «мифологистов» «вариант Агапия», - введенная недавно в научный оборот арабская редакция «свидетельства Флавия», избавленная от прохристианских вставок и поэтому рассматриваемая как подлинная, - и та далеко не бесспорна. Также и сообщения Тацита и Плиния Младшего о Христе, будучи скорее всего подлинными, дают слишком скудную информацию, чтобы на их основании говорить о полной несостоятельности «мифологической школы». Заслуга «мифологистов» состоит в том, что они значительно расширили взгляд исследователей на личность основателя христианства, заставили воспринимать Иисуса в контексте эпохи, в русле развития религиозной мысли, что в целом безусловно полезно.  
        Хотя объективных данных в пользу историчности Иисуса, повторимся, пока явно недостаточно, у каждого исследователя, разделяющего взгляд на Христа как на реально существовавшую личность, есть свои субъективные впечатления. Конечно, все субъективное не может служить доказательством, но определенное отношение к проблеме все же формирует. Внутреннее ощущение помогает исследователю вести поиск объективных данных, задает направление поиска. Вчитаемся повнимательнее в канонические Евангелия. За специфический жанр их часто называют легендарными биографиями. Имеется в виду то, что рассказ о жизни героя облечен в специфическую религиозно-назидательную оболочку. Можно ли под этой оболочкой разглядеть реальную личность? Обратим внимание на речь Иисуса, и не на содержание ее, а на манеру произношения. «Истинно, истинно говорю вам...» 10; «Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу»11; «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом...» 12. Это характерное повторение слов, встречающихся в разных Евангелиях, принадлежащих разным традициям, - в этой манере чувствуется особенность речи конкретного живого человека, усвоенная его слушателями и передаваемая затем в проповедях. Такое нельзя придумать. То есть придумать такое в принципе можно, но не понятно, зачем это было нужно. Какая здесь теологическая нагрузка? Ученики часто подражают учителю в манере произношения, а евангелисты могли воспринять эту характерную манеру из уст тех, кто непосредственно слышал Иисуса.  
       Исследователи давно вывели правило: там, где евангельский рассказ не служит теологическим целям и даже более того, снижает образ могущественного божества, там скорее всего содержится подлинная информация, там и следует искать черты реальной личности. Так, уставший Иисус засыпает на корме лодки,13 оглядывается в толпе, не зная, кто к нему прикоснулся 14, «ужасается и тоскует» в предчувствии смерти 15, издает на кресте вопль отчаяния 16. Сообщения о сложных взаимоотношениях Иисуса со своими родными, подозревавшими его в сумасшествии17, неверие в него братьев 18 также не способствует имиджу всесильного владыки мироздания. Все это - обстоятельства и моменты жизни исторического Иисуса. Это такие вещи, которые сугубо религиозный миф попытался бы избежать, но было невозможно игнорировать преемникам реально действовавшего пророка по причине их широкой известности. 

      1-Свидетельства нехристианские.
   Хотя  для христиан высшим, обладающим абсолютным авторитетом является свидетельство Откровения, наиболее полно преподанное нам в Священном Писании, однако объективной убедительностью обладают также и свидетельства о Христе, содержащиеся в источниках нехристианских. Равнодушие, а нередко и враждебность ко Христу и Его Церкви их авторов устраняют всякое подозрение в пристрастии, в необъективности, обусловленной симпатией к христианству и желанием содействовать его успехам.
   Такие нехристианские свидетельства можно разделить на еврейские и языческие. Рассмотрим сначала еврейские как наиболее близкие ко Христу по времени и месту написания.
   Иосиф Флавий о Христе
   Иосиф Флавий - виднейший иудейский историк I века (род. около 35 г. по Р. X.), оставивший два больших труда на греческом языке - «Иудейская война» и «Древности иудейские». В них имеются три упоминания о Христе и о близких ко Христу евангельских персонажах.
   Одно  из них, подлинность которого никем  не оспаривалась, относится к Иоанну Крестителю. Флавий говорит об Иоанне как о  личности, хорошо ему известной и пользующейся популярностью. Именуя его «праведным мужем», историк сообщает о его проповеднической деятельности, о том, что он был казнен Иродом и приписывает поражение войск этого царька Божьему наказанию за это беззаконное убийство.
   Другое, не менее важное сообщение делает Флавий об Иакове - брате Христа. Он пишет: «Анан 19 почитал для себя благоприятным случай, когда Фест 20, а Альбин 21 находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».
   Как видим, здесь уже упоминание не только о близком к Иисусу человеке - Иакове, но и о Нем Самом.
   Но  наиболее подробным, наиболее известным и возбуждавшим научные споры является следующий отрывок «Иудейских древностей», посвященный Иисусу Христу: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией. И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день»
   Этот  текст фигурирует во всех сохранившихся  списках труда Флавия, а также  приводится Евсевием Кесарийским в его Церковной истории. Большинство исследователей издавна сомневались в подлинности этого текста, слишком «христианского» по содержанию и стилю.
   Из  известных до последнего времени  науке альтернативных версий, касающихся спорного свидетельства о Христе в дошедшем до нас греческом тексте XVIII книги «Древностей иудейских» И. Флавия, ни одна не соответствует истине: этот текст не является подлинным, т.е. принадлежащим перу Флавия, но и не является интерполяцией, т.е. сочиненной каким-то переписчиком вставкой.
   Есть  все основания считать, что этот текст имелся в оригинале Флавия в том же месте XVIII книги Древностей, но в редакции, сохранившейся в арабской цитации, сделанной епископом Агапием и являющейся переводом с первоначального, еще не подвергшегося искажению греческого текста Флавия22.
   Искажение допущено каким-то христианским переписчиком, которому оригинальный текст флавиевского высказывания о Христе показался  неуважительным и он счел возможным и полезным сделать этот текст более благочестивым, вложив в него и тем самым приписав Флавию совершенно несвойственное ему, но присущее переписчику христианское отношение и суждение об Иисусе Христе.
   Евсевий Кесарийский, позднейшие писатели, приводившие  свидетельство Флавия, имели в  своем распоряжении уже искаженный греческий текст этого абзаца «Древностей».
Таким образом, историческое существование  Иисуса Христа засвидетельствовал Его  современник Иосиф Флавий, крупнейший историк иудейского народа, в двух местах своего труда «Древности иудейские». Сомнения в подлинности одного, более  пространного из этих двух текстов  отпали, оказавшись научно необоснованными.
   Талмуд  о Христе
   Как известно, Талмуд - книга, пользующаяся высочайшим авторитетом в иудаизме, представляет собой набор разнообразных исторических сведений и преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к различным текстам Торы и других ветхозаветных книг. Талмуд создавался в еврейской диаспоре с III по VI вв. по Р.Х.
   Талмуд  составлялся в антихристиански  настроенной еврейской среде, и  можно с уверенностью предположить, что буквально все его упомянутые в нем и безымянные авторы относились ко Христу и к христианству враждебно.
   Если  бы существование Христа являлось плодом измышления позднейших адептов христианского учения, то противникам естественно было бы обвинить их в явной лжи. Ведь многие из авторов поучений и повествований Талмуда жили в I в. по Р.Х. и, следовательно, были современниками Христа и его ближайших учеников.
   Другим  методом борьбы с христианством могло быть замалчивание существования Христа. Однако Талмуд, напротив, его подтверждает, вступая в полемику против христианства и Его Основателя, нередко насмехаясь над Ним. В трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжении сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: "Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует". Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».
   Известный рабби Акиба-бен-Иосиф, живший в первую полови ну II в., казненный при подавлении восстания Бар-Кохбы в 132 г., писал о Христе, опять-таки относя Его смерть к кануну Пасхи, что соответствует христианской традиции.
   Рабби Салман Цеви писал, что Иисус Назарянин  родился в Вифлееме Иудейском  в царствование Ирода и был  умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате.23
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.